Что такое гостиничный бизнес. Гостиничный бизнес

Не секрет, что очень многие наши соотечественники грезят собственным бизнесом. Это дает определенную самостоятельность, поднимает самооценку и может принести, в случае успеха, хороший регулярный доход.

    • С чего начать отельный бизнес
    • Исследование рынка
    • Подготовка бизнес плана
    • Как найти помещение
    • Дополнительные моменты и ошибки новичков: чего следует избегать

Выбрать правильное направление для вложения средств является еще одним важным шагом на пути к богатству. Как показывает практика, начать гостиничный бизнес с нуля могут даже те, кто еще вчера не предполагал такого варианта событий.

С чего начать отельный бизнес

Первый вопрос, который должен интересовать начинающего бизнесмена - это правильное размещение отеля . Оптимально, если он является жителем курортного поселка или города.

Хорошо, когда до места расположения не слишком далеко - ведь начать с нуля гостиничный бизнес означает первое время пропадать в нем целыми сутками. В дальнейшем можно привлечь опытного управляющего, а самому отойти от прямого управления.

Но даже тем, кто не проживает в курортных либо южных регионах, не от чего приходить в отчаяние. В любом населенном пункте существует свой пассажиропоток приезжающих: к ним относятся обычные туристы, командировочные, другие категории посетителей.

Существует большое количество ситуаций, в которых у людей возникает потребность в такой услуге, как «гостиничный бизнес». Иногда требуется переночевать в незнакомом населенном пункте или даже несколько часов отдохнуть в ожидании поезда или самолета.

Необходимо оценивать возможности того города, в котором планируется открывать гостиницу с нуля. Если речь идет не о курортной зоне, то место должно быть таким, которое привлекает достаточный пассажиропоток.

Например, населенный пункт оказывает услуги зеленого туризма или в нем проводятся фестивали, другие массовые события. Ну а для жителей мегаполисов гостиничный бизнес всегда актуален.

Имеет смысл начать подобный бизнес даже в городках с населением от 100 тысяч и выше. Наверняка конкуренты уже успели открыть в нем несколько гостиничных заведений. Но свою долю рынка запросто можно отвоевать, предоставляя более низкие цены, бесплатные дополнительные услуги или радуя посетителей качественным сервисом.

Исследование рынка

Поэтому, перед тем, как вкладывать собственные инвестиции, нужно провести тщательный анализ рынка. В ходе такого исследования нужно получить ответ на следующие вопросы:

  • количество существующих гостиниц, хостелов;
  • на какой сегмент клиентов следует рассчитывать;
  • количество постояльцев в сезон и в «мертвый» период;
  • наличие поблизости достопримечательностей и другое.

Те, кто только планирует открыть гостиничный бизнес с нуля и не может похвастаться опытом в этом сегменте, есть смысл начать с небольших вложений. Учитывая кризисные явления в мировой и отечественной экономике, можно сделать выбор в пользу небольших хостелов (общежитий) . Люди все чаще стараются минимизировать затраты на путешествие, от чего вопрос стоимости проживания для них важен, как никогда.


На первый взгляд может показаться, что такие заведения проигрывают в престижности. Но они могут оказаться экономически выгодными. К тому же, все зависит от того, какой уровень сервиса будет обеспечен администрацией, и на какую категорию приезжающих рассчитывать.

А увеличить прибыль можно за счет увеличения количества постояльцев. Тем более, что нужно оценить рынок гостиничных услуг в соответствии с городом проживания, а также контингентом посетителей.

Подготовка бизнес плана

Лучшим решением после этого будет составление бизнес-плана - это актуально для тех, кто хочет открыть гостиничный бизнес с нуля.

Оптимально заказать его подготовку профессиональным компаниям, имеющим опыт таких услуг.

После того, как он подготовлен, необходимо неуклонно ему следовать. Если планируется отклониться от составленного плана, то нелишним будет получить по этому поводу отдельную консультацию. Ведь бизнес план составляется для того, чтобы развитие коммерческого начинания в конкретных условиях прошло максимально успешно.


Особенно важным фактором, который напрямую повлияет на рентабельность проекта, можно назвать месторасположение отеля. Как известно, самые посещаемые районы любого города - это вокзал, аэропорт или же городской центр. Интерес могут представлять территории, на которых расположены известные памятники или крупные развлекательные и торговые центры.

Как найти помещение

Следующий этап для тех, кто рассчитывает создать с нуля отельный бизнес - это поиск подходящего здания . От этого будет зависеть сумма необходимых вложений, а также период окупаемости.

Идеально - построить здание самостоятельно или выкупить уже имеющееся с дальнейшим переоборудованием. Существует риск, что такие инвестиции окупятся нескоро, а потому можно начать с варианта долгосрочной аренды (например, с возможностью итогового выкупа).

Приобретая уже существующий гостиничный бизнес, будущему владельцу стоит не полениться и изучить причины, по которым она продается. Возможно, территория для отеля была выбрана неудачно. Кто же станет продавать проект, который регулярно приносит хорошие деньги и от чего явно не стоит отказываться?

Дополнительные моменты и ошибки новичков: чего следует избегать

Потребуется также регистрация в качестве юридического лица . Можно создать его с нуля, а можно купить готовую фирму, без долгов и проблем с контролирующими органами. Такие услуги предлагаются на рынке сплошь и рядом.

Для ведения отельного бизнеса не требуется приобретение каких-то специальных лицензий. Но, если при гостинице будет работать ресторан или бар, то нужно будет получить лицензию на торговлю алкоголем . Сфера общественного питания потребует получения разрешения со стороны органов санитарного контроля . Если гостиница будет располагаться не в отдельном здании, а в жилом фонде, то обязательно учитывать правила противопожарной безопасности .

На предоставление гостиничных услуг не распространяются льготы по налоговому законодательству. Но для небольших отелей и хостелов целесообразно регистрироваться как малое предприятие - это сократит документооборот и бухгалтерский учет.

