Ассистент режиссера телевидения. Чем занимается помреж? Чем занимается помощник режиссера в театре

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

Как это ни странно, но видеть зрительный зал помощнику режиссера так же важно, как и сцену. Перед началом спектакля он должен удостовериться в готовности зала. Кроме того, в некоторых спектаклях («Чисто английское привидение», «Вишневый сад») актеры играют в партере, а спектакль «Лоренцаччо» полностью идет в зрительном зале, тут уж без камеры совсем не обойтись. Недалеко от монитора расположен радиоприемник, по которому транслируется спектакль. Таким образом, помреж полностью застрахован от того, что он чего-то не услышит или не увидит.

Рядом с пультом – два внутренних телефона, они дублируют друг друга на случай, если один выйдет из строя. С цехами можно также связаться с помощью громкой односторонней связи (оповещение) и тихой двусторонней. Помимо этого существуют световые сигналы на галерки, в трюм, на переходный мостик. Они работают по принципу красной и зеленой лампочки. Красная лампочка обозначает сигнал «приготовились», зеленая – «действие». На галерках располагаются рабочие сцены, перемещающие штанкеты. В РАМТе это делается вручную. Поднять штанкет можно, потянув за дальнюю веревку, опустить – за ближнюю. Переходный мостик расположен над верхним краем просцениума. Оттуда высыпают осенние листья в спектакле «Думайте о нас» или снег в «Чисто английском приведении», а на «Незнайке» сбрасывают воздушный шар. Трюм используется в некоторых спектаклях для появления и ухода актеров. Все эти действия осуществляются по сигналу помощника режиссера.

Еще со своего пульта помреж управляет занавесом. В сегодняшнем РАМТе он электрический, но в некоторых театрах сохранился механический занавес. И для того, чтобы поднять его, необходимо долго вращать ручку особого механизма или тянуть трос. Помреж такого театра должен быть поистине тренированным человеком. Хотя эту работу можно поручить и машинисту сцены.

На пульте также расположены кнопки вращения круга. Особый переключатель позволяет контролировать его скорость. При этом нужно учитывать, что круг останавливается не сразу, а проезжает еще метр-полтора после выключения. Управление кругом требует опыта!

Все команды, которые помреж дает в течение спектакля, записаны в особой партитуре. Это «помрежский» экземпляр пьесы, в котором описано и зарисовано оформление каждой сцены, переходы, перестановки, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, а также все, что касается действий помощника режиссера, его команд и сигналов. Игорь Владимирович называет партитуры «записками сумасшедшего». Действительно, где еще можно встретить пометку «унести труп». На самом деле, схемы и записи в партитуре очень четкие и понятные. Сами помрежи ориентируются в них очень легко. И работая долгие годы на спектакле, многое уже помнят.

Форс-мажоры

У помощника режиссера бывают различные поводы для беспокойства. Тревогу вызывают в основном большие, массовые, технически сложные спектакли. Бывает, что верховые, перемещая штанкеты, промахиваются мимо метки, вызывая «завалы» при перестановках. Задача помрежа – предотвратить или быстро ликвидировать возникшие неполадки, а также избежать конфликтной ситуации. Бывает, что все кипит внутри, но приходится сдерживать эмоции, не кричать на нерадивых работников. Тем более что существуют другие методы воздействия на них. Если по вине сотрудника случаются одна-две серьезные ошибки, то на него накладывается взыскание. А если промах повторяется, то такого работника увольняют.

Иногда подводит техника. Но самое серьезное ЧП, которое может случиться – поломка помрежского пульта. Правда, происходит такое не часто, но если бывает, то помреж сразу же звонит в фирму, обслуживающую пульт. Как правило, неполадки успевают устранить еще до начала спектакля. Но если быстро это сделать не получается, то помощник режиссера берет у реквизиторов колокольчик и проходит по мужскому и женскому этажам, давая сигнал вручную. В такой ситуации всем работникам театра приходится быть особенно внимательными, а актерам самим следить за собственным выходом на сцену.


В работе помощника режиссера иногда требуются

Внезапная болезнь помощника режиссера – еще одно из самых серьезных форс-мажорных обстоятельств. В РАМТе четыре помрежа, и каждый из них ведет только свои спектакли. Если кто-то из них не может выйти на работу, то сложную задачу –вести чужой спектакль берет на себя другой, обязательно опытный сотрудник. Это напоминает срочный ввод актера, когда все вокруг стараются помочь «новичку», с пониманием относятся к возможным неточностям в его работе.

Каким должен быть настоящий профессионал

Основные профессиональные качества помощника режиссера - это хорошая память, предельное внимание, умение сконцентрироваться, быстрая реакция. Важно также быть тактичным, уметь находить общий язык с людьми, потому что помреж работает не с техникой, не с бумагами, а именно с людьми. Не менее важны организаторские способности. И еще настоящий помреж должен обладать стрессоустойчивостью, ведь его работа связана с постоянным нервным напряжением.

