Биография паваротти. Лучано паваротти Паваротти биография личная жизнь

Я ПРОШУ, нет, я требую не включать в моем офисе эту музыку! - Лучано был в ярости. - Я ничего не имею против рока, но ЭТИ звуки выводят меня из себя!

Особенно перед серьезной репетицией!

Секретарша недовольно хмыкнула и поправила очки, съехавшие на кончик носа. Маэстро окинул ее взглядом: длинные волосы собраны в старомодный пучок, строгий деловой костюм застегнут на все пуговицы… Настоящий «синий чулок»!

Знаете, Николетта, - бросил он, исчезая в дверях своего рабочего кабинета, - иногда я искренне сожалею, что взял вас на работу! Вы, вероятно, ошиблись дверью. Ведь неподалеку находился офис Цуккеро!

НИКОЛЕТТА уже привыкла к подобным репликам, хотя занудство толстяка ее страшно бесило: «Николетта, не приглашайте подружек в офис, не болтайте так часто по телефону, не опаздывайте на работу…» Сколько можно? Пора поставить на место «Синьора Девять До» (эту кличку Николетта присвоила шефу после того, как узнала, что он первый в истории тенор, кто в опере Доницетти «Дочь полка» взял все девять «до» второй октавы в арии «Какая судьба»). Может, явиться к нему в кабинет, снять очки, угрожающе прищуриться и сказать, к примеру: «Синьор Паваротти, меня не устраивают условия работы, поищите себе другую секретаршу»? Если он засуетится, извинится или посулит увеличить оклад, то, небрежно бросив «Я подумаю», можно степенно выйти из кабинета… Предаваясь мечтам о кровавой расправе, Николетта даже не услышала, как босс окликнул ее. Потом еще и еще, и очнулась, лишь увидев перед собой его красное, злое лицо: «Милая девочка, что вы себе позволяете? У меня через пятнадцать минут репетиция, а я еще не сделал и глотка зеленого чая! Ваша нерадивость переходит все границы!»

И тут ее мечты начали сбываться - «девочка» напустила на себя враждебный вид и выпалила на одном дыхании: «Если я вас раздражаю, может, нам стоит поговорить о моем уходе?» Лучано не ожидал такого поворота. Как секретарь Николетта просто бесценна! Сколько раз она выручала его, подсказывая шепотом нужные слова во время важных встреч и заключения контрактов! Николетта помнила наизусть все даты, цифры, имена людей, с которыми Лучано когда-либо приходилось иметь дело. Без ее помощи были бы невозможны сделки по недвижимости по всему миру, открытие в Гватемале образовательного центра для неимущих, переговоры с бизнесменами и чиновниками всех мастей. Нет, без нее он уже не сможет. Лучано изобразил на своем лице примирительную улыбку:

Простите меня, синьорита Мантовани. Вы знаете мой горячий нрав… Пожалуйста, принесите мне чай…

Николетта торжествовала. Она обставила босса! В следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем сказать ей гадость! Может, воспользоваться ситуацией и повесить на стену фото Мика Джаггера?

Гений и синий чулок

«ЭТО случилось ранним весенним утром 1998 года, - вспоминает Райт Уильям в книге «Мой мир». - Лучано с группой коллег, включая Николетту, спускался по лестнице флорентийского отеля «Вилла Сан Ижм», где им пришлось заночевать. Маэстро и его свита уже покидали гостиницу, когда за их спинами раздался голос портье:

Простите, синьоры, но вам придется задержаться на пару минут. Мне только что позвонила горничная и сказала, что недосчиталась терракотовой вазы ручной работы в одном из ваших номеров. Вы слышали что-нибудь об этом?

Николетта тотчас спряталась за спину шефа. Она знала, о чем идет речь. Ей приглянулась эта вазочка, и она не устояла. Но кто же знал, что обслуживающий персонал окажется столь проворен! Сколько раз она прихватывала то полотенце, то халат, то другую «мелочь на память» из роскошных отелей, где они останавливались! И никто не ловил ее с поличным. И вдруг такой стыд! А Паваротти тем временем уже спасал ситуацию:

Вы можете сообщить прессе, что маэстро Паваротти взял эту вазу для своей домашней коллекции. Уверяю вас, мой друг, лучшей рекламы для отеля вам не придумать!»

На следующее утро, когда Лучано приехал в свой офис, чтобы просмотреть почту и выслушать отчет секретарши о деловых звонках, она встретила его в дверях. Щеки Николетты были красными от волнения, а глаза блуждали в полной растерянности. Она принесла ему традиционную чашку зеленого чая и… небольшой сверточек, в котором оказался шарфик из колючей шерсти.

Вы купили его специально для меня? - удивился Лучано.

Вместо ответа Мантовани лишь икнула. Паваротти засуетился - налил девушке стакан воды, похлопал ее по спине, но тем самым лишь усугубил ситуацию - икота Николетты перешла в рыдания. В этот момент в кабинет вошел личный шофер Лучано. Босс никогда не опаздывал, тем более на репетицию, где их уже ждали Каррерас и Доминго. Но тенор даже не взглянул на него - он был всецело поглощен девушкой…

Уже в машине Паваротти опустил боковое стекло (раньше он никогда этого не делал из-за боязни простудиться), закрыл глаза и стал жадно вдыхать пьянящий миланский воздух. Ему хотелось остановить машину, пройтись босиком по газону парка, выпить вина, а может, даже поиграть с мальчишками в футбол… И снять наконец этот душный галстук, превративший накрахмаленный Адуей воротничок в плотный панцирь… Адуя! Имя жены действовало, как нашатырь. Интересно, заметит ли она в нем эту перемену?

