Здание мхат на тверском бульваре. Московский художественный театр

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Художественно-Общедоступный театр.
В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ),
С 1919 г. - Московский Художественный академический театр (МХАТ),
С 1932 г. - Московский Художественный академический театр имени М.Горького.
В 1924 на основе 1-й студии МХТ был основан Московский Художественный театр второй (МХТ 2-й), просуществовавший до 1936 года.

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагался в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель).

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл.И.Немирович-Данченко (О.Книппер, И.Москвин, В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова, М.Роксанова, Н.Литовцева), и участники спектаклей руководимого К.С.Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М.Лилина, М. Андреева, В.Лужский, А.Артем). Из провинции был приглашен А.Вишневский, в 1900 году в труппу принят В.Качалов, в 1903 году Л.Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П.Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К.Тарасова, М.И.Прудкин, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А. О.Степанова, Н.П.Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М.М.Яншин, А.Н.Грибов, А.П.Зуева, Н.П. Баталов, М.Н.Кедров, В.Я.Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г.Добронравовым, М.М.Тархановым, В.О.Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А.П.Кторовым, П.В.Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю (1932), «Враги» М.Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А.В.Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л.А.Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М.Г.Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А.М.Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было.
Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (ныне - Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

    Запрос «МХТ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о MXT/МХАТе до конфликта 1987 года, который привёл к образованию двух разных театров. О МXT им. А. П. Чехова («ефремовском») см. Московский… … Википедия

    ВТОРОЙ (МХАТ 2 й), создан в 1924 на основе 1 й Студии МХТ (открыта в 1913). Художественные руководители: с 1924 М. А. Чехов, с 1928 И. Н. Берсенев. Спектакли: «Гамлет» У. Шекспира (1924), «Блоха» по Н. С. Лескову… … Энциклопедический словарь

    МХТ им. А. П. Чехова Директор Олег Павлович Табаков Художественный руководитель Олег Павлович Табаков Сайт Официальный сайт МХТ им. А. П. Чехова н … Википедия

    Эта статья о МХТ им. А. П. Чехова («ефремовском»). О МХАТе до 1987 года см. Московский Художественный театр; о «доронинском» МХАТе см. Московский Художественный академический театр имени М. Горького. Координаты … Википедия

    МХТ им. А. П. Чехова Директор Олег Павлович Табаков Художественный руководитель Олег Павлович Табаков Сайт … Википедия

    - (МХАТ 2 й) русский советский театр. Работал в 1924 36. Вырос на основе 1 й Студии МХТ, организованной в 1912 К. С. Станиславским (См. Станиславский) и Л. А. Сулержицким. В студии и затем МХАТ 2 м работали Б. М. Сушкевич, М. А. Чехов, А. Д … Большая советская энциклопедия

    - (МХАТ 2 й), создан в 1924 на основе 1 й Студии МХТ (открыта в 1913). Художественный руководитель: М. А. Чехов (с 1924), И. Н. Берсенев (с 1928). В 1936 был закрыт … Энциклопедический словарь

    Один из ведущих театров России. Основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем Данченко. Новаторские позиции театра нашли свою опору прежде всего в драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Горького. Среди коренных… … Русская история

Книги

  • Московский Художественный Театр , Коллектив авторов , Исторический очерк его жизни и деятельности. Издание журнала`Рампа и жизнь`. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914 года (издательство`Москва. Товарищество типографий… Категория: Ювелирное искусство Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Московский Художественный Театр , Коллектив авторов , Исторический очерк его жизни и деятельности. Издание журнала "Рампа и жизнь" . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914 года (издательство" Москва. Товарищество… Категория: Искусство Серия: Издатель:

Причины и обстоятельства создания нового театра

Русский театр к началу XX века находился в состоянии , который стал последствием разложения . Постепенная деградация реализма на русской сцене, подмена его обычной декларативностью, нарочитой театральностью, отсутствие какой-либо действенной школы актерства привели состояние дел в отечественном театре в общий упадок.

