Что смотрят наши дети? Гробы, эротика и насилие в мультфильмах. Чем отличаются детские мультфильмы от взрослых? Монстр в Париже

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЗРОСЛЫЙ МИР В ДЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ».

Родителям вручаются пригласительные билеты.

В начале консультации родителям предлагается прону­меровать детские телепередачи и мультипликационные и художественные фильмы по степени их полезности для ре­бенка дошкольного возраста. Для ранжирования предлагает­ся 20 названий. Самому полезному фильму или телепередаче присваивается № 1, самому нежелательному - № 20.

Передачи и фильмы для ранжирования:

- «Улица Сезам» (телепередача)

- «Спокойной ночи, малыши» (телепередача)

- «Том и Джерри» (мультфильм)

- «Симпсоны» (мультфильм)

- «Корпорация монстров» (мультфильм)

- «Отчего? Почему?» (телепередача)

- «Твининсы» (телепередача)

- «Черепашки Ниндзя» (фильм)

- «Шрек» (мультфильм)

- «Красавица и чудовище» (мультфильм)

- «Зачарованные» (художественный фильм)

- «Король Лев» (мультфильм)

- «Спайдермен» (мультфильм)

- «Гарри Поттер» (художественный фильм)

- «Дисней-клуб» (мультфильм)

- «Ледниковый период» (мультфильм)

- «Ералаш» (телепередача)

- «Пауэр Рейнджере, или Могучие Рейнджеры» (художе­ственный фильм)

- «Помогите Телеку» (телепередача)

- «Сами с усами» (телепередача)

- «Алеша Попович и Тугарин Змей» (мультфильм)

Давно доказано, что на развитие и формирование человека оказывает влияние среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Очень важный компонент внешней среды - родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении его личности неоспорима и неоценима. Но не только они влияют на ребенка, поэтому, сколь бы значительна ни была роль семьи, дети не могут ограничиваться домом и стремятся заглянуть за дверь квартиры.

Чем старше они становятся, тем более жаждут узнать новые, таинственные для них грани взрослой жизни. И жаж­ду эту они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, а лишь усевшись перед экраном телевизора.

Однако доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «заглатывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остается в памяти человека. Родителям необходимо обладать большим авторитетом, чтобы их сын или дочь устояли перед напором убедительной экранной картинки, которую, к сожалению, они иногда видят даже чаще, чем близких людей.

Большинство детей дошкольного возраста посещают дет­ские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получает­ся, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время?

Вопрос к родителям:

Как вы используете часы общения с ребенком?

Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на инте­ресную прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приго­товить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдут­ся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.

Чем же занят ребенок? Утро - сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.

А что же вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант - телеви­зор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время, ложиться спать. В принципе, считают ро­дители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день. Тем более что вечерние программы не рас­считаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть передачи для взрослых.

Теле- и видеопередачи, динамичные, красочные, эмоцио­нальные, несомненно, привлекательны для детей.

Получается, что часто телевизор, радио и газета становят­ся первыми воспитателями наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей.

Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро подвержены воздействию телевидения.

Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного вос­приятия является его наивно-реалистический характер.

Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, - то есть происходит своеобразное кодирование, при­чем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей выраба­тывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это, в свою очередь, приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.

Знаменитый кукольник Сергей Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста пока­зывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: дет­ская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее, особенно то, что происходит на сцене, на экране, в книге. Поэто­му необходимо тщательным образом отбирать мультфильмы, телепередачи. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем, как кто-то падает, ушибает­ся и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домаш­них питомцев, загонять друг друга под кровать и т. д. С подобны­ми случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспи­тывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романти­ческих примерах. Детский «кинематограф воспитывал, обра­зовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психическим расстрой­ствам, иногда весьма серьезным. В этом можно убедиться, понаблюдав за тем, что и как рисуют современные дети.

Родителям демонстрируются детские рисунки с элемен­тами жестокости.

Даже в мультфильмах для самых маленьких даются во­енные сцены, ожесточающие душу ребенка. И вряд ли ма­лыш, насмотревшийся таких фильмов, будет плакать о коз­лике, от которого «остались рожки да ножки»..

Картины убийств, чудовищных превращений, сцены с вампирами, оборотнями приводят в некоторых случаях к серь­езным психическим заболеваниям.

Конечно, можно сказать, что со временем ребенок привы­кает и перестает бояться. Но что такое привычка спокойно смотреть на убийства и сцены насилия, как не патология?!

Порой дети, инстинктивно защищаясь от «ужастиков», и хотели бы их не смотреть, но естественное для возраста любо­пытство мешает им. И тогда они испытывают мучительный психологический разлад. Такую ситуацию способно разрешить только вмешательство взрослых.

Но даже родители не всегда в силах оградить ребенка от агрессии, насилия, секса, часами обрушивающихся на них с экранов телевизоров. Ведь достаточно и мимолетной сцены кровавого насилия или полового акта, чтобы они глубоко по­разили податливое сознание ребенка. И даже кино и мульт­фильмы для детей не избавлены от этого.

