Автобиография ф шуберта кратко. Биография шуберта франца петера

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Шуберт Франц (1797-1828), австрийский композитор.


Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.



С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).


Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.


Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -- простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.


В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера - «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора - «Лебединая песня».


Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) - основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.


Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).



Здравствуйте! По поводу Шуберта: как же не напомнить читателяи о его шедевре “Третья песня Эллен”, более известном широкому слушателю, как “Аве Мария”? И обязательно сказать, что эту бессмертную музыку написал мальчик 30 лет от роду…

Которого известна всем деятелям музыкального искусства, появился на свет 31 января 1797 года в пригороде столицы Австрии Вены. Он был четвертым сыном школьного учителя и виолончелиста. Все преподаватели будущего музыканта отмечали его талант и усердие, с которыми он легко овладевал знаниями в области музыки.

Образование

Успехи и прекрасное владение голосом помогли Шуберту поступить в Императорскую капеллу, а затем и в одну из лучших школ Вены - Конвикт. В тринадцатилетнем возрасте он начал писать первые сочинения: песни, фортепианные пьесы, симфонии и оперы. В 1812 году Франц познакомился со знаменитым Сальери, который заинтересовался талантливым юношей. На протяжении пяти лет они совместно занимались созданием композиций.

Композитор Франц Шуберт сформировался именно в период своих занятий с Сальери - с 1812 по 1817 годы. В 1813 году он стал учеником учительской семинарии, а спустя еще год - стал учителем школы, где когда-то работал его отец. Именно тогда он сочинил одну из своих первых месс и положил стихотворения Гете на музыку.

Творчество

В 1815-1816 годах Франц Шуберт, биография которого сегодня изучается в школах на уроках музыки, был достаточно продуктивен. В этот период он сочинил более 250 песен, четыре симфонии, три мессы и несколько оперетт и струнных квартетов. Именно тогда были созданы песни, получившие распространение по всему миру - "Лесной царь" и "Скиталец".

Но несмотря на все это, Франц Шуберт, произведения которого сегодня считаются классикой мировой музыки, был беден, как церковная крыса. С помощью своего знакомого Й. фон Шпауна композитор познакомился с поэтом Ф. фон Шобером, который, в свою очередь, смог организовать встречу Шуберта и популярного в те времена баритона М. Фогля.

Франц продолжал трудиться в школе, но летом 1818 года принял решение оставить свою службу и отправился в поместье графа Эстерхази, где на протяжении нескольких месяцев работал в качестве учителя музыки. В 1819 году Шуберт закончил знаменитую Шестую симфонию, а затем сочинил несколько вариаций на французскую песню, которые посвятил Бетховену.

Вернувшись в Вену, Франц Шуберт, биография которого оказалась слишком короткой, создал по заказу оперу «Братья-близнецы». Она была впервые поставлена летом 1820 года в «Кертнертортеатре». Лето 1819 года Шуберт провел совместно с баритоном Фоглем, именно тогда ему удалось сочинить "Форель" (ля мажор) - популярный квинтет для фортепиано.

Следующие годы для композитора оказались достаточно трудными, поскольку он не был приспособлен к тому, чтобы добиваться покровительства влиятельных чиновников и деятелей мира искусства. В 1823 году он достаточно тяжело болел и находился в состоянии уныния. Его оперы никто не хотел ставить, однако Франц взял себя в руки и написал вокальный цикл под названием «Прекрасная мельничиха».

В 1825 году Франц Шуберт, биография которого знакома многим любителям классической музыки, сумел восстановить свое здоровье. Появились на свет его новые опусы для фортепиано. Вплоть до 1828 года композитор упорно трудился над созданием своих

В начале 1828 года Шуберта начало подводить здоровье. По всей видимости, композитор предчувствовал скорую смерть, поэтому старался писать в лихорадочном темпе. Именно в 1828 году он создал огромное количество шедевров, которые получили популярность уже после смерти автора. Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года от тифа.

австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке

Краткая биография

Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797 - 19 ноября 1828, Вена) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и входят в число самых известных образцов классической музыки.

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца - Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац - на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать - песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт ». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Её поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл.Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости.В камерной и симфонической музыке - струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор - Шуберт демонстрирует своё неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

Посмертное признание

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки, большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.

Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили научно выверенное издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты.

Неоконченная симфония

Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») - осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением. Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

Есть также мнение, что в качестве финала могла быть задумана музыка, ставшая одним из антрактов к «Розамунде», написанная в сонатной форме, в тональности си минор и имеющая драматический характер. Но эта точка зрения не имеет документальных подтверждений.

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).

Сочинения

  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе Граф фон Гляйхен, и другие;
  • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824), Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» («Trockene Blumen» D 802) для флейты и фортепиано и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-1828), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-1827);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши.
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано (более 600), в том числе циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен» («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»), «Лесной царь» («Erlkönig», на стихи И. В. Гёте, 1816).

Каталог произведений

Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса, но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания.

Память

В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда, открытый в 1904 году.


ШУБЕРТ, ФРАНЦ (Schubert, Franz) (1797–1828), австрийский композитор. Франц Петер Шуберт, четвертый сын школьного учителя и виолончелиста-любителя Франца Теодора Шуберта, родился 31 января 1797 в Лихтентале (пригород Вены).


Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт – лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810–1813 он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни (в том числе Жалобу Агари, Hagars Klage, 1811). Юным музыкантом заинтересовался А.Сальери, и с 1812 по 1817 Шуберт занимался с ним композицией.

В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 19 октября 1813) – это был первый шедевр Шуберта и первая великая немецкая песня.

Годы 1815–1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 появились еще две симфонии – Трагическая и часто звучащая Пятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – Скиталец (Der Wanderer) и знаменитый Лесной царь (Erlk nig); обе песни вскоре получили всеобщее признание.

Через своего преданного друга Й.фон Шпауна Шуберт познакомился с художником М.фон Швиндом и состоятельным поэтом-любителем Ф.фон Шобером, который устроил встречу Шуберта с известным баритоном М.Фоглем. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем они завоевали популярность в венских салонах. Сам композитор продолжал работать в школе, но в конце концов в июле 1818 оставил службу и уехал в Желиз, летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки. Весной была закончена Шестая симфония, а в Желизе Шуберт сочинил Вариации на французскую песню, ор. 10 для двух фортепиано, посвященные Бетховену.

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием Братья-близнецы (Die Zwillingsbruder). Она была закончена к январю 1819 и исполнена в «Кертнертортеатре» в июне 1820. Летние каникулы в 1819 Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии, где и сочинил широко известный фортепианный квинтет Форель (ля мажор).

Последующие годы оказались для Шуберта трудными, поскольку он по складу характера не умел добиваться благосклонности влиятельных венских музыкальных деятелей. Романс Лесной царь, опубликованный как ор. 1 (по-видимому, в 1821), положил начало регулярному изданию сочинений Шуберта. В феврале 1822 он закончил оперу Альфонсо и Эстрелла (Alfonso und Estrella); в октябре увидела свет Неоконченная симфония (си минор).

Следующий год отмечен в биографии Шуберта болезнями и унынием композитора. Его опера не была поставлена; он сочинил еще две – Заговорщики (Die Verschworenen) и Фьеррабрас (Fierrabras), но их постигла та же судьба. Замечательный вокальный цикл Прекрасная мельничиха (Die sch ne Mullerin) и отлично принятая слушателями музыка к драматической пьесе Розамунда (Rosamunde) свидетельствуют, что Шуберт не опустил руки. В начале 1824 он работал над струнными квартетами ля минор и ре минор (Девушка и смерть) и над октетом фа мажор, однако нужда заставила его вновь стать учителем в семействе Эстерхази. Летнее пребывание в Желизе благотворно повлияло на здоровье Шуберта. Он сочинил там два опуса для фортепиано в четыре руки – сонату Большой дуэт (Grand Duo) до мажор и Вариации на оригинальную тему ля бемоль мажор. В 1825 он вновь отправился с Фоглем в Верхнюю Австрию, где друзьям оказали самый теплый прием. Песни на слова В.Скотта (в их числе знаменитая Ave Maria) и фортепианная соната ре мажор отражают душевное обновление их автора.

