Зураб соткилава биография личная. Волшебный голос зураба соткилавы

Награжден главным призом фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария, 1968)
Награжден орденом «Знак Почета» (1971)
Награжден орденом Трудового Красного знамени (1976)
Почетный член Болонской академии музыки (Италия), избран «за блестящую трактовку произведений Верди»
Награжден орденом Чести Республики Грузия (1997)
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Родился в г. Сухуми (Абхазия, Грузия). В 1960 г. окончил Тбилисский политехнический институт, в 1965 г. — Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе), в 1972 г. — аспирантуру при Тбилисской консерватории.Стажировался в театре «Ла Скала» (руководители — Д. Барра и З. Пьяцца, 1966-1968), где подготовил партии Герцога в опере «Риголетто» Дж. Верди, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе, Турриды в опере «Сельская честь» П. Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1970 г. Е. Образцова и З. Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на очень сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании. Критики отмечали, что З. Соткилава — один из лучших оперных певцов «с блестящим по тембру голосом, прекрасной техникой, большой музыкальностью и экспрессией», что его голос и пение можно сравнить с голосом Марио дель Монако или ди Стефано в их лучшие годы. За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала З. Соткилаву своим почетным членом.

Педагогическая деятельность:

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской консерватории, с 1987 г. — профессор кафедры сольного пения. В 2002 г. возобновил преподавательскую работу в Московской консерватории. Среди учеников — В. Богачев, В. Редькин, А. Федин и другие.

Певец (лирико-драматический тенор)
Заслуженный артист Грузинской ССР (Грузии) (1970)
Народный артист Грузинской ССР (1973)
Народный артист СССР (1979)

Лауреат Международного конкурса вокалистов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (I премия, 1968)
Лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, II премия)
Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, I премия и Гран-при)
Лауреат государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983)
Лауреат государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели (1998)

Участие в жюри конкурсов:

Председатель жюри в номинации «вокальное искусство» Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1994). Председатель жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа, 2000).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1965-1974 гг. З. Соткилава — солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. В 1973 г. дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), с 1974 г. — приглашен в оперную труппу. В Большом театре он исполнил партии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского); Абесалом («Абесалом и Этери» З. Палиашвили); Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини); Манрико («Трубадур» Дж. Верди); Радамес («Аида» Дж. Верди); Отелло («Отелло» Дж. Верди); Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди); Хозе («Кармен» Ж. Бизе); Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили).

В 1995 г. участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Д. Шостаковича (дирижер-постановщик М. Ростропович, режиссер-постановщик Б. Покровский), исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в последней постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 г. (дирижер-постановщик А. Ведерников, режиссер-постановщик Ю. Александров).

На сцене Большого театра певец выступал с В. Атлантовым, Е. Нестеренко, Т. Милашкиной, И. Архиповой, М. Касрашвили, Е. Образцовой и другими выдающимися артистами. Много гастролирует за рубежом. Особенно часто выступал в Италии. Репертуар (в Большом театре):

  • Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
  • Радамес («Аида» Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первый исполнитель
  • Отелло («Отелло» Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) — первый исполнитель в Большом театре
  • Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Измаил («Набукко» Дж. Верди)

Дискография

Фирмой «Sony» выпущены диски: «Итальянская классическая музыка» и «Русская классическая музыка».

Когда слышишь глубокий, могучий, заполняющий собой любой зал голос Зураба Соткилавы, то не верится, что знаменитый тенор, лауреат множества премий мечтал когда-то стать звездой… футбола, и лишь благодаря стечению обстоятельств мир получил вместо великого футболиста великого певца. Как же такое могло произойти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, вспомнить всю жизнь Зураба Лаврентьевича, начиная с того мартовского дня 1937-го года, когда директор школы Лаврентий Соткилава стал самым счастливым человеком на Земле: еще бы, ведь у него родился сын.

Детство в тени войны

Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.

А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?

Футбол? Футбол. Футбол!

После Победы и возвращения отца на смену тревогам пришли обычные мальчишеские радости, главной среди которых был футбол. Дни напролет Зураб гонял по огромной поляне самодельный мяч, сделанный из корней травы. В 12 лет юного игрока заметили тренеры – и спортивная карьера стремительно шла в гору: в 16 лет он уже крайний защитник сухумского «Динамо», а в 1958 г. его зачисляют в основной состав тбилисского «Динамо». Параллельно Зураб учится в политехническом, но никто, и прежде всего он сам, не сомневается, что его будущее – спорт.


А потом был роковой матч в Югославии и полученный на нем перелом. Тогда Зураб смог преодолеть последствия травмы и вернуться в команду. Но новая травма – на этот раз на соревнованиях в Чехословакии – не оставляет никаких шансов. Из футбола пришлось уйти. И нужно было искать новое призвание, новую цель.

Начало

В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории. Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.


10 июля 1960-го г. он защитил диплом в политехническом институте, а 12-го пошел на вступительный экзамен в консерваторию.

Любовь

В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.


И тогда Элисо подошла сама.
…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

Слава

Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира — в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 г. к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».

С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.

Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников… Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.

Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.

— Заниматься музыкой меня заставила мама. Причем очень жестоким способом. Можно сказать, насильно. Классическую музыку она обожала, сама так же, как и бабушка, великолепно пела и играла на гитаре, мечтала приобщить и меня к этому искусству. Но я категорически отказывался идти в музыкальную школу, во мне сидело

непоколебимое убеждение: музы­канты-мужчины - это какие-то уродцы, в них от природы заложено что-то ненормальное. Другое дело футболисты - вот это настоящие мужики! И когда преподаватели музыки говорили: «Ты обязан продолжать учиться, в пении тебя ждет большое будущее», я смеялся: «Какая ерунда! Я буду заниматься только одним делом - играть в футбол». И хотя судьба распорядилась не совсем так, все же каким-то непостижимым образом футбол играл решающую роль практически во всех делах, которыми я занимался. Включая, кстати, музыку…

В Сухуми, где мы жили, перед нашим домом была огромная поляна, и на ней мы с парнями все лето гоняли мяч. Тренерам не надо было даже напрягаться, чтобы найти перспективных спортсменов. Они просто приходили туда, наблюдали за нашей игрой и показывали пальцем: «Ты будешь играть за спортивную школу, а ты - за сборную Сухуми…» Вот так же, когда мне было лет двенадцать, подошли ко мне. И через два года я был членом юношеской сборной Абхазии, а вскоре уже играл на первенстве . А в 19 лет был переведен в основной состав тбилисского «Динамо». До сих пор из всех достижений своей жизни больше всего горжусь тем, что в 1956 году, когда я был капитаном молодежной сборной Грузии, мы стали чемпионами Советс­кого Союза.


