Все о тхэквондо

Комбинации, называемые пхумсэ, воспринимаются многими как неизбежное зло при сдаче экзамена. Исключение при этом не составляют не практически ориентированные профессионалы, ни те, для кого тхэквондо является искусством, времяпрепровождением или видом массового спорта. Они не приемлют эти формы, так как считают, что в комбинациях пхумсэ часто отсутствует смысл. В результате такого отношения многие самостоятельно интерпретируют совершенно определенные приемы и далее передают их без каких-либо пояснений своим ученикам. Непонятные приемы выполняются чаще всего неправильно, что и является одной из главных причин провала претендентов при сдаче экзамена.

многие приемы пхумсэ запрещены в спортивном спарринге, другие же наоборот просто отсутствуют в нем. При этом следует учитывать, что эти приемы появились лишь в то время, когда комбинации пхумсэ уже существовали. Многие элементы этих пхумсэ не только полезны для искусства боя тхэквондо, но и необходимы, так как они могут быть применены в реальных ситуациях, в частности самообороне.

Для осмысления комбинаций необходимо понять причины их возникновения: в первую очередь они были созданы для того, что бы дать возможность тренирующимся изучать приемы тхэквондо. Кроме того, в те давние времена отсутствовало защитное оборудование, не был известен бесконтактный бой, а ведь эти приемы позволяли наносить удары, не выводящие партнера надолго из строя. И именно вышеуказанные причины объясняют наличие подобных приемов в различных школах. При этом следует учесть, что применяются они в самых различных комбинациях. Эти старые комбинации частично были определены много столетий назад и не содержат новых элементов. Включение новых элементов не предусмотрено также и во вновь возникающих пхумсэ, так как в них уже учтены самые главные моменты.

Однако это не является причиной для пренебрежения застывшими комбинациями пхумсэ. Они не только помогают осваивать приемы, но, что немаловажно, развивают способность максимальной концентрироваться в бою. А это особенно важно, когда бой ведется против двух, трех и большего числа противников.

Особое внимание надо уделять не комбинациям, а на их правильное постепенное выполнение, что дает концентрацию как на одну из форм медитации. При этом должна быть абсолютная уверенность в соблюдении всех требуемых критериев пхумсэ. А это, в свою очередь, возможно лишь при полном понимании приемов и последовательности их выполнения. Только в этом случае возможно выполнение комбинаций, свободное от посторонних мыслей и образов, что в конечном счете и ведет к медитации.

Достигнет исполнитель этой ступени, и ему не нужно будет больше думать об ошибках. Один прием следует за другим совершенно естественно и в строго определенной последовательности. Одно соответствует другому, ни что не отвлекает, ничто не отсутствует, ни один из приемов не выполняется слишком медленно или слишком быстро, слишком сильно или слишком слабо. Наблюдающий подобное представление получает ощущение внешней гармонии.

Участие в соревнованиях по демонстрации формальных комплексов требует высокого уровня совершенства. Кто серьезно хочет участвовать в чемпионате по пхумсэ, должен независимо от условий, тренироваться чаще и усерднее, критичнее относиться к своим достижениям.

Важное при выполнении пхумсэ.

Чариот, кюнне - команды приветствия.

Приветствие в начале, а так же в конце демонстрации пхумсэ с воображаемым противникам. По команде "чариот" демонстрирующий принимает стойку моа-соги по направлению к судьям, экзаменаторам и государственному органу или в указанном направлении. В этом же направлении после команды "кюнне" он выполняет приветствие. При отсутствии команды его исполняют самостоятельно.

Если же после выполнения приветствия звучит команда "чариот", "кюнне", исполняющий остается в позе моа-соги и ждет разрешения удалиться. Если вместо "чариот", "кюнне" звучит команда "баро", то можно принять свободную позу (например, пьонхи-соги со скрещенными на груди руками.

Джунби, сиджак-начало выполнения.



Основой всех комбинаций с самого начала является концентрация. Поэтому не надо слишком быстро принимать позу "джунби". Эта поза должна быть принята медленно, что бы успеть сконцентрироваться на следующей комбинации. Комбинация начинается после команды "сиджак". Первое движение, в зависимости от выполняемой комбинации пумсэ, может быть быстрым или медленным, но для наблюдающего оно должно быть в любом случае неожиданным. Если первое движение быстрое, то в этом случае не может быть места медленному замаху, здесь должен быть взрыв движения. И лишь при плавно протекающем движении возможен медленный замах. Медленное первое движение в свое основе очень похоже на принятие джунби, последняя треть, которого выполняется с максимальной силой: однако форма концентрации свидетельствует о том, что этот прием может выполняться и в быстром темпе.

1. Что такое Тхэквондо?

В настоящее время Тхэквондо можно условно рассматривать как систему, состоящую из 3-х аспектов:
- тхэквондо как физическая культура;
- тхэквондо как международный, олимпийский вид спорта;
- тхэквондо как боевое единоборство, искусство самосовершенствования.
Тхэквондо как физкультура имеет наиболее массовое распространение в мире (более 40 млн. человек). Тонко и глубоко продуманная система разминки, тренировки, формальных упражнений, делают занятия полезными во всех отношениях, так как несёт в себе элементы гимнастики, единоборства, танца, принося человеку не только здоровье, силу, ловкость, выносливость, но и понимание культуры движения, чувство красоты своего тела, знание своего организма и умение им управлять, получая удовольствие от этого. Тхэквондо как физкультура имеет ценность, прежде всего, как совершенная оздоровительная система, которая доступна практически всем слоям населения.
Тхэквондо как спорт – категория не менее интересная в плане доведения техники овладения до совершенства, в плане зрелищности поединков спортсменов на соревнованиях по спаррингу, пхумсе, кьокпа (разбивание предметов). При этом не стоит забывать, что Тхэквондо, как спорт, доступно не всем категориям людей, в отличии от Тхэквондо, как физкультура, и требует больше усилий и времени для занятий.
Тхэквондо как боевое искусство, на наш взгляд, является наиболее интересным. В чём заключается искусство Тхэквондо? Конечно, это простота элементов и неограниченный спортивными правилами боевой арсенал. Но есть ещё скрытая часть, а именно психологический, философский слой Тхэквондо. Знание этой стороны позволяет человеку использовать Тхэквондо как методику самоусовершенствования не только физического, но и духовного. Не случайно ведь у истоков Тхэквондо (как и других восточных единоборств) стояли монахи. Человек, понявший эту часть Тхэквондо, может использовать его, как трамплин в мир духовных открытий, опираясь на богатейший опыт Востока. К сожалению, эта сторона Тхэквондо открывается далеко не каждому, так как требует особого подхода и интереса к жизни. Не всякий может отбросить от себя силу, когда она ему открывается, и шагнуть за её пределы, где силы и слабость проявляются совсем не так, как мы привыкли.
Но, несмотря на трудности познания искусства Тхэквондо, это всегда остаётся сверхзадачей каждого занимающегося Тхэквондо. Неспроста древние учителя говорили: «Овладеть Тхэквондо, как оружием можно за несколько месяцев, как физкультурой - за несколько лет, как искусством – необходима жизнь».

2. Позиция учеников.
Ученик должен прилагать усилия для полного понимания всех аспектов Тхэквондо.
Ученик всегда должен иметь искреннюю точку зрения по отношению к Тхэквондо. Во избежание недоразумений, ученик не только не должен спорить с инструктором или учителем, но и не поступать против принципов Тхэквондо.
Ученики посвящают себя популяризации Тхэквондо.
Ученики никогда не должны быть надменными и самодовольными. При любых обстоятельствах не использовать технику Тхэквондо против других без веских на то причин.
Независимо от обстоятельств, ученик должен слушаться инструктора и проблемы должны решаться контролирующим образом.
Ученики демонстрируют зрелость и являются хорошим примером подлинного воинственного артистизма и развивают здоровое чувство соперничества.
Независимо от обстоятельств, ученики должны следовать правилам этикета и быть примером для других дома, в школе и при выполнении социальных обязательств.
Ученики ставят себе цели становления «мудрыми воинами», демонстрируют мужество и контролируют разумом своё тело.

3. Правила поведения в зале.

1. Приветствуйте Национальный флаг, когда входите и выходите из зала.
2. Делайте поклон сначала самому старшему по рангу, а затем младшему.
3. Когда Учитель, Тренер или Инструктор входит в зал, занимающиеся встают, и делают приветствие поклоном: спина наклоняется на 15 градусов, голова на 45 градусов, после поклона возвратиться в исходное положение.
4. Когда делают приветствие, все присутствующие должны встать.
5. Когда старшие награждают ученика, ученик должен стоять перед ними во внимании, поклониться, с учтивостью взять награду, затем сделать шаг назад, поклониться ещё раз и возвратиться на своё место.
6. Ученики делают поклон прежде, чем сказать что- либо и обращаются к учителю «Кван- Джан- Ним» (Президент), «Са- Бом-Ним» (Инструктор), «Джо- Кён- Ним» (Ассистент) или по Имени, Отчеству.
7. Будьте внимательны, когда говорит старший по рангу.
8. Форменная одежда (добок) учеников должна быть чистой и выглаженной.
9. Если во время тренировки возникла необходимость поправить добок, отвернитесь от других учеников и учителя, затем приведите в порядок форму и вернитесь к тренировке.
10. После тренировки переоденьтесь и сложите аккуратно добок.
11. Не разговаривайте, не смейтесь и не жуйте на тренировке.
12. Не входите на занятия поздно и не уходите раньше положенного времени без разрешения.
13. Соблюдайте тишину и тактичность.
14. Во время тренировки не входите и не выходите из зала без разрешения.
15. Все ученики должны придерживаться духа Тхэквондо, соблюдать правила поведения и слушаться Президента и Учителя, а также Ассистентов.
16. Не поступайте так, чтобы каким- либо образом была затронута репутация Президента, Учителя, Инструктора и самой школы.
17. В случае непослушания Инструктору, проблемы решаются дисциплинарными взысканиями.
18. К замещающему Тренеру, Ассистенту следует обращаться как к постоянному тренеру.
19. Школа гордится наградами, которые ученики завоёвывают на соревнованиях.
20. Личная гигиена- это Ваша обязанность. Чистый добок, подстриженные ногти, аккуратная причёска и т. д.
21. Во время тренировки не пользуйтесь спортивными приспособлениями без разрешения Тренера.
22. Использованное спортивное снаряжение следует положить на прежнее место.
23. Не курите, не пейте и не ешьте в зале.
24. Не черкайте и не пишите на стенах и дверях.
25. Незамедлительно покидайте зал, если за Вами следуют другие занятия.
26. Ученики должны регулярно посещать занятия, участвовать во всех аттестациях и быть дисциплинированными в течение всех тренировок. Все пропуски должны быть объяснены Учителю.
27. Дисциплинарные взыскания могут быть предприняты, если ученики не соблюдают правила, установленные в школе Тхэквондо; наказания выносятся по усмотрению Учителя школы.

4. Базовые технические термины.

Кванджанним

Президент/ Мастер

Сабомним

Инструктор

Форменная одежда тхэквондиста

Твиро Дора

Передний

Хана / иль

1 / первый

Туль / и

2 / второй

Сет / сам

3 / третий

Нет / СА

4 / четвёртый

Дасот / о

5 / пятый

Есот / юк

6 / шестой

Ильгоп / чиль

7 / седьмой

Ёдоль / пхаль

8 / восьмой

Ахоп/ ку

9 / девятый

Ёль / шип

10 / десятый

Внимание (смирно)

Приготовиться

Остановиться

Разойтись

Продолжить

Закончить

Лицо (верхняя секция)

Туловище (средняя секция)

Нижняя секция

Форма (модель)

Спарринг

Рука- нож

Передняя короткая стойка

Передняя длинная стойка

Задняя стойка

Стойка тигра

Резкий выдох с криком

Камсахамнида

Пхаль чаги

Удары ногами

5. Блоки.

Блоки ставятся вперёд, вверх, вниз, в сторону (АП, ОЛЬГУЛЬ, АРЭ, ЁП).

1. ОЛЬГУЛЬ МАКИ – защита головы. Движение кулака левой руки от правого бока (ладонь вверх) влево вверх. При этом кулак поворачивается вокруг своей оси. Ладонь направлена в сторону удара. Расстояние от лба до тыльной стороны ладони – ширина ладони. Запястье находится над переносицей.



2. МОМТОМ АН МАКИ
– защита туловища; исходное положение левой руки: кулак напротив левого уха, ладонь вперёд, локоть в сторону.
Движение: предплечье движется по окружности вперёд - вправо, кулак разворачивается вокруг своей оси ладонью к себе. Локоть напротив солнечного сплетения. Угол между плечом и предплечьем в конце движения 90 градусов.



3. МОМТОМ МАКИ
- защита туловища предплечьем; стороной большого пальца движением изнутри. Исходное положение левой руки: кулак прижат ладонью к правому боку.
Движение: кулак движется по окружности влево вперёд и останавливается напротив левого плеча ладонью к себе. Угол между плечом и предплечьем 90 градусов.



