Чем отличается темпера от масляной краски. Краски темперные

В обучении живописи мы придерживаемся принципа, что работа с каждым материалом способна научить и раскрыть перед учеником свои собственные отличные от других свойства. В наш входят задания на все основные живописные материалы. Но начать мы предлагаем с натюрморта, выполненного темперой — лучшей краски для обучения .

Начинать обучение с темперных красок имеет смысл по следующим причинам:

  • Это наиболее легкий и универсальный для изучения материал;
  • Обладает многими удобными для начального обучения живописи свойствами;
  • Доступно большое разнообразие цветов;

Что такое темперные краски.

Понятие «Темпера» представляет собой принцип создания красочного материала, а не фактическое название краски.

Когда говорят, что темпера - это самый древний материал для живописи и использовался даже египтянами при росписи саркофагов (3600 лет до н.э.), это не значит, что древние египетские художники писали свои монументальные произведения при помощи красок из тюбиков, а то, что процесс создания красок и способ живописи был такой же, как и сейчас, и за тысячи лет не изменился. Поменялись только исходные ингредиенты.

Темперная техника представляет собой смешение красочного пигмента со связующим веществом. Поэтому итальянское слово tempera произошло от латинского temperare , что значит «смешивать» . Связующее представляет собой натуральную или искусственную эмульсию. Эмульсия, в свою очередь, состоит, в большинстве случаев, из двух-трех несмешивающихся жидкостей, например: вода – масло — клей. Для получения темперных красок раньше использовали натуральные эмульсии: молоко, желток, соки деревьев и растений.

В настоящее время широкое применение получили два вида темперных красок, это ПВА-темпера и воскомаслянная темпера, реже встречается казеиново-масляная темпера.

Темпера ПВА (поливинилацетатная)

Самым популярным и распространенным видом темперных красок является темпера ПВА . В состав этой краски входит смесь эмульсии ПВА, синтетической смолы, стабилизаторов и пигмент.
У этой краски есть ряд отличительных свойств, делающих ее удобной для обучения живописи.
Универсальная толщина живописного слоя . В процессе обучения нужно пробовать различные техники нанесения краски, это могут быть прозрачные лессировки или плотные ровные фона и, конечно, объемные, почти рельефные мазки. В отличии от других видов, темпера ПВА позволяет работать в любой из перечисленных выше техник, совмещать разнообразные приемы в одной работе без потери свойств.

Можно переписывать одно и то же место . Это очень удобное свойство как для начинающих, так и для опытных художников. В работе над живописным произведением часто попадаются сложные этапы и непростые детали, которые не получается сделать с первого раза. Поливинилацетатная темпера идеально подходит для таких случаев. Легко перекрывается, не размывает и не отслаивает предыдущий слой, не скатывается и не деформирует основу. Другие краски, особенно акварель, практически не дают возможности по многу раз переписывать отдельные фрагменты.
Любая основа . Темперой ПВА можно писать практически на любой сухой и чистой поверхности. Помимо классических загрунтованных холстов темпера прекрасно ложится на бумагу всех сортов, плотный картон, проклеенный оргалит, штукатурки, бетон, дерево, стекло, ламинированные поверхности. На всех поверхностях она крепко держится и не теряет своих изобразительных свойств, что очень важно в декоративно-прикладном искусстве.

Воскомасляная темпера.

Следующим по популярности и удобству работы следует воскомаслянная темпера. Это краска имеет самый сложный состав. Помимо высококачественных пигментов в нее входят определенные композиции из растительных масел, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, смолы и еще целого ряда присадок и дополнений.
Благодаря такому сложному составу воскомаслянная темпера обладает удивительными живописными свойствами. Сочные, яркие цвета при наложении друг на друга образуют эффектные колористические сочетания, в каждом цвете чувствуется насыщенная глубина и фактура краски. Присутствие воска и смолы сохраняют подвижность и эластичность краски, благодаря чему можно переписать или доделать отдельные фрагменты.
Важной особенностью воскомасляной темперы является то, что после высыхания цвет красок не меняется, сохраняет наибольшую насыщенность и тон по сравнению с другими водорастворимыми красками (с гуашью), хорошо переносит внешние воздействия, такие как яркий свет, влажность воздуха.

Казеиново-масляная темпера.