В тот вечер у Паваротти был концерт. Лучано, как всегда, окинул взглядом зрителей и - о, Боже! В пятом ряду в самом центре сидела Николетта! Ее глаза сияли то ли от слез, то ли от лучей софитов. В этот миг его впервые освистала публика: в самом начале знаменитой «Agnus Dei» Лучано «дал петуха» - спел мимо нот дрогнувшим голосом. Может, отменить оставшиеся концерты и удрать с рок-бунтаркой куда глаза глядят? Ночью Лучано долго не мог заснуть. Присутствие Адуи, шорох ее бигуди на льняной наволочке были просто невыносимы! Даже испеченные ею вечером сладкие булочки, которые он, сын пекаря, раньше обожал, теперь показались ему абсолютно безвкусными. Как, впрочем, и все индивидуальное меню этого дня! Отныне он будет питаться в ресторанах! Долой запах сердечных капель, которые Адуя принимала перед сном уже десяток лет! Прочь тело, тронутое тремя беременностями и закованное в пижаму, как в бронежелет! Совсем другое дело - обнаженная Николетта! Ну и что, что она многим напоминает вешалку и не вышла ростом? Для него она все равно самая желанная женщина на свете!

Уже спустя несколько дней «желтая» пресса трубила на весь мир о неудаче первой близости влюбленных. По словам газетчиков, стоило Паваротти раздеться, как обоюдное желание близости куда-то испарилось. Лучано словно впервые себя увидел - в зеркале «красовался» не испанский мачо, коим певец привык себя мнить, а скорее старый, обрюзгший распутник! Такой не только вряд ли сможет доставить девушке удовольствие, а чего доброго раздавит малышку! С этого дня Николетта стала активно следить за поддержанием формы своего возлюбленного. При подозрительном тембре голоса она заставляла Лучано принимать травяную настойку. Если костюмчик сидел нелепо, подчеркивая явные недостатки грузной и рыхлой фигуры, она тотчас же направляла Лучано к новому модельеру. До встречи с Николеттой Лучано любил покапризничать. Однажды он отказался от выступления, заявив, что не собирается задыхаться на сцене, где столько пыли. А во время спектакля «Отелло» он, сидя на высоком кожаном троне, закусывал, когда его коллеги пели свои партии. Теперь Николетта могла отругать маэстро, шлепала его по щекам за малейшую провинность. И Паваротти это нравилось! При этом мудрая Адуя Верони продолжала вести себя так, будто ни о чем не догадывается, и естественным путем «треугольник» не размыкался. На самом деле Адуя копила выдержку уже много лет, втайне страдая от романтических увлечений мужа и частенько обращаясь к помощи психотерапевта. А Лучано смотрел на это просто: «Меня всегда очень оберегали и постоянно баловали. Еще бы! Я - первый сын, родившийся после шести дочерей, - все так радовались! И теперь я постоянно окружаю себя женщинами. У меня восемь или девять секретарш, будь моя воля, я бы позволил женщинам править миром. Они серьезны, очень участливы и добры. Но их понять - все равно что познать мир до конца. Я начал исследовать этот мир в четыре года и до сих пор не познал его. И не хочу. Иначе будет скучно».

Все 35 лет Адуя не только заботилась об удобствах певца, но и о его финансах. Паваротти, зарабатывая около $2 млн. в год, имел недвижимость в Модене, Монте-Карло, Париже и Нью-Йорке, одиннадцать действующих предприятий, конюшню на 60 лошадей, занимался парфюмерным бизнесом… Обо всем этом пеклась Адуя и из последних сил старалась сохранить семью ради обеспеченного будущего трех дочерей - Лоренцы, Кристины и Джулианы…

Лучано тем временем красил волосы и брови: черный цвет придавал его лицу зловещее выражение и подчеркивал дряблость бледной кожи. Но маэстро не было до этого дела - он переживал внутренний надрыв и душевный разлад…

Развод по-итальянски

С испанской актрисой Инес Састр.ВЕРНУВШИСЬ вместе с Николеттой с Багамских островов в Италию, Лучано объявил супруге, что «весь пронизан любовью», и стал открыто жить с любовницей.»Она очаровательна, сладкая и такая сильная! Она создана для меня», - восторгался певец. «Неужели он не понимает, что выглядит по-идиотски, - в его-то годы рядом с девчонкой, которая моложе его собственных дочерей!» - Возмущению Адуи не было предела.

Как-то раз на званом ужине, где присутствовали высокие правительственные чины, Пласидо Доминго, похлопав Лучано по плечу, громко сказал: «Ты прекрасно выглядишь, несмотря на то что имеешь взрослую внучку. Я только забыл, которая из твоих дочек произвела ее на свет?» В другой раз Лучано забронировал номер в отеле «Шератон» в Падуе и приехал туда под вечер в обнимку с Николеттой. Администратор смерил комичную парочку ледяным взглядом и потребовал у Лучано паспорт, который тот, как назло, забыл. Паваротти возмутился: «Я останавливался в лучших отелях мира, и никто никогда не требовал у меня документов!»

