Акустика в большом театре после реконструкции. Знаю о пении почти все! Шум и ярость: подземное эхо к искусству глухо

Всемирно известный Большой театр недавно открылся после реконструкции, стоившей 700 миллионов долларов. Взглянем на него и скажем честно: это того стоило!

(Всего 27 фото)

1. Фасад Большого театра во время (2 апреля 2010 года) и после реконструкции, 24 октября 2011 года. Открытие Большого театра прошло 28 октября. Он открывается после шести лет реконструкции, стоившей 700 млн. долларов и постоянно задерживаемой из-за нехватки средств или обвинений в коррупции. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

2. Бельэтаж Большого театра во время (13 ноября 2008 года) и после завершения реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

3. Фойе Большого театра во время (31 января 2008 года) и после завершения реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

4. Рабочий с циркулярной пилой работает на реконструкции Большого театра, Москва, 31 января 2008 года. Срочная работа по укреплению стен самого знаменитого зала России спасла его от разрушения, но открытие пришлось отложить еще на год. (REUTERS/Denis Sinyakov)

5. Специалист работает над отделкой потолка в главном зале Большого театра, 1 марта 2011 года. После нескольких лет реконструкции один из известнейших в мире театров готов вновь открыть двери для публики. (REUTERS/Denis Sinyakov)

7. Журналисты осматривают главный зал Большого театра, 22 июля 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov)

8. Президент РФ Дмитрий Медведев на открытии Большого театра после реконструкции, 20 сентября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov)

9. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. После шести лет работ общей стоимостью 700 млн. долларов, отсрочек и скандалов, Большой театр готов снова занять почетное место среди культурных жемчужин мира. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

10. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

11. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

12. Люди смотрят на освещенный фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

13. Люди смотрят на освещенный фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

14. Почетный караул перед Большим театром во время церемонии открытия, 28 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

15. Уборка и чистка перед открытием Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

16. Посетитель фотографирует потолок главного зала Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

17. Посетительница фотографирует потолок главного зала Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

18. Посетители в обновленном фойе Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

20. Общий вид фойе Большого театра после реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

21. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

22. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

23. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

24. Балерины Большого театра Светлана Захарова (слева) и Мария Володина на репетиции "Золушки" в Королевском оперном театре Лондона, 7 августа 2006 года. (REUTERS/Alessia Pierdomenico)

25. Балерина Большого театра Елена Андриенко во время балета Чайковского "Лебединое озеро" в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, 19 апреля 2007 года. (MALTA OUT REUTERS/Darrin Zammit Lupi (MALTA)

26. Аннет Дельгадо, балерина Кубинского национального балета перед выступлением на гала-концерте в Большом театре, 2 августа 2011 года. Кубинский балет показывал отрывки из "Лебединого озера", "Дон Кихота" и "Коппелии" в честь примы и руководительницы Кубинского национального балета Алисии Алонсо. (REUTERS/Denis Sinyakov)

27. Дирижер Владимир Юровский руководит оркестром на последней репетиции перед выступлением, 31 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

Восстановлена по чудом сохранившемуся образцу, обнаруженному в директорской ложе. Раньше весь пол театра был покрыт такой мозаикой — очень сложная в ремонте, сделанная в XIX веке из известняка, в середине XX века она пришла в негодность, поэтому от нее решили избавиться. Нынешняя состоит из двенадцати видов гранита.

Метлахская плитка

Благодаря тому, что в лестничных пролетах фойе сохранилась именная плитка Villeroy & Boch, реставраторам оставалось только заказать недостающую плитку на том же заводе в немецком городе Метлахе, на котором она изготавливалась в XIX веке.

Музы

Скульптуры на фасаде театра примерно повторяют те, что украшали его в конце XIX века. В советские времена тут стояли гипсовые музы работы скульпторов Рукавишникова и Кольцова.

1. Зал


Восстановлена акустика, почти полностью загубленная в XX веке. За звук теперь отвечают: воздушная подушка под зрительным залом (ее залили цементом при строительстве метро), панели из резонансной ели, которые в советские времена почти полностью заменили фанерой, мебельная обивка и лепнина из папье-маше. Папье-маше варили по архивному рецепту в старых чанах, обнаруженных на одном из алтайских заводов.

2. Мебель


Кресел в зрительном зале стало меньше — вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. Кресла по рисунку один в один повторяют прежние, обивка пропитана специальным составом, необходимым для правильной акустики. Каждый отдельно взятый стул проходил акустические испытания. Кроме того, в зале появилось несколько мобильных рядов, трансформирующихся в места для инвалидов.

