90 лет актрисе вере васильевой. Вера Васильева: биография, личная жизнь

Среди них — Лиза в постановке "Лев Гурыч Синичкин" Алексея Бонди по Дмитрию Ленскому (1948), Ольга в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова (1950), Ин-Ин в "Пролитой чаше" Ван Ши Фу (1952), Королева в "Волшебных кольцах Альманзора" Тамары Габбе (1959), Вышневская в "Доходном месте" Александра Островского (1967), графиня Альмавива в "Безумном дне, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1968), Агнесса Павловна в "Восемнадцатом верблюде" Самуила Алешина (1983), Анна Австрийская в "Молодости Людовика XIV" Александра Дюма (1992), Эстер в "Священные чудовища" Жана Кокто (1996), Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи (2012).

В текущем репертуаре театра актриса занята в спектаклях "Роковое влечение" (Ирма Гарленд), "Таланты и поклонники" (Домна Пантелеевна), "Мольер" (Мадлена), "Орнифль" (Графиня).

Всенародную известность артистке принес кинематограф . В кино она дебютировала еще студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина "Близнецы" (1945), а следующая роль Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) сделала Васильеву знаменитостью. За эту работу актриса была удостоена Сталинской премии.

Фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. Среди фильмов с ее участием можно особо отметить сверхпопулярную "Свадьбу с приданым" (1953), где партнером актрисы был Владимир Ушаков, который впоследствии стал ее мужем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«В 14 лет я чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой. взяла бритву и дважды порезала себе вену», - рассказала «АиФ» народная артистка СССР Вера Васильева .

Шрам на память

В нашей семье никто никогда к театру не имел отношения. Папа работал шофёром, мама занималась хозяйством. Мы жили очень бедно, всемером в одной комнате в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Мама с папой, три сестры, брат и я. Но однажды Анна Юльевна, соседка по нашей коммунальной квартире, повела меня на дневной спектакль оперы «Царская невеста». И я, 8-летняя девочка, увидела эту красоту - бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…

В 10 лет я уже распевала арии, услышанные по радио. За это во дворе меня прозвали Шаляпиным. О том, что был такой певец, я не знала, а думала, что дразнят меня из-за шляпы, с которой я не расставалась. Хорошо помню, как хор нашего Дома пионеров выступал в Большом театре (говорили, в зале сидел сам Сталин ).

Мы с моей подружкой Катей Розовской (дружим с ней до сих пор, страшно подумать, сколько лет!) вместе мечтали о сцене. Планы строили - один безумнее другого. Мечтали убежать из дома и поступить в какой-нибудь провинциальный театр хоть кем-нибудь, а там - какой-то неожиданный случай, дебют, как у Ермоловой , и начнётся театральная жизнь, полная приключений...

В результате я стала артисткой, Катя - театроведом. Теперь у неё уже внук, у меня - только Театр. Только рождённые мною роли. Но это не так уж мало.

Какая я была тогда? Тихая, мечтательная, очень романтичная. В 14 лет чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой, чем жить и постепенно разочаровываться в жизни. Взяла бритву и дважды порезала себе вену, потом опустила руку в тёплый таз в надежде, что тихо, красиво умру. К счастью, вовремя опомнилась. Но в память об этой детской глупости у меня на левой руке в сгибе локтя остались две белые чёрточки.

Пырьев и чулки

В том, что мне, третьекурс-нице театрального училища, выпал такой счастливый лотерейный билет, как картина «Сказание о земле Сибирской», никакой особой моей заслуги нет. Думаю, большую роль сыграла моя тогдашняя внешность. Я была полненькая, розовощёкая. Мою добродушную рожицу заприметили ассистентки Пырьева . Подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я так хотела, что мы всей семьёй всю ночь не сомкнули глаз - всё думали-гадали, во что меня одеть перед просмотром. В итоге на «Мосфильм» я явилась в сестрином платье из синего шёлка, перетянутая широким поя-сом, накрашенная и с невообразимо взбитыми кудрями. Пырьев, не сказав ни слова, отправил меня к гримёрам. Меня первым делом расчесали. Взглянула на себя в зеркало и ужаснулась: глазёнки маленькие, как поросёнок упитанная, косички тонкие. Никогда в кино не возьмут! А оказалось, именно это и надо было. Одели в костюм героини - Насти Гусенковой. Снова привели к Ивану Александровичу. Он так пристально на меня посмотрел и скомандовал: «Принесите два простых чулка». Принесли. Пырьев их взял, скатал в два комка. И, ни капли не стесняясь, сунул в моё декольте по чулку в те места, где должна быть пышная грудь. «Ну, теперь всё в порядке! А то не поймёшь ничего». Я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники. Такой утвердили сразу. Помню, когда уже шли съёмки, Пырьев частенько напоминал: «Васильевой всё подложили? Тогда можем начинать!»

«Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Кадр из фильма

Триумф картины «Сказание о земле Сибирской» в 1948 г. я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию. Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» На что ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня мгновенно включили в списки.

Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Хотя всегда считала, что и награда, и огромная слава свалились на мою молодую неопытную голову не совсем заслуженно. Просто попала в хорошие руки режиссёра. Кстати, судя по всему, именно так считал и сам Пырьев. Однажды он мне прямо сказал: «Пора тебе меня отблагодарить». И назначил встречу в гостинице «Москва». Я, ничего не подозревая, пошла. Помню, Иван Александрович сидит на стуле и говорит: «Ну? Будешь меня благодарить?» Я отвечаю: «Огромное вам спасибо!» А он: «Не так благодарят! Иди сюда!» И стал приставать…

С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» «Ну и наплевать», - подумала я. Слово своё - не снимать меня - он сдержал. Но я на Ивана Александровича не в обиде, давно всё простила. Ведь, как ни крути, Пырьев подарил мне не только роль - жизнь. Если бы не встреча с ним, меня бы, возможно, отправили по окончании института куда-нибудь к чёрту на кулички. А так… Меня сразу же пригласили в Театр сатиры на главную роль - Лизочки Синичкиной в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Представляете?!

Актриса Московского Театра Сатиры Вера Васильева в артистической комнате. 1956 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

901-я свадьба

Спектакль «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1950 года, с одной стороны, подарил мне самую большую любовь в моей жизни, с другой - дал мне партнёра по сцене и любящего мужа, с которым мы счастливо прожили 54 года.

Постановщиком был молодой талантливый режиссёр Борис Иванович Равенских . О нашем с ним романе в театре узнали почти сразу, да я и не умела скрывать. Почти семь лет я жила с полной готовностью отдать ему, если надо, свою жизнь. Но он был женат на актрисе Лилии Гриценко .

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских, 1975 год. Фото: РИА Новости / И. Зотин

Успех «Свадьбы с приданым» был феноменальный! Спектакль прошёл 900 раз, был удостоен Сталинской премии, экранизирован. Володя Ушаков был моим «женихом Максимом» и на сцене, и в кино. Я видела, что его чувства ко мне давно вышли за пределы сцены, экрана, но ничего не могла с собой поделать. Тем временем Бориса Ивановича позвали возглавить Малый театр… И все эти годы я жила верующей затворницей с надеждой, что он освободится наконец и поймёт, нужна ли я ему в жизни. Мучилась страшно, но не смела ни разу напомнить о своей любви. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы нашей коммунальной квартиры крепко спали, раздавался телефонный звонок, и я босиком бежала по коридору. Шёпотом, дрожа от холода, отвечала на насмешливый вопрос: «Не спишь? Ждёшь?» - «Да, жду...» Он чувствовал свою вину, раздражался на меня за то, что я оставалась терпеливой и верной.

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год

Последней каплей стала премьера его спектакля в Малом театре 4 декабря 1956 года, на который Борис Иванович мне приходить запретил. Я не пошла. Лежала в своей келье в полной темноте, спать не могла. Как же мне было больно и одиноко в ту ночь... Утром мне позвонил Володя Ушаков и, точно чувствуя, что я на краю гибели, спросил, как спрашивал уже много раз, когда же я соглашусь быть его женой. И тогда я ответила: «Я согласна». Володя тут же счастливый примчался на машине, заваленной цветами… Я утопала в цветах. Потом мы поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где кроме Володи жили Анатолий Папанов со своей женой Надей Каратаевой , Татьяна Ивановна Пельтцер и другие, и он всем объявил новость о нашей свадьбе. Хотя свадьбы как таковой не было. Помню, Толя Папанов принёс пол-литра, другие вынесли еду на кухню - что у кого было. А в загсе мы расписались лет через семь. Никаких платьев и колец не было - просто зашли, поставили подписи.

Зато все 54 года было абсолютно идеальное существование. Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, что я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева (справа) в роли графини в спектакле «Женитьба Фигаро». Театр Сатиры, 1977 год Фото: РИА Новости / Виталий Арутюнов

Сходила «на сторону»

Я бы не сказала, что с кем-то в театре у меня были близкие отношения. Но очень хорошие - со многими. Толя Папанов относился ко мне очень нежно, как-то особенно произносил моё имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком иногда говорил: «Милый мой, маленький!» Я считала его потрясающим артистом. А вот с Андрюшей Мироновым мы, пожалуй, общались по-ближе. Он хорошо очень относился к моему мужу, и Володя его обожал. В театре они гримировались в одной комнате. Андрюша с ним всегда откровенничал, даже рассказывал о своих романах. Через него мы подружились с его родителями - Марией Владимировной Мироновой и Александром Семёновичем Менакером . Их смерть, как и потом столь ранний уход Андрея, стали для нас безумной трагедией. Мой муж просто в голос плакал…

Мне очень дороги мои удачные роли в Театре сатиры - графиня Альмавива, Ольга в «Свадьбе с приданым», Анна Андреевна в «Ревизоре», воительница в пьесе Лескова. Но было время, когда в родном театре я долго ничего интересного не играла, очень страдала от этого. И единственный раз в жизни рискнула попросить роль. Тогда после конфликта из нашего театра ушла Таня Васильева , репетировавшая Раневскую в «Вишнёвом саде». Я пришла к Валентину Плучеку и сказала, что мечтаю об этой роли. Он посмотрел как на идиотку: «Ну что ты, Вера! Оля Аросева хочет играть, Нина Архипова … Я лучше молодую возьму!» Я тогда очень сильно переживала: наверное, как акт-риса не нравлюсь ему, он считает, что у меня нет породы, темперамента или греха, который так необходим для Раневской... Спустя годы, когда он тяжело заболел и уже не работал, я приехала его навестить, а Валентин Николаевич вдруг сказал: «Вера, я очень перед тобой виноват и этим сильно мучаюсь. Прости!»

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год. Фото: РИА Новости / Рыбаков

А Раневскую я всё-таки сыграла, хоть и «на стороне» - в Тверском академическом театре драмы. Затем с радостью и наслаждением ездила в Орёл играть Кручинину в «Без вины виноватые», играла в спектаклях «Блажь» - в Новом драматическом в Москве и «Странная миссис Сэвидж» - в Театре кукол Образцова. Эти работы меня спасли, поскольку сбылось то, о чём я мечтала с юности, ради чего пришла в профессию. Иначе просто бы считала, что мне не хватило таланта, не хватило судьбы.

В 2015 году, перед своим (страшно сказать!) 90-летием, я и вовсе получила сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Сыграла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом. Можно сказать, что это в какой-то степени про меня - ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста.

А какие мои секреты? В том-то и дело, что никаких. Зарядку никогда не делала - терпеть этого не могу. С детства абсолютно неспортивная. Диет у меня никаких нет. Но не позволяю себе поправляться - держусь в одном весе всю жизнь. Тем не менее я ем всё. После спектакля, а это практически на ночь, люблю побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Слежу за осанкой, именно осанка выдаёт возраст. Возможно, вы удивитесь, я и про лекарства ничегошеньки не знаю. И слава богу! Думаю, самое главное, что меня держит в форме, - это театр, мои роли, любовь зрителей. До сих пор на улице узнают. Иногда иду - и вдруг: «Ой, здравствуйте! Вы Вера Васильева?» - «Да». - «Будьте здоровы! Счастья вам!» Это очень приятно. У меня в общем-то всё сложилось: профессия, о которой мечтала, у меня был замечательный любящий муж, а в конце жизни появилась крёстная дочь Дашенька, которая обо мне так трогательно заботится, что не каждая родная дочь о своей матери так будет. Мне 90 лет, и я счастлива абсолютно. О чём я мечтаю? Во-первых, чтобы я очень много видела интересного. Но больше всего всё-таки я мечтаю о хорошей роли. И у меня на примете уже есть кое-что любопытное. О любви!