Демонстрация отрывков из детских мультфильмов и фильмов с элементами насилия.

Многие научные исследования показывают, что дети под­ражают увиденной на экране жесткости. Их игры становятся более агрессивными. Ребенок легко может причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в харак­тере любимого телегероя.

Педагоги и родители приводят примеры подобных жес­токих игр.

Примеры жестоких игр

Часто даже сами взрослые не Замечают отрицательных моментов, содержащихся в современных мультфильмах и фильмах для детей. Яркие, красочные, динамичные мульт­фильмы студии «Дисней» кажутся нам абсолютно безобидны­ми. Но так ли это?

Демонстрация отрывков из детских фильмов и мульт­фильмов со сценами грубости, насилия («Красавица и Чудо­вище», «Спящая красавица» и др.).

Такое подражание увиденному на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличить реальность от телевизионного вымысла. Несформированность телевизион­ной культуры у детей не дает им возможности сделать осоз­нанный выбор нужной информации, выделить главное, сде­лать вывод из увиденного. Правильному восприятию телеис­кусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи.

Остро стоит проблема содержания теле- и кинопродукции. Ведь дети смотрят не только те передачи, которые предназна­чены специально для них, но и те, что создаются для взрослой аудитории. К сожалению, продукция детского телевидения очень часто содержит элементы телевидения взрослого. На­пример, мультфильмы, сюжет которых строится по принци­пу «недетское кино».

Демонстрация отрывков из фильма «Мулен Руж» и от­рывков из мультфильма «Приключения Геракла».

Если убрать звук, то движения героини фильма «Мулен Руж», соблазняющей партнера, и движения нимф, поющих песню в мультфильме, окажутся идентичными. Поток инфор­мации, идущий с экрана, значительно превышает возможнос­ти ребенка. Он просто не в состоянии воспринять его и само­стоятельно переработать, поэтому выхватывает то одно, то другое. Дети часто не могут установить для себя связь между изображением и текстом.

Смотря фильмы и передачи, недоступные для его адекват­ного понимания, ребенок искаженно воспринимает отдельные эпизоды, вне контекста всей вещи. В результате возникают неправильные представления о человеческих поступках и мотивах действий, произведение остается непонятым. Ребе­нок обращает внимание на такие моменты, которые выделя­ются из целого произведения: манеру поведения, излишества моды, секс и т. д., - и все это влияет на формирование не только его вкуса, но и пристрастий и запросов.

Дети способны адекватно воспринимать информацию, как адаптированную, так и неадаптированную для детской аудито­рии, только при постоянной помощи и контроле со стороны взрослых. При отсутствии руководства со стороны родителей и педагогов они не в состоянии правильно воспринимать экран­ную продукцию, что и приводит ко многим печальным послед­ствиям, которые называют вредным влиянием телевидения.

Современный рынок заполнен качественной теле- и ви­деопродукцией как отечественного, так и зарубежного произ­водства. Такое обилие информации затрудняет возможность в ней ориентироваться. Ребенок дошкольного возраста вообще не способен делать это самостоятельно. Но даже небольшого объяснения бывает достаточно, чтобы он начал вычленять главные идеи сюжета.

Родителям необходимо просматривать программу ТВ на будущую неделю, отбирая те передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку. Не стоит забывать и о количе­стве времени, проводимом ребенком у экрана телевизора. Об­щее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю. И лучше, если малыш не будет смотреть телевизор больше получаса подряд. Именно та­кие рекомендации дают специалисты.

Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом.

В заключение вечера родителям раздаются памятки «Как правильно выбирать телепередачи и мультипликационные фильмы для детей дошкольного возраста».

«Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».

1. Выбирайте вместе с ребенком те мультипликационные фильмы и пе­редачи, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы вы хотели посмотреть на следующей неделе.

2. Точно следуйте этому расписанию.

3. Старайтесь заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных вами передачах, мультфильмах.

4. При выборе телепередач и мультипликационных фильмов необходимо учитывать, чтобы они были предназначены именно для возраста вашего ребенка.

5. Никогда не переключайтесь с канала на канал во время рекламы, так как ребенку это мешает правильно воспринимать информацию.

6. Если ребенок вместе с вами смотрит передачи, не предназначенные для детской аудитории, обязательно объясняйте ему смысл увиден­ного на экране.

7. Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел.

8. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно пре­вышать 6-7 часов в неделю.

9. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса под­ряд.

10. Телевизор необходимо смотреть в ярко освещенной комнате и не с близкого расстояния.

11. Не разрешайте ребенку смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.

Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами пустили в свой дом!