В 1826 Шуберт ходатайствовал о предоставлении ему места капельмейстера в придворной капелле, но ходатайство не было удовлетворено. Его последний струнный квартет (соль мажор) и песни на слова Шекспира (среди них Утренняя серенада) появились во время летней поездки в Веринг, село под Веной. В самой Вене шубертовские песни были в это время широко известны и любимы; в частных домах регулярно проводились музыкальные вечера, посвященные исключительно его музыке – т.н. шубертиады. В 1827 были написаны, в числе прочего, вокальный цикл Зимний путь (Winterreise) и циклы фортепианных пьес (Музыкальные моменты и Экспромты).

В 1828 появились тревожные признаки надвигающейся болезни; лихорадочный темп композиторской деятельности Шуберта можно истолковать и как симптом недуга, и как причину, убыстрившую смертельный исход. Шедевр следовал за шедевром: величественная Симфония до мажор, вокальный цикл, посмертно изданный под названием Лебединая песнь, струнный квинтет до мажор и три последние фортепианные сонаты. По-прежнему издатели отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало; нездоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт. Умер Шуберт от тифа 19 ноября 1828.

Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

ТВОРЧЕСТВО

Вокальные и хоровые жанры. Песенно-романсовый жанр в трактовке Шуберта представляет собой столь самобытный вклад в музыку 19 в., что можно говорить о возникновении особой формы, которую принято обозначать немецким словом Lied. Песни Шуберта – а их более 650 – дают множество вариантов данной формы, так что классификация здесь едва ли возможна. В принципе Lied бывает двух видов: строфическая, в которой все или почти все стихи поются на одну мелодию; «сквозная» (durchkomponiert), в которой каждый стих может иметь свое музыкальное решение. Полевая розочка (Haidenroslein) – пример первого вида; Молодая монахиня (Die junge Nonne) – второго.

Два фактора способствовали расцвету Lied: повсеместное распространение фортепиано и расцвет немецкой лирической поэзии. Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. Это мог быть звукоизобразительный контекст – например, журчание воды в песнях из Прекрасной мельничихи или жужжание колеса прялки в Гретхен за прялкой, либо контекст эмоциональный – например, аккорды, передающие благоговейное настроение вечера, в Закате (Im Abendroth) или полночный ужас в Двойнике (Der Doppelgonger). Иногда между пейзажем и настроением стихотворения благодаря особому дару Шуберта устанавливается таинственная связь: так, имитация монотонного гудения шарманки в Шарманщике (Der Leiermann) чудесно передает и суровость зимнего пейзажа, и отчаяние бездомного странника.

Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для Шуберта бесценным источником вдохновения. Неправы те, кто подвергают сомнению литературный вкус композитора на том основании, что среди шести с лишним сотен озвученных им поэтических текстов есть весьма слабые стихи, – например, кто бы помнил поэтические строки романсов Форель или К музыке (An die Musik), если бы не гений Шуберта? Но все-таки величайшие шедевры созданы композитором на тексты его любимых поэтов, корифеев немецкой литературы – Гёте, Шиллера, Гейне. Для песен Шуберта – кем бы ни был автор слов – характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.