В музыкальное училище мама затащила меня в 13 лет. Поскольку в классе фортепиано дети начинали заниматься с шестилетнего возраста, ей предложили отдать меня на ви­олончель. Она с радостью согласилась, но я отказался наотрез: «Ни за что не буду таскать этот гроб». Тогда мамин знакомый, завкафедрой по вокалу, сказал: «Давайте я возьму его к себе в класс. Будет ходить на общее фортепиано, так и научится на нем играть». Мать готова была на любой вариант. Повстречав этого педагога через полгода, она поинтересовалась: «Ну, как мой сын занимается?» На что он честно ответил: «Ксения Виссарионовна, вы не огорчайтесь, но я видел Зурико всего один раз — больше он не появлялся». Мама не огорчилась. Она разозлилась, да как!

Я тогда уже играл за сборную Абхазии. И нам как раз выдали потрясающие венгерские бутсы, что для меня было великим счастьем. Я так дорожил ими, так берег! Хранил под подушкой. А когда они попадали под дождь, мыл их, чистил, после чего непременно смазывал сливочным маслом - не ел его, втихаря прятал специально для этой цели. И вот в тот злополучный день, придя из школы, я увидел, что мои заветные бутсы изрублены топором. Так моя мать выразила свой гнев, отомстила мне. Впервые в жизни я плакал так горько. Мне казалось, что большего горя вообще быть не может. (С горькой усмешкой.) Оказалось, может. Второй раз столь же безутешно я рыдал, когда не стало мамы.


Она не застала моего успеха, успела посмотреть всего один мой спектакль, да и то тот, который я провалил. Я тогда при­ехал после стажировки из Италии, и у меня в Тбилиси должен был состояться дебют - в опере «Риголетто». В это время отмечалось 50-летие Грузии, и я должен был присутствовать на параде в честь юбилея - меня пригласили стоять на трибуне вместе с руководителями республики. Поскольку было очень морозно, я сильно простудился, началось воспаление легких. Но не отменять же спектакль! Два акта я спел вроде ничего. А потом температура поднялась, горло перехватило, короче, случился провал. По окончании все знакомые старались избегать встречи со мной, а если все-таки встречали, стыдливо прятали глаза, торопясь быстрее исчезнуть. И только одна мама сказала: «Сынок, все равно ты лучше всех!»

В другой раз, это было в декабре 1973 года, меня позвали в спеть «Кармен». И я сказал: «Мам, ты обязательно поедешь со мной». Она была счастлива, специально для этой поездки сшила себе красивое платье. Но жизнь распорядилась иначе. Кровоизлияние в мозг и… все. Мамы не стало. В этом платье я ее и похоронил. Молодая совсем была - всего 50 лет. Работала врачом-рентгенологом. А отец, Лаврентий Гутуевич, сначала преподавал историю и был директором школы, а во время войны по призыву служил в войсках МВД, где и остался до пенсии. Потом занимал должность директора сухумской гостиницы. Пережил маму ровно на год. Очень мучился, когда остался один, сердце не выдержало разлуки. Так что папа тоже не застал моего оперного взлета. Но так же, как и мама, совершенно искренне считал, что я лучше всех.


И еще один человек был в этом непоколебимо убежден — Николай Николаевич Озеров, наш знаменитый, неповторимый спортивный комментатор. Он не пропустил ни одного моего спектакля, сидел обычно в первом ряду или в ложе директора и, как бы я ни пел, неизменно повторял: «Зураб лучше всех!» Наша с ним дружба длилась всю жизнь, вплоть до его смерти. Очень часто мы вместе ходили на футбол. При этом болели за разные команды: он — за московский «Спартак», я — за тбилисское «Динамо». Бывало, мой спектакль совпадал с каким-нибудь важным матчем, но Озеров всегда отдавал предпочтение опере. Естественно, нас обоих интересовал результат, и тот, кто первым его узнавал, тут же показывал другому знаками.

Как-то я пел в Большом театре, а в этот вечер в Тбилиси играли наши с Озеровым команды-фавориты. Я попросил суфлера: «Умоляю, узнай, что там делается на стадионе, и расскажи мне». Он сбегал, вернулся и показал мне, что тбилисцы ведут в счете. Я так обрадовался! И тут же, исполняя свою партию в дуэте с Леной Образцовой, изменил выверенную до миллиметра мизансцену и неожиданно для партнерши направился в сторону ложи и стал подавать знаки Николаю Николаевичу, сообщая ему счет. Он-то сразу все понял, рассмеялся, но никогда не забуду, с каким недоумением смотрела на меня Елена. Потом интересовалась: «А что с тобой произошло?» - «Ничего, - не признавался я, - просто глубоко погрузился в образ…» После смерти Озерова я перестал ходить на футбол. Без него не мог.

Зураб Соткилава и Элисо Турманидзе на церемонии бракосочетания (Тбилиси, 17 июля 1965). Фото: Из личного архива Зураба Соткилавы

Там разыгрывались только две ставки: жизнь или смерть

Поиграть в большой футбол мне довелось всего три года. А потом случилось несчастье - в результате столкновения с противником на поле я получил серьезную травму позвоночника. Боли начались страшные, и со временем они

не проходили, а, наоборот, усиливались. Потом все это перешло на тазобедренный сустав. Меня прооперировали, поставили протез. Разумеется, со спортом пришлось распрощаться. Разве перескажешь, что я испытывал, когда стало ясно, что меня отчисляют из команды! Как на ватных ногах шел сдавать свою спортивную форму. С каким камнем на сердце выписывался из нашего общежития! Помню, поднялся на трибуну, долго-долго сидел один, размышлял: «Ну вот и все. Нет теперь в моей жизни футбола. Как стану жить?» И такая тоска нахлынула. Я тогда учился на третьем курсе горного факультета Грузинского политехнического института, но даже помыслить не мог о том, что буду работать инженером.

