В комедии а. с

Комедия Грибоедова "Горе от ума", беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвено показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.

О конфликте "Горе от ума" до сих пор идут споры между разными исследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному. Если принять во внимание время написания "Горя от ума", то можно предположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долга и чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеет многослойное строение. Чацкий - вечный тип. Он пытается привести в гармонию чувство и разум. Он сам говорит, что "ум с сердцем не в ладу", но не понимает всей серьезности этой угрозы. Чацкий - это герой, поступки которого построены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании, практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскую Москву монологами.

Грибоедов писал: "Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь". Его Чацкий - не карикатура, Грибоедов изображает его настолько живым, полным противоречий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшим человеком. Конликт же, который возникает между ним и Фамусовым, носит социально-политический характер. Современники Грибоедова и его друзья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение и провозглашение их идей, а ее конфликт - как борьбу прогрессивной молодежи в лице Чацкого, представителя "века нынешнего", и старых консервативных идей "века минувшего". Но, увлекшись горячими монологами Чацкого, приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания концовке пьесы. Она вовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картина финала не несет в себе оптимизма. По сути, острой борьбы между прогрессивным Чацким и фамусовским обществом не. С Чацким никто конфликтовать не собирается, его лишь просят помолчать":
Фамусов:

"Не слушаю, под суд!
Просил я помолчать,
Не велика услуга".

Много говорилось в литературоведении и о конфликте "века нынешнего" и "века минувшего". "Век нынешний" представляла молодежь. Но молодежь - это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится их. Его девиз - жить по правилу: "Мне завещал отец…". Скалазуб же вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где же конфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирно сосуществуют, но еще и "век нынешний" является полным отражением "века минувшего", то есть конфликта веков нет. Грибоедов не сталкивает "отцов" и "детей", он противопоставляет им Чацкого, который оказывается в одиночестве.

Итак, мы видим, что в основе грибоедовской комедии лежит не социально-политический конфликт, не конфликт веков. Фраза Чацкого "ум с сердцем не в ладу", сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликт чувств и долга, а на более глубинный, философский - конфликт живой жизни и ограниченных представлений о ней нашего ума.

Нельзя не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы. Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии - не свадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья, Молчалин,- выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. В конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:

Не образумлюсь…виноват,
И слушаю, не понимаю…,

но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову:

Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!.

Своеобразие конфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, в конфликт с жизнью вступает рассудочность героев.

Значение "Горе от ума" трудно переоценить Можно говорить о пьесе как о громовом ударе по обществу фамусовых, молчалиных, скалозубов, о пьесе-драме "о крушении ума человека в России".

Тема разума и в чувства в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, вернувшись из-за границы в Москву, оказался чужим для фамусовского общества, живущего по принципам лицемерия и лжи. Его поражает фальшь светского общества.
Герою чужды повадки фамусовых и молчалиных, его разум не способен этого понять. Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным...», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким людишкам, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.
Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он пробует с помощью разума и чувств отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много того, что нужно исследовать и изучать.
Однако людям, не понимающим пылкость его натуры, сложно разгадать его идеи. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать человека, который не похож на них, сумасшедшим.
Чацкий пережил личную драму, влюбляясь и разочаровываясь в своих чувствах. Страдая, он всё же отстоял своё право думать так, как он хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и совершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.
Толпа не готова и не способна услышать крик и понять отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.

Лекция, реферат. Тема разума и в чувства в творчестве А.С. Грибоедова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

