Большой театр. Планы театров на новый сезон План зала в театре

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, 1999

Методы современного бизнес - планирования должны быть освоены с учетом специфики деятельности театра как организации, во-первых, творческой, во-вторых, некоммерческой.

Сам термин "бизнес - план" связан с понятиями бизнеса, предпринимательства и коммерции, т.е. указывает на критерии прибыльности как ведущие мотивы деятельности. Эти мотивы характерны для предпринимателя, возможных инвесторов и кредиторов, готовых вложить деньги в дело.

Театр как некоммерческое предприятие не ориентируется в своей деятельности на достижение прибыли и прибыльности. Здесь напрямую неприменима стандартная система объемных стоимостных показателей, на основе которых можно рассчитать производную систему доходных показателей. Соответственно нет возможности определить рыночную стоимость организации в обычном смысле этого слова на основе традиционных экономических и бухгалтерских методов. Это не означает, что нельзя оценить специфическую экономическую ценность "театрального дела". Но активы театра имеют свою специфику. Главный актив - интеллектуальная и художественная ценность затрат и продукта; к интеллектуальному активу относится и специфическая организация театрального процесса. Оценка этих нематериальных активов в бухгалтерских балансах, финансово - экономических расчетах отсутствует, нет соответствующих методик, расчеты индивидуализированы. Это своеобразный авторский продукт, точнее - интеллектуальный, на который может распространяться авторское право. Вместе с тем именно такие элементы доминируют при определении "цены театрального дела". Проявляются они в репертуарной политике театра, качественном уровне спектаклей, в подборе творческого состава театра, отношении зрителей к театру и многом другом. По их состоянию можно судить о творческих способностях работников театра и правильности выбранных решений по поводу формирования и использования ресурсов театра - финансовых, материальных, трудовых.

Проблема эффективного управления нематериальными активами (творческо - художественными и организационными) и всеми другими ресурсами театра выходит на первый план. Может ли бизнес - план учесть указанные особенности театра? Может ли он стать инструментом управления организацией театрального процесса? На наш взгляд, да.

Бизнес - планирование - это не просто план эффективного использования ресурсов. Он увязан с исходными творческими идеями театра и определенными стратегическими целями и задачами, включает тактику их реализации, содержит детальные творческие проектировки, маркетинг, расчеты затратной составляющей, рисковый компонент и финансовый анализ проектов.

Бизнес - план театра разрабатывается художественным руководителем, директором театра и руководителями его подразделений.

Временной горизонт планирования театра соотносится с продолжительностью театрального сезона или календарным планом на один год, на три года и более. Бизнес - план отдельного театрального проекта может быть рассчитан на срок действия этого проекта.

Основная структура бизнес - плана театра типична для данного вида документа, но содержание его связано со спецификой театра. В табл. 1 представлена краткая схема такой структуры.

Таблица 1

Структура бизнес - плана в театре

N Основные разделы Содержание разделов
1 Резюме История
Основные направления и цели
Потенциал развития
Текущий репертуар
2 Описание проекта Описание
Уникальность
Права
Потенциал
3 Анализ рынка Общая картина, сложившаяся в отрасли
Общий объем потенциального рынка
Определение собственного сегмента рын-
ка
Реальная аудитория театра
Анализ и прогноз посещаемости
Внешние факторы
Конкуренция
Новая доля рынка
4 План маркетинга Стратегия цен
Стратегия распространения театральных
билетов
Реклама
Связи с общественностью и продвижение
Роль места расположения театра, сопут-
ствующие сервисные услуги
Роль сезонных условий деятельности
театра
Бюджетные данные
5 Производственный план Планирование выпуска новых постановок
(реализации проекта)
Планирование проката репертуара
6 Организационный план Организация, организационно - правовые
формы
Собственность
Кадры
7 Оценка рисков чувстви-
тельности проекта
Оценка рисков
Альтернативные планы
8 Финансовый план Сводный бюджет театра (или проекта)
Единовременный бюджет театра
Административный бюджет театра
Операционный бюджет театральных проек-
тов
Бюджеты отдельных проектов
Сметы бюджетных статей
Бухгалтерский баланс театра
Оценка финансовой чувствительности
театральных проектов
Расчет безубыточности театральных
проектов
9 Стратегия финансирова-
ния
Сущность финансовой стратегии театра
на определенный период
Источники привлекаемых средств (бюд-
жетные и небюджетные) в планируемый
период
Выделение приоритетных направлений фи-
нансирования в театре
Выделение многолетних творческих на-
правлений, требующих продолжительного
финансирования
Стратегия использования рыночных меха-
низмов в привлечении эквивалентных
средств
10 Приложения

Рассмотрим раздел бизнес - плана "Сводный бюджет театра". При этом необходимо принять во внимание кардинальное изменение системы финансирования театра. Новые условия финансовой деятельности потребовали от театров нового подхода к системе управления полученными средствами - целевого, проектного подходов к планированию расходных статей бюджета. Бизнес - план наиболее приспособлен к такой системе планирования, так как в нем изначально заложен этот принцип.