Последним в списке следует казеиново-масляная темпера, самый прихотливый и требовательный вид темперы.
Это водорастворимая краска, где в качестве основного связующего вещества является казеин, получаемый из коровьего молока в процессе перегонок и сепарирования. Также в состав краски входит отбеленное льняное масло и антисептик фенол, предохраняющий краску от преждевременного заплесневения.
Особенностью этого вида темперной краски является то, что для нее подходят специально подготовленные основы, загрунтованные холсты, картоны, и специальная бумага. Лучше избегать насыщенных объемных мазков большой толщины, при высыхании эти места могут растрескаться или даже отслаиваться. Очень большое значение для свойств казеиново-масляной темперы имеет дата выпуска. Срок годности этого вида темперы составляет 6 месяцев, по прошествии этого времени начинается свертывание пигмента и расслоение эмульсии, об этом иногда, но очень мелким шрифтом предупреждают изготовители.
Просроченной краской лучше не работать, после высыхания красочный слой шелушиться, образуются комочки, отслаивания, причем у разных цветов этот процесс происходит по-разному.

Плюсы и минусы темперных красок.

В процессе художественного обучения, подготовки в вузы, при создании собственных декоративных произведений проявляются основные, чрезвычайно полезные свойства темперных красок, а также открываются некоторые особенности, зная о которых, можно их избежать.
К плюсам можно отнести быстрое высыхание , иногда это очень важно для последующей обработки или транспортировки, те кто сталкивался с масляными красками поймут, что имеется в виду; возможность применять разные виды письма, от сочных пастозных мазков, до тонких лессировок, можно прописывать одно и то же место несколько раз, не дожидаясь полного высыхания нижнего слоя. После высыхания темпера образуют твердый, нерастворимый в воде слой и крепко пристает к поверхности. Темпера лучше других живописных красок переносит изменения температуры, режима влажности и нахождения под ярким светом.

Важная особенность при работе с темперными красками, особенно темперой ПВА: следует держать кисти в банке с водой для того, чтобы остатки краски не засохли и не испортили кисть. Если кисть все же засохла, то можно подержать ее в 70-75% растворе этилового спирта.
В одном натюрморте лучше не использовать и не смешивать разные виды темперных красок во избежание свертывания или расслоения.

Вне зависимости от вида темперы после полного высыхания работу можно покрыть лаком. Это вернет насыщенный цвет краскам, а также защитит поверхность картины от механических повреждений и преждевременного выцветания красок.

Мы рекомендуем начинать обучение живописи именно с темперы, даже если вы никогда раньше не пробовали работать этой краской. На наших мы с удовольствием поможем разобраться, освоить и сделать первые творческие работы.
Подробнее о занятиях вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59 , или написать нам на почту: [email protected]

В живописи древних времен красками служили различные материалы натурального происхождения, например, соки корней деревьев и различных растений. Их связующим веществом служили клей, воск, известь. Клей имел животное происхождение.

Темпера - от латинского «temperare» (соединять). Темпера - это связующее вещество красок из искусственной или натуральной эмульсии. В его состав входит яйцо. Темперой пользовались еще в древности. Ее использовали такие мастера как Джотто, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие. До 15 - 16 века яичная темпера была одним из главных материалов в живописи. После появления усовершенствованных Ван Эйком масляных красок темпера постепенно перестает интересовать художников, особенно в Европе. В наши дни темперные краски в России успешно используют как в станковой живописи, так и в монументальной, хотя техника письма ею не так популярна как масляными красками. В Греции к темпере художники относятся в основном, как к материалу для письма икон. В других европейских странах живопись темперными красками практически не используется.

Темперные краски

В этом разделе я опишу темперные краски, которые использую в живописи.

Современная темпера, в отличие от древней, содержит прочное связующее вещество, состоящее из эмульсии, в состав которой входят смолы, масло и яйцо. Связующим веществом старинной темперы являлось яйцо, которое разбавляли пивом или хлебным квасом в пропорциях 1Х1. Использовалась такая темпера в основном при живописи на деревянной основе. В состав современной яичной темперы входят яйцо, красители и лак. Также существует гумми - арабиковая и казеиновая темпера, которая включает в себя казеин, смешанный с маслом. При приготовлении красок в домашних условиях понадобится связующее вещество для темперных красок и порошкообразный краситель. Как и при создании масляных красок, темперную краску растирают с помощью стекла или мрамора (основа под красочный пигмент) и стеклянного бегунка.

