Алиса из сказки о руководящей золушке. Алиса из Ленинграда

Значение слова АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо

АПОСТОЛ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Апостол (греч. гр. άπóστολος от глаг. άποστέλλω “посылать“):

последователь Христа, призванный к служению несения Благой Вести (Евангелия) всем народам;

богослужебная книга, содержащая Деяния святых Апостолов и апостольские послания. См. статью " Апостол, книга ".

Двенадцать апостолов

Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14), говорили от Его имени (Мк. 6:6 -13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви.

Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 10:2) к числу апостолов относятся

Симон, называемый Петром

Андрей, брат Петра

Иаков Зеведеев

Иоанн, брат Иакова

Варфоломей

Матфей мытарь

Иаков Алфеев

Иуда Иаковлев, брат Господень по плоти, он же именуется Леввеем или Фаддеем

Симон Кананит

Иуда Искариот, предавший Христа

Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) - одно лицо.

Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19:28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1:21 -26).

Апостольское служение

Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11, 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14, 1 -23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства - передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).

Семьдесят апостолов

Апостольство есть прежде всего дар апостольского служения, и поэтому с самого начала круг апостолов не ограничивается двенадцатью. Наряду с основным преданием, говорящим о двенадцати апостолах, в Ев. от Луки сообщается, что Христос “избрал... и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти” (Лк. 10, 1); таким образом, помимо двенадцати существовало еще и семьдесят апостолов . Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V - VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику "семидесяти апостолов" были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики ап. Павла) за их великие миссионерские труды.

Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел, причислявший себя к апостолам (Рим 1:1 ; 1 Кор 1:1 ; 1 Кор 9:1), хотя он и не встречал Иисуса Христа при Его жизни, но стал христианином уже после Распятия, Воскресения и Вознесения Христа. При жизни апостола Павла находились люди, которые оспаривали его притязание на апостольское звание, что видно из его посланий. Христианская Церковь признала за Павлом звание Апостола и величает его Апостолом Язычников, а также особо - наравне с ап. Петром - Первоверховным Апостолом.

С благовестнической деятельностью апостолов предание (разной степени достоверности) связывает основные пути распространения христианства: основание Римской церкви с именами апостолов Петра и Павла, основание Александрийской церкви с именем евангелиста Марка, апостольствовавшего вместе с Павлом и Варнавою, основание церкви в Индии с именем апостола Фомы и т.д. Русская церковь связывает свое начало с именем апостола Андрея, который, по сообщению Евсевия Кесарийского, проповедовал в Скифии; в Повести временных лет рассказывается, что апостол Андрей поднялся из Синопа вверх по Днепру, поставил крест на месте будущего Киева и предрек, “яко на сих горах воссияет благодать Божия”, отсюда он отправился “в Словены, идеже ныне Новгород”. В католической церкви имеется особый праздник “разделения апостолов” (festum divisionis apostolorum) для благовествования Евангелия разным народам.

Иакова, брата Господня

Марка евангелиста

Луку евангелиста

Иосию (Иуста)

архидиакона Стефана Первомученика

Никанора

Филимона

Епафраса

Крискента

Андроника

Наркисса

Аристовула

Родиона (Иродиона)

Асинкрита

Флегонта

Филолога

Сосипатра

Олимпа (Олимпана)

Онисифора

Климента

Аполлоса

Епафродита

Аристарха

Фортуната

Дионисия Ареопагита

Симеона Нигера

Почитание апостолов

Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери “соблюсти их во имя Твое” (Ин. 17, 11); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня 258 г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост, завершающийся 29 июня. С V - VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.

Новые апостолы и равноапостольные святые

Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. Церковь так же называет некоторых святых, особенно потрудившихся распространеии Благой Вести об Иисусе Христе, равноапостольными. Об этом лике святых см. подробнее ст. равноапостольный.

