В. Васнецов "Алёнушка"


Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.



Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.



Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.



Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».



Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.



Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.



Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

как сложится судьба «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой.

Виктор Васнецов - прекраснейший живописец рубежа веков, он успешно творил в конце 19 - в начале 20 веков, поэтому постоянно менялся тот жанр, который он выбирает. Сначала это были полотна, в которых их жанр больше относился к бытовому направлению, потом он перешел к портретам, и лишь только потом перешел к устному народному творчестве, которому и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Это произошло после прочтения художником былин и сказок, которые настолько сильно поразили художника, что он решил все это воспроизвести в своих картинах.

Известно, что свою картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году, в основу сюжета которого легли события русской народной сказки, которая известна всем. Виктор Васнецов был поражен образом молодой девушки, которая осталась одна, без родителей, продолжая воспитывать брата. Его поразило и ее трудолюбие, и чувство ответственности. Поэтому он и решил показать главную героиню русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Девушку художник поместил на центральное место в своей картине. На Аленушке надето простое, легкое и цветастое платье. Красивая и грустная героиня одиноко и печально сидит на большом камне серого цвета. Руками она крепко обхватила свои ноги. Обуви на ногах у нее нет. Свою голову девушка печально опустила на колени, волосы ее волнистые и светлые успели растрепаться и выбиться из косы. Выражение лица трудолюбивой героини доброе, но очень печальное, так как зритель видит и как широко и грустно раскрыты глаза, и чуть приоткрыт рот, и немного дрожат губы. Сильнейшая тоска и грусть читается во всем ее прелестном образе.

Скорее всего, в этот момент все ее мысли были о братике, который напился из лужи, не послушав сестру, и вот теперь он превратился в маленького и белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь. И этот образ грусти и печали живописец изобразил на фоне прекрасной и ранней осени. Девушка сидит на берегу реки, поэтому на переднем плане изображена темноватая и неподвижная вода речки, по спокойной глади которой плывут небольшие желтые листочки. Девушка, сидящая на камне, прямо на берегу реки смотрит в воду и отчетливо видит свое изображение.

Рядом с Алёнушкой в воде растут высокие и стройные камыши, листья которых тонкие и ярко-зеленые. Они стоят в воде и кругом, куда не глянь, везде камыши. Видно, что на эту речку в лесу люди практически не приходят. И вот только девушка, которая переживает за своего братика, зашла сюда случайно.

На заднем плане картины, за девушкой, виден темный лес. В нем растут невысокие белоствольные березки и осинки с тонкими стволами. На деревьях листья уже начинают желтеть и они, словно пытаясь подержать девушку, тоже печальны и дрожат от легкого ветерка. На одной, более крепкой веткой, примостилась и стайка птиц. Но они тоже невеселы: сидят спокойно, не прыгают и не резвятся, как это обычно делают птицы, не слышно их веселых и задорных песен.

Чуть дальше виднеется густой и непроходимый лес. В этой чащобе уютно расположились ели, которые всегда зеленого цвета. И их темный цвет добавляет в картину Виктора Васнецова еще больше печали, грусти и даже мрачности. Вся лесная природа находиться в напряженном периоде увядания, словно она, как и героиня картины, грустит. Но не только мрачен лес на картине живописца. Неприглядное и серое небо пугает своими темными цветами. На нем не проглядывает солнышко и даже не выскользнет и не блеснет хотя бы один маленький лучик. Небесный свод мрачен и печален.

Вся композиция васнецовской картины поражает своим единым замыслом и тем, какую цветовую гамму подбирает художник, чтобы отобразить грусть и печаль в жизни девушки. Вся природа сопереживает ее горе и трагедию вместе с ней. Но тут же Виктор Михайлович пользуется и приемом контраста, так как на фоне всей этой мрачной и темной природы, где в основном используются различные оттенки зеленого цвета, выделяется девушка. Для изображения ее лица, светлого и нежного, живописец использовал лишь только светлые краски.

Настроение самого художника Васнецова прекрасно чувствуется: он сочувствует Аленушке и переживает за ее судьбу. Вся живописная васнецовская картина вызывает у любого зрителя сочувствие и сострадание к самой девушке с нелегкой судьбой. Грустно и печально смотреть на героиню картины, которая попала в такую трагическую ситуацию, поэтому хочется ей как-то помочь, убрать из ее жизни все невзгоды и неприятности. Художник, используя зеленые цвета, смог внести в свое полотно реалистичность. Кажется, вот еще одно мгновение и все оживет на картине: лес зашумит и начнет легко дрожать своими листочками, а девушка вдруг оживет, поднимает голову, посмотрит и попросит помощи. Эта картина художника Виктора Васнецова была признана самой лучшей его работой.

Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека,...

Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека, который может внезапно закручиниться, присесть на берегу тихого лесного пруда и растворить свою тоску в природе, забыться. Даже сказочность видимая: название коварно наводит на параллель с историей об Аленушке и ее братце, превратившемся в козленочка. Однако сколько таких Аленушек рассеяно по русскому фольклору — не счесть, и у каждой — свой повод для печали на камне.

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа - это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка - как камни.

Лес молодой, но темный - видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой - той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название - «Дурочка Алёнушка» - содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов, 1891

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Навеянная лирическим сказочным образом картина Васнецова «Аленушка» написана 1881 году. Примеченная художником Ахтырка реальная девушка, стала прототипом героини этой картины. Тоскливый и печальный взгляд простой русской девушки подтолкнул Васнецова к написанию картины «Аленушка». И действительно от картины веет настоящим русским духом.

Уставшая от поисков своего братца Иванушки, сестрица Аленушка сидит в сиротливой позе на камне у мрачного пруда в темном хвойном бору. Одежда девушки обветшала от времени, ноги у нее босые, а в глазах прослеживается печаль и грусть. Видно, что Аленушку не покидает тревожные думы о братце Иванушке. Может коварная Баба-яга превратила его в козленочка. Аленушка винит себя, за то, что не уберегла единственного братца и вся окружающая природа переживает и грустит вместе с ней. Взаимосвязь природы и Аленушки на картине Васнецова очень тесная. Великолепно написанный пейзаж, как бы вторит нашей героине в тоске и скорби. Тесное переплетение природы и Аленушки в картине, не отвлекает зрителя от главного сюжета и в то же время, даже самая смелая деталь картины, призывает к задумчивым размышлениям. Очень много сказок было придумано русским народом и писателями, но мы привыкли их представлять только мысленно, но в данной картине Васнецова «Аленушка», художник искусно выразил в произведении живописными средствами все чаяния героини сказки.

Картина была написана в окрестностях Абрамцево, где живописные просторы еловых, дубовых, березовых лесов и рощ причудливо разделены извилистой речкой Ворей, прудами, глухими оврагами, пригорками. Именно эти места и побуждали Васнецова писать картины национального пейзажа. В картине «Аленушка» Васнецов очень проникновенно и наиболее полно выразил лирическую поэзию русского народа. По словам художника, задумка о написании картины как будто давно жила в его голове, но приступить к работе он смог только повстречав поразившую его воображение девушку. Чисто русская печаль, тоска и одиночество были видны в ее глазах, и Васнецов обратился к сказке. Сидящая девушка задумалась над своей тяжелой судьбой и ей созвучно вторит серое небо, а также отталкивающая и пугающая темнота поверхности омута, на которой застыли желтые листья. Очень лаконично вписано в картину глубокая темная зелень елок и серые блеклые тона осиновой листвы.

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!