Что изображено на барельефах зоологического музея мгу. Зоологический музей МГУ

История музея.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся в основном за счет частных пожертвований: среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.

Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.

С 1804 по 1832 гг. музей возглавлял выдающийся ученый-зоолог Г.И. Фишер - ученик К. Линнея, автор первых научных трудов по фауне России. В 1832 г. он разработал проект организации Отечественного музея естественной истории в Москве по образцу классических национальных музеев Франции, Англии и Германии. Однако этот проект не был принят (музея такого типа в России нет и до сих пор).

В 1837-1858 гг музей возглавлял К.Ф. Рулье - основатель российской школы экологов. Главное внимание он уделял изучению отечественной фауны, придавал большое значение сбору серийных материалов, причем не только по современным, но и по ископаемым животным. Благодаря следованию такой концепции к концу 50-х гг. в музее было накоплено уже более 65 тыс. экз.

Большую роль в развитии Зоологического музея сыграл проф. А.П. Богданов, руководивший им с 1863 по 1896 гг. В этот период фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные, начата систематическая учетная работа с ними. В 1866 г. музей был открыт как публичный, к концу столетия его экспозицию посещали до 8000 человек в год.

В 1898-1901 гг специально для Зоологического музея, который возглавил проф. А.А.Тихомиров, по проекту акад. Быховского было возведено здание на углу Большой Никитской ул. и Долгоруковского (Никитского) пер., сохранившееся без конструкционных изменений по сей день. В 1911 г. в Верхнем зале была открыта для посещения новая систематическая экспозиция.

В 20-е гг., в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии, Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музее сформировались ученые-зоологи, труды которых впоследствие получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов кначалу 40-г. достиг 1,2 млн. экз.

В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. - также нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.

В 70-80-х гг. (директор О.Л.Россолимо) музей претерпел полную реконструкцию. За счет освобождения "крыльев" здания, занятых под жилые помещения, была увеличена площадь фондохранилищ, разгружены экспозиционные залы.

Научная часть музея.

Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.

Фонды музея.

По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр, причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.

Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед.хр.), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

Большую историческую ценность имеют: коллекция раковин моллюсков, принадлежавшая П.Г. Демидову, с которой начался Кабинет естественной истории; собрание насекомых Г. Фишера, послужившее основой для написания им знаменитой "Энтомографии"; немногочисленные экспонаты птиц и млекопитающих, во времена Г. Фишера и К. Рулье демонстрировавшиеся на занятиях со студентами и публичных лекциях (например, череп горной гориллы, имеющий инвентарный No 1); сборы Н.А. Северцова и А.П. Федченко второй половины прошлого столетия, организовавших первые систематические исследования горных территорий Средней Азии.

Среди более поздних поступлений большое значение для исследований по систематике имеют: всемирно известные коллекции жуков В.И. Мочульского и бабочек А.В. Цветаева; коллекция наземных и морских беспозвоночных, собранная Семпером в конце прошлого столетия на Филиппинах и до недавнего времени считавшаяся утраченной; сборы млекопитающих и птиц из Перуанской Амазонии, Вьетнама, Монголии; оологическая коллекция птиц Палеарктики.

Библиотека.

Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX вв К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.

Экспозиция.

В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макро- эволюционных преобразований морфологических структур.

В экспозиции выставлены преимущественно представители массовых видов. Наряду с этим, имеются и уникальные объекты: например, полный скелет стеллеровой коровы, чучело странствующего голубя (оба эти вида были истреблены человеком 200 лет назад). Среди экспонатов, особо привлекающих посетителей, можно отметить два чучела большой панды - одного из редчайших животных, коллекции очень ярких и крупных тропических бабочек и жуков; наконец, изготовленные около 100 лет назад ажурные скелеты позвоночных животных.

Основу экспозиции составляют натурные объекты: чучела и скелеты наземных позвоночных животных, фиксированные в спирте тотальные экземпляры рыб, амфибий и водных беспозвоночных, высушенные и расправленные насекомые. Также используются элементы ландшафтного принципа: некоторые объекты смонтированы на имитациях естественного субстрата. Натурные объекты сопровождаются схемами и текстами, несущими информацию о таксономическом положении, распространении, особенностях биологии и морфологии, принципах действия отдельных морфологических структур.

Многим чучелам и препаратам - десятки лет. Они изготовлены такими выдающимися мастерами-таксидермистами, как Ф.Лоренц, позднее - В. Федулов, Н. Назьмов, В. Радин.

В музее имеется художественный фонд, включающий более 400 рисунков и картин выдающихся отечественных художников-анималистов: В.А. Ватагина, А.Н. Комарова,Н.Н. Кондакова, Г.Е. Никольского и др. Часть картин выставлена в постоянной экспозиции.

Работа с посетителями. Музей - детям.

