Архитектор гиппиус - самое интересное в блогах. Карл Карлович Гиппиус и его «Версаль на Зацепе» для семьи Бахрушиных Какое растение гиппиус в оформлении дома бахрушина

1832 - 1880

ГИППИУС Карл Густавович (Hippius Charles)
(1832, по другим данным-1833, С.-Петербург - 22 августа 1880, там же), архитектор. Из рода Гиппиусов.

Родился в семье Густава (-Адольфа) Фомича Гиппиуса, художника-портретиста, литографа и преподавателя рисования в Елисаветинском институте (1792 - 1856).

Младший брат Отто Густавовича Гиппиуса, профессора архитектуры .

Закончил в 1855 году Императорскую Академию Художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге со званием неклассного художника. Для совершенствования в мастерстве подал прошение президенту ИАХ "о дозволении... отправиться, на собственный счет, на один год в Германию и Италию".

С 1857 года архитектор и художник при Закаспийском Торговом Товариществе, построил для Товарищества торговые амбары в Баку и Астрабаде (ныне г. Горган, на севере Ирана) .

С 1859 неклассный художник коллежский регистратор Карл Гиппиус – в Главном управлении наместника Кавказского. После землетрясения 1859 г. в Шемахе, разрушившего ее древние сооружения, провел исследования, послужившие основанием для перенесения губернского центра из Шемахи в Баку. Состоя на службе в Главном управлении наместника Кавказского, фактически был архитектором при бакинском военном губернаторе князе Тархан-Моуравове , исполняя по сути обязанности городского (или как тогда говорили - городового) архитектора.
Приказом по Управлению наместника Кавказского от 24 февраля 1865 г. губернский секретарь Карл Гиппиус, по ходатайству бакинского губернатора князя Тархан-Моуравова, был официально назначен бакинским городовым архитектором с 3 февраля 1865 г. - назначен на должность, которая еще высочайше, т.е. императором, не была утверждена. Должность бакинского городового архитектора была учреждена фактически для Гиппиуса – распоряжением его императорского высочества наместника Кавказского, по предоставленной ему (наместнику) власти, и высочайше была утверждена лишь 8 марта 1865 г.

Много сделал для благоустройства Баку: урегулировал улицы и площади, построил каменную набережную и возвел на ней дома: губернаторский - возле сада (в доме с 1867 г. располагалась квартира бакинского губернатора), барона Торнау (на его месте сейчас здание Фонда Г. Алиева), Маркарова, Тер-Гукасова, три дома Гаджи Мирза Кули - в конце набережной, у Девичьей башни. В 1865 г. построил дом, в котором располагалось Дворянское (или иначе - Благородное) собрание (ныне музей азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви), а также многие другие частные дома. Устроил три городских фонтана. Он же отстоял неприкосновенность дворца Ширван-шахов, который хотели переделать в городскую тюрьму.

6 января 1868 г. государь император, по ходатайству наместника Кавказского, великого князя Михаила Николаевича, всемилостивейше соизволил пожаловать за отлично-усердную службу бакинскому городовому архитектору Гиппиусу орден св. Станислава 3-й степени.

Акварель К.Гиппиуса.~1867 г.

Приказом от 15 мая 1868 г. по Управлению наместника Кавказского губернский секретарь, бакинский городовой архитектор К.Г. Гиппиус был назначен губернским архитектором в Эриванскую губернию, где им были построены каменный мост через р. Аракс и здание тюрьмы.
Там он составил превосходный альбом видов знаменитого художественно-исторического памятника – Эчмиадзинского монастыря (хранился в семье, у вдовы).

В 1870 представлен новороссийским и бессарабским генерал-губернатором к должности херсонского губернского архитектора, но назначение не состоялось.

Указом правительствующего сената 6 октября 1871 г. за №219, коллежский секретарь, эриванский губернский архитектор Карл Гиппиус был произведен, за выслугу лет, в титулярные советники, со старшинством с 1 марта 1870 г.

К этому времени Гиппиус потерял ясность зрения одного глаза. К тому же трудно переносимый уроженцами севера местный климат разрушительно влиял на его здоровье –поэтому он в 1871 году вышел в отставку и вернулся в С.-Петербург, где хотел поправить здоровье.
Здесь занимался частными заказами и состоял архитектором Московского страхового общества и Дворянского собрания.

