А уж от неба до земли качаясь. Афанасий Фет — Весенний дождь: Стих

Его называли певцом русской природы, музыкантом бесконечных полей, густых лесов и цветочных лугов. Он говорил о природе с легкой точностью и удивительным мастерством. Его вздору удавалось увидеть малейшие изменения в окружающем мире, не заметные многим людям. Этим человеком, способным разглядеть простое и величественное в нашем бренном мире, был русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет.

Легкая лирика и способность уловить хрупкость каждого мига наиболее ярко отображены в стихотворениях поэта о природе. Таковым, например, стало произведение «Весенний дождь», написанное в 1857 году. Его принято относить к циклу «Весна».

Автор создает картину дождя в весенний день, теплый и праздничный. Дождь возникает незаметно. Вокруг светло, блещет солнце, резвятся воробьи - ничто не предвещает плохой погоды. И вдруг тихая картина яркого, радостного весеннего дня прерывается - начинает идти дождь. Но несмотря на неожиданную перемену, вокруг продолжает царить ощущение теплоты и радости, наслаждения жизнью.

Дождь преображает природу, делает все вокруг чище и светлее: почувствовался аромат липы и свежесть листьев и травы, опушка леса заиграла другими красками. Возникает ощущение полупрозрачности тонов и особого преломления света, ощущение нежности.

Восприятие стихотворения переживает изменения от первой до последней строфы, которых здесь всего три. Первая из них - это рисунок дня, залитого яркими лучами солнца. Но уже начальное слово «ещё» намекает на переменчивость данного состояния природы. И вправду, все стремглав изменяется во второй строфе: начинается дождь. А третья строфа дает быструю характеристику происходящей действительности.

Интересно, что в стихотворении о дожде это самое слово «дождь» не употребляется. Фет подбирает к нему самые разнообразные метафоры, называя то «золотым дождем», то «завесой». Звучащие глаголы «брызнули» и «барабанит» помогают воссоздать звуковую картину происходящего: читатель ясно слышит громкие удары капель.

Стоит отметить и то, что в стихотворении об изменении картины природы не употреблены цветовые эпитеты. Их всех Фет мастерски замени глаголом «блещет». Эта устаревшая форма глагола как нельзя лучше наделяет каждую строку светом и переливами цвета.

Воробей «трепещет», когда купается в песке, а на него льются с неба потоки света. Почему Фет использовал именно такой возвышенный глагол? Может быть, он хотел сказать, что это трепетание чувств самого автора? В данном произведении природа и душа человека соединились в одно целое…

Все вокруг находится в ожидании некого чуда, в душах людей зародилась вера и надежда. К саду подходит «что-то». Наверняка этого «что-то» и ждет лирический герой стихотворения, и этим гостем становится весна, влекущая за собой перемены.

Стихотворение довольно простое по своему построению. Оно написано четырехстопным ямбом, который позволяет передать движение, создать ритм и ощущение резких перемен.
Звуковая сторона произведения позволяет передать порывистость погоды: аллитерация буквально позволяет услышать, как стучат падающие капли по стеклу.

Образ весны в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь»

В этом стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет изображает приближение весеннего дождя. Всего лишь в нескольких строчках поэт смог показать изменение в природе, передать весеннее настроение.

Образ весеннего дождя - это поэтический образ. Как в природе после весеннего дождя, так и в душе человека происходит обновление.

В стихотворении Фет описывает только начало дож­дя, не употребляя при этом даже слово «дождь».

Приближение дождя, смену погоды Фету помога­ют передать такие глаголы, как «движется», «брызну­ли», «подошло», «барабанит».

В своём стихотворении поэт нарисовал привычную картину: в тёплый весенний вечер начинается дождь. Но даже в таком «обычном» природном явлении он нашёл столько красоты и неповторимости! Он видит эту красоту повсюду: и прямо за окном, и вдалеке, на опушке леса. Фет показывает нам, что всё в при­роде едино, взаимосвязано: воробей купается в пес­ке, словно предвещая дождь.

Поэт прислушивается к звукам:

Две капли брызнули в стекло…

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Он чувствует запахи весны: «…душистым мёдом тянет». Фет передаёт даже цвет: весенний луч солнца блещет, пробиваясь из-за облаков, отражаясь в кап­лях дождя «золотой пылью». Поэт показывает нам уви­денное явление как бы с разных сторон: «от неба до земли», от окна до опушки. Он изображает то целую «завесу», «золотую пыль» дождя, то всего лишь его «две капли». Чуть ли не в каждой строчке стихотворе­ния у Фета появляется новая весенняя зарисовка:

…И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…

Вся природа словно находится в состоянии нетер­пеливого ожидания. И вот:

…что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Мы понимаем, что это «что-то» и есть дождь. Фет так заканчивает своё стихотворение, не описывая сам дождь. Поэт хотел показать нам состояние природы перед дождём, его ожидание и то невероятное чувство, которое испытывает человек, смотрящий в окно. Это чувство весеннего пробуждения, света, радости, вос­хищения, жизни.

Описывая природу, Фет подмечает все мельчайшие подробности, оттенки. Он очень точно подбирает эпи­теты: «золотая пыль», «душистый мёд», «свежие ли­стья». Вместе со строчками этого стихотворения в серд­ца читателей врывается ощущение весеннего дождя, его запаха и шума, ну и, конечно же, самой весны!

«Весенний дождь» Афанасий Фет

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь» , созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой . Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть . Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Афанасий Афанасьевич Фет

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь» , созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой . Поэтому когда незваный гость-дождь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть . Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.