Правила одинаковы для всех, - ответил администратор. - Наш отель посещают известные люди, у которых всегда есть при себе удостоверение личности. - И указал Паваротти на дверь!

В другом отеле сопровождавший парочку носильщик демонстративно протянул руку, открыто напоминая о чаевых. Лучано исполнил ему несколько пассажей из «О sole mio».

Этого хватит? - весело спросил он.

Мне нужны деньги, а не пение обманщика, - отрезал носильщик.

Последней каплей стали снимки папарацци, обошедшие все таблоиды мира. На них Лучано обнимался с любовницей. Особенно всех потряс репортаж о каникулах Лучано и Николетты на экзотическом острове Барбадос: миллионер преклонных лет, облаченный в дурацкие шорты и нелепую панамку, откровенно обнимал молоденькую секретаршу. Первое, что сделала Адуя, когда за утренним кофе развернула газеты с компрометирующими мужа снимками, - сорвала табличку с именем Паваротти с ворот семейного особняка. Потом через адвоката передала супругу длинное письмо, в котором попыталась образумить потерявшего голову Лучано. «Любовный огонь, - писала она, - обжигающий тебя счастьем сегодня, может обернуться горем и разочарованием. Когда спускается ночь, боль одиночества, особенно горестного для людей, насладившихся громким успехом, может унять только другое чувство, более глубокое, выдержавшее испытание временем». А Николетта была счастлива - ей не нужно больше скрывать свою любовь к шефу! Она вовсю делилась с журналистами, что в последние годы Лучано связывала с законной женой только дружба и что он изголодался по сексу: «Лучано не раз жаловался мне на одиночество. Он уважает свою супругу, но прежнего влечения к ней уже давным-давно не испытывает. Они не занимались сексом уже долгие годы. Мне представляется это сущим безумием, ведь Лучианино переполнен энергией, он так страстен в постели! Ему просто необходим рядом молодой, активный человек, муза-вдохновительница. Ведь он же художник, ему нужны новые, острые ощущения, а не тлеющие эмоции и навязанное судьбой монашество». При этом Николетта хвасталась драгоценностями, которыми ее систематически одаривал возлюбленный, - изумрудные и бриллиантовые кольца, сережки, кулоны, браслеты - она любила надевать все сразу. Мантовани строила далеко идущие планы о законном браке и будущих детях. Не отставал и Лучано: «Конечно, у нас обязательно будут дети, бездетный брак - все равно что пианист, который не играет!» Адуя тем не менее не собиралась сдаваться без боя. Если Николетта в разговоре с журналистами воспевала достоинства «своего Лучианино», то Адуя, наоборот, не уставала упражняться в злословии. Обиженная жена вспоминала самые нелицеприятные факты из жизни супруга. Николетта: «Лучано - великий добряк. Он совершенно бескорыстен. Мне кажется порой, что он пришел из другого мира, что его душа соткана из солнечных лучей». Адуя: «…Ему приходилось пользоваться специальными корсетами, чтобы не выглядеть бесформенной глыбой…» Супруга подсылала к Лучано близких друзей семьи, которые проводили с ним «разъяснительные беседы», взывали к благоразумию и здравому смыслу. Все без исключения предостерегали его от брака с «этой чертовкой». Неужели Лучано не понимает, что девушке просто нужны его капиталы? Неужели не видит, что эта ее любовь - всего-навсего циничный расчет? Нет, Лучано этого не видел. Или не хотел видеть. Он пытался объяснить друзьям, стоявшим на защите униженной Адуи, что его прежняя жизнь была не менее прекрасной. Что Адуя подарила ему много счастливейших мгновений, которые навсегда останутся в его сердце. Но их история любви, увы, закончилась… Просто закончилась. Никто в этом не виноват.

Адуя не вынесла такой наглости и подала на развод. При этом она умудрилась отсудить у экс-мужа $100 млн. да еще рассказала правоохранительным органам, что Лучано укрыл от налогообложения $20 млн.! У «забывчивого» певца возникли серьезные проблемы с властью. Ему грозило трехлетнее тюремное заключение. А вся Италия обсуждала его связи с мафией.

«Подумать только! - удивлялся певец в своей книге «Мой мир». - Когда-то мне потребовалось шесть лет, чтобы завоевать расположение Адуи. А теперь я трачу почти столько же времени, чтобы развестись с ней. А ведь мог бы потратить его на карьеру! Все говорят, что сорок лет пролетели как один день, но только не для меня. Это было долгое время, посвященное очень требовательной профессии. Пятнадцать лет потрачены на то, чтобы стать признанным, пятнадцать - на завоевание собственного места под солнцем, а все остальное время - на его последующую защиту. Я люблю угождать публике, ведь, по сути, она - мое начальство».

