Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Потребностью называется определенная нужда действующего субъекта в совокупности окружающих обстоятельств его существования, привязанность к внешним условиям, исходящая из его личностной природы. Это существенное звено в системе отношений с другими людьми выступает причиной жизнедеятельности человека. Потребности распространяются на всю сферу социальной, материальной и органической жизни, указывая на тесные взаимосвязи между этими понятиями.

Проявление потребности

Потребность проявляется в избирательном отношении индивидуума к существующим условиям внешнего мира и является динамической и циклической величиной. Первичные потребности относятся к биологическим нуждам, помимо этого, человек испытывает необходимость пребывания в социуме. Особенность потребности такова, что она является внутренним побуждением и стимулом для деятельности, но одновременно работа становится предметом необходимости.

В то же время занятие каким-либо делом формирует новые потребности, так как нужны определенные средства и затраты для воплощения задуманного в жизнь.

Потребности в обществе

Общество, в котором не развивают и не воспроизводят обречено на деградацию. Нужды людей в разные эпохи соответствуют духу предпринимательства и развития, отражают недовольство и отчаяние, выражают коллективизм, общую веру в последующие дела, обобщают стремления людей, притязания, нуждающиеся в периодическом удовлетворении. Соотношение первичных и вторичных потребностей формируется не только в плане социального положения, но под действием принятого образа жизни, уровня духовного развития, разнообразия социальных и психологических групп в обществе.

Без удовлетворения насущных потребностей общество не может существовать, заниматься воспроизводством общественных ценностей на уровне исторических и культурных стандартов. Насущные потребности в перемещении, общении, владении информацией требуют от общества развития транспорта, средств общения, образовательных институтов. Люди заботятся о том, чтобы удовлетворить первичные и вторичные потребности.

Виды потребностей

Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:

  • по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
  • по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
  • по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
  • по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
  • по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
  • по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).

Первичные потребности

К этой категории относят врожденные физиологические потребности, без которых человек не может существовать физически. К ним относят желание есть и пить, необходимость дышать чистым воздухом, регулярный сон, удовлетворение сексуальных желаний.

Первичные нужды существуют на генетическом уровне, а вторичные возникают с увеличением жизненного опыта

Вторичные потребности

Имеют психологическую природу, к ним относят желание быть успешным, уважаемым членом общества, появление привязанностей. Первичные и вторичные потребности различаются тем, что неудовлетворение желаний второй категории не приведет индивидуума к физической смерти. Вторичные стремления подразделяют на идеальные, социальные и духовные.

Социальные потребности

В этой категории желаний превалирует потребность общаться с другими индивидуумами, проявить себя в общественной деятельности, получить общее признание. Сюда входит стремление принадлежать к определенному кругу или социальной группе, занимать в ней не последнее место. Эти желания развиваются у человека в связи с его собственными субъективными представлениями о структуре данного слоя общества.

Идеальные потребности

К этой группе относят стремления развиваться самостоятельно, проявляющиеся в желании получать новую информацию, исследовать ее и ориентироваться в социуме. Потребность изучать окружающую действительность приводит к осознанию места в современном мире, познание смысла жизни, ведет к пониманию своего предназначения и существования. Переплетаются с идеальными первичные потребности и духовные желания, которые представляют собой стремление к творческой деятельности и осознанию прекрасного.

Духовные стремления

Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.

Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.

Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.

Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.

Классификация потребностей другого порядка

Первичные потребности человека подразделяют на:

  • физиологические, которые заключаются в существовании и воспроизводстве потомства, еде, дыхании, крове, сне и других нуждах тела;
  • являющие собой желание обеспечить комфорт и безопасность проживания, труд для получения благ, уверенность в дальнейшей жизни.

Вторичные потребности, приобретенные в ходе жизненного пути, подразделяют на:

  • социальные стремления получить связи в обществе, иметь дружеские и личные привязанности, заботиться о сородичах, добиться к себе внимания, участвовать в совместных проектах и деятельности;
  • престижные желания (уважать самого себя, получить признание других лиц, достичь успеха, высоких наград, продвинуться по карьерной лестнице);
  • духовные - необходимость самовыражаться, реализовать свой творческий потенциал.

Классификация желаний по А. Маслоу

Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.

К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию - социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.

Постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.

Мотив поведения

О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.

Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.

Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.

Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.

Интересы

Могут проявляться как непосредственные и косвенные. Например, проявленный интерес каждого студента к отдельным аспектам своей дипломной работы, расчетам, чертежам является косвенным. Тогда как непосредственным интересом можно считать защиту полностью оформленной работы. Помимо этого, интересы бывают отрицательного и положительного характера.