Для небольшого отеля из 10-15 номеров нужно подобрать штат персонала, как минимум, из нескольких человек. Потребуются администратор (возможно, совмещение с должностью управляющего), горничная и обязательно технический работник, который будет поддерживать работоспособность мебели и другого инвентаря.

Ключевые ошибки , которыми грешат начинающие предприниматели, решившие открыть с нуля отельный бизнес:

  • необъективная оценка рынка или собственных финансовых возможностей;
  • отсутствие четкого и грамотного бизнес-плана;
  • отсутствие понимания категории «своего клиента» или неграмотная маркетинговая стратегия;
  • неправильная планировка здания;
  • экономия на работе профессионального дизайнера, который может создать из гостиницы настоящее чудо с большими конкурентными преимуществами;
  • подбор неквалифицированного персонала - такая ошибка способна отпугнуть многих постоянных клиентов.

И напоследок: для открытия своего отеля требуются значительные инвестиции, которые могут составлять от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких миллионов, в зависимости от региона и месторасположения. Но правильно организованный проект способен давать до 30-40% прибыли.

Отправьте заявку на обучение прямо сейчас и получите совершенно бесплатно доступ к первому уроку, где мы расскажем Вам об 11 секретах от успешных отельеров для увеличения продаж гостиничных услуг!


Ведущие специалисты гостиничного бизнеса уверены, что в ближайшие годы профессия отельера, уже популярная за рубежом, станет одной из самых востребованных в России. Это не удивительно, ведь должность отельера - это стабильно высокий заработок и престижная профессия!

Потому и требования к отельеру предъявляются особенно высокие... Для успешной работы мало обладать чёткими знаниями теории и практическими навыками, нужно ещё и уметь отлично управлять персоналом, разбираться в законодательстве, анализировать предложения и потребности рынка.

В полной мере овладеть ключевыми для успеха в гостиничном бизнеса навыками и знаниями Вы сможете, как только пройдёте обучение на курсе “Отельер” в Институте гостиничного бизнеса при Бизнес Академии МБА СИТИ!

В полном курсе “Отельер”, разработанном лучшими специалистами гостиничного бизнеса специально для Вашего обучения, учтена каждая полезная деталь: начиная с должностных инструкция для персонала гостиниц и заканчивая умением разбираться в системе налогоблажения. Эти основополагающие, а также множество других важных для успеха дисциплин и знаний станут незаменимы как для успеха Вашего бизнеса, так и для повышения персональной профессиональной компетентности.

Слушатели курса “Отельер” в школе отельеров Бизнес Академии МБА СИТИ эффективно и быстро получат качественное образование в гостиничном бизнесе, познакомятся со спецификой гостиничных услуг, ознакомятся с классификацией и категориями гостиниц, службами приёма и размещения гостей. Вы научитесь основополагающим для успешной работы отельера навыкам, познакомитесь с ключевыми стандартами обслуживания и изучите принципы оценки работы персонала гостиницы.

Общий курс гостиничного бизнеса “Отельер” в московском институте гостиничного бизнеса МБА “СИТИ” - Ваш реальный шанс пройти учебу по гостиничному делу, получить диплом гостиничного бизнеса и приблизиться к миру успешных отельеров!

Для того, чтобы Вы смогли получить знания по профессии “Отельера” наиболее комфортным образом, Институт гостиничного бизнеса предлагает Вам выбрать персональную форму обучения:

● Дистанционное обучение . Дистанционный курс в Институте гостиничного бизнеса от Бизнес Академии МБА СИТИ - наиболее удобная форма для тех, кто хочет стать успешным отельером в кратчайшие сроки. Программа курса содержит полную и актуальную информацию, достаточную для успешного управления гостиничным бизнесом. . Будущие отельеры в ходе заочного обучения гостиничному делу знакомятся с ценными текстовыми уроками, подкреплёнными таблицами, графиками, схемами, аудио и видео, посвящёнными ключевым для успешного отельера профессиональным знаниям и умениям. Благодаря чёткому и подробному мультимедийному изложение материала, Вы сможете эффективно усвоить знания самостоятельно. Дистанционный общий курс профессиональной подготовки “Отельер” от Бизнес Академии МБА СИТИ - Ваша возможность качественно освоить программу обучения и в кратчайший срок стать профессионалом в сфере гостиничного бизнеса!

● Очно-дистанционное обучение в группе . Совместите приятное с полезным, выбрав данный вид получения знаний. В эффективной программе курса “Отельер” в Институте гостиничного бизнеса при Бизнес Академии МБА СИТИ Вам предстоит посещение очных курсов обучения гостиничному бизнесу. Занятия проходят в нашем учебном центре, в специально оборудованных и комфортабельных аудиториях. Вам предстоит действенное ознакомление с материалом в ходе практических занятий, тренингов и ролевых игр, посвящённых овладению профессией отельера. Проводит курс опытный педагог-практик, который поделится с Вами профессиональными секретами гостиничного бизнеса. Занятия проводятся в группах до 10 человек. Для более подробного изучения и повторения материала слушателям через личный кабинет открывается доступ и к дистанционной программе обучения общему курсу гостиничного бизнеса “Отельер” от Бизнес Академии МБА СИТИ.

Индивидуальная/корпоративное очно-дистанционное обучение. Цените персональный подход? Специально для Вас будет разработана наиболее полезная персональная программа обучения, в которую войдут дисциплины, нужные именно Вам. Персональный график и курс обучения профессии “Отельер”, составленный по индивидуальному запросу, позволит максимально эффективно использовать время, при этом он сэкономит и Ваши средства. Изучайте нужные дисциплины удалённо, в удобном темпе и ритме. Корпоративная форма будет наиболее полезной для сотрудников, мотивируя к профессиональному и личному росту сразу всю команду!