Консультация для родителей «Взрослый мир в детских мультфильмах»

Подготовила: Ибрагимова Е.А

Взрослому человеку, воспитывавшемуся еще при советском строе, хорошо знаком советский мультфильм, понятен его положительный и добрый смысл. В каждом мультфильме добро побеждает зло. Поется песня о дружбе. Лесные звери - милые и добрые. Нет крови, убийств и насилия. Все это и многое другое служило несомненным плюсом в воспитании детей, которые сегодня стали взрослыми. Сегодня мы выросли, насытились западным кино и отлично представляем, что такое триллер или боевик. Та же ситуация и с мультфильмами.

К огромному сожалению, нашим детям не с чем сравнивать. Западные мультипликационные фильмы давно перебрались на российское телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на механических монстрах, вампирах, кровожадных чудовищах, всемогущих роботах, колдунах и злых волшебниках. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую даже отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором. Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, посредством их внедряется антагонизм между детьми и родителями. Особенно это касается мультфильмов «Симпсоны» и «Гриффины».

Воспитанием детей должны заниматься родители, а не мультфильмы. Абсурдно ведь звучит выражение - моего ребенка воспитывает чужой дядя. А ситуация с мультфильмами выглядит именно так. Большая часть продукции западного конвейера «фабрики грез» для детей вредна. Сейчас это все более и более очевидный факт. Но далеко не все это до конца осознают и позволяют детям часами сидеть перед телевизором.

В основу любого мультфильма ложиться сказка. Ведь сказка - это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь, как на духовный компас.

От воспитания своего ребенка будут зависеть многие факторы. Например, смогут ли ваши дети отдать вас в дом престарелых, или же с любовью и нежностью будут за вами ухаживать. А воспитание сильно зависит и от того, какие мультфильмы вы позволяете смотреть своим детям.

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков ребенок строит свою модель мира. И самым главным кубиком этой картины является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

В самую простую упаковку вкладывают вредное содержимое - наделение романтической героини, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице? Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной? А вот цыганка из «Нотр-Дама» вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик? А вот Жасмин в «Аладдине» или тролльша в «Шреке» делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно, а ведь сегодня это одни из самых популярных у детей мультиков. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Апофеоз этого процесса - фантастические мультики про роботов или мумий. Там, внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, а выходец из ада, демон.

Трогательная и грустная история о маленьком мальчике Бене и его сестрёнке Сирше, созданная по мотивам ирландской мифологии. По крайне загадочной причине их мама пропадает сразу же после рождения второго ребёнка, и спустя годы детям предстоит выяснить причину её внезапного исчезновения.

Мэри и Макс

  • Австралия, 2009 год.
  • Длительность: 92 мин.
  • IMDb: 8,2.

Рассказ о самой необыкновенной и долгой по переписке, которая сблизила двух абсолютно непохожих людей разных возрастов с противоположных концов земного шара. Говорят, что эта история даже основана на реальных событиях.

Маленький принц

  • Франция, 2015 год.
  • Длительность: 108 мин.
  • IMDb: 7,8.

Трудно и невероятно скучно жить в мире, где всё уже решено за тебя. Но мама одной маленькой девочки думает совершенно иначе, пытаясь заранее подготовить дочь к взрослой жизни. Её планы внезапно нарушает старик-сосед, который рассказывает девочке волшебную сказку о мире Маленького принца, где нет ничего невозможного.

Со склонов Кокурико

  • Япония, 2011 год.
  • Длительность: 91 мин.
  • IMDb: 7,4.

Уми с детства привыкла быть самостоятельной и решать проблемы в одиночку. Она не растерялась даже в тот момент, когда нужно было ехать в Токио на важную встречу к спонсору школы, чтобы спасти здание от сноса. Пока происходили все эти события, девочка и не заметила, как неожиданно влюбилась.

Иллюзионист

  • Франция, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 80 мин.
  • IMDb: 7,5.

Чико и Рита

  • Испания, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 94 мин.
  • IMDb: 7,2.

Чико - пианист-виртуоз с великими мечтами и планами на жизнь. Рита - потрясающе красивая певица с завораживающим голосом. С момента знакомства их связывает музыка и страсть, но жизнь постоянно то разлучает пару, то сводит вновь.

Волшебный лес

  • Франция, 2012 год.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 7,3.

В самом сердце леса, наедине с дикой природой и вдали от окружающего мира, живёт маленький мальчик, который никогда прежде не видел других людей. Однажды он выходит за пределы леса и встречает девочку Ману, в которую влюбляется с первого взгляда. Теперь он твёрдо уверен, что и его отцу не помешало бы отыскать свою любовь.

Монстр в Париже

  • Франция, 2010 год.
  • Длительность: 90 мин.
  • IMDb: 6,8.

Ужасный монстр, наводящий панику на всех парижских жителей, романтичный, но крайне киномеханик, неутомимый изобретатель, прекрасные девушки и невероятная атмосфера Парижа - отличная компания, чтобы скрасить вечер выходного дня.

