Человеческие зоопарки в европе 1958. История о том, как европейцы в зоопарке людей выставляли

Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») - некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX - начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.

(Всего 24 фото)


1. Ота Бенга, пигмей из долины , которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился.


2. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Ото Бенга (второй слева) и другие конголезские пигмеи.


3. Танец пигмеев.

4. Ота Бенга показывает заостренные зубы.

5. На этой же выставке: девочка-эскимоска Нэнси Колумбия (1893-1959).


6. Фотографии из «эскимосской деревни» на Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год. В центре — Нэнси Колумбия в младенчестве.


7. «Негритянские деревни» на французских выставках.


8. «Негритянские деревни» на французских выставках.


9. Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Негритянскую деревню посетил сам Бисмарк.


10. Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.


11. Австралийские аборигены; Хрустальный дворец, 1884 год.

12. Старый фиджийский каннибал.


13. Деревня Сомали. Луна Паркъ, Санкт-Петербургъ.

14. Зверинец Эдмона Пезона: Зизи-Бамбула.


15. Ирокезы.


16. Цейлонцы.


17. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).


18. Туарег.

19. Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену — Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас; с ними была еще одна семья. Улрикаб таким образом решил заработать денег, чтобы выплатить долг миссионерам. За пять месяцев они все умерли от оспы, к которой у них не было иммунитета. Авраам Улрикаб вел дневник на языке инуктуит, в котором он описывал все унижения, через которые прошла его семья.

20. Плакат с выставки.


21. Индейцы-семинолы на выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

22. Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год


23. Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.


24. Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».

Чем больше изучаешь историю европейских государств, тем больше поражаешься. Как удалось за сравнительно небольшое время внушить всему миру, что они всегда были демократическими и якобы пеклись о людях, правах и свободах.

Знаете ли вы, что Бельгия, где находится центр «современной европейской демократии» в виде ЕС и НАТО, была последней страной Европы, где людей выставляли в зоопарках в качестве живых экспонатов?

Забытая история «человеческих зоопарков»

(Перевод с немецкого Константина Шашкова)

Знали ли вы, что можно было увидеть в европейских зоопарках, наряду с обезьянами, львами и другими дикими животными из Африки, Азии и Америки, до 1958 года? Забытая история так называемых «человеческих зоопарков».

В различных европейских городах, таких как Париж, Гамбург, Антверпен, Барселона, Лондон, Милан и Варшава, в конце XIX века в зоопарках были созданы загоны для людей. Карл Хагенбек послал своих сотрудников в 1876 году в Восточную Азию и в Судан для того, чтобы привезти в Германию и выставить в зоопарке «диких зверей и нубийцев». Это понравилось очень многим посетителям зоопарков в Париже, Лондоне и Берлине. Парижскую Всемирную выставку 1889 года посетило 28 миллионов человек. Там, среди прочего, можно было посмотреть, в качестве большого аттракциона, 400 коренных жителей (из указанных регионов). После Всемирной выставки в 1900 году последовали колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 годы) и в Париже (1907 и 1931 годы), где в клетках выставлялись голые или полуголые люди. Всего за шесть месяцев выставку в Париже посетило 34 млн человек.


В Германии, в 1928 году, состоялась так называемая «Völkerschau» («Выставка народов»), колониальная выставка, где можно было посмотреть людей из разных частей земного шара. В 1931 году в Мюнхене, в рамках Oktoberfest (осенний праздник пива в Мюнхене), была проведена выставка «Чернокожие люди южной части Тихого океана». После Второй мировой войны, «Человеческие зоопарки» или «этнологические выставки» стали постепенно отменяться. Канцлер Германии, Адольф Гитлер, был в этом плане европейским «передовиком» - он запретил общественный показ цветных людей ещё в 1940 году.
На Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году была воссоздана конголезская деревня вместе с жителями, которая якобы стала последней выставкой подобного рода. И в США в зоопарках имелись секторы, где можно было посмотреть на различные племена индейцев. Например, в Цинциннати, в зоопарке, была воссоздана деревня со 100 индейцами племени Сиу. Так же, как и в Европе, в Америке подобные выставки посещали миллионы человек.


