Бард новиков александр васильевич личная жизнь. О том как, кем и за что сидел шансонье александр новиков

Александр рос в строгой, интеллигентной семье. Его воспитанием занималась преимущественно мама, отец все время проводил на работе. Заядлая театралка, она с трех лет приучала сына к высокому искусству.

Первая постановка, которую они посетили, была «Неизвестный с хвостом». В семь лет Новикова отдали обучаться игре на барабане и пению в музыкальную школу. Учеба давалась мальчику очень легко, что позволило закончить ее экстерном.

После получения аттестата зрелости Александр заявил о своем желании поступать в театральный ВУЗ. Глава семьи был категорически против этого, потому что надеялся, что сын пойдет по его стопам, станет врачом. Несколько дней скандалов, крика и возмущения, взяли вверх над разумом, и Александр мужественно отстоял свою мечту.

Выбор учебного заведения пал на Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Вступительные экзамены были сданы, Александр стал студентом мастерской выдающегося артиста и режиссера Игоря Владимирова.

Новиков быстро нашел общий язык с руководителем и однокурсниками. Так, что студенческая жизнь била ключом. В 1990 году Александр получил диплом.

Дебютные роли на театральной сцене и в кинематографе

После окончания ЛГИТМиК Новиков получил направление на работу в театр «Ленком», где трудился под началом своего творческого наставника из ВУЗа. Молодой артист сыграл в таких постановках: «Игроки», «День рождения Леопольда», «Крошка», «Двери хлопают». В детском спектакле «Карлсон» он сыграл главного, упитанного персонажа в самом расцвете сил.

На сцене «Ленкома» Александра видели в разных образах, начиная от сказочных персонажей, заканчивая животными: собака, лев, дракон, кот. Первая полноценная роль, сыгранная открытым и добродушным артистом, был Иван Васильевич Ломов в постановке «Чехов. Водевилъ». Эта работа состояла из отрывков знаменитых пьес А.П. Чехова: «Предложение», «Юбилей», «О вреде табака».

Параллельно с театральной деятельностью, Новиков активно снимается в кино . Впервые на экране телевизора Александр появился в исторической картине «Царская охота», снятый по одноименному роману Леонида Зорина. Затем были небольшие роли в таких кинолентах: «Горько», «Улицы разбитых фонарей», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», «Убойная сила», «Вовочка».

Настоящая популярность обрушилась на Новикова после выхода телевизионного сериала «Тайна следствия». Образ оперуполномоченного Феди Курочкина пришелся по вкусу многим телезрителям, особенно женщинам. Партнершей по картине стала обаятельная актриса Анна Ковальчук, с которой Александр уже имел честь играть на театральных подмостках. Во всех 16-ти сезонах этого легендарного, многосерийного фильма герой Новикова развивается, и продолжает веселить зрителей.

О личной жизни Александр Новиков не рассказывает.

О том как сидел шансонье Александр Новиков известно только исходя из его собственных рассказов, однако то, что он говорил о тюремной жизни вызывает чувство страха у обычных людей.

За что сидел

Первый раз уголовная история Новикова началась в ресторане, когда он вмешался в ссору официантки и посетителя, который приставал к девушке. Отделал противника Новиков хорошенько, поскольку парень был не хилый, а в ресторан пошел, ибо деньжонки есть. Суд дал шансонье год условно.

Второй раз Новикова уже посадили за производство и реализацию музыкальной аппаратуры, несоответствующей требованиям ГОСТА. История была запутанной. Сам Новиков утверждает, что причиной послужил его новый альбом. Проводили экспертизу 3 октября, а арестовали Новикова только 5го. Таким образом это нарушало уголовно-процессуальное законодательство, но разве кого то эти нарушения волновали. За песню «Вези меня извозчик» ему приписали разжигание межнациональной розни, пропаганда аморализма, алкоголизма, наркомании, проституции. В общем все грехи из Библии. Фраза экспертизы: «Автор нуждается либо в психиатрической, либо в тюремной изоляции». Экспертизу подписали многие известные писатели и музыканты, что просто ужаснуло певца. Сначала пытались сшить Новикову Антиобщественную деятельность (ст. 190 УК РСФСР). За шансонье установили слежку, причем это было сделано достаточно глупо и бестолково, вплоть до того, что за его друзьями следили в транспорте, магазине. Сие было сделано на показ. Но 3 года за антиобщественную деятельность правоохранителям было мало и решили инкриминировать производство и реализацию фальсифицированной музыкальной аппаратуры. Дали аж десятку, но отсидел он только шесть лет.

