Чем понравилась комедия горе от ума. Почему "Горе от ума" - комедия

Сочинение на тему: «Горе от ума»: Комедия или драма? Почему? 4.30 /5 (86.00%) 10 votes

«Горе от ума»: комедия или драма? Почему?

Пьеса А.С. а «Горе от ума» — одно из величайших произведений в русской литературе первой половины XIX века. И до сегодняшнего дня ведутся дискуссии о том, почему автор назвал свое творение комедией. Ведь в пьесе раскрываются многие серьезные проблемы: личная драма главного героя – Чацкого, который не находит своего места в московском дворянском обществе, а в финале теряет любимую, проблемы крепостного права, истинного и ложного патриотизма, военной службы, культуры и просвещения, взаимоотношений помещиков и крепостного крестьянства, что придает произведению социально-политический характер.
Чтобы понять это, нужно тщательно проанализировать главную идею автора. Комедийный жанр произведения подразумевает комедию положений, комедию характеров и комедию нравов. Все это в избытке присутствует в пьесе «Горе от ума».

Один из главных героев – Павел Афанасьевич Фамусов, кичащийся своим дворянским происхождением, заявляет, что является опорой для государства. Но эта «опора» страшно боится женских сплетен. Даже последней фразой Фамусова в пьесе становятся слова:
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Воистину, настоящий дворянин!
Вообще, тема огромного влияния московских барышень в произведении очень комична. Особенно это заметно в третьем действии, на балу у Фамусова. Ну разве не смешон Платон Михайлович Горич, попавший под каблук жены? Или княгиня Тугоуховская со своими дочерьми, думающими только об удачном замужестве? «Ангел», «душечка», «бесценный», — называет Наталья Дмитриевна своего супруга, и тут же следует замечательная ремарка автора: «Целует мужа в лоб».

Комичен многословный Репетилов, посещающий Английский клуб, в котором проводятся «тайные собрания», «секретнейший союз». Считая себя умным и образованным человеком, иногда выдающим философские мысли, на самом деле является пустым человеком, слышащим только себя. Комичны угодливый Молчалин, полковник-карьерист Скалозуб, и «мастер услужить» — оригинал Загорецкий.

Использует в пьесе прием комического несоответствия, что является отличительной особенностью комедийного жанра. Например, в сцене, когда Фамусов рассуждает о вреде обжорства, он тут же перечисляет Петрушке все обеды, на которые приглашен на будущей неделе.

Ближе к финалу комизм пьесы перерастает в горькую иронию и сарказм, что также указывает на комический жанр произведения. Сатире отведена главенствующая роль в комедии. Но устами Чацкого автор высмеивает не столько человеческие недостатки, сколько представителей различных общественных движений московского дворянства. Пьеса, начавшаяся с бытовых картин, перерастает в социальный сатирический пафос.

"Горе от ума" Цитаты.

Александр Сергеевич Грибоедов - известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января) 1795 г.

Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. Реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов:

-“Учились бы, на старших глядя ”.

А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это видно из его отзыва о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания:

-“когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб .”

Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага.

-"А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой ".

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:

-"При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки... Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку" .

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит:

-“Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал ”.

А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство и подхалимство. Так, Молчалин живет по принципу:

-"Во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанъя зла, собаке дворника, чтоб ласкова была ".

Страшно, когда в обществе есть фамусовы, молчалины, скалозубы. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя они и правы. Актуален для сегодняшнего дня и Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. Он не приемлет карьеризм, чинопочитание, невежество, как идеалы“века минувшего”. Чацкий - за уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли, утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”. Он презирает людей, готовых у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать. Он не приемлет “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Критически относится к засилью иностранцев:

-"Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев ".

Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Слова Пушкина оправдались быстро. Уже в мае 1825 года писатель В. Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».

Текст из разхных источников.

- Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится.
- Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
- Счастливые часов не наблюдают.
- Карету мне! Карету!
- Кто беден, тот тебе не пара.
- Подписано, так с плеч долой.
- Грех не беда, молва нехороша.
- Мне всё равно, что за него, что в воду.
- Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
- И дым Отечества нам сладок и приятен!
- Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
- Что за комиссия, Создатель,быть взрослой дочери отцом!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Ах, злые языки страшнее пистолетов.
- Я странен; а не странен кто ж?
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
- Ба! знакомые все лица!
- Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.
- Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой
- Где ж лучше? Где нас нет.
- Числом поболее, ценою подешевле.
- Что говорит! И говорит, как пишет!
- Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь.
- Сюда я больше не ездок

Главная > Документ

Перечитывая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Прочитав комедию «Горе от ума», я был в вос-торге от главного героя, его свободословия и поведения. Это произведение повествует о дворянском об-ществе. Характеры и поступки этих людей видны на лицо, и это уже никто не сможет опровергнуть. Главный герой - Чацкий. Умный и честный че-ловек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, что он оказался в обществе Фамусова? - это чрезмерная любовь к Софии. София, в свою очередь, его совсем недооценивала, не пони-мала и не уважала. Чацкий осознавал это, но старался не принимать близко к сердцу. Но если вспомнить, как встретила София своего друга детства, которого уже давно не виде-ла, то можно понять состояние Чацкого:

«Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!»