Хотя преддипломную практику проходил на шахте в Донбассе. Не знаю уж, как могли доверить мальчишке-неумехе инструмент газомер, который я прежде никогда в жизни в руках не держал и в глаза не видел! Но я спускался, как положено, в глубь шахты и измерял количество имеющегося там газа. А это надо знать точно, потому что от переизбытка газа в шахте может произойти взрыв.

Вообще в шахте жизнь особенная. Чтобы понять, ее надо ощутить, прочувствовать, что называется, вживую. Мне, например, нравилось ходить к посадчикам. Знаете, в чем заключалась суть их работы? Когда идет лава и выбрасывается слой угля, остается пустота, и, чтобы шахта не обвалилась, следовало устанавливать специальные железные тумбы. Так вот, когда шахтеры, добывающие уголь, уходили, к делу приступали посадчики - сильные мужики, вырезавшие в самых опасных местах те куски, где должны стоять эти тумбы. Я восхищался ими. Не в курсе, существует ли

в современных шахтах такая профессия, но тогда была. На самом деле ею занимались очень мужественные люди, презирающие опасность. Ежедневно они шли на колоссальный риск легко, с шутками, смехом. Но без показной удали, без бахвальства. Наоборот, спокойно, уверенно, предельно сосредоточенно, до миллиметра выверяя каждый свой шаг, четко договариваясь о том, сколько стоек будет рубить каждый из них, в какой последовательности и кто куда побежит за секунду до того, как рухнет кровля. Ведь чуть что не так, и все - обвал. Настоящая лотерея, где разыгрываются только две ставки - жизнь или смерть. Я у них пользовался большим авторитетом. Разумеется, не из-за своих достижений в качестве будущего горного инженера, а потому, что был футболистом-профи. Мы периодически собирались вместе в близлежащей деревне и играли в .

Также благодаря футболу я вступил на главную стезю своей жизни - музыкальную. Напевал-то я всегда, и голос был от природы, в связи с чем на бесконечных школьных вечерах, городских концертах, комсомольских конференциях меня часто выдвигали на сцену. Выступления проходили с успехом. Но в 11-м классе, когда я уже играл в футбол на первенстве Грузии, мне это все отчаянно надоело и петь я перестал.


Однажды, в перерыве между матчами, заехал домой в Сухуми. Как-то в гости к родителям зашла Валерия Викторовна Разумовская — пианистка, концертмейстер моего педагога в муз­школе, всегда верившая в мое музыкальное будущее. И сообщила, что в Сухуми как раз приехал отдохнуть профессор из Тбилисской консерватории — Николай Варламович Богучава. «Давай, — предложила, — я договорюсь, чтобы он тебя послушал». Конечно, я стал отказываться, но она проявила завидное упорство и все-таки уговорила. Мы пошли. Никакого впечатления на маэстро я не произвел, зато, узнав о том, что я футболист, он очень оживился. Потому что я имел возможность доставать билеты на стадион в Тбилиси, куда в те годы приезжали не только советские команды, но и бразильские, английские клубы. Потом Богучава приходил ко мне в общежитие, и я давал ему дефицитные билеты на матчи.

Как-то он пригласил меня к себе домой, где собрались его ученики. Послушав их, я совершенно искренне воскликнул: «Боже, как здорово они поют!» И тут он говорит: «А давай-ка мы с тобой позанимаемся». И я вдруг согласился. Сам не знаю почему. Скорее всего, главная причина крылась в его дочери - чудной девушке, на которую я сразу запал.

Месяца четыре мы с профессором занимались, потом я уехал работать на ту самую шахту, затем написал диплом, после чего наши занятия продолжились. И он заявил: «Ты сможешь многого достичь в пении - будем поступать

в консерваторию». Я расхохотался: «Да что вы, я и не хочу, и не смогу!» и отправился защищать диплом. Но… через два дня уже сдавал экзамен по вокалу в консерваторию. Причем диплом, как известно, положено обмывать, и мы с однокурсниками эту традицию соблюли на отлично. Как я умудрился спеть 12 июля 1960 года перед представительной экзаменационной комиссией, до сих пор не представляю. Однако ректор, интеллигентнейший, образованнейший человек, поднялся ко мне на сцену, обнял и сказал: «Ты нам Богом послан. Скажи только одно: ты знаешь, что такое сольфеджио?» Я честно ответил: «Нет». Какое сольфеджио, если я пришел буквально с футбольного поля?! Но все-таки меня зачислили.

Я почувствовал: пропадаю…

И вот мой первый день в консерватории. Я студент первого курса. Перед началом занятий встретил друга-старшекурсника. Стоим с ним у входа, разговариваем. Вижу, навстречу идет девушка. Красивая, стройная, элегантно одетая. Смотрю на нее, словно загипнотизированный, спрашиваю: «Кто это?» Он отвечает: «Студентка второго курса, пианистка». А я чувствую: пропадаю. И вдруг выпаливаю: «Запомни: она будет моей женой!» (Смеясь.) Между прочим, так и случилось.


Вскоре про мои чувства к Элисо Турманидзе в консерватории знали все - я каждому сообщал о том, что люблю ее. Ограждал таким образом от других претендентов, чтобы ни один молодой человек не смел к ней подойти. А они, кстати, так и норовили привлечь к себе ее внимание. Но безуспешно - неприступная была, гордая. Года два я и сам не решался с ней даже заговорить. В итоге она сама ко мне подошла. Первая.

Я пел на экзамене - тогда еще не тенором, а баритоном. А до Элисо докатились слухи, что молодой футболист из тбилисского «Динамо» неплохо поет, и она решила лично в этом убедиться. Пришла на . После окончания подошла ко мне и похвалила: «Вы очень хорошо выступали». И вручила конфетку. После этого случая мы начали встречаться - ходили вместе в кафе, театры, на выставки, просто гуляли. Когда моя будущая жена впервые привела меня к себе домой, произошел конфуз. Дело в том, что Элисо княжеских кровей, из древнего рода. Фамилия ее тети - Багратиони. Так вот, эта самая тетя почему-то при знакомстве со мной начала мою фамилию как-то коверкать. Раз неправильно ее произнесла, другой… После третьего я не удержался: «Запомните: я сделаю так, что моя обыкновенная мегрельская фамилия станет более знаменитой, чем ваша». Встал и ушел. После чего, как я узнал потом, тетя сказала племяннице: «Ну и наглого же молодого человека ты нашла!» Но ничего, потом эта изумительная женщина всей душой полюбила меня, стала моей пок­лонницей.