Красящий пигмент я приобретаю в магазинах для художников. При письме темперой для начала понадобится небольшое количество цветов: Глубоко-черная или виноградная черная; Белила цинковые или титановые; Умбра жженая; Сиена натуральная; Охра светлая и желтая; Кадмий красный светлый; Кадмий желтый светлый; Церулеум; Голубая «ФЦ»; Изумрудно-зеленая; Травяная зеленая. Чтобы перемешать пигмент со связующим веществом, налейте в приготовленные небольшие контейнеры желтковый раствор (состоит из воды и желтка куриного яйца). После выберите нужный красочный пигмент и смешайте его с раствором желтка.

Темперные краски продаются и в готовом виде. Для начинающих лучше покупать краски в тубах 46 мл. Внешне они практически ничем не отличаются от масляных красок. В красочную палитру темперы входят все названия красок, используемых в масляной живописи.

Краски следует хранить в оловянных тюбиках. При длительном хранении их трудно бывает развести водой, и поэтому в тюбик из шприца вводится небольшое количество мыльного раствора.

По окончании работы картину можно покрыть лаком для защиты от пыли. Чтобы избежать потемнения картины после покрытия ее лаком, предварительно поверхность обрабатывается 4-х процентным раствором желатина.

Дерево и грунт для икон

Для живописи темперными красками можно использовать различный плотный, не впитывающий краску материал, например, бумагу, картон. Такую поверхность достаточно обработать один - два раза желатином. Используемые в масляной живописи грунты также подходят и для темперной. Для темперной краски предпочтительней грунт белого цвета или любого оттенка светлого тона.

При письме икон используется деревянная поверхность, которую необходимо, в отличие от бумаги или картона, обработать должным образом. Для письма икон можно использовать практически любое, хорошо высушенное дерево. Для первой работы подойдет клееная фанера или деревянная доска размером 31 Х 22 см. Поверхность доски, на которой будет создаваться икона, должна быть ровной, без сучков. Прежде чем грунтовать деревянную поверхность для живописи темперой, гипсом или мелом (в мел лучше добавить половину части мела - сухих цинковых белил), доску необходимо проклеить со всех сторон раствором желатина. Для этого желатин наносится в жидком (а не застывшем) виде кистью.

Первый слой грунта состоит из смеси желатина и мела. Мел должен быть сухим, тщательно растолченным. Его добавляют в желатин, перемешивая до густоты сметаны, после чего полученный раствор наносится кистью со всех сторон деревянной панели (поперечно направлению волокон). Второй и третий слой грунта наносится через каждые тридцать - сорок минут тем же раствором, что и первый. После полного высыхания нанесенного грунта четвертый, пятый и шестой слои наносятся по такому же принципу, что и предыдущие. Спустя сутки, на поверхность грунта наносится еще три слоя более жидкого раствора желатина и мела в пропорции ½. Следующие три слоя более жидкого раствора наносятся так, чтобы поверхность доски стала более ровной. После полной просушки грунт необходимо отшлифовать: 1 - напильником; 2 - наждачной бумагой; 3 - наждачной бумагой №0. Грунтовать доски для нанесения на них темперной краски можно и с помощью раствора гипса. (Гийом Рамо - Поки, описывает с чего нужно начинать и как написать икону.)

Палитра и кисти для темперы

Палитра для темперных красок должна быть сделана из нержавеющего материала. По ее краям должны находиться бортики, чтобы не стекала вода. (Рис. 27). В процессе работы накопившуюся воду в палитре, я убираю ветошью. Уход за палитрой для темперных красок не менее важен, чем для палитры масляных красок. Поэтому по окончанию работы, лишнюю краску с палитры необходимо удалить мастихином и протереть тряпкой, смоченной в воде.

Кисти, предназначенные для масляных красок, подойдут и для темперных. Применимы в темперной живописи и кисти, сделанные из шерсти белок, соболя, собак, кроликов, пони.

В начале творческого пути при работе темперой следует приобретать колонковые кисти или из кисти соболя плоские 17, 10, 6 номеров и круглые 3 и 1 номеров. Хотя для живописи на холсте целесообразней будет использовать плоские щетинные кисти, такие же, как и в масляной живописи.