В современном мире гаджетов зачастую бывает так, что кроха чаще занят планшетом, чем играми в пупсы или машинки. Многие мамы и папы маленьких непосед готовы пойти на что угодно, лишь бы ребенок угомонился и дал взрослым те редкие минуты покоя, которых им так не хватает. Не нужно иметь педагогическое образование, чтобы знать: малыш осваивает жизнь, подражая тому, что видит. Но каждый зрелый и добросовестный родитель должен задаться вопросом «Что же смотрит мой ребенок?»


Мультфильмы для детей должны быть помощником в деле формирования системы ценностей и жизненных установок маленького человека. Но кроме этого, они должны нести заряд позитива. Самая естественная реакция на просмотр мультфильма - хорошее настроение и смех, а в дальнейшей перспективе - практическое применение полученного опыта.

Однако не всегда детский смех во время просмотра вызывается правильным поводом, а опыт является положительным. Родители, ставшие взрослыми в постсоветское время, и выросшие на «Томе и Джерри», «Утиных историях» и проч., порой не способны увидеть особого вреда в современных мультфильмах. Начиная с 90-х годов, мульт-аудиторию стабильно пополняют выросшие дети: оказалось, что от анимационных фильмов отвыкнуть труднее, чем от подгузников - мы сами все это смотрим, поэтому терпимо относимся к культу «уродцев» в мультфильмах даже для самого младшего возраста.


А ведь, на секундочку, «Тома и Джерри» не назовешь безобидным. Ребенок, систематически наблюдающий за попытками взаимного истребления кошки и мышки, может запросто утратить способность к сопереживанию. Известен случай, когда малыш вымыл, отжал и высушил своего хомячка над газовой конфоркой. И, вероятно, он не ожидал ничего плохого, ведь в мультфильмах с главными героями ничего не случается - в каждой новой серии они живы-здоровы и вновь готовы к «подвигам». Получается, с такими мультфильмами «не узнает кроха, что такое хорошо, а что такое плохо».

Печально, но традиции советской мультипликации, с ее визуальной эстетикой, добротой и целомудрием, практически утеряны. Разумеется, всегда можно пересматривать вдумчивые и неспешные отечественные ленты, но реалии таковы, что невозможно полностью оградить ребенка от индустрии безудержного экшена, который творится на экранах.


Подавляющее большинство телевизионных и кабельных каналов не готово тратиться на качественную продукцию даже для самых незащищенных членов общества. Мультфильмы, которые идут по TV, редко стоят дороже 20 долларов за минуту (для сравнения, производство одной минуты «Маши и Медведя» обходится примерно в 50 000 $). Вот и получается, что индустрия «скармливает» детям откровенный мусор, загаживающий психику маленьких зрителей. Наша страна является одним из крупнейших потребителей дешевого ширпотреба: от мультфильмов, сделанных непонятно кем «на коленке», до сопутствующих товаров и игрушек, сделанных по мотивам данных «мульт-поделок».


* К слову сказать, инициатива о введении обязательной психолого-педагогической экспертизы для игрушек до сих пор Минэкономразвития РФ.


Еще более печален тот факт, что даже качество и высокая стоимость производства анимации не дает гарантию безопасности для психики подрастающего поколения. Достаточно просто взглянуть на них «свежим взглядом».


Мы, в сайт, рассмотрели одни из самых популярных детских мультсериалов и попробовали разобраться в смысловой нагрузке, которую они несут. Возрастная маркировка взята с известного онлайн-кинотеатра ivi.ru.

Мультфильмы 0+


Кто же не знает непоседу Машу и Мишку-добряка от анимационной студии «Анимаккорд»? Популярность данного мультипликационного сериала выросла далеко за пределы страны-производительницы. «Маша и Медведь» полюбилась многими зрителями всей планеты: мультфильм входит в пятерку самых узнаваемых в Европе, «машами» называют девочек в Индонезии, а многие российские города обзавелись скульптурами, изображающими главных героев мультфильма.

Однако образ Маши критикуется многими экспертами: девочке приписывают садистские наклонности, СДВГ и посттравматический синдром, вызванный одинокой жизнью в лесу. В некоторых странах проводились инициативы, направленные на запрет трансляции мультфильма в связи с жалобами родителей на нарушение детского поведения после просмотра сериала.

Отечественный мультсериал о вымышленном существе - Лунтике, родившемся на Луне и упавшем на Землю. Позиционируется в качестве обучающего: за 6 минут, что идет серия, малыш узнает о том, как устроен окружающий мир; почему приходит зима или весна; зачем надо мыть руки и др. Кроме того, «Лунтик» учит малышей говорить правду и помогать окружающим, слушаться взрослых и дорожить дружбой.

Из недостатков можно отметить невозможность идентификации главного персонажа - «ни мышонок, ни лягушка, а неведома зверушка» и чрезмерную угодливость лунной пчелы: «Я должен быть хорош для всех». Подобная установка призывает ребенка забыть о собственном «я» в стремлении соответствовать требованиям социума.