Гиппиус был отличный акварелист, писал виды и памятники зодчества, которым он не придавал никакого значение и просто раздаривал знакомым. Многие из них утрачены.

Умер Карл Густавович Гиппиус от разрыва сердца 22 августа 1880 г., в возрасте 48-ми лет.
Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

В 1860-61 гг. Императорская академия наук, по приглашению Кавказского отдела Императорского географического общества, направила на Кавказ академика востоковеда, действительного статского советника Бориса Андреевича Дорна с ученой экспедицией, целью которой было «исследование над употребительными там наречиями иранского корня». Кроме того, для Академии наук Дорн произвел географические и археологические изыскания, сделал снимки с древних надписей, приобрел рукописи, монеты и другие редкости и т.п., для Императорской Публичной библиотеки собрал подробные сведения о восточных рукописях. В этом научном путешествии Дорна его сопровождали некоторые официальные лица, для оказания ему помощи в его изысканиях. Среди них был архитектор Гиппиус. Вот что писал сам Б.А. Дорн об этом:

«...Из Баку сопровождал меня на этот раз архитектор Гиппиус. Я не нахожу слов достаточных для того, чтобы выразить искреннюю признательность Бакинскому военному губернатору князю Константину Давыдовичу Тархан-Моуравову за его дружескую предупредительность и содействие; им я обязан был успехом своих предприятий в Бакинской губернии. По моей просьбе, он позволил Гиппиусу ехать со мной.

Дорогой мы подробно осматривали все попадавшиеся нам по сторонам древние мусульманские памятники и снимали с них надписи. Виды замечательнейших из них мой спутник переносил на бумагу».

Карл Гиппиус, как художник, помогал списывать старинные надписи, а также сделал множество рисунков с прекрасными видами посещенных мест, литографии с которых в качестве иллюстраций вошли в книгу академика Б. Дорна «Отчёт об учёном путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря».

Академик Дорн задумал также, что когда он будет в Дербенте, попытаться отыскать могилу академика Гмелина , преданного земле в 50 верстах оттуда, в деревне Каякент. И в случае удачи, поставить временный скромный памятник, деревянный или каменный, смотря по обстоятельствам, с тем, чтобы дальнейшие распоряжения предоставить самой Академии. И это его намерение увенчалась успехом. Из книги Б.А. Дорна:

«21 мая мы прибыли в Великент. Между тем, как гг. Петухов и Гиппиус отправились в Каякент, я со своим домохозяином Мустафою Хаджи-оглы и с Мискиновым бродил по окрестностям и успел списать на кладбище несколько надписей…

22 мая я получил известие, что гг. Петухов и Гиппиус действительно отыскали могилу Гмелина. Я немедленно отправился туда сам вместе с Мискиновым. Теперь могилу украшает деревянный крест с вырезанною нами четырьмя надписью: Академик Гмелин † 27 июня 1774 г.»

Рисунки К. Гиппиуса из книги академика Б. Дорна «Отчёт об учёном путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря»


Архитектор Карл Гиппиус являлся членом Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Ниже приводится выдержка из протокола общего собрания 9 ноября 1861 г., показывающая деятельность Гиппиуса в Императорском русском географическом общества на поприще сохранения для истории археологических памятников времен Ширван-шахов.

«…Другой сочлен его, заслуживший почетную известность между русскими археологами, И.А. Бартоломей обратил внимание распорядительного комитета на один замок между Шемахой и Сальяном, который вероятно был зимней резиденцией Ширван-шахов. В замке этом, теперь уже развалившемся, уцелели однако некоторые части и, что важнее, множество надписей, относящихся к XIII, XIV и XV векам, которые делают развалины эти драгоценными для истории. Распорядительный комитет сделал распоряжение о составлении плана этих развалин и о съемке надписей. Архитектор при бакинском военном губернаторе К.Г. Гиппиус , взявший на себя исполнение этого поручения, уведомил отдел об успешном окончании его и обещает в скором времени представить самые работы».