Живопись темперой

Живопись темперными красками разнообразна. Темперой можно писать по - сырому, как в акварельной живописи, или писать, нанося пастозные мазки мастихином как в живописи масляными красками. В подмалевке можно использовать темперную краску одного цвета или же акварельные, гуашевые краски, а после - писать лессировками. Более легкий метод живописи темперой - штриховка (напоминающая штрих карандаша). Но обычно такой метод применяется на завершающей стадии работы. Темперой дорабатывают работы, исполненные акварельными красками. Если темперой дорабатывается масляная живопись, то в связующее вещество, кроме воды и желтка входит масло и различные смолы. Пробовать размешивать краску или находить нужный оттенок лучше на бумаге, либо на картоне.

Как и в масляной живописи, в темперной не следует размешивать долго краску на палитре, бумаге иле картоне перед тем, как положить ее на холст. При длительном перемешивании краски, она перестает «ИГРАТЬ» и выглядит тускло.

Некоторые мастера темперной живописи во время работы смачивают обратную сторону холста водой, чтобы краска не засыхала.

Акварель

Акварельная живопись зародилась в глубокой древности. Ею пользовались Китайцы в живописи на фарфоре. В эпоху Возрождения Дюрер использовал акварельную краску в пейзажной живописи. В 17 веке акварелью пользовался Рембрандт, Рубенс.

Акварельными красками пользовались для оформления книг, декоративных работ, позднее - для эскизов масляными и другими красками. Вместо бумаги использовались пергамент, ткани. До 16 - 17 веков акварель в искусстве и живописи играла второстепенную роль. К концу 18 века в Англии, затем во Франции, Италии, акварель становится серьезной живописью и занимает свое место в искусстве. По праву можно считать Англию страной акварельной живописи. Английские акварелисты: Тернер, Констебль, Томас Гёртин - писавший сельские пейзажи. В России в то же время было основано «Общество художников - акварелистов» / Мастера акварельной живописи России: М. М. Иванов (1748 - 1824); К. П. Брюллов (1856 - 1910); В. И. Суриков (1848 - 1916); М. А. Врубель (18565 - 1910); В.Д. Поленов (1844 - 1927); В. М. Васнецов (1848 - 1921) и еще многие другие.

Акварельные краски

Связующим веществом акварельных красок, в основном, является клей растительного происхождения, бальзамы, смолы. Акварельные краски должны быть очень тонко размельчены, иначе письмо ими будет не прозрачно. Вся красота в акварельной живописи основана на прозрачности нанесенных слоев, поэтому краску стоит выбирать наиболее прозрачную.

Акварельные краски продаются в магазинах для художников. Они могут быть в тюбиках (очень удобные на пленэре), в виде плиток или завернутые в бумагу (как Петербургские). (Рис.4). Для начинающих подойдут любые акварельные краски, даже изготовленные для детского творчества. Но в последствии желательно приобретать краски для профессионалов. Так же, как и другие краски, акварельные продаются в наборах. Краски бывают корпусные - прозрачные и кроющие - непрозрачные. К прозрачным можно отнести такие краски как кармин, краплаки, изумрудная зеленая. К непрозрачным - кобальты, кадмий красный светлый, кадмий красный темный, кадмий желтый. Чтобы изобразить тень, например, в натюрморте, падающую от кувшина, лучше использовать корпусные краски, так как они прозрачны, и тени на бумаге будут казаться более глубокими. На те места, где нужно показать свет в работе, например, падающий на кувшин, нужно изобразить кроющими красками, то есть теми красками, которые непрозрачны.

Подходящие краски для акварельной живописи: различные марсы, охры и кадмии, английская красная, жженая сиена. Из зеленых красок подойдут - хромовые, кобальты; из синих - ультрамарин; из черных - виноградная. Чтобы работать акварелью, для начала хватит 10-16 цветов.

Материалы акварельной живописи

(Бумага, палитра, кисти, планшеты и стираторы для акварельных работ).

В большинстве своем современные художники пишут акварелью по бумаге. Наилучший вид бумаги для акварели - льняная. Хорошая бумага для акварели должна быть плотной с шероховатой поверхностью. На гладкую поверхность бумаги краска ложится гладким тоном, именно поэтому она не пригодна для акварельной живописи. Акварельную бумагу следует хранить в сухом, не пыльном месте. Можно использовать для акварельной живописи и картон, который в обработанном виде продается в магазинах.