И Николетта вторит ему: «Вы что, не понимаете, что это за человек? Только перечень его заслуг должен заставить вас покраснеть: более 40 лет карьеры, 315 сольных концертов, 331 участие в совместных представлениях, 1266 выступлений в 60 странах мира, главные партии в 26 операх! Это же король! Говорят, что женщины испытывают от его пения настоящий оргазм прямо в зале! А вы обращаетесь с ним как с мелким жуликом! »

Четырехкратный отец

Свадьба Николетты и Лучано.ПАВАРОТТИ и Мантовани поселились на вершине утеса на одной из вилл певца в провинциальном городке Пезаро на берегу Адриатики. Внутри бело-голубого дома все выкрашено в яркие краски, и гости чувствуют себя здесь героями сказок. На стенах - картины Лучано, раскрашенные в ядовито-зеленые и жгуче-синие цвета.»Это мои цвета, цвета моей души, - любит пояснять гостям маэстро. - Я пытаюсь передать эти же цвета своим голосом». Год назад у Лучано Паваротти и Николетты Мантовани родилась разнополая двойня. Чтобы подготовиться к рождению близнецов, Паваротти отложил концерт «Три тенора», в котором участвовал вместе с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго. К слову сказать, незадолго до этого умерла мать певца Аделе, но он продолжал работать как ни в чем не бывало и свое выступление в лондонском Королевском опера-хаус посвятил ее памяти…

К несчастью, роды были сложными - Николетте пришлось перенести срочную операцию кесарева сечения, и мальчик из-за недостатка кислорода, поступающего к плоду, умер сразу же после рождения. Выжившая девочка стала первым ребенком 33-летней Мантовани и четвертым у 67-летнего Паваротти.

Свадьба

В КОНЦЕ 2003 года 68-летний тенор наконец женился на своей бывшей секретарше спустя 10 лет знакомства. Несмотря на значительную разницу в возрасте - 34 года, - они и сейчас прекрасно ладят друг с другом. Приглашения на свадьбу от имени их годовалой дочери получили 1000 гостей. Торжественная церемония, на которую невеста опоздала ровно на полчаса, прошла в театре, где состоялся дебют Лучано в роли Отелло. Здесь же молодожены обменялись кольцами под звуки «Аве Марии». А саму свадьбу играли в парке, где познакомились, когда Николетта еще работала ассистентом на конюшне маэстро. По словам Николетты, теперь в планах Лучано - сбросить вес и подумать о втором ребенке. А сам Лучано мечтает о 12 октября 2005 года, когда ему исполнится 70 лет и он наконец уйдет со сцены навсегда, чтобы уделить все свободное время жене, маленькой дочери и подумать о вечном. Нет, смерти он не боится, с тех пор как в 12 лет перенес столбняк и 15 дней пролежал в коме. Но именно тогда он понял, в чем смысл существования, и впервые поблагодарил Бога за то, что тот сохранил ему жизнь. Позже певец пережил авиакатастрофу в Нью-Йорке, о которой подробно рассказал в своей автобиографии: «Было так, словно Господь схватил меня за шиворот и сказал: «Ты так равнодушен к жизни. Вот познай, что такое смерть». Самолет раскололся пополам, и за следующие семь или восемь секунд вся моя жизнь от рождения до этого момента пронеслась перед моими глазами. И в тот момент я понял, что жизнь следует принимать такой, какая она есть, и наслаждаться ей в полной мере. Отдаваться ей со всеми своими силами. Сейчас я слоняюсь босиком по берегу моря, пою Николетте колыбельные, готовлю ей по утрам яичницу со шпинатом и слушаю с ней наших любимых «Роллинг Стоунз». Но в основном я слушаю ее. Мне доставляет удовольствие слышать ее голос. Если я с Николеттой, то мне везде хорошо, и я хочу быть с нею вечно!» Ради своей заветной мечты певец уже начал прощальный тур по миру.

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии, будучи сыном Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей фабрики по производству сигар. Несмотря на то, что певец всегда отзывался с любовью о своем детстве, семья имела мало денег. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Как говорил певец, его отец имел красивый теноровый голос, но был неспособен к карьере певца из-за нервозности. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.
Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи, Жованни Мартинелли, Тито Скипа и Энрико Корузо. Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.
После того, что могло называться обычным детством с обычными интересами в спорте - в случае Паваротти это прежде всего был футбол - он окончил школу Schola Magistrale и столкнулся с дилеммой о выборе дальнейшей профессии. Паваротти был заинтересован в получении карьеры профессионального вратаря, но мать убедила его стать учителем. Впоследствие он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не повезет с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами, которыми сможет.
Паваротти начал серьезное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола - уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене, который будучи осведомленным о бедности семьи предложил давать уроки без оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, (теперь известное сопрано) Миреллу Френи. В течение своего обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день - сначала как учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой агент.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким сольным концертам в маленьких городах без оплаты. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако, впоследствие утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «все, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».
Творческая карьера Паваротти началась в 1961 с победы на Международном конкурсе вокалистов. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 в Венской опере и лондонском Ковент-Гардене.
Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел в «Lucia di Lammermoor» Доницетти вместе в Сазерленд. Тенор, который должен был петь той ночью заболел и не имел дублера. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, потому что он был хорошо знаком с ролью.
В последующие годы он пел в Ковент-Гардене партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфредо в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочери полка» Доницетти, спетая в 1966, принесла Паваротти международную известность: он стал первым в мире тенором, спевшим все девять высоких «до» в арии «Quel destin». После этого его стали называть «королем верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском Ла Скала, где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди.
С 1971 Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах, часто вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом (концерты «трёх теноров»). Гастролировал с Ла Скала в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио (дирижёр Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бартолетти, Philips) и другие.
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбще Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворожденным сыном.

Умер знаменитый итальянский оперный певец Лучано Паваротти.

В 2006 году знаменитейшему певцу врачи поставили страшный диагноз - рак поджелудочной железы. Однако, по словам супруги 71-летнего тенора Николетты Мантовани, он "боролся, как лев".