История Ота Бенга в зоопарке Бронкса: Известным примером подобного показа в США является африканец Ота Бенга. В 1885 году конголезская деревня, где родился Бенга, была атакована бельгийскими войсками. Страна, известная как Бельгийское Конго, находилась под жестоким правлением бельгийского короля Леопольда II. В период между 1880 и 1920 годами население Конго сократилось наполовину, с 20 до 10 млн человек. Большинство погибли из-за необычайной жестокости оккупантов. Так бельгийский король повелел отрубать руки или кисти рук тем, кто не сумел достичь своей ежедневной нормы добычи таких продуктов, как резина или слоновая кость. И хотя Benga пережил этот геноцид, но 23-летний мужчина был похищен и продан в 1906 году в Южной Каролине за «фунт соли и кусок ткани» христианскому миссионеру и антропологу Самуэлю Филипсу Вернеру.


Бенга был доставлен в Нью-Йорк и выставлен на всеобщее обозрение в Американском музее естественной истории в качестве «пигмея». В действительности он являлся членом народности батва. Бенга неоднократно нападал на своих надсмотрщиков. Они описывали его как «неконтролируемого», поэтому он был переведён в обезьянник зоопарка Бронкса. Там он сидел в клетке вместе с шимпанзе, морской свинкой, попугаем и орангутангом. Ежедневно до 40 000 посетителей зоопарка и до 500 человек одновременно созерцали африканца в его обезьяньей клетке.

Посетители кричали на него, пинали его через решётку, подставляли ему ногу или кидали в него горящие сигарные окурки. Газета The New York Times в своё время сообщала, что Бенга чувствует себя в своей клетке лучше, чем в любом месте его родной страны. Абсурдно было бы стонать о его «страданиях». В связи с усилившимся давлением чёрного населения США, а также некоторых влиятельных белых, Бенга был выпущен через 20 дней пребывания в зоопарке и был доставлен в город Линчберг в штате Вирджиния. Там он получил работу в государственных учреждениях — в больницах и школах. С момента депортации из Конго Бенгa страдал от тяжёлой депрессии и ностальгии. «Невыносимое унижение», так он описывал свои чувства, побудило его уйти «домой». 20 марта 1916 года он выстрелил себе в сердце из пистолета.

P.S. Запомните, пожалуйста, эти факты. И когда вам в очередной раз либералы или наши «партнёры» начнут вещать про «отсутствие демократии» или про «Россию - тюрьму народов», расскажите им, как европейцы и американцы выставляли людей в зоопарках. В XX веке.

Во вторник, 17 апреля, исполняется ровно 60 лет со дня открытия Всемирной выставки, проходившей в Брюсселе с 17 апреля по 19 октября 1958 года. Экспо 1958 стала первым всемирным смотром достижений после Второй мировой войны. Главной целью 200-дневной Выставки было показать послевоенные социальные, культурные и технологические достижения человечества. Всемирная выставка, проходившая в столице Бельгии, должна была занять «важное место в коллективной памяти бельгийского народа». Так и произошло – бельгийцы до сих пор с гордостью вспоминают об Экспо 1958. Однако тогда же в Брюсселе произошло одно событие, о котором сейчас в королевстве не любят вспоминать. Речь идет о живой выставке живых чернокожих мужчин, женщин и детей, задачей которых было учить и развлекать белых европейцев. Это был последний «человеческий зоопарк».

В конце пятидесятых годов прошлого века Бельгия владела в Африке одной, но очень большой колонией – Конго. По площади эта чрезвычайно богатая полезными ископаемыми страна в центральной Африке в 80 раз превосходила метрополию. Бельгийцы страшно гордились Конго. Правительство решило провести Всемирную выставку «Экспо 58», чтобы показать планете не только свои достижения, но и неразрывную связь с Конго. Единственной колонии Бельгии была посвящена так называемая «Конгорама». Так назывались семь павильонов, посвященных разным сферам жизни конголезцев: добыче полезных ископаемых, культуре, транспорту сельскому хозяйству. Посетители Выставки могли из-за бамбуковой ограды наблюдать за повседневной жизнью одетых в национальную одежду чернокожих жителей Конго с раннего утра до позднего вечера.

Для Запада человеческие зоопарки, подобные этому, не были в диковинку. Они регулярно организовывались в Лондоне, Париже, Осло и Гамбурге. В Нью-Йорке в 1906 году в зоопарке в Бронксе к обезьянам в вольер на потеху публике даже подселили молодого конголезца.

Летом 1897 года король Бельгии Леопольд II привез в Брюссель 267 конголезцев. В том году в Бельгии тоже проходила Всемирная выставка. Для нее в столичном пригороде Тервюрен был построен Колониальный дворец с прудами и озерами, по которым плавали в лодках африканцы. Африканская экспозиция стала самой популярной. По крайней мере, у бельгийцев. Из четырех миллионов жителей королевства ее посетил каждый третий - 1,3 млн человек.

Лето 1897 года выдалось очень холодным. Он пневмонии и гриппа тогда скончались семь африканцев, которых похоронили в безымянной могиле на одном из городских кладбищ.

Популярность Африканской экспозиции оказалась такой высокой, что было решено проводить ее постоянно на этом же месте. Первоначально ее назвали Музей Конго, позднее она была переименована в Королевский музей Центральной Африки.

Выставка 1958 года уступала Музею Африки по масштабам, но она ничем не отличалась от него по содержанию. Для темнокожих экспонатов выстроили традиционную конголезскую деревню. Африканцы занимались народными ремеслами и жили повседневной жизнью в покрытых соломой хижинах. У ограды толпились белые мужчины, женщины и дети. Они смеялись и издевались над конголезцами, а самые развязные бросали через ограду деньги и бананы.

Бельгийские газеты летом 1958 года пестрели статьями о «неграх в зоосаду». В человеческий зоопарк свезли 598 человек: 273 мужчины, 128 женщин и 197 детей, в общей сложности 183 семьи. В министерстве по делам колоний Бельгии очень беспокоились, что пришлось привезти в Брюссель такое беспрецедентное количество африканцев. Конголезцы жили в специальном здании за пределами Экспо. На выставку их, как на работу, каждый день возили на автобусах.

К июлю терпение и силы конголезских ремесленников иссякли, и они начали требовать вернуть их на родину. Несмотря на закрытие человеческого зоопарка Выставка продолжила работу. В январе 1959 года Конго обрела независимость.

Трактовка меняется. Но как?

1 декабря после пятилетней реставрации, которая обошлась казне в 75 млн евро, Королевский музей Центральной Африки распахнет свои двери для посетителей. Площадь отремонтированного Музея станет вдвое больше и достигнет 11 тыс. м².

В 2001 году, когда Музей Африки возглавил Гидо Грисилс, постоянная выставка оставалась практически такой же, как в 20-е годы прошлого века. Почти в каждой комнате можно было найти королевские вензеля: двойные буквы «L». Высказывания и цитаты монархов прославляли высокие моральные достижения колониального периода и рассказывали о том, что бельгийцы принесли свет в Конго, где до их появления царила тьма.

Для большинства бельгийцев, по словам Грисилса, первая встреча с Африкой начиналась в этом Королевском музее Центральной Африки. Здесь же им успешно внушалась мысль о превосходстве белых людей над черными. Достаточно сказать, что африканцев чаще всего изображали нагими и вооруженными копьями. Утверждалось, что до прихода европейцев это был крайне отсталый народ, не имевший даже собственной культуры.

Эта выдуманная «реальность» оказалась очень живучей, потому что бельгийское общество, хотя и не желало себе в этом признаться, фактически не хотело переосмыслять колониальное прошлое. Бельгия – страна маленькая. Не удивительно, что в каждой бельгийской семье кто-то в то или иное время работал или жил в Конго миссионером, учителем или чиновником. Не удивительно, что осмысление отношений с Конго для бельгийцев крайне болезненно.

Дискуссии о колониальном прошлом начались в королевстве лишь в 1998 году, после выхода в свет книги Адама Хошчайлда «Дух короля Леопольда». К тому времени в школьных учебниках сохранилась старая традиционная трактовка колониального периода: «мы принесли в Конго цивилизацию».

Процесс переосмысления проходит медленно. Сейчас в Бельгии немало людей требуют закрытия или хотя бы «деколонизации» Королевского музея, но директор Грисилс считает, что его ждет большая и серьезная просветительская работа – рассказать соотечественникам правду о роли Бельгии в Конго.

Ожидается, что на церемонии открытия Королевского музея Центральной Африки в присутствии королевской семьи министр иностранных дел Бельгии расскажет новую трактовку столетнего колониального периода.

«Мы несем ответственность за создание мысли о том, что бельгийцы превосходят чернокожих людей, - объясняет свою задачу Гидо Грисилс. - Но это меняется. Правда, эти перемены займут некоторое время».

Невероятные факты

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные.

Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть.

Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.


1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.


Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.


В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

Брюссель: человеческие зоопарки

2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.


Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

Человеческие зоопарки

3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.



"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.


Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

Человеческие зоопарки: фото

4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale



В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.


На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.


Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.


Зоопарки людей

5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.



В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

Человеческие зоопарки в Европе

6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.



На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.


Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.






7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.



8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.



Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.


10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.


11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.



В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Создание послевоенного поколения советских реактивных аппаратов P-1 и Р-2, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, было настоящим прорывом в отечественном ракетостроении. Но уже после первых запусков конструкторам стало ясно, что эта площадка оказалась слишком мала.

На старых немецких кинолентах времён Второй мировой войны очаровательные фрейлейн и фрау поют и танцуют. Иногда нянчат белокурых младенцев. Женщины трогательны и нежны. Сказочный мир, в котором они порхают, выжимает у зрителей слезы умиления.

С незапамятных врёмён охота и рыболовство были основными источниками пропитании у народов, живущих в суровых условиях Сибири. Эвенки и буряты, хакасы и алтайцы, тунгусы и ульчи даже в наши дни относятся к этим занятиям, как к священному действу, окружённому множеством магических ритуалов и примет.

Народ вправе гордиться своими победами. Говорить о триумфах всегда легко и приятно. Они наполняют сердца ликованием. Надеждой на светлое, сытое, свободное будущее. Они заставляют верить, что насколько бы ни была страшна цена, ради всеобщего блага заплатить её стоило. Что вся та боль, кровь и слёзы, что выпали на долю народа, были не напрасны. Вот только «у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота».

В начале 1960-x годов, во время одной из своих поездок в Сирию, итальянский археолог Паоло Маттиэ обнаружил в запаснике музея города Алеппо базальтовую чашу, украшенную головами рычащих львов и фризом с изображением царя и воинов.

После смерти миллионера Пульмана его семья, опасаясь, что тело осквернят уволенные им работники, велела вырыть могилу глубже обычной, дно и стены её укрепить бетоном, труп захоронить в стальном гробу, а сверху закатать всё асфальтом.

Каждому актёру не везёт по-своему: одни обречены на эпизоды, другие - на сериалы, третьи - на боевики. А Домогарову из-за его внешности долгое время доставались роли героев-любовников, прежде чем режиссёры увидели в нём глубокого драматического актёра.