Какой бы вариант Вы ни предпочли, можете быть уверены: специалисты Института гостиничного бизнеса от Бизнес Академии МБА СИТИ помогут максимально быстро и с удовольствием освоить все азы увлекательного и захватывающего мира гостиничного бизнеса.

В связи с широким развитием гостиничного бизнеса, конкуренция в этом сегменте особенно высока. Для того, чтобы получить нужную квалификацию и стать частью быстро развивающейся, актуальной и прибыльной сферы гостиничного бизнеса, обязательно пройти соответствующее обучение.

Именно поэтому с помощью общего курса гостиничного бизнеса “Отельер” от Бизнес Академии МБА СИТИ Вы сможете стать особенно ценным специалистом. Научитесь искусству преподносить своё предложение в выгодном для потребителя свете, узнайте все секреты ведения бизнеса в индустрии гостиничного дела и станьте незаменимы!

В финале обучения слушатели получают государственный диплом с международным приложением о повышении квалификации в гостиничном бизнесе и прохождении курса “Отельер”.

Лицензия на образовательную деятельность №038379

Программа курса обучения "ОТЕЛЬЕР"

1. История, роль и мировые бренды гостиничной индустрии
1.1 История возникновения гостиничных услуг
1.2 Гостиничный и туристический бизнес, его место и роль в экономике
1.3 Основные мировые сети отелей и бренды
1.4 Бренды "Ритц-Карлтон", "Хилтон", "Кемпински"
1.5 Бренды "Холидей Инн", "Мэриотт", "Хайат", "Бест Вестерн"

2. Современное состояние и развитие индустрии гостеприимства
2.1 Определение и структура индустрии гостеприимства
2.2 Внешние и внутренние факторы развития индустрии гостеприимства
2.3 Фактор сезонности в туристическом бизнесе
2.4 Основные современные тенденции в индустрии гостеприимства
2.5 Четыре мировые модели гостеприимства
2.6 Модели организации гостиничного дела
2.7 Классификация и специфика гостиничных услуг
2.8 Особенности и структура гостиничного продукта

3. Классификация и структура гостиничных предприятий
3.1 Категорийность гостиниц и классификация по разрядам
3.2 Классификация гостиниц в различных странах мира
3.3 Классификация гостиниц по уровню комфорта
3.4 Типология гостиниц
3.5 Функциональное назначение гостиниц
3.6 Функциональные требования к гостиницам
3.7 Жизнеобеспечение гостиниц

4. Гостиничная индустрия Российской Федерации
4.1 Особенности российской классификации гостиниц
4.2 Гостиничное хозяйство России
4.3 Знаменитые гостиничные цепи, представленные в России
4.4 Гостиничное хозяйство Москвы
4.5 Гостиничное хозяйство Санкт-Петербурга

5. Характеристика служб гостиничного предприятия
5.1 Общая характеристика гостиничных служб
5.2 Методы работы службы бронирования и риски бронирования
5.3 Особенности ведения переговоров с представителями турфирм
5.4 Служба приема и размещения: роль, структура, требования, нормы, расчеты
5.5 Служба обслуживания и эксплуатации номерного фонда
5.6 Служба безопасности: расследование преступлений и поведение в чрезвычайных ситуациях
5.7 Инженерно-техническая служба отеля
5.8 Должностные инструкции персонала гостиницы

6. Международные стандарты обслуживания в гостинице
6.1 Принципы оценки качественной услуги
6.2 Стандарты обслуживания как фактор успешной конкуренции
6.3 Стандарт телефонного этикета сотрудников гостиницы
6.4 Стандарт внешнего вида сотрудников гостиницы
6.5 Стандарт поведения сотрудников гостиницы
6.6 Процедура регистрации, выписки и бронирования как важная составляющая впечатления гостя от отеля

7. Правила успешной работы персонала с клиентами
7.1 Профессиональная этика работников гостиничных предприятий
7.2 Необходимые личные качества для работы в гостинице
7.3 4 типа клиентов: как найти правильный подход
7.4 Соображения, которыми руководствуются клиенты при выборе отеля
7.5 Особенности контакта персонала отеля с клиентами
7.6 Трудные гости и принципы грамотной работы с ними
7.7 Жалобы в гостиничном деле и способы их устранения
7.8 "Туристский рэкет" и юридическое оформление жалоб

8. Организация и работа ресторанной службы при отеле
8.1 Инфраструктура ресторанного комплекса
8.2 Выгоды и потери аутсорсинга
8.3 Процедуры и стандарты работы официанта
8.4 Организация работы службы room-service
8.5 Организация документооборота и учет блюд ресторанной службы
8.6 Ведение учета продукции мини-баров
8.7 Классификация поощрений (комплиментов) для гостей отеля

9. Дополнительные услуги отеля и способы их предоставления
9.1 Виды и технологии реализации анимационных программ
9.2 Анимация курортных отелей
9.3 Способы организации питания туристов в гостиницах
9.4 Оказание услуг по бронированию билетов
9.5 Оказание трансферных услуг и услуг "встречи-проводы"
9.6 Особенности организации экскурсионного обслуживания гостей

10. Государство и гостиничный бизнес: получение лицензии и сертификация
10.1 Процесс лицензирования гостиничной деятельности
10.2 Определение стандартизации и гостиничные стандарты
10.3 Схемы и документы по сертификации гостиницы
10.4 Международная аттестация и классификация гостиниц
10.5 Показатели качества гостиничных услуг
10.6 Международные направления по созданию качественных услуг

11. Успех и конкуренция в гостиничном бизнесе
11.1 Определение и оценка эффективности гостиничного бизнеса
11.2 Виды конкуренции в гостиничном бизнесе
11.3 Методы конкуренции: как обойти конкурентов
11.4 Формирование конкурентоспособности

12. Формы и методы управления гостиничным предприятием
12.1 Формы управления отелем: контракт, франчайзинг, аренда, акционерные общества, синдикаты, консорциумы
12.2 Организационная структура управления гостиницей
12.3 Выработка индивидуального стиля и метода управления
12.4 Методы и функции планирования
12.5 Создание благоприятной атмосферы для мотивации работников
12.6 Управленческий контроль и внесение коррективов
12.7 Формирование лидирующей роли руководства
12.8 Управление качеством услуг отеля