Анимационный сериал «Фиксики» создан студией «Аэроплан» по мотивам повести Эдуарда Успенского, впервые опубликованной журналом «Пионер» в далеком 1974 году.

В центре сюжета - мальчик ДимДимыч и семья маленьких вымышленных человечков, которые способны починить любую домашнюю утварь, когда та выходит из строя. За 6 минут, что длится серия, ребенок узнает о строении и принципах работы домашней техники, в нем воспитывается понимание ценности окружающих предметов. Мультфильм доступно отвечает на множество детских «почему» и, в отличие от «Маши и Медведя», не противопоставляет младшее поколение старшему.

Отечественный мультсериал от студии «Мельница» («Лунтик», «Три богатыря», «Иван Царевич и Серый Волк» и другие). Транслируется на телеканалах «Карусель» и «Мульт».

Во время просмотра ребенок знакомится с антропоморфными щенками разных пород: спортсменом-игроманом Дружком (почему-то только у него по-настоящему «собачье» имя), ботаником Геной, педантичной Лизой, гламурной блондинкой Розой и Малышом - младшим и самым добрым персонажем истории. Главные герои в основном заняты тем, что ссорятся друг с другом, проявляют эгоизм и желание перехитрить своих близких. Обман, шантаж и угрозы - обычное дело для семейства Барбоскиных! Весь сериал построен на подобных отношениях и главные герои не спешат исправляться: ситуация разрешается сама собой, чтобы в следующей серии все повторилось снова.


Мультсериал транслировался на различных телеканалах начиная с 2004 года. «Смешарики» были созданы при поддержке Министерства культуры в рамках проекта «Мир без насилия». Милые зверята-шарики, красочная картинка, добрые, а порой даже трогательные, темы полюбились многим детям и их родителям.

Однако не все так безоблачно, как хотелось бы. Некоторые выпуски сериала не слишком понятны для маленьких зрителей, а то и вовсе вводят в заблуждение (в серии «Край Земли» Крош «доказал» что Земля плоская). Музыкальное сопровождение тоже довольно спорное - в некоторых песнях присутствуют слова «балбес», «башка» и т.д.

Британский анимационный сериал для самых маленьких зрителей, который транслируют в 180 странах мира. В России «Пеппа» выходит на телеканале «Карусель». Мультсериал позиционируется как развлекательно-образовательный проект, который помогает малышам весело и непринужденно познавать окружающий мир. В центре событий - семья свинок, в которую входят: сама Пеппа, ее младший брат Джордж и их родители.

Хронометраж серии - всего 5 минут, в течение которых происходит какое-либо семейное действие: семья идет на прогулку; семья собирается в гости и так далее. Практически во всех аннотациях на различных ресурсах можно прочесть, что «мультфильм покоряет сердца не только детей, но и взрослых…». Но что же в нем может увидеть внимательный и ответственный родитель? Мультфильм не учит ничему хорошему - «свинское» поведение (долой чистоплотность, грязь - наше «все»!) преподносится как нормальное, детям дозволяется портить вещи и обзываться, авторитет взрослых подвергается сомнению. Посмотрите на папу Свина! Он же откровенный неудачник, а в некоторых сериях Пеппа называет его глупым и упрекает за лишний вес. Помимо этого, все персонажи не слишком симпатичны внешне и даже вызывают затруднения с идентификацией видовой принадлежности.

Мультфильмы 6+

Спанч Боб - американский малобюджетный мультсериал производства телеканала «Nickelodeon», впервые появившийся на экранах в 1999 году. Рассказывает о приключениях морской губки Боба и его друзей, которые живут в городке Бикини Боттом на дне моря. Популярность Спанч Боба огромна, это один из немногих случаев, когда малобюджетная картина оказалось настолько востребованной. Между тем, мультфильм до крайности примитивен: в одной из серий Боб и его друг не могли сесть в автобус, потому Губка то засыпал, то съел фонарик, то засунул в ухо конфету... Согласитесь, это довольно опасный пример для ребенка. Кроме того, некоторые специалисты находят в мультсериале намеки на нетрадиционную сексуальную ориентацию главных героев - в одном из эпизодов морская звезда Патрик и Губка Боб усыновляют устрицу: при этом Спанч Боб выполняет роль «матери», а Патрик - «отца».

Психолог Ольга Сташук дает этому мультфильму очень низкую оценку и считает, что мир аутистов более логичен, чем мир SpongeBob SquarePants.

Итальянский анимационный сериал от «Mondo TV», снятый по серии комиксов. История рассказываем о взаимоотношениях ангелов и демонов их нелегкой борьбе за людские души. «Друзей ангелов» можно увидеть на детском телеканале Мультимания, ранее он транслировался на ТВ-3.

В центре событий находятся четыре девушки, которые по сюжету являются ангелами. Однако, создатели персонажей свели их образы до обыкновенного эротизма - небесные создания щеголяют полуголыми телами, ведут себя весьма откровенно и обладают отнюдь не ангельскими характерами. Кроме того, герои мультсериала отягощены целым набором различных психологических и поведенческих отклонений - от булимии, приступов неконтролируемой ярости до гиперсексуального поведения.

