Биография анны ахматовой. Литературно-исторические заметки юного техника

в девичестве - Гóренко , по первому мужу Горенко-Гумилёва , после развода взяла фамилию Ахматова , по второму мужу Ахматова-Шилейко , после развода Ахматова

русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века; номинантка на Нобелевскую премию по литературе

Анна Ахматова

Краткая биография

11 июня 1889 г. в Одессе, в одном из домов Большого Фонтана, появилась на свет Анечка Горенко , которой предстояло снискать славу одного из самых известных русских поэтов XX ст., классика при жизни, талантливого переводчика, литературоведа, критика. Она стала шестым ребенком в семействе отставного флотского инженера-механика, потомственного дворянина. Детские и отроческие годы Анны прошли в Царском Селе, куда семья переехала в 1980 г. Здесь она с 1900 г. по 1905 г. училась в Мариинской гимназии, здесь же в 1903 г. состоялось ее знакомство с Николаем Гумилевым – будущим супругом, человеком, сыгравшим в ее судьбе особую роль.

После развода родителей в 1905 г. Анна с мамой и сестрами уехали в Евпаторию: больным туберкулезом девочкам был полезен целительный климат. Оканчивала учебу она в Фундуклеевской гимназии города Киева, куда они в 1906 г. переехали жить к родственникам. С 1908 г. Анна Горенко – слушательница Киевских высших женских курсов, юридического факультета. Привить любовь к юриспруденции учеба так и не смогла, зато студентка увлеченно изучала латынь. В апреле 1910 г. Анна ответила согласием на предложение руки и сердца, сделанное Н. Гумилевым. Обвенчавшись, пара уехала сначала в свадебное путешествие (Париж, города Италии), потом провела какое-то время в Слепнево - имении матери Н. Гумилева.

Перспектива стать юристом больше не влекла Анну Горенко. Она приехала в Петербург и в том же 1910 г. поступила на Высшие историко-литературные курсы Раева. Сочинять стихи будущая знаменитость начала с 11 лет. В 1907 г. Н. Гумилев, выпускавший в Париже русскоязычный журнал «Сириус», впервые опубликовал стихотворение «На руке его много блестящих колец», подписанное «Анна Г.», но издание просуществовало очень недолго. В 1911 г. стихи начинающей поэтессы стали появляться в журналах, выходивших в Петербурге. Именно тогда читающая публика узнала об Анне Ахматовой. Некогда отец наложил вето на использование «Горенко» в подписи к стихам, поэтому в качестве творческого псевдонима была использована фамилия, которую носила прабабка по материнской линии.

Благодаря Н. Гумилеву, который был к тому времени в литературно-художественных кругах личностью известной и авторитетной, Ахматова и сама быстро стала частью этой среды. Путь Анны Андреевне к славе не был долгим и тернистым. Уже первый ее сборник стихов – «Вечер», увидевший свет в 1912 г., - не остался без внимания критиков и свидетельствовал о том, что в русской поэзии появилось новое имя. Быстрое восхождение стало неожиданностью для многих, в том числе для самого Н. Гумилева, который некогда после прочтения стихов Анны дал ей совет заняться танцами. Когда был основан «Цех поэтов», Ахматова принимала в его деятельности самое активное участие, была секретарем.

В мае 1914 г. был опубликован лирический сборник «Четки», после которого к поэтессе пришла настоящая слава. Благосклонно восприняли его не только простые почитатели ее таланта, но и поэты, оказавшие значительное влияние на раннюю поэтику Ахматовой, - Александр Блок и Валерий Брюсов . Книга выдержала до 1923 г. еще восемь переизданий. Как и «Вечер», «Четки» были написаны в русле акмеизма; Анна Ахматова стояла у истоков этого литературного течения. Ею восхищались, ей подражали, сочиняли посвящения, художники искали возможности нарисовать ее портрет... Однако начавшаяся Первая мировая война не могла не внести корректив в биографию - активная публичная деятельность поэтессы была свернута, Гумилев ушел на фронт. Ахматова все чаще бывала в его имении Слепнево, где открыла для себя жизнь, имеющую мало общего с петербуржской. Ее мучил туберкулез, много времени и сил уходило на лечение.

Этот период был насыщен чтением русской классики, что также наложило заметный отпечаток на ее дальнейшую творческую деятельность. Знакомство с безыскусной деревенской жизнью, утрата ощущения стабильности, драматизм военной поры внесли в ее поэзию новые интонации – молитвенности, торжественной скорби. Стихи этой поры легли в основу третьего сборника (1917 г.) – «Белая стая». Принято считать, что он пользовался меньшим успехом, однако сама Ахматова объясняла это тяжелым военным временем.

После установления в 1917 г. власти большевиков потомственная дворянка сделала выбор в пользу «глухой и грешной» Родины, оставшись там, «где мой народ, к несчастью, был», не эмигрировав, как это сделали очень многие из ее окружения. Несколько лет серьезных лишений, драматических личных событий (развод в 1918 г. с Н. Гумилевым, его расстрел в 1921 г., повторный неудачный брак с поэтом и ученым В. Шилейко) несколько отдалили Ахматову от творчества, публичной деятельности, но осенью 1921 г. она вновь стала активно публиковаться, принимать участие в жизни литературных объединений, выступать. В 1921 г. было издано сразу два ее сборника любовной лирики – «Подорожник» и «Anno Domini».

С 1923 г. Ахматову как автора объявили идеологически чуждым элементом, превратили в мишень для критики и перестали печатать, заставив сменить вектор творчества: она погрузилась в изучение наследия Пушкина , много переводила, увлеклась архитектурой. Ее биография в тот период мало чем отличалась от жизни тысяч соотечественников, чьи близкие стали безвинными жертвами сталинских репрессий. Единственного сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовывали три раза, ссылали в лагеря; погибли в сталинских застенках ее третий муж Николай Пунин, многие друзья и знакомые. Тридцать лет поэтесса прожила, по ее собственному выражению, «под крылом у гибели». Страдания и скорбь русской женщины, которой довелось жить в страшные времена, нашли воплощение в стихотворном цикле «Реквием» (1935-1940), стихах военного времени. По прихоти Сталина (его дочери очень нравились стихи Ахматовой) в 1939 г. поэтессу пустили в советскую литературу, приняли в Союз писателей, и уже в 1940 г. был опубликован ее сборник «Из шести книг», и в целом этот год был невероятно плодотворным в ее творческой биографии.

В сентябре 1941 г. Ахматова, встретившая начало Великой Отечественной в Ленинграде, была эвакуирована, до мая 1945 г. пробыла в Ташкенте. В 1943 г. была удостоена медали «За оборону Ленинграда». Ее стихи той поры не только были пронизаны скорбью и страданиями, но и призывали к мужеству, выполнению гражданского долга, стали олицетворением непокоренного русского слова и русского духа. В Колонном зале Дома союзов в апреле 1946 г. ее встречали стоя и продолжительными овациями. Однако время триумфа, восхищенного приема публикой было очень коротким: 16 августа вышло Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград», перечеркнувшее надежды интеллигенции на большую свободу и подвергавшее жесткой критике творчество Ахматовой и Зощенко. В 1949 г. к бедствиям (голод, обыски, моральная травля) добавился приговор сыну – 10 лет лагерей. Желая смягчить суровое наказание в 1950 г. поэтесса, переступив через себя, написала хвалебный цикл стихов «Слава Миру», но ее надежды не оправдались.

19 января 1951 г. благодаря ходатайству А. Фадеева Ахматову вновь включили в Союз советских писателей, в мае 1955 г. ей выделили в пос. Комарово собственное жилье (первое в жизни) - дачный домик, в 1956 вернулся из лагеря реабилитированный Лев Гумилев. Это был относительно благополучный период в жизни поэтессы, она вновь получила возможность заняться творчеством. В 1958 г. вышел сборник «Стихотворения»; в 1962 г. - закончена «Поэма без героя», начатая в 1940-ом, положен на бумагу и доработан знаменитый автобиографический «Реквием», который увидит свет уже после ее смерти, в перестроечном 1987-ом.