13. Принятие управленческих решений в гостинице
13.1 Содержание и виды управленческих решений
13.2 Процесс принятия решений
13.3 Методы принятия решений
13.4 Индивидуальные стили принятия решений
13.5 Условия эффективности управленческих решений
13.6 Организация и контроль за исполнением решений

14. Финансы и оборотные средства гостиничных предприятий
14.1 Экономические показатели работы гостиницы
14.2 Составляющие гостиничного продукта
14.3 Работа аналитической службы в гостинице
14.4 Основные фонды гостиничного предприятия
14.5 Сущность и состав оборотных средств гостиницы
14.6 Финансовые ресурсы и прибыль гостиничных предприятий
14.7 Оценка себестоимости услуг гостиницы
14.8 Организация учета на гостиничных предприятиях

15. Бизнес-планирование и бюджетирование отеля
15.1 Разработка бизнес-плана и его реализация
15.2 Бюджетирование как технология финансового планирования
15.3 Предназначение и реализация контроллинга
15.4 Процессно-ориентированное бюджетирование и калькуляции затрат
15.5 Достижение совершенства путем устранения потерь
15.6 Планирование расширения производства

16. Маркетинг в гостиничном бизнесе
16.1 Системы GDS и ADS: смысл и выгода
16.2 Проведение мониторинга конкурентов и анализ рынка гостиничных услуг
16.3 Эффективный интернет-маркетинг гостиницы
16.4 Формирование программ лояльности клиентов
16.5 Схема цикличности в маркетинге

17. Система безопасности в гостинице
17.1 Создание единой интеграционной системы безопасности в гостинице
17.2 Концепция обеспечения безопасности
17.3 Создание системы пожарной безопасности
17.4 Организация пожарной сигнализации в гостинице
17.5 Поддержание хорошего состояния электрических систем в гостинице

18. Отбор и комплектование кадров отеля
18.1 Набор персонала: понятие, виды, методы
18.2 Проведение анкетирования и собеседования
18.3 Правила отбора на линейные и руководящие должности
18.4 Методика диагностики агрессивности и самоконтроля
18.5 Методика диагностики самооценки и направленности личности
18.6 Методика выявления лидерских качеств и организаторских способностей
18.7 Методика определения стиля руководства

19. Обучение и оценка кадров отеля
19.1 Методы и методики обучения новых сотрудников
19.2 Профессиональная адаптация персонала
19.3 Программы тренингов и упражнений для кадров отеля
19.4 Методы оценки и анкетирования сотрудников
19.5 Проведение аттестации и её методы

20. Управление персоналом гостиницы и оплата труда
20.1 Принципы и методы управления персоналом
20.2 Основные принципы управления людьми
20.3 Обеспечение предприятия трудовыми ресурсами
20.4 Заключение трудовых договоров
20.5 Расстановка и распределение работников
20.6 Формы и системы оплаты труда
20.7 Порядок начисления средств на оплату труда
20.8 Фонд заработной платы гостиничного предприятия

21. Налоговая система и налогообложение гостиницы
21.1 Виды налогов и сборов
21.2 Налоги из чистой прибыли предприятия
21.3 Налог на добавленную стоимость
21.4 Налоги на себестоимость продукции
21.5 Налоги на финансовые результаты деятельности предприятия
21.6 Особенности налогообложения гостиничных предприятий

Люди каждый день переезжают из города в город, по делам ли или с целью отдохнуть, неважно. Все они пользуются услугами отелей и гостиниц. Иметь собственный бизнес в этой сфере мечтают многие, но не все, даже при наличии инвестиций, могут создать его прибыльным. О том, как правильно открыть свой гостиничный бизнес, мы поговорим в этой статье.

  • С чего начать организацию гостиничного бизнеса?
  • Что лучше открыть?
  • О преимуществах
  • Основные требования и их стандарты
  • Сколько можно заработать на гостиничном бизнесе?
  • Сколько нужно денег для старта бизнеса
  • Какое выбрать оборудование
  • Какой ОКВЭД для открытия гостиничного бизнеса
  • Какие документы нужны для открытия
  • Какую систему налогообложения выбрать для открытия гостиничного бизнеса
  • Нужно ли разрешения для открытия
  • Технология открытия гостиничного бизнеса

С чего начать организацию гостиничного бизнеса?

В самом начале не стоит никуда бежать, оформлять бумаги и узнавать стоимость гостиничного оборудования. Начинается все с концепции . Ее нужно придумать и прописать четкий план действий, начиная от строительства или реконструкции, и закачивая схемой и принципами работы. В документе обязательно обозначается статус будущей гостиницы или отеля, стиль, структура, маркетинговая стратегия и прочее.

Путей, чтобы открыть гостиничный бизнес, может быть несколько. Для удобства представим их в виде таблицы.

Некоторые бизнесмены рассматривают еще вариант ведения «теневого» бизнеса. Он, конечно, имеет право на существование, но достаточно рискованный.

Что лучше открыть?

Прежде чем открыть гостиничный бизнес, следует определиться с форматом будущего заведения. Малыми отелями называют те, в которых количество номеров не превышает пятидесяти. Даже если не планируется большие масштабы, все равно нужно составить бизнес план мини гостиницы. Рассчитывается он исходя их таких типов заведения:

Еще гостиницы подразделяются по уровню комфорта на:

  1. малобюджетные хостелы;
  2. заведения эконом-класса;
  3. комфортабельные отели;
  4. апарт-отели (они бывают среднего уровня и «люкс»).

О преимуществах

Главным преимуществом, которое дает гостиничный бизнес, считается наличие недвижимости. Здание, которое находится в собственности у владельца, является главным и самым дорогим активом. Недвижимость практически никогда не упадет в цене, наоборот, с годами она только дорожает. Открыть отельный комплекс или небольшой хостел – это всегда выгодное вложение средств.