Статья из "Русского биографического словаря" А. А. Половцова, стр. 230

Гиппиус Карл Густавович - …В 1859 г. перешел на службу в Главное управление наместника Кавказского. Исследования, произведенные им в том же году в Шемахе после землетрясения, послужили основанием для перенесения губернского центра из Шемахи в Баку.

Гиппиус же был назначен на должность бакинского губернского и городового архитектора. Баку обязано ему своим внешним благоустройством: он урегулировал улицы и площади, построил каменную набережную и расположенные на ней дома: губернаторский, дворянского собрания и многие частные, устроил три городских фонтана. Он же отстоял неприкосновенность ханского дворца, когда явилось предположение приспособить его под тюрьму.

Некролог в журнале "Зодчий" на смерть К.Г. Гиппиуса

ГИППИУС ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА 1869-1945 Родилась в г. Белев Тульской губернии. Поэт, писатель, литературный критик. Сборники рассказов "Алый меч", 1906; "Лунные муравьи", 1912 и др. Роман "Чертова кукла" (1911). Критические статьи (книга "Литературный дневник", 1908; псевдоним Антон Крайний). Сборник "Последние стихи" (1918). С 1888 жена Д.С. . С 1920 жили в Париже. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
"Брокгауз и Ефрон":
Мережковская Зинаида Николаевна - жена Д. С. Мережковского, пишет под девичьей фамилией Гиппиус. Род. в 1867 г.; по отцу - шведского происхождения; до замужества жила на Кавказе. С начала 90-х гг. поместила ряд повестей и стихотворений в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Всемирной Иллюстрации", "Ниве" и др. Часть их вышла отдельным изданием, под заглавием "Новые люди" (СПб., 1896). По основным качествам своего таланта, совершенно лишенного лиризма, М. примыкает к реалистической школе, и больше всего ей удается насмешливое изображение мелочей домашней жизни; мир прислуги, например, М. рисует очень оригинально, стараясь открыть общечеловеческие черты ее психологии. Но, не довольствуясь природными данными своего незаурядного дарования, М. стремится к "новой красоте" и считает свой сборник "первыми ступенями" к ней. Для достижения "новой красоты", рядом с вполне жизненными типами она вводит в каждый рассказ, часто совершенно механически, одно или несколько лиц, психология которых создана из идеи Ницше, с его прославлением зла, французского декадентства, с его враждой к определенности, и, наконец, культа красоты, как принципа высшего, чем принцип нравственности. Сами типы "Новых людей" совсем не удались автору; часто это даже не лица, а какие-то бесплотные видения. Как выражение настроения, "Новые люди", тем не менее, очень интересны: это - одна из первых попыток воспроизвести бескрылое, лишенное воли и стремления к добру поколение последних лет. Стихотворения М. любопытны по той откровенности, с которой в них провозглашается религия эгоизма ("Люблю себя, как Бога").

Карл Карлович Гиппиус /1864 – 1941/ — московский архитектор, мастер эклектики и модерна – родился в Санкт-Петербурге, в профессорской семье.

В период с 1882 по 1889 гг. молодой человек проходил учёбу в училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании учебного заведения получил звание «классного художника» архитектуры с вручением Большой серебряной медали.

Первые годы работал на архитектурную фирму Романа Клейна, но уже тогда вошёл в круг исполнителей подрядов от купеческих семей Бахрушиных и Перловых.

Одна из первых самостоятельных работ Карла Карловича Гиппиуса – перестройка фасада чайного магазина Перловых в «китайском» стиле /ул. Мясницкая, д. 19/. В это же время он строит особняк для семьи Алексея Александровича Бахрушина на Зацепском Валу в псевдоготическом стиле. Замысел дома рождался совместными усилиями архитектора и владельца, которые были ровесниками.