«Друзья ангелов» нарушают одну из основных заповедей хорошего детского мультфильма: четко дифференцировать положительных и отрицательных персонажей. Здесь и «зло», и «добро» одинаково привлекательны внешне (культ личности) и не отличаются моделями поведения (размытие понятий «хорошо» и «плохо»).

Мультсериал, созданный студией Klasky Csupo, в нашей стране в разные годы шел на телеканалах: СТС, Культура, ТНТ и Nickelodeon. В центре сюжета - шестеро малышей в возрасте от года до трех лет и их похождения. Авторы создали довольно неприятных персонажей: огромные, раздутые головы мультипликационных младенцев выглядят отталкивающе.

После просмотра данного анимационного «шедевра» были зафиксированы случаи прямой агрессии детей дошкольного возраста по отношению к годовалым младенцам, которых те воспринимали как гадких «чудовищ» (об этом рассказала психолог из Санкт-Петербурга М.А. Куртышева).

Штатовский мультсериал, снятый Алексом Хиршем для Disney Channel. В центре сюжета - близнецы Диппер и Мэйбл, которые проводят летние каникулы в загадочном городке Гравити Фолз у своего не менее загадочного дяди Стэна.

Мультфильм изобилует мистикой, оккультной тематикой (в том числе масонской) и всякого рода нечистью. В сериале есть юмор, но он, прямо скажем, не добрый и частенько выглядит подобным образом: «Если еда закончится, то мы съедим дворецкого». А в восьмой серии первого сезона можно наблюдать «занятную» сцену бракосочетания мужчины и дятла (в Gravity Falls разрешено брать в жены дятлов). В общем, «подходящий» мультфильм для неокрепшей детской психики от компании Disney.

Отечественный мультсериал про Алису Селезневу - современное прочтение истории про героиню книг Кира Булычева и всем известного мультфильма «Тайна третьей планеты». Премьера «Алисы» состоялась на канале СТС в 2013 году, в 2014 мультфильм был отмечен номинацией «Анимационный сериал с наибольшим международным потенциалом».

Однако, многие родители отмечают глубокое чувство разочарования, которое возникает после просмотра данного творения. Светлый образ из детства и современная Алиса не имеют ничего общего - персонаж студии «Базилевс» отличается эгоизмом, зловредностью, склонностью к обману и прочим «некрасивым» чертам характера. Образ профессора Селезнева в новой истории также претерпел неприятные изменения - отцу практически нет дела до дочери. В общем, мультфильм снят в западных традициях, а идея воспитания нового человека как защитника, творца и открывателя - полностью потеряна.

Мультсериал был выпущен в поддержку серии фэшн-кукол, созданных Гарретом Сэндером по образам знаменитых чудовищ (Дракулы, Франкенштейна и прочих подобных).

К сожалению, тема мертвецов настолько «помолодела», что подобные анимационные творения в наше время имеют маркировку «6+». Несмотря на массовые жалобы родителей, которым не нравится наблюдать за детьми, играющими с трупами и гробами, ситуация не меняется. Так, официальные СМИ опубликовали несколько «экспертных» мнений, согласно которым игрушки и мультфильм не вредят детской психике, а напротив - полезны, так как воспитывают в детях толерантность. Хочется спросить, толерантность к чему? К некрофилии?

Мультфильмы 12+

Итальянский мультсериал, в создании которого приняли участие дизайнеры «Dolce & Gabbana». В 2008 году проект вошел в пятерку самых рейтинговых передач и с тех пор не теряет популярность.

В центре сюжета - шестеро юных фей-модниц, которые постоянно сражаются с монстрами и злыми ведьмами. Как и в случае с мультфильмом «Друзья ангелов», девочки Winx одеты излишне откровенно, отличаются неестественными анатомическими пропорциями, пропагандируют инфантильное поведение (любая проблема решается «по волшебству»), раннее сексуальное развитие и культ внешности. Навязывание подобных стереотипов грозит деформацией сознания маленькой девочки, ведь дети склонны принимать все «за чистую монету». На данном примере мы видим, как создатели, стараясь максимально «оживить» характеры персонажей, совершенно забывают о той воспитательной нагрузке, которую должны нести детские анимационные фильмы.

Супергеройская тематика невероятно популярна в наши дни - кино, мультфильмы, игрушки сделанные по комиксам, уже давно не выходят из моды. «Мстители» - это эффектный анимационный экшен про самую знаменитую команду, в которую входят Железный человек, Капитан Америка, Халк, Тор, Черная вдова и другие супергерои.