Кем сидел

Сидел Новиков мужиком. Блатные ему протягивали руку, но он послал их. Они полностью сотрудничали с администрацией и помогали угнетать зеков.

Когда я приехал на зону, то общее число заключенных было 2600, а из них обиженных 300-350. Пару раз мне приходилось браться за нож и топор, вот я и резал и рубил. Больше ничего не скажу. В лагере боролся за свою жизнь!

Зона.

Условия были ужасные. Александр Новиков рассказывал как в карцере к нему вылезали крысы, поскольку на улице мороз доходил до — 50. Вышел из карцера он грязный, немытый. Он описал этот период так:

Там начинаешь чувствовать себя скотиной

На самой зоне ситуация была такая же.

От работы на лесоповале порой не разгибались руки.

Не думал, что когда то уже смогу играть на гитаре
Отношение администрации было плохим, однако она четко понимала, что приехал известный певец и за его жизнью будет следить пресса. В лагере люди умирали от холода и от голода. Эти самые опущенные выносили помои на мороз и эту еду подбирали заключенные. По поводу мороза и неработы начальник говорил так: «Мы живем по моему градусники, а на нем все в порядке.»

Родился 31 октября 1953 года на Курильских островах, на острове Итуруп, поселок Буревестник в семье военного летчика, мать домохозяйка. В 1969 году переехал в г. Свердловск, который тогда уже, наперекор всем, называл Екатеринбургом. Наотрез отказался вступать в члены ВЛКСМ, критиковал советский режим, за что с юношеских лет находился под особым контролем властей.

В 1970 г. окончил среднюю школу № 110 г. Свердловска. Учился поочередно в трех ВУЗах: Уральском политехническом, Свердловском горном, Уральском лесотехническом, и изо всех был по разным причинам отчислен.

В конце 70-х годов увлекался рок-музыкой. В 1975-1979 гг. работал музыкантом в ресторанах "Уральские пельмени", "Малахит", "Космос". В 1981 г. создал студию "Новик-рекордс" и группу "Рок-Полигон", с которой записал одноименный альбом. Концертная деятельность группы проходила полулегальным способом, впрочем, как и у всех рок-групп в то время. Тогда же наладил выпуск самодельной электромузыкальной аппаратуры, которая превосходила по качеству все отечественные образцы и пользовалась, благодаря этому, огромным спросом по всей стране. Аппаратура являлась аналогом зарубежной и мало чем отличалась от нее, как по внешнему виду, так и по звучанию. Некоторые образцы ее работают до сих пор. Также в 1980-1984 гг. работал инструктором производственного обучения в спортивно-техническом клубе.

В 1984 г. резко отошел от рок-музыки и неожиданно для всех записал свой знаменитый альбом "Вези меня, извозчик". В записи альбома принимали участие музыканты: А. Хоменко, В. Елизаров, С. Пьянков, Ю. Абрамов, В. Чекунов, С. Кузнецов. Запись производилась подпольно во Дворце культуры завода "Уралмаш", с немого согласия директора ДК Милявского З. А., за что вся группа благодарна ему и считает это прямым вкладом в создание легендарного "Извозчика", побившего все рекорды популярности и масштабы тиражирования. Сразу же после выпуска альбома попал в поле зрения идеологического сектора ЦК КПСС и КГБ. По указанию высшего партийного руководства за музыкантом моментально установили откровенную слежку, его машину неотрывно "пасла" гэбэшная "наружка", телефонные разговоры в квартире прослушивались, у соседей на время появились шпионы - "доброжелатели".

5 октября 1984, утром был схвачен посреди улицы людьми в штатском, арестован и помещен в СИЗО № 1 г. Свердловска. Было заведено уголовное дело, начинавшееся с документа именуемого "Экспертиза по песням А. Новикова". Документ содержал в себе рецензии на каждую из песен альбома "Вези меня, извозчик", написанные в оскорбительно-пасквильном тоне и общее резюме, суть которого сводилась к тому, что "автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка"! Составили и подписали, по указке соответствующих органов, композитор Евгений Родыгин - автор песен "Ой, рябина кудрявая, белые цветы" и "Едут новоселы по земле целинной", член Союза писателей СССР Вадим Очеретин, заведующий отделом культуры В. Олюнин. Однако, впоследствии видя, что дело приобретает нежелательную политическую окраску, следствие отказалось от привлечения А. Новикова к уголовной ответственности за песни и пошло по пути фабрикации дела по "изготовлению и сбыту электромузыкальной аппаратуры".

