В какой стране родился гендель. Георг Фридрих Гендель

ГЕНДЕЛЬ (Handel ) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле - 14 апреля 1759, Лондон),немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. "Саул", "Израиль в Египте" (обе 1739), "Мессия" (1742), "Самсон" (1743), "Иуда Маккавей" (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.

В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) - органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы "Альмира", за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера - "Нерон". В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа, а в Риме - также оратории(в том числе "Воскресение"). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат(преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.

В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера "Ринальдо", восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его "Страсти по Брокесу" на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал "Музыку на воде" - 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как "Чандос-антемы") и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, "Ацис и Галатея" и "Эсфирь" ("Аман и Мардохей"). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.

В 1718-19 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие - Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За "Радамистом" (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали "Оттон", "Юлий Цезарь", "Роделинда", "Тамерлан", "Адмет" и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной "простонародной" "Оперы нищего" (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).

В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King"s Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция "Эсфири" (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию "Аталия". Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х Гендель создал такие замечательные оперы, как "Роланд", "Ариодант" и "Альчина" (две последние - с развернутыми балетными сценами).

Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы "Дейдамия" в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории "Мессия" в Дублине (1742).

Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета ("Самсон" , "Иосиф и его братья" , "Валтасар" , "Иуда Маккавей" , "Иисус Навин" , "Соломон" и другие); его оратории на темы из античной мифологии ("Семела" , "Геркулес" ) и христианской агиографии("Феодора" ) не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо(особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).

В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял "Мессию", обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту "Музыка для королевского фейерверка" для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию "Иевфай". Последняя оратория Генделя, "Триумф Времени и Правды" (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.

Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До "баховского возрождения" начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. осуществил новые редакции "Ациса и Галатеи" (1788), "Мессии" (1789), оратории "Празднество Александра" (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего "Мессия", принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко.

Биография Генделя свидетельствует о том, что он был человек большой внутренней силы и убежденности. Как говорил о нем Бернард Шоу: «Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю». По мнению драматурга, даже закоренелые атеисты теряли дар речи при звуках его музыки.

Детство и юные годы

Георг Фридрих Гендель появился на свет 23 февраля 1685 года, его родители проживали в Галле. Отцом будущего композитора был цирюльник-хирург, жена которого выросла в семье священника. Ребенок очень рано начал интересоваться музыкой, однако в раннем детстве на его увлечения обращали не так много внимания. Родители полагали, что это лишь детские забавы.

Первоначально мальчика отдали в классическую школу, где будущий композитор смог воспринять некоторые музыкальные понятия от своего наставника Преториуса. Будучи истинным знатоком музыки, он и сам сочинял оперы для школы. В числе первых педагогов Генделя оказался и органист Кристиан Риттер, который дал мальчику уроки игры на клавикордах, и придворный капельмейстер Давид Пооле, нередко бывавший в доме.

Талант юного Генделя был оценен по достоинству после случайной встречи с герцогом Иоганном Адольфом, и судьба мальчика сразу же начала резко меняться. Большой поклонник музыкального искусства, услышав замечательную импровизацию, уговорил отца Генделя дать сыну соответствующее образование. В результате Георг стал одним из учеников органиста и композитора Фридриха Цахау, пользовавшегося большой известностью в Галле. В течение трех лет он учился сочинительству музыки, а также овладел навыками свободной игры на нескольких инструментах - освоил скрипку, гобой и клавесин.

Начало карьеры композитора

В 1702 году Гендель поступил в Галльский университет, а вскоре получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Благодаря этому юноша, отец которого к тому времени скончался, смог зарабатывать на жизнь и обрел крышу над головой. Одновременно Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии.

Годом позже молодой композитор принимает решение о переезде в Гамбург, где тогда располагался единственный в Германии оперный театр (город даже называли «немецкой Венецией»). Примером для подражания для Генделя тогда стал руководитель оркестра театра Райнхард Кайзер. Гендель, поступивший в коллектив в качестве скрипача и клавесиниста, разделял мнение о том, что в операх предпочтительнее использовать итальянский язык. В Гамбурге Гендель создает свои первые произведения - оперы «Альмира», «Нерон», «Дафна» и «Флориндо».

В 1706 году Георг Гендель по приглашению великого принца Тосканского Фердинандо де Медичи приезжает в Италию. Проведя в стране около трех лет, он написал знаменитый «Dixit Dominus», в основу которого вошли слова 110 псалма, а также оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo». Композитор становится популярным в Италии, публика воспринимает его оперы «Родриго» и «Агриппина» очень тепло.

Гендель в Англии

Период с 1710 года и до конца жизни композитор проведет в Лондоне, куда отправится в качестве капельмейстера принца Георга (позже он станет королем Великобритании и Ирландии).

Ежегодно создавая по несколько опер для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», композитор был вынужден менять места работы - воображению великого музыкального деятеля было тесно в существовавших тогда рамках последовательной структуры оперы seria. Кроме того, Генделю постоянно приходилось вступать в разногласия с вельможами. В результате он постепенно переключился на сочинение ораторий.

Весной 1737 Гендель пережил удар, из-за которого у него частично парализовало правую руку, а позже начали замечать помрачения рассудка. Но композитору удалось в течение года восстановиться, однако оперы он больше не создавал.

За девять лет до кончины Гендель совершенно ослеп по воле рокового случая и был вынужден провести эти годы во тьме. 7 апреля 1759 года композитор прослушал концерт, во время которого исполнялась созданная им оратория «Мессия», и это стало последним выходом мастера, имя которого славилось по всей Европе. Спустя неделю, 14 апреля, Георг Фридрих Гендель покинул этот мир. Согласно его последней воле, похороны состоялись в Вестминстерском аббатстве. Траурная церемония была организована с пышностью, как у самых значительных государственных мужей Англии.

23 февраля 2015 года исполняется 330 лет со дня рождения одного из самых великих композиторов за всю историю музыкального искусства. П.И.Чайковский писал о нем:«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»

В истории музыки наиболее удивительным, плодотворным, давшем миру целое созвездие величайших композиторов, был XVIII век. Ровно в середине этого века произошла смена музыкальных парадигм: эпоха Барокко сменилась классицизмом. Представители классицизма — это Гайдн, Моцарт и Бетховен; а вот эпоху Барокко наряду с , пожалуй, самым великим музыкантом человеческого рода, венчает гигантская (во всех отношениях) фигура Георга Фридриха Генделя . Давайте поговорим сегодня немного о его жизни и творчестве; а для начала

я хочу пригласить Вас на большой концерт его памяти, который состоится в кафедральном лютеранском соборе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (известном как Petrikirche ) на Невском пр., дом 22-24 , Прозвучат любимые арии из его опер, концерт для органа "Кукушка и соловей" (солист - Георгий Благодатов), камерная и оркестровая музыка популярного на протяжении трёх столетий композитора в исполнении петербургских музыкантов.

Наш хор тоже пригласили поучаствовать в исполнении самой знаменитой оратории Генделя "Мессия". Всего будет петь 5 хоров в сопровождении симфонического оркестра. Мы будем петь только одну часть из этой оратории "Аллилуя" . Говорят, что в Англии, когда исполняется эта музыка до сих пор все встают.

Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.


Сам Гендель говорил об Аллилуйе, что не знает был ли он во плоти или вне плоти, когда писал эту музыку, что это знает только Бог.

Б.Шоу в своем эссе "О ГЕНДЕЛЕ И АНГЛИЧАНАХ" писал: "Для англичан Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа! Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами. Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи : атеист, слушая Генделя, начинаете видеть Бога, посаженного на извечный престол Генделем. Вы можете презирать кого и что угодно, но бессильны противоречить Генделю. Все проповеди Боссюэ не могли убедить Гримма в существовании Бога. Но четыре такта, в которых Гендель неопровержимо утверждает бытие «извечно сущего отца, хранителя мира на земле», сбили бы Гримма с ног, как удар грома. Когда Гендель говорит вам, что во время исхода евреев из Египта «не было ни единого иедугующсго во всех коленах их», то совершенно бесполезно сомневаться в этом и предполагать, что уж один-то еврей наверняка хворал гриппом, Гендель этого не допускает; «ни единого иедугующего не было во всех коленах их», и оркестр вторит этим словам резкими громовыми аккордами, обрекающими вас на безмолвие. Вот почему все англичане верят, что теперь Гендель занимает высокое положение на небесах."

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, Генделя называют Орфеем эпохи Барокко. Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрожд ения и предшествовала музыке классицизма . Слово «барокко» предположительно происходит от порт угальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. В «Музыкальном словаре» (1768 год) Ж.-Ж. Руссо дано вот такое определение музыки «барокко» "Это «странная», «необычная», «причудливая» музыка доклассической эпохи." Ей сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Итальянский искусствовед Б.Кроче писал: " «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса». Б арочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм, чем музыка эпохи Ренессанса..

Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть нестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.

В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Воз рождения , позволило процветать светской музыке.

Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инс трументы должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение "контрастировать" или "бороться", но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки. В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.

Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.

Опера распространилась во Франции и Англии благодаря великим работам композиторов Рамо, Генделя и Перселла .
В Англии была также развита орат ория , которая отличается от оперы отсутствием сценического действия, оратории часто основаны на религиозных текстах и историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.

В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.

Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - ко нцерт , соната, опера.

Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Но главное, что принесла нам эпоха барокко - это инструментальная музыка. Вокал потеснила виола. Инструменты объединялись в оркестры. Интересно сравнить Генделя с Бахом. Если Бах черпал своё творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени — иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил публичное, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной, небесной гармонии, и некое прикосновение к незыблемым основам Божьего мироздания. Если бы Гендель жил в наше время, он сочинял бы мюзиклы и писал бы музыку к фильмам — и это были бы самые грандиозные и возвышенные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя — квинтэссенция публичного, как сказали бы сейчас, «массового» искусства первой половины XVIII века, а сам он — величайший шоумен своей эпохи.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Два этих гения всё время были рядом, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.)
Род Генделя, в отличие от Баха, не был музыкальным. Это был, как сейчас говорится, «средний класс». Отец Генделя, которого также звали Георг, был уже пожилым человеком; овдовев, он вступил в 1683 г. во второй брак — и вторым сыном от этого брака и был наш герой. К моменту его рождения его отцу было 63 года — возраст уже весьма почтенный. Георг-старший дослужился до достаточно высокого звания камердинера и личного врача (хирурга) бранденбургского курфюрста (Галле подчинялся Бранденбургскому князю) и был весьма обеспеченным человеком — о чём свидетельствует родной дом Генделя.

Дом в Галле, где родился Г.Гендель

С самых ранних лет маленький Георг ничем так не интересовался, как музыкой: игрушками его были барабаны, трубы, флейты. Отец Георга не поощрял увлечения сына. Но и не мешал ему учиться игре на клавесине, который стоял на чердаке. Отец позволил мальчику заниматься музыкой с Фридрихом Вильгельмом Цахау, органистом собора Пресвятой Богородицы, который и по сию пору возвышается на главной площади Галле. В этой церкви Генделя крестили, в ней он учился музыке; и сейчас здесь стоит орган, на котором Цахау занимался с Генделем. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он. Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга, которому было всего 11 лет, на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил. (А в скобках заметим и нравы того времени: придворный лекарь осмеливается противоречить своему князю — и ничего.)
Неудивительно такое внимание к маленькому музыканту и восхищение им. Послушаем музыку , написанную им в возрасте 13-15 лет. Третья и четвертая часть из трио-сонаты соль-минор.

Итак, Гендели вернулись в Галле, и сын продолжил своё обучение в регулярной школе. Но недолго отец таким образом влиял на жизненный путь композитора: 11 февраля 1697 года он скончался (нашему Генделю 13 лет). Гендель стал свободен. Однако из чувства почтения он не только успешно окончил школу, но и поступил в 1702 году, в возрасте 17-ти лет, в Галльский университет на юридический факультет, параллельно усердно занимаясь музыкой. К этому времени уже сформировался творческий метод Генделя и основные особенности его музыки. Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания, он никогда не возвращался к уже написанному материалу (за исключением самого последнего периода своей жизни), чтобы обработать или улучшить его. Надо сказать, что почти так же сочиняли Моцарт и Шуберт; Бах же, Гайдн и Бетховен, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом. Но даже и в сравнении с Моцартом и Шубертом творческий метод Генделя был чем-то особенным. Музыка изливалась из него сплошным потоком, он постоянно был обуреваем ею. Источник этого потока, этой изливающейся струи был, конечно же, в каких-то тайных небесных обителях, где творятся радость бытия, благая сила существования, добро, гармония и красота. Радость и энергия — вот что, пожалуй, главное у Генделя.
В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета своего родного города Галле. Но учиться там он не стал. Уже через месяц после поступления в университет он становится органистом придворного собора в Галле. Семья уже не противилась этому — нужно было материально поддерживать вдову-мать и двух сестёр; со смертью отца доход семьи стал весьма скудным. Но денег было катастрофически мало, и Гендель перебирается в Гамбург Прибыв в Гамбург в 1703 году, Гендель начал с преподавания музыки. За уроки хорошо платили, и, кроме того, это помогло Генделю завязать нужные и полезные знакомства. Но главным для Генделя была, как я уже сказал, Гамбургская опера. Георг Фридрих устроился играть в оперный оркестр на скрипке. Он как губка впитывал все музыкальные и сценические театральные приёмы, и уже через полтора года по прибытии в Гамбург написал свою первую оперу, «Альмиру». Опера имела огромный успех. Генделю в то время было всего 20 лет. Молодого композитора заметил флорентийский принц Джан Гастон Медичи и пригласил его приехать в Италию. Он прибыл туда в 1706 году. В Италии Генделя ожидала масса новых впечатлений. Он усиленно изучал творчество неаполитанских мастеров: Алессандро Скарлатти, Лео, Страделлы и Дуранте. Вскоре и у него развивается стремление к творчеству. Впервые он выступает перед публикой во Флоренции с оперой «Родриго». Весть о «неистовом саксонце» вскоре облетела всю Италию. Куда бы он ни поехал, всюду его опережал успех «Родриго». В Риме его с распростертыми объятиями встречают артисты «Академии Аркадии», а ведь среди членов этого общества были такие известные люди, как, например, Арканджело Корелли, Доменико Скарлатти (сын неаполитанского маэстро), Пасквини и Бенедетто Марчелло. Гендель жадно впитывает знания. В Италии к нему пришла слава мастера "итальянской оперы". Из Италии Гендель уехал в начале 1710 и отправился в Ганновер, где был назначен капельмейстером ганноверского курфюрста Георга I, который был законным наследником английского трона. В 1714, после смерти английской Королевы Анны Георг I стал Королём Англии. Гендель, который и раньше уже бывал в Лондоне, последовал за своим королём и принял Британское гражданство. Часть его успеха в Лондоне несомненно связана с королевским покровительством. Он активно участвовал как музыкально, так и коммерчески в развитии оперного искусства Великобритании. Позже, в 1730-х он будет создавать свои оратории, оды и т.д. в традиционном английском стиле. Он один из немногих иностранцев признан в Англии как величайший английский композитор.

Ему в Лондоне при жизни поставили памятник. Перед Великим Постом 1759 года Гендель почувствовал приближение смерти. Он составил окончательную редакцию завещания, сделал все распоряжения, которые счёл нужным, простился с друзьями и после этого попросил, чтобы его больше не тревожили и оставили одного. При этом он сказал: «я хочу быть один и умереть в , чтобы с Богом и Спасителем моим увидеть и день Воскресения». Такого выражения глубокой веры от него не слышал никто и никогда за всю его жизнь. Его желание исполнилось. Он умер совершенно один в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года. Было ему 74 года. Похоронен Гендель в Вестминстерском аббатстве. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).
Вот таким получилось наше знакомство с одним из величайших композиторов Г.Ф.Генделем, которому завтра исполнится 330 лет.

Приходите на концерт в Петри кирхе.

И еще несколько слов о том, как важно, чтобы человек всегда верил в себя и в свои силы.

Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали "старомодным".

Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш" (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.

Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо известный во всем мире хорал "Аллилуйя".

Вся оратория «Мессия» была написана Генделем всего за 24 дня. Вдохновение его не покидало. В результате получилось весьма удивительно гармоничное сочинение: солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, но самое удивительное и притягивающее в «Мессии» - исходящая от музыки позитивная энергия.

В конце партитуры «Мессии», он вывел три буквы: S. D. G. Что означает «Одному Богу Слава» !

Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем сам ым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.

Георг Гендель снова стал знаменитым и продолжал работать до конца своих дней. А на примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и главное - верить в себя и никогда не сдаваться!

Да, мы сделали это! Вот как звучит Аллилуйя Генделя в нашем исполнении. Должен заметить, что Петр кирхе в смысле акустики - не самое лучшее место. В 1962 году здесь был открыт плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание было отдано лютеранской церкви. Однако при реконструкции, осуществленной в 1990-е гг были нарушены системы уникальных кирпичных сводов. В теле т. н. обратных сводов пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн нового перекрытия. Новый пол расположен на 4 метра выше прежнего, под ним всё ещё находится чаша бассейна. Удалить её не представляется возможным без проведения комплексных изысканий и разработки проекта усиления конструкций. Снижение высоты зала очень чувствуется, из-за этого испорчена акустика, теперь приходится использовать микрофоны. Но тем не менее мы спели Аллилуйю. Вот как она прозвучала.

немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами

Краткая биография

Геóрг Фри́дрих Ге́ндель (нем. Georg Friedrich Händel, англ. George Frideric Handel; 5 марта 1685 год, Галле - 14 апреля 1759, Лондон) - немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.

Гендель родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти.

Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, впоследствии стал английским подданным.

В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».

Ранние годы

Происхождение

По всей видимости, семья Генделя переместилась в саксонский город в начале XVII века. Дед композитора Валентин Гендель был медником из Бреслау; в Галле он женился на дочери мастера-медника Самуэля Байхлинга. Его сын, Георг был придворным цирюльником-хирургом, служившим в суде Бранденбурга и Саксонии, и почётным гражданином Галле. Когда родился Георг Фридрих, первый ребёнок Георга от второго брака, ему было 63 года.

Мать Георга Фридриха Доротея выросла в семье священника. Когда её брат, сестра и отец умирали от чумы, она до конца оставалась рядом с ними и отказывалась их покидать. Георг и Доротея обвенчались в 1683 году в электорате Бранденбурга. Родители Генделя были очень религиозны и являлись типичными представителями буржуазного общества конца XVII века.

Детство и учёба (1685-1702)

Гендель родился 23 февраля (5 марта) 1685 года в Галле. Отец наметил для Георга Фридриха карьеру юриста и всячески противился его тяготению к музыке, так как придерживался укрепившегося в Германии мнения, что музыкант - не серьёзная профессия, а лишь развлекательная. Однако протесты отца не возымели должного действия на Георга Фридриха: он в возрасте четырёх лет самостоятельно научился играть на клавесине. Этот инструмент находился на чердаке, куда Георг Фридрих приходил по ночам, когда члены семьи спали.

В 1692 году Георг Фридрих вместе с отцом уехал в Вайсенфельс к своему двоюродному брату Георгу Кристиану. Здесь герцог Саксен-Вейсенфельса Иоганн Адольф I оценил талант семилетнего Генделя, играющего на органе, и посоветовал отцу не препятствовать музыкальному развитию ребёнка.

Отец последовал этому совету: в 1694 году Гендель начал заниматься у композитора и органиста Ф. В. Цахау в Галле, под руководством которого изучал композицию, генерал-бас, игру на органе, клавесине, скрипке и гобое. Именно в период обучения у Цахау Гендель сформировался как композитор и исполнитель. Цахау научил Генделя облекать музыкальные идеи в совершенную форму, обучил разным стилям, показал различные методы записи, свойственные разным национальностям. На Генделя также повлиял стиль Цахау; влияние учителя заметно в некоторых произведениях композитора (например, в «Аллилуе» из «Мессии»).

Закончив обучение у Цахау, Гендель в 1696 году посетил Берлин, где впервые начал выступать в качестве клавесиниста и аккомпаниатора на концертах при дворе курфюрста. Одиннадцатилетний клавесинист пользовался успехом в высших кругах и курфюрст Бранденбургский пожелал, чтобы Георг Фридрих служил у него и предложил отцу мальчика отправить Георга Фридриха в Италию для окончания обучения, однако Георг Гендель отказался, пожелав видеть сына рядом с собой. Гендель вернулся в Галле, но не успел застать отца: тот скончался 11 февраля 1697 года.

В 1698-1700 годах Георг Фридрих учился в гимназии в Галле. В 1701 году замещал органиста в реформатском соборе. В этот период он познакомился с композитором Георгом Филиппом Телеманом. Два молодых композитора имели много общего, и дружба между ними укрепилась.

В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет Университета Галле. Здесь он изучал богословие и право. Факультет богословия был центром пиетизма, но Гендель, будучи очень религиозным, всё же не разделял взглядов пиетистов. Праву композитор обучался под руководством профессора Христиана Томазия, однако предмет не вызвал у него интереса. Параллельно с учёбой Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии, был музыкальным руководителем и органистом в соборе.

Гамбург (1703-1706)

В 1703 году молодой Гендель переехал в Гамбург, где находился единственный на тот момент немецкий оперный театр. Обосновавшись здесь, композитор познакомился с Иоганном Маттезоном и Райнхардом Кайзером. Последний руководил оркестром оперного театра, в который Гендель поступил на работу в качестве скрипача и клавесиниста. Кайзер во многом послужил примером для Генделя: руководитель оркестра выступал против использования немецкого языка в операх и в своих сочинениях смешивал немецкие слова с итальянскими; Гендель, сочиняя первые оперы, поступил точно так же.

Гендель какой-то период был в очень близких отношениях с Маттезоном. Вместе с ним композитор летом 1703 года посетил Любек, чтобы послушать известного композитора и органиста Дитриха Букстехуде, который предложил двум музыкантам заменить его на посту органиста, для чего нужно было жениться на его дочери. Гендель и Маттезон отказались от этого предложения. Два года спустя они встретили Иоганна Себастьяна Баха, который также направлялся в Любек, чтобы послушать Букстехуде.

В 1705 году он написал свои первые оперы, «Альмира» и «Нерон». Они были поставлены в Гамбургском театре при содействии Райнхарда Кайзера. Премьера «Альмиры» состоялась 8 января, а «Нерон» был поставлен 25 февраля. В обеих постановках Иоганн Маттезон исполнил второстепенные роли. Однако театр был в бедственном материальном положении, не было предпосылок для развития немецкой национальной оперы. В творчестве Генделя проявлялась приверженность к итальянскому барокко, и он уехал в Италию в 1706 году по приглашению герцога Тосканского Джана Гастоне Медичи, посетившего Гамбург в 1703-1704 годах.

В 1708 году в Гамбургском театре под руководством Кайзера были поставлены две оперы Генделя, написанные им в 1706 году, которые представляли собой дилогию, - «Флориндо» и «Дафна».

Италия (1706-1709)

Гендель приехал в Италию в 1706 году, в самый разгар войны за испанское наследство. Он побывал в Венеции, после чего переехал во Флоренцию. Здесь музыкант гостил у герцога Тосканского Джана Гастоне Медичи и его брата Фердинандо Медичи (великий принц Тосканский), который интересовался музыкой и играл на клавире. Фердинандо спонсировал многие постановки опер во Флоренции, первое фортепиано было сделано под его покровительством. Всё же Генделя здесь приняли довольно сухо, отчасти из-за того, что его немецкий стиль был чуждым для итальянцев. Во Флоренции Гендель написал несколько кантат (HWV 77, 81 и др.).

В 1707 году Гендель посетил Рим и Венецию, где познакомился с Доменико Скарлатти, с которым состязался в игре на клавире и органе. В Риме, где Гендель жил с апреля по октябрь, опера была под папским запретом, и композитор ограничился сочинением кантат и двух ораторий, в том числе оратории «Триумф Времени и Правды», либретто которой написал кардинал Бенедетто Памфили. Гендель быстро освоил стилистику итальянской оперы и вернувшись из Рима во Флоренцию, занялся первой постановкой оперы «Родриго» (премьера состоялась в ноябре), которая имела успех у итальянской публики.

В 1708 году Гендель написал ораторию «Воскресение». В том же году он снова посетил Рим, где познакомился с Алессандро Скарлатти, Арканджело Корелли, Бенедетто Марчелло и Бернардо Паскуини. Он пользовался популярностью в высших кругах и завоевал славу первоклассного композитора. Композитор часто приходил на концерты и встречи в Аркадианскую академию, где выступали Скарлатти, Корелли и многие другие. В этом году им была написана пасторальная серенада «Ацис, Галатея и Полифем». В июне Гендель уехал в Неаполь, где также был очень тепло принят.

Вторая итальянская опера композитора, - «Агриппина», была поставлена в 1709 году в Венеции. «Агриппина» имела оглушительный успех и считается лучшей «итальянской» оперой Генделя.

Ганновер и Лондон (1710-1712)

В 1710 году Гендель приехал в Ганновер по совету некоего барона Килмансека, которого музыкант встретил в Италии. Здесь его встретил композитор Агостино Стеффани, любивший творчество Генделя. Стеффани помог ему стать капельмейстером при дворе ганноверского курфюрста Георга I, которому по закону 1701 года предстояло стать королём Великобритании. Во время работы капельмейстером в Ганновере Гендель посетил свою престарелую, ослепшую мать в Галле. Гендель попросил разрешения ехать в Лондон и получив его, осенью 1710 года отправился в столицу Великобритании через Дюссельдорф и Голландию.

Английская музыка была в упадке, здесь ещё не был развит жанр оперы, которая была популярна только в дворянских кругах, а в Лондоне не осталось ни одного композитора. Приехав сюда зимой, Гендель был представлен королеве Анне и сразу удостоился её благосклонности.

Завоевав популярность в Лондоне, Гендель взялся за сочинение новой оперы. Либретто для его будущего сочинения написал итальянский писатель, живущий в Англии, Джакомо Росси по сценарию Аарона Хилла, директора Театра Её Величества в Хеймаркете. Первая итальянская опера композитора для английской сцены «Ринальдо» была поставлена 24 февраля 1711 года в Театре Её Величества, имела огромный успех и принесла Генделю славу первоклассного композитора, единственно только удостоившись негативных отзывов противников итальянской оперы Ричарда Стила и Джозефа Аддисона . В июне 1711 года Гендель вернулся в Ганновер, но планировал снова вернуться в Лондон.

В Ганновере композитор написал около двадцати камерных дуэтов, концерт для гобоя, сонаты для флейты и баса. Он завязал дружбу с принцессой Каролиной (будущей королевой Великобритании). Однако в Ганновере не было оперного театра, и это помешало Генделю поставить здесь «Ринальдо». Поздней осенью 1712 года Гендель во второй раз едет в Лондон, получив разрешение с условием вернуться, проведя в Лондоне неопределённое время.

Великобритания (1712-1759)

Приехав в Лондон, Гендель сразу же занялся постановкой своей новой оперы «Верный пастух». Она была поставлена 22 ноября 1712 года в Хеймаркете. Либретто написал Джакомо Росси (автор либретто «Ринальдо») на основе трагикомедии Баттисты Гуарини. Опера была поставлена всего шесть раз и так же как следующая опера «Тезей» (премьера 10 января 1713 года), не имела того успеха, которым пользовался «Ринальдо».

Гендель стремился укрепить свои позиции в Англии и, чтобы показать свою лояльность английскому двору, в январе 1713 года написал Утрехтский Te Deum, посвящённый утрехтскому мирному договору, положившему конец войне за испанское наследство. Te Deum должен был быть исполнен во время национального торжества, однако английские законы запрещали иностранцу писать музыку для официальных церемоний. Тогда Гендель подготовил поздравительную оду в честь дня рождения королевы Анны, которая была исполнена 6 февраля в Сент-Джеймсском дворце и очень понравилась её величеству. Анна пожаловала ему пожизненную пенсию в 200 фунтов. 7 июля в соборе Святого Павла был исполнен Утрехтский Te Deum.