"Я могу сказать, что он отлично справляется, - говорила Мантовани в интервью итальянской газете La Stampa . - Он хорошо реагирует на пятый цикл радиотерапии. Он борется, как лев, и не теряет мужества. В том числе и потому, что семья, которую он обожает, рядом с ним. Он настроен решительно. У него высокие шансы. Несмотря на серьезное лечение, он не сбросил вес (чего бы он, кстати, хотел) и не лишился волос".


Сообщения о значительном ухудшении состояния здоровья 71-летнего певца появились в среду вечером. По данным итальянских СМИ, он находился в очень тяжелом состоянии.

8 августа 2007 года Лучано Паваротти был госпитализирован из-за онкологических проблем. В июле Паваротти перенес операцию по удалению злокачественной опухоли поджелудочной железы. В связи с этим были отменены все запланированные на 2006 года выступления легендарного тенора.

Несколько дней назад певец был выписан из больницы. По некоторым данным, он находился дома, в Модене.

В последние годы Паваротти отошел от концертной деятельности. За пять лет певец выступал всего лишь четыре раза в январе 2002 года в Лондоне и один раз в июне 2003 года - в Берлине. Однако в интервью Паваротти говорил, что чувствует себя нормально и полон творческих планов.

"Независимая газета"

Лучано Паваротти был более 40 лет на сцене. В его репертуаре - десятки главных партий из различных опер и отдельные вокальные произведения. Перед ним были открыты двери лучших оперных театров мира: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы, Штатсопер.

Паваротти - первый в истории оперы тенор, который спел все девять до второй октавы в арии «Quel destin» из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до». Он руководил мастер-классами во многих известных консерваториях мира. Имел множество почетных международных наград, в том числе и за благотворительную деятельность.

Не родись счастливым - родись тенором

Все началось шестьдесят пять лет назад, в тот день, когда пятилетний Лучано вышел во двор со своей игрушечной мандолиной и исполнил « La Donna e Mobile » (самую известную арию из «Риголетто»). Соседи, оценив талант юного исполнителя, бурно зааплодировали и щедро одарили мальчика конфетами и орехами. Так Лучано Паваротти завоевал первых поклонников и заработал первый гонорар. Вероятно, с этого момента начался его долгий путь оперного артиста.

Музыкальный талант и обаяние мальчика во многом объяснялись его происхождением и окружающей обстановкой.

Родился Лучано Паваротти в Модене - провинциальном городке северной Италии, самой «поющей» стране мира. Его отец, хотя и зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на диво красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси». А мать, которая трудилась долгими часами на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи - Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Маленький Лучано был единственным сыном своих родителей и, как ни странно, единственным мальчиком во всем пятнадцатиквартирном доме. Поэтому уже с детства он привык быть в центре внимания и, несмотря на нехватку денег в семье, чувствовал себя весьма счастливым и воплощал радость жизни.

Италия, как известно, страна не только оперы, но и футбола. Немного повзрослев, Лучано Паваротти увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Он славился тем, что мог поднять всеобщий дух своим призывным «кличем» и привести команду к победе.

Но судьбу не перехитрить: футболистом Паваротти так и не стал - опера помешала. Отправился по стопам отца - петь в «Коралу Росси». Случилось так, что в один прекрасный день любительский провинциальный хор победил на престижном конкурсе в Уэльсе. Хормейстер даже потерял сознание от неожиданности, когда объявили результаты. Паваротти же, испытав всю «красоту и благодатность» жизни, посвященной пению, срочно начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене.

Несмотря на то, что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы. Работа в школе стала для него серьезным испытанием. Дети часто шалили. На них приходилось ругаться, кричать и даже срывать голос, что противоречило добродушному и мягкому характеру Паваротти и вредило его певческому голосу.

Однако Лучано Паваротти все-таки дождался своего звездного часа: в 1961 году, после победы на Международном конкурсе вокалистов им. А.Перу, юноша исполнил партию Родольфо в опере Пуччини «Богема» на сцене театра «Реджио Эмилия». Да так исполнил, что буквально за одну ночь из сына пекаря и учителя начальной школы превратился в известного тенора.

Это выступление чудесным образом сохранилось для истории. Дело в том, что в опере вместе с Лучано Паваротти был занят другой дебютант - молодой Дмитрий Набоков, сын великого русского писателя-эмигранта, отец которого не пожалел денег на самых искусных звукорежиссеров своего времени для сохранения в семейном архиве столь важного события. Но кто теперь знает оперного певца Дмитрия Набокова? А Паваротти знают все.

Весь мир - театр

Италия, Амстердам, Вена, Цюрих, Лондон, Нью-Йорк? Слава Паваротти росла с головокружительной скоростью. Рос и сам Паваротти, и не только творчески. Одной из самых больших слабостей певца всегда была и остается любовь к итальянской кухне. Он прекрасно готовит сам и зачастую возит с собой на выступления повара, чтобы в любой момент успеть подкрепиться. Лучано Паваротти с каждым днем становился все крупнее. Однако певец не унывал: главное не внешность, а вокальное мастерство и душевная щедрость. А поклонники, число которых расширялось беспредельно, превращали этот недостаток своего кумира в его достоинство: «В нем феноменален не только голос!», «150 кг чистого обаяния и добродушия» - писали газеты. И, наверное, если бы не угроза потерять голос, Паваротти никогда бы не сел на диету.