Народная артистка СССР Вера Васильева в день 90-летия сыграла главную роль в спектакле Роковое влечение на сцене Московского театра сатиры.

"Роль большая и трудная, - цитирует актрису ТАСС. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости" .

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. В начале Великой Отечественной войны пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. В 1943 году поступила в Московское городское театральное училище.

В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году - в эпизодической роли в комедии “Близнецы ” , а следующая - роль в фильме И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) - принесла ей популярность.

В 1948 году Васильева стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь.. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях - “Ревизор ” , "Безумный день, или Женитьба Фигаро" , “Пролитая чаша ” , "Где эта улица, где этот дом" , “12 стульев ” , Обыкновенное чудо , “Орнифль ” и многих других.

Наиболее известные картины с ее участием - "Чук и Гек" (1953), "Похождения зубного врача" (1965), "Следствие ведут Знатоки" (1972), “Карнавал ” (1981), "Приказано взять живым" (1983), "Выйти замуж за капитана" (1985), "Вино из одуванчиков" (1997), "Все смешалось в доме" (2006), “Сваха ” (2007), "Пока цветет папоротник" (2012), “Деревенщина ” (2014) и другие.

Вера Васильева - Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии Хрустальная Турандот и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" IV и III степени, награждена призом "За честь и достоинство" Национальной театральной премии Золотая маска и другими наградами.

/ среда, 30 сентября 2015 года /

темы: Культура

Роль графини в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро" , спектакле, созданном Валентином Плучеком в 1969 году - самая яркая в биографии Васильевой. Вместе с ней комедию Бомарше разыгрывали Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Нина Корниенко. Такой блестящий состав возник не сразу. Перешедший в Театр сатиры Валентин Гафт начинал репетировать роль графа Альмавивы, Розиной могла стать Екатерина Градова - предложение войти в труппу театра ей сделали сразу же после окончания института, но не сложилось. В результате Розиной стала Вера Васильева, которой в то время было 44 года.
Сценограф Валерий Левенталь создал для спектакля изящные декорации, Вячеслав Зайцев - костюмы в классическом стиле, довершала атмосферу музыка Моцарта. После разлада Гафта с Плучеком в театре появился Александр Ширвиндт. Чуть флегматичный, чуть отстраненный, барственный, по-своему обаятельный Альмавива идеально вошел в актерский ансамбль спектакля.
Главные кинороли Васильевой пришлись на начало ее артистической карьеры: она сыграла в 1947 году в фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", в 1953-м - в "Свадьба с приданым" режиссеров Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских.
Сегодня, в день своего рождения, актриса вновь поднимется на сцену родного театра, в котором она служит с 1948 года, чтобы встретиться с публикой и подарить своим поклонникам незабываемые эмоции.

Сегодня народной артистке СССР, легенде Московского театра сатиры Вере Васильевой исполняется 90 лет. Актрису, над которой, кажется, не властно время, миллионы зрителей полюбили еще в начале 50-х, после выхода на экраны фильмов "Сказание о земле Сибирской" и "Свадьба с приданым". Затем были десятки других ярких ролей в кино и, конечно, в театре, служение которому она считает главным в своей жизни.
Вера Васильева, народная артистка СССР: "Тонкость чувств, которая, в общем, сейчас как бы не ценится, но мне кажется, что это необходимо, потому что в нашей быстроте мы не успеваем почувствовать друг друга до конца, а ведь на самом деле все не так примитивно и быстро. Все должно рождаться от каких-то полутонов, полувзглядов, полуинтонаций. И от этого растет что-то очень такое поэтическое в душе. В общем, я старомодный, наверное, человек" .
Вера Васильева никогда не скрывала своего возраста, она считает, что 90 - не повод для уныния и подведения итогов. И сегодня, как обычно, она выйдет на сцену своего родного Театра сатиры в премьерном спектакле Роковое влечение , чтобы вновь всех радовать, удивлять и восхищать.