Гендель провёл год в графстве Суррей, в доме богатого мецената и любителя музыки Барна Элмса. Затем в течение двух лет жил у графа Бёрлингтона (близ Лондона), для которого написал оперу «Амадис» (премьера - 25 мая 1715). Королева была в плохих отношениях с ганноверской ветвью семьи, в том числе с патроном Генделя, а Гендель в то время уже имел звание композитора при английском дворе и не думал о возвращении в Ганновер, несмотря на своё обещание.

1 августа 1714 года королева Анна скончалась. Её место на престоле занял Георг I Ганноверский, приехав в Лондон. Гендель очутился в затруднительном положении, так как теперь его патрон, которому он обещал вернуться, был здесь. Композитору нужно было снова заслужить милость короля. Но Георг был добросердечным человеком и очень любил музыку, так что, услышав новую оперу Генделя «Амадис», снова принял его в свой двор.

В июле 1716 года Гендель в свите короля Георга посетил Ганновер. В этот момент в Германии был популярен жанр Страстей. Гендель решил написать произведение в этом жанре по либретто Бартольда Генриха «Der für die Sünde der Welt gemarterte und sterbende Jesus», на основе которого написали пассионы десять разных композиторов, в том числе Маттезон, Телеман и Кайзер. Новый пассион «Страсти Брокса» был демонстрацией того, что этот жанр был чужд композитору.

С лета 1717 до весны 1719 года Гендель по приглашению герцога Чендосского жил в его замке Кэннонс (англ. Cannons) в девяти милях от Лондона, где сочинил антемы (HWV 146-156), ораторию «Эстер» и кантату «Ацис и Галатея». За ораторию «Эстер» (первая постановка состоялась в Кэннонсе 20 августа 1720 года) герцог Чендосский заплатил Генделю тысячу фунтов. В 1718 году композитор руководил домашним оркестром герцога.

С 1720 по 1728 год Гендель занимает должность директора Королевской академии музыки. Получив должность, Гендель отправился в Германию, чтобы набрать певцов в свою труппу, побывал в Ганновере, Галле, Дрездене и Дюссельдорфе. С этого момента композитор начинает активную деятельность в области оперы. 27 апреля 1720 года в Хеймаркете состоялась премьера новой, посвящённой королю оперы композитора «Радамист», которая имела успех. Однако в конце года в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини и поставил свою оперу «Астарта», которая затмила генделевского «Радамиста». Так как Гендель писал оперы в итальянском стиле, между ним и Бонончини началась конкуренция. Итальянского композитора поддерживали многие аристократы, настроенные враждебно по отношению к Генделю и находившиеся в оппозиции к королю. Последующие оперы Генделя оказались неудачными, за исключением «Юлия Цезаря». Гендель задействовал в опере «Алессандро» (премьера - 5 мая 1721 года) итальянских певиц Фаустину Бордони и Франческу Куццони, враждовавших между собой.

13 февраля 1726 года композитор переходит в британское подданство. В июне 1727 года скончался король Георг I, его место на престоле занял Георг II, принц Уэльский, по случаю коронации Георга II Гендель написал антем «Садок-Священник» (англ. Zadok the Priest).

В 1728 году состоялась премьера «Оперы нищих» Джона Гея и Иоганна Пепуша, содержавшая сатиру на аристократическую итальянскую оперу-сериа, в том числе на творчество Генделя. Постановка этой оперы оказалась тяжёлым ударом для Академии, и организация оказалась в тяжёлом положении. Гендель же нашёл поддержку в лице Джона Джеймса Хейдеггера и отправился в Италию на поиски новых исполнителей, так как старые уехали из Англии после краха предприятия. Будучи в Италии, Гендель посетил Школу Оперы Леонардо Винчи, чтобы обновить свой стиль сочинения итальянских опер; здесь выступали за более драматический характер исполнения и были против концертного стиля в опере. Эти изменения в стиле композитора можно заметить в его последующих операх «Лотарь» (2 декабря 1729), «Партенопа» (24 февраля 1730) и др. Наиболее успешной оперой этого периода считается «Орландо» (27 января 1733), написанная на либретто Никола Хайма, которое он сочинил в последний месяц своей жизни. Во время путешествия по Италии Гендель узнал об ухудшении здоровья матери и срочно вернулся в Галле, где пробыл с матерью две недели.

Гендель также сочинил две оратории («Девора» и «Гофолия»), которые не имели успеха, после чего вновь обратился к итальянским операм. В этот момент принц Уэльский, конфликтующий с отцом Георгом II, основал «Оперу дворянства» и настроил против Генделя итальянского композитора Николу Порпора, с которым у них завязалась конкуренция. К Порпора также присоединился Иоганн Хассе, однако они не выдержали конкуренцию. Дела Генделя шли на лад, ему удалось собрать в труппу новых итальянских певцов. Он договорился с Джоном Ричем о постановках в Ковент-Гардене, где с началом сезона поставил новую французскую оперу-балет «Терпсихора» (9 ноября 1734), написанную специально для французской балерины Салле, а также две новые оперы «Ариодант» (8 января 1735) и «Альчина» (16 апреля); здесь он также ставил свои старые произведения. В 1720-х и 1730-х Гендель писал много опер, а начиная с 1740-х основное место в его творчестве заняли оратории (самая известная из них - «Мессия» - была поставлена в Дублине).