В чем вред таких мультфильмов (равно как и фильмов)? Вред в самой концепции. Главные герои получают уникальные способности случайно или в результате избранности, что служит неким демотиватором к развитию личных способностей. Вместо того, чтобы всесторонне развиваться и заниматься самообразованием, «супергеройские» сюжеты побуждают сидеть и ждать, когда произойдет «чудо», которое наделит тебя всем и сразу. В итоге человек, воспитанный на подобных идеях, просто не захочет прилагать усилия на изменение окружающего мира: в его представлении для борьбы со злом и несправедливостью нужна суперсила или хотя бы Бэтмобиль, не меньше.

Наруто: Ураганные хроники

Японский анимационный сериал, снятый по манге Масаси Кисимото. Главный герой данного аниме - Наруто Удзумаки, шумный, непоседливый и одержимый демоном ниндзя-подросток, который мечтает стать сильнейшим воином и возглавить свое поселение. Как и в подавляющем большинстве японских анимационных фильмов, в «Наруто» много сцен насилия. Из хорошего можно отметить посыл о ценности дружбы, который здесь все-таки присутствует. Однако, немногие положительные качества мультфильма практически теряются на фоне недетских сцен жестокости.

До 12 лет такое «кино» смотреть категорически запрещено! Иначе это заканчивается фатальными последствиями: к примеру, известен случай, когда под влиянием мультфильма мальчик зарезал котенка. Наверно, тоже хотел стать ниндзя. Мы не будем рассматривать другие подобные аниме-сериалы, так как в общих чертах они все похожи.

Как видите не все, что нравится детям, пойдет им на пользу. Малышей привлекают яркие, динамичные картинки и, как правило, они охотно смотрят любые мультики, вне зависимости от их содержания. Однако психологи говорят, что при просмотре телевизора (планшета, не важно), детский мозг усиленно работает - ведь он еще не готов обрабатывать высокоскоростную информацию, поэтому длительный просмотр мультфильмов может привести к неврозам или психозам. Цветные мультфильмы и вовсе не рекомендуются малышам до трех лет.

Помните, защита ваших детей от информационного шлака - только в ваших руках!

Советы родителям

  1. Подбирайте анимационные фильмы по возрасту, исходя из психологических особенностей малыша: гиперактивному ребенку не следует смотреть излишне динамичные мультфильмы.
  2. Прежде чем разрешить ребенку просмотр того или иного мультфильма, стоит оценить качество продукта - не поленитесь сначала посмотреть его сами.
  3. Ребенка должны воспитывать родители, а не телевизор! Не позволяйте малышу смотреть мультфильмы дольше 1,5 часов в день, находите время для личного общения с крохой.
  4. Запрещаете смотреть какие-то мультфильмы - предлагайте альтернативу. Игрушки, игры, прогулки, хобби… Тогда ваши ограничения будут восприниматься легче.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все современные мультфильмы и их влияние на ребенка. Ждем ваших дополнений в комментариях!

Стародубцев Борис 25.04.2013 в 12:30

Родители водят детей в кино в основном на сказки и мультики. Сегодня подавляющее большинство мультфильмов на наших экранах производства США. Сразу откажемся от распространенного стереотипа: мол, все американское - пошлятина и разврат, а смотреть надо только советские мультики. Необходимо просто уметь отделять зерна от плевел, детские мультики от недетских, хорошие от плохих.

Большая часть популярной американской мультипликации создается двумя студиями - Pixar (c 2006 года ее владельцем является Disney Studio) и Dreamworks. Первая создала такие мультфильмы, как "Корпорация монстров", "В поисках Немо", "Валли", "История игрушек", "Суперсемейка", "Вверх", "Рататуй". Последнее на данный момент их детище - оскароносный "Храбрая сердцем". Вторая студия ответственна за появление на больших и маленьких экранах таких мультфильмов, как "Шрек", "Мадагаскар", "Кунг-фу Панда", "Подводная братва", "Лесная братва". Последним творением студии является отшумевшая совсем недавно "Семейка Круддс".

Все эти мультфильмы - компьютерные, и с этим явлением нам, видимо, придется смириться: эра рисованных диснеевских мультиков осталась позади, зато на компьютерах художники рисуют все лучше и лучше. Если оценить в двух словах все перечисленные мультфильмы, то Pixar делает более поучительные и серьезные, Dreamworks - сугубо развлекательные мультфильмы.

Отметим, что компании Pixar приписывают некоторые революционные технологии в создании мультфильмов. Например, первый полнометражный компьютерный мультфильм "История игрушек" появился именно благодаря этой студии в далеком 1995 году, тогда о жестком диске в терабайт памяти никто даже не мечтал.

Во многих работах и Pixar, и Dreamworks главные герои оказываются во взрослых ситуациях и сталкиваются со взрослыми проблемами. Возьмем знаменитую "Корпорацию монстров" - речь идет о размеренном рабочем дне на фабрике, о необходимости экономии энергии, кризисе, описываются типичные будни работника такой фабрики. В "Тачках" основа многих диалогов - обсуждение гоночных контрактов. Название "Подводная братва", как, впрочем, и "Лесная братва" - наши умельцы-переводчики перевели при помощи уголовного термина, и скрепя сердце надо признать, что в первом случае это уместно - речь там идет об акульей мафии.

