Что означает пословица сметка дороже богатства. Мастер - класс "золотые россыпи"

Чудесный мир классики.

Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

Введение

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

Сегодня мы будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

А что басни высмеивают?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

Чему учат басни?

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). .

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

http://www.chitalnya.ru/upload3/105/df80059eda349a377a692a66ddcc89fa.jpg

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»

http://www.stihi.ru/pics/2015/12/16/2245.jpg

Послушайте запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/120.jpg

Словарная работа

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.
Порох - взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка - вымысел, изобретение.

Чтение с комментированием
Прочитайте 1 часть. (На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?)
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится? (Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.)
-Что предложил 1 инженер? (...камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его...)
-Что предложил 2 инженер? (...под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень...)
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть. (А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»)
-Что предложил мужик? (...«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю»...) -Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка

В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы)
Пословицы

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

Итоги

Познакомились с басней Льва Толстого "Как мужик убрал камень ". Отметили, что басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это мораль басни

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/17/winrar_zip_archive.zip

http://download.myshared.ru/_rHUfm-FNK_8zAsOSbXKeQ/1462694858/195359.ppt

http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kakmuzhikubralkamentolstoyl

«Работа школьной библиотеки» - Основные направления работы по формированию информационной культуры. Использование ИКТ в работе школьных библиотек. Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки: Структура фонда библиотеки. Иногда библиотеки школ называют медиатеками. Определение темы и главной мысли текста.

«Типология библиотек» - Типологии начала ХХ века. Специальные библиотеки. Основные смыслы понятия «тип». Первые научные попытки создания типологий библиотечных учреждений. Предложение. «тип», «типичный», «типология». Типы библиотек ХХ века. Виды типологий. Тип – это сущностная, а не статусная и не формальная характеристика.

«День библиотек» - НБ РТ имеет давнюю историю. Республиканская юношеская библиотека Татарстана. В 2008 году библиотеке исполнилось 30 лет. Заплутавшие в замети Люди без завтра и люди без памяти". Или сосредоточиться - Великое создать. В тиши библиотек идет Важнейшая работа. Но только 10 (24) января 1865 года была открыта городская публичная библиотека.

«Роль библиотеки в учебном процессе» - Основные функции библиотеки. На абонементе всегда многолюдно. Большое значение придается проведению уроков библиотечно-библиографической грамотности школьников. Праздник «Посвящение первоклассников в читатели». Награды читателей. Читатели библиотеки принимают активное участие в городских конкурсах и олимпиадах.

«Образование школьных библиотекарей» - Оценка журналов. Бюджет библиотеки. Обязательные для сертификации курсы. Непрерывное образование школьных библиотекарей. Программа сертификации. Центры образовательных услуг. Сертификация школьных библиотекарей. Функционирование библиотеки. Компьютерные приложения. Рекомендованная последовательность курсов программы.

Мы нередко забываем о том, что в жизни существует нечто, что гораздо важнее денег. Вот 15 вещей, которые нужно запомнить:

1. Опыт взаимоотношений

Поцелуйте кого-нибудь, напишите кому-нибудь письмо, в котором расскажите о своих чувствах. Не пожалейте времени в выходной день и приготовьте интересное, вкусное блюдо. Устройте вечер при свечах любимому человеку.

2. Обучение мудрости

Если вы полагаете, что знаете ответ, то вы совершенно не мудры. Учитесь быть мудрым. Мудрость приходит из знания того, как мало вы действительно знаете.

3. Брак

Ваша жизнь сильно изменится, когда вы глубоко и без остатка примите в неё другого человека. Стремление стать лучшим будет происходить при раскрытии каждой вашей частички непосредственно другому близкому человеку.

4. Дружеские отношения

Регулярные дружеские отношения и приятельская атмосфера – прекрасное доказательство жизни. Дружба не имеет никакого отношения к вещам, которыми вы владеете, или поступкам, которые вы можете совершить – сами вещи и поступки вращаются вокруг людей и их взаимоотношений.

5. Здоровое тело

6. Психологическое здоровье

Физическое здоровье не может быть совершенным без психологического. Выражение ваших чувств должно происходить здравым способом. Беспокоящие вас проблемы нужно решать, а не избегать их.

