Что означает слово самодур в пьесе гроза. Тирания самодурства в пьесе А.Н

Чрезвычайно важна роль Островского в истории рус-ской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюби-вой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному разви-тию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купе-ческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциаль-ном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нра-вы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и обра-зумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть «темного царства» (Дикой, Кабаниха), а другие — жертв «темного царства» (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу «темного царства», но по-разному выражают свой протест против этой силы.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства». Смысл жизни для Дикого — приобретать, уве-личивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал раз-вязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.»; Кудряш: «...у него вся жизнь основана на ругательстве... А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходит-ся... А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается.» Грубый и бесцеремонный Ди-кой куражится перед племянником Борисом, перед до-машними. Борис замечает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»; «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!». Прижимистость и разнузданность — это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Каба-новой позволяет нам познакомиться еще с одной разно-видностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее ре-чах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, униже-ния. Она тиранит своих близких, «поедом ест», «точит, как ржа железо»; «ханжа, сударь! Нищих оделяет, а до-машних заела совсем». Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеж-дению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе пе-ред ним, как того «требует порядок». Она вразумляет Ти-хона, не понимающего, для чего Катерина должна его бо-яться: «Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обя-зана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее — только средство держать в повиновении окружаю-щих («Весь дом... на обмане держится»).

Зло, ханжество, ложь — вот черты нравственного об-лика «темного царства».

А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об «общей пользе, о всеобщем бла-годенствии», но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары — «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возмож-ности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек доб-рый, но безвольный, под давлением матери потерял вся-кую способность думать и жить самостоятельно.

И только Катерина смогла бросить протест миру жес-токости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, сти-хийный. Но он по-своему отразил недовольство обще-ственным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном цар-стве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробуд-ный мрак «темного царства».

(сочинение разбито на страницы)

Самодурство русского человека давно стало притчей во языцех. Его высмеивали Фонвизин, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Гоголь, Чехов. Список авторов можно продолжать бесконечно. Островский - один из таких авторов; его отличие от всех опальных состоит в том, что он был драматургом. В пьесе не может быть слишком длинных ремарок (отнюдь не они раскрывают характер героев), автор не имеет возможности выказать свое отношение к тому или иному герою или пуститься в длинные рассуждения. Для драматурга важно, чтобы характер герои был с максимальной полнотой очерчен с помощью его собственных реплик, а также характеристик, которые дают ему другие в глаза или за глаза. В этом сложность драматического произведения. Но русское самодурство Островский сумел раскрыть в полной мере: недостаток художественных средств компенсировался талантом автора.

Кто же предстает самодурами в пьесах Островского? Это представители и старшего, и младшего поколений: Дикой и Кабаниха в "Грозе"; Огудалова, Вожеватов, Паратов - в "Бесприданнице". Следовательно, самодурство связано вовсе не с солидным возрастом (всем известно, что родители любят ворчать на своих детей и часто недовольны их поведением), а с тем, что все эти люди - представители патриархального мира, наделенные хотя бы маленькой толикой власти.

В драме "Гроза" всем заправляют два ярких представителя патриархального мира - Кабаниха и Дикой.

Дикой - удачный портрет помещика-самодура. В самом начале пьесы мы слышим от Кулигииа рассказ о том, как Дикой удерживает с мужиков их жалкие гроши, наживая себе состояние. Да и Борис отзывается о своем дядюшке крайне нелестно. Но истинную природу характера Дикого мы понимаем в его разговоре с Кабанихой, когда он сам рассказывает о себе. У Дикого заведен обычай обругивать тех, кому он должен денег. Он себя специально настраивает так, чтобы обругать человека, и без этого уже не может. Именно такое поведение и называется самодурством: Дикому нет никакой пользы, выгоды от того, что он будет кричать на людей, однако он делает это исключительно ради собственного удовольствия.

Интересный персонаж Кабаниха. У нее нет никаких сомнений относительно правильности иерархических отношений патриархального быта. Она не считает себя неправой, когда всячески придирается (иное слово подобрать трудно) к Катерине. По мнению Кабанихи, правильный семейный порядок и уклад держатся на дисциплине и повиновении младших старшим. Таким образом, ключевые понятия для благополучия семьи в глазах Кабанихи - "страх" и "приказ". Это особенно хорошо видно в сцене отъезда Тихона, когда мать наказывает сыну держать жену в послушании.

Кабаниха подчиняет все в доме своей воле, причем это подчинение доходит до крайности, до нелепости. Она буквально перекрывает кислород своим детям. Хорошо хитрой Варваре, которая лишь внешне поддается власти матери. Но каково свободолюбивой и независимой Катерине, которая волей-неволей вынуждена подчиняться приказам свекрови?