В 1985 г. по приговору Свердловского суда получил 10 лет лагерей усиленного режима. Все попытки давления на него с целью получения раскаяния и отречения от написанных песен и стихов, находясь в лагере, вынес гордо и достойно. В лагере отказался от каких-либо поблажек, от работы в клубе, библиотеке и т.д. Работал наравне со всеми заключенными, на самых тяжелых работах по разделке леса, на сплаве и строительстве, за что снискал любовь и уважение заключенных России. Отбывал незаслуженное наказание в учреждении Н-240-2/2 в г. Ивдель на севере Свердловской области. В 1990 г. Указом Верховного Совета РСФСР был освобожден, а позднее Верховный Суд России отменил приговор "за отсутствием состава преступления". Признав тем самым, что 6 лет проведенные поэтом в заключении были результатом сфабрикованного дела.

С 1990 г. А Новиков - художественный руководитель Театра песни Александра Новикова, студии "Новик-рекордс". Александр Новиков был первым, кто еще в 1993 году публично выступил с осуждением позорной практики работников телевидения брать с исполнителей деньги в виде взяток за прокрутку клипов. Первым публично выступил о клановости в отечественном шоу-бизнесе и на телевидении, деградации российской эстрады. В результате этого попал в негласные списки "лиц, нежелательных к показу", что еще добавило популярности и интереса к личности А. Новикова со стороны простых граждан России.

В 1994 г. совместно с лучшими уральскими мастерами разработал макеты и отлил на собственные средства колокола в дар для Храма на месте расстрела семьи Романовых. Колокола являются уникальными не только по звучанию и внешней отделке, но и замечательными произведениями искусства, и могли бы быть выставлены для показа в любом музее. Каждый колокол имеет имя - по именам членов царской семьи. Самый маленький - цесаревич Алексей, самый большой (вес около 400 кг) - Николай II.

Лучшие дня

В ноябре 2000 г. А. Новиков передал эти колокола в мужской монастырь построенный на месте первого захоронения Царской Семьи на Ганиной Яме близь Екатеринбурга, так как Храм на месте расстрела еще не был построен.

В 2000 году состоялся визит Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси в Екатеринбург, во время которого Патриарх благословил строительство, а Высокопреосвященнейший Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский благословил возведение колоколов А. Новикова на звонницу храма у места первого упокоения царской семьи на Ганиной Яме, где они звонят по сей день.

В 2002 г. с благословения Русской Православной Церкви и при поддержке Губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя начал проведение благотворительной акции "Колокола Покаяния" по сбору средств для отливки колоколов на Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших расположенного на месте расстрела семьи Романовых. На свои средства отлил часть колоколов, которые 6 октября 2002 года были освящены Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским и 17 октября воздвигнуты на одну из четырех звонниц Храма. Окончание акции - 16 июля 2003 года, в день открытия Храма. Всего планируется отлить 14 колоколов. Вес самых больших - 1.3 , 2.5 , 4 и 8 тонн. Колокола отличаются уникальным художественным оформлением. Кроме этого на каждом колоколе отлиты иконы, а на больших колоколах по несколько икон. Колокола изготовлены фирмой "Пятков и К" в г. Каменск-Уральском.

За время творческой деятельности А. Новиков создал более двухсот песен, несколько десятков из которых уже сегодня являются классикой жанра ("Помнишь, девочка?..", "Извозчик", "Шансоньетка", "Уличная красотка", "Город древний" и др.)

В 1994 г. записал песню "Шансоньетка", по которой, по собственному сценарию, совместно с режиссером К. Котельниковым, снял клип. Уникальный и первый в России клип, в котором реальное изображение совмещено с рисованным. В клипе не использовано никаких компьютерных технологий. Вся мультипликация сделана вручную. Кроме этого снял еще ряд клипов: "Уличная красотка", "С красавицей в обнимку" (режиссер Г. Кропивский), "Красные и белые", "Пускай ты выпита другим", "Извозчик", "Екатеринблюз" и др. Сценарии всех без исключения клипов придуманы и написаны самим А. Новиковым. А также несколько документальных фильмов: "Я только что из клетки", "Помнишь, девочка?", "Гоп-стоп шоу".

В 1995 г. А. Новиков с режиссером К. Котельниковым сняли большой документальный фильм о группе "Бони М" и ее продюсере и композиторе Фрэнке Фориане - "О, этот Фориан!". Съемки проходили в Люксембурге и Германии. Фильм очень нужный и интересный,но по центральным каналам ТВ показан не был.

В 1995 г. А. Новиков стал лауреатом общенациональной премии "Овация" в номинации "Городской романс". В 1997 г. написал песни на стихи С. Есенина и выпустил альбом "Сергей Есенин", который, по мнению музыкальных критиков, искусствоведов и общественному мнению, является самой удачной и значимой работой за все годы со дня смерти великого русского поэта.