Пожениться мы с Элисо договорились, когда я учился на пятом курсе. Но педагог, профессор Давид Андгуладзе, категорически запретил мне: «Какая может быть женитьба?! Ребенок появится, с ним куча хлопот, а тебе предстоит очень трудный год, ты должен выучить «Тоску». Нет, нет и нет! Пока не окончишь консерваторию, не разрешаю тебе заводить семью!» Я не посмел спорить и вынужден был согласиться на такое жесткое условие. Пришлось со свадьбой повременить, но в наших с Элисо отношениях это ничего не изменило.

Вот, знаю, многие люди постоянно заняты поисками способов расслаб­ления, восстановления сил. А мне искать не надо. Я это делаю в своей семье. Для меня жена, дети, внуки - лучшие восстановители. У нас с Элисо две дочки с разницей в возрасте четыре года. Обе окончили . Старшая, Теа, когда ее уже от докторантуры послали на стажировку в испанский университет, познакомилась в Мадриде со своим будущим супругом. Пако - врач, и мы его просто обожаем. Поначалу жена переживала, что не сможет с зятем говорить ни на его, ни на ее родном языке. Я-то понимаю испанский, а Элисо нет, вот и мучилась. Но приноровились. Дочка переводит, да и Пако начал изучать русский. Когда он приехал к нам просить руки Теи, я грозно произнес: «Ладно, я дам согласие на ваш брак, но только с условием: ребенок должен носить фамилию Соткилава!» И он совершенно спокойно ответил: «Пожалуйста, пусть будет Соткилава. Можно и фамилию вашей жены оставить». Очень смешно было. У них же там принято хоть по десять фамилий ребенку записывать - и мамину, и бабушкину, и всех родственников, и местности, где родился и жил.


В итоге дочка сейчас носит двойную фамилию: Альковер-Соткилава. Как и внучка. Зять-испанец захотел, чтобы ее звали Кети, Кетеван — так же, как нашу младшую дочь, которая после окончания филфака некоторое время работала в разных телепрограммах, а сейчас работает в швейцарской фирме. Она тоже замужем — за великолепным оперным певцом. Шалва Мукерия по происхождению грузин, но резидент Испании. Иногда приезжает в Россию, даже выступал здесь. А вообще-то он поет по всему миру. Лет девятнадцать было Кети, когда они познакомились, и с той поры на протяжении 17 лет он ухаживал за ней, хотя она почему-то не желала строить более серьезные отношения. Но парень добился-таки своего. Три года назад у них родился сын — Лев, Леванчик. Мы с женой несказанно рады, что он живет с нами. И счастливы от того, что у нас такая большая и хорошая семья. А я частенько думаю: «Какой же я был прозорливый, когда более полувека назад решил, что именно эта женщина должна стать моей женой». Надеюсь, и она не пожалела о своем согласии на «мезальянс» со мной. А обещание прославить свою невыдающу­юся мег­рельскую фамилию, мне кажется, я выполнил. (Смеется.)

- Три года назад у нас родился внук - Леванчик. Мы с женой несказанно рады, что он живет с нами. И вообще счастливы оттого, что у нас такая большая и хорошая семья. Фото: Юрий Зайцев

Так я стал и алкоголиком, и бабником…

В советские времена любой выезд за раницу приравнивался к заоблачному счастью. Став певцом, я попал в ранг небожителей - меня отправили стажироваться в Италию, в театр «Ла Скала». И хотя денег выдали $100 на месяц, все равно это было настоящей удачей. (С улыбкой.) Помню, проснулся на второй день и чувствую: дико болит шея, просто не могу повернуть. Думаю: «С чего бы?» А потом сообразил: пока гулял, обалдевший, по городу, так крутил головой, разглядывая эти потрясающие витрины, что растянул шейные мышцы. Лежал, растирал их и вспоминал, как же так вышло, что мне повезло оказаться в числе избранных.


В 1964 году, будучи студентом пятого курса, я приехал из Тбилиси в Москву участвовать в конкурсе. После выступ­ления меня позвали в отборочную комиссию, и главный режиссер Большого театра Иосиф Михайлович Туманов спросил: «Хочешь поехать учиться в Италию?» Мне чуть плохо не стало от такого вопроса. Конечно же, да! Год спустя я был вызван к министру культуры Грузинской ССР, выдающемуся композитору Отару Тактакишвили, и он показал мне телеграмму: «Готовьте документы на посылку Соткилавы на учебу в Италию. Фурцева». Он предупредил: «Только умоляю: никому не говори. Даже жене». Я понимал почему: зависть была страшнейшая. Помню, побежал в парк, где по вечерам никого не было, и стал орать: «Я еду в Италию!» Мне надо было выкричать это - невозможно было такое носить в себе.

И вот я в . Наши стажеры учат итальянский язык в школе при «Ла Скала», уроки три раза в неделю. А я ни разу туда не пошел. Однако в итоге через полгода те, кто эту школу окончил, лишь и могли по-итальянски сказать «до свидания», а я уже болтал вполне сносно. Почему? Снова благодаря мое­му футбольному прошлому. Владелец гостиницы узнал, что я футболист. А у местных существовала традиция - по субботам собираться и играть в футбол на «хлеб-соль»: кто проиграет, тот должен накрыть для всех стол. И хозяин отеля как-то предложил мне: «Давай и ты поедешь с нами, погоняешь мяч». Я согласился. А играли они так, что среди них я чувствовал себя воспитателем в детском саду. Поэтому с ходу назабивал команде противника столько голов, что все ахнули. И набросились на моего знакомца: «Ты нас обманул! Сказал, что парень - солист Большого театра, стажер в «Ла Скала», а он же профессиональный футболист!» Так и в последующие разы: когда команде моего синьора становилось туго, он опять приходил ко мне с просьбой поддержать. Я присоединялся к игре, и мы выигрывали с оглушительным счетом. Постепенно наши соперники привыкли, обижаться перестали и просто получали удовольствие от игры. Общаясь таким образом с этими господами, я начал болтать по-итальянски. Что дало мне впоследствии возможность легко находить контакт с великими оперными итальянцами. С Лучано Паваротти мы сдружились.

Познакомились очень забавно. Я выступал в Болонье, пел «Отелло». После одного из спектаклей ко мне заходит коренастый дядя. Думаю: наверняка хорист какой-то, а он говорит: «Хочу познакомить тебя с моим сыном».


Я промямлил что-то невразумительно-вежливое. Через день он снова приходит: «Мой сын приезжает 25 декабря и останется здесь на неделю. Хочу поехать к нему вместе с тобой». Я думаю: «Ну пристал!» — опять ушел от ответа. И вот стою со своим другом около театра, вдруг подъезжает машина, из которой выходит тот самый «хорист» и говорит мне: «Ну что ж, поехали знакомиться с сыном». Я отнекиваюсь: «Нет, извините, мне некогда». Мой товарищ удивленно спрашивает: «А ты вообще-то знаешь, кто это?» — «Да какой-то хорист привязался», — отвечаю. — «Какой хорист?! Это отец Паваротти!» У меня подкосились ноги. Я же обожествлял Паваротти! Ра­зумеется, немедленно помчался к нему. Мы познакомились, он пригласил меня в ресторан. Посидели, выпили. Потом встречались периодически. Особенно знатно гуляли, когда Лучано приехал в Союз.

Он выпить любил, я тоже был не прочь в такой-то компании. Поэтому, скрывать не стану, напивались мы с ним не раз, и очень основательно. Спорили по разным поводам. Я, например, доказывал, что у нас, в Грузии, вина не хуже итальянских. А у него-то виноградники вокруг дома растут, и он сам готовил себе вино - ламбруско, шипучка такая, вкусная, правда. Он не соглашался: «Да брось ты, наши вина вне конкуренции…» И вот в очередной его приезд

я угостил Паваротти грузинским домашним вином. Мне как раз привезли его из Тбилиси. Виноград, из которого его изготавливают, растет лишь на одном горном склоне, и урожая с него получается не больше 500 лит­ров. По случаю у меня оказалось пять бутылок этого восхитительного напитка. Я принес вино в гостиницу, где жил синьор Лучано. Вручил ему. Он небрежно взял и попросил жену: «Расставь по столам», - там как раз было пять столов. Она поставила. Паваротти начал открывать. Открыл, понюхал, а оттуда та-а-акой аромат пошел! Он продегустировал и тут же сказал: «А ну-ка забери эти бутылки к нам в номер!» После чего стал умолять меня, чтобы я послал ему саженцы. Я объяснил: «Такой виноград нигде больше не вырастет. Это вино получается только в одном месте - там солнце падает на склон под определенным углом и влажность воздуха какая-то особенная». Он чуть не расплакался от огорчения.

Все-таки мне в жизни очень повезло. Я еще в юности получил возможность перемещаться по миру. Разумеется, тогда, в первую итальянскую поездку, мы не были полностью предоставлены сами себе. Раз в месяц приезжали представители из компетентных органов и разузнавали про нашу жизнь. Расспрашивали у сотрудников гостиницы и театра о том, чем мы занимаемся, с кем общаемся, как ведем себя. Проверяли основательно. Особенно меня…

С дочерьми - Кети и Теа (2002). Фото: Из личного архива Зураба Соткилавы

Дело в том, что незадолго до мо­его отъезда в Италию произошла одна любопытная история. Меня вдруг вызвали в Шестой отдел ЦК партии - это был идеологический отдел. Прихожу на Старую площадь. В кабинете сидит мужчина средних лет, предлагает мне присесть. Поболтали мы с ним про футбол, про то про се. И тут он неожиданно переводит разговор в другое русло: «Вы едете в Италию, а зна­ете ли о том, что вино там стоит дешевле, чем вода? Так вот мой вам совет: постарайтесь как-то себя контролировать, не выходя из номера, что ли, выпивайте». Я говорю: «Ладно, да я особенно и не увлекаюсь». Он смеется: «Ну конечно. Да, кстати, - продолжает, - и по части женщин то же. Вы на это дело падки, а там запросто могут спровоцировать на все что угодно. В общем, прошу, вы уж перетерпите несколько месяцев, чтобы не остаться потом на всю жизнь невыездным». Я вышел оттуда совершенно ошарашенный. Такое услышать в Центральном комитете партии?! Причину этого, мягко говоря, странного разговора я понял лишь по возвращении со стажировки.


Моя партнерша, замечательная певица Цисана Татишвили, показала мне письмо, подписанное ее именем, адресованное ЦК партии. Я прочел, и мне стало дурно. Обо мне там было написано та-а-акое! Просто поток грязи вылился на меня. И алкоголик я запойный, и бабник, переспавший со всеми на свете без разбору, и певец безголосый, пролезший на оперную сцену только потому, что кто-то меня тащит. Такая пакость, что, прочитав, захотелось лишь одного - вымыть руки. Пришло это мерзкое послание по указанному адресу, но оттуда было переслано в Министерство культуры Грузии с резюме: «Разберитесь сами». Цисану, как «автора», немедленно вызвали куда следует. Когда она ознакомилась с написанным, ужаснулась настолько, что даже потеряла сознание. Прямо в кабинете упала в обморок.

А ведь я впоследствии так и не уз­нал, кто написал тот отвратительный пасквиль. Мой педагог, с которым я тогда поделился своим желанием разыскать негодяя и наказать его, сказал мне: «Зураб, сынок, ты сейчас в таком состоянии, что если на тебя кто-то недобро посмотрит или тебе это просто покажется, ты подумаешь, что ту гадость написал именно тот человек. Но так нельзя жить. Выбрось все из головы. Забудь. Не было письма, и все!» Я подумал и понял: это мудрый совет. И последовал ему.


Потом в моей жизни были еще анонимки. Допустим, такого содержания: «Давай-ка ты, кацо, уезжай в свою Грузию и пой там своих «Кето и Котэ», а если не уедешь, мы тебя вынесем из театра вперед ногами». Ее прислали непосредственно в театр, и на этот раз я догадался, кто именно мог сделать такое. Дождавшись удобного случая, я подложил письмо тому человеку в его папку. Он потом старался обходить меня стороной. Как-то я рассказал своему товарищу Володе Атлантову о том, что на меня было написано четыре анонимки, так он рассмеялся: «Ну и что, за всю-то жизнь! Я вон по четыре в месяц получаю…» И после Володиных слов я как-то успокоился. Подумал: видно, всем успешным людям уготована такая судьба. Раз их стараются задавить психологически, мечтают извести, стало быть, завидуют, боятся конкуренции. То есть попросту признают успех. (С улыбкой.) Что само по себе замечательно.