Самое интересное, что Кабаниха не одобряет самодурства Дикого. Она с некоторой долей презрения относится к его буйству и к тому, что он выносит все происходящее у него в доме на люди. Сама она никогда не пожалуется посторонним на непорядки в семье. Но в одном они с Диким схожи: они чувствуют себя полновластными хозяевами в доме, маленькими царьками, требуют себе полного подчинения и повелевают людьми, не считаясь с их чувствами и желаниями.

Самодурство несколько иного рода показано в "Бесприданнице". Во-первых, главными действующими лицами являются люди молодые, если не считать Огудаловой и Кнурова. Но Кнуров полон сознания собственной значимости, ему ни к чему ее доказывать кому-то, поэтому поведение этого персонажа трудно анализировать.

На Огудаловой автор не слишком сильно сосредоточивает внимание. В ее отношении можно только сказать, что и она имеет в своем подчинении вполне свободного человека, а именно, - Ларису. Харита Игнатьевна пытается строить жизнь собственной дочери, неособенно согласуясь с нравственными принципами Ларисы. Так, она принимает подарки и деньги от Вожеватова и Кнурова и толкает дочь на сближение с ними. Всю жизнь мать как будто выставляла своих трех дочерей на торгах. Как мы узнаем, это не закончилось счастливо ни для одной из них. Но больше всех, конечно, страдала Лариса, потому что ее уже откровенно продавали, как залежавшийся товар на базаре.

Тирания самодурства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.

В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха - угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего».

К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).

Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.

Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», - говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» - говорит она ему властным голосом.

Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.

Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».

Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.

Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» - Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.

Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.

Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому - «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении...

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.

В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха - угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего».

К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).

Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.

Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», - говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» - говорит она ему властным голосом.

Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.

Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».

Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.

Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» - Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.

Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.

Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому - «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении...

Текст сочинения:

Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха.
А. Островский. Гроза
В своей драме "Гроза" А. Н. Островский ярко и живо изобразил "темное царство" российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово "самодур", но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуюҭ по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.
В драме "Гроза" явление самодурства описано на при мере образов "значительных лиц" города Калинова Дикого и Кабанихи.
Для Дикого основная цель в жизни, единственный за-" кон деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусиҭся над каждой копейкой." Он самый богатый человек в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: "Так ҭы знай, что ҭы червяк. Захочу - помилую, захочу раздавлю". В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянников, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчиҭывает бедных мужиков, работающих на него: "ни одного путем не разочтет". Он действует по принципу: "Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого ҭысячи составляюҭся, так оно мне и хорошо!" Дикой привык думать только о себе.
Не зря об этом купце говорят: "У него вся жизнь OCHQ-ia на ругательстве". По-человечески Дикой разговари-|1ть просто не умеет: кричиҭ, ругается, не дает жизни до-1ним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без-сазанность и лирикому часто оскорбляет бедных и бес-равных: "Они должны мне покоряться..." Однако перед ИМИ, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой насует, отступает. Темнота, бескульҭурье, ограниченность умственного кругозора черҭы, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.
Кабаниха же является ярой защиҭницей старых основ жизни и обычаев "темного царства". Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являюҭся ее отличительными чертами: "Так-то вот старина-то и выводиҭся. В другой дом и взойҭи-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемруҭ, как будет свет стоять, уж и не знаю".
Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в I сочетании с самым серьезным отношением к домостроевским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невыносимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла-I бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма-
Штеринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его "хозяи ном" в своей семье, которого жена не только беспрекослов
но слушается, но и боиҭся. Поэтому она не только подав ляет волю сына, но и мучиҭ, придирается, постоянно упре кает невестку.
Кабаниха строго придерживается обычаев и риҭуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное соблюдение формы, несмотря на то что от ео косности и невежества страдаюҭ живые люди.
Ханжество и лицемерие являюҭся ҭипичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: "Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела". Однако и религио.ч ность Кабанихи внешняя, дань традициям.
Неограниченная власть диких и кабаних душиҭ город, о быте которого Добролюбов писал: "Оҭсуҭствие всякого закона, всякой логики вот закон и логика этой жизни".
Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жизни. Их можно отличить по тому, что "самодур все силиҭся доказать, что ему никто не указ и что он что захочет, то и сделает". Я думаю, что единственное средство для борьбы с самодурством это развиҭие внутренних качести каждого человека, возрождение истинной кульҭуры в соб ственном сердце.

Права на сочинение "Образы самодуров в драме А. Н. Островского "Гроза"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на