"Гоу" Г-дова - социально-поли-тическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия "Гоу" была написана в 20 годы XIX века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены. Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем заключен некий парадокс. Но Г-дов прав - умному человеку всегда сложнее в жизни. Еще древние говорили, что во многом знании нет много счастья, а умножающий знания умножает скорбь. Кроме того, ум - это необыкновенная способность, которая выделяет человека из толпы. Умный человек часто вызывает у окружающих не столько любовь и восхищение, сколько ненависть и раздражение. Особенно если он ведет себя так, как Чацкий. Чацкий - молодой человек, который воспитывался в доме Фамусова после смерти своих родителей. Когда наступили годы зрелости, юноше стало скучно у своего благодетеля и он отправляется за границу. Оттуда он возвращается через три года полным новых передовых идей. Еще до его появления мы понимаем, что Чацкий - человек неординарный, наделенный необык-новенными способностями. Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что он "остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив". Фамусов представляя Чацкого Скалозубу, говорит: "Он малый с головой, и славно пишет, переводит". И это действительно так. Он действительно остроумен, его речь ярка и образна, он красноречив. Чацкий прекрасно разбирается в людях, его замечания о них меткие и верные. Чацкий является представителем прогрес-сивных взглядов, высказывает идеи дворян-декабристов, выступает против крепостного права, тормозящего развитие России. Он настоящий патриот, ему обидно, что в России столь велико почтение к иноземцам, что русские так легко забыли свою культуру, свои обычаи, свой язык. Он говорит о том, что молодым дворянам часто набирают в учителя иностранцев "числом поболее, ценою подешевле". Эти люди в своей стране часто занимали лакейские должности и поэтому не могли исполнить возложенные на них задачи воспитания граждан-ственности и патриотизма в молодых дворянах. Несмотря на свои способности, Чацкий не находит места в этом обществе, потому что в нем не нужны люди мыслящие, вольнолю-бивые, независимые. Да и сам Чацкий не хочет служить. Он говорит: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Для представителей фамусовского общества служба - это способ получения определенных материаль-ных благ: наград, состояний, чинов. Чацкий же хочет служить "делу, а не лицам", а это в фамусовском обществе невозможно. Софья Павловна Фамусова во многом близка Чацкому. Она, как и главный герой, натура страстная, живущая сильным и большим чувством, что вполне естественно для семнадцатилетней девушки. Она умна, решительна, самостоятельна. Речь ее яркая, образная, афористическая. В критических ситуациях она проявляет решительность и находчивость. Сон, придуманный на ходу, с целью отвлечь Фамусова от присутствия Молчалина в ее комнате, свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях. Софья по-своему умна, она много читает, но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории о неравной любви. Под влиянием этих романов у нее скаладывается представление об идеальном герое, которым она вообразила Молчалина. Она хочет семейной жизни, хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, ко

Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.
Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы. Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!
На все советовать и перестать блажить и служить.
Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин. Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » Молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем.
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.
Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца:
… уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих он вкривь и вкось не рубит –
Вот я за что его люблю.
Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивеет…
Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.
Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете! » А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.

1. «Слово о полку Игореве»:

Разум уступил место чувству, и Игорь, вместо разумного решения спасти войско и свою жизнь, после всех предзнаменований, решает погибнуть, но чести не посрамить.

2. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»:

Разум совершенно отсутствует в поступках Простаковой и Скотинина, они даже не понимают необходимости беречь своих крепостных крестьян, так как в них всё благосостояние этих «хозяев жизни». Митрофан являет полную управляемость чувствами: когда нужна матушка, он подлизывается, говорит о том, что любит её, а как только мать потеряла всякую власть, объявляет:

Отвяжись, матушка!

У него нет чувства ответственности, любви, преданности.

3. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»:

Главный герой – Чацкий – на первый взгляд, является образцом разума. Он образован, хорошо понимает своё место, определяет политическую ситуацию, грамотен в вопросах права вообще и крепостного права, в частности. Однако ум отказывает ему в житейской ситуации, он не знает, как вести себя в отношениях с Софьей, когда та говорит, что не он герой её романа. В отношении с Молчалиным, с Фамусовым и всем светским обществом он смел и дерзок и, в итоге, оказывается у разбитого корыта. Чувство досады и одиночества сжимает ему грудь:

Душа моя вот здесь каким-то горем сжата.

Но он не привык подчиняться чувствам и не принимает всерьёз разлада с обществом, а зря.

4. Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»:

Онегин с юношеских лет привык подчинять чувства рассудку: «наука страсти нежной» – уже доказательство этому. Встретив Татьяну, он «привычке милой не дал ходу», не воспринял это чувство всерьёз, решив, что сможет справиться с чувством, как всегда, когда умел «блеснуть послушною слезой». Обратная сторона Татьяна. Она в юности подчинялась только чувствам. Онегин прочитал ей проповедь, в которой рекомендовал: «учитесь властвовать собой». Девушка приняла к сведению данные слова и занялась саморазвитием. К моменту следующей встречи с Онегиным она уже виртуозно владеет своими чувствами, и на её лице Евгений не смог увидеть ни грамма эмоций. Но счастье уже невозможно…

5. Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»:

Главный герой – Печорин – человек, состоящий из рассудка и чувства. Когда он один на один с природой, с дневником или с человеком, с которым не надо притворяться – оно обнажённый нерв, эмоция. Яркий пример в эпизоде, когда он загнал коня по дороге в погоне за Верой. Он плачет от горя. Мгновение длится это состояние. Но мгновение проходит, и другой Печорин поднимается над рыдающим на траве «плачущим ребёнком» и трезво и сурово оценивает его поведение. Торжество разума не даёт счастья этому человеку.