После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.
Влияние Простаковой на воспитание сына
Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.
Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.
Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.
Воспитание Митрофана
Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический. Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить. Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.
Выражение авторской позиции по проблеме воспитания
Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.
Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.
Заключение
Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.
1) Назовите "говорящие фамилии" в комедии "Недоросль". Какие главные свойства персонажей выражены Фонвизиным через фамилии? 2) В чем смысл последнейреплики Стародума? Почему именно этими словами заканчивается комедия "Недоросль"?? 3) Как в комедии "Недоросль" изображены учителя Митрофанушки?? Какие идеи воплощают эти образы?
СРОЧНО, ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА))))
1) доказать что комедия "недоросль" относится к произведениям классицизма.
2) Кто виноват в том, что вырос не Митрофан, а Митрофанушка.
3) Почему данная комедия и её содержания остаются актуальными до сегодняшнего дня
1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?
2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?
4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:
1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?
5. Соотнесите произведения и литературные направления:
А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».
6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:
7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:
1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Державина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?
8. Какая характеристика не относится к романтизму:
Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:
10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:
1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?
11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его
Окружающим»:
1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.
1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?
13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:
1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?
Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:
1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?
17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;
«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:
1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?
19. Соотнесите названия произведений и их авторов:
«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.
Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?
22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:
Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?
Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была и остается одним из актуальнейших произведений русских классиков. Широта взглядов писателя, его глубокие убеждения о пользе образования и просвещения, нашли отражение в создании этого гениального произведения. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, для подготовки к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1782 г.
История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.
Тема – Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.
Композиция – комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих – единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.
Жанр – Пьеса – комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.
История создания
В «Недоросле» анализ произведения предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.
Сначала определим смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали вступать в брак.
Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.
Когда писатель возвратился в Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а окончательный год написания – 1782.
Тема
Изначально главной темой комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения, позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении службы и женитьбы дворян – недорослей.
Семья Простаковых, имеющая недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.
Семья – это тот пример, на котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает, почему он не выказывает ей должного почтения.
Раскрывая проблемы комедии , внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.
Композиция
Мастерски выполненные особенности композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы. Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи, о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.
В следующих двух действиях события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.
Постепенно развитие действия начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.
Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты.
Используя в своей комедии такие художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее справедливости. Такова общая характеристика комедии.
Главные герои
Жанр
Пьеса Фонвизина построена по законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над своими крепостными крестьянами.
Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.
Критика восторженно отнеслась к комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится минимальное место.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2099.