МОСКВА, 30 сентября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/.Народная артистка СССР Вера Васильева, которой 30 сентября исполняется 90 лет, в свой юбилей сыграет главную роль в спектакле "Роковое влечение" на сцене родного Московского театра сатиры.

"Роль большая и трудная, - говорит именинница. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости".

Творческая жизнь Веры Васильевой началась не на сцене, а на экране. Еще студенткой театрального училища она снялась в картине Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", получила Сталинскую премию и прославилась на всю страну.

"Поначалу я не была представлена к награде, - вспоминает актриса. - Однако Сталин, который всегда смотрел все фильмы, будто бы спросил: "Где нашли эту прелесть?" Ему ответили, что Васильева всего лишь студентка третьего курса. А он, якобы, сказал: "Она хорошо сыграла, надо и ей премию дать". Меня мгновенно включили в списки, и я оказалась в числе лауреатов. Не знаю, насколько это правда, но мне так рассказывали", - заметила актриса.

Вскоре она сыграла главную героиню в "Свадьбе с приданым", и вновь была удостоена Сталинской премии. Так в 25 лет Вера Васильева имела уже две правительственные награды.

В дальнейшем в кино она практически не снималась, зато в театр после окончания училища пришла уже известной актрисой. В Московский театр сатиры Вера Васильева поступила 27 марта 1948 года и была зачислена в труппу на должность актрисы 2-й категории.

"Впрочем, сатиру я никогда не любила и даже не понимала ее, - неожиданно заявляет Васильева. - Я была полна сентиментальных романов и мечтала о Ларисе из "Бесприданницы". Руководивший тогда Театром сатиры Валентин Плучек, видимо, почувствовал нерасположенность молодой актрисы к сатирическому жанру и не слишком загружал ее работой.

Тем не менее за 67 лет, что Вера Васильева служит в театре, на ее счету скопилось несколько десятков ролей, многие из которых вошли в историю отечественного искусства. Это и Ольга из "Свадьбы с приданым" (спектакль показан около 1 тыс.раз), и графиня Розина в "Женитьбе Фигаро", и Вышневская в "Доходном месте", и Анна Андреевна в "Ревизоре", и Домна Платоновна в "Воительнице".

Однако случались времена в жизни актрисы, когда она годами не получала ролей в своем театре и играла в провинции. "Десять лет играла Раневскую в Твери, двенадцать - "Без вины виноватые" в Орле, - перечислила Вера Кузьминична. - А еще была "Блажь" - в Новом драматическом театре в Москве и "Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол Образцова. Только это меня и питало по-настоящему".

Сейчас, несмотря на почтенный возраст, Васильева счастлива, что востребована. "Жить хочется в любом возрасте, - говорит актриса, - и мечтать о новых ролях тоже".

Народная артистка СССР Вера Васильева, похоже, знает секрет долголетия.

Она и сегодня играет не меньше, чем в молодости, не пьёт лекарств и радуется жизни. В этом году актрисе исполнится 90-лет. В интервью Вера Кузьминична вспомнила самые яркие моменты своего творческого пути, познакомила со своей крестницей.

- Вера Кузьминична, в этом году вы отмечаете юбилей. В Театре сатиры уже готовятся к событию?

Да. В сентябре мне будет 90 лет, и в связи с этим в театре поставили спектакль «Роковое влечение» со мной в главной роли. На днях состоялась премьера, я очень сильно волновалась! Вы знаете, я никогда в жизни не была так занята, как сейчас. Я счастлива, что много работаю. Каждая моя роль мне очень нравится. Это такое редкое счастье в актёрской судьбе. 90 лет - ещё не повод думать о возрасте.