Еще одно достоинство таких вложений – это бесспорный рост спроса на услуги отелей. По мнению экспертов, ИП может надеяться на ежегодный прирост прибыли в размере 4%. Это довольно неплохой показатель. Однако не только экономическая ситуация должна способствовать прибыльности предприятия. Владелец, вместе с управляющим, должны вложить немало собственного труда. Все успешные примеры отелей, как правило, имеют одни и те же неоспоримые факторы процветания:

  • высокий уровень сервиса;
  • высокий уровень подготовки персонала.

Что касается персонала, то к его подбору нужно подходить ответственно. Желательно, чтобы у работников было профильное образование от европейских школ. А лучше - опыт работы за границей. Если всех подобрать по такому принципу сложно, то нужно постараться найти хотя бы одного такого сотрудника. Нужно обращать внимание на личные качества. Общительность, благодушие, услужливость часто «стоят» намного больше, чем престижное образование. Эти требования относятся ко всем без исключения, начиная от портье и администраторов, и заканчивая официантами и горничными.

Основные требования и их стандарты

В любой стране высокий уровень сервиса устанавливается системой стандартов и норм, закрепленных в законодательстве. ИП придется изучить все их самостоятельно, чтобы суметь открыть достойное предприятие. Санитарные нормы, пожарная и газовая безопасность – это те критерии, которые нужно соблюдать. Без них инстанции не выдадут разрешение на открытие объекта.

Однако не стоит забывать, что в первую очередь отели работают для людей. Одним из главных правил таких заведений является безупречная чистота. Ежедневные уборки, замена постельного белья, полотенец – это постулаты, которые должны соблюдаться.

В стоимость аренды номеров обычно всегда входит завтрак. Его может обеспечить даже заведение, которое не имеет кафе или ресторана. Объекты общественного питания лучше открывать как дополнительный бизнес. Готовить и подавать одни завтраки для постояльцев будет невыгодно. Чтобы кафе или ресторан приносили прибыль, потребуются еще и другие клиенты. Не смотря на это, небольшую кухню обустроить придется. При необходимости можно организовать небольшой бар, тогда предпринимателю нужно будет получить лицензию на торговлю алкоголем.

Сколько можно заработать на гостиничном бизнесе?

Сразу нужно заметить, что деятельность в сфере подобного направления предполагает довольно значительные вложения. Они представлены ниже. Стоит обратить внимание на основную выручку и ее значение.

Причем, эксперты не советуют делать ставку на дорогостоящие услуги. Средний уровень цен, хорошая рекламная кампания, четкая стратегия. Именно эти факторы - путь к вышеуказанным показателям .

Большая сумма денег уйдет на оформление права собственности на земельный участок или здание. Кроме этого, необходимо согласовать всю техническую документацию на строительство, переоборудование или реконструкцию готового здания. Если запастись терпением, и настойчиво идти к цели, то любой начинающий ИП обязательно сможет открыть доходный, рентабельный и весьма перспективный бизнес.

Сколько нужно денег для старта бизнеса

Расходы по созданию мини-гостиницы окупаются спустя 5-6 лет с начала работы - это средне- и долгосрочные значительные капиталовложения. Средняя стоимость небольшой гостиницы в крупном городе составляет порядка 8-12 миллионов рублей (это не более 15 номеров жилого фонда). Основные затраты связаны с ремонтом и перепланировкой помещения, а также покупкой оборудования и административными статьями расходов.

Какое выбрать оборудование

Оборудования потребуется довольно много:

  • сейфы;
  • мини бары и холодильники;
  • телевизоры и телефонные аппараты;
  • мебель спальная;
  • аксессуары для ванных комнат;
  • замки и двери;
  • оборудование для организации питания;
  • электрические чайники и фены.

Какой ОКВЭД для открытия гостиничного бизнеса

Для открытия гостиницы с нуля выбираем код 55.1 «Деятельность гостиниц и других мест для временного проживания».

Какие документы нужны для открытия

Рекомендуется регистрация юридического лица, с учетом предстоящих проверок со стороны контролирующих органов и объемов производства. С этой целью обращаемся в территориальное подразделение ФНС согласно юридическому адресу предприятия. Документы Вы можете подать удаленно, при помощи интернет-портала гос услуг. Необходимо подготовить устав, договор учредителей, регистрационное заявление формы Р11001. Отдельно оплачивается гос пошлина, корешок квитанции обязательно прилагается к пакету документов.

Какую систему налогообложения выбрать для открытия гостиничного бизнеса

Рекомендуем подходящий для данного бизнеса вариант - сразу выбирать упрощенную систему налогообложения. В этом случае удается сократить затраты времени и денежных средств. Можно уплачивать 15% в пользу государства от разницы между совокупной доходной и расходной частями. Все движения денежных средств (приходные и расходные части) требуют строгого документального подтверждения.

Нужно ли разрешения для открытия

Большинство санитарных и пожарных нормативов не актуально по отношению к гостиничному бизнесу, да и к жилым помещениям также. Если регистрировать и работать официально, то понадобится также получать разрешения на питание постояльцев и лицензии на торговлю алкоголем. Поэтому часть небольших отелей работают неофициально.

Технология открытия гостиничного бизнеса

Для того, чтобы Ваша гостиница заняла свою долю рынка, необходимо сделать ее уникальной, придать неповторимости атмосфере. Для этого тщательно подбирается интерьер, чтобы он удовлетворял эстетическим пристрастиям, а также набор предоставляемых услуг. Необходимо создать такую атмосферу, где бы постоялец чувствовал себя как дома.

Большинство гостиниц оформляют свой бизнес как посуточная сдача недвижимости физическим лицам, но не как гостиничная деятельность. Связано это со сложностью перевода объекта из жилого фонда в нежилой, а без этого нет возможности именовать себя гостиницей и получать звезды. Однако для 20-30 постояльцев, которые разместятся в Ваших номерах, это не будет иметь особого значения.