Именно во время случившегося театрального кризиса весной 1897 года в Москве в ресторане «Славянский базар» и состоялась знаменательная встреча В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, людей, которым было суждено изменить судьбу русской театральности и стать основателями Московского художественного театра (МХТ).

В ходе этой встречи они всю ночь обсуждали сложившуюся печальную ситуацию, но высказали друг другу идеи о создании нового театра. Надо сказать, будущие гениальные реформаторы русского театра в ту пору сами тогда ещё не имели чёткого представления, каким именно он должен быть.

В.Немирович-Данченко писал позже: «Мы были только протестантами против всего напыщенного, неестественного, “театрального”, против заученной штампованной традиции».

Первые репетиции нового театра

Инициаторами была собрана молодая труппа, которая уже через год активной работы перебирается из Москвы в Пушкино и обосновывается в загородном доме режиссёра Н. Н. Арбатова. В помещении деревянного сарая проходит подготовка постановок для первого театрального сезона, поиски и разработка новых для отечественного театра направлений и новых художественных приёмов. Этому молодому театру впоследствии предстояло сыграть огромную роль в развитии всей театральной жизни и России, и мира, а также сформировать качественно новые принципы сценического ремесла.

Истоки театра Станиславского и Немировича-Данченко

Если благодатной почвой для творческого протеста служила пребывавшая в глубоком кризисе отечественная театральность, то источником новых идей был, безусловно, опыт театров заграничных:

  • Театр Мейнингенцев, который посетил Россию два раза в конце восьмидесятых годов XIX века. Всё, что воплощалось на сцене театром герцога Саксен-Мейнингенского, в корне отличалось от того, что происходило на русских подмостках. В его труппе отсутствовали премьеры, и всё подчинялось строгой дисциплине. Каждый актёр был готов исполнить любую роль: от главного героя до лакея, а талантливая игра дополнялась сценическими и, прежде всего, световыми эффектами. Это оказало сильнейшее воздействие на местного зрителя, отвыкшего от подобного подхода к работе в местных театрах.
  • «Свободный театр» Антуана также имел влияние на некоторые русские театры, которые с интересом следили за его сценическим опытом и постановками. Станиславский, бывая в Париже, посещал его спектакли лично, однако сам театр с гастролями в Россию не приезжал ни разу. Вместе с тем, натурализм, исповедуемый «Свободным театром», был близок русским актерам, поскольку затрагиваемые им темы социального характера были весьма созвучны проблемам, занимавшим отечественную культуру. Подкупал зрителя и сценический метод режиссера, не признававшего бутафорию и пытавшегося избавить актёрскую игру от традиционных театральных условностей.

Надо заметить, что, впрочем, попытки реализовать опыт иностранных театров на русской сцене предпринимались ещё до создания Московского художественного театра. Так, например, в 1889 году в ходе одной из постановок частного московского театра на сцене появились настоящие плотники, которые рубили доски для эшафота прямо во время спектакля, чем серьезно поразили зрителя. Тем не менее, говорить об ощутимом влиянии традиций Мейнингенцев и театральной труппы Антуана на русский театр стало возможным лишь после появления собственно театра Станиславского и Немировича-Данченко.

В.И.Немирович-Данченко – учитель, драматург и критик

К моменту создания театра Владимир Иванович Немирович-Данченко уже снискал себе славу и уважение, трудясь на поприще драматургии, театральной критики, а также преподавая в стенах московской Филармонии.
Из-под его пера выходили статьи о театральном кризисе в России и о способах его преодоления, а незадолго до судьбоносной встречи со Станиславским им был составлен доклад о неблагоприятных тенденциях в русских казённых театрах, о разложении театральной традиции, об опасности её полного уничтожения и о мерах реформирования этих процессов.
В сфере преподавания он также пользовался авторитетом. Будучи прирождённым психологом, он умел доходчиво раскрыть актёру суть его роли и указать на пути её максимального воплощения. Авторитет учителя стал причиной прихода в собранную им в 1897 году труппу многих его учеников:

М. Г. Савицкой, И. М. Москвина, О. Л. Книппер, Вс. Э. Мейерхольда и многих других.