Несмотря на ограничения в публикациях, слава Ахматовой вышла далеко за пределы СССР, мастерство поэтессы было признано на мировом уровне, стало для зарубежных читателей олицетворением великой русской культуры. В 1962 г. она была номинантом Нобелевской премии в области литературы. В 1964. в Италии получила международную литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 в Лондоне примерила мантию почетного доктора литературы Оксфордского университета. В том же 1965 г. был опубликован большой сборник «Бег времени», куда вошли стихи разных периодов. Умерла Анна Андреевна 5 марта 1966 г. в домодедовском санатории, где она шла на поправку после четвертого инфаркта. Прах ее покоится в поселке Комарово неподалеку от Санкт-Петербурга.

Биография из Википедии

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Она была третьей из шести детей. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова - дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой; её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки», которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата. К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, он попросил не срамить его имени.

В 1890 году семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии. Лето она проводила под Севастополем, где, по её собственным словам:

Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Вспоминая детство, Ахматова писала:

Мои первые воспоминания - царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

А. Ахматова. Коротко о себе

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого . В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

Свои первые стихотворения она опубликовала в 1911 году («Новая жизнь», «Gaudeamus», «Аполлон», «Русская мысль»). В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-1940; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР - в 1987) - одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.

«Поэма без героя» (1940-1965, относительно полный текст впервые опубликован в СССР в 1976) отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от Серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии и уникальное историческое полотно.

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова , воспоминания о современниках.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С 1925 по 1939 год и с 1946 по 1955 её поэзия не печаталась совершенно, кроме стихотворений из цикла «Слава миру!» (1950). По мнению давнего знакомого Ахматовой Юзефа Чапского, её первый, с 1914 года, выезд за рубеж состоялся, скорее всего, только в 1964 году, в итальянскую Таормину. «Британника» уточняет первую дату - с 1912 года.

Первое относительно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Под ред. В. М. Жирмунского. - Л., 1976. - (Большая серия Библиотеки поэта).

Стихи Ахматовой переведены на многие языки мира.

Жизнь и творчество

Анна Ахматова с мужем Н. С. Гумилёвым и сыном Львом

  • 1900-1905 - учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.
  • 1906-1907 - учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Среди преподавателей - будущий известный философ Густав Шпет, математик Юлий Кистяковский.
  • 1908-1910 - учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших женских историко-литературных курсах Н. П. Раева в Петербурге. Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко , и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве - Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии князей Чагадаевых, известных с XVI века, по матери - из старинного татарского рода Ахматовых, обрусевшего в XVII веке.
  • 1910 - в апреле вышла замуж за Николая Гумилёва.
  • 1910-1912 - дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы.
  • 1911 - первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже её стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им журнале «Сириус». Журнал успеха не имел и почти сразу прекратил своё существование).
  • 1912
    • в марте вышла первая книга - сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров.
    • в октябре родился сын - Лев Николаевич Гумилёв.
  • 1914 - весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом в 1000 экземпляров. До 1923 года книга выдержала ещё 8 переизданий.
  • 1917 - третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров.
  • 1918
    • в августе состоялся развод с Гумилёвым.
    • вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко.
  • 1921
    • в апреле в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом в 1000 экземпляров.
    • лето - рассталась с В. К. Шилейко.
    • в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
    • в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».
  • 1922 - стала женой, без официальной регистрации брака, искусствоведа Николая Пунина.
  • С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» в 1965 году писала:

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать».

  • 1924 - поселилась в «Фонтанном доме».
  • 8 июня 1926 - оформлен развод с Владимиром Шилейко, собиравшимся вступить во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).
  • 22 октября 1935 - арестованы, а через неделю освобождены Николай Пунин и Лев Гумилёв.
  • 1938 - арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын - Лев Гумилёв.
    • рассталась с Николаем Пуниным.
  • 1939 - принята в Союз советских писателей.
  • 1935-1940 - написана поэма «Реквием».
  • 1940 - новый, шестой сборник: «Из шести книг».
  • 1941 - войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.
  • 1944 - 31 мая Анна Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград.
    • лето - разрыв отношений с Владимиром Гаршиным.
  • 1946 - Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.

  • 1949 - 26 августа арестован Н. Н. Пунин, 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор - 10 лет Исправительно-трудовых лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. Возможно, попыткой продемонстрировать лояльность советской власти явилось создание цикла стихов «Слава миру!» (1950). Лидия Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» пишет:

«Цикл „Слава миру“ (фактически - „Слава Сталину“) написан Ахматовой как „прошение на высочайшее имя“. Это поступок отчаяния: Лев Николаевич был снова арестован в 1949 году».

  • 1951 - 19 января по предложению Александра Фадеева Анна Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.
  • 1954 - в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.
  • 1956
    • 7 июля награждена Почетной грамотой Армении.
    • возвратился из заключения реабилитированный после XX съезда КПСС Лев Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения. Но Ахматова 24 апреля 1950 г. написала Сталину письмо с просьбой освободить сына, которое осталось без ответа, а 14 июля 1950 г. министр госбезопасности СССР В. С. Абакумов отправил Сталину докладную записку «О необходимости ареста поэтессы Ахматовой»; с этого времени отношения между матерью и сыном были напряжёнными.

  • 1958 - вышел сборник «Стихотворения»
  • 1962 - закончила «Поэму без героя», над которой работала двадцать два года.
  • 1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».
  • 1965
    • поездка в Англию на вручение диплома почётного доктора Оксфордского университета.
    • издан сборник «Бег времени».
  • 1966
    • 5 марта - умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
    • 7 марта - в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой.
    • 9 марта гроб был доставлен из Москвы в Ленинград. Утром 10 марта 1966 года сначала было совершено отпевание покойной в нижней церкви Никольского собора, а около 15 часов - гражданская панихида в Доме писателей на улице Воинова в бывшем особняке А. Д. Шереметева. Похоронена в тот же день в поселке Комарово под Ленинградом. Власти планировали установить на могиле обычную для СССР пирамидку, однако Лев Гумилёв вместе со своими студентами построил памятник матери самостоятельно, собрав камни, где смог, и выложив стену, как символ стены «Крестов», под которой стояла его мать с передачами сыну. Первоначально в стене была ниша, похожая на тюремное окно, в дальнейшем эту «амбразуру» закрыли барельефом с портретом поэтессы. Крест, как и завещала Анна Ахматова, первоначально был деревянным. В 1969 году на могиле установлены барельеф и крест по проекту скульптора А. М. Игнатьева и архитектора В. П. Смирнова.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“»

Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов 15-16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма):

<…> Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это - поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых <…>

По мнению К. Симонова «выбор прицела для удара по Ахматовой и Зощенко был связан не столько с ними самими, сколько с тем головокружительным, отчасти демонстративным триумфом, в обстановке которого протекали выступления Ахматовой в Москве, <…> и с тем подчёркнуто авторитетным положением, которое занял Зощенко после возвращения в Ленинград».

Постановление как ошибочное было отменено на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 октября 1988 года.

Адреса

Одесса

  • 1889 - родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес: Фонтанская дорога, 78.

Севастополь

  • 1896-1916 - гостила у своего деда (ул. Ленина, 8)

Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград

Вся сознательная жизнь А. А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице.