Научно-просветительная работа на базе экспозиции ведется силами экскурсионно-экспозиционного отдела с 10 сотрудниками. Ежегодно экспозицию музея посещают 190-200 тыс. человек, организуется около 1700 экскурсий по 15-18 темам.

На базе лекционного зала действует образовательный центр "Планетариум". Лекции разрабатываются и читаются учеными специалистами в соответствующих областях знания. Их тематика охватывает биологию, историю, искусство, архитектуру.

При музее работает зоологический кружок для старших классов. Проводятся занятия на базе фондовых коллекций музея, лекции по эволюции и биологии животных, выезды на природу.

Музей открыт ежедневно кроме понедельников с 10 до 18 час.

Адрес: 103009 Москва К-9, ул. Большая Никитская, д. 6.
Контактный телефон: 203-89-23.

Наверное, бывают трусливые летчики или веселые ростовщики. Но у людей иное представление об их характерах. И как правило, оно оправдывается. Не совсем ясно, то ли профессия лепит человека, то ли дело нравится только при определенном душевном складе, а может быть, сказывается и то и другое, но между работой и характером людей, как утверждал поэт, «есть тонкие властительные связи».

Любимый и традиционный жюль-верновский герой, самозабвенно охотящийся за бабочками, добрый и чудаковатый, смелый и наивный, набитый всевозможными знаниями, бескорыстный и увлеченный, дает точное представление о типаже систематика. Чем больше знакомишься с людьми этой профессии, тем чаще кажется, что систематик — это не просто профессия, а и черта личности, и что нельзя работать систематиком, им можно только быть.

Вклад отечественных систематиков в классификационную систему огромен. Отличительной чертой труда наших ученых является коллективный стиль. Трудно выделить кого-то персонально в замечательной армии таксономистов, но легко назвать учреждение, с которым связана мировая слава русской зоологической систематики,— это ЗИН. Научным институтом он стал только в годы Советской власти. До того он был просто Зоологическим музеем, а еще раньше — частью знаменитой петровской Кунсткамеры. Сейчас они, предок и потомок, расположены рядом в самой прелестной части Васильевского острова, у ростральных колонн, откуда так живописно просматриваются невские ансамбли, к красоте которых невозможно привыкнуть.

Сюда, к первому дому Университетской набережной, тянутся с утра два совершенно разных людских потока. Один, многочисленный и звонкоголосый, растекается по музейному этажу. Обходя костяк гигантского кита, школьники застывают перед цветовым великолепием коллекции тропических бабочек или чучелом огромной анаконды. Другой же поток, людей взрослых и целеустремленных, равнодушно минуя музейное великолепие, исчезает в бесконечном коридоре Зоологического института. Это научные сотрудники.

Наука «Систематика» имеет вполне определенный запах. Острый нафталинно-формалиновый дух пропитал навечно стены зоокоридора, плотно заставленные шкафами. В них хранятся коллекции, входящие в пятерку самых богатых в мире, и книги.

Вторая чисто внешняя особенность систематики — обилие старинных книг. Роскошные фолианты, в коже и марокене, с золотым тиснением и мраморным обрезом, делают учрежденческий коридор похожим на кабинет библиофила или музейное собрание раритетов. Дело в том, что книги по систематике не стареют. Бесконечно обновляясь и расширяясь, дисциплина эта хранит как рабочий материал все то полезное, что сделано предшественниками. В отличие от других наук, классические работы здесь не окаменевают, а сами являются сырьем для следующих этапов. Систематическое древо вечно зеленеет!

И может быть, чувство истории, преемственности особенно глубоко осознается в старом здании Петербургской таможни, приспособленном под Зоологический музей, именно потому, что ученые мужи прошлого и сегодня остаются соперниками в науке. С портретов, висящих в вестибюле, они внимательно следят за баталиями современных биологов, словно подзадоривают: «Вы, нынешние, ну-тка!». Среди них и Петр Паллас, хранитель коллекций Кунсткамеры, положившей начало Зоологическому музею.

Сын немца и француженки, свою настоящую родину Паллас обрел в России, куда был приглашен Екатериной II. Сразу после приезда новый член академии отправляется в длительное путешествие. Исследуя берега Волги и Яика, склоны Уральских гор и Алтай, отважный исследователь доходит до китайской границы. Вернувшись обратно через Кавказ, Паллас привез в столицу такое количество материалов, что для обработки их ему не хватило всей жизни. Он впервые описал кабаргу, росомаху, соболя... Новые виды птиц, пресмыкающихся, рыб, моллюсков, червей, зоофитов стали известны ученым Европы благодаря его трудам. Одни только грызуны доставили материала на целый том. Академик выпускает «Русскую флору» в двух толстенных томах и сразу принимается за «Русскую фауну». А ведь зоологические работы составляли не самую весомую часть его исследований. Статьи по географии, климатологии, этнографии выходят одна за другой. Паллас сотрудничает в топографическом отделе, утвержден историографом адмиралтейств-коллегий, занят изучением Крымского полуострова...