Оптимальный состав штата на 10-15 номеров такой: управляющий и пара администраторов, бухгалтер и пара горничных. Желательно, чтобы администраторы владели английским языком.

Сколько стоит гостиничный бизнес?

Цена рентабельного гостиничного безнеса определяется месторасположением и площадью помещения. Например, с гостиницей продается помещение, значит цена на гостиницу увеличивается пропорционально стоимости данного помещения. Если под нужды гостиницы арендуется помещение, то в этом случае цена зависит от населенного пункта, количества номеров и расположения. Прибыльный хостел или мини-отель оценивается примерно от 900.000 р. Окупается гостиничный бизнес за - 1-2 года.

Как формируется цена гостиничного бизнеса

Факторы, влияющие на цену гостиницы:

  1. Месторасположение. Если гостиница находится в центре города, то она удобнее для посетителей и, следовательно, имеет больший потенциал, чем гостиница на окраине.
  2. Финансовые показатели. К финансовым показателям относится доход, насколько она подтверждаема и прозрачна.
  3. Классификация. Не столь важно, прошел владелец классификацию, более важно, чтобы гостиница отвечала требованиям и смогла её пройти.
  4. Цена и состояние имущества гостиницы, а также то, насколько отлажены бизнес-процессы.
  5. Если помещение арендуется, то нужно учесть размер и срок платы за аренду. Учитывайте соотношение дохода и платы за аренду.

На стоимость гостиничного бизнеса с помещением влияет его площадь, расположение и состояние.

Бизнес, управляемый неправильно, не имеющий должной маркетинговой активности, а также нуждающийся в ремонте или смене мебели - будет наиболее доступным по стоимости.

Как расположение гостиницы влияет на её стоимость?

Стоимость гостиницы с помещением зависит от её месторасположения. Если гостиница находится в арендованном помещении, то стоимость зависит незначительно. Прибыльная гостиница или хостел (с помещением в аренду), который располагается на окраине города, будет стоить столько же, как и гостиница или хостел в центре. Если гостиничный бизнес в центре города управлялся неграмотно и не приносил должного дохода, то его цена будет ниже, чем цена рентабельного отеля в спальном районе.

Как быстро окупается гостиничный бизнес? Возможно ли управление без опыта?

Последние несколько лет рынок хорошо реагирует на проекты, которые окупаются за 1-2 года. Это нормальное время для окупаемости.

Если окупаемость заявляется на уровне 2-3 лет (например, если гостиница находится на арендованной территории) спрос на такие варианты значительно ниже. Многие продавцы стараются подстроить свое предложение под ожидания покупателей, дабы быть конкурентоспособными

Бывает, что гостиница окупается за меньший срок, но это редкость. Если собственник указывает окупаемость на уровне 6 месяцев, то не факт, что потенциальному покупателю для этого не понадобится больший срок.

Если гостиница или хостел имеют помещение в собственности, то срок окупаемости находится на уровне 4 лет.

При должном уровне управления окупаемость займет меньше времени, но в первое время бизнес проседает по уровню дохода и об этом нужно помнить.

Управление гостиничным бизнесом без опыта.

Есть общие рекомендации для начинающих бизнесменов - приобретайте гостиницу или хостел с небольшим количеством номеров и с меньшим уровнем стабильных издержек. Для управления крупной гостиницей нужно иметь серьезный опыт.

Для небольшой гостиницы или хостела, в котором налажена работа, опыт не является обязательным условием. Главное - это полная вовлеченность, так как бизнес требует непрерывной роли владельца в управлении.

Уровень вовлеченности в гостиничный бизнес

Данный бизнес требует полной сопричастности собственника. Гостиничный бизнес не подходит для роли пассивного источника дохода.

Приобретая гостиницу с малым количеством номеров готовьтесь тратить на бизнес всё своё время. Приобретение гостиницы можно сравнить с покупкой рабочего места. Встречаются случаи, когда сами владельцы являются управляющими. Это один из способов экономии на зарплате. Возможно собственнику придется не только руководить бизнесом, но и самостоятельно бронировать номера, отвечать на входящие звонки и помогать в заселении постояльцам.

Если же речь идет о крупной гостинице, где самостоятельно нет возможности отслеживать все процессы, то вам потребуется нанять менеджера. Только не стоит прекращать следить за работой, ведь для того, чтобы бизнес начал приносить доход нужно беспрерывно следить за работой персонала.

Когда наиболее выгодно приобрести гостиничный бизнес

Все зависит от вашего опыта в гостиничном бизнесе:

  1. Приобретение гостиницы с середины весны до середины осени подойдет опытным предпринимателям. Они знакомы с особенностями этого бизнеса и у них не займет много времени процесс вникания в специфику работы. Приобретение бизнеса в такое время позволит быстрее окупить затраты.
  2. Приобретение гостиницы в зимнее время актуально, если у вас не было опыта работы в гостиничном бизнесе. Для вас будет достаточно времени, чтобы вникнуть во все процессы. К тому же, в зимнее время бизнес можно приобрести дешевле.

Гостиничный бизнес развивается сегодня быстро и стремительно и одна из основных причин тому – его высокая востребованность. Высокая экономическая активность, развитие туризма приводят к тому, что в большинстве городов – и больших и не очень – растет спрос на места для размещения гостей. В особенности это касается недорогих гостиничных номеров и номеров средней категории. Если вы задумались, как открыть гостиницу, скорее всего, речь идет о частном мини-отеле: именно его можно организовать с наименьшими затратами, да и окупится он относительно быстро. Путешественники обычно предпочитают именно такие заведения: конечно, тут нет огромных конференц-залов или десятка ресторанов на любой вкус, но зато эти места обычно отличаются невысокими ценами и почти домашним уютом.