Я живу своей профессией. Она даёт мне эмоции. Душа не засыпает, а остаётся молодой. А к такой душе подтягивается всё остальное. Мне очень не хочется, чтобы на меня смотрели с печалью и говорили: «Ой, какая была и какая стала». Мне хочется ради зрителей оставлять ощущение, что старость не так уж и страшна. Если бы я была в забвении, то, наверное, опустила бы руки. Но мои зрители и их любовь дают мне силы.

- Свободное от театра время как предпочитаете проводить?

Я отдыхаю только тогда, когда у меня отпуск. Приходится куда-то деваться. В июле я поеду на море в Хорватию. Там я уже отдыхала, мне очень понравилось. Я поеду вместе со своей крестницей Дашей. Рада, что буду не одна, а в хорошей компании. Правда, я отпуск не люблю - два месяца летнего отдыха для меня мучение. Я люблю работать.

- Расскажите о вашей крестнице Дарье.

Я познакомилась с Дашей, когда не стало моего мужа. Даша стала поддерживать меня, заботиться обо мне. Когда у Даши не стало матери, я стала её крёстной. Даша старается, чтобы её отпуск совпадал с моим. Я с удовольствием провожу время с ней и её маленькой дочкой. Они для меня как дочь и внучка. Это большое счастье! Даша - замечательный человек, она очень умная, добрая, прекрасно воспитанная девушка.

- Вера Кузьминична, можете вспомнить самые яркие моменты в вашей карьере?

Жизнь очень большая. Самыми яркими моментами для меня стали те роли, которые я очень люблю. Вы знаете, в моей семье никто не был связан с театром. Отец был шофёром, а мама вела хозяйство. Мы жили небогато. У меня были три сестры и брат. Первый раз я попала в театр в 8 лет. Моя соседка по коммунальной квартире повела меня в оперный театр, и была настолько потрясена красотой, что кроме как быть артисткой ни о чём не захотела мечтать. Мне очень нравилось посещать и театр, и оперу. Музыка и красота пленили меня. Я стала ходить в театральную библиотеку, в драмкружок, пела в хоре, изучала биографии актёров. Всё моё детство было направлено на театр.

Вы дважды становились лауреатом Сталинской премии. Каковы были ваши ощущения, ведь вы стали самой молодой лауреаткой?

Я понимала всю ответственность, и поэтому не столько радовалась, сколько пугалась. Я думала, что не смогу быть на том уровне, который мне неожиданно выпал в жизни. Я училась на третьем курсе, когда получила премию.

- Правда ли то, что в список вас включил лично Иосиф Сталин?

Я не знаю, правда ли это, но так мне говорили лица, которые якобы знали. Они рассказали, что якобы Иосиф Виссарионович заметил меня в кинокартине.

- Вера Кузьминична, ваше мнение о современном кинематографе.

Больше люблю театр, нежели кинематограф. Поэтому многие из современных кинокартин я забываю. Театр для меня - главное. Я и телевизор почти не смотрю. Включаю только канал «Культура», люблю глубокие философские передачи. Из последних киноновинок смотрела «А зори здесь тихие». Многое понравилось, но были моменты, которые я не приняла.

- Кого из нынешних актёров могли бы выделить?

Это замечательный Женя Миронов, Чулпан Хаматова. Они большие артисты. Хабенский - прекрасный. Их на самом деле много, просто я не успеваю смотреть современные фильмы и постановки.

- Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые только начинают строить свою карьеру в театре?

Главное - терпеть. У меня, например, очень терпеливый характер. Жизнь не всегда была сладкая, помню, как горевала от того, что не было ролей, но я терпела, ждала и надеялась, я играла и в провинции. Главное, работать и быть готовым к любому неожиданному предложению. Везение тоже играет большую роль. Один-единственный шанс может перевернуть всю судьбу. Обидно, когда человек, талантливый, никому не нужен.

- В вашей карьере вы часто сталкивались с везением?

Любое предложение, которое было мне сделано, это был случай. По крайней мере, в начале пути, уже потом это была работа репутации.

Досье

Васильева Вера Кузьминична

Образование: Московское городское театральное училище.

Семья: муж - актёр Владимир Ушаков (01.06.1920 - 17.07.2011). Детей нет.

Карьера: фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. В Театре сатиры сыграла свыше 60 ролей. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).