Високосный Год - рок-группа из подмосковного Фрязино.
Критики отмечают её близость отечественной эстраде, теплоту, сентиментальную лиричность, "редкую душевность и доверительность песен Високосного Года ", среди которых особую известность получили , , , . Фраза "Это мы придумали Windows, это мы объявили дефолт " стала фактически народной.
В 1988 году группа Високосный Год возникла как «понятие» в сознании Ильи Калинникова , когда он созерцал пейзаж из окна электрички Фрязино - Москва и сочинял песню. Он подумал, хорошо бы назвать эту песню Високосный Год. Потом он подумал, что хорошо бы так и назвать группу. Так и случилось. А песня Високосный Год так и осталась недописанной.
В 1990 году группа Високосный Год возникла как любительский коллектив совсем ещё молодых людей.
В состав группы Високосный Год вошли:
В 1994 году к группе присоединяется Павел Серяков - бас-гитара .
В 2000-м году к группе присоединяется Дмитрий Кукушкин - баян, гитара .
Ночь на 5 апреля 2000 года - первый радиоэфир песни на Авторадио. В этом же году с песней Метро группа ротируется на всех ведущих московских радиостанциях, в том числе «Нашем радио», входит в хит-парад Чартова дюжина , а затем и побеждает в нём, оставаясь на первой строчке в течение 7 недель. В том же году записывается и выходит в свет альбом .
Август 2000 - к группе присоединяется опытный концертный менеджер Алексей Кан , и с этого момента начинается концертная деятельность группы Високосный Год. Алекс Кан - бессменный администратор группы с 2000 года по сей день.
Октябрь 2000 - группа получает приглашение от Аллы Пугачёвой принять участие в «Рождественских встречах». Группа получает редкую на «Рождественских встречах» возможность исполнить не одну, а две песни (Лучшая песня о любви , Метро ). Выступление в «Рождественских встречах» приносит группе всенародный успех.
Март 2001 - песня Тихий огонёк становится заглавной песней популярного телесериала «Дальнобойщики». В том же 2001 году Високосный Год номинирован на премию Овация , становится лауреатом Песни года и лауреатом премии Стопудовый хит .
В 2002 году Илье Калинникову вручают Золотую звезду Авторадио .
В 2003 году Илья Калинников приглашает для записи одной из песен Михаила Митина - ударные и Дмитрия Шумилова - бас-гитара - музыкантов легендарного . С того момента Михаил Митин становится бессменным барабанщиком группы Високосный Год.
В 2005 году группа пропадает из поля зрения поклонников и критиков, прекратив выступления в Москве. Илья Калинников отказывается от идеи записи нового альбома. Группа продолжает гастролировать и выступать только на частных мероприятиях.
Июнь 2006 - группу покидают Павел Серяков и Илья Сосницкий (организовали проект Сегодня в мире ).
Август 2006 - в группу возвращается Дмитрий Гугучкин - бас-гитара . Место клавишника занимает Илья Муртазин .
Октябрь 2006 - Високосный Год возобновляет концертную деятельность. К группе присоединяются молодые музыканты - Юрий Вантеев - труба , и Ренат Халимдаров - тромбон .
У Високосного Года никогда не было продюсера, и в традиционную в шоу-бизнесе «раскрутку » не было вложено ни копейки.
Сентябрь 2007 года - Илье Калинникову вручают второй «Золотой диск» от Национальной федерации производителей фонограмм за альбом .
Февраль 2008 - группа выпускает . Все песни пересведены, добавлены 4 бонус-трека.
Состав группы Високосный Год:
Илья Калинников - автор песен, вокал, гитараДмитрий Кукушкин - баян, гитара
Дмитрий Гугучкин - бас-гитара, гитара
Илья Муртазин - клавишные
Михаил Митин - ударные
Юрий Вантеев - труба
Ренат Халимдаров - тромбон
Другие новости
Песня "Метро" появилась на первом и пока единственном альбоме "Високосного Года", вышедшего в 2000 году под названием "...который возвращается"
.