Использованные материалы

Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Число 70 также является символическим: по преданию именно на 70 (или 72) языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение, поэтому это число символизирует проповедь всем народам земли (по этим же соображениям в III в. до н.э. были избраны для перевода священных книг на греческий язык 70 (или 72) толковников)

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АПОСТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АПОСТОЛ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. посланник) наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная …
  • АПОСТОЛ в Словаре церковных терминов:
    (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый …
  • АПОСТОЛ в Кратком церковнославянском словаре:
    - …
  • АПОСТОЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 10:2; посланник) - слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь …
  • АПОСТОЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз …
  • АПОСТОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    , по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, …
  • АПОСТОЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АПОСТОЛ
    часть Нового Завета, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла. Разделен на главы, которые читаются во …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. одуш. В христианском вероучении: ученик Христа, распространитель его идей. Апостольский - относящийся к апостолу, апостолам. 2. одуш. …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. 1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для …
  • АПОСТОЛ
    АП́ОСТОЛ, христ. богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова …
  • АПОСТОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АП́ОСТОЛ Дан. Пав. (1654-1734), последний выборный гетман Левобережной Украины (с 1727). Участник Сев. войны 1700-21 и Перс. похода …
  • АПОСТОЛ в Словаре Кольера:
    (греч. apostolos - посланник), член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении …
  • АПОСТОЛ
    апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стола, апо"столов, апо"столом, апо"столами, апо"столе, …
  • АПОСТОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стол, апо"столы, апо"столом, апо"столами, апо"столе, …
  • АПОСТОЛ в словаре Анаграмм.

8 декабря юбилей у одной из самых любимых российских актрис Алисы Фрейндлих. В этот день на телеканале "Россия К" - премьера документального фильма (21:20) , спектакль (22:00) . 12 декабря в 20:20 - художественный фильм .

В детстве Алиса Фрейндлих мечтала стать балериной, в юности всерьез задумывалась о карьере оперной певицы. После школы выбирала между поступлением в театральный или консерваторию. Все точки над "i" расставил отец - известный актер Бруно Фрейндлих: "Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена все-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы". При этом не приложил никаких усилий к поступлению дочери в театральный институт. "Ему было бы неловко, если бы он попал пальцем в небо", - объясняет Алиса Бруновна. Но как показало время, отцу за дочь краснеть не пришлось.

Роли в фильмах "Служебный роман", принесли Фрейндлих огромную популярность и любовь зрителей. А в театре она давно уже считается феноменом. Трагическая и легкомысленная, чопорная и озорная - и всегда непредсказуемая. Алису Фрейндлих невозможно представить в узких рамках одного амплуа, ее нельзя исследовать, ею можно только восхищаться и удивляться.

Документальный фильм (8 декабря, 21:20) - это попытка разгадать, в чем кроется секрет этой замечательной актрисы. Кто бы ни говорил об Алисе Фрейндлих, все сходятся к одному: она - тайна, есть в ней что-то необъяснимое, магия личности. "Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак", как сказал Геннадий Шпаликов. "Алиса - это ощущение музыки и света, - говорит Сергей Соловьев. - Она несет в себе пленительность женского образа совершенно феноменально. Она даже не играет, а существует, снимать ее одно наслаждение". Михаил Боярский утверждает, что "только одна сцена знает, какая она, потому что туда она выносит все самое сокровенное".

Сама же Алиса Бруновна так не считает и высказывается вполне определенно на волнующие ее темы. Хороший режиссер, по мнению Фрейндлих, - архитектор, скульптор спектакля, хозяин сцены, зоркий садовод и зеркало для актера. Особенно ценны те, кто способен не отмести робость актерского поиска, увидеть в нем тенденцию, роль в карандашном наброске. Любимыми ролями считает те, которые рождались в контакте с понимающими партнерами, под руководством талантливых режиссеров: "Каждая роль - ребенок, который зачат, выношен и рожден в муках. Другое дело, каким он вырастет и доставит ли он удовольствие, отреагирует ли на него зритель должным, желанным образом. У меня были роли, которые легко давались, не требовали глубокого погружения, были и откровенные провалы. Роль прорастает из самого себя и должна быть умножена на впечатления, сиюминутные наблюдения, услуги памяти, которую актер обязан в себе воспитывать. Но нельзя сыграть на опыте, это вопрос профессиональной чести. Пока ты молод, у тебя есть непосредственность, но чем больше опыт, непосредственность убывает-убывает-убывает. И опыт начинает мешать. Озарение приходит только в результате труда и накопления".