Палитру для акварели можно использовать такую же, как и в темперных красках. Для удаления жира ее необходимо промыть теплой водой и натереть разрезанной головкой чеснока. Также можно использовать в качестве палитры фарфоровые тарелки, металл, кафельную плитку, акварельную бумагу для смешивания на ней цветов.

Для акварельной живописи подойдут кисти из мягкого волоса (например, беличьи, колонковые и т. п.). Жесткие кисти в акварельной живописи могут применяться лишь в декоративных целях, а также для различных живописных эффектов. При покупке круглых кистей, нужно убедиться, что у них ровные и острые концы. Начинающим желательно приобрести для начала три кисти: первую большого номера (17 - 20), вторую среднего (6 - 8) и третью кисть маленького размера (№2 - 3). Работать акварелью придется в основном большой кистью, что придаст со временем будущему художнику уверенность в письме. Хранить кисти следует в пеналах, чтобы не испортить форму волос.

Удобнее всего писать по акварельной бумаге, натянутой на планшет. Для этого бумага смачивается водой с двух сторон и прикрепляется канцелярскими кнопками к бокам планшета. Можно смочить водой только лицевую сторону бумаги и на края противоположной стороны нанести тонкий слой клея или клейстера, после чего бумагу можно приклеить к боковым поверхностям планшета.

В место планшетов, художники используют стираторы. Стиратор - это, своего рода, планшет и рама, которые вставляются один в другую. Пользоваться таким приспособлением просто: на планшет накладывается бумага и вставляется в раму, подобно пяльцам для вышивки.

Для этюдов на пленэре можно сделать специальный акварельный альбом. Для этого на картон нужно положить (такого же размера) акварельную бумагу в количестве 15 - 20 листов, после чего бумагу следует обрезать точильным ножом и по краям промазать альбом клеем ПВА. К нижнему картону приклеивается другой, который будет закрывать альбом сверху. Когда Вы используете верхнюю бумагу, срежьте ее ножом и пишите на следующем листе.

Живопись акварелью

В отличие от темперы в акварельной живописи белила не применяются (только в гуашевых красках). В качестве белил используется белый тон бумаги. Например, чтобы оставить самое светлое место в работе (чистую бумагу) в качестве блика, необходимо нанести на это место тонкий слой воска, и акварельная краска на него не ляжет. Всю работу следует вести в два - четыре слоя, чтобы в произведении присутствовала та легкость и прозрачность, какая присуща акварельной живописи. Не стоит брать краску грязной кистью и нужно чаще менять грязную воду в стакане. В акварельной живописи можно применять процарапывание или выскабливание ножом краски. Можно писать акварелью и по - сырому. Для этой цели бумага смачивается чистой водой и следом наносится тонкий слой краски. Чтобы замедлить процесс высыхания акварельных красок, к ним прибавляется мед.

Акварель также можно использовать в подмалевке при живописи маслом и в декоративных работах.

В набросках, краткосрочных этюдах лучше писать по - сырому в полную силу цвета.

Предварительный рисунок для акварели делается карандашом средней мягкости. Очень мягкий карандаш (например, «8В») будет оставлять грязь, а твердый (например, «Н») - будет царапать поверхность бумаги. Стирать ошибки в рисунке ластиком (для этих целей используется мягкий ластик) надо аккуратно, чтобы не повредить поверхности бумаги. Если ластик твердый, то его можно прокипятить.

Рисунок, как в акварельной, так и в масляной, темперной живописи нужен для:

  • получения наилучшей композиции,
  • правильного построения фигур или предметов и их пропорций,
  • выполнения перспективы.

В предварительном рисунке важно передать не светотень рисуемого объекта, а контур - внешнее очертание фигуры человека, предметов и т. п. Здесь главным является учет пропорциональных отношений ширины предмета, его высоту и толщину.

Писать акварельными красками поначалу, желательно, на планшете, обтянутом акварельной бумагой. Он кладется на крышку мольберта, приблизительно под углом в 45 градусов. Если наклон мольберта составит 90 градусов, то вода и краска будут стекать вниз. При таком расположении планшета акварелью пишут опытные художники.

Акварельная живопись может покрываться водяным или спиртовым лаком для защиты от воды и храниться под стеклом.

Темперные краски можно без преувеличения назвать одним из самых древних художественных материалов. Ими люди рисуют уже более 3500 лет. Именно такими красками расписывались саркофаги древних египтян, именно их предпочитали древнерусские иконописцы, именно ими рисовали величайшие мастера истории: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Эти краски требуют определенных навыков, и вместе с тем только благодаря им можно добиться наиболее естественного цвета.