Слово о Палласе многоопытный Кювье закончил так: «Он жил всегда как настоящий ученый, занятый единственно изысканием истины, а на все остальное не обращавший большого внимания... Чем больше приобретаешь опытности, тем более убеждаешься, что это единственное средство сохранить и чистоту совести и спокойствие!»

Можно, пожалуй, утверждать, что неподдельный научный интерес и бескорыстие — профессиональные черты систематиков. Что заставляет человека, согнувшись над бинокуляром, изо дня в день изучать генитальные органы наколотых на булавочку бесчисленных жуков? Не предвидится ни шумного успеха, ни славы.

Заваленный работой Паллас так и не успел создать Зоологического музея, и в подвале Кунсткамеры, разрушаемые сыростью и молью, гибли коллекции, собранные экспедициями Лепехина и многих других землепроходцев.

В августе 1828 г. Академия наук назначает директором музея Карла Максимовича Бэра. В «Автобиографии» он так описывает свои впечатления об этом учреждении:

«Зоологический музей, расположенный в двух больших залах в здании старой Кунсткамеры, как ее называли, все еще производил впечатление прежнего кабинета редкостей. Огромные змеи и другие твари, прикрепленные к стенам и потолку, как будто бы ползли по ним, поражая посетителей... Моя первая мысль при осмотре Кунсткамеры была такова: убрать отсюда зоологические коллекции, так как здесь слишком глубоко укоренился тип старинного учреждения. Я еще более укрепился в этой мысли, увидев, что систематические названия млекопитающих, которые были прикреплены на подвижных подставках, были частью перепутаны. Расставив их как следует, я через два дня нашел их опять на прежних местах. Это было дело рук так называемого «смотрителя» музея, бывшего слуги Палласа, который имел некоторое представление о набивке чучел, но о зоологической систематике не имел понятия».

Прошло два года. Академик Бэр, так и не создав музея, покинул Петербург, а в кладовых гнили теперь и его собственные коллекции, собранные на севере России.

Официально Зоологический музей был открыт 4 июля 1832 г. Его основателем и первым директором был Федор Федорович Брандт. Почти год он занимался устройством музея, отдавая ему все силы и знания. Когда вновь назначенный директор впервые пришел в Кунсткамеру, налицо был явный прогресс музейного дела: вместо одного смотрителя в штате числились четверо служащих...

Экспонаты Кунсткамеры дали много полезного. Правда, были редкости, например ископаемый носорог, описанный Палласом, и мамонт, описанный самим Брандтом, но зато отсутствовали совершенно не экзотические, но необходимые виды.

В 1875 г., когда Н. М. Пржевальский обрабатывал орнитологический материал, полученный во время своего первого путешествия в Центральную Азию, ему для сравнения потребовался обычный воробей. Оказалось, что в коллекции Зоологического музея нет ни одного экземпляра воробья. Пришлось специально приготовить несколько воробьев, добытых в окрестностях Петербурга.

Для молодого музея трудно было подыскать лучшего директора, нежели Брандт. Он был ученым бескрайней эрудиции. Свою научную деятельность Федор Федорович начинал как медик, причем вполне успешно: он стал доктором медицинских и хирургических наук. Но потом его внимание привлекли поочередно ботаника, анатомия, зоология. Причем он не менял профессии, а расширял круг своей деятельности. Свои директорские хлопоты он совмещал с чтением лекций по зоологии в Главном педагогическом институте, курсом по анатомии при Медико-хирургической академии, инспекторской работой в Мариинском институте и президентскими обязанностями в Русском энтомологическом обществе.

Круг его интересов очертить довольно затруднительно, так как Брандт являлся членом свыше 70 научных учреждений, как русских, так и иностранных. За три года до смерти, когда отмечался 50-летний докторский юбилей, ему преподнесли печатный список его научных трудов. Он занял 52 страницы. Там было описание коллекций, собранных Ф. П. Литке, работы, о бобрах, монография об осетровых рыбах, труды по ботанике, палеонтологии, сравнительной анатомии, филологии и, конечно же, систематике.

Почти полвека, до самой смерти возглавлял Бранд Зоологический музей, пополняя и систематизируя его коллекции.

В лучах этой славы незаслуженно померкло скромное имя препаратора Зоологического музея Ильи Гавриловича Вознесенского. Отправленный Брандтом для сбора коллекций в Русской Америке, он в течение почти десяти лет исходил всю Аляску. Курильские острова, Камчатку. Вознесенский не был первопроходцем, но собранный им материал, как стало ясно позднее, явился подлинным открытием тех мест, куда приходил дотошный и трудолюбивый исследователь. Академик Брандт утверждал, что «нет зоологического труда о Восточной Сибири и наших бывших северо-американских колониях, в которых с благодарностью не упоминалось бы имя Вознесенского».