Какую гостиницу открывать

Формат мини-отеля – оптимальный, если вы только приходите в гостиничный бизнес. Однако следует знать: даже небольшая гостиница обязательно потребует немалых вложений, и нужно быть готовым, что окупится она далеко не сразу. И одна из первых задач, которые придется решать будущему предпринимателю, - это привлечение инвесторов. Но прежде чем задумываться о финансировании предприятия, нужно решить, какую именно гостиницу вы хотите открыть.

Малыми отелями считаются те, количество номеров в которых не превышает 50. В их числе:

  • отели квартирного типа (порядка 10 номеров, не выведенных из жилого фонда);
  • мини-гостиницы на 10–20 номеров
  • малые отели, расположенные в отдельных зданиях, их номерной фонд может составлять до 50 комнат.

В зависимости от уровня услуг, которые представляются отелем, выбирается и его ценовая категория. Это может быть:

  • низкобюждетный студенческий хостел,
  • небольшая гостиница эконом-класса,
  • комфортабельный бизнес-отель,
  • апарт-отель (он может быть как среднего уровня, так и класса «люкс»).

Еще один вариант организации гостиницы – так называемый «квартирный». Этот вид деятельности в последнее время пользуется большой популярностью у предпринимателей, а потому следует остановиться на нем подробнее. Такой бизнес относится к числу «серых» – не оформленных должным образом. Делается это так: покупается несколько соседних квартир в одном доме, делается минимальный ремонт (редко – перепланировка), квартиры меблируются, и остается лишь находить клиентов для посуточной аренды (как правило, с помощью объявлений в интернете или в местных газетах). Казалось бы, открыть частную гостиницу в этом случае очень легко.

Но и тут возникают свои сложности, например, соседи могут возмущаться тем, что на прилегающей территории – «проходной двор», а, вырвавшись в другой город, туристы и командированные частенько не хотят вести себя чинно и благородно, а напротив, предпочитают шумно и с размахом отдыхать, что опять же вызывает недовольство соседей, а то и жалобы в соответствующие инстанции, что для «подпольного» бизнесмена может обернуться неприятностями.

Ведение любого бизнеса без соответствующей регистрации – это всегда риск, незаконное предпринимательство влечет за собой не только административную и налоговую, но в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Кроме того, работа предпринимателю в этом случае предстоит непростая: искать постояльцев приходится собственными силами, предприятия, учреждения и организации сразу исключаются из числа потенциальных клиентов (им нужны подтверждающие документы для отчетности), возникнут сложности и с размещением полноценной рекламы, ведь гостиницей такое заведение официально не считается, а каждый пришедший по объявлению клиент может оказаться представителем налоговой.

И хотя без затрат на официальную регистрацию, соблюдение санитарных норм и уплату налогов такой бизнес может показаться выгодным, оправдывают ли эти доходы те высокие риски, которые неизбежны в этом случае, - вопрос открытый, и каждый решает его самостоятельно.

И все-таки, говоря о том, как открыть собственный отель, мы будем рассматривать бизнес, который ведется на законных основаниях. И начать его нужно с или , а затем уже переходить к решению остальных важных задач.

Поиск подходящего помещения

Один из самых сложных и при этом самых главных вопросов – где открыть гостиницу. Лучше всего найти помещение в деловой или в исторической части города. Здесь должна быть развита инфраструктура: транспортные остановки, кафе, рестораны, магазины. Хорошо если неподалеку будут расположены и достопримечательности. Красивый вид из окна – это плюс гостинице, хотя доплату за него, конечно, не берут.

Даже если заведение не будет занимать все здание, желательно, чтобы у вашего отеля был отдельный вход.

Одна из причин дороговизны этого предприятия – помещение желательно выкупить. Арендовать здание под отель вряд ли стоит: слишком уж большие вложения придется делать в его интерьер и оборудование, и неожиданное предложение арендодателя расторгнуть отношения может обернуться большими убытками и, разумеется, потерей бизнеса. Приемлемый вариант – долгосрочная аренда с правом выкупа.

Если есть возможность привлечь к проекту значительные средства, можно начать строительство отдельного гостиничного здания, но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что поиск и покупка подходящего участка, подготовка разрешительной документации, проектные и строительные работы могут занять не один год.

Оптимальным вариантом считается приобретение помещения под гостиницу. Оно может как быть нежилым, так и представлять собой несколько квартир (подойдет для этих целей и большая коммунальная квартира). Площадь должна быть от 300 кв. метров и выше. Если вы покупаете квартиры, их нужно будет вывести из жилого фонда. Будьте готовы к тому, что эта процедура потребует затрат – как финансовых, так и временных.

Интерьер гостиницы: важные мелочи

После выбора и приобретения помещения самое время приступать к созданию проекта гостиницы, перепланировке и ремонту. Причем согласование проекта и получение разрешений на перепланировку может занять куда больше времени, чем собственно ремонт. Реконструкция помещения и ее документальное оформление могут составлять до половины стоимости самой недвижимости.

Когда перепланировка будет окончена и вы приступите к внутренней отделке гостиницы, уже можно обращаться за согласованием в заинтересованные службы (санэпидстанцию, к пожарному надзору), а также заключать договоры с коммунальщиками.

Создание интерьера гостиницы имеет огромное значение, хотя каких-то единых правил тут нет и быть не может. Подход к обустройству помещения будет зависеть от концепции отеля, а также от его ценовой категории. Где-то будет уместен деловой и практичный минимализм, где-то – вечная классика, а кому-то захочется сделать комнаты с богатым убранством – все зависит от вкусов владельца и от предпочтений целевой аудитории. Но главное – это удобная планировка и качественно выполненный ремонт, номера должны выглядеть чистыми и аккуратными, даже если не будут роскошными.

Еще один важный момент – мебель и сантехника должны быть высокого качества. Не стоит на них очень уж экономить, такая экономия может обернуться дополнительными затратами: хлипкая мебель быстро сломается, ведь не секрет, что к «общественному» имуществу редко относятся бережно.