4. МОМТОМ ПАККАТ МАКИ
- защита туловища предплечьем (стороной мизинца) движением изнутри наружу. Исходное положение левой руки: кулак у правого плеча.
Движение: левый кулак движется по окружности вперёд - влево, словно отодвигая удар, кулак при этом поворачивается вокруг своей оси ладонью вперёд. В конце движения кулак находится перед туловищем. Угол между плечом и предплечьем 90 градусов.



5. АРЭ МАКИ
- нижний блок; исходное положение левой руки у правого плеча.
Движение: рука движется вниз влево. Блок ставится предплечьем стороной мизинца. В конечной стадии движения расстояние от кулака до левого бедра ширина одного кулака, большой палец сжатого кулака находится напротив нижнего края пояса.

6. Что такое ПХУМСЕ.

ПХУМСЕ – это комплекс формальных движений, демонстрирующий сущность духа Тхэквондо и системы технического искусства. Это поведенческая форма тренировки тела и разума, выражающая принципы атаки и защиты. Пхумсе - это уникальная и научная форма технической последовательности, которая сохранила древне- вековые традиции Кореи.

Пхумсе должны практиковаться согласно схемам их движений. Схема движений- это предопределяющие линии движений каждого Пхумсе. Любое Пхумсе имеет своё собственное филосовское значение согласно характеристике Пхумсе и его исторической подоплёки.

Практика Пхумсе – это превосходный путь, как для развития эстетического уважения, так и для развития разума и тела через тренировку равновесия, концентрации, дыхания и выносливости. Практика Пхумсе требует понимания всех элементов, каждый из которых является составляющим фактором, таким образом, практикующий может достигнуть конечной цели – совершенства Пхумсе.

7. ПУМСЕ.


8. Кьокпа (разбивание).

Кьокпа – это один из методов, который используется для измерения силы и скорости практикующих посредством применения всего материального разнообразия приёмов Тхэквондо при разбивании досок, кирпичей и т. п. c привлечением физической силы и мысленной концентрации.

Кьокпа – это один из самых мистических аспектов тренировки Тхэквондо, включающий комбинированную технику, прыжковую технику, технику исполнения в воздухе и комбинированную воздушную технику.

9. Кёруги (спарринг).

Кёруги – это неотъемлемая часть Тхэквондо. Это активный бой, в котором два соперника стоят лицом друг к другу и соревнуются в технике нападения и защиты. Существуют два типа Кёруги:
Мачё Кёруги – условный спарринг, который исполняется заранее подготовленным образом с использованием базовых навыков Тхэквондо и техники Пхумсе;
Чаю Кёруги – свободный спарринг, требующий абсолютной осторожности и соблюдения правил безопасности. Этот вид кёруги оказался в центре внимания и принят в официальную программу Летних Олимпийских игр 2000 года.

8 ГЫП

традиции и правила этикета:

вход и выход из зала;

правила поведения в зале;

передача и приём предметов;

счет до 10

команды

ЧАРЁТ (смирно);

ЧУНБИ (приготовится);

ЧУЧУМ СОГИ (стойка всадника);

АП СОГИ (стойка передняя короткая).

ХАНБОН - один, ТУБОН- два, СЕБОН- три);

блоки

АРЭ МАКИ (нижний блок);

ОЛЬГУЛЬ МАКИ (верхний блок);

МОМТОМ АН МАКИ (средний блок вовнутрь);

АП ЧАГИ (прямой хлёсткий удар).

Шпагаты: левосторонний, правосторонний, поперечный.

пхумсе: ТЭГУК ИЛЬ ДЖАН (первое пумсе).

7 ГЫП

Оранжевый

техника ног:

НЭРЕ ЧАГИ

ДОЛЕ ЧАГИ (удар подъёмом стопы под углом 90 градусов).

Блоки в движении

пхумсе: ТЭГУК И ДЖАН (второе пумсе).

Шпагаты: левосторонний, правосторонний, поперечный

6 ГЫП

Фиолетовый

связки ногами по воздуху из АП СОГИ.

СОННАЛЬ МОК ЧИГИ (удар по шее ребром ладони вовнутрь);

степы без ударов.

бесконтактный технический спарринг.

пхумсе: ТЭГУК САМ ДЖАН (третье пумсе).

5 ГЫП

ЁП ЧАГИ (боковой удар ребром пятки).

Сонналь маки

хансонналь маки

Сонналь аремаки

Хан сонналь аремаки

Сонналь маки пенктсоттириги

связки из двух ударов по лапам из АП СОГИ.

удары со степов.