«Театрал-любитель» Станиславский

Будучи выходцем из богатой купеческой семьи, Константин Сергеевич Станиславский в молодые годы мог считаться лишь любителем во всех тех областях, в которых его будущий коллега Немирович-Данченко слыл профессионалом. Тем не менее, с ранних лет он стремился не к родительским делам, связанным с производством золотой канители на фабрике, а к театру. Ещё в детстве он занимался игрой в домашних спектаклях и их постановкой, а будучи в Париже, втайне от родителей поступил в консерваторию, поскольку с детства лелеял мечту о карьере оперного исполнителя. Тяготея к театральной эффектности, он даже на прощание с покойным Н. Рубинштейном, директором Московской Консерватории, прибыл верхом на чёрном коне, облачённый в чёрное. Не исключено, что на его предпочтениях сказались театральные корни: его бабушкой была французская актриса Варлей.

А) стал инициатором создания Московского Общества Истории и Литературы;
б) открытия при нём драматической школы, где обучался сам;
в) возложил на себя руководство любительским драматическим кружком, в рамках которого время от времени ставил спектакли.
Там он получил прозвище «режиссёр-экспресс» за стремительность и динамику создаваемых постановок. Как постановщик-экспериментатор, он всё больше тяготел к отказу от условностей театра в пользу реалистичности и воспроизведению на сцене жизненных перипетий. Во многом этому способствовало и его общение с известной артисткой Федотовой, представительницей школы самого Щепкина. Отдельные его постановки оказались столь успешными, что сопоставлялись публикой с работами Малого театра в Москве.

Подготовка первых постановок. Открытие театра МХТ

Помимо учеников Немировича-Данченко, основу нового театра сформировало окружение Станиславского: А. А. Санин, Лилина, Бурджалов, Самарова, В. В. Лужский, Артём и другие. Для первого сезона МХТ готовил несколько разноплановых пьес:

  • «Самоуправцев» Писемского;

  • шекспировскую работу «Венецианский купец»;

  • «Чайку» Чехова.

Подготовка к открытию театра совпала с ликвидацией цензурного ограничения на произведение «Царь Феодор Иоаннович» Алексея К. Толстого, которое и было избрано артистами для

Учреждение нового театра К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко стало первым этапом в истории создания МХАТа и отправной точкой в реформировании русского театрального искусства на рубеже XIX и XX веков.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

МХАТ имени Горького М. был основан легендарными личностями. У его истоков стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Это один из самых знаменитых и лучших театров России.

История театра

МХАТ имени Горького, фото здания которого представлено в данной статье, был основан в 1898 году. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко решили создать свой театр, программа которого была бы основана на новаторских принципах. Они радели за новую манеру актёрской игры, за отсутствие ложного пафоса, наигрыша и декламации, за новый строй в спектаклях, за расширение и обогащение репертуара, за достоверность воссоздания антуража. Возглавили новый театр В.И. Немирович-Данченко (который занял пост директора-распорядителя) и К.С. Станиславский, который стал главным режиссёром. Труппа была собрана из студентов Владимира Ивановича и актёров-любителей, участвовавших в постановках Константина Сергеевича.

Первый спектакль театра состоялся в октябре 1898 года. Это была трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» по А.Толстому. В этом же году состоялась премьера «Чайки» А.П.Чехова. Театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко был свеж, оригинален, и многие его хвалили, но немало было и тех, кто его ругал. Первые 4 года своего существования труппа не имела собственного здания. Спектакли игрались в арендованном помещении театра «Эрмитаж». Зал его вмещал в себя 815 зрителей. МХАТ в то время не был государственным театром и дотаций от государства не получал, завися от того, сколько зарабатывал своими постановками, и плюс от средств меценатов, главным из которых был знаменитый Савва Морозов, который впоследствии взял на себя все финансовые дела.