Собранные им коллекции становятся ценнее год от года. Сегодня на него ссылаются не только зоологи, но и историки, этнографы, ботаники, антропологи, геологи, демографы. Присланные в Академию сто пятьдесят ящиков этнографических материалов, около четырех тысяч животных, препарированных Вознесенским, новые четыреста видов, обнаруженные им,— это богатство, которое «превосходит всякое вероятие», как писал академик А. А. Штраух, сменивший Брандта на посту.

Летом лаборатории ЗИНа полупустынны: биологи отправляются в поле. Среди них и систематики, собирающие материалы по своей группе. Даже сегодня поле означает порой нелегкое путешествие, а в прошлом это было довольно опасное предприятие, и систематик часто шел с сачком в одной руке и с винтовкой в другой. Собирая коллекцию для музея, П. П. Семенов-Тян-Шанский проник удачливо в сердце Азии, но вот его предшественник Шлагинтвейн был казнен в Кашгаре, а Северцов попал в плен к юокандцам. Труд систематика нередко оказывался сродни работе геолога, топографа, охотника.

Когда в бесконечном коридоре ЗИНа раздавался резкий скрипучий голос Григория Ефимовича Грум-Гржимайло, известного специалиста по бабочкам, зоологи отрывались от своих бинокуляров и определителей и шли послушать рассказы о Бухаре, Памире или Западном Китае, по которым он бродил с 1885 по 1890 г. Знаменитый путешественник носил шутливое прозвище Нога европейца, так как он добирался в такую глухомань, куда до него не попадал ни один исследователь.

Не меньший переполох вызывало и появление тихого и скромного Григория Николаевича Потанина, всегда приходившего со своей маленькой и худенькой женой Александрой Викторовной, верной спутницей в его тяжелых походах. Она скончалась на руках мужа во время его четвертой экспедиции в Китай в 1892 г.

Многолетним сотрудником Зоологического музея был и Иван Дементьсвич Черский. Сосланный за участие в польском восстании в Сибирь, он полюбил этот суровый край и посвятил ему всю свою жизнь. Высокий, стройный, носивший неизменный старый пиджак и стоптанные залатанные сапоги, этот человек вызывал невольное уважение у всех и своим мужеством, и огромными знаниями в геологии, палеонтологии и географии, добытыми самостоятельно.

Быть может, существует Муза Систематики, близкая своим более знаменитым подругам. Иначе как объяснить, что среди людей, посвятивших себя этому делу, так много художественно одаренных личностей? Первым напечатанным в России произведением Карла Бэра была кантата в честь окончания Отечественной войны 1812 года. Н. Полежаев переводил Гейне, великолепно играл на рояле и писал популярные в свое время романсы. Профессор зоологии, член-корреспондент АН СССР Н. Холодковский, наверное, более известен как переводчик Мильтона, Байрона, Гёте. Его перевод «Фауста» остается непревзойденным. Сын знаменитого путешественника, многолетний сотрудник ЗИНа, описавший 800 видов и 100 родов, А. П. Семенов-Тян-Шанский писал стихи, перевел Горация, выпустил несколько статей о Пушкине. Он использовал свои специальные знания для анализа поэтических текстов, ведь многие мастера допускают ботанические ошибки. Например, у Лермонтова одновременно «волнуется желтеющая нива» и цветет ландыш. Старший брат ведущего энтомолога ЗИНа, сам крупный энтомолог, Алексей. Николаевич Кириченко был страстным фотографом, увлекался археологией и архитектурой. Он сделал обмеры и фотографии руин термезских памятников XI века до н. э. Число подобных примеров легко можно приумножить. Один из директоров ЗИНа академик Е. Н. Павловский даже написал на эту тему специальную книгу «Поэзия, наука и ученые».

Каждую неделю на длинный стол ЗИН"овской библиотеки вываливается цветная россыпь биологических журналов, и научные сотрудники роются в них, отыскивая свежие публикации «соперников».

Профессия систематика принадлежит к числу тех, с которыми трудно расстаться. Поэтому в ЗИНе всегда было много патриархов. Среди них следует назвать человека, отдавшего всю жизнь институту и скончавшегося в его стенах, ихтиолога Петра Юльевича Шмидта. Его именовали «средним» в отличие от «большого» — академика-палеонтолога Ф. Б. Шмидта, очень крупного и басовитого, и «малого» — библиотекаря Зоологического музея.

К ветеранам института относится и предшественник Шмидта по ихтиологическому отделу С. М. Герценштейн. Его эрудиция была неистощима. Предельно скромный, необыкновенно добрый, всегда готовый помочь каждому, кто обращался к нему с вопросом, он был общим любимцем. А вот внешность его была неказистая: сутулый, с огромным крючковатым носом. Профессор Никольский вспоминает, что однажды, когда Герценштейн в азарте переворачивал камни на берегу Белого моря в поисках прибрежных животных, проезжавшие рыбаки приняли его за черта и закричали: «Провались ты, нечистая сила!»

Но пожалуй, дольше всех поработал для ЗИНа Александр Александрович Штакельберг, более шестидесяти лет собиравший и систематизировавший мух, глава малярийной комиссии. Долгие годы он был редактором томов «Фауны СССР» и «Определителей», выпускаемых институтом. На его глазах изменился не только Зоологический музей, но и вся биологическая наука. В начале века все научные сотрудники музея собирались в перерыв «попить чайку». Было их около десятка. Да и всех зоологов в стране, как утверждает статистика, насчитывалось 406.

Сейчас /1990/ их больше только в одном ЗИНе. А всего зоологов в Союзе около пяти тысяч. И вот что любопытно. Несмотря на такой бурный рост, зоологи в общем числе научных работников биологического направления составляют долю, в десять раз меньшую, чем до революции. Значит, другие биологические дисциплины развиваются еще стремительней.

С 1907 по 1971 г. проработал в ЗИНе Александр Николаевич Кириченко. Ничто не мешало ему каждый день выполнять норму: определять 80-200 насекомых. В осажденном Ленинграде он оставался во главе ЗИНа. Кириченко описал 34 новых рода и 223 вида, один род и около 30 видов были названы в его честь. Его перу принадлежит около ста тридцати научных работ, среди которых фундаментальные — два тома «Фауна России» и настольная книга всех гемиптерологов «Определитель полужесткокрылых», продолжающий дело Ошанина. Благодаря стараниям Александра Николаевича фондовая коллекция клопов в ЗИНе является лучшей в мире. Чего только не делал Кириченко для ее пополнения! Он выменивал насекомых на марки, упрашивал дипкурьеров собирать их в экзотических странах, списывался с русскими людьми, волею судьбы заброшенными в разные уголки мира. Ф. Г. Добржанский собирал для Кириченко клопов в Северной Америке, А. Оглоблин — в Аргентине, Г. Олсуфьев — на Мадагаскаре. О его памяти в ЗИНе до сих пор ходят легенды...

Чеховская Т.П., Щербаков Р.Л. 1990 Ошеломляющее разнообразие жизни, 64-77

Предлагаю посмотреть на музеи нашей столицы не только как на хранилища экспонатов, но и как на архитектурные объекты. Начнем с одного из самых старых — Зоологического музея МГУ, расположенного на Большой Никитской, 2

Здание Зоологического музея

Официальную историю Зоологического музея принято отсчитывать с образования Кабинета натуральной истории в 1791 году. Основу первой коллекции положили пожертвования представителей династии Демидовых, потом были дары от Екатерины Второй, Александра Первого, княгини Дашковой. Почти всё бесценное собрание погибло в пожаре 1812 года, удалось спасти лишь часть морских раковин. За счёт многочисленных пожертвований коллекция была восстановлена заново. В течение XIX века она размещалась в разных университетских корпусах на Никитской улице, пока в 1898-1902гг не было построено специально для Зоологического музея отдельное здание

Фасад Зоологического музея МГУ, выходящий на ул.Большая Никитская

Автором проекта выступил академик архитектуры, главный архитектор Московского университета Константин Михайлович Быковский. Всего на Большой Никитской улице он построил несколько корпусов для университета. Стиль здания Зоологического музея можно охарактеризовать как сдержанную эклектику, основанную на классицизме. Первый этаж здания по всему фасаду выделен декоративной рустовкой, т.е. облицовкой четырехугольными, плотно пригнанными камнями, в данном случае — с пирамидальной обработкой поверхности

Здание в плане имеет форму угла и расположено одним рукавом вдоль Большой Никитской, а другим – вдоль Никитского переулка. Архитектор красиво решил задачу уравновесить фасады и главный вход разместил со срезанного угла. Под крышей по всему фасаду здания идет лепной фриз, в котором, помимо растительных гирлянд, можно разглядеть множество животных: белок, летучих мышей, разных пресмыкающихся, цапель, сов и других птиц, головы медведей, зайцев, волков, горных козлов и прочих парно- и непарнокопытных

На каждом из фасадов музея есть полукруглая ниша. Исходя из традиций классицизма, по которым было спроектировано здание, я не уверена, что в ней предполагалось окно, как то имеет место сейчас, но с гораздо большей степенью уверенности можно считать, что предназначалась ниша для статуи, скорее всего аллегорической, кого-либо из когорты богов-покровителей наук и знаний

Очень любопытно выглядит здание со двора: декор фасада выполнен так же тщательно, как и с улицы, только не оштукатурено и не окрашено

Интересно, что до 1953 года часть нынешних помещений музея была жилой, там размещались квартиры профессоров биофака МГУ. В гостях у профессоров бывали И. Мандельштам, М. Булгаков, В. Кандинский, Р. Фальк. Именно здесь, в стенах Зоологического музея, в 1931 году Мандельштам написал знаменитое: «Все лишь бредни, шерри бренди, ангел мой…». А профессор Алексей Северцов послужил Булгакову прототипом знаменитого профессора Персикова, героя повести «Роковые яйца». Здесь, в одной из скромных комнаток, летом 1940 года приютили Марину Цветаеву с сыном, которым некуда было деться после выселения из Голицыно.

Залы Зоологического музея

Всего в музее на двух этажах три зала экспозиций. Расположены залы в той части здания, что вытянута вдоль Большой Никитской. Вдоль Никитского переулка размещаются служебные помещения и кабинеты, не доступные для посетителей. В Нижнем зале представлены животные от одноклеточных до рептилий, здесь больше всего экспонатов. В Верхнем зале показаны птицы и млекопитающие. Также на втором этаже расположен зал сравнительной анатомии или Костный зал. Посмотрите, как эффектно смотрится колоннада центрального прохода Нижнего зала

Капители колон украшены завитками листьев-акантов, переплетенными змеями

Здесь сохранился старый пол, выложенный узорчатой метлахской плиткой. В проходах рисунок плитки стерся от ног многочисленных посетителей, но есть хорошо сохранившиеся участки с четко читаемым узором

Верхний зал сразу относит нас в эпоху модерна, строительства Эйфелевой башни и первых небоскребов, когда так любили подчеркивать конструктивные элементы

Ощутите этот ритм ступеней и перил, лаконичность орнамента балок, уместность заклепок

Лестница Верхнего зала, ведущая на балконы-галереи

Вдоль боковых стен Верхнего зала вторым этажом тянутся балконы-галереи, которые поддерживаются кронштейнами в стиле модерн

Эти боковые балконы не доступны для посетителей, но иногда в Дни музеев экскурсантов проводят вот на этот мостик, переброшенный от одной стены к другой

Пол в Костном зале вот такой веселенький

В Костном зале ещё следует обратить внимание на живописный фриз на тему истории живого мира Земли. Это работа основоположника российской анималистики, художника Василия Ватагина, тридцать лет работавшего в Зоологическом музее и стоявшего также у истоков Дарвиновского музея

Ценность творчества В.Ватагина в исключительно правильном биологическом рисунке, в мастерстве научной иллюстрации, максимально приближенной к оригиналу и в то же время обогащенной художественным замыслом. В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок был практически составной частью фундаментальной науки. Оказывается, до сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии, потому что крайне мало фотографий имеют ракурс, позволяющий видеть все необходимые определительные признаки.

Работы Ватагина можно встретить практически по всей экспозиции Зоологического музея. Огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы, встречают посетителей уже в фойе и являются настоящей визитной карточкой музея

Картины В.Ватагина в фойе Зоологического музея МГУ

Фонды и экспозиция Зоологического музея

Сразу надо сказать, что при нынешнем уровне передачи и сохранения изображения и при возможности путешествовать по всему миру экспонаты музея не производят ошеломляющего впечатления и кажутся иногда примитивными. Но неизмеримая научная ценность музея определяется не зрелищностью, а уникальностью его фондов. В залах представлено всего 14 тысяч экспонатов, тогда как научные фонды включают порядка 8-10 МИЛЛИОНОВ (!!!) единиц хранения. Собрание Зоологического музея МГУ в настоящее время является вторым по объему в России (после Зоологического института и музея РАН в Санкт-Петербурге), а в мире занимает примерно 13-е место.

Причем развитие науки не умаляет, а только повышает ценность накопленного. Например, недавно австрийские ученые обращались в музей за образцами, привезенными экспедицией Пржевальского, для генетического сопоставления с нынешними обитателями азиатских степей.

В Зоологическом музее практически все экспонаты - натуральный биологический материал. Музей принципиально не выставляет пластиковые макеты. Исключений лишь два. Это модель одноклеточных животных, которых нельзя рассмотреть без микроскопа — радиолярий, и слепок латимерии – редчайшего, считавшегося вымершим животного, коего во всех музеях мира насчитывается в пределах 100 экземпляров, а у нас в стране есть единственный экземпляр в Институте океанологии. Формы хранения включают как классические – сухое и влажное консервирование, так и новые – пробы тканей для ДНК-анализа, различные расшифровки молекулярного уровня (генотипы, кариотипы, сиквенсы и т.п.), криоколлекции, аудиозаписи голосов и др. Во влажном хранилище на стеллажах хранятся сотни тысяч банок, пузырьков и прочих сосудов толстого стекла с притертыми пробками, дополнительно загерметизированные пленками из бычьих пузырей или более современных материалов. Несмотря на все ухищрения спирт из пузырьков и банок постепенно испаряется, поэтому его приходится регулярно доливать