Семья: жена - Элисо Турманидзе, пианистка; дочери - Теа (46 лет) и Кети (42 года); внуки - Кети (6 лет) и Леван (3 года)

Образование: окончил Грузинский политехнический институт, Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили

Карьера: капитан молодежной сборной Грузии по футболу, член основного состава тбилисского «Динамо», солист Грузинского театра оперы и балета им. Палиашвили, пожизненный солист Большого театра, профессор Московской консерватории, почетный член Болонской музыкальной академии, обладатель множества отечественных и международных призов и наград

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели

Родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми. Отец – Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905–1975), историк. Мать – Карчава Ксения Виссарионовна (1917–1975), врач. Супруга – Турманидзе Элисо Максимовна (1940 г. рожд.), пианистка, концертмейстер Тбилисской консерватории. Дочь – Соткилава Теа Зурабовна (1967 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, филологический факультет, романское отделение, живет в Испании. Дочь – Соткилава Кетино Зурабовна (1971 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, исторический факультет, отделение истории искусств, работала режиссером ТВ, затем в журнале «Интерьер + Дизайн».
Как многие мальчишки, Зураб любил спортивные игры – плавание, легкую атлетику, но страстью его был футбол. Играли во дворе, а вместо мяча, который трудно было достать в послевоенное время, гоняли пучок травы, переплетенный корнями. Позднее появились американские каучуковые мячи, но с очень сильным отскоком, потому играли на гаревой дорожке. Несмотря на эти неудобства, Зураб к 16 годам настолько преуспел в этом виде спорта, что вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, вскоре стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, после этого успеха Зураба приняли в основной состав тбилисского «Динамо». Однако спортивная карьера оборвалась после двух серьезных травм во время международных игр в Югославии и Чехословакии. В это время Соткилава уже учился в Грузинском политехническом институте на горном факультете, куда он поступил в 1955 году (окончил в 1960 г.).
А как же пение? В грузинских семьях пение – дело обычное, как говорится, «музыка в крови». В семье Зураба пели под гитару и бабушка, и мать, собираясь с соседями теплыми вечерами во дворе. В команде «Динамо» были игроки с прекрасными голосами и тоже часто пели. Зураб лишь подпевал в домашнем кругу, а с приятелями по команде не пел никогда. Однако соседка, пианистка, обратила внимание именно на его голос и устроила ему встречу с профессором Тбилисской консерватории Н.В. Бокучавой.
В 22 года студент 5-го курса Горного института становится студентом 1-го курса консерватории. Зураб покорил комиссию красотой голоса и необычайной музыкальностью. Интерес к серьезной музыке всё больше захватывал Соткилаву. Он познакомился с искусством выдающихся певцов по зарубежным музыкальным фильмам с участием Б. Джильи и М. Ланца; услышал по трансляции из Большого театра оперу «Кармен» Ж. Бизе с участием М. дель Монако; побывал на спектакле «Фауст» Ш. Гуно в тбилисской опере, где партию Мефистофеля спел солист Большого театра А.П. Огнивцев.
Однако собственные занятия вокалом не приносили Зурабу полного удовлетворения: его считали баритоном, но по собственным ощущениям певца с голосом что-то было неладно. На 3-м курсе Соткилава попадает в класс выдающегося певца и педагога Д.Я. Андгуладзе, который обнаружил у молодого певца великолепный лирико-драматический тенор, повел его в этом направлении, и вскоре началось стремительное восхождение Зураба в вокальной карьере.
В 1964 году Соткилава становится лауреатом первой премии в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1965 году он оканчивает консерваторию (в 1972 г. окончит аспирантуру) и получает приглашение в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили, причем сразу на ведущие партии. Здесь он успешно дебютирует в опере «Тоска» Дж. Пуччини в партии Каварадосси, поет Хозе в «Кармен»; Турриду в «Сельской чести» П. Масканьи; Герцога в «Риголетто» Дж. Верди; Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. В национальных операх «Абесалом и Этери»
З.П. Палиашвили и «Миндия» О.В. Тактакишвили, исполнил главные партии.
Как подающего большие надежды, Зураба Соткилаву посылают на стажировку в Миланский театр «Ла Скала». В 1966 – 1968 годах под руководством известного педагога Д. Барра и дирижера, бывшего помощника А. Тосканини, Э. Пьяцца певец одержимо работает над ведущими партиями в операх, которые уже пел в своем театре – «Богема», «Сельская честь», «Кармен», учит новую партию – Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, работает над «Реквиемом» Дж. Верди и готовит концертные программы из произведений итальянских авторов.
Глубокое погружение в музыку на занятиях, а также яркие впечатления от спектаклей театра «Ла Скала» с известными в мире певцами способствовали развитию его собственного незаурядного дарования. По возвращении из Милана он добивается новых успехов, которые открывают имя Соткилавы для широкой публики, – это его блистательные победы на вокальных конкурсах.
В 1968 году он получает Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. «…У него красивый голос, хорошая школа и сердце, какого не может дать никакой даже самый гениальный педагог», – скажет о З. Соткилаве председатель жюри конкурса Христо Брымбаров.
В 1970 году Зураб становится обладателем второй премии и серебряной медали на
IV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и Гран- при Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Тогда же он был удостоен специального приза «Покровительница Барселоны» за исполнение произведений Дж. Верди. Его успех определился уже в первом туре. Исполнение арии из оратории «Родина» Г. Кокеладзе, «Пимпинеллы» Чайковского и «Импровизации» из «Андре Шенье» У. Джордано вызвало такой энтузиазм публики и жюри, что вопреки правилам, запрещающим аплодисменты на конкурсе, аплодировали все. Более того, в третьем туре по просьбе жюри Соткилава исполнил «Импровизацию» еще раз. Такой же успех выпал и на долю еще одной участницы из Советского Союза –
Е. Образцовой, и этот успех сопровождал советских певцов на концерте лауреатов, и на специально организованном для них концерте. Общество друзей Гранадоса наградило их памятными медалями за исполнение нескольких произведений этого испанского композитора.