В 20-е годы 20 века театр получил название МХАТ и был возведён в ранг государственного академического. Этот период был непростым, так как во время работы над одним из спектаклей К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко из-за разногласий приняли решение отказаться от совместной работы над постановками, как было это раньше. В результате Константин Сергеевич сам отстранил себя от работы над новыми постановками и занялся только руководством деятельностью молодых режиссёров. Конфликт завершился тем, что в 1934 году Константин Сергеевич покинул МХАТ. Знаменитый актёр и режиссёр Олег Ефремов возглавлял МХАТ в конце 20 века. При нём труппа стала очень большой, и многим артистам не хватало ролей. Это привело к конфликту. Театр раскололся на две труппы. Часть артистов ушла с О. Ефремовым и получила название МХТ имени А.П. Чехова. А другие артисты вошли в труппу Татьяны Дорониной и остались в МХАТ имени М. Горького. И по сей день существуют отдельно эти два театра.

Сегодня в своём репертуаре имеет постановки как для взрослых, так и для детей МХАТ имени Горького. Актеры здесь служат только самые яркие и талантливые. Среди них большое количество обладателей почётных званий заслуженного и народного артиста России».

Приобрести билеты на спектакли можно в режиме онлайн на официальном сайте МХАТ имени Горького. поможет выбрать удобное по расположению и по финансам место в зрительном зале.

Спектакли для взрослых

МХАТ имени Горького М. предлагает своим зрителям следующие постановки:

  • «Банкрот».
  • «Рождество в доме Купьелло».
  • «Три сестры».
  • «Зойкина квартира».
  • «Заложники любви, или Халам-бунду».
  • «Школа злословия».
  • «Высотка».
  • «Годы странствий».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Медведь».
  • «На дне».
  • «Униженные и оскорблённые».
  • «Васса Железнова».
  • «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа».
  • «Отчаянные влюблённые».
  • «Как боги».
  • «Шоколадный солдатик».
  • «Грибной царь».
  • «Монах и бесёнок».
  • «Старая актриса на роль жены Достоевского».
  • «Красавец-мужчина».
  • «Паутина».
  • «Прощание в июне».
  • «Без вины виноватые».
  • «Босоногий в Афинах».
  • «Так и будет».
  • «Любовь взаймы».
  • «Женитьба Белугина».
  • «Уличный охотник».
  • «Не всё коту Масленица».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца».
  • «Деньги для Марии».
  • «Такая любовь».
  • «Дама-невидимка»
  • «Пространство для любви».
  • «Русский водевиль».
  • «Комедианты господина».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Полоумный Журден».
  • «Дикарка».
  • «Незримый друг».
  • «Тёркин - жив и будет».
  • «Западня для королевы».
  • «Дорогая Памела».
  • «Лес».
  • «Контрольный выстрел».
  • «Тайна двери отеля "Ригал"».
  • «Костюмер».

Спектакли для детей

МХАТ имени Горького М. предлагает маленьким зрителям несколько спектаклей. В нынешнем театральном сезоне это:

  • «Синяя птица».
  • «В поисках радости».
  • «Сокровища Петера».
  • «Её друзья».

Все постановки созданы по замечательным произведениям, которые интересны как детям, так и их родителям.

Премьеры

В этом театральном сезоне МХАТ имени Горького М. представит публике сразу девять премьерных спектаклей. Это постановки:

  • «Люти».
  • «Отелло уездного города».
  • «Провинциалка».
  • «Кроткая».
  • «Пигмалион».
  • «Гамлет».
  • «Мой бедный Марат».
  • «Укрощение строптивой».
  • «Домик на окраине».