Среди научных помещений есть так называемый «кожеедник» или, по-научному, «дерместариум», где скелеты животных очищают насекомые-кожееды и куда вход запрещен даже сотрудникам. У здания Зоологического музея обширные подвалы. В том подвале, что под Никитским переулком, было бомбоубежище с высокой степенью автономности: герметичные стальные двери с засовами, как в бункере. В другом направлении подземелье идет в сторону Кремля, но недалеко: проход заложен кирпичной кладкой. Описанные подвалы, хранилища и помещения для научных работников недоступны посетителям, но дальше я хочу рассказать, на что в залах музея стоит обратить внимание. Вот в этом узком коридоре второго этажа не пройдите мимо одного из самых необычных экспонатов

Это изображение герба российской империи, которое на первый взгляд кажется вышитым разноцветными бусами и бисером, а на самом деле выложено из более чем из 5500 экземпляров жуков и 20 видов бабочек. Этой картине-аппликации почти 180 лет, она была подарена самобытным словенским ученым-энтомологом Фердинандом Йожеф Шмидтом. В советское время герб прятали в запасниках. Картину трижды реставрировали, подбирая утраченных насекомых одинакового размера и цвета, и если изначально она состояла из экземпляров этнофауны Балкан, то теперь практически полностью из российских видов

Не только научную, но и историческую ценность представляет собой чучело носорога, вернее, носорожихи. Само животное было куплено в 1862 году в Калькутте и перевезено в Москву. Назвали её Семирамидой, а присматривавший за ней служитель постепенно переименовал её в Моньку. Примечателен рассказ о том, как Монька-Семирамида прошла по Москве с полкилометра, когда нужно было перевести её из временного места на постоянное в Зоосад. Жандармы перекрыли движение, человек 20 работников собрали для удержания носорожихи на цепи, к цепи ещё привязали тяжелое бревно. Но Монька побежала, оборвала цепь и её остановили только куском хлеба. Так, скормив ей порядка 11 кг хлеба, её и довели до Зоосада. Там она прожила 24 года, а после смерти подарила Зоологическому музею целых два экспоната: чучело в Верхнем зале и скелет в Костном. Раньше чучело стояло в проходе и до сих пор существуют легенды, что через него прыгали — причем не поперек, а вдоль (!) — не только студенты, но и светила отечественной науки

Вообще множество обитателей Московского зоопарка попало после смерти в экспозицию музея: это и большие панды, и индийский слон, и лев (подарок И.Сталину от Д.Неру), несколько видов обезьян и птиц

А чучело бегемота, скорее всего, было изготовлено прямо в выставочном зале, так как из-за своих габаритов оно не проходит в дверь, ведущую в зал. Этот экспонат был задействован в фильме Эльдара Рязанова «Гараж» — именно на нем спал «самый везучий» член кооператива в исполнении режиссера

От себя лично я бы посоветовала обратить внимание на витрину с птицами средней полосы России. Вы удивитесь, увидев видовое разнообразие самых привычных нам пернатых: воробьев, синиц, овсянок. А ещё здесь можно узнать, как называются птахи, живущие рядом с нами, в городских сквериках и аллеях

У всех, конечно, свои симпатии в животном мире, но я, как поклонница насекомых, не могу не привлечь ваше внимание к стендам с бабочками

Вообще-то из полутора миллионов известных нам видов животных Земли до миллиона составляют насекомые – так что это их планета)). Посмотрите на этих красавцев жуков – так и хочется взять в руки, чтоб ощутить их тяжесть, твердые литые тельца и восхищаться безупречным совершенством творений природы

Как попасть в Зоологический музей МГУ

Официальный адрес Зоологического музея МГУ – улица Большая Никитская, дом 2 (бывший дом 6). Это в самом центре Москвы, на углу Большой Никитской и Никитского переулка, в 6-7 минутах ходьбы от метро Охотный ряд (выход на ул.Тверская, к театру Ермоловой):

На минуту дольше идти от станций Библиотеки Ленина, Александровский сад и Арбатской Арбатско-Покровской линии:

Работает музей с 10 до 18 часов, в четверг – до 21 часа, но посетителей прекращают пускать за час до закрытия. Понедельник – выходной. Последний вторник месяца – санитарный день. Стоимость билетов: полная – 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров – 100 рублей.

Музей предлагает десятки экскурсий для разных возрастов. Их тематику и порядок оформления можно узнать на официальном сайте Зоологического музея МГУ . При музее работает биолекторий и кружок юных натуралистов.

Нынешнее здание московского Зоологического музея по улице Большая Никитская, 2 возвели в период с 1896 по 1902 годы по проекту известного зодчего .