Предлагаем одну из моделей построения сводного бюджета театра в рамках его бизнес - плана (см. табл. 2).

Таблица 2

Сводный бюджет театра

Бюджет театра (название театра)
Художественный руководитель театра
(или директор) (Ф.И.О.)
Бюджет представлен на финансовый 2000 год
Доходы
от ос-
новной
дея-
тель-
ности
театра.
Собст-
венный
бюджет
театра
Целевые
средства
из госу-
дарствен-
ного (му-
ниципаль-
ного)
бюджета.
Бюджет
государс-
твенных
субсидий
Доходы
от ком-
мерчес-
кой де-
ятель-
ности
театра.
Бюджет
коммер-
ческих
средств
театра
Целе-
вые
спон-
сорские
сред-
ства.
Спон-
сорский
бюджет
Целевые
средства
других
инвесто-
ров.
Прочие
бюджеты
Все-
го
Бюджетные сред-
ства театра
(или театраль-
ного проекта) -
доходы
Единовременные
расходы театра
всего
в том числе:
оборудование
капитальный
ремонт
нематериальные
активы
Операционные
расходы театра
всего
в том числе:
1. Новые поста-
новки
всего
в том числе:
Проект 1. Назва-
ние новой поста-
новки
Операционные
расходы
Административ-
но - операцион-
ные расходы
Проект 2. Назва-
ние новой поста-
новки
Операционные
расходы
Административ-
но - операцион-
ные расходы
2. Расходы теку-
щего репертуара
всего
в том числе:
Проект 1. Назва-
ние театрального
проекта
Операционные
расходы (в том
числе заработная
плата)
Административ-
но - операцион-
ные расходы
Проект 2. Назва-
ние театрального
проекта
Операционные
расходы
Административ-
но - операцион-
ные расходы
Административные
расходы театра
всего
в том числе:
Расходы адми-
нистративного
бюджета театра
Без заработной
платы из адми-
нистративного
бюджета и соот-
ветствующих
выплат
Заработная плата
из администра-
тивного бюджета
и сопутствующие
выплаты
Общие расходы
театра

Л.А.Городецкая

Доцент РАТИ (ГИТИС)

В связи с предстоящим Годом Театра художественный руководитель Датско-русского театра «Диалог» Татьяна Дербенева-Якобсен планирует реализовать культурный проект «Парад русских театров в Дании».

В Российский центр науки и культуры в Копенгагене организатор планирует пригласить камерные русские театры со спектаклями небольшой формы. Условия - камерный зал на 100 зрительских мест.

Начитает «парад» - театр «Zero» из Израиля , затем коллективы из Болгарии и Венгрии . И так в течение года «Диалог» планирует пригласить еще ряд русских театров из разных стран: два театра дали согласие приехать из России - Ульяновский драматический театр им. И.Гончарова и проект актрисы Веры Воронковой из Московского драматического театра имени Пушкина . Приедут и театр «Лестница» (Израиль), русский театр из города Кемер (Турция), театр из Турина (Италия). Со многими уже проведены предварительные переговоры.

Театр «Диалог» также планирует постановку приглашенного режиссёра из Санкт-Петербурга Дмитрия Крестьянкина, выступившего с презентацией на Ярмарке молодой режиссуры в рамках II Съезда Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. Речь идет о спектакле о Сергее Рахманинове , известного русского композитора и эмигранта, горячо любящего Россию и всю жизнь страдавщего в изгнании. Решается вопрос финансирования.

В апреле выйдет премьера моноспектакля в постановке коллеги по Ассоциации, режиссёра Ильи Боровицкого (Израиль) "А счастье было так возможно... " Спектакль расскажет о любви русского писателя Антона Чехова и мемуаристки Лидии Авиловой, которая выпустила книгу воспоминаний «А. П. Чехов в моей жизни», где рассказала о переписке и личных встречах с классиком. Произведение выстроено под девизом: «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет». Книга вызвала много споров: некоторые сочли записки Авиловой достоверными, другие рьяно их критиковали, назвав взгляд писательницы слишком субъективным, а некоторые эпизоды крайне вымышленными. Эта книга и ляжет в основу будущей премьеры.