Труппа

Актеры театра МХАТ имени Горького М.:

  • М.А. Дахненко.
  • А.В. Самойлов.
  • И.С. Криворучко.
  • К.С. Зайцев.
  • Л.Н. Мартынова.
  • А.И. Титоренко.
  • А.С. Чайкина.
  • М.В. Кабанов.
  • Р.А. Титов.
  • В.Л. Ровинский.
  • Д.В. Корепин.
  • Т.Г. Поппе.
  • Т.В. Дружков.
  • А.С. Рубеко.
  • Н.Ю. Пирогова.
  • С.Ю. Курач.
  • А.Е. Ливанов.
  • А.С. Погодин.
  • Н.Ю. Моргунова.
  • А.А. Кравчук.
  • Г.В. Ромодина.
  • В.Р. Халтурин.
  • К.А. Ананьев.
  • Ю.Е. Болохов.
  • В.А. Лаптева.
  • А.В. Шульгин.
  • Г.Н. Кочкожаров.
  • Е.А. Хромова.
  • Н.Ю. Померанцев.
  • А.С. Удалов.
  • Л.А. Жуковская.
  • В.И. Конашенков.
  • А.Ю. Оя.
  • А.Ю. Карпенко.
  • Ю.А. Ракович.
  • С.Э. Габриэлян.
  • Д.В. Таранов.
  • Л.Д. Голубина.
  • И.Е. Фадина.
  • Л.В. Кузнецова.
  • И.Ф. Скициан.
  • А.А. Чубенко.
  • А.Г. Беседина.
  • С.В. Галкин.
  • Л.Л. Матасова.
  • Т.В. Доронина.
  • А.А. Алексеева.
  • О.А. Цветанович.
  • Ю.А. Зыкова.
  • Е.Ю. Кондратьева.
  • Т.Н. Миронова.
  • М.В. Юрьева.
  • Ю.Ю. Коновалов.
  • Е.В. Катышева.
  • Н.Н. Медведева.
  • А.И. Дмитриев.
  • Т.В. Ивашин.
  • Д.В. Зенухин.
  • А.А. Хатников.

Художественный руководитель

Театр МХАТ имени Горького М. существует под руководством знаменитой актрисы Татьяны Васильевны Дорониной. Она также является и режиссёром-постановщиком. Актёрское образование получила в Школе-студии МХАТ в 1956 году. После окончания обучения три года служила в Театре имени Ленинского Комсомола в Ленинграде. С 1959 по 1966 г. была ведущей актрисой в ленинградском БДТ имени М. Горького. Здесь она сыграла большое количество ролей.

С 1966 по 1972 год Татьяна Васильевна была актрисой МХАТ имени М.Горького. После этого в течение 11 лет служила в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Здесь она сыграла Дульсинею, Липочку, Елизавету Тюдор, Марию Стюарт, Аркадину и так далее. В 1983 году Татьяна Васильевна вернулась в МХАТ имени М.Горького. Через 4 года она стала его художественным руководителем и занимает эту должность до сих пор. Также Т. Доронина является режиссёром и за эти годы поставила большое количество спектаклей.

Татьяна Васильевна извесна зрителю по своим многочисленным ролям в кино. Она сыграла в фильмах: «Шли солдаты…», «Мачеха», «Ещё раз про любовь», «Первый эшелон», «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «На ясный огонь», «Валентин и Валентина» и многих других. Т. Доронина награждена орденами «Дружбы народов», Святой Ольги, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Она является лауреатом премий Константина Симонова, «Хрустальная роза Виктора Розова», академика В.И. Вернадского, Евгения Васильевна - член Союза писателей России.