Случилось это после десяти лет существования группы, появившейся как любительский коллектив совсем ещё молодых людей. В состав ВГ вошли Илья Калинников (голос, гитара, автор песен), Дмитрий Гугучкин (соло-гитара), Илья Сосницкий (клавиши). Идея альбома возникла в сознании Калинникова летом 1993 года во время репетиций в кабинете музыки школы № 4 города Фрязино, хотя правильнее было бы говорить о нем не как об Альбоме, а как о цикле песен, объединенных определенной тематикой, вынесенной в название.
Кстати, многие отмечали, что манера исполнения у группы очень напоминает "Машину Времени" (некоторые до сих пор считают, что "Лучшая песня о любви" - плод творческих мук Макаревича). Отчасти это можно объяснить тем, что первым наставником и продюсером ВГ был Александр Кутиков, бас-гитарист и один из вокалистов "Машины Времени". Их сотрудничество, возникшее в 1996 году, не привело к каким-то практическим результатам, но дало Илье Калинникову важный опыт в шоу-бизнесе. Также под влиянием Кутикова родилась песня «Тихий огонёк», ставшая впоследствии заглавной темой сериала "Дальнобойщики", и окончательная версия "Лучшей песни о любви".
Занятно, что песня "Метро", сделавшая группу знаменитой, попала на альбом последней, хотя ее основной музыкальный мотив появился еще где-то в конце 1997 года в финале соло-партии, сыгранной Калинниковым к совершенно другой песне. Со временем Калинникову стало ясно, что новая композиция будет называться "Метро", о чем он заговорил где-то весной 1999 года. Но дальше разговоров дело не зашло, а вскоре Калинникова уговорили поработать звукорежиссером на съемках одного фильма. Спустя несколько недель его разыскала Маша Хопенко, директор группы, после чего состоялся примерно следующий диалог:
Старик, где там твоя песня про метро? Готова?
- Да нет, тут текст... Тут вот фильм...
- Старик, ты чё, ох$#$? Какой фильм? В сентябре выходит сборник "Прощай, оружие" с новыми песнями. Место уже забито. Бросай свой фильм и иди пиши.
Калинников вернулся во Фрязино, и группа приступила к работе. Песню записали за несколько дней и ночей, текст был закончен во время записи (причем строчка про Windows и дефолт вообще родилась как шутка). Однако получившийся одним дождливым сентябрьским утром вариант не устроил ни самих музыкантов, ни авторитетных слушателей. Группа взялась было за переделку, но тут произошли теракты в Москве, окончательно выбившие Калинникова из творческой колеи, в которой он и так с трудом держался. Он перестал хотеть слышать что-либо про "Метро", пил водку с соучастниками группы и рассуждал к чему это все приведет. Что-то из этого привело к тому, что как только все чуть пришли в себя, был записан второй вариант "Метро", более яркий, более гитарный, более "форматный". Но он тоже не оставил о себе впечатления как об окончательном. (Правда, этот второй вариант был-таки издан на сборнике в приложении к какому-то журналу и даже попал на какие-то нестоличные радиостанции).
Последний, известный на сегодняшний день вариант "Метро", был записан взявшей себя в руки группой в марте 2000 года. Правда, иногда во время концертов музыканты, выходя на "бис", исполняют полную версию песни, содержащую восемь куплетов.
Сам Калинников признается: "Когда я написал “Метро”, я даже сказал себе: все, больше никаких песен, так она меня измучила. Тогда - в сентябре 99-го - мы сыграли ее всего разок и закинули на полку. “Мы” - это те, кто мог бы служить в разведке, играть в кино, кто мог бы совершить что-то, а сейчас тупо едет в метро, неизвестно зачем туда, неизвестно зачем обратно. Если сложить все, о чем думают люди в метро, а потом вывести среднее арифметическое - это и будет то, о чем эта песня. А еще о любви, самой безнадежной любви в мире."
Первый эфир песни состоялся 5 апреля 2000 года в 00 часов 15 минут на "Авторадио". Потом дело пошло и по другим радиостанциям. И особенно хорошо на "Нашем Радио", где после недели эфиров "Метро" заняла 9-е место в "Чартовой дюжине". Еще через четыре недели - первое, на котором оставалось еще шесть недель. Всего в обозначенном хит-параде песня продержалась четыре с половиной месяца, какой-то недели не дотянув до абсолютного рекорда в чарте.