Написав более 200 песен, выпустив более десятка пластинок, А. Новиков создал совершенно необычный, не подпадающий ни под какую классификацию жанр - жанр самого современного городского романса, возведенного в степень высокого искусства.

По опросу, проведенному Независимой ассоциацией ньюсмейкеров России в 1998 г. и охватившему более 85 тысяч респондентов, Александр Новиков, наряду с Есениным, Галичем, Высоцким является одним из самых выдающихся поэтов ХХ столетия.

Женат. Имеет двоих детей. Жена Мария Федоровна - сотрудник Уральской Академии государственной службы. Сын Игорь и дочь Наталья. Увлечения - рыбалка, охота, быстрая езда.

А его боятся
сусанна 04.10.2010 05:41:11

А Новикова боятся просто популярность и так оглушительная.Фактурный,талантливый.поэт настоящий музыкант.Забьет всех этих мелкопрыгающих,любителей хватать с теткиных рук..


Sttipl
Sttipl 14.09.2016 05:30:52

В 1981 году основал студию звукозаписи «Новик-рекордс», где записывались не только альбомы Новикова, но и многих свердловских музыкантов - групп « Чайф », « Агата Кристи » и других.

Шансонье Александр Новиков редко рассказывает о своей личной жизни. Однако на премии «Шансон года» певец разоткровенничался и впервые подробно рассказал о взаимоотношениях со своей любимой женой Марией. Вместе они уже тридцать семь лет. Александр Васильевич признался: это далеко не предел.

Александр Васильевич, почти все ваши коллеги живут в Москве, а вы – в Екатеринбурге. Не было мысли перебраться в столицу окончательно?

– Зачем? Не вижу разницы между Москвой и Екатеринбургом. У меня есть все, что нужно для работы и жизни: квартира, водитель, офис. Мне удобно в Екатеринбурге – до Москвы всего два часа полета. Тем более у меня здесь семья, театр.

– Раскройте секрет своих взаимоотношений с женой. Как вам удается поддерживать чувства?

– Я таких секретов раскрывать не могу. В семейных отношениях все индивидуально. Тем более что столько работы, сколько выполняю я ежедневно, сможет выполнить не каждый человек. Мы с женой шутим иногда, что благодаря ее рецептам блюд, которые она готовила на кухне, мне удалось выжить в тюрьме. Тюремный рацион был неудивителен (улыбается). Хорошо еще, что она не артистка.

– Вы вместе уже тридцать семь лет. В последнее время не каждый сможет похвастаться таким количеством лет, прожитых вместе!

– Да, я это знаю. На мой взгляд, женщина должна уступать мужчине во многом. Моя жена – очень мудрая женщина, кроме того, что я ее люблю и мы так долго прожили вместе. Мы хорошо понимаем друг друга. В нашем возрасте любовь не играет особой роли, она уходит на второй план. А на первое место выходят взаимопонимание, уважение и понимание единого очага. Много факторов на самом деле. Влюбленность, которая бывает в семнадцать лет, – это одно. А когда проживешь вместе 37 лет – это другое. Не все женщины вытерпят, я вам скажу! Да и мужчины тоже.

– А вы помните свою первую встречу с женой?

– Конечно. Мы познакомились на геодезической практике. Я учился на втором курсе, и летом мы все выезжали на практику. В столовой для нас готовили студентки. Я редко ходил в эту столовую. Она стояла в лесу и больше напоминала большой барак. Когда ходил, никогда не сдавал посуду. Хотя там повесили объявление: «Убирай посуду за собой». Один-единственный раз в жизни меня заела совесть, и я подумал, что надо сдать посуду. Просунулся в окно, увидел ее и сразу влюбился. Вы бы видели эту картину: все лицо замотано платком, один нос торчит, а вокруг пар от кастрюль. Но тем не менее так вышло, что мы вместе уже 37 лет.

– То есть любовь с первого взгляда все-таки существует?

– Конечно! Она и бывает только с первого взгляда.

– Супруга вас не ревнует к такому количеству поклонниц?

– Как не ревнует? Ревность любой женщине присуща. Просто она выражается в разных формах. Некоторые вываривают поганки и в суп подмешивают, другие скандалы устраивают, третьи по-другому реагируют. Но я никогда не делал так, чтобы моей жене было больно. Старался не делать. Хотя бывало. Да, бывало.

– А конфликты у вас в семье случаются?