И при всей важности этой профессии, о которой вы уже в полной мере можете судить из нашего рассказа, помощника режиссера ни один вуз не готовит. В эту профессию можно попасть только из театра. Начинающему сначала дают почитать должностные инструкции, в который прописано, что он должен делать на репетиции и спектакле. Потом его прикрепляют к опытному сотруднику, который ему показывает и рассказывает, в чем состоит работа, а впоследствии и передает один из своих спектаклей. В этой профессии, как ни в какой другой, очень важен опыт, ведь, по большому счету, обучиться ей можно только в процессе работы.

История Игоря Питерского

Игорь Владимирович попал в РАМТ, а тогда еще Центральный Детский Театр, когда учился в старших классах школы. Ему очень нравился театр вообще, и Детский театр в частности, он по нескольку раз посмотрел все спектакли текущего репертуара. А потом услышал, что при театре существует школьный актив, сам пришел в педагогическую часть и попросил записать его. Юный Игорь посещал встречи актива, занятия театроведческой секции, проходившие в ЦДРИ, дежурил на спектаклях. Со временем он стал даже участвовать в спектаклях. В этот период в театре был недостаток участников массовых сцен, и педагог педчасти, Вера Михайловна Хабалова, договорилась с директором и режиссером, чтобы некоторые активисты попробовали себя в массовке.

Как и многие школьники, Игорь Питерский мечтал стать актером, пробовал поступать в театральный институт и не поступил. Окончив школу, он пришел в Детский театр осветителем, через год был призван в армию, а когда вернулся, у осветителей не оказалось в штате свободной единицы. Проработав около полугода в мебельном цехе, он перешел в помощники режиссера. Основам профессии его учила Людмила Константиновна Баландина, настоящий профессионал в своем деле.

В 1981 году молодой помреж выпустил свой первый спектакль – «Гуманоид в небе мчится» с режиссером Сергеем Яшиным. Игорь Владимирович с улыбкой вспоминает, что очень волновался тогда. Ему казалось, что многое им было сделано не так.

Игорь Питерский служит помощником режиссера уже почти тридцать лет. За эти годы он поработал с самыми разными режиссерами – Алексеем Бородиным, Сергеем Яшиным, Юрием Ереминым, Еленой Долгиной, Алексеем Блохиным, Александром Назаровым, Адольфом Шапиро, японским режиссером Асая Фудзита, который ставил спектакль «Хагоромо», а так же немцем Иоахимом Зибеншу, поставившим «Фауста». 20 декабря 2004 года Игорю Питерскому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Игорь Владимирович рассказывает о своей работе очень подробно. Сомневаюсь, что он упустил даже какую-то незначительную деталь. Многое из рассказанного им не вошло в этот материал, он и так получился объемным. Чувствуется, что для помощника режиссера Игоря Питерского нет несущественных деталей в работе, все заслуживает его внимания. А еще, мне кажется, он умеет слушать и слышать других людей. Во время интервью я часто замечала, что еще не произнесла вопрос до конца, а он уже понял, о чем я собираюсь его спросить. Его ответы были достаточно короткими, но всегда очень информативными и четкими. Это настоящий профессионал.

Игорь Владимирович говорит, что помощник режиссера всегда находится в сердцевине театра. Он все время на сцене, рядом все службы, актеры, режиссеры, он связан со всеми. И для того, чтобы работать эффективно, он должен не обижать окружающих его людей, не оскорблять, не кричать на них, не предъявлять необоснованных претензий, не подставлять, быть честным и справедливым по отношению к ним, а если наказывать, то справедливо, и всегда очень добросовестно относиться к своей работе. Добавим к этому то, что помреж должен всегда держать в своей голове колоссальный объем информации, ведь на его плечах лежит груз ответственности за весь спектакль. Думая обо всем этом, понимаешь, что, нажать кнопку первого звонка, в этой профессии действительно самое простое.

Должностная инструкция помощника главного режиссера [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник главного режиссера относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник главного режиссера назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность помощника главного режиссера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.4. Помощник главного режиссера должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, других видов искусства, литературы;

Современные проблемы отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

Современную и классическую драматургию;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На помощника главного режиссера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление организационного руководства творческо-производственной деятельностью труппы.

2.2. Анализ состояния артистического состава и внесение предложений главному режиссеру по составу и пополнению труппы, приглашению исполнителей для разового участия в спектаклях, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара.

2.3. Участие в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках, назначении составов исполнителей в текущем репертуаре, обеспечивая рациональную загрузку артистов труппы в новом и текущем репертуаре.

2.4. Организационное обеспечение составления репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новых постановок, ведения учета репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала.

2.5. Участие в планировании текущего репертуара.