Кстати, некоторые отмечают, что "Метро" удивительным образом похоже на песню Сезарии Эвора “Consedjo”. Однако, сами музыканты ВГ считают это совпадением.
Cesaria Evora - Consedjo
Клип на песню "Метро" снят не был, хотя предложения были. Калинников объясняет это тем, что "Метро"- это песня-история, вызывающая у каждого человека свои личные ассоциации и эмоции, а если навязать людям свое представление, свой видеоряд, это не пойдет песням во благо. К тому же все сценарии, которые предлагали музыкантам, были банальными.
Сейчас группа периодически выступает, иногда записывает новые песни, однако, о новом альбоме речи не идет.
Калинников
: "Альбомы, дискография, карьера на эстраде - не было для меня самоцелью. Больше скажу: я с большим недоверием отношусь ко всему, что поет и пляшет на сцене. Спустя пять концертов, я вдруг подумал, как я сюда попал, зачем я здесь, а как же мечты? Они кончились что ли? Мне 34, а я еще не влюблялся в чернокожую студентку с юга Франции, меня ни разу (ни разу!) не арестовывали за ныряние в фонтане на Трафальгарской площади! Кто я? Автор и солист группы "Високосный Год"? Дожил! Я никогда не переставал работать с группой, но я сильно переустроил свою жизнь тогда. Я понимаю, конечно, что если я и интересовал людей, то только в качестве (извините за выражение) "поэта-песенника". Но вся жизнь - больше, чем песни. Это - мое важное открытие. Я дарю его вам!"
ПОКЛОННИКИ группы "Високосный год", безусловно, романтики. Более того, романтики безнадежные. Им кажется, что Илья КАЛИННИКОВ и его ребята играют для тех, кто только собирается спеть свою лучшую песню о любви...
А ты, Илья, ты, поющий о любви, - романтик?
Для меня романтик - значит невинный. Как и все люди, я когда-то был невинным. Как и все люди, я им перестал быть. Но я все-таки помню, каким был. Любимая в народе песня "Метро" - это детское настроение у взрослых людей.
И еще это хит! На всех радиостанциях среди привычной попсы, среди откровенной халтуры сегодня крутят "Метро".
- "Хит" - хорошее слово. Если вспомнить этимологию - это "удар"! Написать хит нетрудно. Может, это нескромно, но вот уже лет пять-шесть я знаю, как сделать хит. Это студийное, продюсерское ремесло. Я уважаю стремление радиостанций захватить большие аудитории, бороться за массы. Если мои песни в помощь - это приятно. Как наше музыкальное направление называется, не знаю. Могу только вспомнить два определения, которыми нас уже наградили. Первое: бард-рок. Мерзкое название. Второе: КСП easy listening. Это шутка. Своими песнями мы пробуждаем доброе из вашего прошлого. А секрет "Метро" в том, что эта песня для любого формата. Но вот за что "Лучшую песню о любви" постоянно прописали на "Русском радио"? Мне непонятно. Но не мешать же этому. Сейчас у нас самих аудитория вдруг стала настолько широка, что я полностью отказываюсь от идеи как-то ее ощущать и понимать. Публика - от 17 до 57. Концерты в клубах проходят с визгом, хотя вроде песни наши такие, что надо сидеть и слушать задумчиво.
Тебе, наверное, после успеха "Метро" в метро уже спускаться не приходится? А если спустишься, свою станцию из-за раздачи автографов проедешь?
В свой продуктовый магазин спокойно зайти уже не получается. Мне приятно, что сейчас песни "Високосного года" гораздо знаменитее самой группы. А группа знаменитее, чем ее участники. Хорошо, что это именно так, а не наоборот. Хочется еще немного спокойно поездить на метро. Еду я как-то недавно по линии, на которой постоянно сплю. Просыпаюсь - напротив сидят две девушки и прутся от моего вида. Тот самый человек, который поет: "Мы засыпаем в метро", - вдруг сидит поблизости с такой сонной физиономией. Узнали меня, значит. Может, это мода такая на "Високосный год"? Не знаю, как про себя такое скажешь: "Я моден"? Я внутренне в этом не участвую. Но для тех, кто хочет стать известным или модным, скажу: ребята, не парьтесь, оно того не стоит. Это отсутствие свободного времени, в том числе и на сон, это отсутствие одиночества.