Позаботьтесь о том, чтобы у гостиницы был свой фирменный стиль, который заметен даже в мелочах. Стоит ли говорить, что разработку интерьера лучше поручить профессиональным дизайнерам.

Персонал мини-отеля: сколько и какой?

Озадачиться подбором персонала лучше за несколько месяцев до планируемого открытия. К моменту начала работы у сотрудников должны быть оформлены все необходимые документы, а сами они – быть обученными и готовыми приступить к работе.

Набирать персонал нужно, исходя из того, какие услуги вы планируете оказывать в гостинице. Если, например, постояльцы будут обеспечиваться питанием, понадобятся повара. Что касается обслуживающего персонала, существует правило: общее его количество (администраторы, горничные, портье) приблизительно равняется количеству номеров.

Если гостиница небольшая, сотрудники могут совмещать разные должности (администратор – заниматься бронированием, горничная – отвечать за работу прачечной). Это выгодно и владельцу, которому не приходится держать на работе лишний персонал, и самим сотрудникам, которые могут зарабатывать больше.

Важное требование к персоналу гостиницы – знание иностранных языков (как минимум английского). Необходимо организовать систематическое обучение и занятия по повышению квалификации.

Услуги в гостинице: важное и второстепенное

Первое и самое главное – в номерах должно быть чисто. Ежедневная уборка, своевременная замена белья и полотенец – это обязательное условие работы каждого отеля. Если нет возможности организовать прачечную в самой гостинице, следует заключить договор со сторонним предприятием, оказывающим этот вид услуг.

Завтрак, состоящий из кофе, чая, готового печенья отель может обеспечить, даже если при нем нет ресторана или кафе. Если же собственное кафе запланировано, нужно быть готовым к дополнительным затратам. Для его открытия понадобится:

  • оборудованное помещение, соответствующее всем пожарным и санитарным требованиям;
  • все необходимые разрешительные документы и согласования;
  • персонал: повара и официанты;
  • лицензии на торговлю алкоголем.

Однако собственное кафе или ресторан – это уже отдельный бизнес, в такое заведение понадобится привлекать клиентов и со стороны, только на постояльцах мини-отеля оно себя не окупит. Гораздо проще договорится с одним из соседних кафе о доставке еды постояльцам в номер или, например, о завтраках со скидкой.

У отеля должна быть возможность предоставить своим посетителям автомобильную парковку, сейф, интернет, телефон, при необходимости – временную регистрацию.

Еще одна безусловная обязанность отеля – обеспечить клиентам безопасность. Для этого у него должен быть заключен договор с охранным предприятием, установлена тревожная кнопка. Нельзя забывать и про меры пожарной безопасности: запасной выход, пожарные извещатели. Не лишней будет и охраняемая стоянка.

Отдельно стоит позаботится о гостях с детьми (в гостинице не помешают детские кроватки и стульчики) и посетителях-инвалидах (понадобится вместительный лифт и пандусы).

Реклама отеля

Сообщить всем об открывающемся отеле нужно заранее, желательно за 2-3 месяца. Поместить на здании баннер о скором открытии, дать информацию в туристические агентства, создать сайт отеля и разместить рекламу в интернете, на специализированных ресурсах.

Качественное обслуживание и умеренные цены со временем сделают свое дело – появится собственная клиентская база, а вчерашние постояльцы будут рекомендовать гостиницу своим знакомым.

Считаем прибыльность отеля

О том, что гостиница – предприятие затратное, было уже сказано неоднократно. Пришло время подсчитать, сколько все-таки стоит открыть небольшой отель. Разумеется, подсчеты будут приблизительными, чтобы получить точное представление о грядущих расходах и доходах, понадобится получить дополнительную информацию:

  • узнать, насколько востребована услуга в вашем городе (его население, уровень развития инфраструктуры, состояние туристического направления, бизнеса и производства, какие спортивные или культурно-массовые мероприятия здесь проводятся);
  • проанализировать рынок: сколько гостиниц в вашем городе, какова их рекламная и ценовая политика, насколько они загружены и как на это влияет сезонность);
  • сделать предварительную оценку затрат: стоимость недвижимости в населенном пункте, а также расценки на строительные и прочие работы;
  • определиться, какова будет концепция вашего отеля: состав номерного фонда, предоставляемые услуги, уровень обслуживания и как результат – целевая аудитория.

Как видим, с точностью ответить на вопрос, сколько стоит открыть мини-отель практически невозможно, слишком много факторов будет на это влиять. Вложения в столичную гостиницу могут быть в десять раз большими, чем в региональную, так что приведенные ниже цифры очень приблизительны.

Открыть мини-гостиницу на 10–15 номеров в небольшом региональном городе можно, затратив порядка 8–15 млн. рублей. В то же время небольшой отель в Санкт-Петербурге или в Москве потребует около 50 млн. А если вы решите возводить отдельное здание и приобретать земельный участок, стоимость возрастет до 150–200 млн. рублей.

Все расходы на организацию гостиницы делятся следующим образом:

  • 50 % – на покупку или строительство помещения;
  • 25 % – на перепланировку, (в том числе проект и административные расходы);
  • 15 % – на интерьерный ремонт, внутреннюю отделку, закупку оборудования и мебели,
  • 10 % – остальные расходы (затраты на зарплату и обучение персонала, рекламу, покупка расходных материалов).

В столичном городе гостиница окупится приблизительно за 5–7 лет, в крупном городе с более чем миллионным населением – за 6–8 лет. В небольшом региональном городке на это может уйти от 9 до 12 лет.

Гостиничный бизнес не напрасно считается прибыльным, именно поэтому возникают все новые отели. Однако быстроокупаемым его не назовешь, так что это предпринимательство для тех, кто твердо стоит на ногах, а потому не боится крупных вложений и масштабных проектов. Составление же подробного бизнес-плана такого сложного и дорогостоящего проекта лучше доверить специалистам.