В чем преимущество темперы?

Самое главное достоинство темперных красок - это их долговечность. На самом деле к этому выводу пришли сравнительно недавно. Все началось с того, что в 16 веке появились масляные краски, которые высыхали не так быстро и давали возможность сделать более плавные переходы. В результате темпера была практически забыта. И только спустя столетия выяснилось, что масло имеет склонность желтеть и выгорать, а те же египетские саркофаги и иконы, написанные темперой, между тем сохраняли первозданную яркость

  • Темперные краски немного меняют тон при высыхании. Поэтому, если вы хотите внести какие-либо исправления, лучше смочить корректируемое место водой и немного подождать.
  • Для того чтобы готовая работа приобрела насыщенность и прозрачность, ее рекомендуется покрыть лаком. Делать это стоит не ранее, чем через 20 – 30 дней. До этого желательно покрыть работу 4% раствором желатинового клея.
  • Картину нельзя хранить при температуре ниже нуля, так как краска расслаивается. Нагревание тоже плохо влияет на структуру эмульсии. Оптимальная температура - комнатная.

Темперные краски считаются самыми древними. Где и когда зародился этот древний вид живописи, в каких видах изобразительного искусства получил широкое распространение и как используется в современности. В статье речь пойдет о том, что такое темпера, из чего ее делают и какие виды существуют.

Темпера: определение, история

В изобразительном искусстве существует много видов красок. Что такое темпера? В переводе с латинского слово temperare обозначает «соединять, смешивать». Темпера - это одновременно и вид живописи, и краски, получаемые путем смешения сухого красящего пигмента со связующей эмульсией.

Темперные краски — это самое древнее красящее вещество в истории. Еще более трех тысяч лет назад древнеегипетские художники расписывали ею стены гробниц и саркофаги. Широко применялись темперные краски в иконописи. Известные древнерусские иконописцы XIV-XV веков такие Феофан Грек, Андрей Рублёв писали свои творения в традиционной темперной технике. Лики святых изображались на загрунтованных дощечках, которые затем покрывались слоем лака или олифы. Начиная с XV века в Европе и с XVIII века в России, темперную живопись постепенно вытесняет живопись масляная. Однако в начале XX века этот вид живописи вновь приобретает популярность, ее широко используют как при написании картин, так и в декоративно-прикладном творчестве.

Состав, виды

По большому счету нужно отметить, что темпера - это особый способ создания красящего материала, а не сама краска. Основными компонентами краски являются сухие порошки натуральных либо искусственных пигментов и связующие эмульсионные вещества. В состав связующей эмульсии может входить: казеиновый клей, куриное яйцо, аравийская камедь, декстриновый клей, мыльный раствор. Натуральная темпера — краска, которую изготавливает сам художник, используя для ее разбавления натуральные компоненты: куриный яичный желток, воду или какой-либо другой консервант (например, уксус, вино). Натуральную темперу, в основном, используют в иконописи: благодаря ей получается глубокий, насыщенный цвет, эффект глазури на майолике. Современные художники все больше используют темперу на основе веществ синтетического происхождения (клей, масла, полимеры). В зависимости от того, какое вещество является основным в составе связующей эмульсии, темперные краски делятся на 3 вида:

  • яичные;
  • воско-казеиново-масляные;

Яичная темпера

Такой вид темперы широко использовался средневековыми живописцами эпохи Возрождения, а также русскими иконописцами XV-XVI века. В яичную темперу добавляли как цельное куриное яйцо, так и его части: белок или желток. Особую популярность получила краска на основе желтка. Именно его смешивали с водой, лаком, маслом, воском и другими компонентами. Яично-водную и яично-лаковую темперу широко использовали в своем творчестве палехские мастера при росписи миниатюр, икон. Основными компонентами скрепляющего вещества в яичной темпере является куриный желток, живописные и скипидарные лаки. Раньше итальянские живописцы добавляли в яичную темперу перетертые верхушки от веток смоковницы или смесь вина с водой, германские — пиво, русские иконописцы — хлебный квас. В наше время в желтковую темперу современные иконописцы, работающие в старинной технике, в качестве консерванта добавляют яблочный или столовый уксус.