Очень скоро театральные подмостки стали слишком маленькими для огромного Паваротти. Его душа и тело рвались на свободу: на концертные площадки и в парки, на стадионы и телевидение. Ему хотелось дарить оперу не только узкому кругу ценителей оперного искусства, но даже тем людям, которые никогда не переступали порога оперного театра.

Уже в 1970-1980-х годах он часто выступал по телевидению, давал сольные вечера и участвовал в сборных концертах. Его ария Родольфо взволновала всю Америку во время прямой трансляции в марте 1977 года. Из всех опер, показанных по телевидению, «Богема» собрала самую большую аудиторию, что позволило Паваротти подняться в Америке на уровень голливудской звезды.

В 1990 году Паваротти совместно с известными тенорами Хосе Каррерасом и Плачидо Доминго участвовал в записях оперных хитов, которые совпали с футбольными соревнованиями за Кубок мира. Его интерпретация Нессун Дормы из «Турандот» Пуччини стала основной музыкальной темой для соревнований, а Паваротти выбрали официальным символом итальянской сборной по футболу. Мог ли предположить Пуччини, что ария из его сложнейшей модернистской оперы благодаря Паваротти станет эстрадным хитом! После выступления певец снимался в многочисленных рекламных роликах, а звукозаписывающие компании боролись за право выпустить хотя бы одну запись с его участием, заранее зная, что успех ей гарантирован.

Встречи Каррераса, Доминго и Паваротти вошли в традицию, несмотря на нередкую ругань между тремя тенорами: они оказались фанатами разных футбольных клубов. В творчестве же они солидарны практически во всех вопросах, а главное, в том, что музыка, как и спорт, должна быть для всех.

Так, в июле 1994 года во время прямой трансляции со стадиона Лос-Анджелеса их пением наслаждались 1,2 миллиарда человек из 102 стран мира, что составляет одну пятую населения Земли.

Традиционными стали и творческие встречи Паваротти с поп- и рок-звездами, получившие название «Паваротти и друзья». Ведь если Лучано Паваротти решил с кем-то встретиться, лучше молча согласиться. Он не сдается, пока не добивается своего.

Так, ежегодно начиная с 1992 года Паваротти проводит дружеские встречи в Модене, куда по «ненавязчивой» просьбе великого маэстро спешат приехать такие артисты, как Элтон Джон , Эрик Клэптон , Стинг, Брайан Адамс, Селин Дион, Боно и другие известные личности, чтобы выйти к микрофону с легендарным тенором.

Как-то раз Лайза Минелли, которая должна была выступать на дружеской встрече 1995 года, не смогла приехать, так как накануне попала в больницу. Но на концерте она все-таки выступила - организаторы устроили прямую видеосвязь с больницей, и безо всякого аккомпанемента она исполнила несколько куплетов из мюзикла «Кабаре».

Все сборы от концертов «Паваротти и друзья» идут детям из неблагополучных стран.

Журнал «Форбс» назвал Паваротти «самым рыночным голосом в мире» (по оценкам журнала, годовой доход Паваротти в 1996 году составил 25 миллионов долларов). Именно Паваротти несет всю ответственность за возникновение термина «попера» - гибрид поп-культуры и оперы.

Музыкальные критики жестко осудили выход Паваротти на эстраду: «До какой степени музыка, и в частности опера, должна быть как спорт?..» Паваротти же хотел, чтобы его услышали, и использовал для этого все возможности. Каждый концерт певца становился незабываемым и очень ярким событием, и для миллионов людей итальянский тенор стал воплощением оперного искусства, «O sole мio» современной оперы. Отвечая на вопрос о том, какого оперного певца вы знаете, многие не задумываясь называли имя Паваротти.

«Я бы позволил женщинам править миром»

«Очаровательный», «неподражаемый», «любвеобильный», «дамский угодник»? Лучано Паваротти всегда был окружен женщинами. Когда он родился, его матери не было и 20 лет, бабушке было 38, а прабабушке - 56. Первая жена Паваротти родила ему трех дочерей. Вторая жена подарила ему еще одну дочку.

Постоянно чувствуя женское тепло и заботу, певец всегда был благосклонен к женщинам: «Была бы моя воля, я бы позволил женщинам править миром».

Женщины отвечали ему взаимностью: Паваротти как магнит притягивал их, даже несмотря на свою комплекцию.

В 30 лет Лучано Паваротти женился. И с первой женой, Адуей Вероне, они прожили 35 лет. Вероне воспитывала детей, содержала дом, вела все финансовые дела мужа и, наконец, была его музой. Несмотря на то, что Паваротти всегда появлялся в окружении других женщин, что вызывало немало слухов, он оставался верен жене и семье.

Но однажды их семейному счастью пришел конец. 60-летний маэстро неожиданно влюбился в свою секретаршу, Николетту Мантовани.

Спустя некоторое время Паваротти и Мантовани поженились, и у них родилась дочь. Роман великого тенора и секретарши, которая была его вдвое моложе, потрясли Италию и весь мир: некоторые восхищались и говорили о любвеобильности Паваротти, другие выступали с резкими порицаниями. Сам певец считает, что настоящая любовь заставляет иногда человека делать заведомо неразумные вещи. Именно поэтому он симпатизирует Риккардо, герою-тенору из оперы Верди «Бал-маскарад», безумно влюбленному в жену своего друга.