Ещё в папке будущих премьер есть две современные пьесы: Л.Титовой и А.Староторжского «Королевская корова » и «Тень » Анны Герасимовой по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.

Ещё несколько слов о детской студии при театре «Диалог» , где постепенно, год от года дети увлекаются театром, проявляют яркие таланты и превращаются в будущее коллектива. Студию приглашают на престижные фестивали, где ее участники завоевывают награды, что очень стимулируют дальнейшее творчество. В 2018 году студийцы побывали на фестивале в Вене и Орхусе , где в номинации «Театр» получили первое место. А в 2019 году наши юные актеры приглашены на театральный фестиваль детских театров в Клайпеду (Литва).

Словом, планы - крайне амбициозные. Отчего хочется пожелать Татьяне Максимовне Дербеневой-Якобсен и ее воспитанникам успеха и реализации всего задуманного!

Каждому культурному человеку не помешает знать название мест в театре, тем более, если он периодически посещает театральные постановки. Но далеко не каждый может похвастаться такими познаниями. Ниже мы подробно разберём все места и чем они отличаются друг от друга.

Схема зала

Если вы относитесь к людям, которые не совсем разбираются в названиях мест в театре, то вам однозначно поможет уточнить некоторые моменты схема зала.
Существует не так много разновидностей мест в зале, к ним относятся:

  • Партер ("по земле"). Данные места располагаются возле центра. После возникновения театров в партере были в основном стоячие места, но сейчас их не осталось, и любой партер оборудован большим количеством сидячих мест.
  • Балкон. Сидения расположены над амфитеатром на разных уровнях. Как и раньше, данные места ценятся, т.к. с них открывается хороший обзор сцены.
  • Ложа. Находится, как и балкон, на верхних ярусах, располагается напротив сцены. Обзор также очень хорош, но цены на билеты выше.
  • Галёрка. Располагается на балконе на самом верхнем ярусе. Имеет не самое удобное расположение, и цены на билеты, как правило, ниже.
  • Бенуар. Ложи, которые расположены на уровне сцены, по бокам от партера. Раньше зрители, сидящие в бенуаре, оставались невидимыми для остальных людей в театре.
  • Бельэтаж. Располагаются над бенуаром и амфитеатром. Эти места считаются наиболее удобными, но и цены на них очень высокие, поэтому далеко не каждый может позволить себе купить туда билет.
  • Амфитеатр. Располагается над партером с двух сторон. Места расположены ярусами, что делает их более удобными.

Схема мест зала в театре представлена ниже.

Выбор места в театре

В выборе хорошего места поможет схема зала театра.

Если вы планируете посетить театр и получить наслаждение от того, что происходит на сцене, то стоит ответственно подойти к выбору места. Для того чтобы всё театральное представление полностью видеть, а не разглядывать то, что происходит на сцене через впереди сидящих людей, и чтобы получить максимальное удовольствие от посещения театра, рекомендуем выбирать место на балконе, бельэтаже или на средних рядах партера напротив сцены. На перечисленных местах будет не только прекрасный обзор сцены, но и хорошая акустика.

Схема зала достаточно проста и не составит большого труда запомнить её, но это может пригодиться в дальнейшем.

Процитирую публикацию с сайта Министерства культуры:

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.
Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации.»

Очень хочется, чтобы Год Театра прошел максимально интересно во всех школах, домах детского творчества и библиотеках страны. Я набросала несколько идей для тематических мероприятий и образовательных проектов. От всей души надеюсь, что вам что-то из этого списка пригодится в работе.

Распределите эти мероприятия по возрастным группам. В одних будут участвовать только учащиеся начальной школы, в других — ученики 5-9 классов, что-то приберегите для старшеклассников. На финальном театральном празднике участвуют победители всех возрастов.

1. Фотовыставка (конкурс) «Герой ненашего времени»

Пусть это будут ростовые или поясные портреты детей в театральных образах. Размер — 20×30 см. Побеждает тот, кто сумеет максимально артистично передать образ героя в одном кадре.

После того, как дети сдадут фото, развесьте рядом схожие по теме снимки: сказочных героев (только в подписи должно быть подробно описано — «Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»), героев русской литературы (Онегиных и Татьян всегда много), героев зарубежной литературы (тут лидируют Ромео и Джульетта) и т.д.

Портреты можно разместить и в электронном виде на сайте школы или создать отдельную группу Вконтакте для массового голосования.