3. Оркестровая яма


Вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличиваться или уменьшаться, появилась возможность рассаживать музыкантов вровень со зрительным залом.

4. Занавес

Восстановлен Главный занавес, созданный по эскизам главного художника Большого театра до 50-х годов Федоровского. Главный занавес — он же Золотой, соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия». Открывается вверх, вбок и по диагонали. Второй занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» — копия того, что появился в Большом театре после пожара в 1856 году. Полотно для него соткали в Пензенской области мастерицы Сурского комбината технических сукон.

5. Императорское фойе


Большой зал Императорского фойе — бывшее Бетховенское фойе, знаменитое своими настенными шелковыми панно, изготовленными к коронации Николя II. Начиная с 1920-х годов панно постепенно приходили в негодность: сначала из них ножницами были вырезаны вытканные шерстью гербы Российской империи, а в 70-х ткани сдали в химчистку, после чего они окончательно испортились. Восстанавливали панно несколько лет на жаккардовых ручных станках, сделанных по образцу прошлого века в московской научно-реставрационной мастерской «Старинные ткани».

6. Главное фойе


Восстановлены яркие росписи на потолке и стенах, воссозданы вазы, исчезнувшие в советские времена с балюстрад зала. Фойе открывали к коронации Николая II, и изначально этот зал было одним из самых нарядных в театре. Все изменилось после переезда столицы из Петрограда в Москву — Большой театр стал главной площадкой для политических съездов и выступлений. Постоянная загруженность зала мешала реставраторам сделать полноценный ремонт, и все закончилось тем, что зеркала, обрамленные листовым золотом, убрали, а росписи под розовый мрамор и цветной потолок закрасили белой краской. После этого фойе долгие годы называлось Белым.

7. Подземный зал


Новое пространство на 300 человек, состоящее из трех мобильных платформ, может опускаться или подниматься, из площадок может складываться амфитеатр или концертный зал. Его будут использовать для спектаклей, концертов, приемов и репетиций. Красивые стеклянные домики, появившиеся на площади между фонтаном и театром, — выходы из этого зала.

8. Буфет


Буфеты теперь расположены на минус первом уровне, где появился новый зал-трансформер на 300 человек, и на 4-м ярусе — в огромном пространстве от окна до окна. Раньше здесь было небольшое квадратное фойе, а по бокам его — балетные залы. Говорят, что в буфет иногда забегали балерины в пачках. В буфетах есть пандусы для инвалидных колясок. Чем будут кормить — пока непонятно.

Трансляцию церемонии открытия можно будет увидеть 28 октября в 19.00 на канале «Россия» по телевизору или на канале театра на YouTube Билетов на спектакли, проходящие на Основной сцене, до конца года нет.

Где Большой ставят на 55-е место?
И нашёлся блогоприятель, который постарался обстоятельно ответить на этот вопрос.

Оригинал взят у bullking в Мировой рейтинг оперных театров по акустике

или загадочный world opera house rankings.

Сохранение уникальной акустики зала - одна из главных задач реставраторов Большого театра. Сообщили в свое время реставраторы Большого театра и с усердием принялись осваивать выделенные на это благое дело 700 миллионов долларов США в рублевом эквиваленте. Грамотные инженеры, проявив недюжинный талант и смекалку, соорудили из папье-маше и резонансной ёлки то, чего в Большом отродясь не было - выход в рейтинг мировых оперных театров по качеству звука на душу населения.

О чем населению, в свою очередь, поведали российские телеканалы:

для начала телекомпания ВГТРК в марте 2011 года поместила дореставрационный Большой на 59-е место по качеству звука в мире и высказала уверенность - после реставрации театр вернет былое, дореволюционное лидерство!

затем 1-ый канал в октябре, в день премьерного открытия театра улучшил дореставрационные показатели Большого по акустике подняв его в мировой табели о рангах на 55-е место.

но поскольку трансляция открытия на фоне мировых гостей предполагала освещение события и в иностранной прессе, на остальной мир пошла новая, слегка размазанная цифра мирового акустического рейтинга оперных театров - ниже 50-го места. Опять же, с уверенностью, что теперь, после освоения полутора миллиардов рублей, Большой театр снова вернулся на первые акустические места топа! Это заявил инопрессе представитель компании-реставратора Инвестиционная группа "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.

Ну заявил и заявил. Имеет право, поскольку "Сумма Капитал", видимо, и является составителем акустических рейтингов мировых оперных сцен с 19-го века и по наши дни. Исходя из того, что подобные рейтинги до этого не составлялись никакими официальными рейтинговыми агентствами и не были описаны в анналах истории как российской так и зарубежной.