Именно Константин Михайлович выполнил первое строение в Москве, специально предназначенных под размещение музейного комплекса с непременными экспозиционными залами и помещениями для размещения фондов.

Фото 1. Здание Зоологического музея по улице Большая Никитская, 2

Само здание Зоологического музея спроектировано в виде сопряжения двух корпусов, примыкающих друг к другу под углом. Главные фасадные плоскости, таким образом, обращены к Никитскому переулку и Б. Никитской улице.

Место стыка строений выполнено в виде полуротонды с порталом, окруженным полуколоннами так называемого тосканского ордера. Декор представлен лепниной по анималистической и растительной тематикам.

Из истории Зоологического музея на Б. Никитской

Сам , относившийся к Московскому университету, основали в 1791 году. На начальном этапе он представлял собой Кабинет натуральной истории. Огромный вклад в его становление внесли ученые Григорий Иванович Фишер, Карл Францевич Рулье, Анатолий Петрович Богданов, Александр Андреевич Тихомиров, Григорий Александрович Кожевников и многие другие.

После Октября 1917-го, в 20-е годы этого же столетия, в этом музейном комплексе разместили сначала НИИ зоологии, а затем, уже в 30-е, вновь присвоили статус музея, прикрепленного к Биологическому факультету МГУ. Статус Научно-исследовательского зоологического музея был утвержден лишь в 90-х годах XX столетия.

Разгадка - Театральный дом January 14th, 2017

Театральный дом, а сейчас дом под № 13, стоящий на изгибе Зоологической улицы, был построен по эскизу художника В.Д. Поленова. С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7. В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров.

Здание было спроектировано архитектором О.О. Шишковским и открыто 29 декабря 1916 года в присутствии А.А. Бахрушина, С.И. Мамонтова, Г.С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры. В этом доме располагались мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей, которые шли в декорациях самогó Василия Дмитриевича Поленова.
На чрезвычайном собрании Секции содействия устройству деревенских и фабричных театров было постановлено выразить благодарность за щедрый дар, просить художника "разрешить наименовать будущее здание Секции Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова". Сам художник продолжал его называть просто Секцией.

Стилистические особенности дома, его необычная объемно-пространственная структура позволяют предположить, что в основу архитектурного проекта были положены эскизы В.Д. Поленова. В первоначальных формах здания чувствуется свойственная ранним проектам художника любовь к западноевропейскому средневековому зодчеству.


В.Д. Поленов. Дом театрального просвещения в Москве. Осуществленный проект здания. Музей-заповедник В.Д. Поленова

За многие годы дом лишился своего оригинального фасада, большая плоскость которого оживлялась тремя высокими готическими окнами и балконом. Теперь балкона нет, пробили много новых окон, старые заложили. Раньше он имел своё собственное выразительное лицо, теперь в реестре памятников истории и культуры он значится как ценный градоформирующий объект.

В советское время здесь располагался Центральный Показательный театр ТЕО Главполитпросвета, для которого в 1921 году Сергей Эйзенштейн совместно с Сергеем Юткевичем оформил спектакль "Макбет" по пьесе Вильяма Шекспира. Премьера спектакля состоялась 25 апреля 1922 года.

В 1928 году в здании произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество. В 1930-х годах в здании разместилось промышленное предприятие.

Здание сильно пострадало при перестройке, однако на фасадах и теперь читаются основные композиционные членения и отдельные архитектурные элементы декора - угловая башня с фрагментами декора, городчатый карниз, наличники заложенных оконных и дверных проемов.

В 2009 году над Театральным домом нависла угроза уничтожения - на его месте собирались возвести Федеральный Музей современного искусства. "Поленовский" дом должен был войти в состав нового комплекса, сохранив лишь часть своих фасадов.


Музей современного искусства в составе государственного центра современного искусства. Версия до 2012 г. Зоологическая ул., вл. 13

Кончилось тем, что теперь здесь располагается Государственный центр современного искусства.

Этот центр занимает и соседнее здание по Зоологической улице - "Театральный дом".

Изначально Зоологическая улица называлась Медынка. Полагают, что здесь в XVII веке находился медовый двор дворцового села Воскресенское. Однако местность в районе улицы называлась как Медынка, так и Медынцевы горы. Поэтому возможно, что название местность получила по фамилии землевладельцев - купцов Медынцевых.

Современное название улица получила после основания поблизости в 1864 году Зоологического сада, современного Зоопарка. Она протянулась от Большой Грузинской до улицы Красина. В 1951 году в состав улицы были включены Бубнинский и Кабанихинский переулки, возникшие в начале XX веке на месте речек Бубна и Кабаниха, заключённых в подземные трубы. Теперь на Зоологической улице рядом с театральным домом находится служебный вход в Московский зоопарк.

Источники информации:
Википедия,