Принимают участие: Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Андрей Хржановский, Евгений Миронов, Михаил Боярский, Григорий Дитятковский, Сергей Соловьев, Андрей Могучий. Включены фрагменты фильмов и сцены из спектаклей с участием Алисы Фрейндлих.

По окончании фильма в 22:00 - спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова по пьесе Нила Саймона с участием Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили, Варвары Владимировой. Три истории из жизни разных супружеских пар, которые в разное время останавливались в одном гостиничном номере...

12 декабря в 20:20 - мелодрама с участием Алисы Фрейндлих, Николая Еременко мл., Вацлава Дворжецкого, Владимира Осипчука, Валентины Паниной. Отец Серафимы всю жизнь собирал музыкальные инструменты, а перед смертью завещал свою коллекцию городу. Теперь его дочь работает в музее музыкальных инструментов экскурсоводом. И хотя ее личная жизнь не сложилась, Серафима всегда в гуще событий. Всем она готова помочь, посочувствовать. Так она неожиданно вмешивается в дела случайного знакомого - известного хоккеиста Алексея Воронина…

Пресс-служба телеканала "Россия К"

Заслуженная артистка РСФСР (10.07.1965).
Народная артистка РСФСР (8.10.1971).
Народная артистка СССР (25.02.1981).

Ее мама, Ксения Фёдоровна Фёдорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Фрейндлиха. Сама Ксения Фёдоровна была актрисой только в юности, недолго; все дальнейшие годы работала бухгалтером, растила Алису. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной, но в жизни Алисы отец присутствовал всегда. Вместе с мамой Алиса оставалась в блокадном Ленинграде, три года после войны, начиная с середины 1946-го, проживали в Таллине. Потом вернулись домой.
В школе Алиса активно занималась в театральном кружке, который вела Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна поверила в звезду Алисы, позвала в свой дом, вместе с мужем Павлом Карловичем Вейсбремом помогли подготовиться к поступлению в 1953 году в Театральный институт.

В 1957 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, курс Б. В. Зона.

В 1957-1961 годах - актриса Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
В 1961-1983 годах - актриса академического театра им. Ленсовета.
С 1983 года - в труппе БДТ им. Горького (с 1992 - им. Г.А. Товстоногова).

театральные работы

Театр имени В.Комиссаржевской:
Гога - «Человек с портфелем» А. Файко, 1957
Котька - «Светите, звезды!» И. Микитенко, 1957
Катя Крайнева - «Раскрытое окно» Э. Брагинского, 1958
Поля Вихрова - «Живая вода» по роману Л. Леонова "Русский лес", 1959
Маша - «Время любить» Б. Ласкина, 1960
Вера - «Случайные встречи» Р. Назарова, 1961
Маша - «Рождены в Ленинграде» О. Берггольц, 1961

Театр имени Ленсовета:
Зина Капкова - «Первый встречный» Ю. Принцева, 1961
Элиза Дулиттл - «Пигмалион» Б. Шоу, 1962
Лиза Стратова - «Женский монастырь» В. Дыховичного, 1963
Таня - «Таня» А. Арбузова, 1963
Джульетта - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1964
Лика - «Мой бедный Марат» А. Арбузова, 1965
Селия Пичем - «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1966
Гелена - «Варшавская мелодия» Л. Зорина, 1967
Малыш - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, 1969
Даша - «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого, 1970
Катарина - «Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1970
Катерина Ивановна - «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, 1971
Мадам Алиса - «Двери хлопают» М. Фермо, 1972
Альдонса - «Дульсинея Тобосская» А. Володина, 1973
Ковалёва - «Ковалёва из провинции» И. Дворецкого, 1973
Ведущая, Уриэль Акоста, Елизавета, Мария-Антуанетта, 2-й Певец - «Люди и страсти» (по классикам немецкой драматургии), 1974
Марта, Она - «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, 1976
Ёлочкина - «Пятый десяток» А. Белинского, 1977
Раневская - «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1978
Любовь Георгиевна - «Нечаянный свидетель» А. Арбузова, 1981
Моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Э. Шмитта, 2004