В конце 1740-х гг. у Генделя ухудшилось зрение. 3 мая 1752 года его безуспешно оперировал доктор-шарлатан (до того оперировавший Баха, который тоже страдал от катаракты). Болезнь Генделя продолжила прогрессировать. В 1753 году наступила полная слепота. За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией «Мессия». Во время исполнения силы оставили его, и спустя некоторое время, в канун Пасхи, 14 апреля 1759 года, он скончался. Похоронен в Вестминстерском аббатстве (Уголок поэтов).

Однажды в беседе с одним из своих почитателей Гендель сказал:

«Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучше…»

По мнению П. И. Чайковского:

«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»

Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. - М., 1953. - С. 85.

В честь Генделя назван кратер на Меркурии.

Творчество

За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).

Наследие

Организации и издания

В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (англ. Händel-Gesellschaft) по инициативе Фридриха Гризандера и Георга Готфрида Гервинуса. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Гризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное.

В 1882-1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых.

Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. Hallische Händel-Ausgabe), сокращённо HHA , существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд.

Наиболее известный каталог произведений Генделя (Händel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV ) был опубликован немецким музыковедом Берндом Базельтом в 1978-1986 годах в трёх томах. Опираясь на документы, Базельт описывает все авторские произведения Генделя, а также произведения, авторство которых сомнительно.

Гендель в искусстве

Персонаж в фильмах

  • 1942 - Великий г-н Гендель (англ. The Great Mr. Handel; реж. Норман Уокер, Norman Walker; G.H.W. Productions Ltd., Independent Producers) - исп. Уилфрид Лоусон (Wilfrid Lawson)

    › Георг Фридрих Гендель

2. Характеристика творческого стиля Генделя.

1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 - 1759) – немецкий композитор барокко. Родился в Галле близ Лейпцига, первую половину своей жизни прожил в Германии, а вторую половину – с 1716 г. – в Англии. Гендель умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей: Ньютона, Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя считают английским национальным композитором.

В раннем возрасте Гендель обнаруживает большие музыкальные способности. Уже в 7-летнем возрасте Гендель покоряет своей игрой на органе герцога Саксонского. Однако музыкальные увлечения ребёнка наталкиваются на противодействие отца, мечтавшего о юридической карьере сына. Поэтому Гендель поступает в университет на юридический факультет и параллельно служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте Гендель переезжает в Гамбург, город, имеющий первый в Германии оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. В Гамбурге появилась первая оратория Генделя «Страсти по Евангелию от Иоанна», первые оперы – «Альмира», «Нерон».

В 1705 г. Гендель направляется в Италию, пребывание в которой имело огромное значение для формирования генделевского стиля. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность итальянской опере-seria. Оперы Генделя получают восторженное признание у итальянцев («Родриго», «Агриппина»). Гендель пишет также и оратории, светские кантаты, в которых оттачивает своё вокальное мастерство на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается окончательно. В Лондоне он отдаёт много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются 12 антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра на библейские тексты. В 1717 г. Гендель пишет «Музыку на воде» - 3 оркестровых сюиты для исполнения во время парада королевского флота на Темзе.

В 1720 г. в Лондоне был открыт оперный театр «Королевская академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»), музыкальным руководителем которого становится Гендель. Период с 1720 по 1727 гг. является кульминационным в деятельности Генделя как оперного композитора. Гендель создавал по несколько опер в год. Тем не менее, итальянская опера всё более и более стала испытывать кризисные явления. Английское общество стало испытывать острую потребность в национальном искусстве. И хотя лондонские оперы Генделя были распространены по всей Европе как шедевры, падение престижа итальянской оперы отражается и на его творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель, не отчаиваясь, едет в Италию, набирает новую труппу и открывает сезон Второй оперной Академии. Появляются новые оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина» и др., в которых Гендель обновляет трактовку оперы-seria – вводит балет, усиливает роль хора, делает музыкальный язык более простым и выразительным. Однако борьба за оперный театр кончается поражением – Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает (депрессия, паралич) и почти 8 месяцев не работает.

После провала оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается от сочинения опер и сосредотачивает внимание на оратории. В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия» и др. Оратория «Мессия» после премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства.

На закате жизни Гендель добивается прочной славы. Среди произведений, написанных в последние годы, выделяется «Музыка для фейерверка», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его сражает несчастье – он слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию. В 1759 г. Гендель умирает.