Есть правда один человек. Лев Беранек (Leo Leroy Beranek). Вот он на фото слева.

Он действительно, однажды, на свой страх и риск, составил топ оперных театров и концертных залов мира с точки зрения акустического восприятия и технологичности передачи звука от певцов на сцене к ушам зрителей в зале. Вот этот самый топ с первого по двадцать первое место.

Топ оперных домов от Беранека, руководителя электро-акустической лаборатории Гарварда, был выстроен с учетом различных физико-акустических показателей мировых концертных залов, составляет более 600 страниц, и, на данный момент времени, является единственно подтвержденным документально.

Книгу Беранека с результатами исследования "Концертные залы и Дома Оперы. Музыка. Акустика и Архитектура " похоже и прочитали инженеры фирмы по строительству нефтеналивных терминалов типа Большой театр. А поскольку ученый исследовал акустику в 58 мировых концертных залах, в число которых Большой театр не попал, по чисто российской логике, 59-е место - это и есть место Большого театра в списке лучших оперных театров мира в акустическом мировом рейтинге, что и было передано шифрограммой в студию "Вестей" в марте. А далее... ну подкорректировали немного топ. А чо?!

Все одно, после настройки папье-маше и вхождения еловых потолков в резонанс с метрополитеном - акустика Большого театра заработает так же, как и в далеком XIX-м веке. А театр займет свое законное, наипервейшее место по ранжиру царского времени. Это же не трудно. Достаточно поднять из пыльных архивов талмуды придворных ученых-акустиков Александра III-го и убедиться.

Придя в этот понедельник на миланского «Дон Жуана», я оказался в Большом театре впервые после реконструкции. О том, как приятно входить в посвежевший, но всё тот же, знакомый с детства зал, писано много - опустим. Гаснет свет, начинается увертюра, а с ней и изумление. Поначалу я было стал грешить на дирижёра: что ж он там крутит своей палочкой, что оркестр выдаёт такую невнятицу? Но вскоре стало понятно, что не с дирижёром беда. Оркестр просто плохо слышно - будто звук на выходе из ямы пропускают через мясорубку. С певцами дело пошло ещё веселее. Как только дирижёр выпускал оркестр за mezzo piano, половину солистов просто переставало быть слышно, если за mezzo forte - хоть как-то слышны оставались всего двое. Совсем цирковой трюк нам показали в финале первого акта. Волею постановщика Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио на какое-то время оказываются в зале - у первого ряда партера. Поют - слышно, как у певиц накрашенные ресницы шуршат. Потом, получив приглашение на бал, они поднимаются вверх и поют уже с авансцены, стоя на пять метров дальше. Всего на пять метров - и будто сквозь слой мокрой ваты. Почти до последнего противостоял этой чуме, кажется, только великолепный Дон Жуан - Петер Маттеи: отчётливо слышны были даже sotto voce его полётного баритона; но совладали и с ним. К оркестровому forte прибавилось некоторое движение декораций - и предсмертного крика Дон Жуана в зале Большого театра никто не услышал. Не внятно не услышал, а не услышал совсем .

Не верите? Я и сам себе не поверил - и кинулся расспрашивать людей. Из примерно десятка знакомых, побывавших на «Дон Жуане», лишь двое не сказали, что слышно было плохо. Умилил отчёт из ложи, смежной с директорской: сидя человек слышал певцов и не слышал оркестра; стоя - наоборот. Нет, мне не померещилось: звук был действительно плох - и это удивительно. Коридоры, лестницы и гостиные - скользкие, неуютные и неотвязно напоминающие хаммам в пятизвёздном турецком отеле - не удивили: чему тут дивиться? Типичный лужковский новодел. Состояние же акустики поразило по двум причинам. Во-первых, удар был неожиданный: нас никто не предупредил. Вся наличная музыкальная журналистика отписалась и о гала-концерте открытия Большого, и о премьере «Руслана», но обильные речи гендиректора театра Иксанова о волшебном возрождении былой акустики ни в единой заметке оспорены не были. Во-вторых, акустикой занималась фирма Müller-BBM, на счету которой десятки громких проектов. Она недавно делала, например, два из трёх основных залов Зальцбурга, в том числе сложнейший зал Felsenreitschule - и там всё прекрасно слышно. Как эти два бесспорных факта сочетаются с полным залом ваты, данным нам на «Дон Жуане» в ощущении? Я попробовал разобраться: сам поговорил с кем мог, знакомых попросил о том же - и вот что пока выяснилось.