БДТ им. Г.Товстоногова:
Ирина - «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина, 1984
Глафира - «Волки и овцы» А.Н. Островский
Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер - «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона, 1985
Ванда Кепеци - «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева, 1986
Настя - «На дне» М. Горького, 1987
Аманда Уингфилд - «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, 1988
Леди Мильфорд - «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1990
Шарлотта - «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1993
Леди Макбет - «Макбет» У. Шекспира, 1994
Леди Крум - «Аркадия» Т. Стоппарда, 1998
Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз - «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, 1999
Шут Фесте - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 2003
Джин Хортон - «Квартет» Р. Харвуда, 2005
Москалёва - «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, 2008
Этель Тэйер - «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере», 2010
Алиса - «Алиса» А. Могучий, С. Носов, С. Щагина, 2013

Работы вне основных театров:
Раневская - «Вишневый сад» А. Чехова, Театр "Современник"
Лидия Васильевна Жербер - «Старомодная комедия» А. Арбузова, 1992
«Гори, гори, моя звезда» (музыкально-поэтический спектакль по произведениям поэтов Серебряного века - М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев), 1996
Варвара Васильевна - «Осенние скрипки» И. Сургучева, 1997
Мадлен - «Уроки танго и любви» В. Аслановой, 2009

призы и награды

Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского - за театральную работу (1976).
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (1996) - за выдающееся исполнение ролей классического репертуара.
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001) - за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «Аркадия» по пьесе Т. Стоппарда.
Государственная премия Российской Федерации 2007 года (2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004).
Орден Трудового Красного Знамени (1986).
Орден Дружбы (17 декабря 1994).
Премия «Ника», за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Подмосковные вечера», реж. Валерий Тодоровский, 1994).
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001).
Премия «Ника», за лучшую женскую роль (фильм «На Верхней Масловке», реж. Константин Худяков, 2005)
Театральная премия «Золотая Маска» в номинации лучшая драматическая актриса («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета, 2006).
Международная общественная премия «За Веру и Верность» фонда Св. Андрея Первозванного - за яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства (13 декабря 2008).
Специальный приз "За честь и достоинство" Кинопремии «Ника-2015».

Премия "Золотой орёл" (2017):
Лучшая актриса второго плана ("Карп отмороженный")

«Служебный роман» (1977). Калугина (Алиса Фрейндлих)

К ак же часто мы обсуждаем актрис, щедро и уверенно развешивая ярлыки «талантливая» или «бездарная»! И нередко мы сами не можем объяснить того, почему эта артистка кажется нам гениальной, а та – совершенной пустышкой.

Какие качества должны быть у актрисы, достойной всенародной любви и уважения? Умение перевоплощаться, отсутствие комплексов, искусство принимать себя как есть, феноменальная память, сверхчувствительность, парадоксальным образом сочетающаяся с толстокожестью, что-то еще? Несмотря на километры инструкций, посвященных выявлению актерского таланта, в жизни реально работает единственный критерий – признание публики.

Талант же мы находим сами – в театре, в кино, без массированной пропаганды и вложенных в раскрутку миллионов.

Мы просто чувствуем её роль, которая подсвечивает актерскую душу изнутри. Мы восхищаемся её перевоплощением. Мы верим ей. И мы её признаем. Только мы – публика!

Сегодня мы расскажем об актрисе, чьим талантом не перестает восхищаться уже четвёртое поколение зрителей. Да не рассердится на нас Алиса Бруновна за то, что мы чуть-чуть походим за ней по пятам, из гримерки — на сцену, со сцены – домой.

Сегодня Алисы Фрейндлих


Алиса Фрейндлих. Фото: star-magazine.ru

Есть женщины, которые не скрывают своего возраста. Зачем? Кого мы хотим обмануть, сначала прибавляя, а после и вычитая годы?! Уважение, почитание, восхищение – все это можно получить в любом возрасте, однако этот капитал зарабатывается нелегко и по дешевке не продается.

Несмотря на известный афоризм актрисы «Тяжело ли быть красивой?.. Не знаю, не пробовала» , Алиса Бруновна лукавит. Красивой она не только была, но и без сомнений осталась. Красивой и молодой!