7. Страсть

Какие поступки заставляют вас переживать волнения и наполненность? Блюдо вашей жизни будет убогим и пресным, если не приправить его специями, додающими остроту и вкус.

8. Общение

Поистине бесценен талант выражения своих мыслей и эмоций впечатлительной аудитории. Это позволяет делиться оттенками духовного мира с другими. Это то, чего не достигнуть всеми материальными благами на этой земле.

9. Упор на собственные силы

Деньги прибывают и убывают. А умение выживать, или даже преуспевать без денег, обозначает, что они становятся менее значимыми.

10. Безопасность

Направляйте все свои старания на создание безопасного места, где можно быть защищенным от провалов. Формируя основы своей безопасности в настоящее время, в будущем вы сможете получить настоящую плодотворную отдачу.

11. Поддержка других

Свойственное большинству людей оказание поддержки другим людям, приносит ощущение счастья и удовлетворенности, а это то, что не может быть заменено никаким видом материальных богатств.

12. Саморазвитие личности

Имеются бесчисленные возможности для совершенствования каждого отдельного человека как личности – его поступки, вера, и т.п. Совершенствуя свою личность сегодня, вы улучшаете свое будущее.

13. Признательность

Есть выражение: «Счастье – это когда ты чаще благодаришь Бога, чем просишь». Если вы станете чаще благодарить жизнь за то, что у вас есть - удовлетворение жизнью скоро возрастет.

14. Увлечения

Многие люди, попав в жизненную рутину, не ведают, что истинное счастье не зависит от состояния капитала или количества приобретаемых вещей. Отойдите от этого. Познайте новое, найдите то, что будет приносить вам искреннее наслаждение. Зачастую, это скрывается в самых элементарных вещах – играх, длительных прогулках, общении, любимом занятии.

15. Духовность

Духовность, по большому счёту, есть цель нашей жизни. Постигая себя посредством чтения, анализа, раздумий, молитв, вы можете приобрести неимоверную безмятежность, согласие, отраду, которые порой очень трудно отыскать в других местах, и невозможно найти с деньгами.

Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет.
См. ОПЛОШНОСТЬ - РАСТОРОПНОСТЬ

  • - И. и В. нет, Д. обо/им, Тв. обо/ими, Пр. об обо/их, числит...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СМЁТКА, -и, жен. . Способность быстро соображать, рассчитывать. Рабочая с. II. СМЁТКА, СМЁТОЧНЫЙ см. метать 2...

    Толковый словарь Ожегова

  • - об"оих, об"оим, об"оими, об об"оих, им. и вин. нет, употр. с сущ., не имеющими ед. ч. ч., напр.: об"оих сан"ей, об"оих н"ожниц, об"оих с"уток; ср. "...

    Русский орфографический словарь

  • - наслаждаться жизнью не в меру Ср. Я устал жечь свою жизнь с двух концов, жажду тихого семейного счастья. А.В. Амфитеатров. Быть бычку на веревочке...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Жечь свѣчу съ обоихъ концовъ наслаждаться жизнью - не въ мѣру. Ср. Я усталъ жечь свою жизнь съ двухъ концовъ, жажду тихаго семейнаго счастья. А. В. Амфитеатровъ. Быть бычку на веревочкѣ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу...
  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ОДИНОЧЕСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Счастье дороже ума, богатства и...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Счастье дороже богатырства...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Словарь синонимов

"Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет." в книгах

Сердце не обманет

Из книги Любовь Полищук автора Ярошевская Анна

Сердце не обманет Теплый весенний день 1967 года. Люба стояла в легком хлопковом платьице около уже родных и полюбившихся ей мастерских. Ее красивые густые волосы ласково развевал теплый ветер. Она стояла и думала о своей судьбе. О том, почему все вышло именно так. О том,

«Яркий день обманет…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Яркий день обманет…» Яркий день обманет, Яркий день измучит. Ясный вечер глянет, Тихому научит. Приходи из дому Ты к ручью лесному. Там и струи плещут, Там и звезды блещут. Нож и светел и остер! Разведу я мой костер! Мы никем не зримы Будем до утра. Будем до зари мы В

Русская сметка

Из книги Испытатели автора Вишенков С

Русская сметка - Не трите глаза, - сказал Супрун одному из своих летчиков. - Они у вас и так красные.При этом Супрун забыл, что у него глаза такие же воспаленные, как у всех летчиков его группы, сидящих здесь, на разборе недавнего боя. Вот уже пятые сутки они не смыкают

Мифы о счастье: что такое счастье и как его достичь?