А после концерта последовал ряд предложений выступить в спектаклях Барселонской оперы, с концертами и произвести запись.
Испанская критика писала: «Зураб Соткилава – это прекрасный тенор, которого по объему, широте и силе выражения можно приравнять к голосам великих оперных певцов. Он – один из тех артистов, из-за которых оперные театры спорят, чтобы в качестве “звезды” показать в репертуаре “бельканто”».
В 1971 году З. Соткилава впервые появился на сцене Большого театра в составе труппы Тбилисской оперы на гастролях в Москве. Он пел партию Абесалома. Публика уже знала певца по конкурсу и встретила его горячо. В 1972 году он принял участие в концерте, посвященном 100-летию Л.В. Собинова. Дирекция театра не прочь была иметь этого певца у себя, и в 1973 году предоставила ему дебют в опере «Кармен». Это событие было омрачено lдвумя трагедиями: незадолго до этого спектакля умерли мать Зураба и его педагог Д.Я. Андгуладзе.
Успех этого выступления, а также сольного концерта в рамках фестиваля «Русская зима» подвели певца к решению вступить в труппу Большого. В это же время случился пожар в Тбилисском театре, певцу нужна была постоянная сцена.
С первых дней в Большом театре Соткилава был окружен вниманием, чуткой заботой руководителя оперной труппы А.И. Орфенова, дирижеров Б.Э. Хайкина, Е.Ф. Светланова, А.М. Жюрайтиса. При помощи великого мастера, режиссера Б.А. Покровского, замечательного концертмейстера Л.А. Могилевской, старших коллег по сцене И.К. Архиповой, И.И. Петрова, имея таких партнеров, как Е.В. Образцова, М.Ф. Касрашвили, Т.И. Синявская, Ю.А. Мазурок, Е.Е. Нестеренко и другие. Соткилава быстро осваивал ведущий репертуар, достигая вокального совершенства, и усиленно работал над актерским мастерством, которого ему еще недоставало.
При наличии сильной теноровой группы в Большом певец стал признанным исполнителем партий особенно близкого ему зарубежного репертуара – помимо Хозе, Каварадосси, Турриду, также партий в операх Верди – Манрико в «Трубадуре», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Отелло в одноименной опере и Исмаила в опере «Набукко».
Его репертуар пополнился и партиями в русских операх: Водемона в «Иоланте» Чайковского, Индийского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, Самозванца в «Борисе Годунове» и Голицына в «Хованщине» М.П. Мусоргского. И здесь он был по-своему интересен.
В 1977 году, ориентируясь на З. Соткилаву, была поставлена опера «Похищение луны» О.В. Тактакишвили, где певец ярко, темпераментно исполнил партию героя Арзакана. В опере «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло в партии барона Каллоандра певец показал, что он не только исполнитель драматических и лирических партий, но может исполнять и юмористические. Это говорило о богатстве его вокальной палитры и о том, что проблем с актерским мастерством у него больше нет. Последней работой в Большом была партия Исмаила в опере «Набукко» Верди.
З. Соткилава достиг вершины в творческой карьере – стал признанным певцом современной мировой музыкальной сцены. Начиная с 1970-х годов он гастролирует во многих странах, поет на крупнейших сценах мира. Так, одну из своих коронных и любимых партий – Каварадосси – пел в Лондоне в «Ковент- Гарден», затем в Глазго в Шотландской Королевской опере, в Осло в театре «Норск-опера», там же спел в опере, которая уже не шла в Большом театре, – в «Доне Карлосе» Верди. В новой для себя опере «Плащ» Дж. Пуччини (партия Луиджи) выступил в Барселоне в театре Лисео.
В Мадридской опере – в партии Турриду – одной из лучших в его репертуаре. Шумный успех сопровождал его выступления в партии Радамеса в Италии – на сценах Флоренции, Болоньи, Венеции.
Самой высокой вершиной в его творчестве стала партия Отелло. Он долго мечтал о ней, но когда опера в 1978 году вошла в репертуар Большого театра, не сразу решился ее исполнить. Объясняя свои сомнения, певец говорил: «Партия Отелло – вершина тенорового репертуара. Она ставит перед исполнителем задачи высочайшей трудности. Был страх перед потерей голоса, тревога о том, хватит ли в моей палитре выразительных красок для воплощения этого труднейшего образа».
Но все же он спел ее и получил признание у публики и критики. Газета «Московская правда» писала после выступления: «В облике Зураба Соткилавы – Отелло есть всё, что видится в шекспировском герое. – мужественность и чуть тяжеловатая грация, внутренняя эмоциональная наполненность и внешняя сдержанность. Его тенор, сильный, свободно льющийся, богатый нюансировками, способен к драматическому звучанию, в то же время нежен и лиричен».
В 1980 году З. Соткилава выступил в Болонье и имел подлинный триумф. Это подтвердил звонок и теплые слова легендарного исполнителя этой партии Марио дель Монако, которого с таким восторгом слушал Зураб в далеком 1959 году в опере «Кармен». Еще большим подтверждением этого необычного успеха стал тот факт, что Болонская музыкальная академия, одна из старейших в мире, созданная в XVII веке, приняла его в число своих почётных членов. В дипломе сказано, что певец удостоен этой чести «за тонкую и глубокую интерпретацию произведений Дж. Верди». Соткилава спел партию Отелло в 12 театрах – не только в Италии, но и в Германии, Испании, Венгрии, в общей сложности более 60 раз.
Исполнял он за рубежом и русскую оперу. Так в ФРГ, в Висбадене, впервые выступил в партии Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского (в редакции
Д.Д. Шостаковича); в Большом театре он пел Голицына; партию Самозванца в «Борисе Годунове» впервые исполнил во время гастролей Большого в театре «Ла Скала» (1973); партию Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина в концертном исполнении – в Лондоне в зале Альберт-холл.
Раньше, чем в опере, З. Соткилава стал выступать за рубежом с концертами. Певец абсолютно владеет концертным стилем исполнения. В его репертуаре произведения разных эпох. Он совершал большие концертные турне по городам США, Японии, Индии, у него были концерты в Израиле, в странах Европы.
В Большом зале Миланской консерватории Соткилава исполнил 22 произведения итальянских авторов, в Германии участвовал в исполнении двух месс А. Брукнера. «Реквием» Дж. Верди пел в разных странах и с разными оркестрами. Особенно ему запомнилось выступление с Филадельфийским оркестром под управлением дирижера Юджина Орманди. Часто исполняет грузинские песни, вокальные циклы композитора О.В. Тактакишвили, с которым его связывала большая дружба.