  • 1910-1912 - Царское село, Малая улица, дом № 64. Живут у матери Гумилёва (дом не сохранился, сейчас это участок дома № 57 по Малой улице). Дом стоял напротив здания Николаевской мужской классической гимназии;
  • 1912-1914 - Тучков переулок, дом 17, кв. 29; жила вместе с Николаем Гумилёвым. Из ахматовских стихов можно угадать этот адрес:

…Я тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и лёгкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.

Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана, которая находилась рядом, на Тучковой набережной.

Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко,.

  • 1914-1917 - Тучкова набережная, 20, кв. 29;
  • 1915 - Большая Пушкарская, д. 3. В апреле - мае 1915 г. снимала комнату в этом доме; в её записях упоминается, что она называла этот дом «Пагодой».
  • 1917-1918 - квартира Вячеслава и Валерии Срезневских - Боткинская улица, 9 (ныне - дом 17);
  • 1919-1921 - квартира Шилейко - северный флигель дома № 34 на набережной Фонтанки (он же дворец Шереметьева или «Фонтанный дом»);
  • 1919-1920 - улица Халтурина, 5; угловая квартира из двух комнат во втором этаже служебного корпуса на углу Миллионной улицы и площади;
  • весна 1921 года - особняк Е. Н. Нарышкиной - Сергиевская улица, 7, кв. 12; а затем дом № 18 по набережной Фонтанки квартира подруги О. А. Глебовой-Судейкиной;
  • 1921 год - санаторий - Детское Село, Колпинская улица, 1;
  • 1922-1923 годы - доходный дом - Казанская улица, 4;
  • конец 1923 - начало 1924 года - Казанская улица, 3;
  • лето - осень 1924-1925 годы - набережная реки Фонтанки, 2; дом стоит напротив Летнего сада у истока Фонтанки, вытекающей из Невы;
  • осень 1924 - февраль 1952 - южный дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина) - набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44 («Фонтанный Дом»). Гости Ахматовой должны были получать пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, в то время располагавшемся там же; у самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути», где в графе «должность» указано «жилец»;
  • лето 1944 - набережная Кутузова, четвёртый этаж дома № 12, квартира Рыбаковых, на время ремонта квартиры в Фонтанном доме;
  • февраль 1952-1961 - доходный дом - улица Красной Конницы, 4, кв. 3;
  • Последние годы жизни дом № 34 на улице Ленина, где были предоставлены квартиры многим поэтам, писателям, литературоведам, критикам;

Москва

Приезжая в Москву в 1938-1966 годах, Анна Ахматова останавливалась у писателя Виктора Ардова, квартира которого находилась по адресу Большая Ордынка, д. 17, стр. 1. Здесь она подолгу жила и работала, здесь же в июне 1941 года она впервые встретилась с Мариной Цветаевой .

Ташкент

  • 1941, ноябрь - ул. Карла Маркса , д. 7.
  • 1942-1944, март - ул. В. И. Жуковского (в 2000-х годах переименована в ул. Садыка Азимова), д. 54. В 1966 году дом был уничтожен ташкентским землетрясением.

Комарово

В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей в посёлке Комарово на улице Осипенко, 3 маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская , Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

Пока «будка» в 1955 году обустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36.

В 2004 году дача была отреставрирована. В 2008 году здание было ограблено (ранее не было зафиксировано ни одной попытки ограбления).

В 2013 году, 22 июня (в ближайшую субботу ко дню рождения), на улице Осипенко, рядом со знаменитой «Будкой», где жила Анна Андреевна, состоялся 8-й традиционный литературно-музыкальный вечер памяти поэта. Организаторы - прозаик и поэт Анатолий Найман и администрация муниципального образования пос. Комарово.

Ахматовские чтения
в 2013 году

Табличка на «Будке»

«Будка»

Окно комнаты
Анны Ахматовой
в «Будке»

Портреты

Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913 г., по др. свед.: 1914 г.).

Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К. С. Петровым-Водкиным в 1922 году.

Н. И. Альтман в 1914 г. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Ахматову писали и рисовали многие художники, в том числе Амедео Модильяни (1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате), Н. Я. Данько (скульптурные портреты, 1924, 1926), Т. Н. Глебова (1934), В. Милашевский (1921), Ю. Анненков (1921), Л. А. Бруни (1922), Н. Тырса (1928), Г. Верейский (1929), Н. Коган (1930), Б. В. Анреп (1952), Г. Неменова (1960-1963), А.Тышлер (1943). Менее известны её прижизненные силуэты, созданные С. Б. Рудаковым в 1936 г. в Воронеже.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914 год. Русский музей

Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914 год

Портрет Ахматовой на почтовой марке Казахстана, 2014 год

Память

  • Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Пушкине (Ахматовская улица), Калининграде, Одессе, Киеве, Донецке, Ташкенте, Москве, Тюмени, Астрахани и Майкопе, переулок Ахматовой есть в Евпатории (Республика Крым).,
  • Памятник Ахматовой в городе Таормина (Сицилия, Италия).
  • Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны - 25 июня, - стали традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова
  • 25 ноября 2011 года в Московском международном Доме музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвящённого Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.
  • 17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта мемориальная доска в память посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизова. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».
  • По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова». Также двухпалубный пассажирский теплоход проекта 305 «Дунай», построенный в 1959 году в Венгрии (прежнее название «Владимир Мономах»), назвывает в четь Ахматовой.
  • В Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3067) Akhmatova. Также именем Анны Ахматовой названы кратер Ахматова на Венере.

Памятники, музеи

Мраморный барельеф на 11 ½ станции Большого Фонтана в Одессе

Музей «Анна Ахматова. Серебряный Век».
Санкт-Петербург, Автовская ул., д. 14

Мемориальная доска в память посещения Коломны А. А. Ахматовой

Бежецк

В городе Бежецке, где детские годы провёл сын Анны Андреевны Ахматовой - Лев Николаевич Гумилёв, установлена скульптурная композиция, посвящённая А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилёву.

Киев

К 128 годовщине со дня рождения Анны Ахматовой, 23 июня 2017 года, в Мариинском парке Киева открыли памятник поэтессе. Автор монумента - скульптор Александр Стельмашенко. На изготовление скульптуры ушло около двух лет. В памятнике запечатлён знаменитый профиль Ахматовой, её узнаваемая чёлка и изящность. Высота изваяния - почти четыре с половиной метра.

Место установки памятника неслучайно. Однажды, гуляя с сестрой и няней неподалеку от Мариинского дворца, маленькая Аня нашла булавку в форме лиры. Няня тогда сказала Ане: «Это значит, ты станешь поэтом».

Москва

На стене дома, где останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву (улица Большая Ордынка, д. 17, стр. 1., квартира Виктора Ардова), имеется мемориальная доска; во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Амадео Модильяни. В 2011 году инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым, выступила с предложением открыть здесь квартиру-музей Анны Ахматовой.

Мемориальная доска А. А. Ахматовой в Москве по адресу ул. Большая Ордынка, д. 17

Одесса

В Одессе, в начале аллеи, ведущей к тому месту, где располагался дом, в котором родилась поэтесса, в середине 80-х годов XX века были установлены её памятный барельеф и чугунная скамейка (украдена вандалами в середине 1990-х годов, позднее заменена на мраморную).

Памятник «Серебряный век» - скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Открыт в апреле 2013 года.

Санкт-Петербург

В Петербурге памятники Ахматовой установлены во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.

5 марта 2006 года, к 40-й годовщине со дня смерти поэта, в саду Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (дар музею Николая Нагорского) и установлена «Скамейка стукачей» (Вячеслав Бухаев) - в память о слежке за Ахматовой осенью 1946 года. На скамейке табличка с цитатой:

Ко мне пришёл некто и предложил 1 мес<яц> не выходить из дома, но подходить к окну, чтобы меня было видно из сада. В саду под моим окном поставили скамейку, и на ней круглосуточно дежурили агенты.

