Алексей Верстовский: биография. А

Алексей Николаевич Верстовский родился в имении Селиверстово, близ села Мезинец, Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), расположенном на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Дом родителей - одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами - стоял в окружении деревьев. Широкая липовая аллея делила усадьбу на сад и парк. Имение принадлежало отцу Верстовского, Николаю Алексеевичу, служившему в Тамбовской удельной экспедиции.

Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Вторая жена Николая Алексеевича, Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева), обнаружила музыкальные способности своего приемного сына Алексея и стала его первой учительницей. Одним из учителей Верстовского также был бывший петербургский придворный Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. Породу службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта Протопопова.

В сентябре 1808 г. Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу. Занятия музыкой продолжались, обнаружив склонность к музыкальной композиции Алеша сочиняет вальсы, песни. В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю «Бабушкины попугаи». Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г. К открытию театра был коллективно написан пролог «Торжество муз». В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла «музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского». В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.

Осенью 1827 г. композитор пишет оперу «Пан Твардовский», поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех. В январе 1832 г. были поставлены «Цыгане» по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского. Но наибольшую известность принесла ему опера «Аскольдова могила», впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения жены композитора, Н.В.Репиной. Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений.

В 1859 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.



Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827-1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250).

H. Соловьев.

{Брокгауз}

Верстовский, Алексей Николаевич

Композитор, род. 18 февраля 1799 в родовом имении Тамбовской губ., ум. 5 ноября 1862 в Москве. В 1818 окончил курс СПб. института инженеров путей сообщения, воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас) и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПб.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Моск. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842-управляющий конторой). В 1841 он женился на известной тогда драматической артистке Надежде Васильевне Репиной (1809-1867), оставившей сцену незадолго до замужества. В Москве В. также (частью в сотрудничестве с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюжет Загоскина, 1835: СПб. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался. Могила его находится на Ваганьковском кладбище. Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В. "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представлений в Москве, больше 200 в СПб.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной моск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно). Как и остальные оперы В., "Аскольдова могила" в сущности - опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка - первобытна. Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольдовой могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки. Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т. п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русских воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта. В 1826 В. издавал "Драматический альбом", в 1827-28 "Музыкальный альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения. Все свои рукописи В. завещал московскому отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть на лицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прил. к "Ежегоднику Имп. театров" за 1896-97); см. также "Рус. Муз. Газ.", 1899, № 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем.

(Э. ).

Верстовский, Алексей Николаевич

{Половцов}

Верстовский, Алексей Николаевич

(1799-1862) - русский композитор. В 1818 окончил в Петербурге корпус инженеров; по фортепиано учился у Фильда , по скрипке и гармонии у Л. Маурера. В. рано пристрастился к театру, был и актером и певцом. В 1823 В. переехал в Москву и в 1824 назначен инспектором репертуара московских театров, позже (после увольнения Загоскина) управляющим конторой тех же театров (до 1860). В. обладал большим мелодическим даром, но весьма недостаточной для композитора теоретической подготовкой. Для В. характерно типично барское дилетантское отношение к искусству. Оркестровка В. примитивна (многие из его опер инструментовали Maypep и Воячек). Из написанных В. шести опер "Аскольдова могила" (1835) имела исключительный успех.

Кроме опер, В. принадлежат кантаты ("Черная шаль" по Пушкину, "Три песни", "Бедный певец" по Жуковскому и др.), гимны, драматическая картина "Выкуп барда", увертюра, около 30 опер-водевилей и около 25 романсов.

Вместе с А. Писаревым В. издавал в 1826 "Музыкально-Драматический Альбом", а в 1827-28 "Музыкальный Альбом". В первом помещен очерк В.: Отрывки из истории драматической музыки.

Лит.: Финдейзен Н., А. Н. Верстовский (1890, и в "Еженедельнике Императорских Театров", кн. 2, 1896); Серов А. Н., Собрание сочинений, т. III, СПб, 1892-95; Библиография переписки В. - в статье З. Савеловой - в "Сборнике Государственной Академии Художественных Наук", 1926; Список сочинений В., составл. Н. Финдейзеном, см. в "Рус. Муз. Газете", № 7, 1899.

З. Савелова.

Верстовский, Алексей Николаевич

(род. 1.III.1799 в имении Селиверстово Тамбовской губ., ум. 17.IX.1862 в Москве) - рус. композитор, театр. деятель. Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем - в Петербурге у Д. Фильда, Д. Штейбельта и др. В 1823 переехал в Москву, где с 1825 был инспектором музыки, а с 1830 - и репертуара Большого и Малого театров. В 1848-60 упр. конторой дирекции имп. театров в Москве. Центральное место в творчестве В. занимают муз.-сценические произв. - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.

Соч.: оперы "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1844), "Громобой" (1857); св. 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вок. произв., в их числе баллады "Черная шаль", "Три песни", "Бедный певец" (все 3 - в 1823), песни; музыка к спект.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


1830-е

Имя при рождении:

Александр Николаевич Верстовский

Дата рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Алексе́й Никола́евич Версто́вский (1799-1862) - русский композитор и театральный деятель.

Биография

Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) в имении Растов Сад Тамбовской губернии .

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию . С девяти лет выступал в концертах в Уфе . В переехал в Санкт-Петербург . Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского». Создал 6 опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (), «Громобой» ( , постановка ) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» () по роману М. Н. Загоскина , пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом » (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского , 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым , текст А. И. Писарева , ) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина ; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу , или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль», (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 марта
  • Родившиеся в 1799 году
  • Родившиеся в Тамбовской губернии
  • Умершие 17 ноября
  • Умершие в 1862 году
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы XIX века
  • Похороненные на Ваганьковском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Большая биографическая энциклопедия

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия

    Русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества… … Биографический словарь

    - (1799 1862) российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. Аскольдова могила (1835); романсы, баллада Черная шаль (1823) и др. Один из основоположников русской оперы водевиля (Кто брат, кто … Большой Энциклопедический словарь

    - (1799 1862), композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе «Аскольдова могила» (1835); романсы, баллада «Чёрная шаль» (1823) и др. Один из основоположников русской оперы водевиля (свыше 30, в том… … Энциклопедический словарь

    Алексей Николаевич Верстовский (18 февраля (1 марта) 1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии 5 (17) ноября 1862, Москва) русский композитор и театральный деятель. Биография С девяти лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Санкт… … Википедия

    - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


Алексей Николаевич (18.02.1799, имение Селивёрстово, близ с. Мезинец Козловского у. Тамбовской губ.- 5.11.1862, Москва), рус. композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки В. был регент из с. Мезинец, бывш. придворный певчий Левит Шафранов. В 1816-1817 гг. В. учился в С.-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. инспектор музыки, с 1830 г. инспектор репертуара московских имп. театров, в 1848-1860 гг. управляющий конторой дирекции московских имп. театров. В.- автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 30-х гг. В. создал 3 духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста). По данным Н. Ф. Финдейзена , эти произведения исполнялись в ц. Вознесения у Никитских ворот и в университетской ц. мц. Татианы (Финдейзен . С. 115-116). Положительную оценку «Обедни» дал А. А. Алябьев в своем письме 1834 г. (Штейнпресс Б . С . Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956. С. 267). В. принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, возможно, в поздний период творчества композитора.

К произведениям духовного содержания можно отнести гимн «Велик Господь» (на слова Н. М. Языкова) для хора и оркестра, сочиненный В. в пользу сирот, оставшихся после смерти родителей в эпидемию холеры (был исполнен в 1831 в зале московского Благородного собрания).

Духовно-муз. сочинения отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки оперному и романсовому творчеству В. Все концерты написаны в 3-частной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приемы имитационной полифонии. В рамках раннеромантической гармонии В. широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов. Большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает нек-рые песнопения «Преждеосвященной обедни».

Произведения В. на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в С.-Петербург директору Придворной певческой капеллы Ф. П. Львову , о чем сообщал в письме В. Ф. Одоевскому в 1836 г. (Автобиография композитора Верстовского / Cообщ. Б. Модзалевский // Бирюч Петроградских гос. акад. театров: Сб. ст. [Пг.], 1920. Вып. 2. С. 236). В этом письме В. упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для 4 голосов (в наст. время не найден). «Обедня» и духовные концерты В. вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве прот. Димитрия Разумовского .

Соч.: «Обедня» (Литургия св. Иоанна Златоуста), концерты: «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах». Для муж. хора (2 тенора и 2 баса): Ркп. // Собр. соч. / МГК. Т. 9. С. 167-187, 189-225; Преждеосвященная Обедня // РГБ ОР. Ф. 380. К. 21. № 4.

Н. Ю. Плотникова

Русский композитор и театральный деятель. С детства обучался музыке. Переехав с семьёй в Уфу (1808), выступал в концертах (по нек-рым сведениям, его учителем был местный музыкант П. И. Протопопов). В 1816-17 учился в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения (Петербург), служил в разл. гражданских учреждениях, продолжая заниматься музыкой; брал уроки у Д. Штейбельта и Дж. Филда (фп.), Ф. Бёме и Л. Маурера (скрипка), Брандта, Цейнера и М. Миллера (теория композиции), Тарквини (пение). Сблизился с А. А. Алябьевым, с драматургами H. M. Хмельницким, А. А. Шаховским и др. В. увлекался т-ром: писал и переводил на русский язык (с франц.) либр. водевилей, участвовал в любит. спектаклях, сочинял музыку к театр. представлениям. В 1819 в петерб. Большом т-ре была пост. опера-водевиль В. "Бабушкины попугаи". В 1823 переехал в Москву (служил в канцелярии генерал-губернатора Д. В. Голицына). С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара Моск. имп. т-ров, в 1848-60 управляющий конторой Дирекции Моск. имп. т-ров. В 1833 В. экстерном окончил Моск. ун-т. Был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским, А. И. Писаревым, а также с литераторами славянофильского направления - С. Т. Аксаковым, M. H. Загоскиным и С. П. Шевырёвым, оказавшими на него большое воздействие.

В. занимал ведущее положение в артистич. кругах Москвы. Он был учителем-воспитателем единой в то время оперной и драм. труппы. Превосходный музыкант, знаток сцены, В. способствовал поднятию художеств. уровня спектаклей, обогащению репертуара, улучшению работы театр. школы, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров (привлёк в т-р тенора А. О. Бантышева, драм. артистку Л. П. Никулину-Косицкую). 35-летний период работы В. в моск. т-рах часто наз. "эпохой Верстовского". Его театр. деятельность была высоко оценена A. Н. Островским.

Творчество В. в основном связано с театром. Один из основоположников жанра рус. оперы-водевиля, B. создал более 30 произв. этого жанра (частично с др. композиторами), в т. ч. "Хлопотун, или Дело мастера боится" (совм. с А. А. Алябьевым, текст Писарева, 1824), "Средство выдавать дочерей замуж" (текст Писарева, 1828) и др.

В. был также автором многочисл. вок. сочинений, среди к-рых выделяются полные драматизма и романтич. страстности баллады - развёрнутые композиции, изобилующие контрастными эпизодами ("Чёрная шаль" на сл. Пушкина, "Бедный певец", "Ночной смотр" и "Три песни барда" на сл. В. А. Жуковского, и др.). Этот типичный для романтизма жанр получил в России наиболее яркое выражение в творчестве В. Популярность завоевала "Чёрная шаль" (1823, исп. 1824). Для лучших баллад В. (названных автором "кантатами") характерна театральность, мн. из них исполнялись на сцене в декорациях, костюмах, с соответствующей сценич. игрой, в сопр. оркестра.

Приобретя опыт в сочинении театр. музыки, В. в кон. 20-х гг. обратился к опере. Ему принадлежит 6 опер, среди к-рых выделяется "Аскольдова могила" (либр. M. H. Загоскина по его повести, 1835). В операх В. нар. нац.-рус. начало сочетается с романтизированной фантастикой. Для них характерно правдивое, поэтичное отражение рус. быта. Композитор считал важнейшим достижением своего оперного творчества наличие "русской характеристики". Яркость муз.-сценич. образов, доходчивость музыки, основанной на бытовом материале (использование романсово-песенных мелодий), отличают "Аскольдову могилу" - одно из крупнейших произв. рус. оперы доглинкинского периода. Но с появлением опер М. И. Глинки и A. С. Даргомыжского сочинения В. оказались устаревшими, они уже не отвечали требованиям времени. Почти все оперы В. содержат разговорные диалоги (в опере "Вадим" роль гл. действующего лица, чисто речевая, поручена драм. актёру). В. использует также приём мелодрамы: сцены ужасов (заклинания, появления злых духов и проч.) обычно строятся в виде речевой декламации на фоне оркестрового сопровождения.

Суждения В. об опере изложены в статье "Отрывки из истории драматической музыки" (опубл. в 1-й ч. "Драматического альбома для любителей театра и музыки на 1826 год", изд. совм. с А. И. Писаревым). B. издал также 2 "Музыкальных альбома" (на 1827 и 1828). В 1860 В. вышел в отставку, но связь с т-ром сохранил до последних дней.

Сочинения: оперы - Пан Твардовский (1828, Большой т-р, Москва), Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по 2-й ч. баллады В. А. Жуковского "Громобой, или Двенадцать спящих дев", 1832, там же), Аскольдова могила (по Загоскину, 1835, там же), Тоска по родине (по Загоскину, 1839, там же), Чурова долина, или Сон на яву (1844, там же), Громобой (по 1-й ч. одноименной баллады Жуковского, 1854, пост. 1857, там же); оперы-водевили и комедии-водевили (св. 30) - Сентиментальный помещик в степной деревне (пер. с франц. В., 1817), Бабушкины попугаи (1819), Карантин (совм. с Л. В. Маурером, 1820), Сюрпризы (совм. с К. А. Кавосом, Корсаковым, Леброком, по Э. Скрибу, 1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. А. Алябьевым и Маурером, 1822), Дом сумасшедших, или Странная свадьба (пер. с франц. В., 1822), Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (совм. с Алябьевым и Ф. Е. Шольцем, текст Писарева, 1824), Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1824), Проситель (совм. с Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Шольцем, текст Писарева, 1824), Встреча дилижансов (совм. с Алябьевым, 1825), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Алябьевым и Шольцем, текст Писарева, 1825), Волшебный нос, или Талисманы и финики (совм. с др. авторами, текст Писарева, 1825), Опыт артистов, или Авось удастся (совм. с Виельгорским и И. И. Геништой, 1825), Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери (текст Писарева, 1825), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1825), Притчи, или Эзоп у Ксанфа (совм. с др. авторами, 1826), Две записки, или Без вины виноват (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых (текст Писарева, 1827), Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит (текст Загоскина, 1827), Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам (совм. с Алябьевым и Шольцем, 1827), Вечер под Новый год (совм. с др. авторами, текст Писарева, 1827), Пять лет в два часа, или Как дороги утки (текст Писарева, 1828), Средство выдавать дочерей замуж (текст Писарева, 1828), Утро после бала (водевиль из пьесы "Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы" Писарева, 1828), Новый Парис (совм. с Алябьевым и Маурером, 1829), Станислав, или Не всякий так сделает (1829), Дипломат (1829), Муж и жена (совм с Алябьевым, Маурером, Шольцем, 1830), Старый гусар, или Пажи Фридриха 11-го (совм. с Алябьевым и Геништой, 1831) и др.; для орк. - Торжественная увертюра на открытие Малого т-ра в Москве, Вариации на две темы (для англ. рожка с орк.) и др.; кантаты и др. вок.-симф. произв. - Певцы во стане русских воинов (сл. Жуковского, 1827), Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией (1829), Кантата к 100-летию Московского ун-та (1855), кантата Пир Петра I (сл. Пушкина, кон. 1850-х гг.), Военный гимн для праздника Донского казачества, и др.; для фп. - Два вальса, Четыре мазурки и др.; для голоса с фп. - баллады (фп. и орк. варианты) Черная шаль (сл. Пушкина), Три песни Скальда, Бедный певец, Пустынник, Ночной смотр (все на сл. Жуковского); романсы - Гишпанская песня, Два ворона, Певец, Цыганская песня Земфиры, Тоска по милом, Колокольчик (Вот мчится тройка удалая) и др.; обр. нар. песен (для солистов, хора и орк.) - Не одна во поле дороженька, У ворот девки стоят, Мой соловей, За долами и горами и др.; духовная музыка - Обедня и два концерта, Духовный концерт и др.; музыка к драм. спектаклям (в т. ч. отд. номера) - Любопытная, или Догадки невпопад (1825), пролог Торжество муз (совм. с Алябьевым, Шольцем, текст M. A. Дмитриева, 1825, исп. на открытии моск. Большого т-ра), Выкуп Барда, или Сила песнопения (драм. картина Дмитриева, 1827), Школа супругов (1827), День падения Миссолонги (героич. мелодрама, 1829), Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829), Цыганы (инсц. В. А. Каратыгина одноим. поэмы Пушкина, 1832), Рославлев (романтич. представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832), Кремнев, русский солдат (нар. драм. представление, текст И. H. Скобелева, 1839), Параша-сибирячка (рус. быль H. A. Полевого, 1840) и др.

Письма: "Русская старина", 1889, февраль; там же, 1904, апрель; "РМГ", 1899, No 7; Щукинский сборник, вып. 9, M., 1910, с. 363-76; "Библиотека театра и искусства", 1912, кн. 2, с. 29-32; "Музыкальная старина", 1911, вып. 6, с. 104-15; "ЕИТ", 1912, вып. 7, с. 51-66; там же, 1913 вып. 1-2, 4-5; там же, 1914, вып. 1, 3, 4; "Бирюч Петрогр. Гос. академических театров", сб. 2, P., 1920 (на обложке, 1921), с. 227-41.

Литература: Серов A. H., Верстовский и его значение для русского искусства, "Иллюстрация", 1862, No 250; то же, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Pиндейзен H. P., Алексей Николаевич Верстовский, "ЕИТ". Сезон 1896-1897. Приложение, кн. 2, СПБ, 1898 (есть отд. оттиск); Глумов А., Пушкин, Верстовский и Виельгор-ский, "СМ", 1934, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре, M., 1956; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 151-160, 166-73, Левашева О., A. H. Верстовский, "СМ", 1949, No 6, Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, M. - Л., 1949; его же, А. Верстовский и его опера "Аскольдова могила", M., 1962; Штейнпресс Б. С., Глинка. Верстовский и др., в кн.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л. - M., 1450; Асафьев Б. В., Композитор из плеяды славяно-российских бардов - Алексей Николаевич Верстовский, в его кн.: Избр. труды, т. 4, M., 1955; Ливанова T. H., Протопопов В. В., Оперная критика в России, вып. 1, M., 1966; Ливанова T. H., то же, вып. 2, M., 1967; Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века (1836-1856), Л., 1969, с. 257-91; Войнова А. В., Предисловие и коммент., в нотном изд.: Верстовский А., Романсы, песни и куплеты из музыки к водевилям и пьесам, M., 1971.

Б. В. Доброхотов