– Почти нет. Конфликты между мужчиной и женщиной всегда возникают из-за мелочей. Женщины много говорят. Мужчины думают больше. Она говорит и в этот момент мешает. У некоторых мужчин, правда, иммунитет появляется против этого.

– Александр, вы поете исключительно шансон. Почему он так популярен в последнее время в России?

– Потому что у него большая история и большие корни. Попса – то, что показывает «Первый канал» – уже давно с землей не соприкасается. Песни ни о чем, люди неопределенного пола и гражданской принадлежности. Мне это неинтересно, и многим, я знаю, неинтересно. Попса будет недолго.

– Почему?

– Потому что попса – это производное. То, что сегодня представляет из себя наша поп-музыка, не имеет корней в мире. Это междусобойчик, все варятся в одном котле: одни и те же рожи перелезают с одного канала на другой. Когда встречаются, спрашивают о кольцах, о серьгах, бусах. А шансон – это русская песня, она обо всем! Может, грустная – о тюрьме в том числе. Но все темы из жизни. А все то, что естественно, находит отзывы в душе человека и будет жить долго. Шансон вечен. При этом не надо забывать, что шансон – это не тюрьма, не братва и не нары. Это красивые песни о любви.

– Но у многих он ассоциируется с тюрьмой и заключенными!

– Такие слухи разносят идиоты! Вон что с центральных каналов прет. Шансон чист по сравнению с тем, что происходит в «Доме-2». Страна захлебывается в собчачестве, свинстве и скотстве. И никто не замечает! Зато все тычут на шансон: «Вон откуда всё зло». Да что вы, боже упаси!

– Несколько лет назад вы написали письмо президенту с просьбой очистить телеэфир от засилья гомосексуалистов.

– Никакого ответа не было, поэтому писать больше не буду. Не один я пишу, вся страна пишет. Я тоже один раз написал. Хватит.

Арсений Николаев

Новиков запретил «Голубого щенка»

Став художественным руководителем Театра эстрады в Екатеринбурге, Александр Новиков первым делом взялся за репертуар. Посмотрев постановки, Александр Васильевич убрал из расписания спектакль «Голубой щенок», который пользовался большим спросом среди екатеринбургских театралов. Разразился крупный скандал, но Александр Васильевич был непреклонен.

– Как художественный руководитель, я вижу карикатурность, низкий художественный уровень и дух педофилии! – заявил артист. – Такого в нашем театре не будет никогда!

Александр Бродолин

Всем привет. С вами снова Алексей Полковник, С новым вторником вас. "Радио Шансон в Нижнем Новгороде" в последнее время преподносит сюрприз за сюрпризом. Александр Новиков хоть и не впервые появился в нашем городе, но дату предыдущего своего приезда вспомнить затруднился. А я-то и вообще раньше с Александром никогда лично не общался. Очень трудно представить, что в октябре этому человеку исполняется 50! Но самая первая мысль, пришедшая в голову при встрече с Новиковым: "Ну и оглобля!" (В хорошем смысле этого слова.)

Александр, каков ваш рост в сантиметрах?

А. Н.: Сто девяносто шесть.

Пару раз видев вас по TV, я ожидал максимум 180.

А. Н.: Еще одно подтверждение того, что телевидение - это большой обман. По телевизору Децл смотрится значительно выше меня.

Вас в юности привлекали к занятиям баскетболом?

А. Н.: Да, на любительском уровне в школе и в институте. Но я не очень люблю баскетбол. Значительно больше, много лет я занимался футболом и еще боксом. Потом в жизни мне это очень пригодилось: пинать ногами и бить руками.

По некоторым данным, в 1984 году вы вдруг отошли от своих занятий рок-музыкой и записали альбом "Извозчик", считая рок-н-ролл на тот момент "беззубым". Это так?

А. Н.: Нет. Никогда я такого не говорил. В 1984 году рок-движение в Свердловске (ныне Екатеринбург) только-только зарождалось. Образовался Свердловский рок-клуб с такими группами, как "Урфин Джюс" и "Настя". Я тоже участвовал в нескольких коллективах. А песни писал уже давно. Как-то пришел в студию клавишник Алексей Хоменко, послушал и говорит: "А давай запишем". И записали: сначала "Я вышел родом из еврейского квартала", а потом "Извозчика". И так всем нравилось, кто слушал, что мне сказали: "Давай дальше". Я за месяц дописал материал на альбом, и еще за месяц мы его записали на студии. Параллельно занимался аппаратурой: ее у меня было много, и на концерты я ее давал нашим свердловским рок-группам. Ни у кого же больше ничего не было. Помню, пришел к Бутусову с Умецким в архитектурный институт, а они на такой рухляди играют... Ну, купил Умецкому бас-гитару, барабанщику - Земе - барабаны. Он играл просто на черт те чем...