В Фонтанном доме, где находится литературно-мемориальный музей Ахматовой, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории» Скамейка стукачей в саду Фонтанного дома. Архитектор В. Б. Бухаев. 2006

Памятник на Воскресенской набережной, напротив Крестов. 2006

В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала поставить его. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было осуществиться.

В 2013 году в Пушкине возле дома № 17Б по Леонтьевской улице открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный у входа в Царскосельскую гимназию искусств её имени. Автор памятника - петербургский скульптор Владимир Горевой.

Ташкент

В конце 1999 года в Ташкенте при участии Русского культурного центра Узбекистана открыт клуб-музей «Мангалочий дворик», название которому дала одна из первых стихотворных строк Ахматовой, написанных по прибытии в эвакуацию из Ленинграда зимой 1942 года. Клуб-музей находится во Дворце культуры тракторостроителей.

Кинематограф

10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок - режиссёр С. Д. Аранович. Ему помогали оператор А. Д. Шафран, ассистент оператора В. А. Петров и другие. В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой»

В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне».В главной роли - Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко.

В 2012 году на экраны вышел сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела». В эпизоде серии, изображающих жизнь семьи певицы в Ташкенте была показана встреча матери Анны с поэтессой. В роли Анны Ахматовой - Юлия Рутберг.

Библиография

Прижизненные издания

  • Анна Ахматова. «Вечер» 1912.
  • Анна Ахматова. «Чётки» 1914-1923 - 9 изданий.
  • Анна Ахматова. «Белая стая» 1917, 1918, 1922 г.

Анна Ахматова. У самого моря. Поэма. «Алконост». 1921 г.

  • Анна Ахматова. «Подорожник» 1921.
  • Анна Ахматова. «Anno Domini MCMXXI» изд. «Петрополис», П., 1922; Берлин, 1923 г.
  • Анна Ахматова. Из шести книг. Л. 1940.
  • Анна Ахматова. Избранное. Стихи. Ташкент. 1943.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. М. ГИХЛ, 1958.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. 1909-1960. М. 1961.
  • Анна Ахматова. Requiem. Тель-Авив. 1963. (без ведома автора)
  • Анна Ахматова. Requiem. Мюнхен. 1963.
  • Анна Ахматова. Бег времени. М.-Л. 1965.

Важнейшие посмертные издания

  • Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Художественная литература, 1974.
  • Ахматова А. Стихи и проза / Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. - Л.: Лениздат, 1977. - 616 с.
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. - Л.: Сов писатель, 1976. - 558 с. Тираж 40 000 экз. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Сов. Россия, 1977. - 528 с. - (Поэтическая Россия)
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. - 543 с.
  • Ахматова А. Сочинения: В 2 тт. / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. - М.: Правда, 1990. - 448 + 432 с.
  • Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 тт. / Сост. и подготовка текста Н. В. Королёвой. - М.: Эллис Лак, 1998-2002.
  • Ахматова А. Записные книжки. 1958-1966. - М. - Torino: Einaudi, 1996.

Музыкальные произведения

  • Опера «Ахматова», премьера в Париже в Опера Бастилии (Opéra Bastille) 28 марта 2011. Музыка Брюно Мантовани, либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi
  • «Чётки»: вокальный цикл А. Лурье, 1914
  • «Пять стихотворений А. Ахматовой», вокальный цикл С. С. Прокофьева, соч. 27, 1916 (№ 1 «Солнце комнату наполнило»; № 2 «Настоящую нежность…»; № 3 «Память о солнце…»; № 4 «Здравствуй!»; № 5 «Сероглазый король»)
  • «Венеция» - песня из альбома Маскарад группы Caprice, посвящённый поэтам Серебряного века. 2010
  • «Анна»: балет-моно-опера в двух действиях (музыка и либретто - Елена Поплянова. 2012)
  • «Белый камень» - вокальный цикл М. М. Чистовой. 2003
  • «Колдунья» («Нет, царевич, я не та…») (музыка - Злата Раздолина), исполнитель - Нина Шацкая (Видео Колдунья - Нина Шацкая)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Барыкина, альбом «По волне моей памяти», 1976)
  • «Я улыбаться перестала» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Азиза)
  • «Вместо мудрости - опытность, пресное» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Виновник», стихотворение «А в августе зацвёл жасмин» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель - «Сурганова и Оркестр»)
  • «Ах, дверь не запирала я» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Одиночество» (музыка -?, исполнитель - трио «Меридиан»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Лучше б мне частушки задорно выкликать» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Ирина Аллегрова)
  • «Как велит простая учтивость» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка - Владимир Давыденко, исполнитель - Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «В ту ночь» (музыка - В. Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Смятение» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Пастушок», стихотворение «Над водой» (музыка - Н. Андрианов, исполнитель - российская фолк-металл группа «Калевала»)
  • «Я окошка не завесила» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Над водой», «Сад» (музыка и исполнитель - Андрей Виноградов)
  • «Ты письмо моё, милый, не комкай» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «О, жизнь без завтрашнего дня» (музыка - Алексей Рыбников, исполнитель - Диана Полентова)
  • «Любовь покоряет обманно» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Не вернуть» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Гурченко)
  • «Реквием» (музыка Злата Раздолина, исполнитель Нина Шацкая) Видео Фрагмент «Реквиема» - Нина Шацкая
  • «Реквием» (музыка - Владимир Дашкевич, исполнитель - Елена Камбурова)
  • «Реквием» для сопрано, хора и оркестра (музыка - Елена Фирсова, исполнители - Клаудия Бараински, дир. Василий Синайский)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Лола Татлян) Видео «Мадригал» (Сероглазый король)
  • «Дудочка», стихотворение «Над водой» (музыка - В. Малежик, исполнитель - российская этно-поп певица Варвара)
  • «Приходи на меня посмотреть» (музыка В. Биберган, исполнитель - Елена Камбурова)


Краткая биография и будоражащие факты из жизни Анны Ахматовой: связь с великим поэтом Николаем Гумилевым, непоколебимый дух и готическая красота.

Анна Андреевна Ахматова: краткая биография

Анна Ахматова – русская поэтесса, критик, литературовед – родилась 11 июня (23 июня по старому календарю) 1889 года под Одессой, в Российской империи (ныне территория Украины). Ахматова – псевдоним. Настоящая фамилия поэтессы Горенко, но посчитав ее простоватой, заимствовала фамилию прабабушки татарского происхождения. Отец, Андрей Горенко, был морским инженерном-механиком. Мать — Инна Стоговая.

Детство Анна Ахматова провела в Царском Селе, под Петербургом , где и получила первое образования и открыла тягу к поэзии. В 1907 году выпустилась из Фундуклеевской гимназии в Киеве. Затем поступила на высшие историко-литературные курсы в Петербурге, в котором и осталась жить.

Начало творческого пути и трагической любви

Первое свое стихотворение юная поэтесса опубликовала в 1911 году . Получив одобрительные отзывы, продолжила писать, и через год на свет вышел первый сборник стихотворений Анны Ахматовой под названием «Вечер». За ним последовал «Четки», который принес популярность. В 1915 году появилась «Белая стая» и обошла двойным тиражом территорию Российской империи и европейских стран. С 1910 по 1912 года путешествовала по Италии, Германии и Франции, но не сумела вытравить из своей русской души негнущегося патриотизма.

В 1910 году примкнула к группе акмеистов, в кругу которых был Николай Гумилев, известный революционный поэт, с которым в этом же году вступила в брак, а через два года родила сына – Льва Николаевича Гумилева, известного совестного писателя, этнолога и археолога. В 1918 году развелась с Николаем Гумилевым. в 1921 известного поэта расстреляли. В 1922 завязываются отношения с искусствоведом Николаем Пуниным. В 1924 году постановлением ЦК ВКП (б) вышел запрет на печать стихов Анны Ахматовой, а затем был арестован ее сын и второй муж.