Спрошу тебя как эксперта по романтической любви. Что страшнее: когда тебя разлюбят или когда разлюбишь ты?
Очень хорошая строчка. Страшно терять чувство. Чувство любви ведь - проявление природы человека. Это катастрофа. Потому что человек лишается природной благодати.
Как строчки приходят в голову? Садишься ты с листом бумаги...
Садишься, кладешь бумагу, настраиваешься, говоришь с кем-то по телефону, мол, отстаньте, мне некогда... Процесс написания песни на 99% состоит из подготовительного и заключительного времени. А текст пишется быстро. Хотя я уже стал забывать, как они пишутся. Сначала в голову приходят основные тезисы песни. Но не первая строка, как многие считают. Я всегда наискосок пишу, с середины начинаю. Второй этап, когда ты с бумажкой и гитарой пытаешься связать все в единое целое. В песне всегда первичен текст, ведь песня - это история какая-то, да?.. Музыкой я лучше владею: за день с группой могу накрапать три, четыре пьесы. А с текстом так не выйдет.
Как началась вся эта история с "Високосным годом"? Однажды утром вы вдруг проснулись знаменитыми?
Что было сначала? Сначала была мысль назвать будущую группу "Високосный год". Эта идея родилась в 1988 г., когда я еще учился в школе. А вот датой рождения можно считать либо 1994 год, когда собрался нынешний состав, либо год 1996-й, когда он что-то впервые сделал. Мы не занимались музыкой по выходным. Мы никогда не были группой, готовой за 100 долларов отыграть в любом месте. Не классически развивались. За два года у нас было всего три так называемых репетиционных сессии, когда ребята в домашних, дачных, пляжных условиях делали песни. Как-то в 1995-м собрались группой и уехали на 101-й километр, в мой родной город Орехово-Зуево. В квартире, где я вырос, мы соорудили на месяц студию. Так были сделаны первые записи. Две-три вещи вошли в первый и единственный пока альбом - "Который Возвращается". В 96-м появилась демонстрационная запись будущего альбома, где присутствовала уже "Лучшая песня о любви". Знаменитое "Метро" появилось еще позже, в 1999 году. Весь накопленный материал был отложен. Отложен, потому что не улыбнулся издателям. Несколько лет назад, не думая о последствиях, я раздавал друзьям кассеты с нашими песнями. Вещей, записанных на этих подарках, хватило бы еще на два альбома. Боюсь, что этот материал всплывет в Интернете. Альбом "Который Возвращается" стал сегодня уже, по российскому счету, платиновым. А ведь мог, между прочим, вообще не дойти до людей. И все потому, что мы - ленивые и не амбициозные. Если бы не одна замечательная женщина, назовем ее Маша, ничего бы и не вышло. Однажды она ворвалась в расположение группы с криками: "Ты, Илья, совсем тут охренел от творческих мук!". Тихонечко выкрала мою кассету с песнями. А затем уже подбросила ее на "Наше радио". Так безмятежный, родом из Фрязино, "Високосный год" вышел в эфир, тронул ранимые души.
В "Лучшей песне о любви" такая история: "Когда ей было 36, он очень тихо помер..." Мужчину здоровье подвело или возраст?
Когда он старше ее, это нормальная среди человеческих особей ситуация. А все начинается с девушек. Они порой плохо воспринимают своих ровесников. От этого мы, мужчины, в самом расцвете творческих сил ходим все в мозолях. Эта тема будет присутствовать на новом альбоме.
Интимный вопрос: пьешь перед выступлением?
Иногда бывает, что кто-то сильно изгадит настроение перед концертом. И тогда позволяешь себе 50 грамм. Но они не оказывают сильного влияния. Все улетает со второй песней. Надо настраиваться на публику. Надо играть в театр. А диапазончик приемов и импровизаций ограничен. Театр одной группы очень сложный.