В приключенческом мультфильме "Суперсемейка" даже не нужно ничего взрослого выискивать - это первый и единственный мультфильм Pixar с рейтингом от 12 и старше. В мультфильме "В поисках Немо" есть очень смешная аллюзия на общество взрослых вроде анонимных алкоголиков, но в мультфильме речь идет об акулах, которые пытаются не есть других рыб. Вряд ли ребенок знает, например, что значит интервенция, да еще в таком контексте.

Разумеется, чтобы мультик заинтересовал ребенка, нужно, чтобы в некой базовой истории о добре и зле присутствовало нечто необычное и новое. Главное, чтобы ребенок понял это новое, мог задавать родителям вопросы, а родители, в свою очередь, осознавали необходимость на них отвечать и отдавали себе отчет в том, действительно ли те или иные вопросы должны возникать. Кроме того, необходимо четко представлять, насколько тот продукт, который увидит ребенок, является качественным и детским.

В случае с Pixar информация не для детских глаз и ушей проявляется порционно и не часто. В "Истории игрушек" кукла женского пола совершенно эксплицитно намекает главному герою, игрушечному ковбою Вуди, на возможность сексуальной близости ближайшей ночью. Понятно, что сценаристы хотели придать некой человечности игрушечным героем, но, с другой стороны, их игрушки ведь не кушают и в туалет не ходят.

В "Корпорации монстров", мультике, безусловно, добром и правильном, неожиданно присутствует много насилия: вот девочка избивает монстра дубинкой, вот из ребенка пытаются высосать крик при помощи специального устройства, и так далее. В скучном, но трогательном мультфильме "Вверх" все очень прилично, но там от падения с высоты умирает человек. Хочу задать вопрос, много ли существует детских мультиков с рейтингом 0+, в которых фигурировала бы смерть человека? Убийство Муфасы в "Короле Льве" не в счет, хотя чего уж скрывать, столько слез тогда было выплакано.

С Dreamworks обычнодела похуже. В "Мадагаскаре 2" нам показывают бегемота с голой попой, который идет к самке, а в голове у него проносятся слова "Люблю попастых, люблю толстых". Очеловечьте эту ситуацию у себя в голове и вам тут же расхочется брать своих детей на просмотр. Рейтинг у мультфильма, кстати, 0+. В том же "Шреке" с рейтингом 12+ - зобилие насилия и шутки ниже пояса.

Один из самых ярких примеров того, насколько чудовищной пошлятиной может быть, с позволения сказать, детский мультик, я узрел недавно на просмотре "Семейки Круддс" в одном из московских кинотеатров. Большая часть зрителей, конечно, дети в возрасте примерно от 5 до 12 лет и их родители. Фильм с рейтингом 0+ изобилует большим количеством женской плоти, неизменно приковывающей взгляды всех возрастов. Нет, по идее все интимные зоны прикрыты, но это же пещерные люди, сами понимаете, сколько на них было одежды. И главная героиня, уже сформировавшаяся девушка с пышными формами, совершенно спокойно идет против собственных родителей, ставя под угрозу их жизни. Возможно, у детей в голове отложится: родители ничего не понимают, настоящая жизнь - это приключения и опасности. И парню, которого она встречает, глазки строит уж очень откровенно, да и сам он в один прекрасный момент произносит фразу: "Какая она офигенская"! Дети становятся на один шаг ближе к скудному, лишенному яркости и осмысленности, разговорному языку, которым потом обязательно не преминут воспользоваться. Я лично помню, как употребление некоторых якобы сложных слов, вызвало у моих одноклассников недоумение. "Будь проще", - говорили они.

Но самый грустный, даже болезненный след оставляет шутка про тещу, которая с упорством повторяется несколько раз. Отец семейства Круддс после тех или иных опасных ситуаций пересчитывает свое семейство и каждый раз надеется, что недосчитается бабушки своих детей. Эта надежда написана у него на лице, и даже после третьего раза, когда эта шутка проигрывается, зал трясется от хохота… взрослых. Смеются родители. А бедным детям ведь непонятно, что может быть смешного в том, что их бабушка умрет.

Аналогичный шок дети могут испытать, посмотрев получивший "Оскара" мультик компании Pixar "Храбрая сердцем".Дело в том, что там принцесса случайно, по собственной глупости (которую она в итоге, конечно, осознает) превращает маму в медведя. В фильме есть сцена, где ничего не понимающая мама, ставшая медведицей, мечется по комнате, не зная, что делать. Да ведь это же страшно! Ребенок обычно очень привязан к маме, а тут такой, с позволения сказать, природный произвол. Хотя, возможно, этот художественный прием и правда научит детей уважительно относиться к родителям? Но с другой стороны, можно и без шоковой терапии обойтись.