Её амплуа – воплощенная женственность. И неважно, в каком образе эта женственность выражается – буфетчицы или королевы, растерянной директрисы или смекалистой мещанки, матери поэта-диссидента или богемной старухи. Актриса чутко и виртуозно выделяет характер, как скульптор, отсекая фальшь, надуманность, неестественность.

Снимаясь в кино и играя на сцене с самыми талантливыми и выразительными актерами – Олегом Басилашвили, Андреем Мягковым, Михаилом Боярским, Евгением Мироновым, актриса всегда составляла идеальную пару – образец эмоциональной и эстетической гармонии. Каждый выход Алисы Фрейндлих на сцену наполняет зал актерской энергетикой, способной подарить счастье от возможности просто находиться в этой ауре.

Сегодня слава актрисы вполне материальна и выражается в 20 национальных премиях и 5 орденах. Великая, великолепная, выдающаяся – каких только эпитетов не удостаивалась Алиса Бруновна от критиков, коллег по сцене и журналистов. Однако путь актрисы по красной дорожке был долгим и совсем непростым. Но тем и отличается исключительная личность – она никогда не опускает руки.

Алиса из Ленинграда


Алиса Фрейндлих, Фото: Валерий Плотников

Немецкий характер – спокойное умение общаться с людьми, способность контролировать себя на публике, талант выбирать из эмоциональных решений самое разумное, рациональная последовательность, — все это досталось Алисе Бруновне от Зейтцев — немецких художников-стеклодувов, обосновавшихся в России еще в екатерининские времена, и – также немецких мастеровых. А вот над несобранностью Алисе Бруновне пришлось поработать – с самого детства она была склонна к опозданиям. Как известно, опаздывать можно до тех пор, пока ты можешь себе это позволить. Театр опозданий не терпит. И актрисе пришлось научиться немецкой пунктуальности.

И мать и отец Алисы Фрейндлих были не понаслышке знакомы с театральными подмостками – Бруно Артурович играл в театре, а Ксения Федоровна участвовала в самодеятельности.


Родители: Ксения Федоровна и Бруно Артурович. 1931г. Фото: из личного архива Алисы Фрейндлих
Л егенда гласит, что девочку хотели назвать Наташей, но сочетание Наталья Бруновна Фрейндлих резало слух. В то время отцу попалась книжка «Алиса в стране чудес», которая, к слову, даже не была переведена на русский язык. Но имя на то имя, что оно интернационально. Так Алиса стала Алисой.

Алиса Фрейндлих – блокадный ребенок. Выжить помог… немецкий характер бабушки Шарлотты – хлеб в семье выдавался строжайше по часам. Шкаф с хлебом запирался на ключ. Съесть все сразу – значило умереть. Вспоминая блокаду, актриса рассказывает, как семилетней сидела перед часами и умоляла стрелки бежать быстрее. Пили чай из корицы, ели студень из клея. Внучка блокаду пережила. Бабушка нет.

Еще учась в школе, Алиса начала мечтать об актерской карьере – что не удивительно для девочки из актерской семьи, правда юное дарование привлекало не кино – Алисе хотелось петь в опере. Однако какая опера при росте в 153 см! Руководительница драмкружка, в котором занималась Алиса Фрейндлих, вовремя подтолкнула будущую приму в сторону театрального образования. В 1953 году девушка поступила в ЛГИТМиК.

Еще итогом обучения в театральном училище стал недолгий брак с ясноглазым сокурсником Владимиром Карасевым. Впрочем, этот союз не выдержал испытания сценой, которое ждало молодоженов за стенами института.

На сцену! На сцену!


Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь». В центре - А. Фрейндлих (Шут). Фото С. Ионова
М алоизвестный факт – актриса, ставшая воплощением женственности, сыграла немало мужских ролей. Это и Лель в «Снегурочке», и Уриэль Акоста в «Людях и страстях», и шут в «Двенадцатой ночи». «Главное не фактура, а умение думать как мужчина» – говорит актриса об этом факте актерской биографии.