От видного сотрудника БТ донесли мне простое утешение: не в акустике театра проблема. Это миланский «Дон Жуан» акустически невыгодно решён для такой большой сцены: много пустого пространства, звуку не от

8/4/11 , 17:55

Последние годы театр переживал не лучшие времена и было время, когда само существование здания в его нынешнем виде стояло под вопросом. Было очень интересно узнать, как обстоят дела с реконструкцией и реставрацией помещений театра, поэтому я несколько раз пытался попасть туда. Наконец, мне это удалось - инвестиционная группа «Сумма-Капитал», занимающаяся реконструкцией театра, и пресс-служба ВТБ позвали на экскурсию.

Конструкции Большого театра (стены, фундаменты, перекрытия) на всех этапах его строительства и расширения всегда содержали элементы старых строений. Первый Старый Петровский театр (1780 года) имеет большие фрагменты предыдущего строения на Петровке. Большой Петровский театр Осипа Бове (1825 год) в сценической части и других местах включал в себя конструкции стен Старого Петровского театра.

Из пресс-релиза:

За весь период проектирования было рассмотрено 9 вариантов проекта реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, культурными деятелями, архитекторами и т.д.

В проект вошли: проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальная реконструкция сценической части с углублением подземного пространства. При этом сохраняется исторический облик здания как памятника архитектуры.

В соответствии с заданием на проектирование и решением Методсовета Министерства культуры Российской Федерации от 05.02.2004 основное здание Большого театра должно сохранить свое островное положение и привычный исторический облик. Серьезные объемные надстройки и пристройки к зданию исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Восстанавливается проезд по Копьевскому переулку между северным фасадом основного здания и Домом С.А. Хомякова. Главный вход в здание сохраняется через парадную колоннаду со стороны Театральной площади. Служебный вход находится во Вспомогательном корпусе.

До реконструкции площадь основного здания составляла 30.366 кв.м. После реконструкции она будет увеличена на 42 454 кв. м и составит 72.830 кв.м. В процессе реконструкции увеличена площадь служебного корпуса с 3992 кв.м. до 6705 кв.м. Здания театра будут соединяться четырьмя подземными коридорами, площадь которых составит 380 кв.м., для этого также будут реконструированы 100 кв.м вспомогательного и 100 кв. м инженерного корпусов.

Основное здание театра имеет габариты в плане:
- наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
- подземная часть 151,72х77,72 м, выстоа этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 - реставраторы. Контроль хода работ осуществляется на основе представляемых генеральным подрядчиком ежедневных отчетов о выполнении месячно-суточных графиков производства работ.

Это не заводской цех, это сцена Большого театра. Стена впереди разделяет сцену и зрительный зал. На этом месте потом будет смонтирован новый противопожарный занавес, который опускают после окончания спектакля.

Я это место у сцены сфотографировал нарочно - бригады монтировщиков были разделены на две стороны: левую и правую. Вот это место для нашей стороны, здесь мы стояли перед сменой декораций во время спектакля. Теперь здесь всё другое - даже стены новые.

Сценическое пространство сверху. Поверхность сцены это, примерно, середина общей высоты помещения - над сценой 20,5 метров, под ней - 24 метра. Раньше, я помню, под сценой умещались шесть этажей с различными конструкциями.

В сценической части театр будет оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты «Ковент Гарден» в Лондоне, «Гранд Опера» и «Опера Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе, театральный центр в Токио.

Колокола, которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх. Колокольный звон в «Борисе Годунове» и «Хованщине» пробирал до дрожи. Самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький - 8.7 кг.

За годы существования театра эта гипсовая лепнина в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах переделывалась многократно - композиции зачастую состоят из кусков самого разного времени.

Вместо старых скрипучих паркетных полов, уложенных в советское время, восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры.

Подземный репетиционно-концертный зал - одно из новых помещений театра. Он выходит за пределы основного здания и кончается там, где наверху сквер с фонтаном.

Белое фойе над входом в театр (16 на схеме вверху). Сюда в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке - роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала - с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.

Те детали, которые можно было восстановить и сохранить, оставлены на своих местах - как этот замок на двери.

Большой зал императорского фойе. Теперь он называется Бетховенским. В советское время здесь проходили партсобрания коллектива театра, здесь исключали из партии Галину Вишневскую. В дальнем конце зала, справа - дверь в ложу, которой пользовался Сталин. Как большой любитель оперы, он мог приехать в театр, чтобы послушать только одну, любимую, арию. В ложе была сооружена полукруглая бетонная стена, которая надежно укрывала вождя от зрителей в зале. В театре рассказывали о специальном стуле, на котором сидел невысокого роста Сталин - внизу была сделана приступка для ног, чтобы они не висели в воздухе.

Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах - это композиция растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России.