Дом сразу предполагался одноэтажным с обширным полуподвалом, поэтому все парадные и жилые помещения необходимо было расположить на одном этаже. Самым важным на первом этапе проектирования было разработать планировочную структуру нового дома, в которой были бы максимально учтены потребности всех членов семьи. В завершённой редакции общий абрис плана здания приблизился к простой прямоугольной форме с двумя небольшими ризалитами по сторонам — они выделяли кабинет Бахрушина слева от входа и хозяйскую спальню справа — и трапециевидным выступом объёма столовой сзади. Ассиметрию плана подчёркивал тамбур входа, позволявший войти как с улицы, так и из парадного двора, и водворившийся слева от вестибюля, центр которого заняла парадная лестница. Кабинет остался слева, но библиотека, выходившая в последнем проекте окном на улицу, переместилась в левый дальний угол постройки. Столовая осталась в центре дома, по оси передней. Вход в неё соседствовал слева с дверью в библиотеку, справа – в коридор, вдоль которого с тыльной стороны дома расположились сначала лестница в полуподвал, а затем детские и комната гувернантки. Именно в этом проекте лестница в полуподвал заняла место в центре дома, и это неслучайно. В цокольном этаже должна была со временем занять своё место уникальная театральная коллекция Алексея Александровича Бахрушина, начало которой уже в те годы было положено. В левом дворовом углу постройки была пристроена нарядная открытая веранда, на которую можно было выйти из столовой. Веранда имела спуск во двор.

К концу 1897 г. дом был построен. К Новому 1898 г. Бахрушины переехали в особняк. Красивое здание вскоре получило у современников название «Версаль на Зацепе». Его интерьеры также были созданы по проектам Карла Карловича Гиппиуса.

Наряду с появлением новых построек в стиле «неогрек» и в русском стиле, неоготика занимала видное место в системе эстетических предпочтений состоятельных горожан. Таким образом, очевидно, что выбор Бахрушиным и Гиппиусом неоготических форм органично вписывался в круг современных московских построек, принадлежавших родовой аристократии и самым богатым и просвещённым купеческим семьям. Выбирая эти формы, Алексей Александрович Бахрушин безмолвно обозначал свою принадлежность к деловой и интеллектуальной элите Москвы.

Внутреннее убранство дома было по-замоскворецки сравнительно скромным и очень уютным, а быт продолжал во многом базироваться на сложившихся традициях московской усадебной жизни. Для семьи Бахрушиных, так много времени и средств отдававшей благотворительности и коллекционированию, главным был не бьющий в глаза внешний лоск, а насыщенная духовная и культурная жизнь, наполненная созидательным трудом на благо своей родины.

Карл Карлович Гиппиус стал семейным архитектором Бахрушиных. По его проектам были также построены:

— Особняк Бахрушина на ул. Новокузнецкая /перестройка/

— Приют имени Бахрушиных в 1-ом Рижском переулке

— Доходный дом «Товарищества А. Бахрушина» на ул. Тверская, д.12

— Комплекс дом для «Товарищества А. Бахрушин и сыновья» в Козицком пер., д.2

— Особняк А.С. Бахрушиной на ул. Воронцово поле, д.6

— Реконструкция дома во владениях Бахрушина под театр на ул. Малая Дмитровка, д. 17 /Театр Корша, в настоящее время – Театр Наций/

Зодчий, помимо архитектурной работы, слыл натуралистом-любителем, активно помогал Московскому зоопарку, в советское время был его главным архитектором.

Любил Карл Карлович Гиппиус и фотографировать. С 1910 г. он возглавлял фотографическое общество г. Москвы.

Архитектор Карл Карлович Гиппиус родился в 1864 году в городе Санкт-Петербурге в профессорской семье.

В период с 1882 по 1889 годы молодой человек проходил учебу в училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании учебного заведения получил звание «классного художника» архитектуры с вручением Большой серебряной медали.

Первые годы работал на архитектурную фирму Романа Клейна, но уже тогда вошел в круг исполнителей подрядов от богатых купеческих семей Бахрушиных и Перловых.

Одна из первых самостоятельных работ К.К. Гиппиуса и наиболее известная - перестройка фасада чайного магазина Перловых в «китайском» стиле (Мясницкая, 19). Правда, проект находился на контроле архитектора Р.И. Клейна.

В то же время Карл Карлович строит особняк для Бахрушина на Зацепском Валу в псевдоготическом стиле, что послужило толчком к дальнейшим заказам этого предпринимателя.

Архитектор Гиппиус активно продолжал сотрудничать с семьей Перловых и с их партнером Казаковым.

Зодчий, помимо своей архитектурной работы, слыл натуралистом-любителем, активно помогал Московскому зоопарку. С течением времени он даже построил на нем объекты, которые можно лицезреть до сих пор: «Турья горка», «Полярный мир», «Остров зверей».