То есть как купил? Купил в магазине и подарил?

А. Н.: Ну да. А потом, когда меня посадили, те ребята, которые записывали со мной "Извозчика", объединились с Бутусовым, Умецким и Земой, и получилась группа "Наутилус Помпилиус".

По поводу аппаратуры. А вы что, такой выдающийся "самоделкин"?

А. Н.: Мог делать и делал сам, а потом, когда дело приобрело серьезный масштаб, уже начал руководить несколькими направлениями производства. Могу с уверенностью сказать, что на тот момент я был самым крупным производителем аппаратуры в стране.

Это и стало официальной причиной уголовного дела?

А. Н.: Причиной уголовного дела стали песни. Оно составляет 17 томов, каждый том состоит из 400 страниц. И первая страница первого тома озаглавлена: "Экспертиза по песням Александра Новикова". Далее рецензия на каждую из восемнадцати песен альбома в духе газет 37-го года. Там меня обвиняют в пропаганде насилия, пьянства, проституции и вообще во всех грехах. И как резюме такая фраза: "Автор вышеупомянутого нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка!"

А официальный приговор?

А. Н.: Он, собственно, отменен уже семь лет назад. Но звучал так: "За изготовление и сбыт электромузыкальной аппаратуры, хищение общественных и государственных средств в особо крупных размерах путем мошенничества". То есть фабриковали дело таким образом: якобы я выдавал эту аппаратуру за импортную, тем самым совершая мошенничество и похищая деньги граждан в особо крупных размерах (масштабы продаж действительно были велики). Но принять мою аппаратуру за импортную мог только или конченый кретин, или эксперт этой самой следственной группы.

Александр, некоторые называют вас чуть ли не создателем русского шансона. Как вы сами к этому относитесь?

А. Н.: По этому поводу у меня есть одна история. В прошлом году я выступал в Красноярске и попутно попал на телевизионное ток-шоу. Там ведущий, звонки в студию и человек шестьдесят в самой студии. Все идет своим чередом, и вдруг посредине зала встает такая седенькая благообразная, аккуратненькая старушка, ей на вид лет девяносто, и говорит: "Саша, я так ваши песни люблю, я еще когда молодая была, так их слушала!.."

А вот еще доходила до меня такая информация, что бывший наш премьер-министр Евгений Примаков относится к числу ваших друзей. Так ли это?

А. Н.: В общем-то, да.

А как так получилось, если не секрет? Он ведь и в советские времена был крупной фигурой.

А. Н.: В первую очередь хочу сказать, что личности такого масштаба, такого склада ума и такой потрясающей глубины души будут востребованы при любой системе. Примаков - благороднейший человек и великолепный специалист. Готов всегда и везде это говорить, потому что знаю. А познакомились мы в самолете. Когда затонул "Курск", Путин собирал в Сочи всех академиков и политиков для мозгового штурма. Они уже летели обратно в Москву, и я попал в тот же самолет. Помощник Примакова подошел ко мне по его просьбе за автографом с какой-то бумажкой. Я говорю: "Ну, уж Евгению Максимовичу диск подарю". Подписал диск. Через пару минут уже сам Примаков выходит в проход и зовет: "Саша! Мне можно вас так называть? Мы вас приглашаем к себе". Я подхожу, а там Рэм Петров - вице-президент Академии наук, да, собственно, все остальные тоже академики, дедушки такие интеллигентные. Очень было приятно пообщаться. Примаков сказал, что тоже пишет стихи, книги и хочет преподнести ответный подарок. Я пригласил его на концерт, оставил номер своего телефона. Что меня поразило, через неделю в назначенный день, ровно в назначенный срок звонит Евгений Максимович и говорит, что на концерте будет. У меня на концертах часто бывают известные политики, люди, занимающие высокие посты. По-разному себя ведут. Кто веселится, кто в сотовый телефон разговаривает, кто спит пьяный. Публика не всегда на них реагирует. А тут, когда я объявил, что в зале находится Примаков, были просто овации. Сразу видно, что народ его любит. Он в перерыве зашел ко мне, мы с ним по чуть-чуть коньячку. Говорит: "Планировал со второго отделения уехать. Но останусь, нравится". Вот с тех пор общаемся, иногда и по делам приходится.

Вы знаете, недавно у нас в гостях, в городе, был Александр Александрович Дольский. И в разговоре он обмолвился, что свои первые песни вы выдавали за его. Что это за история?