«Я ухожу счастливым»

Карьера Паваротти не безоблачна: смерть родителей, ссоры с многими старыми друзьями, жутко тяжелый и длительный бракоразводный процесс с Адуей Вероне, бурный скандал с неуплатой налогов (широко освещенный в прессе), проблемы со здоровьем, - он по-прежнему чувствует себя самым счастливым человеком на свете: «Я достиг в жизни всего, о чем только мог мечтать, и даже большего».

Как Паваротти удалось вывести консервативный элитарный жанр оперы на планетарный уровень? Возможно, ответ кроется в свободном, творческом отношении певца к жизни. Он всегда мог то, что хотел, а хотел то, что мог. И это удивительным образом нашло отклик в сердцах миллионов людей. Лучано Паваротти, рассуждая о своей жизни, как-то сказал: «Я получаю огромное удовольствие от жизни, и, вероятно, поэтому я привлекаю людей, и дело вовсе не в моем голосе и моей музыке».

Скончался великий итальянский певец Лучано Паваротти

На 72 году жизни скончался великий итальянский тенор Лучано Паваротти. Весь прошлый год он тяжело болел. 25 августа Паваротти был выписан из больницы города Модены, куда он попал двумя неделями ранее с подозрением на воспаление легких. Когда состояние "золотого тенора" стабилизировалось, он был отпущен домой, где, по данным агентства, находился под наблюдением врачей-онкологов.

Более 40 лет Лучано Паваротти был солистом знаменитого театра Ла Скала, а также выступал на лучших оперных сценах мира.

Паваротти родился 12 октября 1935 года в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини.

Профессиональный дебют Паваротти состоялся в 1961 году - партия Родольфо в "Богеме". Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы.

В 1964 году дебютировал в США ("Лючия ди Ламермур"). Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. В 1992 он открыл сезон в "Ла Скала" "Дон Карлосом" и впервые исполнил партию Отелло.

Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в "Дочери полка Доницетти" (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а потом, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии "Quel destin").

Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини, Артуро в его же "Пуританах", Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур Доницетти", Альфред в "Травиате" Верди, Герцог Мантуанский в его же "Риголетто"), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в "Бале-маскараде" Верди, Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Манрико в "Трубадуре" Верди, Радамес в его же "Аиде".

Успех Паваротти у публики достиг апогея в 1970–1980-х. В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как по болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь пять раз - четыре в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

Новая жизнь началась в 68

В 68 лет Паваротти женился во второй раз на своей бывшей помощнице Николетте Мантовани. Брак певца с его бизнес-менеджером Адуой Верони, который длился 35 лет, распался после того, как Паваротти встретил Николетту.

Паваротти и Мантовани полюбили друг друга после того, как Николетта с 1994 года стала работать у знаменитого певца будучи еще студенткой.

Об их отношениях стало известно двумя годами позже, когда их засняли целующимися во время отпуска.

В январе у Паваротти и Мантовани родились близнецы, но выжил лишь один ребенок - девочка. От первого брака у Паваротти уже есть трое взрослых детей, а в апреле 2002 года он стал дедом.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Прощание

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде".

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.

Лучано Паваротти – выдающийся оперный певец второй половины XX столетия. Лучано родился 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Отец Фернандо Паваротти работал пекарем, но пение было его слабостью. Фернандо не стал профессиональным певцом лишь потому, что испытывал страх перед сценой. Мать Лучано Адель Вентури работала на табачной фабрике. В 1943 году с приходом в город фашистов семья перебралась на загородную ферму. Родители вместе с детьми увлеклись сельским хозяйством.

Маленький Лучано с ранних лет занимался музыкой. Первые концерты перед соседями и родственниками малыш начал давать уже в 4 года. Позднее вместе с отцом Лучано пел в церковном хоре. Дома мальчик постоянно прослушивал пластинки оперных певцов из коллекции отца, а в 12 лет впервые попал в оперный театр, где услышал выступление тенора Бенджамина Джили. Еще учась в школе Schola Magistrale, юноша взял несколько уроков вокала у профессора Донди и его жены.


Помимо пения Лучано занимался футболом и даже всерьез думал о карьере вратаря. Но после получения диплома о среднем образовании мать убедила сына выучиться на педагога. После получения профессионального образования Лучано Паваротти проработал в школе преподавателем начальных классов два года. В это же время Лучано начал брать уроки у Арриго Пола, а через два года – у Эттори Кампогаллиани. После принятия окончательного решения начать вокальную карьеру, Паваротти ушел из школы.

Музыка

В 1960 году Лучано после ларингита получил профессиональное заболевание – утолщение связок, которое привело к потере голоса. Паваротти, испытав фиаско на сцене во время концерта в Ферраре, решил покинуть музыку, но через год утолщение исчезло, а голос тенора приобрел новые краски и глубину.

В 1961 году Лучано побеждает на Международном вокальном конкурсе. Первую премию присудили сразу двум певцам: Лучано Паваротти и Дмитрию Набокову. Молодые вокалисты получили партии в опере «Богема» Пуччини в театре Реджио Эмилия. В 1963 году состоялся дебют Паваротти в Венской опере и Лондонском «Ковент-Гардене».