2.6. Рассмотрение и представление руководству организации заявлений артистов о разовой работе за пределами своей организации.

2.7. Участие в организации работы по повышению квалификации артистического персонала.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Помощник главного режиссера имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Помощник главного режиссера несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.

От нас зависят все удобства для работы актеров и режиссера, а также то, чтобы рабочий процесс был налажен, как часы. Все должно быть вовремя и на своих местах. По своей сути это, конечно, техническая профессия, но элемент творчества тоже присутствует.

Репетиционные обязанности

Помреж приходит за час до начала репетиции, следит, чтобы была вода, правильное количество стульев, необходимый реквизит. Нужно встретить всех актеров, а если за пять минут до репетиции кого-то из артистов еще нет, то надо срочно связаться с ними и узнать, где они и что с ними.

Бывает так, что мое присутствие во время репетиции не обязательно, но уйти домой я все равно не могу, потому что в любой момент что-то может понадобиться - деталь костюма или дополнительный реквизит.

После окончания репетиции я должна узнать расписание на следующий день или следующую неделю, чтобы всех потом оповестить. Помощник режиссера должен знать все. Где, что и когда должно стоять на сцене, какие костюмы нужно подготовить и в какое время. Постепенно к работе подключаются все театральные цеха: монтировщики, реквизиторы, бутафоры, поделочный и пошивочный цеха. Но они приходят постепенно, каждый на своем этапе, а помреж включен в работу над постановкой всегда.

Работа после премьеры

Наша работа продолжается и после премьеры спектакля. Перед каждым представлением помощник режиссера проверяет все технические приспособления на сцене на готовность, выставляет скорость поворотного круга, следит за расстановкой реквизита и его исправностью.

Актеры, конечно, помнят все свои перестановки и переодевания по сценарию, но координация всех театральных служб по ходу спектакля лежит на помреже. А это четкое взаимодействие с костюмерным цехом, реквизитным, монтировочным и световым.

Режиссеры разные бывают

Мне повезло в том, что только один раз мне попался очень сложный режиссер, но работать с ним мне ”посчастливилось” дважды. Он очень давил на меня, разговаривал на таких тонах, что поначалу я не могла понять, что вообще происходит. У меня развился комплекс, что я делаю все не так, и в итоге от постоянного нервного состояния я действительно начала забывать то, что должна сделать. Все время случались какие-то неприятности, не по моей вине, но за которые отвечать приходилось, конечно же, мне.

К премьере спектакля вся моя кровь была им выпита. Работая с ним, я потеряла немало здоровья. За все время моей работы я могу вспомнить только этот случай. С другими режиссерами, а их было много, всегда возникало взаимопонимание, некоторых из них я могу назвать золотыми людьми.

ТОП

Актеры - это дети

Актеры - это дети, а у детей бывают и капризы. Характеры у всех разные, настроение бывает хорошим, а бывает плохим. Если бы я была новым работником, то мне бы было тяжело, наверное, но так как работаю я уже давно, то знаю, в каких ситуациях, с кем и как надо разговаривать и какой найти подход. Когда-то надо быть построже, когда-то, наоборот, добрее.

Если что-то идет не так по ходу спектакля или репетиции, то актеры в первую очередь приходят с вопросами или жалобами к помрежу. Так что работаем плечом к плечу.

Еще и суфлер

У нас в театре был давний случай, который до сих пор все вспоминают. Одна замечательная актриса, будучи уже в солидном возрасте, иногда забывала текст пьесы. Сначала я подсказывала ей из-за кулис, но слух у нее был слабый. Тогда решили незаметно приспособить ей наушник.

Ситуацию спасало то, что в спектакле у главной героини имя было такое же, как у меня. Поэтому если во время представления актриса забывала текст, я подсказывала, но она все равно не слышала, то она могла прямо на сцене мне об этом сказать. Обращаясь как будто к главной героине она говорила: ”Маша! Я тебя не слышу!” или ”Машенька, говори громче”. Зрители, конечно, ничего не понимали, полагая, что так и задумано, но все актеры, режиссер и другие работники знали, что обращалась она именно ко мне.

Если меняется руководство

Внутренние изменения в театре меня обходят стороной, на меня они не влияют. Уволить никогда не угрожали, конфликтных ситуаций с художественными руководителями тоже не происходило. В театре каждый занимается своим делом, и если ты хорошо его делаешь, то это, как и в любой другой сфере, будут ценить и уважать.

Никакой рутины

В моей работе всегда все по-разному, все по-новому. Разные режиссеры, разные артисты, пьесы, жанры. Рутины нет, несмотря на то, что у меня только один выходной в неделю и даже уехать никуда не получается, потому что даже в свободное время меня могут вызвать. Совмещать эту должность с какой-то другой работой тоже невозможно, но я люблю театр и не хотела бы работать кем-то другим и в другом месте.