ПВА, воско-масляные и казеиновые темперные краски

Казеиновые краски — водоразбавляемые пигменты, основным компонентом которых является казеин (белок молочного происхождения). Также в состав входят льняное масло и фенольная смола. Этот вид темперы наносится только на специальную основу: грунтованные холсты, дощечки, плотную бумагу.

В воскомасляную темперу кроме пигмента входит воск, растительные масла, смолы и другие добавки. Разбавляют ее любыми промышленными растворителями, такими как уайт-спирит, пинен, скипидар, а также жирными растительными маслами, олифой. При разбавлении её водой можно работать как акварелью.

Недостатки: долго сохнет.

Достоинства: яркая, сочная палитра при нанесении, хорошо смешивается с масляными красками. Многим художникам известно, что такая темпера после высыхания темнеет, но если вместо белил использовать гуашь, то цвет становится светлее.

ПВА-темпера. Что такое? В ее основе находится смесь синтетических смол, стабилизаторов, структурирующих веществ. Она наиболее популярна в работе впоследнее время, так как используется практически во всех техниках нанесения краски и идеально ложится на любую сухую и твердую поверхность.

Основные достоинства темперной краски

Основным плюсом этой краски является быстрая высыхаемость, прочность и долговечность. Высохший слой краски надежно пристает к рабочей поверхности, его невозможно растворить даже водой. Это свойство краски является незаменимым, например, при транспортировке или дальнейшей обработке готового полотна. Она отлично взаимодействует с белилами. Особенностями темперы является то, что ею можно писать в различных техниках: наносить тонким слоем или создавать густое пастозное письмо. Можно заливать на любых поверхностях: деревянных, бумажных, холстяных, используя в работе различные виды и формы кистей. Симбиоз клея и масла, содержащийся в краске, способствует тому, что на рабочем полотне она получается эластичной, блестит и не растрескивается. Цвет темперных красок, в отличие от масляных, изменяется при высыхании, становится более матовым. Для получения глянцевой поверхности используются различного лаки, например, даммаровый, мастичный или олифа. Еще одним отличием темперных красок от масляных является их долговечность и стойкость к внешним воздействиям.

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Разницу показало время – когда картины, написанные маслом, тускнеют, темнеют, полотна, выполненные темперой, сохраняют яркость и насыщенность оттенков.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Преимущества покупки темперных красок

Изготавливаемые ранее самостоятельно художниками в домашних условиях, темперные краски сейчас производятся в промышленных масштабах. Краски домашнего приготовления имеют меньший срок хранения, чем фабричные. В домашних условиях их, как правило, готовят из яйца (или только желтка) на один раз.

Промышленное производство темперы решило целый ряд вопросов – точное соблюдение пропорций позволяет получать стабильные предсказуемые оттенки, тубы более компактны, их удобно использовать. Увеличение срока хранения позволяет приступать к работе и заканчивать ее, не ориентируясь на количество заготовленной краски. Кроме того, у художника снижается количество подготовительных работ и больше времени остается для непосредственного творчества.

Сегодня купить темперные краски можно готовыми как в наборах, так и в отдельных тубах. Кроме уже описанных, есть и другие преимущества использования этого вида красок:

    Легко и плотно ложатся, обеспечивая равномерное покрытие, четкую детализацию;Используются для разных поверхностей;Широкие возможности письма в разных техниках;Разнообразие эмульсий позволяет еще более расширить возможности художника;Не трескаются со временем;Сохраняют цвет и оттенки столетиями, не изменяясь (некоторые виды эмульсии потребуют дополнительного лакирования для долговечности);Яркие насыщенные цвета, удобные и интересные в творчестве.

Учитывая количество преимуществ современной темперы, неудивительно, что эта разновидность красок пользуется такой популярностью среди современных художников. Купить темперные краски нужных оттенков, в требуемом количестве, у которых срок использования не ограничивается сутками, безусловно, проще, чем изготовить.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная. Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

Современная основа для письма темперой

Разнообразие интересов современной творческой личности может не ограничиваться одним или двумя видами рабочего материала. Пейзаж на холсте, роспись на шкатулке, миниатюра на камне – одной из самых широких областей применения обладает темпера. Одинаково хорошо ложится и на деревянную поверхность, и на холст, и на камень. Универсальная профессиональная краска удовлетворит запросам самых требовательных художников.

Художественные краски акриловые краски.