пхумсе: ТЭГУК СА ДЖАН.

4 ГЫП

  1. 1. техника ног: ТВИТ ЧАГИ (задний прямой удар пяткой через спину).
    1. 2. связки из двух ударов по лапам и воздуху.
    2. 3. работа в протекторе

4. спарринг в протекторах.

  1. 1. пхумсе: ТЭГУК О ДЖАН.

3 ГЫП

техника ног: Хечот (круговой удар через спину пяткой).

ДОНДОРО

связки тройные по лапам.

работа в протекторах:

спарринг в протекторах.

пхумсе: ТЭГУК ЮК ДЖАН.

2 ГЫП

коричневый

связки из трёх ударов по лапам.

удары сложная техники:

двойной твитчаги

работа в протекторах

спарринг в протекторах.

пхумсе: ТЭГУК ЧИЛЬ ДЖАН.

1 Гып

Коричневый

с черной полоской

  1. свободный бой на лапах 30 секунд.
  2. атака с помощью степов, с вытягиванием на себя, обманных движений с уходом в сторону и за спину противника.
  3. спарринг на задание.
  4. спарринг в протекторах.
  5. пхумсе: 1-7

Читать сначала Корё (KORYO) Корё - это имя древней династии, которая правила с 918 по 1392 гг. н.э. Династия Корё оказала большое влияние на культурное наследие современной Кореи. В 1234 г., почти за 200 лет до Иоганна Гуттенберга, корейцы первыми в мире использовали металлические литеры для печати. Знаменитая керамика Корё из тех же времен. Корейский народ мужественно оборонялся от монгольских орд, повергших весь мир в ужас. Корё пхумсе отражает в своих движениях душевное состояние и решительность народа Корё бесстрашно противостоять могучему врагу и победить в борьбе с ним. Эта героическая борьба Корё должна напоминать нам о том, что все трудности нужно преодолевать мужественно и без боязни.

Кумганг: (KUMGANG) Слово Кумганг имеет первоначальное значение быть сильным и несокрушимым. В буддизме, борьба разума с комбинацией мудрости и достоинства также называется Кумганг. Пумсе Кумганг названо по имени горы Кумганг, символ твердости, прочности и надежности. Кумганг также сравнивают с алмазом.

Тэбэк: (TAEBACK) Тэбэк – это древнее название горы «Paekdu», где легендарный «Tangun» впервые основал нацию на корейском полуострове, приблизительно 4 300 лет назад. Пумсе Тэбэк берет свои принципы движения от слова «Taeback», что означает «смотреть как святой».

Пхьенгвон: (PYONGWON) Пхьенгвон подразумевается как «обширная равнина». Равнина – источник поддержки человеческой жизни с одной стороны, а с другой стороны, большая равнина, растягивающаяся бесконечно, дает нам чувство величественности, которое отличается от чувств, испытываемых от гор или моря. Недаром в изучении Пумсе Пхьенгвон применяется принцип равнины, которая одаряет богатством, изяществом и бесконечными просторами.

Сипджин: (SHIPJIN) Сипджин имеет значение «десятичной системы», которое стоит за символическое число 10, означающего бесконечное развитие и рост в систематическом порядке. В Пумсе Сипджин, стабильность разыскивается в каждом изменении движения.

Джитай: (JITAE) Согласно Восточной вере, все живые существа прибывают и возвращаются к земле. (Джитай получен из значения земли). Земля – действительно происхождение и окончание жизни. Живые существа, также как все естественные явления земли, происходят главным образом из изменений и формирований Земли. Пумсе Джитай – движение, которое применяет эти особенности Земли.

Чунквон: (CHUNKWON) Чунквон символизирует небо. С древних времен люди Востока всегда верили и поклонялись небу, как правителю вселенной и людей. Бесконечно обширное небо, может быть таинственным и глубоким миром воображения в глазах ограниченного человеческого существа. Пумсе Чунквон составлен из движений, которые являются добродетельными и жизнеспособными.

Хансу: (HANSOO) Пумсе Хансу, полученный из слова «вода», типичен с ее текучестью и адаптируемостью, которая проявлена в характере и природе воды.

Илье: (ILYEO) Илье показывает исключительность. В буддизме состояние духовного развития рассматривают как объединение духа и сущности в исключительность. Окончательный идеал Таэквондо находится в этом состоянии Илье, где заключительной целью Таэквондо является дисциплина, в которой мы концентрируем внимание на каждом движении, отбрасывая все мирские мысли и навязчивые идеи.