Ахматова – муза, Ахматова – скорбь

Голос Анны Ахматовой – это плач предреволюционного поколения. Тревожная атмосфера прочитывается в каждом стихе. Поэтесса упоминала о том, что дух ее навечно связан с Россией, по крайней мере с той царской эпохой, в которой она выросла, как человек и личность. С каждым годом стихотворения Ахматовой становились более сложным, трагичными, оттого – прекрасными.

В 1910 году Анна Ахматова, путешествуя, знакомиться с известным парижским художником А. Модильяни, который создал несколько портретов поэтессы. Интенсивная творческая работа проходила в Ленинграде (бывшем Петербурге). В 1941 году в Москве знакомиться с Мариной Цветаевой. И хотя двух прекрасных поэтесс часто ставят в один ряд, это была единственная встреча. В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), отказалась уезжать и провела 4 года в блокаде Ленинграда , не уставая писать о любви к родине. В 1964 году была удостоена международной премии «Этна Таормина», а творчество отмечено Оксфордским университетом, который удостоил Анну Ахматову степени Доктора Литературы.

На свет появляются последние сборники стихов и произведения – звучание сильного женского голоса – «Поэма без героя», «Подорожник», «Реквием», «Из шести книг», «Бег времени» . Анной Ахматовой также был создан цикл этюдов о Пушкине, которым поэтесса восхищалась еще со времен Царского Села, а также переводы древней корейской поэзии и сербского эпоха.

(Пока оценок нету)

Анна Ахматова - всемирно известная поэтесса, лауреат Нобелевской премии, переводчик, критик и литературовед. Она купалась в славе и величии, познала горечь утрат и гонений. Много лет ее не публиковали, а имя было под запретом. Серебряный век взрастил в ней свободу, сталинский приговорил к опале.

Сильная духом она пережила нищету, травлю, тяготы обычного человека, выстояв в тюремных очередях много месяцев. Ее «Реквием» стал эпическим памятником времени репрессий, женской стойкости и веры в справедливость. Горькая участь сказалась на ее здоровье: она получила несколько инфарктов. По странному совпадению, умерла в годовщину рождения Сталина, в 1966 году.

Ее грациозность, необычный профиль с горбинкой вдохновляли многих художников. Сам Модильяни рисовал сотни ее портретов, но она дорожила только одним, подаренным им в 1911 году в Париже.

Архив Анны Ахматовой после ее смерти был продан государственным учреждениям за 11,6 тысячи рублей.

Предназначение

Дворянское происхождение Ахматова не скрывала, даже гордилась им. Третий ребенок в семье потомственного дворянина и военного морского офицера из одесситов Андрея Антоновича Горенко, она была слабенькой и болезненной.

В 37 лет он женился вторым браком на 30-летней Инне Эразмовне Стоговой.

За одиннадцать лет супруги нажили шесть детей. Переехали в Царское село в 1890-м, когда Ане исполнился годик.

Читать и сносно общаться на французском языке она начала рано. В гимназии, по собственному признанию, училась хорошо, но не охотно. Отец частенько брал ее с собой в Петроград, он был заядлый театрал, и они не пропускали премьерных спектаклей. А летом семья проводила в собственном доме в Севастополе. Наследственным проклятьем был туберкулез, от него впоследствии умерли три дочери Горенко – последняя уже после революции в 1922-м году. Сама Анна в молодости тоже переболела чахоткой, но смогла выздороветь.

В 25 лет Анна посвятит своей жизни в Крыму поэму «У самого моря», эта тема не уйдет из творчества поэтессы и после.

Писательство с детских лет было свойственно Ане Горенко. Она вела дневник, сколько помнила себя и до последних дней. Первое свое стихотворение сочинила на стыке времен – в 11 лет. Но родители не одобряли ее увлечение, похвалы она получала за свою гибкость. Высокая и хрупкая, Аня легко превращала свое тело в кольцо и могла, не вставая со стула достать зубами платок с пола. Ей прочили балетную карьеру, но она категорически отказалась.

Псевдоним, прославивший ее, она взяла из-за отца, который запретил использовать его фамилию. Ей по нраву пришлась Ахматова – фамилии ее прабабушки, чем-то напоминавшая ей крымского завоевателя хана Ахмата.

С 17-ти лет стала подписывать свои стихи, периодически выходящие в разных журналах под псевдонимом. Родители разошлись: отец благополучно прокутил приданое и оставил семью в трудном положении.

Мать с детьми уехала в Киев. Здесь в последний год обучения в гимназии Анна много сочиняет, и эти ее стихи будут опубликованы в книге «Вечер». Дебют 23-летней поэтессы получился успешным.

Во многом ей помогал ее муж – Николай Гумилев. Они поженились, когда ей исполнился 21 год.

Он добивался ее несколько лет, уже был состоявшимся поэтом, старше Анны на три года: военный красавиц, историк, увлеченный путешествиями и мечтами.

Он увозит любимую в Париж, а после возвращения готовятся к переезду в Петроград. Она будет приезжать в Киев, где у нее остались родные.

Через год в северной столице литературное общество знакомится с новым течением и его создателями – акмеистами. К сообществу причисляют себя Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Северянин и другие. Серебряный век был богат на поэтические таланты, проходили вечера, обсуждались, читались стихи и печатались.

Анна за два года после замужества несколько раз была за границей. Там она познакомилась с молодым итальянцем Амедео Модильяни. Они много общались, он ее рисовал. В то время он был неизвестный художник, слава пришла к нему значительно позже. Анна ему понравилась своей необычной внешностью. Он два года переносил ее образ на бумагу. Сохранилось несколько его рисунков, которые после его ранней смерти, стали признанными шедеврами. Уже на склоне лет Ахматова говорила, что главный актив ее наследия – это «рисунок Моди».

В 1912-м Гумилев становится студентом университета в Петрограде и погружается в изучение поэзии Франции. Выходит его сборник «Чужое небо». Анна ждет первенца.

Пара едет в Царское село, где осенью рождается сын.

Родители Гумилева очень ждали мальчика: он оказался единственным наследником. Не удивительно, что мать Гумилева пригласила семью жить к себе в деревянный двухэтажный дом. В этом доме в Царском селе семья будет жить до 1916 года. Гумилев только наездами, Анна – ненадолго отлучаясь в Петроград, в санаторий на лечение от туберкулеза и на похороны отца. Известно, что в этот дом к ним приезжали друзья: Струве, Есенин, Клюев и прочие. Анна дружила с Блоком и Пастернаком, которые также были в числе ее воздыхателей. Из дикой девочки со спаленной от солнца кожей, она превратилась в манерную светскую даму.

Льва Николаевича будет воспитывать бабушка до 17 лет. С маленьким Левой она уедет жить в Тверскую область в село Слепнево, где была усадьба Гумилевых. Анна и Николай навещают их и помогают материально.

Их брак трещит по швам: они редко видятся, но часто пишут друг другу. У него заграницей возникают интрижки, и Анна узнает об этом.

Сама она имеет много поклонников. Среди них Николай Недоброво. Он познакомил Анну со своим другом Борисом Анрепом. Эта связь разрушит их дружбу и породит любовь поэтессы и художника.

Они редко виделись, а в 1916-ом возлюбленный покинул Россию. Ему она посвятит более тридцати стихов: через год они выйдут в сборнике «Белая стая» и через пять лет в «Подорожнике». Их встреча произойдет через полвека в Париже, куда Ахматова приедет по приглашению Оксфордского университета: за ее исследования творчества Пушкина ей присвоена почетная степень доктора литературы.

Через восемь лет звездная пара развелась. Хотели бы и раньше, но сделать это в дореволюционной России оказалось сложно.

Почти сразу после развода она согласится стать женой Владимира Шилейко, что очень удивит ее знакомых. Ведь она уже была не той восторженной и нежной русской Сапфо, как ее называли. Перемены в стране наводили на нее страх и печаль.

А Гумилев женится на другой Анне, дочери поэта Энгельгардта. Она быстро станет вдовой – в 1921-ом Гумилева расстреляют по обвинению в заговоре против советской власти вместе с другими 96 подозреваемыми. Ему было всего 35 лет. Об аресте своего бывшего мужа она узнает на похоронах Александра Блока. На 106 годовщину со дня рождения Николай Гумилев будет полностью реабилитирован.

Анна Андреевна потеряв первого мужа, уходит от второго. Ученый-востоковед Шилейко был до крайности ревнив, жили они впроголодь, стихи не писались и не печатались. Книга «Подорожник», состоящая в основном из прошлых стихотворений, вышла за несколько месяцев до расстрела Гумилева.

В 1922 году она смогла выпустить пятый сборник в своей творческой жизни -

«Anno Domini». Автор предложила семь новых стихотворений, а также относящиеся к разным годам. Поэтому читателям легко было сравнить ее ритмику, образы, волнения. Критика писала о «разнокачественности» ее стихов, тревожности, но не сломленности.

Она могла бы уехать из страны, ее настойчиво приглашали к себе друзья из Франции, но Ахматова отказалась. Ее жизнь в полуразрушенном Петрограде не сулила ничего хорошего, она об этом знала. Но не могла себе представить, что впереди ждут ее годы забвения и травли – на ее публикации наложат негласный запрет.

Репрессии и «Реквием»

Коммунальная квартира на Фонтанке в Ленинграде станет ее домом с октября 1922 года. Здесь Ахматова проживет 16 лет. Как говорят биографы – несчастливых.

Со своим третьим мужем: искусствоведом, критиком и немного поэтом Николаем Пуниным она не зарегистрировала брак. Он был женат, и что самое странное в этой коммунальной квартире, разделенной перегородкой на две, всем хозяйством заправляла его жена. По стечению обстоятельств тоже Анна.

У супругов была годовалая дочь Ирина, которая впоследствии очень подружится с Ахматовой и станет одной из наследниц поэтессы.

Они были знакомы лет десять: Николай Пунин приходил к чете Гумилевых вместе с другими поэтами. Но был раскритикован своим тезкой и затаил обиду. Но обрадовался, что Ахматова ушла от мужа, он ее боготворил. Пунин настойчиво ухаживал за Ахматовой, приезжал к ней в санаторий, когда она в очередной раз лечила свой туберкулез, уговаривал переехать к нему.

Анна Андреевна согласилась, но очутилась в еще больших стесненных условиях, хотя она привыкла жить и писать на диване. По природе своей она не умела хозяйничать, содержать дом. Жена Пунина работала врачом, и в то трудное время у нее всегда был постоянный доход, на что они и жили. Пунин работал в Русском музее, сочувствовал советской власти, но в партию вступать не захотел.

Она помогала ему в его исследованиях, он пользовался ее переводами научных статей с французского, английского и итальянского.

Летом 28-ого года ее 16-летний сын приехал к ней. Из-за опалы родителей парня не брали на учебу. Пришлось вмешиваться Пунину, и его с трудом пристроили в школу. Потом он поступил на истфак в университет.

Попытки прервать запутанные отношения с Пуниным, который не давал ей писать стихи (ведь его лучше), ревновал ее, мало заботился, пользовался ее трудами, Ахматова предпринимала не однажды. Но он ее уговаривал, хныкала маленькая Ирина, привыкшая к Анне, поэтому она оставалась. Иногда уезжала в Москву.

Занялась исследованием творчества Пушкина. Статьи опубликовали уже после смерти Сталина. Критика писала, что такого глубокого анализа произведений великого поэта никто раньше не делал. Например, она разложила по полочкам «Сказку о золотом петушке»: показала приемы, какие были использованы автором, чтобы превратить восточную историю в русскую сказку.

Когда Ахматовой исполнилось 45 лет, арестовали Мандельштама. Она как раз была у них в гостях. Волна арестов захлестнула страну после убийства Кирова.

Не удалось избежать ареста Николаю Пунину и студенту Гумилеву. Но вскоре их выпускали, но ненадолго.

Отношения вконец разладились: в своих бедах Пунин обвинял всех домочадцев, в том числе и Анну. А она хлопотала за сына, которого весной 38-ого года обвинили в заговоре. Смертельный вердикт был заменен на пятилетнюю ссылку в Норильск.

Анна Ахматова переезжает в другую комнату в этой же коммуналке. Ей больше невмоготу находиться с Пуниным в одном пространстве.

Вскоре Ирина выходит замуж, у пары рождается дочь, которую назвали тоже Анной. Она станет второй наследницей Ахматовой, считая их своей семьей.

Более пятнадцати лет отдаст лагерям ее сын. В воркутинском погибнет осужденный Николай Пунин. Но и после этого она не переедет из коммунальной квартиры, останется с его семьей, и напишет легендарный «Реквием».

В военные годы ленинградцев эвакуируют в Ташкент. С ними уедет и Анна. Ее сын запишется добровольцем в армию.

После войны Ахматова будет заниматься переводами, чтобы хоть как-то прокормить себя. За пять лет она переведет более сотни авторов с семидесяти языков мира. Сын в 48-м году экстерном окончит истфак и защит диссертацию. А на следующий год снова будет арестован. Обвинения те же: заговор против советской власти. На этот раз дали десять лет ссылки. Свое сорокалетие он встретит из-за болей в сердце на больничной койке, сказались последствия пыток. Его признают инвалидом, он очень испугается и даже напишет завещание. За время ссылки он будет госпитализирован несколько раз, ему сделают две операции. С матерью он будет переписываться. Она хлопотать за него: напишет письмо Сталину, даже сочинит правильный стих в его славу, который сразу же опубликует газета «Правда». Но ничего не поможет.

Лев Николаевич будет освобожден в 56-м году и реабилитирован.

К этому времени его матери вернули возможность публиковаться, членство в Союзе писателей и дали в Комарове дом.

Сын некоторое время помогал ей с переводами, что давало возможность хоть как-то существовать до осени 1961 года. Потом они окончательно поссорились и больше не общались. Ему дали комнатку, он уехал. У Ахматовой случился второй инфаркт, но сын ее не навестил. Что послужило причиной конфликта остается неизвестным, существуют несколько версий, но ни одной Ахматовой.

Она опубликует еще одно свое эпическое произведение – «Поэму без героя». По собственному признанию она ее писала два десятилетия.

Она снова будет в центре литературной богемы, познакомится с начинающим поэтом Бродским и другими.

За два года до смерти станет вновь выездной: поедет в Италию, где ее будут восторженно принимать и вручат премию. На следующий год - в Англию, где ее чествовали как доктора литературы. В Париже она встретилась со своими знакомыми, друзьями и бывшими возлюбленными. Вспоминали прошлое, и Анна Андреевна рассказывала, что в далеком 24-м году она шла по любимому городу и вдруг подумала, что непременно встретит Маяковского. Он в это время должен быть в другой столице, но планы его изменились, он шел навстречу и думал о ней.

С ней часто случались такие совпадения, некоторые моменты она могла предвидеть. Последнее недописанное ею стихотворение – о смерти.

Анну Ахматову похоронили в Комарово. Последние распоряжения давал сын. Он не разрешил вести официальную киносъемку, но любительские кадры все же сняли. Они вошли в документальный фильм, посвященный поэтессе.

Лев Гумилев женится через три года после смерти матери на художнице Наталье Симановской. Ей 46 лет, ему – 55. Они проживут вместе двадцать четыре года в согласии, но детей у них не будет. Доктор исторических наук Лев Николаевич оставит после себя научные труды и добрую память в среде ученых.

Предлагаем вашему вниманию статью Николая Офицерова

5 марта - скорбный день для российской поэзии - в этот день в 1966 году умерла Анна Ахматова.

Почитатели Серебряного века вспоминают великую российскую поэтессу украинского происхождения Анну Горенко, более известную под псевдонимом Ахматова. Она смогла прожить долгую и насыщенную различными трагическими событиями жизнь. Эта хрупкая и гордая женщина стала свидетельницей не только двух революций, но и двух мировых войн, которые она смогла пережить. Душа и тело ее были опалены репрессиями, а также смертью близких ей людей. Биография Ахматовой - это настоящий сюжет для экранизации фильма, потому сегодня мы попытаемся узнать все перипетии ее судьбы в одной статье, посвященной памяти великой поэтессы.

Детство

На свет Анна Горенко появилась летом 1889 года в семье потомственного дворянина, а также отставного инженера-механика флота Андрея Горенко и принадлежавшей к творческой элите Одессы Инне Эразмовне Стороговой. Девочка родилась в южной части города и оказалась третьей по старшинству из шестерых детей. Едва лишь малышке исполнился год, родители незамедлительно переехали в Санкт-Петербург, где глава семейства незамедлительно получил чин коллежского асессора и стал чиновником государственного контроля для особых поручений. Семья приняла решение поселиться в Царском Селе, с которым связаны самые теплые детские воспоминания Ахматовой. Няня постоянно водила девочку гулять в местный парк и прочие места, которые в то время все еще помнили стопы великого русского поэта - Пушкина. Детей в это время постоянно обучали светскому этикету. Читать Аня училась по азбуке Льва Толстого, а французский язык смогла постичь еще в раннем детства, слушая, как учительница преподает его старшему поколению детей. Будущая поэтесса получала свое образование в Мариинской женской гимназии. Ахматова сама неоднократно признавалась в том, что стихи начала писать еще в возрасте 11 лет. Примечательно, что поэзия открылась для нее несколько нестандартными авторами. Это были не Александр Пушкин или Михаил Лермонтов. Напротив, причиной тому стали величественные оды Гавриила Державина, а также стихотворения пера Николая Некрасова, которые неустанно наизусть декламировала ее мама. Свой предпоследний класс она доучивалась уже на дому, в родной Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии. После того, как ее учеба подошла к концу, она уверенно становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Если же латынь и история права вызывали в ней исключительно живой интерес, то юриспруденция стала для нее скучной для зевоты. Именно поэтому девушка продолжила образование уже в любимом ею Санкт-Петербурге на историко-литературных женских курсах Раева.

Поэзия Анны Ахматовой

Довольно парадоксально то, что в семье Горенко поэзии не уделялось практического внимания. То есть все были согласны ее читать и иногда на публичных вечерах декламировать, но писать никто не брался. Только лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина, которая были переводчицей и поэтессой. Отец же не одобрял, что его дочь так сильно увлеклась поэзией, поэтому приказал ей не срамить его фамилию. Анна Горенко именно поэтому ни одно свое стихотворение не подписала настоящей фамилией, а всегда использовала свой псевдоним. Те же, кто интересуются происхождением псевдонима «Ахматова» могут знать, что Анна очень много времени уделила своему генеалогическому древу, в котором смогла отыскать прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата. После этого она решила превратиться в Ахматову, потому даже псевдоним она выбрала для себя более чем величественный и во многом не подходящий столь хрупкой женщине. Когда же девушка обучалась в Мариинской гимназии, то смогла познакомиться там со своим будущим супругом, подающим большие надежды молодым поэтом Николаем Гумилевым. Позже и в Евпатории, и в Киеве девушка вела с ним активную переписку. Это однозначно была любовь с первого взгляда, потому весной 1910 года они решили обвенчаться в Николаевсккой церкви, которая и по сегодняшний день находится под Киевом в деревне Никольская Слободка. На тот момент Гумилев уже был состоявшимся поэтому, который завоевал известность и признание во многих литературных кругах. Молодожены приняли решение свой медовый месяц отпраздновать в Париже. Для Ахматовой это была первая ее встреча с настоящей Европой. Когда же по возвращении в Санкт-Петербург ее муж вводит не менее талантливую супругу в литературно-художественные круги Северной столицы, то заметили ее незамедлительно. Изначально всех поразила ее загадочная красота и царственная осанка. С отчетливой горбинкой на носу «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила всю литературную богему. Петербуржские литераторы вскоре оказались не только в плену красоты Ахматовой, но также и в плену ее чрезвычайно мощной поэзии. Анна Ахматова писала стихи о любви. Именно это великое чувство она будет воспевать всю свою жизнь, причем, расцвет ее творческого гения пришелся на времена кризиса символизма. Молодые поэты в это время пробуют себя в таких новых для поэзии жанрах, как футуризм и акмеизм. Гумилева-Ахматова становится известна, как молодая акмеистка. Данное поэтическое течение выражалось, прежде всего, в точности слова и противопоставляло себя символистам.

Первый прорыв

Такой случился в биографии Ахматовой в 1912 году. В этом году не только рождается единственный сын поэтессы, в последствии знаменитый отечественный ученый, Лев Гумилев, но также и выходит небольшим тиражом ее первый сборник стихов под названием «Вечер». Уже на склоне собственных лет, пережившая все жизненные тяготы женщина будет утверждать, что данная поэтическая книжечка была лишь «бедными стихами пустой девочки». Когда же стихи Ахматовой смогли найти своих первых почитателей, то они и принесли ей известность. Уже спустя два года выходит новый сборник, который получил название «Четки». Это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики с восторгом писали о поэтессе, называя ее «прорывом» и «музой своего времени». Отныне Ахматова не нуждалась в протекции мужа, потому как ее имя начало звучать громче, чем даже у самого Гумилева. Уже в революционном 1917-м году Анна выпускает в свет свою третью книгу, названную «Белая стая». В свет она вышла весьма внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Годом позднее Ахматова решает расстаться с Гумилевым. Супруг покорно принимает ее решение и возлюбленные расходятся на доброй ноте взаимоуважения.

Смутное время

А летом 1921-го года в действие приводится приказ о расстреле Николая Гумилева. Ахматова крайне тяжело переживает смерть отца своего единственного сына, а также человека, благодаря которому мир поэзии смог узнать о ней. Сама Ахматова не знала еще, что впереди ее ожидают крайне трудные времена и испытания для нее лишь только начинаются. Начиная с середины 20-х годов Горенко находится под крайне пристальным надзором и круглосуточным контролем НКВД. Ее перестают печатать, потому стихи в это время пишутся, что называется, «в стол». Многие из них были утеряны при многочисленных переездах. Последний ее сборник вышел в 1924 году. На него было поставлено клеймо «провокационного», «упаднического», «антикоммунистического» и «смехотворного». Это клеймо было повешено и преследовало ее на протяжении еще очень долгих лет. Новый этап ее творчества был связан неразрывно с постоянными переживания за своих родных и близких. В этом нет ничего удивительно, ведь, прежде всего, ее волновало будущее сына Льва. Первый же, по-настоящему, тревожный звонок прозвучал в 1935 году, когда одновременно были арестованы второй муж Николай Пунин и ее сын. Освобождают их через несколько дней, однако покоя в жизни поэтессы не будет никогда. С этого момента она будет постоянно ощущать, будто настоящую, удавку, что сжимается вокруг ее горла. Сына через три года арестовывают вновь. На этот раз все значительно серьезнее, чем в прошлый раз. Его решают приговорить к 5 годам лагерей. В этом же году она прекращает брак с Пуниным и сосредотачивается исключительно на поддержке сына и поэзии. К примеру, именно в это время вышел знаменитый «Реквием». Чтобы хоть как-то облегчить жизнь сыну и наконец вытянуть его из лагерей, автор накануне войны, в 1940-м году издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые, прошедшие строжайшую цензуру стихотворения, а также все новые, «правильные», с точки зрения правящей идеологии, строки. Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву. Но едва расступившиеся над головой тучи - сына выпустили из лагерей - снова сгущаются. Ее творчество в первые послевоенные годы агрессивно разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а Лев Гумилёв арестован снова, по очередной сфабрикованной статье. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит. Лишь под конец ее жизни она наконец смогла вздохнуть с облегчением. В Союзе Писателей ее восстановили в 1951-м году. Стихи Ахматовой наконец начали печатать. К середине 60-х годов она получает также престижную итальянскую премию и выпускает один из своих знаменитых сборников «Бег времени». Помимо этого, известная поэтесса удостаивается премии Оксфордского университета. Лишь к концу жизни у поэтессы с мировым именем и не меньшей популярностью появляется собственный дом. Представители «Литфонда» выделяют ей скромную дачу в Комарово. Убранство внутри не заслуживало даже толики внимания, ведь как такового его не было.

Кончина

Кажется, смертью Анны Ахматовой в 1966 году были поражены все без исключения. Несмотря на то, что на тот момент ей исполнилось уже 76 лет и она долго и продолжительно болела. Угла из жизни поэтесса в подмосковном санатории, расположенном в Домодедово. Накануне смерти она просила своих родных привезти ей книжку Нового Завета, тексты которого ей хотелось лично сверить с кумранскими рукописями. Из Москвы тело Ахматовой было приказано переправить в Ленинград. Власти, как огня, опасались диссидетских волнений. Похоронить ее решено было на Комаровском кладбище. Перед смертью сын с матерью так и не смогли помириться. Не общались они долгие годы. На могиле матери Лев выложил каменную стенку окошком, которая должна была стать настоящим символом, бессмертным напоминанием о их взаимосвязи, которая была, как ни странно, самой сильной, когда он сидел в тюрьме, в Крестах, куда Анна Ахматова носила ему регулярные передачи и поддерживала, как могла. Выложил он каменную стенку с окошком. Сама Анна Андреевна просила деревянный крест, однако в 1969 году был установлен уже добротный монумент. Как известно, музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Еще один было решено открыть в Фонтанном доме, где она прожила на протяжении 30 лет. Несколько позже музеи, различные памятные доски и барельефы с периодичностью появлялись также в местах ее временного обитания Москве, Ташкенте, Одессе и Киеве.

Анна Андреевна Ахматова (в браке брала фамилии Горенко-Гумилева и Ахматова-Шилейко в девичестве носила фамилию Горенко) - русская поэтесса и переводчик XX века. Ахматова родилась 23 июня 1889 года в Одессе. Будущая значимая фигура российской литературы появилась на свет в семье отставного инженера-механика Андрея Горенко и Инны Стоговой, имевшей родство с Русской Сапфо Анной Буниной. Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 года в возрасте 76 лет, проведя последние дни в санатории в Подмосковье.

Биография

Семья выдающейся поэтессы Серебряного века была почитаемой: во главе семейства был потомственный дворянин, мать относилась к творческой элите Одессы. Анна была не единственным ребенком, кроме нее у Горенко было еще пять детей.

Когда дочери исполнился год, родители решили переехать в Санкт-Петербург, где отец получил хорошую должность в Госконтроле. Семейство поселилось в Царском селе, маленькая поэтесса проводила много времени в Царскосельском дворце, посещая места, где ранее бывал Александр Сергеевич Пушкин. Няня часто водила малышку на прогулки по Санкт-Петербургу, поэтому ранние воспоминания Ахматовой насквозь пропитаны северной столицей России. Детей Горенко обучали с малых лет, Анна научилась читать по азбуке Льва Толстого в пять лет, а еще раньше выучила французский, посещая уроки для старших братьев.

(Молодая Анна Горенко, 1905 г. )

Образование Ахматова получала в женской гимназии. Именно там, в возрасте 11 лет, она начала писать первые стихотворения. Причем главным толчком для творчества юной особы послужили не Пушкин и Лермонтов, а оды Гавриила Державина и забавные произведения Некрасова, которые она слышала от матери.

Когда Анне исполнилось 16 лет, родители решили развестись. Девушка болезненно переживала переезд с матерью в другой город - Евпаторию. Позже она признавалась, что полюбила Санкт-Петербург всем сердцем и считала его своей родиной, хоть и появилась на свет в другом месте.

Завершив обучение в гимназии, начинающая поэтесса решает учиться на юридическом факультете, однако студенткой Высших женских курсов она пробыла недолго. Творческой личности быстро надоела юриспруденция и девушка переехала обратно в Санкт-Петербург, продолжив обучение на историко-литературном факультете.

В 1910 году Ахматова выходит замуж за Николая Гумилева, с которым познакомилась в Евпатории и долго переписывалась во время обучения. Обвенчалась пара тихо, выбрав для церемонии небольшую церквушку в селе под Киевом. Медовый месяц муж и жена провели в романтичном Париже, а после возвращения в Россию Гумилев, уже известный поэт, ввел жену в литературные круги северной столицы, познаков с литераторами, поэтами и писателями того времени.

Спустя всего два года после замужества, Анна рожает сына - Льва Гумилева. Однако семейное счастье продлилось не долго - чрез шесть лет, в 1918 году супруги подают на развод. В жизни экстравагантной и красивой женщины тут же появляются новые претенденты на руку и сердце - и почитаемый граф Зубков, и патологоанатом Гаршин, и искусствовед Пунин. Ахматова выходит замуж второй раз за поэта Валентина Шилейко, но и этот брак просуществовал недолго. Уже через три года она разрывает все отношения с Валентином. В этом же году расстреливают первого мужа поэтессы - Гумилева. Хоть они и были в разводе, Анну сильно потрясло известие о смерти бывшего мужа, она тяжело переживала утрату некогда близкого человека.

Последние дни Ахматова проводит в подмосковном санатории, мучаясь от сильных болей. Анна долго и тяжело болела, но ее смерть все равно потрясла всю страну. Тело великой женщины перевезли из столицы в Санкт-Петербург, где и похоронили на местном кладбище, скромно и просто: без особых почестей, с деревянным крестом и небольшой каменной плитой.

Творческий путь

Первая публикация стихотворений состоялась в 1911 году, через год выходит первый сборник “Вечер”, выпущенный небольшим тиражом в 300 экземпляров. Первые потенциал поэтессы увидели в литературно-художественном клубе, куда жену привел Гумилев. Сборник нашел свою аудиторию, поэтому в 1914 году Ахматова публикует второе произведение - “Чётки”. Эта работа приносит не только удовлетворение, но и известность. Критики хвалят женщину, возводя в ранг модной поэтессы, простые люди все чаще цитируют стихотворения, охотно покупая сборники. Во время революции Анна Андреевна выпускает в свет третью книгу - “Белая стая”, теперь тираж составляет тысячу экземпляров.

(Натан Альтман "Анна Ахматова", 1914 г. )

В 20-ых годах для женщины наступает тяжелый период: за ее творчеством тщательно следит НКВД, стихи пишутся “в стол”, произведения не попадают в печать. Власть, недовольная свободомыслием Ахматовой, именует ее творения “антикоммунистическими” и “провокационными”, что буквально перекрывает женщине дорогу к свободному выпуску книг.

Только в 30-ых годах Ахматова стала чаще появляться в литературных кругах. Тогда выходит ее поэма “Реквием”, занявшая более пяти лет, Анну принимают в союз Советских писателей. В 1940 году выходит новый сборник - “Из шести книг”. После этого появляется еще несколько сборников, включая “Стихотворения” и “Бег времени”, изданный за год до смерти.