В доме Фамусова царит ложь и лицемерие. Глав-ные занятия - «обеды, ужины и танцы». Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он проти-воречит высшим чинам, которые ценят только бо-гатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основ-ные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его монологи и диалоги. Он хочет служить делу, а не прислуживаться каким-то знатным людям:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий не терпит унижения. В те времена таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, им приходилось унижаться и прислуживаться высшим чинам. Грибоедов вы-сказал мысли и взгляды через образ Чацкого. Комедия «Горе от ума» еще много лет будет актуальна настоящему и будущим поколениям. Образ Чацкого никогда не соста-рится, потому что он человек «Века нынешнего». Вот с таких людей мы должны брать пример. Я надеюсь, что эта комедия останется надолго в памяти не только у меня, но также хочется, чтобы ее все долго помнили.

  1. Комедия а. С. Грибоедова «горе от ума» на сцене отечественного театра XX века: литературное произведение в театральном процессе

    Автореферат

    Защита состоится 24 декабря 2011 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.101.04 при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г.

  2. Документ

    Айтматов Ч.Т. Ранние журавли. Алексин А.Г. В тылу как в тылу и др. повести. Дубов Н.И. Мальчик у моря. Кузнецова А.А. Земной поклон. Лиханов А.А. Мой генерал.

  3. Литература

    Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли,

  4. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (2)

    Документ
  5. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (1)

    Документ

    В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа.

Грибоедов, используя опыт басен Крылова, вводит в свою комедию вольный ямб. В отличие от шестистопного, традиционного для комедий, он более приспособлен для передачи живой речи. Движение стиха подчиняется движению мысли: стиховая строка разбивается репликами, паузами, варьируется рифмовкой.

Углубляется психологическая основа: характеры персонажей раскрываются и обогащаются в процессе развития действия. В комедии как бы заключена формула русской национальной драмы, расцвет которой придется на вторую половину XIX века.

Грибоедов-реалист обогатил русскую литературу элементами образности народного языка и разговорной речи. Многие цитаты из комедии стали пословицами: «счастливые часов не наблюдают», «ну как не порадеть родному человеку!», «шел в комнату, попал в другую», «тут все есть, коли нет обмана», «служить бы рад, прислужиться тошно», «дистанция огромного размера», «блажен, кто верует, тепло ему на свете» и так далее.

Мои впечатления

В "Горе от ума" я влюбилась еще в школе, когда мы начали проходить творчество А.С.Грибоедова. Эта комедия поразила меня легкостью и свежестью стихотворных строф, которые сами по себе укладывались в голове, и почти каждая из них несла в себе глубокий смысл.

Мне очень понравилось это произведение, приятно осознавать, что комедии уже много лет, а она еще не потеряла свою актуальность.

Чацкий своим менталитетом, своим поведением очень похож на подростков-максималистов. Он и его личные проблемы особенно близки именно подросткам, которые чувствуют себя потерянными, не принятыми и не понятыми в этом мире, хотя сама проблематика произведения не устареет никогда и будет близка любому обществу на любом этапе развития. Особенно нашему. Всегда будут Молчалины, Чацкие, Скалозубы. Никуда от этого не деться. Поэтому-то "Горе от ума" можно перечитывать бесконечное число раз. Я уже не говорю о потрясающем языке и о том, что вся такая небольшая книга разобрана на цитаты.

В любом случае, я могу с уверенностью сказать, что "Горе от ума" читать необходимо. Хотя бы, потому что эта книга вызывает у всех свои мысли и рождает совершенно разные мнения о ней.

По моему мнению, смысл книги - жить нужно честно, не вылизывать ботинки начальству, иметь своё твёрдое и решительное мнение, менять розовый тон очков на более прозрачный.

Революцию в умах свершить трудно, ещё труднее искать своё счастье, идя наперекор общество. От того и Горе, что хочешь сделать мир вокруг себя как можно лучше. Но!

Хотели как лучше - получилось как всегда... а это уже не из этой книги.

Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение - одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” - это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.
Само название комедии “Горе от ума” говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он - интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения. Он трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества, не боясь высказать свое мнение. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, цитата “Дома новы, но предрассудки стары” говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например полковник Скалозуб.
Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.
Совершенно противоположное Чацкому лицо - Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: “А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Говоря о главном представителе фамусовского общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: “Монашеским известен поведеньем”. На самом же деле он - эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставление Чацкого с Фамусовым невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.
Чацкий - победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софии.
Чацкий - выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.