А. Н.: Действительно, так оно и было. Я ему сам об этом говорил. Мальчишкой, лет в 15 - 16, я ходил на его концерты. А сам уже тогда кое-что сочинял, но за свое выдавать стеснялся. В этом плане очень робким был. Во всем остальном нахрапистым, боевым, даже нахальным, а насчет песен робким. Мне казалось, скажу, что мое, назовут ерундой - и все, катастрофа, больше уже ничего не напишу. И поэтому выдавал то за Дольского, то за Вертинского и смотрел за реакцией - сойдет или нет. Раз молчат, не говорят: "Что это Дольский за дрянь такую написал!" - значит, нормально. Был такой грешок. Но вообще, Дольский оказал серьезное влияние на меня. Очень хотелось научиться играть на гитаре, как он.

Получилось?

А.Н.: Так, как у него, все равно не получилось. Дольский играет, безусловно, гораздо лучше. Но сейчас для сопровождения моих песен такой задачи уже не стоит.

Множество интереснейших вещей поведал мне Александр Новиков в беседе. Например, назвал имена весьма известных ныне деятелей культуры и СМИ, проживавших в свое время в Свердловске, которые писали доносы на мятежного автора-исполнителя. Эти доносы он уже после освобождения держал в собственных руках и читал собственными глазами.

Александр, в начале восьмидесятых вы плотно общались и помогали свердловским рок-музыкантам, а в девяностых вдруг занялись продюсированном поп-певицы Натальи Штурм. Как это случилось и куда это она вдруг пропала?

А. Н.: Случайно на нее набрел. Зашел как-то вечером в театр эстрады, там какой-то концерт был сборный. Стоит в коридоре девушка, перед зеркалом причесывается. Я так шуткой спрашиваю: "Девушка, вы поете или танцуете?" Ее, видно, задело: "Да вы что!? Я певица - Наталья Штурм. А вы кто?" - "Я - Александр Новиков". Она паузу выдержала, смерила меня взглядом: "А я думала, вы маленький лысый еврей и живете в Америке". (Напомню, рост А. Новикова - 196 см. - Авт.,). Разговорились. Она: "Может быть, вы меня послушаете?" - "Послушаю". Встал в кулису. Она какие-то три песенки спела. Сказал ей: "Чем раньше вы этот материал в помойку выбросите, тем раньше станете известной". - "Я бы выбросила, да где ж другое-то взять?" - "Ну, раз заикнулся, значит, напишу".И написал.

А чем вся история-то закончилась?

А. Н.: Лет пять ее уже не видел, сказать ничего не могу. Но в жизни так бывает, что звездная болезнь обрушивается на человека раньше, чем к нему приходит слава. И это один из таких печальных случаев. Мы с ней расстались на ее фразе: "Если бы не твои дурацкие песни, я бы давно стала звездой". Я только ответил: "Хочешь быть звездой - будь ей..."

Вам известно, что Александр Розенбаум судится с некой фирмой по производству "караоке" в связи с использованием его песен? А ведь ваши песни там тоже присутствуют.

А. Н.: Мы сейчас следим за процессом (не только я, нас таких много). Если Александр Яковлевич выиграет, создаст прецедент, мы их там "разорвем на части".

Вы лауреат премии "Овация" где-то в середине девяностых. (Уточнить не удалось, так как Александр сам не особо помнит. - Авт.). Как вы, далекий от "официоза" человек, отнеслись к этой премии?

А. Н.: Если честно, узнал об этом через пятнадцать дней после присвоения. Был на гастролях в Уфе, приятель позвонил. А на официальной церемонии вручения для телевидения мне вообще диплом Антонова дали - они же там все одинаковые, - а на мое имя выписать забыли. Сказали: "Потом выпишем".

Выписали?

А. Н.: Да. Что касается отношения, ну, конечно, приятно было. А так... я не страдаю страстью ко всяким вымпелам и почетным грамотам.

А у вас часом нет звания "заслуженного" или "народного"?

А. Н.: Что вы!? Нет ничего более постыдного для поэта, чем иметь какие-то звания. Поэт - вот высшее из всех звании.

Я слышал, вы очень нелицеприятно высказывались о таком деятеле, как Игорь Крутой?

А. Н.: Да. И сейчас могу это повторить. Сегодня власть в шоу-бизнесе узурпирована несколькими негодяями, один из которых Игорь Крутой, который путем взимания взяток обирает артистов. Это миллионы долларов в месяц. Все эфиры, все премии года - они платные. И благодаря ему и ему подобным у нас такой упаднический, карикатурный, постыдный шоу-бизнес. В телевизоре одни и те же рожи, которые прямо там, в телевизоре, на наших глазах уже состарились и стали пародией на самое себя. Смотреть это очень стыдно, и за державу обидно.