Шубертовские многоголосные вокальные сочинения несколько менее выразительны, чем романсы. Вокальные ансамбли содержат прекрасные страницы, но ни один из них, кроме, может быть, пятиголосного Нет, только тот, кто знал (Nur wer die Sehnsucht kennt, 1819), не захватывает слушателя так, как романсы. Незаконченная духовная опера Воскрешение Лазаря (Lazarus) представляет собой скорее ораторию; музыка здесь прекрасная, а партитура содержит предвосхищения некоторых приемов Вагнера. (В наше время опера Воскрешение Лазаря была закончена русским композитором Э.Денисовым и с успехом исполнена в нескольких странах.)

Шуберт сочинил шесть месс. В них тоже есть весьма яркие части, но все же у Шуберта этот жанр не поднимается до тех вершин совершенства, которые были достигнуты в мессах Баха, Бетховена, а позже Брукнера. Только в последней мессе (ми-бемоль мажор) музыкальный гений Шуберта преодолевает его отстраненное отношение к латинским текстам.

Оркестровая музыка. В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор (Неоконченная) и симфония до мажор (1828). В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая (си минор), но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням. В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче.

Музыка к Розамунде содержит два антракта (си минор и си мажор) и прелестные балетные сцены. Серьезен по тону только первый антракт, но вся музыка к Розамунде – чисто шубертовская по свежести гармонического и мелодического языка.

Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них (до мажор и ре мажор), написанных в 1817, чувствуется влияние Дж.Россини, и в их подзаголовках (данных не Шубертом) указано: «в итальянском стиле». Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда (первоначально предназначалась для раннего сочинения Волшебная арфа – Die Zauberharfe) и Фьеррабрас – наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта.

Камерно-инструментальные жанры. Камерные произведения в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть «семью звездами» его камерного наследия.

Квинтет Форель – это провозвестник нового, романтического мироощущения в камерно-инструментальном жанре; очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились два струнных квартета: квартет ля минор (ор. 29), воспринимающийся многими как исповедь композитора, и квартет Девушка и смерть, где мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом. Последний шубертовский квартет соль мажор являет собой квинтэссенцию мастерства композитора; масштабы цикла и сложность форм представляют некоторое препятствие для популярности этого произведения, однако последний квартет, как и симфония до мажор, – абсолютные вершины творчества Шуберта. Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до мажор (1828), но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль мажор.

Октет являет собой романтическое истолкование жанра классической сюиты. Употребление дополнительных деревянных духовых дает композитору повод для сочинения трогательных мелодий, создания красочных модуляций, в которых воплощается Gemutlichkeit – добродушно-уютный шарм старой Вены. Оба шубертовских трио – ор. 99, си-бемоль мажор и ор. 100, ми-бемоль мажор – имеют как сильные, так и слабые стороны: структурная организация и красота музыки первых двух частей покоряют слушателя, в то время как финалы обоих циклов кажутся чересчур легковесными.

Фортепианные сочинения. Шуберт сочинил множество пьес для фортепиано в 4 руки. Многие из них (марши, полонезы, увертюры) – очаровательная музыка для домашнего употребления. Но есть среди этой части наследия композитора и более серьезные произведения. Таковы соната Grand Duo с ее симфоническим размахом (притом, как уже говорилось, нет указаний, что цикл задумывался первоначально в виде симфонии), вариации ля-бемоль мажор с их острой характеристичностью и фантазия фа минор ор. 103 – первоклассное и широко признанное сочинение.

Около двух десятков шубертовских фортепианных сонат по своему значению уступают только бетховенским. Полдюжины юношеских сонат интересны главным образом поклонникам искусства Шуберта; остальные известны во всем мире. Сонаты ля минор, ре мажор и соль мажор (1825–1826) ярко демонстрируют осмысление композитором сонатного принципа: танцевальные и песенные формы сочетаются здесь с классическими приемами развития тем. В трех сонатах, появившихся незадолго до кончины композитора, песенно-танцевальные элементы предстают в очищенном, возвышенном виде; эмоциональный мир этих сочинений богаче, чем в ранних опусах. Последняя соната си-бемоль мажор – итог работы Шуберта над тематизмом и формой сонатного цикла.