Успех к Лучано Паваротти пришел после исполнения партии Тонио в опере Доницетти «Дочь полка», с которой тенор выступил вначале в Лондонском королевском театре «Ковент-Гарден», а затем в итальянской «Ла Скала» и американской «Метрополитен-опера». Паваротти поставил своеобразный рекорд: спел подряд 9 высоких нот «до» на полной мощности голоса в арии Тонио с безупречной легкостью.


Сенсационное выступление навсегда изменило творческую биографию Паваротти. С новой звездой оперного небосклона заключил контракт импресарио Герберт Бреслин, который занялся продвижением тенора в лучших театрах мира. С 1972 года, помимо выступления в спектаклях, Паваротти начинает гастролировать с сольными концертами, в которые входят классические оперные арии, итальянские песни и концоны.


Помимо партий лирического тенора Эльвино в «Сомнамбуле» и Артуро «Пуританах» Беллини, Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, Лучано Паваротти осваивает и драматические роли Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» и Радамеса «Аиде» Верди. Итальянский певец часто появляется с выступлениями на телевидении, участвует на фестивале «Арена ди Верона», делает записи известных оперных арий и популярных песен «Памяти Карузо», «О, sole mio!».

В начале 80-х годов Лучано Паваротти основывает международный конкурс вокалистов The Pavarotti International Voice Competition. В разные годы с победителями соревнования звезда сцены отправляется в гастрольные туры по Америке и Китаю, где вместе с молодыми дарованиями певец исполняет фрагменты из опер «Богемы», «Любовного напитка» и «Бала-маскарада». Помимо концертной деятельности Паваротти сотрудничает с Венской оперой и театром «Ла Скала».


Выступление Лучано в опере «Аида» сопровождается каждый раз долгими овациями и многократными поднятиями занавеса. Но не обходилось и без провалов: в 1992 году в спектакле «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли, который был поставлен в «Ла Скала», публика освистала Паваротти за исполнение роли. Сам тенор признавал собственную вину и больше в этом театре не выступал.


Новый виток международного признания итальянского тенора произошел в 1990 году, когда компания ВВС сделала заставкой трансляции Чемпионата мира по футболу арию «Nessun Dorma» в исполнении Лучано Паваротти, Хосе Каррераса. Видео для клипа было снято в римских императорских банях Каракаллах. Тираж распроданных записей стал самым большим за всю историю музыки, что зафиксировано в книге рекордов Гиннесса. Проект «Три тенора» оказался настолько успешным, что певцы выступали еще на открытии трех последующих Чемпионатов мира по футболу.

Лучано Паваротти популяризировал оперу. Его сольные концерты собирали до полумиллиона зрителей, которые приходили послушать тенора в живую в Центральном парке Нью-Йорка, в Лондонском Гайд-парке, на Марсовом поле в Париже. В 1992 году Паваротти создает программу «Паваротти и друзья», в которой участвуют помимо оперных певцом звезды эстрады , Шерил Кроу. В 1998 году Лучано Паваротти получает премию «Легенда Грэмми».

Личная жизнь

Еще учась в школе, Лучано познакомился со своей будущей женой Адуа Верони, которая также увлекалась пением. Вместе с Лучано девушка пошла работать учителем в сельскую школу. Молодые люди смогли пожениться в 1961 году, как только Паваротти начал самостоятельно зарабатывать на оперной сцене. В 1962 году у пары родилась дочь Лоренца, в 1964 году – Кристина, в 1967 году – Джулиана.


Брак с Адуа продержался 40 лет, но постоянные измены Лучиано вынудили супругу подать на развод. Паваротти за время музыкальной карьеры встречался с многими певицами. Наиболее известным романом 80-х годов была его связь с ученицей Мадлен Рени. Но в 60 лет тенор встретил девушку, которая подарила Лучано вторую жизнь.


Молодую особу звали Николетта Монтовани, она была на 36 лет младше маэстро. В 2000 году, после развода с первой женой, Паваротти делает предложение Николетте и строит для новой семьи просторный особняк. В 2003 году у пары родились близнецы – сын Рикардо и дочь Элис, но новорожденный мальчик вскоре умирает. Паваротти отдает все силы на воспитание маленькой дочки.

Смерть

В 2004 году Лучано ставят неутешительный диагноз – рак поджелудочной железы. Артист, взвесив все возможности, решается на проведение последнего прощального тура по 40 городам мира. В 2005 году выходит диск певца Тhe best, в который вошли лучшие номера, когда-либо исполненные Паваротти. Последнее выступление великого тенора состоялось 10 февраля 2006 году на туринской Олимпиаде, после чего Паваротти лег в больницу на операцию по удалению ракового образования.


Состояние Лучано улучшилось, но в августе 2007 года певец перенес пневмонию. Вернувшись домой в Мадену, артист скончался 6 сентября 2007 года. Смерть маэстро не могла оставить равнодушными его поклонников. В течение трех дней, пока гроб с телом Лучано Паваротти стоял в соборе родного города, круглосуточно шли люди, чтобы проститься с кумиром.

Дискография

  • The Essential Pavarotti - 1990
  • Pavarotti & friends - 1992
  • Dein ist mein ganzes Herz - 1994
  • Pavarotti & friends 2 - 1995
  • The Three Tenors: Paris - 1998
  • Christmas with Pavarotti - 1999
  • The Three Tenors Christmas - 2000
  • Donizetti Arias - 2001
  • Neapolitan and Italian Popular Songs - 2001