Любил Карл Карлович и фотографировать. С 1910 года он даже возглавил фотографическое общество города Москвы.

Скончался мастер в 1941 году и покоится на Ваганьковском кладбище.

Карл Карлович Гиппиус (1864-1941) - московский архитектор, мастер эклектики и модерна. Известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Аквариумист-любитель, один из организаторов, а в советское время - главный архитектор Московского зоопарка.

Биография

Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге. В 1882-1889 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора. Работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896-1917 занимал посты штатного архитектора при Московской городской управе.

Пятницкое попечительство о бедных, Москва, 1904-1907, фото NVO ,

С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса - проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895-1896. В те же годы, Гиппиус самостоятельно спроектировал и построил псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А. А.Бахрушина), за которыми последовали сиротский приют имени Бахрушиных в Рижском переулке, проект дома бесплатных квартир имени Бахрушиных на Софийской набережной, 26, доходные дома Бахрушиных в Козицком переулке, 2 и на Тверской, 12, дом А. С. Бахрушиной на Воронцовом поле, 6 и т. д.

Дом Бахрушина (Театральный музей), фото

С 1898 строит в стиле франко-бельгийского модерна - особняк Казакова (партнёр Перловых) в Староконюшенном переулке, 23, чаеразвесочная фабрика Перловых и Казакова на Каланчёвской, 17 и т. п. Гиппиус - мастер традиционных для бельгийского модерна растительных орнаментов; вероятно, в творчестве ему помогал опыт натуралиста-любителя. Один из самых известных аквариумистов-любителей Москвы, Гиппиус поддерживал Московский зоопарк, а в 1910 устроил в собственном доме большой публичный аквариум, дополнявший экспозицию зоопарка. Также был известен как мастер-фотограф, с 1910 - председатель Московского фотографического общества.

Благодаря сотрудничеству с Зоопарком, после революции Гиппиус стал его штатным архитектором. После присоединения «Морозовского сада» в 1925-1927 спроектировал и построил основные сооружения новой территории зоопарка - «Турью горку», Обезъянник, «Остров зверей», «Полярный мир». Эти сооружения многократно перестраивались, но общая планировка Гиппиуса сохраняется по сей день. В 1927-1928 спроектировал [источник не указан 235 дней ] сохранившийся дачный посёлок «Соломенная сторожка» в нынешнем Тимирязевском районе Москвы.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Постройки

  • Перестройка фасада и интерьеров чайного магазина В. Н. Перлова, совместно с Р. И. Клейном (1895-1896, Мясницкая улица, 19)
  • Особняк А. А. Бахрушина (1895-1896, Зацепский вал, 12)
  • Перестройка особняка К. П. Бахрушина (1895-1896, Новокузнецкая улица, 27)
  • Перестройка дома (1897, Улица Петровка, 18)
  • Службы во владении Тальгрена (1897, Малый Николопесковский переулок, 5)
  • Особняк Н. И. Казакова (1898-1901, Староконюшенный переулок, 23)
  • Сиротский приют имени Бахрушиных (1899-1901, Первый Рижский переулок, 2)
  • Особняк Н. В. Бахрушина (1900, Смоленский бульвар), неосуществлён
  • Доходный дом Товарищества А. Бахрушина (1900-1901, Тверская улица, 12)
  • Собственный доходный дом (1901, Улица Тимура Фрунзе, 20)
  • Пристройка к училищу И. И. Фидлер (1901, Улица Макаренко, 5/16)
  • Комплекс доходных домов Товарищества А. Бахрушина и сыновей (1901-1904, Козицкий переулок, 2)
  • Доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императоского Московского Университета» (1902, Малая Бронная улица, 4)
  • Доходный дом Е. Н. Свешниковой (1902-1903, Большой Чудов переулок, 5)
  • Дом А. С. Бахрушиной (А. П. Бахрушина) (1903, Улица Воронцово Поле, 6)
  • Фабрика Электрической развески чаёв Торгового дома «С. В. Перлов и И. И. Кузнецов» (1905-1906, Каланчёвская улица, 28)
  • Сооружения Московского зоопарка (Турья горка, обезьянник, Остров зверей, Полярный Мир) (1925-1927, Большая Грузинская улица, 1)