Уникальные панно за это время сильно пострадали - монограммы и гербы в советское время вырезали ножницами, ткань постоянно страдала во время ремонтов и покраски, а в 70-е годы было принято решение отдать панно в химчистку, что нанесло непоправимый урон структуре полотна.

Восстанавливали панно в течение трех лет буквально по нитям. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

Из архивных материалов известно, что лепные работы в интерьерах Большого императорского фойе выполнялись скульптурной мастерской М.Д. Кутырина. В сохранившемся договоре подряда имеется подробное описание этих работ:

«…в 2-х люнетах Императорского большого Царского фойе поставить лавровый фестон на поперечных стенах по овалу свода, отделить середину люнетов таким же фестоном и поставить лепные украшения на середину люнетов в виде картуша с инициалом их Императорских величеств, короною и орнаментами».

Хоровой зал тоже воссоздан таким, каким он был в 1856 году.

То, что ты находишься в зрительном зале Большого, становится понятно только тогда, когда поднимаешь голову и видишь знакомые фигуры на потолке. Здесь все в строительных лесах, идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость - большую хрустальную люстру.

Впервые увидел этих атлантов без покрытия. Они, оказывается, из папье-маше - этого требует акустика зала, который до перестройки в советское время, славился ей на весь мир.

С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия.

Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

Для того, чтобы проводить в зале Большого большие официальные мероприятия, в 20-е годы он был перестроен для увеличения зрительских мест. Вместе с этим было утрачено большое количество облицовки из резонансной ели, что привело к ухудшению качества звука. Сейчас всё восстанавливается по прежней схеме, разработанной Кавосом.

На лесах, установленных вдоль балконов ярусов идет кропотливая работа по золочению декора из папье-маше. На золотой слой, которым был покрыт декор, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время одной из прогулок по Риму пару лет назад я наблюдал, В Большом все происходит похоже - только мастера кроют декор по методу «золото на полимент» (полимент - это специальный грунт ручной работы из красной мелкодисперсной глины и белка). Такой вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши и разрезают специальным золотарным ножом на отдельные части.

При первом прикосновении золото прилипает к пальцам. Поэтому используется специальный инструмент - лампемзель (веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста). Перед тем как брать золото на лампемзель два-три раза проводят веером по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веер прикладывают к листу золота и переносят на то место, где должна быть позолота.

От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом несколько миллиметров. Листки золота тщательно «притыкают» беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.

Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом - хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.

Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыков, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата или сердолика в форме крючков) напоминает клык. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.

Вот так выглядит сейчас зрительный зал с верхнего яруса.

Пока меня водили по театру, специалисты готовились испытывать недавно отреставрированную и собранную заново Главную люстру, освещающую зрительный зал.

Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами - около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.

Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Когда в 2006 году началась реставрация люстры, из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей.

При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

В XIX веке люстра была газовой - в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.

Специалисты готовились к динамическим и весовым испытаниям различных элементов люстры.

Украшение фасада театра - квадрига Аполлона - тоже пострадала при взрыве бомбы в 1941 году. При обследовании в 2007 году на поверхностях скульптур были обнаружены многочисленные трещины, вмятины, заплаты из меди. Реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года сразу после установки здания театра на новый фундамент.

В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы приступили к работам по восстановлению скульптурной группы. Через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали (в т.ч. тот самый фиговый листок).

После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Обновленная квадрига покрыта несколькими слоями специального защитного состава.

Со знаменитыми колоннами фасада театра дело тоже обстояло весьма печально. Они сделаны из известняка и, чтобы защитить камень от влаги, их ставили на берестяные подкладки. Береста с течением времени истлела и влага из земли стала проникать в камень колонн.

От выступающей на поверхность соли стали появляться большие черные пятна (на старых фотографиях здания театра они хорошо видны). Реставраторам нужно было постараться привести камень в исходное состояние, обессолив его.

Очищать белый камень реставраторы начали еще с конца марта 2010 года. Для понижения солей на поверхность колонн накладывали специальные составы из целлюлозы и глины, оборачивая их на полторы – две недели пленкой - делали такие своеобразные компрессы. Контроль над состоянием известняка будет осуществляться теперь постоянно.

Были заново изготовлены и торшерные фонари, которые тоже сильно пострадали. Исследование, кстати, показало, что большая часть из них являлась неточными копиями оригинальных фонарей Кавоса.

Постараюсь держать вас в курсе происходящего в театре, который должен открыться поздней осенью этого года.

Огромное спасибо инвестиционной группе «Сумма-Капитал» и пресс-службе банка ВТБ за помощь в подготовке репортажа.

Фотографии: © drugoi