Заключение

Некоторые люди имеют мало интересов, их круг ограничен только материальными потребностями, поэтому характеристика личности определяется желаниями человека и степенью его развития. Интересы банковского деятеля могут совсем не совпадать со стремлениями, например, художника, писателя, крестьянина и других людей. Сколько людей на свете, столько различных потребностей, нужд, стремлений и желаний возникает у них.

Реферат

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ВИДЫ

И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

О г л а в л е н и е:

1. Введение. 1

2. Виды потребностей человека. 1-4

3. Основы хозяйственной деятельности человечества.

Специализация и торговля. 4-8

4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные

с нею проблемы. 8-10

5. Заключение. Принципы распределения благ. 11

1. Введение.

Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке - экономике. Он соединил два слова: «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-

кон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-

ет «законы хозяйства».

Экономика обозначает науку, которая:

1) изучает способы организации деятельности людей, направленной на соз-

дание благ , необходимых им для потребления;

2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для

удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-

ность как непосредственно другс другом, так и через рынки факторов про-

изводства (то есть ресурсов,с помощью которых можно организовать произ-

водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-

ребляются людьми).

Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,

семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –

ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю -

дей в конкретных благах.

Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях

определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков.

Исследуя поведение людей, экономическая наука помогает людям, фир-

мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики

2.Виды потребностей человека.

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей

людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных

видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было

удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

В одежде;

В жилье;

В безопасности;

В лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они

являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус-

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и

торговля.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на

две группы:

1) даровые блага;

2) экономические блага.

Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем, чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-

ся: воздух, вода, солнечный свет, дожди, океаны.

Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,

а экономических благ , то есть товаров и услуг, объем которых недостаточен

для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-

личен только в результате производственного процесса. Иногда приходится

перераспределять блага тем или иным способом.

Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ (продовольствия,

одежды, жилья и т.д.) .

Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-

ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том числе самой главной задачи- производства все большего объема

жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства:

3) капитал.

Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству

товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-

можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта

работы. Для организации производственной деятельности покупается право

на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-

дания определенного вида благ.

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –

ности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это

население может отработать за год.

Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-

щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-

щадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или

полезных ископаемых в недрах.

Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический

аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-

можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –

жений производственного назначения, станков и оборудования, железных

дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для

реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-

ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают

обществу люди,наделенные способностями правильно оценить, какие новые

товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии произ-

водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих

проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-

торов производства для создания нужных благ обществу.

Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-

тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-

ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.

В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-

ства: информация , то есть все те знания и сведения, которые необходимы

людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-

сов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-

ших элемента: специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня:

1) специализация отдельных людей;

2) специализация деятельности хозяйственных организаций;

3) специализация экономики страны в целом.

В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая

определяется:

а)Сознательным разделением труда между людьми.

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей

щей цели.

Впервые разделение (специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-

товодами или земледельцами.

Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.

Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества?

Во-первых, люди наделены разными способностями; они по разному вы-

полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому

человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя с наи-

лучшей стороны.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей уме-

лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

В –третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ

меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного

вида работ на другой.

Таким образом, специализация является главным способом повышения

производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде

всего ресурса труда.

Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-

зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-

риода времени.

Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-

рое изготовил работник за единицу времени: за час, за день, за месяц, за год.

Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-

циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство

повышения производительности труда.

Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-

мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после

того, как созданная им компания по производству автомобилей перестала

справляться с заказами, которые за один год увеличились в два раза.

Тогда (весной 1913 года) в цехе сборки магнето Форд запустил первый в

мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом, где у него был

полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену около 40 магнето.

Теперь каждый сборщик должен был выполнить одну или две операции по

сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять

все операции по сборке) . Это позволило сократить время на сборку одного

магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после того, как Форд заменил прежний

низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту,которая задавала темп

работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда воз-

росла в 4 раза! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах

производительность труда выросла в 8,1 раза, что позволило в 1914 г. увели-

чить выпуск машин в 2 раза. Форд получил возможность выпускать свои ма-

шины с меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и

захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже

внедрить конвейер на своих предприятиях.

Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди

пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися бла –

гами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то

есть от натурального хозяйства, к получению благ, изготовленных другими

людьми. Люди постепенно убедились, что благодаря обмену благами можно

получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразны-

ми по сравнению с их самостоятельным изготовлением.Поняв это люди стали

заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жиз-ни. Так появились товары и услуги , используемые ими для регулярного об-

Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отлича-

ющая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шот-

ландский экономист Адам Смит (1723 –1790г.г.) :

«Никому никогда не приходилось видеть,чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».

Регулярный обмен товарами и услугами явился основой для важнейшей

сферы деятельности людей – торговли , то есть обмена благами в форме куп-

ли-продажи товаров и услуг за деньги.

Торговля родилась в глубокой древности, она древнее даже земледелия.

Она существовала во времена палеолита – на заре каменного века, около

30000 лет назад.Вначале торговали между собой племена,которые жили дале-

ко друг от друга. Торговали предметами роскоши (драгоценными и отделоч-

ными камнями, пряностями, шелками, редкой древесиной и т.д.). Занимались

этим странствующие купцы– арабы, фризы, евреи, саксы, а потом итальянцы.

Со временем в Европе появились торговые города: Венеция, Генуя и приб-

режные города Германии – Гамбург, Штеттин, Данциг и другие.

Торговля сыграла большую роль в истории человечества. Благодаря ей

купцы пускались в плавание в поисках новых земель, где можно было добыть

дорогостоящие товары. Главной целью Колумба также были торговые инте –

ресы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и

дешевле везти товары в Европу. Благодаря торговле были сделаны и многие

другие географические открытия, а также родилась современная промышлен-

ность. Из купеческих денег стало появляться крупное ремесленное производ-

ство, а потом мануфактуры – предвестницы заводов и фабрик.

Именно торговля объединила людей в фирмы, специализирующиеся на

производстве определенных товаров.

Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необ-

ходимых для создания всего разнообразия благ, которыми пользуются сегод-

Сочетание торговли и специализации дает возможность людям получить

блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

Если страна умело пользуется сочетанием специализации и торговли, то это приведет к:

Росту производительности труда;

Росту объема доступных благ;

Увеличению роста потребления благ людьми, соответственно росту доходов

продавцов;

Увеличению доходов от торговли, которые можно направить на развитие и

совершенствование производства и специализации труда.

Это относится ко всем странам, даже к тем которые распологают большими природными богатствами, так как сами по себе богатства недр, пашен и лесов

процветания не гарантируют.

Так, в России огромны природные богатства, их рациональное использова-

ние могло сделать народ России одним из зажиточных в мире.Но Россия, не-

смотря на то, что находилась под контролем планово- командной системы,

тратила свои природные богатства в огромных масштабах, не обеспечила вы-

сокого уровня благосостояния своим гражданам.

По оценкам экспертов ООН Россия находится по уровню богатства лишь на

53-ем месте. Она сможет подняться выше только увеличив масштабы произ -

водства полезных людям экономических благ.Решить эту задачу можно лишь

овладев искусством рациональной организации экономической деятельности.

4. Ограниченность экономических ресурсов и возникающие в этой

связи проблемы.

Людям для удовлетворения своих потребностей в благах нужно намного больше ресурсов, чем это всегда было доступно человечеству.

С ограниченностью ресурсов люди столкнулись еще в древности, когда

земля была единственным доступным источником производства благ.

На графике изображено возникновение разрыва между материальными

желаниями людей и возможностями их удовлетворений.

Увеличение ресурсов природы происходит за счет разработки месторож-

дений полезных ископаемых, строительства гидроэлектростанций, освоения

целинных земель и т. д. На графике линия объема ресурсов – полого подни-

мающаяся.Линия, которая круто поднимается вверх, -человеческие потебнос-

ти. В первый период развития человечества потенциальные возможности природы прокормить людей, которых было немного, превосходили их пот-

ребности. Благодаря росту численности и увеличению потребностей людей

человечество столкнулось с новой ситуацией – дефицитом.

Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

Потребности людей, численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей, несмотря на то, что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха, дождя, солнечного тепла, - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так, запасы нефти в недрах Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее, но сейчас она доступна только тем, кто может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса, а возможность получить ее лишь затратив иные

ресурсы. Так, чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов) и т.д.

Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие ресурсов из сферы удовлетворения одних, чтобы удовлетворить

потребности других людей.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем, что число трудоспособных людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям, люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран, переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата, так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых. Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем, что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем

строительства новых заводов, шоссе, линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут:

- владеть ресурсами, то есть фактически ими обладать;

- пользоваться ресурсами, то есть использовать их по своему усмотрению

для получения текущего дохода;

- распоряжаться , то есть иметь право передать их другим лицам, например

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России (благ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация, земля, бюджетные средства).

В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными звеньями неразрывных по природе технологических цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

5. Заключение. Принципы распределения благ.

Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности, человечество

вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйствен-

ной жизни, то есть главных вопросов экономики:

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Каким образом распределять изготовленные блага?

Решая вопрос «Что и в каком количестве производить?», люди в конечном

счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различ -

ных благ.

Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для

них способы (технологии) изготовления благ, которые им необходимы.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает

свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов. И по-

тому выбор лучшего варианта – задача непростая, которая требует сопостав –

ления, взвешивания ценности различных ресурсов.

Отвечая на вопрос «Каким образом распределить изготовленные блага?»,

люди решают, кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как

осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не –

справедливости из-за различий в комфортности жизни?

Люди решали эту проблему следующим образом:

- «право сильного» - лучшее и в полном объеме получает тот, кто может ото-

брать блага у более слабых силой кулака и оружия;

- «принцип уравнителности» - каждый получает примерно поровну, чтобы

«никому не было обидно»;

- «принцип очереди» - благо достается тому,кто раньше занял место в очереди

желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не

заинтересовывают людей в более производительном труде.При таком распре-

делении благ, даже если трудиться лучше других и получать за это больше,

не гарантировано приобретение желаемого блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в настоящее время

преобладает сложный механизм рыночного распределения.

Список литературы:

1.И.В.Липсиц «Экономика» , Москва, 1998 г.

2.Г.Явлинский «Экономика России: наследство и возможности» ,ЭПИцентр,

  • Проблема удовлетворения потребностей человека
  • План
  • Введение
  • 1. Общая характеристика потребностей
  • 2. Закон возрастающих потребностей
  • 3. Человек в первобытном обществе
  • 4. Первые цивилизации и "осевое время"
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления , таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

Актуальность данной темы заключается в том, что удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1. Общая характеристика потребностей

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2002..

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие). Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище(хотя бы частично).

Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. К Маркс писал: «…различные потребности внутренне связанны между собой в одну естественную систему…»

Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.

Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.

2. Закон возрастающих потребностей

Закон возрастающих потребностей - экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

Стадии развития потребностей - этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.

Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.

Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.

Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

3. Человек в первобытном обществе Проведенные в Х1Х-ХХ вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя -- «Мы» -- противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях -- в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться -- иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.Главные отличия человека от животных -- трудовая деятельность и развивавшееся в Процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании -- это уже духовная потребность.В Первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения теорию разумного эгоизма. Позже она была заимствована Н. Г. Чернышевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивидуальные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанализировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаруживаем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя только правильно понятую личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого сообщества.В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами личности и сообщества (для первобытного человека это было свое племя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают Крупные конфликты интересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов возник уже в первобытную эпоху. Этот механизм -- мораль.Этнографам известны племена, у которых даже к Х1Х-ХХ вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религиозные представления. Но нет, ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом -- личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени -- пусть даже в ущерб личным интересам -- делала это племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.Моральные нормы предписывали распределять материальные блага в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключения первобытных племен действуют строгие правила раздела охотничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а распределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, получив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые кусочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охотники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способности вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но укравший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения общественных потребностей, которые не всегда совпадали с личными потребностями каждого индивида.Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление -- это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей. Крупнейший Специалист по теории потребностей Абрахам Маслоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опереться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными последствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы мобилизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия -- система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий -- фетишизме, тотемизме, магии и анимизме -- понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (ХVI-ХVШ вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают человеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство -- результат развития сложных духовных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оценке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, -- отмечает известный специалист по эстетике М. С. Каган, -- рождалось как способ осознаний, объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное формирование требовали создания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поколения к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация -- информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного искусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явлениям.Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей.Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности.Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворения общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения -- прежде всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуальных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступали в конфликт с общественными.4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни, создать систему ценностей, выработать стратегию жизненного поведения отдельного человека и племени в целом.Всю историю первобытного общества можно представить как поиск новых способов удовлетворения развивающейся системы материальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попытался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материальных нужд.4. Первые цивилизации и «осевое время» Экономической основой первых цивилизаций стали, так называемые раннеземледельческие культуры: В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) около восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Благоприятные природные условия и строительство оросительных систем способствовали тому, что жители этих поселений впервые в истории человечества стали получать стабильный высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели, гарантированный источник белковой пищи.Более полное удовлетворение потребностей в продовольствии происходило параллельно с другой революцией в мире потребностей. Переход от кочевого образа жизни скотоводов к оседлому, без которого земледелие невозможно, вызвал взрывной рост мира вещей, окружавших человека в повседневной жизни. Охотник эпохи палеолита имел крайне скудный набор предметов для удовлетворения своих потребностей, так как должен был носить все имущество с собой. При оседлом образе жизни появляется возможность почти неограниченного создания и накопления вещей, удовлетворяющих все более изысканные потребности. «Богатство вещного мира культуры, которое уже начинает тяготить психологию человека XX в., начало стремительную эскалацию именно в эпоху первых земледельцев. Легко можно представить, насколько загроможденным различными предметами представился бы дом оседлого земледельца палеолитическому охотнику, только что покинувшему свое пещерное обиталище». Одновременно в раннеземледельческом обществе усиливается социальная дифференциация, означавшая различия в возможностях удовлетворения потребностей. Позже, с появлением общественных классов, эта дифференциация достигает огромных масштабов: рабы и свободные крестьяне часто оказываются на грани выживания из-за неудовлетворенности даже простых насущных потребностей, а рабовладельцы и жрецы приобретают возможность удовлетворять их в максимальном объеме. Удовлетворение потребностей все сильнее зависит не только от производства материальных и духовных благ, но и от места человека в общественной системе. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе люди имеют теперь разные возможности реализации потребностей. Более того, у людей из разных социальных слоев в процессе воспитания потребности формируются несколько по-разному.К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Шумер, Египет, Хараппу (Индия), иньский Китай, крито-микенскую Грецию и древние цивилизации Америки. Переход в этих районах Земли к эпохе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: возникновением письменности, монументальной архитектуры и городов. Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта (в результате развития ремесленного производства в городах), к усложнению хозяйственных связей и механизмов удовлетворения насущных потребностей. Земледелец и ремесленник теперь обмениваются продуктами своего труда, в том числе посредством торговли и формирующегося в эту эпоху денежного обращения. Возникновение письменности резко расширило возможности опосредованного общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслуживаются теперь путем создания письменных текстов. Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел, по-видимому, только в XX в., когда были разработаны компьютерные технологии и в дополнение к письменной культуре начала формироваться экранная культура.Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел независимо друг от друга в крупнейших цивилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200г. до н. э. Этот период известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1831-1969) назвал «осевым временем». «Тогда произошел самый резкий поворот в истории, -- писал он об осевом времени. -- Появился человек такого типа, который сохранился по сей день». Раньше человек целиком находился в плену традиционного мифологического и религиозного мировоззрения. Теперь начинает формироваться наука, рациональное мышление, основанное на проверенном опыте. Оно позволяет людям по-новому осмысливать действительность. Возникает представление об отдельном индивиде как самостоятельной личности, а не безликой частичке человеческого сообщества. В Древней Греции и Риме постепенно формируется общество, состоящее из многообразия личностей, обладающих разными потребностями. Во многих греческих полисах человек получает право самостоятельно выбирать для себя род занятий, развивать и контролировать свои потребности. Однако полная самостоятельность отдельной личности достигается позже -- только в эпоху капитализма.У древних цивилизаций продолжала совершенствоваться система норм, позволяющих согласовывать потребности общества и личности, не допускать их столкновения. Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регулируют и нормы права. Правовые нормы устанавливаются государственной властью, которая следит за их исполнением, при необходимости используя принуждение.В эпоху первых цивилизаций усложнились отношения между личными и общественными потребностями. Появились потребности различных социальных групп, классов, слоев теперь уже неоднородного населения. Неудовлетворенность потребностей ряда социальных групп -- прежде всего класса рабов -- становится мощным стимулом социальных конфликтов.Развитие и удовлетворение потребностей человека остается противоречивым процессом. В нем одновременно действовало несколько тенденций. С одной стороны, решались проблемы производства продовольствия, строительства и обслуживания оросительных систем, обеспечения безопасности, снабжения населения необходимыми вещами. Производство, сохранившееся с первобытной эпохи, носило натуральный, нетоварный характер. Теперь развиваются простые формы обмена. Появление классовой структуры общества -- возникновение рабов, рабовладельцев, ремесленников и свободных крестьян -- привело к формированию значительного слоя людей, как мы бы сейчас сказали, профессионально занимавшихся сервисной деятельностью. Первым крупным социальным слоем, занятым фактически в сфере услуг, была домашняя прислуга (как правило -- рабы). Его главной задачей было личное домашнее обслуживание знати и всех состоятельных слоев общества.С другой стороны, экономика древних цивилизаций не сводилась к удовлетворению простых насущных потребностей. Попытка понять окружающий мир в целом привела, как уже отмечалось, к формированию мифологии, религии и искусства, удовлетворявших духовные потребности человека в понимании мира и своего места в нем. Мифология, искусство и религия стали первыми формами мировоззрения. В эпоху ранних цивилизаций мировоззренческие представления о жизни и смерти, загробном мире, последующем воскрешении умерших стали определять многие направления деятельности общества. Так, существует точка зрения, что главная причина ослабления цивилизации Египта в период древнего царства (298-475 гг. до н. э.) -- строительство пирамид и гигантских храмов, колоссальных сооружений, которые с современной точки зрения не имеют никакого практического значения. Тем не менее, общество испытывало потребность в таком строительстве, поскольку это соответствовало мировоззрению древних египтян (а не их сиюминутным материальным интересам). Согласно религиозным представлениям египтян, все умершие в далеком будущем смогут физически воскреснуть. Однако воскресить любого человека сможет только его фараон -- наместник богов на земле. Поэтому каждый египтянин глубоко чувствовал личную связь с фараоном, а сохранение его мумии и будущее воскрешение ощущались жителем Древнего Египта как насущная личная потребность. Это совершенно особая вера в связь между жителями страны и правителем, создававшая потребность заботиться о его погребении. Идеология Древнего мира могла порождать потребности, которые современному человеку кажутся странными и непонятными - подобно потребности в строительстве пирамид.Заключение

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот казалось бы простой тезис приобретают серьезную окраску если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей.

Итак, потребности человека, есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.

Список литературы

1. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. (В.псих., 2001,№4)

2. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.Л,2003

3. Маслоу А. Мотивация и личность.-М., 1999

4. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленности личности (В псих 2003,№5) -

5. Дилигенский Г,Г. Проблемы теории человеческих потребностей (В.Ф 1999, № 4)

6. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность.М.. 2000.

Темой нашего изучения, в первую очередь, станет человек в контексте зависимости как таковой.
В первую очередь нам нужно определиться с термином «Зависимость». Зависимы ли мы изначально и от чего? А от чего мы не зависимы?

Изначально, еще находясь в утробе матери, мы целиком и полностью зависим от нее. Мы растем, формируемся, используя питательные вещества, что дает нам мать. Рождаясь, мы попадаем в большой и неуютный мир и попадаем в зависимость от еды, воздуха, других значимых людей, тепла
и комфорта. Чем больше мы вырастаем, тем большее количество зависимостей окружает нас в повседневной жизни. Следовательно, мы зависимы изначально! От момента нашего зачатия и до последнего вздоха, так как трудно представить себе человека, который бы смог выжить без удовлетворения элементарных потребностей в воде, пищи, воздухе, сексе. О том же самом нам говорит и так называемая «Пирамида Маслоу» .

Маслоу - известный психолог, новаторство исследования которого состояло в том, что он стал изучать не патологические, нездоровые личности, в отличие от большинства своих коллег, а личности, которые полностью реализовались в жизни. Успешные и процветающие. Внесшие огромный вклад в развитие человечества. Именно изучение здоровых личностей позволило ему описать иерархию потребностей, на которую опирались эти личности в процессе своего развития. Постепенно удовлетворяя свои потребности, эти люди достигали невероятных достижений в своей жизни. Получая от нее полнейшее удовлетворение, и практически не нуждались в искусственном стимулировании извне.

1. К первичным потребностям Маслоу отнес так называемые витальные потребности - потребность в пище, воздухе, воде и сексе. Секс важен, так как без него возникновение человека невозможно. Без удовлетворения этих потребностей каждый из нас попросту бы погиб как физиологический организм.

2. К вторичным потребностям Маслоу отнес потребность в безопасности. Потребность в защите, жилье, тепле, одежде, возможности защищать свою территорию и отстаивать свои границы. Для каждого из нас важно иметь одежду, очаг, защищенное помещение, в котором
он является хозяином и может не опасаться вторжения на свою территорию.

3. К следующему, третьему уровню в этой иерархии Маслоу отнес социальные потребности .
Возможность состояться как уважаемый человек, как профессионал в своем деле, получить признание семьи, родителей, общества, занимать важное положение и влиять на развитие своего социума. Будь то совет дома или Государственная дума. Стать значимым в глазах других имеет огромное значение для каждого из нас. От этого напрямую зависят и самоуважение и самооценка человека.

4. К четвертому уровню в иерархии Маслоу отнес самореализацию личности . Когда все предыдущие потребности полностью удовлетворены, у человека появляется возможность реализовывать себя в творчестве. И оно может быть разнообразным. Культурные потребности,
хобби, развитие своего творческого потенциала. Нет ни одного человека, в котором не было
бы изначально заложено потенциала. Развитие талантов, развитие чувства прекрасного и гармонии присуще каждому.

5. И к верховным, стоящим во главе пирамиды потребностей, относятся потребности в духовной жизни . Быть частью чего-то намного большего, чем сам человек. Некой глобальной идеи, превышающей все допустимые рамки. Исповедовать и разделять с другими некие моральные и нравственные ценности. Верить в нечто чудесное и необъяснимое. В сказочное, любящее и заботливое. И соответственно жить, применяя эти принципы в своей жизни.

Если вписать в эту пирамиду потребностей человека, то можно легко представить, как он постепенно распрямляется, постепенно удовлетворяя свои потребности снизу вверх. Для человека в принципе достаточно, чтобы были удовлетворены витальные и духовные потребности. Это позволяет стоять человеку. Вера в нечто большее и все, что необходимо для выживания, достаточно, чтобы личность могла жить, постепенно восполняя пробелы в других сферах.

В дальнейшем мы еще вернемся к удовлетворению этих потребностей, когда будем обсуждать причины, которые приводят человека к употреблению химически активных веществ.

Итак, возвращаясь к вопросу «зависимости - независимости», мы приходим к убеждению, что человек зависим изначально! Это данность, с которой мы приходим в этот мир и проживаем свою жизнь.

Зависимости, от которых зависит наше выживание, мы рассматривать не будем. В наши задачи входит рассмотрение разрушающих, деструктивных зависимостей. И такой зависимостью может стать любая позитивная зависимость. Рассмотрим простой пример.

Еда. Пока человек при помощи пищи утоляет голод и употребляет пищу только для того, что
бы дать организму питательные вещества для роста, эта зависимость от еды помогает человеку выжить. Как только человек начинает употреблять еду для того, чтобы получить удовольствие, «за- едает» своё эмоциональное состояние, не может остановиться и делает это с завидным постоянством, невзирая на последствия, можно рассматривать это как деструктивную зависимость. Человек начинает есть при каждом переживании, тем самым избегая и не проживая его. Как следствие, переедание и проблемы с весом, другими жизненно важными органами (печень, сердце, почки).

Объектом деструктивной зависимости может стать любая позитивная зависимость в ее крайнем проявлении. Секс. Интернет. Азартные игры (лудомания, геймерство). Яркие чувства (Эмоциональная нестабильность). Другой человек (). Работа (Работоголизм). Алкоголь (). Наркотики (). Власть. Телевизор. Хобби. Курение (Табакокурение) и так далее. Этот список можно продлевать до бесконечности. Если мы разместим их на рисунке «Веера зависимости» от наиболее распространенной (табакокурение), до самой глобальной (зависимости от власти над другими людьми), то эта концепция станет очевидной.

В принципе, можно рассматривать как зависимость и профессиональный спорт, и увлечения экстремальными видами спорта (зависимость от адреналина, который вырабатывается в стрессовых ситуациях). Достаточно большое число зависимостей имеют в нашей стране социальное одобрение.
Взять «трудоголизм». Отец или мать с утра до вечера пропадают на работе. Ни на что другое просто не остается: ни сил, ни времени. Все это оправдывается тем, что они являются кормильцами. Более того, портрет человека висит на «Доске почета». Человек получает награды и премии. Его приводят в пример, и т.д… Но все остальные жизненно важные сферы страдают. И такая форма поведения неизбежно приводит к проблемам в них. Страдает и здоровье, и психика, и семья.

Либо возьмем зависимость от другого, глубоко любимого, человека. Так называемую « ». Безраздельная, всепоглощающая любовь к другому человеку. Такая «любовь» не просто поощряется, она воспевается в песнях и стихах. О ней слагают легенды и эпосы. Ее воспевает не
только народ, но и великие писатели и поэты.

Такая модель семейных отношений впитывается с молоком матери. И несмотря на то, что один
из супругов постоянно может страдать, он изо всех сил старается сохранить и спасти эти болезненные отношения. Потому что для него партнер становится не просто любимым человеком, а объектом зависимости. Вся его жизнь концентрируется на жизни зависимого. И он действительно
не может иначе! Так как если перестать жить жизнью и проблемами другого человека, придется решать свои проблемы. Но к обсуждению этого вопроса мы еще вернемся, когда будем рассматривать проблему «Дисфункциональных семей».

Если мы пойдем дальше и вернемся к теме химической зависимости, то, рассматривая употребление алкоголя в обществе, мы увидим, что употребляет практически 99,9 % взрослого населения.
Но зависимыми из них становятся всего лишь 25 - 30 % от общего числа употребляющих. Умеренное и контролируемое употребление алкоголя «по поводу и для здоровья» не делает человека зависимым. Достаточно большое количество людей периодически выпивают, и это никак не влияет на их жизнь. Часть из употребляющих, впервые столкнувшись с негативными последствиями употребления (похмельный синдром, неуправляемое поведение), тут же перестают употреблять.

Отличие зависимого человека от независимого состоит в том, что зависимый человек продолжает употреблять, невзирая на негативные последствия от употребления и самостоятельно не может остановиться. Если ему удается остановиться на время, то через какое-то время следует «срыв». И так долгие годы.

Примите решение прямо сейчас и Вы облегчите свою жизнь и спасете близкого, мы это точно знаем.

Это бесплатно для Вас, просто позвоните и наш консультант-психолог расскажет, что прямо сейчас нужно делать в вашем случае...

Самый простой и примитивный тест на наличие предпосылок к зависимости является попытки умерить и контролировать свое употребление. Не зависимому человеку, у которого не возникает трудностей, даже не придет в голову пить меньше, пить только по выходным или только по праздникам. Ему нет необходимости контролировать количество и частоту потребляемого вещества.

Итак, чем же отличается деструктивная зависимость от позитивной зависимости?

Если рассматривать перечень зависимостей, то и всего лишь два вида деструктивных зависимостей из нескольких десятков других. Единственное, что отличает их от других зависимостей, очевидность и болезненность последствий от употребления как для самого больного, так и для окружающих. здесь очевидна.

То, что мы выяснили с вами, это наличие негативных и разрушительных последствий. То есть, говоря простым языком - боли! И она не только физическая, а, в большинстве случаев, душевная
и психологическая. Разрушение жизни в комплексе. Проблемы в разных сферах жизнедеятельности, напрямую связанные с употреблением и являющиеся последствиями оного.

Для нормального существования человека на земле, ему необходимо удовлетворять свои потребности. Все живые существа на планете имеют потребности, но больше всего их у разумного индивидуума.

Виды потребностей человека

    органические. Эти потребности связаны с развитием человека, с его самосохранением. Органические потребности включают в себя множество нужд: еда, вода, кислород, оптимальная температура окружающей среды, продолжение рода, сексуальные желания, безопасность существования. Данные потребности присутствуют и у животных. В отличие от братьев наших меньших, человек нуждается, например, в гигиене, кулинарной обработке продуктов питания и других специфических условиях;

    материальные потребности основаны на удовлетворении их с помощью продукции, созданной людьми. К ним относятся: одежда, жилище, транспорт, бытовая техника, инструменты, а также все то, что необходимо для работы, отдыха, быта, познания культуры. Другими словами, человек нуждается в жизненных благах;

    социальные. Такой вид связан с потребностью общения, положением в обществе, определенной жизненной позицией, завоеванием уважения, авторитета. Человек не может существовать сам по себе, поэтому ему необходимо общение с другими людьми. возникли со времен развития человеческого общества. Благодаря таким потребностям, жизнь становится наиболее безопасной;

    творческие виды потребностей представляют собой удовлетворение в разных художественной, научной, технической. Люди очень разные. Есть такие, которые не могут без творчества. Они даже согласны отказаться от чего-то другого, но не могут существовать без него. Такой человек - высокая личность. Свобода занятия творчеством для них превыше всего;

    нравственное самосовершенствование и психологическое развитие - это виды при которых он обеспечивает себе рост в культурно-психологическом направлении. В этом случае человек стремится стать глубоко нравственным и ответственным морально. Такие потребности способствуют приобщению людей к религии. Нравственное самосовершенствование и психологическое развитие становятся доминирующими потребностями для людей, достигших высокого уровня развития личности.

    В современном мире очень популярна среди психологов Ее присутствие говорит о высшем уровне психологического развития человека. Человеческие потребности и их виды со временем могут меняться. Существуют такие желания, которые необходимо в себе пресекать. Речь идет о патологии психологического развития, когда у человека возникают потребности негативного характера. К ним относятся болезненные состояния, при которых человек имеет желание причинить боль другому, как физическую, так и моральную.

    Рассматривая виды потребностей, можно сказать, что есть такие, без которых человек не сможет жить на земле. Но есть и такие, без которых можно обойтись. Психология - наука тонкая. К каждому индивидууму нужен особый подход. Вопрос, почему у одних людей особо ярко выражены одни потребности, а у других - иные? Одни любят трудиться, другие нет, почему? Ответ надо искать в родовой генетике или в образе жизни.

    Виды также можно разделить на биологические, социальные, идеальные. Большое разнообразие имеет классификация потребностей. У появились потребности престижа и признания в обществе. В заключение можно сказать, что установить полный список человеческих потребностей невозможно. Иерархия потребностей отличается индивидуальностью. Удовлетворение потребностей базового уровня подразумевает формирование остальных.