Что есть красота и почему. Что есть красота и почему ее обожествляют люди


«…что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Николай Заболоцкий

Действительно, мы все хотим быть красивыми. Все без исключения – и мужчины, и женщины. Особенно, конечно, женщины. Всё на алтарь красоты – и время, и , а часто и …

Но что же такое на самом деле ?
Сколько людей, столько и мнений? Или на нас влияет определённый стандарт? Общественное мнение? Заклинания глянцевых журналов? Телевидение? Ослепляющий фейерверк модных показов знаменитых домов мод?

Может быть, и то, и другое, и третье… Но понятие красоты появилось не сегодня. Оно существовало всегда. Древние художники оставили нам образцы наскальной живописи – тоже своё, но восприятие красоты. Так послушаем же голоса ушедших веков…

Без канонов не обходились, наверное, никогда. Знаменитый скульптор Древней Эллады Лисипп за основу идеальной принял высоту головы, которая укладывалась по высоте всей фигуры восемь раз. По канонам греческой красоты красивым считалось лицо с прямым носом, большими глазами с широким разрезом между век и дугообразными краями век.

Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века , описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

А сколько писателей воскурило фимиам древнеегипетской царице Клеопатре ! И хотя современные учёные открыли, что Клеопатра вовсе и не была красавицей, мы склонны верить тем, кто утверждал обратное. Действительно, будь она уродиной, каким же образом ей удалось бы заполучить Великого Цезаря и Марка Антония?! В пользу наших сомнений свидетельствует высказывание о Клеопатре римского историка IV века Аврелия Виктора : «…и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях»). Так что, современные учёные или поторопились с выводами, или имеют иной взгляд на красоту.

До сих пор неизменной популярностью пользуются секреты красоты Клеопатры . Её ванны с добавлением мёда и молока. Или крем египетской царицы, который сделает вашу кожу мягкой и бархатистой, разгладит любые и снимет напряжение. Крем довольно прост в изготовлении. Всё, что вам нужно, это 2 столовые ложки сока алоэ, столовая ложка воды, 2 столовые ложки . Все компоненты тщательно перемешайте, поставьте смесь на водяную баню и осторожно введите в неё 100 г свежего свиного сала. Готовый крем переложите в баночку и храните в холодильнике. Раз в день наносите его на лицо и шею тонким слоем на 10–15 минут, остатки снимайте салфеткой.

Впрочем, ещё сохранилось и мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу». В буквальном переводе: «оставлял свое жало». Далее древний историк пишет о царицы: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие...»

Из 16 же столетия до нас дошла интересная формула красоты, в которой балом правит «тройка». Согласно этой формуле, у красавицы должны быть:
Три белые – , зубы, руки.
Три чёрные – глаза, брови, ресницы.
Три красные – губы, щёки, ногти.
Три длинные – тело, волосы, руки.
Три широкие – грудная клетка, лоб и расстояние между бровями.
Три маленькие – зубы, уши, ногти.
Три узкие – рот, плечо, ступня.
Три округлые – руки, торс, бёдра.
Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

А вот голос Востока - великого классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма :
«Не устану в неверном театре теней
Совершенство искать до конца своих дней.
Утверждаю: лицо твоё солнца светлее,
Утверждаю: твой стан кипариса стройней».

Итальянскому писателю эпохи Возрождения Аньоло Фиренцуоле явно не понравились бы современные стандарты красоты… В своём трактате «О красоте женщин» он пишет: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородное… Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка «красноватой» от кровообращения…»

Вероятно, в разные эпохи у разных народов был разный идеал красоты.
Узкобёдрая, как мальчик, Нефертити и пышнотелая красавица с полотна Рубенса заметно отличаются друг от друга. И всё же нас пленяет их красота. Возможно, всё дело в гармонии? Мне кажется, что красота, данная от природы, – это как прекрасная дорогая рамка. Да, она великолепна, кто спорит. Но что она без картины? Обрамление пустоты?
Полотно же – нашу собственную душу - мы пишем всю жизнь с рождения и до последнего вздоха. От нас зависит палитра… Кто-то предпочитает светлые тона, кто-то щедро ставит чёрные кляксы, кто-то робко рисует серой краской, а кому-то необходимы все цвета радуги. Большинство же из нас ещё и чужую картину норовит подправить на свой лад… И всё-таки… Возможно вы замечали, что прекрасная картина пленяет даже в простой рамке, а то и вовсе без неё…

Однажды я ехала в переполненном автобусе. Давка, злые лица. Мой взгляд нечаянно упал на лицо женщины, крепко прижимавшей к себе маленького мальчика. Я поразилась тому, насколько эта женщина некрасива. Ну просто редкостная некрасота . И вдруг мальчик что-то сказал маме. Что именно, расслышать не удалось. Но женщина улыбнулась. И произошло чудо! Её лицо в одно мгновение стало прекрасным! Таким прекрасным, что взгляд оторвать от него было невозможно! Я буквально замерла в восхищении. Забыла про давку, про духоту! Про всё на свете! Я созерцала красоту, которую невозможно передать словами. Это было что-то невероятное. Я не знаю, что так преобразило женщину – улыбка ли, любовь ли её к своему ребёнку? Но чудо свершилось. Никакие правильные черты, никакой изящный носик не могли затмить её в это время. Возможно, мне посчастливилось увидеть суть её души? Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде»?

И ещё не могу не вспомнить свою школьную подругу. Вернее, её маму.
В этой женщине не было и намёка на общепринятую красоту. Неправильные черты лица, смешной носик башмачком, большой рот, волосы, не отличавшиеся пышностью, и вместе с тем гордая посадка головы, расправленные плечи, высокая грудь, открытый спокойный взгляд создавали полную иллюзию того, что перед вами заколдованная Принцесса. Принцесса с большой буквы. Некрасива? Возможно… Но ошеломляюще привлекательна! Моя подруга была точной копией своей мамы, с теми же манерами уверенной в себе, в своей неоспоримой ценности «царевны-лягушки». Ну так вот, ухажёров у неё было больше, чем у первых красавиц класса.

Так что же, красота - это, прежде всего, содержание? Душа? А почему бы и нет… Мы ведь ценим своих некрасивых, но преданных друзей и не согласимся поменять их на писаных красавцев. И всё-таки сердце просит гармонии. Я думаю, что каждая женщина, если захочет, может быть красивой. Обязательное условие – она сама должна себя таковой считать.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов

Что такое красота и почему её обожествляют люди?

Выполнила учитель музыки и МХК

МОУ СОШ №10

С углублённым изучением отдельных предметов

Евдокимова М.В.

г.о. Жуковский 2015

«…Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

(Н.Заболоцкий)

Что такое красота? Мы часто, увидев что-то, восклицаем: «Прекрасно!» Что же такое красота? О ней много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа или любовь?

Вот об этом мы часто размышляем с моими учениками на уроках музыки и мировой художественной культуры.

За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как познать Как приобщиться к Красоте?»… - глубокая духовная потребность в Реальности бытия.

Я – УЧИТЕЛЬ с многолетним стажем, на своих уроках мы поём красивые песни, слушаем красивую музыку, смотрим красивые картины, и вообще, говорим о красоте .

Как же почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?

Мы с ребятами выходим на красоту через произведения искусства.

Я – УЧИТЕЛЬ. А что такое работа учителя?Подвиг во имя будущего, растянутый в десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Вернее ЛЮБОВЬ и КРАСОТА! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.

Именно в школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлечённого мышления, но слишком мало развивает духовные функции: воображение, наблюдательность, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т.п., всё то, что в богатой мере даётся искусством и красотой.

Говоря о красоте, мы заполняем наши души любовью, счастьем. Я стараюсь, чтобы дети уходили с моих уроков счастливые, красивые духовно, со светлыми мыслями, с хорошим настроением, всегда с вопросом: « А почему во все времена красоту обожествляли люди?»

Красота – не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове о них.

В прекрасном мы видим некий духовный отблеск. Красота есть гармония, и в этом разгадка её всеобщности. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе.

Красивым» люди всегда восхищались, боготворили. Символом красоты, гармонии и грации издревле считают Мадонну, Богоматерь. В ней воплощён образ женщины-матери. На протяжении всей истории человечества женщину воспевали поэты, изображали художники, ей посвящали музыку и песни композиторы.

Одна из моих тем уроков «Женский образ в искусстве». Тема проходит через уроки музыки и мировой художественной культуры с 1 по 11 классы. И здесь говорим о красоте, слушаем красоту, видим её, поём о ней.

Идя на работу, на урок, мы снова будем говорить о прекрасном, о красоте, петь красивые песни, слушать чудесную музыку.

Вспомним и другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребёнка вострепетать к благу.

На уроках музыки я обращаю особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребёнке чувства ритма и цельности.

Мы говорим о том, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Это категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности,порядочности человека.

На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасёт мир», произносим мы вслед за Ф.М. Достоевским.

Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов, что никто не может устоять перед её загадочным притяжением.

В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (М. Сервантес)

Я учу своих учеников видеть красоту и находить её во всём, даже в малом.

С 1995 года в этот день в мире особенно приветствуется всё красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября повсеместно проводятся конкурсы красоты.

Красота, точнее, мода на определённый тип красоты, как и всё на земле, подвержена изменениям. Возможно, это одна из причин, по которой никто до сего дня не смог дать всеобъемлющее понятие красоты.

Для обычного человека красота – то, на что хочется смотреть и смотреть, будь это необычных красок закат над морем, Миланский собор, устремлённый в небо, произведение искусства, цветок или женское лицо.

Возможно пройдёт ещё несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единому определению красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Задача и роль эстетического воспитания заключается в формировании такой личности, которая по своим эстетическим способностям была бы органично вписана в неувядаемую красоту мира, выступающую неотъемлемым условием осуществления морального выбора человека в обществе.

Истинная красота растёт из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной. Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби – и раскроешь красоту в себе и в других».

Когда поёт душа?

Когда её не душат.

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от счастья замирая.

Тогда она живёт, творит, не умирает…

Е. Победимская

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Сочинение на тему: «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»


(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть... и будет вечно. Никто, ничто не устоит; переднее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует, в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - Природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам-, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея замятинского романа «Мы»… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота - не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов-… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! PI любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле - любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота - красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь - гимн ей!

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою -

накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», - но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары Льет по каштанам в пролечь… Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина - мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота - это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)


Поделиться в социальных сетях!