«Синяя птица»

Театр МХАТ имени Горького М. вернул в свой репертуар детский спектакль «Синяя птица». Он был поставлен ещё в 1908 году самим К.С. Станиславским. Сказка возобновлена именно в режиссуре Константина Сергеевича. В спектакле заняты актёры: Т.Н. Миронова, Г.В. Ромодина, А.С. Чайкина, Н.Н. Медведева, Г.С. Карташов, М.В. Юрьева, Н.Ю. Моргунова, Е.В. Ливанова, О.Н. Дубовицкая, В.И. Масенко. Это феерическая история, которая наполнена музыкой. Этот спектакль всегда вызывает отклик в детских душах. На нём выросло уже не одно поколение. Любимая сцена всех зрителей - это та, в которой происходят чудеса: оживают огонь, хлеб, молоко. Спектакль идёт на сцене МХАТ уже 104 года. Это своего рода мировой рекорд. Ни в каком другом театре нет таких постановок, которые идут с неизменным успехом больше сотни лет.

«Отелло уездного города»

Это спектакль по пьесе Этот спектакль - премьера нынешнего театрального сезона. Роли в постановке исполняют: Б.А. Бачурин, Ю.А. Ракович, М.В. Бойцов, И.С. Криворучко, Л.Н. Мартынова, В.Р. Халтурин, А.А. Хатников, Д.В. Корепин, И.С. Рудоминская, Н.Н. Медведева, О.Н. Дубовицкая, В.Л. Ровинский. Эта история о молодом повесе, который прибыл по делам в небольшой уездный городок. Его приезд неожиданно для всех меняет привычное течение жизни местного населения. Оказывается, что некоторые семьи благополучны лишь на вид. Любовь превратится во всепоглощающую страсть и превратит скромного добряка в мстительного Отелло. Многие годы эта пьеса была незаслуженно забыта и «жила» в тени «Грозы» и «Бесприданницы». Но МХАТ имени М.Горького решил подарить ей новую жизнь на сцене и познакомить зрителя с этим незаслуженно забытым шедевром, в котором кипят шекспировские страсти.

Адрес и как добраться

В городе Москве находится МХАТ имени Горького. Адрес театра: дом №22. Рядом находятся Гнездниковский и Леонтьевский переулки. Возникает вопрос у тех, кто впервые собирается посетить МХАТ имени Горького: как добраться до театра? Самый удобный способ - это метро. Театр располагается совсем рядом со станциями: Чеховская, Тверская и Пушкинская. Последняя располагается к зданию театра ближе всех. От любой из трёх этих станций до театра можно очень быстро дойти пешком.

Арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной . Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.

Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю П.И. Одоевскому и его наследникам. В 1851 году «мхатовский» дом стал принадлежать Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали «домом Фамусова». По мнению литераторов, Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Впоследствии театр арендовали для кафешантанов разные владельцы подобных заведений, в основном Ш. Омон.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра осуществил архитектор (при участии И.А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей. По выражению Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства». Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей, при этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени.

К сожалению, проект Шехтеля по переделке фасада полностью осуществить не удалось. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Во время той отделки на первом этаже вставили оконные рамы с мелкой «клетчатой» расстекловкой (стекло разделено на маленькие квадраты). Между окнами первого и второго этажа повесили фонари-светильники кубической формы на изысканных кронштейнах. Для боковых порталов был разработан дизайн входных дверей с пластичными медными ручками. Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства, стилистику и формальный язык которого воплощал Художественный общедоступный театр.

Оформление интерьеров восхитительное – это редкий сохранившийся пример русского модерна в театральной архитектуре. Приглушенная зеленоватая окраска стен, темное дерево, орнамент в стиле модерн, надписи, выполненные специально разработанным шрифтом – всё это создает уникальную атмосферу театра.

Федор Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому , чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.

В конце 1970–1980-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра. Были отреставрированы интерьеры фойе и зрительного зала; смонтировано новое техническое оборудование сцены, пристроены подсобные помещения. После многочисленных изменений и реконструкций подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль великого архитектора всё же сохраняется в интерьерах театра, его история продолжается в МХТ.