Вы можете назвать еще кого-нибудь наряду с Игорем Крутым?

А. Н.: Как там звать, кто заправляет "Аншлагом"? Я их всех называю "смехуны". Половина из них просто вызывает жалость. По-моему, они искренне ненавидят Россию и издеваются над ней. Нормальному человеку это не смешно, это все ниже пояса. Носит все это чрезвычайно плебейский характер.

Не вам первому я задаю вопрос: каков выход из создавшейся ситуации? Вы лично со своей колокольни его видите?

А. Н.: Государству нужно вкладывать деньги в образование, в духовные ценности. Люди, которые с детства слушают Ростроповича и ходят в Третьяковскую галерею, а не на концерты Децла и Шуры, вырастут духовно богатыми и красивыми. И вся эта шелуха отомрет естественным образом. Грамотные, духовно богатые люди не будут смотреть эти блевотные сериалы и низкопошибные фильмы, которые я считаю постыдным явлением нашей культуры. Вы вспомните шедевры нашего кино. С какими гениальными актерами мы жили в одно время! И какую убогую серую массу мы наблюдаем сейчас. А как может воспитывать ребенка учитель, получающий копейки? Если бы наш президент ходил не на концерты "Любэ" и Баскова, а в Большой театр... И вместе с ним ходила бы его челядь кремлевская... То, может, через несколько лет мы и увидели бы какой-нибудь просвет. Искусство плебса не должно быть определяющим. Высокое искусство обязано присутствовать в стране.

И вы себя к "российскому шоу-бизнесу" не относите?

А. Н.: Относить себя к этому считаю оскорбительным и унизительным. Я не участвую в общей своре, а потому могу говорить то, что думаю, и вести себя так, как хочу. Скажу всем без ложной скромности, что если сегодня мой концерт целиком покажут по телевидению, то в этом шоу-бизнесе очень многое поменяется. У меня довольно высокая планка. И мой концерт отличается от того, что сейчас показывают, как Эйфелева башня от сортира.

Так что же, получается, на нашей эстраде достойных артистов совсем нет?

А. Н.: Почему? Очень много достойных. Николай Носков - потрясающий музыкант. Александр Малинин - он на концерте поет, как на пластинке, никогда не фальшивит.У нас много музыкантов, действительно умеющих петь и играть. Россия, как никакая другая страна, богата талантами, но им сегодня очень трудно пробиться. Бездарей легче приручить и потом стричь, поэтому они и проходят. Та же "фабрика звезд" - это очередная профанация. Разве позволят настоящие звезды сбить себя в стадо? И "родить" талант путем культивации невозможно. Звезда - это явление. А сегодня эта группа лиц, исполняющих на сцене комплекс ортопедических упражнений и издающих звуки, гордо именуемые пением, уже ездит по стране с гастролями. Они еще ничего не содеяли в жизни, они встали на сцене, где приказано, и, когда приказано, открыли рот. И еще. Сегодня наша эстрада потеряла самое главное - она потеряла половую принадлежность. Кто на вершинах хит-парадов? Лесбиянки и педерасты. И когда меня вдруг называют "звездой", меня корежит, потому что понятие это сегодня девальвировалось, потеряло свою прежнюю ценность и смысл.

По окончании официальной части разговора я не мог не проявить любопытства и поинтересовался у Александра насчет его легендарного перстня то ли с изумрудом, то ли с голубым топазом (молва приписывает камню огромные размеры). Александр пояснил, что на самом деле перстень не один (точнее, один как раз с голубым топазом и несколько с изумрудами - это его камень), и охотно показал тот, что был с ним на данный момент - с изумрудом. Действительно, камушек впечатляет. Заодно Александр Васильевич достал и надел "презентационные" часы "Рожер Дюбуи", вскользь сравнив их стоимость с шестисотым "Мерседесом". (В мире таких всего 28, у Новикова - за номером 12.) Приятно все-таки, что и в нашей стране автор-исполнитель (не каждый, конечно) порой может позволить себе небольшую роскошь.

Та же "фабрика звезд" - это очередная профанация. Разве позволят настоящие звезды сбить себя в стадо?

Вот и все на сегодня. Поверьте. иногда не часы украшают человека, а человек часы (даже "Роджер Дюбуи"). А я на этом ненадолго прощаюсь с вами. До встречи в очередной "тостушке" и на частоте "Русского радио" в Нижнем" 102, 9 FM. Остаюсь вечно ваш друг Алексей Полковник. Пока!