2. Темы для конкурса рисунков и поделок

Для того, чтобы было много участников, предложите на выбор разные темы:
«Афиша» (выбрать пьесу или сказку и нарисовать афишу с датой премьеры, фамилиями актеров и т.д.)
«Костюм к спектаклю» (задание для будущих художников по костюмам, формат А4)
«Декорации к спектаклю» (обязательно указывать название спектакля, формат А3)
«Театральный занавес» (это хорошее задание для учеников 1-2 классов)

3. Театральный проект (презентация, исследование)

Лучше всего предложить детям найти информацию о театре, который есть в вашем населенном пункте. Пусть даже самом маленьком любительское театре! Дети, которые живут в больших городах, могут выбрать тот, в который больше всего любят ходить. Пусть это будет «История театра (в моем городе)», или проект «Артист, который родился в моем городе» («Земляки»), в котором дети расскажут об известном театральном режиссере, актере, сценаристе или театральном художнике, который родился в вашем городе. Это нужная и достойная проектная деятельность в год театра.

4. Конкурс костюмов и театрального грима

Костюмы и грим участники подбирают сами, а вот дефиле обязательно нужно отрепетировать. Сольный выход, выход по 2-3 человека, финальный парад всех персонажей. Не должно быть хаоса и суеты. Четко определите последовательность выходов, подберите музыку и цитаты из произведений, герои которых будут появляться на сцене. Научите участников позировать фотографу, замирая на пару секунд в определенном месте сцены с хорошим освещением.

5. Конкурс чтецов «Монолог»

В каждой школе есть активные участники таких конкурсов. Помогите выбрать фрагмент произведения, создайте подходящий антураж (торшер, шаль, письменный стол, свеча и т.д.) или подберите для фоновой презентации кадры из пьесы или иллюстрации из книги.

6. Сцена из спектакля (мюзикла, оперетты)

Подготовить даже небольшой отрывок, в котором участвуют от 2 до 10 человек, достаточно сложно. Хорошо, если в школе есть театральный кружок или творческая студия. Поручите подготовку таких сцен увлеченным детям, и все получится. Если таких отрывков подготовят совсем мало, разбавьте ими конкурс чтецов.

7. «Театр начинается с вешалки»

Это может быть интерактивная программа с двумя-тремя подготовленными ведущими, которые не просто рассказывают о театре, но и проводят с одним классом небольшие тематические игры, конкурсы, викторины. Задача — подготовить детей к осознанному походу в театр, начиная с гардероба, буфета и входа в зал. Рассмотреть на схеме, что такое партер, ложа, бельэтаж, амфитеатр, балкон. Познакомить с театральными профессиями. Разыграть шуточную театральную постановку, в которой роль декораций тоже выполняют люди, «заглянуть» в гримерную и за кулисы, отрепетировать эффектную массовую сцену, понять подсказки суфлера, выйти на поклон и т.д.

8. «В гостях у сказки» (кукольный театр)

Тут тоже можно начать издалека, поучиться делать кукол для кукольного театра (можно и папье-маше освоить при желании, можно смастерить героев сказки из других материалов). Если делать кукол сложно, купите готовые наборы (есть коробки с декорациями и персонажами, которые можно использовать для 2-3 спектаклей). Расскажите о кукловодах, найдите видео, на которых можно посмотреть закулисную работу этих профессионалов. Подготовьте маленькие спектакли с музыкой и записанными заранее репликами героев.

9. «Театральная профессия»

Можно, наверное, пригласить из театральной среды обаятельного рассказчика, который познакомит детей с театральными профессиями. Еще лучше, если вы раздадите эти профессии для изучения детям, дадите возможность каждому из них рассказать о своих обязанностях за 2-3 минуты. Информацию можно найти в интернете, рассказать все от первого лица. Вот эти профессии: капельдинер, актер, актриса, кукловод, суфлер, гример, художник по костюму, костюмер, художник-декоратор, балетмейстер, бутафор, звукорежиссер, светооператор, заведующий труппой, режиссер театра, постижёр, работник сцены и т.д.

10. Церемония вручения премии «Золотая маска» (ну или «масочка»)

Финальное мероприятие, на котором самые яркие артисты смогут продемонстрировать свои таланты, а победителям всех конкурсов эффектно вручат дипломы и награды, нужно подготовить обязательно. Как проходит церемония награждения, знают все. Фото «звезд» на красной дорожке и у фотозоны, объявление номинантов из конверта, слезы счастья, аплодисменты, слова благодарности, шутки, яркие актерские, танцевальные и музыкальные номера, холодный фонтан или конфетти-машина в финале.