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Мифы о счастье: что такое счастье и как его достичь? Все мы хотим быть счастливыми, не так ли? Декларация независимости США даже утверждает, что стремление к счастью является неотъемлемым человеческим правом. Так как же люди становятся счастливыми?Согласитесь ли вы с

В обоих видах сна

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

В обоих видах сна Мы все участники вечеринки: вечеринка продолжается, даже если мы засыпаем, но наш сон - тоже часть вечеринки.?Ты помнишь?Когда ты смотришь на отражение луны в пруду, ты и есть луна, смотрящая на себя…? Ты просто умозаключение. Только

«Если жизнь тебя обманет…»

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Если жизнь тебя обманет…» Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдёт; Что пройдёт, то будет

Для обоих:

Из книги Как не превратиться в Бабу Ягу автора Нонна Доктор

Для обоих: иланг-иланг помогает угадывать и воплощать самые тайные желания партнера, повышает потенцию мужчины и восприимчивость женщины;мускат позволяет лучше чувствовать друг друга, усиливает желания и ощущения;нероли усиливает чувственность, обостряет и продляет

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности

Из книги Хочешь быть счастливой – будь ею автора Волгина Ксения

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности Вообще-то, счастье – это понятие настолько растяжимое и объемное, что практически невозможно вывести единую «формулу счастья», которая подошла бы абсолютно всем женщинам и удовлетворила бы самые разные вкусы и

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье Хочу посвятить несколько слов важнейшей теме. Тема эта – наша особенность. Конечно, несколькими фразами тут не ограничишься. Но все же…Любовь к жизни. Умение самостоятельно искать ежедневные маленькие радости. Что, казалось бы,

Бог никогда вас не обманет

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Бог никогда вас не обманет Если Бог что-то вкладывает в ваше сердце, то никогда вас не обманет. Он может что-то отобрать, но лишь потому, что у Него есть для вас другой план. Если у вас был неудачный опыт личных отношений, то вы можете чувствовать себя обманутым, уязвленным.

Киев все равно обманет

Из книги автора

Киев все равно обманет Предложение Путина «перенести референдум о федерализации», причем без указания срока такого переноса и точных условий, стало неожиданным и многих разочаровало. Напрашивается объяснение – Путин отступил и отказался от поддержки восставшего

Чернозем дороже нефти Чернозем дороже нефти Нина Зайцева 20.02.2013

Из книги Газета Завтра 951 (8 2013) автора Завтра Газета

КТО КОГО ОБМАНЕТ

Из книги К барьеру! 2009 № 04 автора Газета Дуэль

КТО КОГО ОБМАНЕТ Постановка работы по привлечению иностранных инвестиций оставляет в России желать много лучшего. Такой вывод следует из нового доклада Международной финансовой корпорации /МФК/ – дочерней организации Всемирного банка, специализирующейся на работе с

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь.Мир - по-евр.: tevel, собств. земной

Глава 5. Кто сильней обманет должника?

Из книги Кредитные истории автора Рякин Евгений Владимирович

Глава 5. Кто сильней обманет должника? Кредитные брокерыНередко можно встретить объявления, в которых люди предлагают свои услуги по оформлению кредита. Сами себя они называют кредитными брокерами. Но я бы не стал спешить с такой формулировкой. По моему опыту работы, лишь

Третьякова Т.В.

(Алтайский край Россия

МКОУ Березовская СОШ

[email protected])

Смекалка дороже богатства

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультимедиа. Мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Настенька, пора и нам встречать гостей.

Настя:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так

На пороге встречать!

Настя:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на стенде).

  1. Мир да согласие, взаимное уважение.
  2. Речью плавною, говорить по одному.
  3. Активное участие в беседе, играх.
  4. Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.
  5. Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть.

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4.. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

  1. Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).
  2. Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

  1. Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр сказки.

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет другой возможности.

V. Обсуждение.

Учитель:

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?
  3. Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?
  4. Кого выслеживают в сказке?
  5. Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?
  6. Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).

Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге, получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей)

Игра «Качества характера».

Цель:

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Цель:

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Цель:

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Учитель:

  1. Что вам больше всего понравилось во время занятия?
  2. Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации. Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.