Что же касается первых ролей актрисы – ей доставалось то, от чего отказывалась звезда театра им. В.Ф.Комиссаржевской Эмма Попова. Юная Алиса рыдала, переживала, страдала, но впоследствии оценила огромные эмоциональные вложения в профессию. «Надо многое пережить и передумать, многое перестрадать, чтобы стать настоящим мастером» — сказала она в одном из интервью.

Первоначальное отсутствие ролей мечты не помешало талантливой молодой женщине стать знаменитой. Ленинградское театральное сообщество заговорило об Алисе Фрейндлих уже в начале 60-х годов. На спектакли с ее участием специально приезжали театралы из дальних уголков страны. На сцене Алиса Бруновна искусно воплощала любые образы, от леди Мильфорд Шиллера до леди Макбет Шекспира.

Бесспорно подъему интереса к Фрейндлих, как к театральной актрисе, помог ее блестящий дебют в кино. После нескольких незаметных ролей на всю страну прогремела картина «Похождения зубного врача», где Фрейндлих впервые снялась с Андреем Мягковым. Актрису узнали и признали.


Не пойти ли в кино?

Противостояние кино и театра заставляет актеров делать трудный выбор. У Алисы Бруновны не было недостатка в интереснейших театральных проектах. Привлекательными ролями на сцене соблазнял актрису, отвлекая её от кино, второй муж, главный режиссер театра им. Ленсовета — харизматичный и остроумный Игорь Владимиров. В течение многих лет Владимиров подбирал театральный материал под супругу. Точку в отношениях поставила заметка о театре Владимирова в московской газете, как о «театре одной актрисы»…


Алиса Фрейндлих и Вячеслав Зайцев в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад». Московский театр «Современник». 1981 год

Разве звезда может долго оставаться одна? После развода с человеком, который был старше ее на 16 лет, Алиса Фрейндлих вышла замуж за молодого человека на 15 лет младше – Юрия Соловья. Увы, этот брак тоже не выдержал испытания славой.

Фрейндлих продолжала играть в театре. О ролях в кино не было и речи, пока… Пока она не получила приглашение сниматься у Эльдара Рязанова в «Сказке о руководящей Золушке», больше известной нам как «Служебный роман». Манкировать не вышло.

В едь ради великой театральной актрисы, которой в 1977 году уже бесспорно являлась Алиса Бруновна, Рязанов построил декорации, в которых исполнительница главной роли чувствовала бы себя как на подмостках. Разве можно отказать тому, кто готов построить театр в кинопавильоне?

Алиса Бруновна подошла к роли так же, как делала все без исключения – ответственно, вдумчиво и виртуозно! Она подбирала гардероб, училась деревянной походке и исподтишка наблюдала за женщинами-начальницами.

Сказать, что это был успех – ничего не сказать. После премьеры Фрейндлих получала мешки писем от женщин, которые обрели надежду встретить своего Новосельцева. Не получила она только Госпремии СССР.


«Служебный роман» (1977). Калугина (Алиса Фрейндлих) и Новосельцев (Андрей Мягков)

Э то интересно: «Служебный роман» был принят всеми чиновниками настолько положительно, что его тут же было решено выдвинуть на Государственную премию СССР. Однако почетную премию получили все, кроме исполнительницы главной роли Алисы Фрейндлих. Оказывается, по правилам того времени подобные награды нельзя было давать раньше, чем через два года после предыдущей. А у Фрейндлих уже была премия за театральную роль.

После «Служебного романа» путь в большое кино для Алисы Фрейндлих был открыт. Анна Австрийская в «Д’Артаньян и три мушкетера», жена сталкера у Тарковского, Харита Игнатьевна в «Жестоком романсе», а в ХХI веке – Анна Борисовна из драмы «На Верхней Масловке» — каждая роль становилась кинособытием, и каждый образ открывал все новые стороны таланта актрисы, бесконечного, бездонного, безграничного.


Алиса Фрейндлих и Анатолий Ромашин в сцене из фильма «Агония» Фото: РИА Новости

Казалось бы, о чем еще может мечтать актриса, сыгравшая Шекспира и ставшая символом для нескольких поколений? Алиса Бруновна с сожалением говорит о том, что ей не удалось сыграть Маргариту. И добавляет, что, впрочем, хорошо сыграть эту роль вообще никому не удалось!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .