Биография. Дом семьи лидваля на каменоостровском Биография и семья

Фёдор Иванович (Иоганн Фридрих) Лидваль (родился 1 июня 1870, Петербург; 14 марта 1945, Стокгольм), русский архитектор шведского происхождения. Родился в семье шведского подданого. Занимался в Училище технического рисования барона Штиглица (1888-90).

В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль учился в Академии Художеств и окончил ее по классу Л. Бенуа со званием художнка-архитектора за "проект зала для выставки". В 1909 стал Академиком архитектуры. В 1918 уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом.

Произведения Ф.И. Лидваля - ведущего мастера "Северного модерна ", ориентировавшегося на архитектуру Скандинавских стран и отчасти русского севера отличаются остро скомпанованными сочетаниями больших объемов и плоскостей, фактур, цветовых пятен, сложным ритмом разнообразных оконных и дверных проемов, эркеров и балконов. Поэтичность, обобщенность и динамика форм придают большую силу воздействия этим зданиям и, прежде всего собственному дому Лидваля, с которого начинается главная улица Петербургской стороны - Каменноостровский проспект (дом №1/3).

В дальнейшем Лидваль переходит к более строгой и лаконичной манере. И причиной этому явился сам Петербург, сохранивший классическую основу и влиявший на всех строителей. Лидваль широко использует технические и художественные возможности строительных и отделочных материалов, разнообразнейшей штукатурки, гладкого и грубоколотого гранита, известняка, отделочного кирпича. Мало кто умел до Лидваля так глубоко выразить достоинства каждого материала в сочетании с другими материалами. Дом на Каменноостровском проспекте дом № 61 - самое красочное произведение Лидваля, гармонично сочетающее живописность композиции с лаконичностью архитектурных форм, свободную лепкуобъемов и мягкую пластику поверхностей стен. И что интересно, в оформлении фасадов включены мотивы, близкие барокко, особенно в композиции кровли и парадных входов. Так создается перекличка памятника "северного модерна" с архитектурой XVIII века.

В зданиях Второго общества взаимного кредита на Садовой ул., д.14 (1909) и здание Азовско-Донского коммерческого банка на Б.Морской ул., д. 3-5 отчетливо просматриваются черты петербургского классицизма. Фасады с четко акцентированным центром монументальны, парадны, первый этаж воспринимается как мощное основание всего здания.

В числе многочисленных строений Лидваля следует отметить известное здание пятизвездочной гостиницы "Астория", а так же жилых домов на улице Рубинштейна 15-17 и дом Нобеля на Лесном проспекте дом №20. За довольно скромными уличными фасадами, выделяющимися лишь высокими проездами - "ренессансными" тройными арками - открывается величественная композиция дворового пространства - своеобразная улица зодчего Лидваля, парадная амфилада под открытым небом.

Д ом Лидваля - памятник северного модерна в Санкт-Петербурге.
Это один из его ранних домов, созданный им для семьи по заказу матери, который позже и сделал его знаменитым. Дом находится на Каменоостровском д. № 1-3, совсем рядом с метро Горьковская и его можно считать образцом жилого доходного дома в стиле "Северный модерн".

Раньше на этом участке находились ламповая и бронзовая фабрики. В 1875 году фабрика расширилась и стала заводом бронзовых изделий, владельцем которого был И.А. Кумберг.

В 1898 году объединённый участок купила в кредит Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль, мать архитектора Ф. И. Лидваля.

Скорее всего не обошлось без инсайдерской информации, ведь Ида Амлия была женой придворного портного... При покупке участки не представляли из себя ничего особенного. Но после открытия Троицкого моста, сам Каменноостровский проспект превратился в "русскую Рублевку" того времени (близость к центру и удобство перемещения). Земельный участок сразу резко вырос в цене, а этот доходный дом стал одним из самых дорогих в Петербурге.

Доходный дом Иды Амалии Лидваль это первая самостоятельная работа ее сына, выдающегося архитектора Ф. И. Лидваля (ссылка на Вики) и была выполнена по заказу его матери. Старые фото (С) pastvu.com

Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей. Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до своей кончины в 1915 году сама Ида Лидваль. В соседних квартирах № 21 и № 23 на этом же этаже проживали её сыновья Эдуард Лидваль и Фёдор Лидваль, а на первом этаже дома до 1918 года размещалось архитектурное проектное бюро Ф. И. Лидваля.

Звено его главного фасада имеет симметричное трёхосевое строение, хотя сам дом несимметричен. Эркеры не повторяют друг друга: левый — округлый, правый — трёхгранный. Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг».

Облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» (талькохлорита) светлого зеленовато-серого цвета, поставляемого из месторождений Нуннанлахти или Калливо-Муреннанваара (Северная Карелия).

И рыси и грибочки замечательные)))

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году, явилось этапом в развитии петербургского зодчества и прославило архитектора.

Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» - Lidvall. Картины на лестнице - мозаика.

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами.

В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники.

Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью (возможно это легенда).
Когда солнечные лучи касались фасада, они расцвечивались всеми цветами радуги, отражаясь внутри на стенах и делая помещения еще более воздушными.

В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Старая надпись с советских времен "Кировский проспект".

В советское время здесь размещалась трудовая школа, музыкальный отдел. Квартиры снимали актёры, в частности народный артист СССР Ю. М. Юрьев. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Инфа и некоторые фото (С) Википедия и интернет.

Петербургский архитектор Фёдор Иванович (Иоганн Фредерик) Лидваль (1870-1945) - по своему происхождению и подданству – швед с примесью датской крови, а по своему творчеству – русский зодчий, гений петербургского модерна, ведущий мастер целой архитектурной эпохи.

Его постройки – знаковые символы Серебряного века, эталоны столичной петербургской архитектуры в период с 1899 по 1917 годы. Характерно, что богатейшее петербургское семейство промышленников Нобелей заказывало строительство домов и особняков именно Фёдору Лидвалю. Внутренние интерьеры великолепнейшей гостиницы «Европейская» выполнены по проектам Фёдора Лидваля, а самый шикарный номер («президентский» люкс) имеет персональное имя «Лидваль». Готовясь вступить в 1941 году после штурма в город на Неве, немецкое командование отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория», построенной по проекту Фёдора Лидваля. При этом обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха, было запрещено. К счастью, банкет не состоялся.

Фёдор Лидваль родился в Петербурге 20 мая 1870 года. В 1882 году окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890 году стал учеником Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор.

С 1909 года – академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

С 1918 года жил и работал в Швеции. Построил ряд зданий в Стокгольме. Умер в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.

Постройки Лидваля в нашем городе – образцы стиля, вкуса, петербургской изысканности, благородного богатства и престижа.

Петербургские постройки Фёдора Лидваля

1. Доходный дом Иды-Амалии Лидваль. Заказчик дома – мать архитектора. В этом доме Фёдор Лидваль жил и здесь же располагалась его архитектурная мастерская до 1918 года. (Каменноостровский проспект, 1-3 – Малая Посадская улица, 5) . Годы постройки: 1899-1904.

2. Производственные сооружения чугунолитейного завода К.К.Экваля. (. Расширение сооружений в 1899 и 1906 годах.

3. Доходный дом А.И Винтера. (Съездовская линия, 9 - Кубанский переулок, 1) . Перестройка в 1900 году.

4. Особняк К.К.Экваля. (Красногвардейский переулок, 15) . Год постройки 1901. Совместно с С.В.Беляевым.

5. Доходный дом Ш.Д. де Риц-а-Порта. (Малая Посадская улица, 17) . Год постройки 1902.

6. Здание Купеческой гостиницы М.А. Александрова . (Апраксин переулок, 6) . Годы постройки: 1902-1903.

7. Доходный дом Ш.Д. де Риц-а-Порта . (Малая Посадская улица,19) . Год постройки 1904.

8. Доходный дом Шведской церкви св. Екатерины и Екатерининский зал. (Малая Конюшенная, 3) . Годы постройки: 1904-1905. Правая часть дома в основе имеет полностью перестроенный дом 1862 года, созданный по проекту архитектора К.К.Андерсона.

9. Доходный дом Н.А Мельцера. (Большая Конюшенная улица, 19 –Волынский переулок, 8). Годы постройки: 1904-1905.

10. Доходный дом Ю.П.Коллана . (Большой проспект В.О., 92) . Годы постройки: 1904-1905.

11. Доходный дом О.И.Либих. (Моховая улица, 14) . Годы постройки: 1905-1906.

12. Доходный дом А.Ф.Циммермана. (Каменноостровский проспект, 61 - улица Чапыгина, 2) . Годы постройки: 1906-1907 и 1913. При участии А.Ф.Нидермейера.

13. Здание Второго общества взаимного кредита. (Садова лица, 34) . Годы постройки: 1907-1909. При участии А.А.Оля. Скульптор А.Л.Козельский.

14. Здание гостиницы «Европейская». (Михайловская улица, 1 - Итальянская улица, 7) . Внутренняя перестройка, отделка интерьеров. Годы выполнения работ: 1908-1910.

15. Доходный дом. А.К.Леммериха. (Малая Посадская улица, 15) . Годы постройки: 1908-1910.

16. Здание Азовско-Донского банка. (Большая Морская улица , 3-5). Годы постройки: 1908-1909 и 1912-1913. Скульптор В.В.Кузнецов.

17. Здание Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель». (Набережная канала Грибоедова , 6 Итальянская ул. 2). Перестройка в 1909 году.

18. Особняк Э. Нобеля. (Лесной проспект, 21). Год постройки 1910.

19. Доходный дом Э.Нобеля. (Лесной проспект, 20, корпус 8). Годы постройки: 1910-1911.

20. Доходный дом М.П.Толстого. (Набережная реки Фонтанки, 54 – улица Рубинштейна, 15-17) . Годы постройки: 1910-1912. При участии Д.Д.Смирнова.

21. Здание гостинцы «Астория». (Большая Морская улица, 39 – Вознесенский проспект, 12). Годы постройки: 1911-1912.

22. Литейная мастерская завода «Людвиг Нобель». (Улица Фокина, 4, правая часть). Годы постройки: 1912-1913.

23. Флигель городка Э.Нобеля. (Лесной Проспект, 20, корпус 7) . Годы постройки: 1912-1913.

24. Доходный дом С.Л.Липавского. (Большой проспект П.С., 39 - Гатчинская улица, 4). Годы постройки: 1912-1913. Совместно с Д.Д.Смирновым

25. Жилые дома акционерного общества «Новый Петербург». (Железноводская улица 19, 34 – проспект Кима, 7,5 – переулок Декабристов 14, 12). Годы постройки: 1912-1914.

26. Здание при заводе «Людвиг Нобель». (Большой Сампсониевский проспект, 27) . Год постройки 1913.

27. Здание акционерного общества «Пекарь». (11-я Красноармейская улица, 18-20) . Год постройки 1913. Ныне здание перестроено.

28. Здание школы при Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан . ( Тамбовская улица, 80) . Год постройки 1913.

29. Железобетонный свод в главном зале Биржи. (Биржевая площадь, 4) . Годы постройки: 1913-1914. Совместно с М.М.Перетятковичем.

30. Доходный дом Г.Ф.Эйлерса . (Улица Рентгена, 4) . Годы постройки: 1913-1914. Строитель К.Г.Эйлерс.

31. Особняк В.Н.Соловьева . (Улица Рентгена, 9) . Расширение, пристройка со стороны двора. Год постройки 1914.

32. Доходный дом Азовско-Донского банка. (Улица Грота, 5 – улица Профессора Попова, 41) . Годы постройки: 1914-1915.

33. Здание Русского для внешней торговли банка. (Большая Морская улица, 18 – Кирпичный переулок, 5-7 – набережная реки Мойки, 63) . Годы строительства: 1915-1916. Совместно с Л.Н.Бенуа. Из-за войны не было завершено. Достроено в 1929-1930 годах по измененному проекту.

Несколько банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

В Стокгольме Лидваль построил ряд зданий и жилых комплексов.

Литература.

Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М . – Л., 1982.

Исаченко В.Г., Оль Г.А. Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с.

Кириков Б.М . Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с.

Колотило М.Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А.Л.Пунин. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.- СПб, 1997-1998 учебный год.- 45 с., илл. (рукопись).

Кудашев Б.М . Вдоль реки Фонтанной: Восемь маршрутов по набережным Фонтанки. Путеводитель.- СПб.: Северо-Западный научный методический центр, 1997. С. 123-124.

Лидваль Ингрид . Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87.

Лисовский В.Г . Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1.

[Оль А.А .] Ф.И.Лидваль.- СПб, Изд. «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг»,1914.

Фёдор Иванович Лидваль родился 20 мая 1870 года в Санкт-Петербурге в семье шведского подданного. После окончания начальной школы при церкви святой Екатерины Фёдор поступил во 2-е Петербургское реальное училище. После его окончания следующие два года юноша обучался в Училище технического рисования. В 1890 году Фёдор Лидваль поступил в Академию художеств. После четырёх лет обучения в Академии молодой архитектор продолжил образование в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа .

Главными работами молодого Фёдора Лидваля стали доходные дома, которые он проектировал в новом для того времени стиле - модерн. Архитектором были построены жилой дом на Кадетской линии (дом №9), дом-гостиница купца Алексеева (Апраксин пер. 6). Им же был реконструирован доходный дом его матери И. Б. Лидваль (Большая Морская ул. 27).

Действительное признание к Лидвалю пришло в 1904 году, когда им был построен доходный дом И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр. 1-3). На этом же проспекте им был построен дом А. Ф. Циммермана (№61). Первый этап творчества архитектора продолжился зданиями в центре Петербурга: Малая Конюшенная ул. 3 ; Большая Конюшенная ул. 19 ; Моховая ул. 14.

В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады присудила Фёдору Ивановичу Лидвалю серебряную медаль. В 1909 году ему было присвоено звание академика архитектуры. По проекту архитектора строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве, Астрахани, Харькове.

В 1907-1909 годах Лидваль построил здание Второго общества взаимного кредита (Садовая ул. 34), здание Азовско-Донского коммерческого банка (Большая Морская ул. 3-5). За проект здания Азовско-Донского банка он получил золотую медаль городской комиссии по присуждению премий за лучшие фасады.

Фёдор Иванович Лидваль принял участие в судьбе двух видных петербургских гостиничных зданий. В 1908 году он начал реконструировать здание гостиницы "Европейская" , в 1910-1912 годах занимался строительством здания гостиницы "Астория" .

Почти в одно и то же время Фёдор Иванович Лидваль работал над доходными домами графа М. П. Толстого (наб. р. Фонтанки, 52-54) и промышленника Э. Л. Нобеля (Лесной пр. 20). Для Нобеля по соседству с его доходным домом Лидваль построил также и особняк.

В 1910-1917 годах Фёдор Иванович Лидваль преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, являлся членом многих конкурсных комиссий, участвовал в издании архитектурно-художественного журнала.

В 1918 году архитектор уехал в Стокгольм, где к тому времени уже жила его семья. В Швеции зодчий построил несколько жилых и общественных зданий. Фёдор Иванович Лидваль скончался в Швеции 14 марта 1945 года.

Санкт-Петербург - главный фасад Российской империи со стороны Европы. По нему будет формироваться отношение западных государств к новому городу и всей Российской империи. Это хорошо понимал Петр I. Но своих архитекторов, способных создать истинно европейское лицо Санкт-Петербурга, в России еще не было. Поэтому император приглашает сюда на договорной основе западные таланты, работу которым в то время в Европе найти было почти невозможно. И они едут. Зачастую, приезжая "на чуть-чуть", остаются на долгие годы, а то и на всю жизнь. И семьи сюда перевозят. И сами служат новому государю, и потомство их, став подданными Российской империи по наследственному праву. Так сложилась жизнь и одного из известнейших мастеров конца 19 - начала 20 века, архитектора Лидваля Ф. И.

Биографическая справка

Барон Лидваль - сын шведского подданного, но родился не на своей исторической родине, а в Санкт-Петербурге. Имел прекрасное образование, как и многие аристократы: закончил начальную школу при церкви св. Екатерины, расположенной на Невском проспекте, Реальное училище и Училище технического рисования, а затем - Академию трех знатнейших художеств. Образование, продолженное в мастерской Льва Николаевича Бенуа, помогло определиться со стилевым направлением творчества и назначением сооружений, к которым архитектор Лидваль подходил с внимательностью, творчеством и ответственностью.

Более 25 лет отдал мастер своему делу, более 7 - преподавал будущим архитекторам, готовя кадры высокого уровня мастерства. Через год после событий 1917 г. эмигрировал в Швецию.

Федор Иванович Лидваль прожил длинную и насыщенную деятельностью и событиями жизнь. Он дожил до 75 лет и умер в Стокгольме.

Характеристика творчества

Основной сферой творческого применения архитектор Лидваль избрал для себя архитектуру доходного бизнеса. Большинство его сооружений - доходные дома и гостиницы. Возводил мастер свои творения в стиле В соответствии с ним здания Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. В соответствии с избранным стилем использовал в основном природные строительные материалы - камень и дерево. Скупые на декор, они выглядят строго и просто, но при этом сохраняют аристократичность и изысканность. Масштабность замысла мастера поражает.

В Санкт-Петербурге это один из знаменитейших доходных домов, возведенный по проекту Ф. И. Лидваля. Находится он на набережной реки Фонтанки и улице Рубинштейна. Почему Толстовский? Все очень просто - в Петербурге люди часто давали доходным домам имена по фамилии домовладельца, в данном случае М. П. Толстого.

Чем знаменит Толстовский дом в Санкт-Петербурге? Это здание можно назвать киноактером, ведь он является едва ли не главным действующим лицом многих известных кинофильмов советского и постсоветского периода: "Вам и не снилось", "Зимняя вишня", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Бандитский Петербург" и др.

Дом, как и прочие сооружения Ф. И. Лидваля, возведен в избранном им стиле северного модерна. Это девятиэтажное протяженное сооружение с большим двором и множеством арок выглядит весьма монументально. Оно также облицовано тесаным известняком. Нижняя часть фасада выделена кирпичом красного цвета и оштукатурена. В качестве декора использованы рельефные панно и овальной формы окна, вазы в нишах.

"Астория"

Гостиница в Санкт-Петербурге - одно из зданий архитектора Лидваля, вполне гармонично вписавшееся в уже существовавший архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Оно расположено на ее пересечении с Большой Морской улицей и выполнено в форме трапеции с узкой, слегка вогнутой стороной по восточной границе площади.

Создание гостиницы с претензией на звание одной из лучших в Европе финансировала немецкая организация Weiss&Freitag. В работе над проектом Лидвалю помогали его ученицы - студентки и выпускницы политехнического института. Участок, который был выбран под строительство новой гостиницы, занимало обветшавшее здание меблированных комнат "Бристоль".

В сооружении гостиницы "Астория" были использованы новейшие технологии строительства и дизайна, уникальные сорта красного гранита из Выборгских каменоломен, большое количество стекла и разных пород деревьев. Все было сделано на совесть и на века, что пригодилось впоследствии, когда шла Первая мировая война и гостиница стала одним из важных военных объектов города.

Здание этого коммерческого банка было возведено по проекту архитектора Лидваля неподалеку от "Астории", на Большой Морской улице. Оба корпуса, построенные рядом с разницей в год, наследуют в своем стиле северный модерн. Это основополагающий элемент античной классики - ионический колонный портик на основе ордерной системы и пилястровый декор.

В оформлении фасадов традиционно использовался природный камень - стены банка облицованы квадратными плитами серого гранита. На них присутствует скромный рельефный декор в виде гирлянд и медальонов, не отличающийся по цветовой гамме. Умело использована асимметрия. Это тем более важно, что участки, на которых возводились здания банка и гостиницы "Астория", имели неправильную форму, что сильно усложняло работу над проектом.

Дома для мамы

Дважды Федор Иванович Лидваль исполнял заказ своей матушки Иды Балтазаровны Лидваль. Ида Балтазаровна занималась доходным бизнесом и имела в Петербурге несколько домов.

Первоначально Ф. И. Лидваль реконструировал ее дом на Большой Морской улице, под №27. А затем - на Каменноостровском проспекте, под №1-3.

В первом из них, приобретенном у прежней владелицы Александры Афанасьевны Мальм, размещалась и фирма умершего мужа Иды Лидваль - торговый дом по пошиву одежды. Часть помещений сдавалась другим фирмам, например, по изготовлению оптики для граждан, фотоателье и т. п. Реконструкция, произведенная в доме Ф. Лидвалем по просьбе матушки, сводилась к установке лифтов, небольшим внутренним переделкам и надстройке 5-го этажа.

Что касается второго дома, то тут вся работа легла полностью на плечи сына. Участок был приобретен матушкой у Якова Михайловича Кокса в кредит, и на нем еще располагались деревянные постройки, оставшиеся от прежнего хозяина. Дом начали поэтому строить с дальней стороны участка. Он состоял из главного корпуса и двух крыльев, северное из которых полностью принадлежало Лидвалям. Здесь они жили, здесь умерла Ида Балтазаровна. Главное здание украшено балконом, на решетке которого изображен вензель Лидваля и нанесена его фамилия. Дом этот отличался от прочих в то время, так как был первым, в котором между корпусами размещался двор-курдонер.

Все четыре корпуса дома разновысотные. Самый высокий выходит на Большую Посадскую улицу и имеет пять этажей. Нижняя часть фасадов корпусов выложена плитами серого гранита, а части фасада - горшечной плиткой. Кроме того, в доме устроены потолки и перекрытия из дорогих пород древесины, использованы майоликовые изразцы.