В Финляндии в программе «Неделя советской музыки» с Московским камерным хором под руководством В.Н. Минина он исполнял вокальный цикл «С лирой Церетели».
В Японии он в Токио и во многих других городах сполнил вокально-симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни».
В Большом зале Венгерской музыкальной академии имени Ф. Листа исполнил грузинские песни с Будапештским оркестром и Венгерским народным хором. Выступал Соткилава и в Париже в Театре Елисейских полей, где ему аплодировал даже оркестр. Дирижеру Пьеру Мишелю Ле Конту принадлежат слова: «Такой триумф случается не часто. Работа с таким выдающимся певцом мирового класса – настоящее счастье. Он великолепно поет в стиле итальянского бельканто, превосходя итальянских певцов эмоциональностью и мастерством игры на сцене». Пресса назвала его «Карузо из Большого театра».
Соткилава выступает с концертами в разных залах Москвы в самых разных программах. Не раз был участником фестиваля «Майские звёзды» и «Русская зима». Участвовал в первом исполнении в Советском Союзе «Маленькой мессы» Россини с М.Ф. Касрашвили, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко с Камерным хором под управлением В.Н. Минина. В Большом зале Московской консерватории он исполнял вокальный цикл композитора
К.В. Молчанова на слова Ф. Петрарки (кстати, цикл посвящен певцу, аккомпанировала
Л. Могилевская), там же участвовал в концерте «Новый век – музыка России»; в Камерном зале Дома музыки с камерным оркестром «Времена года» (руководитель В. Булахов) – с концертом, посвященным 190-летию со дня рождения
Дж. Верди, в музее А.С. Пушкина – в «Званых вечерах в русской усадьбе», в Георгиевском зале Кремлёвского дворца – в концерте «Звёзды в Кремле» (1997), в Концертном зале имени П.И. Чайковского – дуэты из опер Верди, Масканьи, Бизе, Пуччини со своей любимой партнершей, тоже солисткой оперы Большого театра – М. Касрашвили, на фестивале грузинской культуры в Российской Федерации (2003).
Он гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза со спектаклями и концертами, но с особым настроением едет в родную Грузию – в Сухуми, Кутаиси, Тбилиси. Так в Тбилисской опере он пел в «Кармен», «Трубадуре», «Бал-маскараде», «Отелло».
Дал концерт, посвященный памяти Д. Андгуладзе из произведений, которые он разучивал когда-то со своим учителем. Был участником авторского вечера О.В. Тактакишвили, где исполнил вокально- симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни» (написанные для певца). Не раз выступал с известным ансамблем «Рустави». Зураб Соткилава – участник и один из организаторов фестиваля искусств, называвшегося ранее «Мелодии Советского Закавказья», а позднее – «Мастера оперной сцены». Невозможно перечислить имена русских, зарубежных и современных композиторов, произведения которых исполняет Соткилава. Наиболее любим певцом С.В. Рахманинов, о котором он говорит: «Какая глубина, экспрессия, любовь к человеку».
Концертная деятельность З. Соткилавы носит особый гражданский характер: его многочисленные благотворительные концерты или участие в таковых поражают: концерты в Фонд мира, в Фонд помощи Чернобылю, пострадавшим от землетрясения в Спитаке, в Фонд помощи воинам-афганцам, в Фонд спортсменов-инвалидов, памяти Андрея Сахарова и другие.
В расцвете своего творчества З. Соткилава начал педагогическую деятельность сначала в аспирантуре Тбилисской консерватории по совету Андгуладзе, позднее – на кафедре сольного пения в Московской консерватории. И в этом он достиг прекрасных результатов, о чем свидетельствуют блестящие успехи его учеников – высокие награды, полученные ими на международных конкурсах, и их успешная работа на разных сценах. За рубежом работают бывшие солисты Большого театра В.В. Богачев и А.Н. Федин. Одним из ведущих баритонов театра является В.Н. Редькин. Из других –
В. Абносов – солист Казанского оперного театра и И. Джалилов – солист Ташкентского театра. У профессора Соткилавы снова и снова появляются ученики, из которых он воспитывает замечательных певцов, к примеру тенор
А. Долгов – ныне солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
По инициативе З. Соткилавы в 1991 году состоялось выступление Тбилисского оперного театра на Летнем фестивале Дж. Вреди в городе Буссето. Он пел в опере «Отелло» (дирижер Дж. Кахидзе). В течение нескольких лет Соткилава являлся постоянным членом жюри конкурса «Вердиевские голоса», проходящего в этом городе.
В 1994 году З. Соткилава возглавлял жюри Х Международного конкурса П.И. Чайковского по специальности «сольное пение». В 1996 году он – член жюри Первого Международного конкурса теноров имени Д.Я. Андгуладзе (Батуми).
Зураб Соткилава по натуре своей – просветитель. Он – создатель и ведущий телевизионных циклов «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей оперы». Широкий кругозор, художественный вкус, большие знания – все это проявилось в его рассказах о певцах, дирижерах, художниках, а живые встречи с коллегами по искусству проникнуты уважением к ним и душевным теплом. Эти передачи привлекли многочисленную аудиторию любителей оперного искусства разных поколений.
З. Соткилава – народный артист СССР (1979), народный артист Грузинской ССР (1973), лауреат Государственной премии ГССР имени З.Палиашвили (1983), лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели (1998). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001), Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почёта» (1971), орденом Чести Республики Грузия (за большие заслуги в развитии грузинского музыкального искусства, 1997, 2007). Среди его наград - орден Петра Великого I степени (2007). Певец избран академиком Российской академии творчества (1992; с 2000 г. Международная академия творчества), профессором Московской консерватории (1987).
Судьба наградила Зураба Соткилаву ещё одним бесценным сокровищем – дала ему настоящее семейное счастье. Со своей супругой он познакомился в Тбилисской консерватории, которую она окончила по классу фортепиано. Была его концертмейстером в сольных концертах. Глубоко понимая всю сложность профессии своего мужа, она является неизменным его хранителем и опорой в жизни, мудрым, доброжелательным советчиком и нелицеприятным критиком в творчестве.
Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых его музыкальных передач. А что касается интересов помимо творчества, то это неизменная любовь и лучший отдых – футбол.