Царские палаты коротко для детей. Палаты бояр романовых

Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом . Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.

Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.

Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.

Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.

Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».

Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.

Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.

Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).

Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.

Палаты бояр Романовых в Зарядье, Москва melanyja wrote in March 10th, 2010

Посещение палат бояр Романовых состоялось во время прогулки по Китай-городу

Каменные палаты были построены в середине XVI века на дворе Никиты Романовича Юрьева, который в 1540-х гг. женился на Варваре Дмитриевне Ховриной (ум.1555) и получил усадьбу в это время.
Никита Романович - брат первой жены царя Ивана IV Анастасии, член Боярской думы (1562), участник Казанского похода и Ливонской войны, был в составе земского правительства, участвовал в международных переговорах, заключении мира с Польшей, по завещанию Ивана Грозного один из опекунов царя Фёдора Иоанновича, однако в том же году заболел (был парализован), скончался в 1586 году в возрасте примерно 58 лет, приняв монашеский постриг с именем Нифонта.
От второго брака с княжной Евдокией Александровной Горбатовой-Шуйской (с 1555, ум. 1581) имел сына Фёдора Романова, будущего Патриарха Филарета и отца царя Михаила Романова.


После воцарения Романовых их двор был передан Знаменскому монастырю, оснванному царем Михаилом Фёдоровичем в 1629 году. в 1857 году палаты были выкуплены в казну и в них организован музей. Проект реставрации палат был подготовлен архитектором Ф.Ф. Рихтером, за образец взят Теремной дворец в Кремле. в 1858 году император Александр II присутствовал на молебне по случаю основания музея. Были найдены некоторые элементы старинной отделки, но основное оформление интерьера было выполнено мастерами XIX века - московские мастера купцов Бутенина и Челнокова, Степанова, Соловьёва, Бирклунда. Кожаные обои XVII века специально для музея были подарены бароном Смолиным. И другие частные лица и коллекционеры вносили подарки. Закупались предметы интерьера в монастырях, личные вещи царей выделены Оружейной палатой.

Музей боярского быта и династии Романовых был открыт в 1859 году, первый смотритель М.Холин. Особые торжества состоялись в 1913 году в честь трёхсотлетия династии.
с 1918 года музей в ведении Наркомпроса, с 1923 года музей открылся вновь как дом боярского быа XVII века. Из музея были изъяты личные вещи Романовых, экспозиция сократилась, отделка переделана, но появились новые вещи из частных собраний. с 1926 года на верхнем этаже устраивались тематические выставки (антирелигиозные, или "боярин-крепостник"), в 1930-е гг. экспозиция была ещё сокращена так как "эмоциональный показ культуры быта господствующего класса может быть вреден", в тоже время работа музея была направлена на привлечение иностранных туристов.
Во время войны здание использовалось сторонними организациями, только в 1951 году проведена реставрация.
В связи со строительством гостиницы Россия палаты планировалось передвинуть, но к счастью, этого не произошло. В 1984-91 гг. проведена научная реставрация с учетом работы Ф.Ф.Рихтера, которая уже была признана первым опытом научной реставрации в России. В ходе последних работ (руковоители А.Векслер. А. Успенская) были восстановлены многие детали XVI-XVII вв., из фондов Исторического музея перенесены ценные экспонаты, в том числе книги. В тоже время некоторые помещения оказались утраченными.

Экспозиция начинается с макета палат и некоторой информации о музее

Подвальное помещение с кладкой XVI века

"Белый подвал", где хранились вещи хозяев палат

поднимаемся на средний этаж

"Крестовая палата" - гостиная, интерьер воссоздан в XIX веке, но частично отделка и предметы XVII века

шкаф конца XVII века и портрет боярина Т.Н.Стрешнева, родственника Романовых

библиотека, книги, изданные в XVII веке

печные изразцы

кабинет боярина

экземпляр Соборного Уложения 1649 года

изразцы

комната "старших сыновей"

также небольшие выставки предметов быта в прихожих

На верхнем этаже комната хозяйки дома, совмещенная с детской

Светёлка - комната девушек

Предметы рукоделия и образцы средневековых тканей

Ткацкий станок

В XIX веке в музее также была опочивальня, молельня, поварня. Сейчас этих интерьеров нет, поварня законсервирована в музейной пристройке (в средневековом русском городе кухня находилась отдельно от жилых помещений).

музейный двор

во дворе надгробия XVII века времен Знаменского монастыря.

Источники:
Г.К.Шуцкая. Е.А.Трегубова. Старый дом на Варварке. Москва, ГИМ, 2007
Биография Никиты Юрьева

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении интерьеров.
Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты - Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия - своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата. Красное крыльцо Грановитая палата. Грановитая палата.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата - тронный зал русских государей - предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Царицына палата (три окна под желтым сводом) Царицына палата (рисунок) Царицына палата (рисунок)

Роскошно убранство "зело чудных палат" - Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото.

Теремной дворец Теремной дворец. Золотое крыльцо Теремной дворец. Вход Теремной дворец. Приемная Теремной дворец. Круглая печка

Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Теремной дворец. Царский кабинет

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий - компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Владимирский зал

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, - 125 м, высота здания - 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, - Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.
Андреевский зал - главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой - цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

Андреевский зал

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева "Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению" 1911 г.: "Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами - гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами - золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают "почти варварское изобилие блеска".

Александровский зал

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал " Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России " ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом "За службу и храбрость", высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Георгиевский зал

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.
Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.
Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16x16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом "Польза. Честь. Слава"). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Владимирский зал. Центральная люстра

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Екатерининский зал

Парадная гостиная - это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Парадная гостиная

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Парадная опочивальня Парадная опочивальня

Теремной дворец. Царская приемная

ПАЛАТА

ПАЛАТА

ПАЛА́ТА

1. только мн . Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин . Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве…» Грибоедов . «От трудов праведных не нажить палат каменных.» Поговорка .

2. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких–н. специальных целей (устар.). Оружейная палата. Грановитая палата . «Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце.» Пушкин .

3. Комната, где лежат больные в лечебных заведениях.

4. Название высших законодательных учреждений, из к–рых состоит Верховный Совет СССР (нов.). «Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.» Конституция СССР . «Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.» Конституция СССР .

5. Название представительных учреждений в ряде буржуазных стран (полит.). Нижняя палата (собрание представителей, являющееся первой законодательной инстанцией в этих странах; парламент). Верхняя палата (сословно–представительное собрание, высшая законодательная инстанция по отношению к нижней палате). Нижняя и верхняя палаты в буржуазных странах не равноправны. Палата депутатов (нижняя палата Франции). Палата общин (нижняя палата Англии). Палата лордов (верхняя палата Англии).

6. Название нек–рых государственных учреждений (офиц. и истор.). Палата мер и весов. Книжная палата (учреждение, ведущее библиографию печатной продукции). Торговая палата. Каженная палата (см. казенный). Судебная палата (учреждение, бывшее высшей судебной инстанцией для окружных судов; дореволюц.).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАЛАТА" в других словарях:

    Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни, родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия

    - (от лат. palatium дворец). 1) великолепное здание. 2) название некоторых присутственных мест в России. 3) во Франции и Англии: часть парламента. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛАТА 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    И полата жен. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | твер., вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | Палата, здание, перенесено у нас на присутственное место, особ. судебное, как встарь изба:… … Толковый словарь Даля

    См. дом, парламент, суд, чертог палаты, ума палата... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. палата дом, парламент, суд, чертог; лагтинг, ландстинг, светелка, психпалата, покой,… … Словарь синонимов

    В конституционном праве название представительных органов государственной власти или отдельных их составных частей. См. также Двухпалатная система, Однопалатная система. В других отраслях права, а также в международном праве П. могут также… … Юридический словарь

    Жанр Драма … Википедия

    Палата - (от лат. palatium дворец; англ. chamber) 1) в конституционном праве структурная часть парламента или иного высшего представительного (законодательного) органа гос ной власти: П. Федерального Собрания парламента РФ … Энциклопедия права

    В праве, 1) название представительных органов или их составных частей.2) Название некоторых государственных или общественных организаций и учреждений (напр., Торгово промышленная палата, Книжная палата).3) В Российской империи судебная палата… …

    ПАЛАТА, ы, жен. 1. Большое богатое здание, помещение (устар.). Каменные палаты. 2. Отдельная комната в больнице, лечебном стационаре. Ума палата у кого (разг.) очень умён. | прил. палатный, ая, ое. П. врач. II. ПАЛАТА, ы, жен. 1. Название… … Толковый словарь Ожегова

    1) в средневековой русской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата).2) Дворцовое учреждение, размещавшееся, как правило, в подобных залах (Оружейная палата) … Большой Энциклопедический словарь

Простому крестьянину обиход царя в Московии казался чем-то неземным. Властитель миллионов душ крестьян, бояр да дворян обитал в сказочных чертогах, где порхали райские птицы, все сверкало золотом да самоцветами. А между тем царские палаты Московского Кремля в чем-то напоминали обустройство простой крестьянской избы. Только пространства было неизмеримо больше. А так царский двор являл собой скопище построек, всевозможных клетей, подклетей, теремков и теремов, покрытых двускатными пестрыми крышами. Зодчие выводили эти крыши в виде бочек, шатров. Украшали шпилями и золочеными коваными флюгерами. Доски кровли накрывались листами меди. Нередко золоченой. Все постройки между собой соединялись галереями, лестницами. Можно было пройти под крышей по всему царскому подворью и не оказаться под открытым небом.

Царский дворец испокон веков делился на залы для официальных церемоний, на помещения для челяди и бояр, а также на непосредственно жилые покои самого государя. Царь с царицей проживал в Теремном дворце (Постельные хоромы). В богато изукрашенной фресками Грановитой палате находился трон, на котором царь восседал во время официальных приемов иностранцев и давал советы по управлению страной. У царицы также была зала для официальных церемоний -- Золотая Царицына палата, пристроенная к Грановитой. Такова история царских палат.

В Кремле строились самые близкие и самые важные люди государства. Все, кто должен был быть под рукой самодержавного властелина. Понадобится царю божье благословение -- за Патриархом посылать недалече. Патриаршие палаты возведены в Кремле неподалеку от Успенского собора.

Кремль зимой. Грановитая палата.

Ряд специальных построек отводился для содержания придворных служб. В них жили и работали мастера, обеспечивавшие царя и его двор всяческими предметами -- от пищи и питья до оружия и книг. Оружейная палата была домом и мастерской для кузнецов, медников, искусных резчиков по металлу, механиков. Изготовители миниатюр и икон трудились в Иконной палате. Ювелиры работали в Золотой и серебряной палатах. Казну хранили в кладовых Палаты Большой Казны. Здесь же складировали и присланные из далеких стран военные трофеи -- стяги, доспехи, конское снаряжение иностранной работы.

Двор Московского самодержца отличался многолюдьем. Его надо было кормить и поить. Потому в Кремле действовали целые мануфактуры -- хлебные, винные, громадными были дворцовые кухни. Мастера-хлебопеки Хлебенного дворца поставляли на царские пиры обыкновенные гладкие хлебы и украшенные замысловатыми узорами. В Сытном дворце имелись погреба, заставленные бочками с медами, квасом, водками и тонкими виноградными винами.

В оранжереях гостей поражали небывалым многоцветьем и обилием всяческих плодов. Яблони лучших русских сортов, груши, сливы. Садовники умудрялись пестовать виноградную лозу и сахарные арбузы, померанцы.