Удивительный дом Перцова (и дом-ларец заодно). Здание цветковской галереи Пречистенская набережная 29

Особняк Цветкова по адресу Пречистенская набережная, дом 29 возвели в период с 1899 по 1901 годы. Авторы столь оригинального проекта стали архитектор и художник Виктор Михайлович Васнецов.

История дома началась в 1898 году, когда художественная коллекция Ивана Евменьевича Цветкова разрослась так, что ей уже не хватало площадей в его особняке, расположенном в Кривоарбатском переулке, 5. Именно тогда и было принято решение возвести для галереи новое здание для демонстрации картин русских художников.

В 1898 Цветков выкупает участок на Пречистенской набережной, отдав за него 14 тысяч рублей. План дома меценат и коллекционер составил сам, определив на нем и расположение комнат и залов.

Фото 1. Пречистенская набережная, 29 в городе Москве

Окончательный архитектурный проект составил Виктор Михайлович Васнецов, хотя на первоначальном этапе был привлечен архитектор Кекушев. Отдельные задумки последнего Васнецов все же осуществил, к примеру, устройство «бочки-крыши».

Виктор Михайлович подошел к исполнению заказа с особой тщательностью. Так, в столярных мастерских дважды заказывались для наглядности небольшие модели дома со всеми пропорциями.

Строили здание на Пречистенской набережной, 29 два года. Весь объем установили на 24 каменные сваи, соединенные между собой арками. Завершение работ пришлось на 1901 год, а все строительство обошлось Цветкову в 96 тысяч рублей.

Особняк выглядит, как сказочные теремные палаты. Двухэтажное строение, при беглом взгляде, напоминает сундучок, который богато декорирован элементами древнерусского зодчества: наличниками, широко исполненным поясом «поребрика», филенками с изразцами. На фасаде ранее имелись узорные подзоры, которые до сего дня не сохранились.

Нарядность Цветковской галерее придавала и контрастная окраска фасадов, где выступающие за основную фасадную плоскость декоративные элементы были выделены белым цветом.

Интересно и внутреннее оформление. Так, 12 залов второго этажа декорированы в древнерусском стиле, а их эскизы выполнил также Виктор Васнецов. Здесь были представлены резные лавки, лари и другие предметы из дерева. Для освещения залов использовались люстры, выполненные в точном соответствии с новгородскими паникадилами, известными еще со времен Иоанна Грозного.

В залах Цветковской картинной галереи были представлены полотна Василия Григорьевича Перова, Карла Павловича Брюллова, Антона Павловича Лосенко, Виктора Михайловича Васнецова, Павла Андреевича Федотова, Василия Дмитриевича Поленова, Владимира Егоровича Маковского, Исаака Ильича Левитана, Ильи Ефимовича Репина.

Дальнейшая история Цветковской галереи

В мае месяце 1909 года Иван Евменьевич Цветков передает художественную коллекцию вместе с домом №29 на Пречистенской набережной в дар Первопрестольной столице. К 1915 году в цветковской галерее насчитывалось 450 картинных полотен, 36 скульптурных изваяний и 1373 рисунков.

Дом Перцова интересен не только видом, но и историей. Началось все, впрочем, с другого дома – «Дома-ларца», который построил на Пречистенской набережной известный коллекционер картин Иван Евменьевич Цветков. Ничто человеческое не было чуждо коллекционерам и до революции. Цветков соревновался с братьями Третьяковыми за известность и даже уволил своего архитектора, наняв вместо него Васнецова, когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» вышел куда менее популярным, да и размерами он явно уступал Третьяковской галерее, зато из его окон - замечательный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя. Именно этот вид и заворожил Петра Николаевича Перцова, побывавшего у Цветкова в гостях. Тогда Иван Евменьевич поймал его на слове и предложил указать еще лучшее место при условии, что приобретя его, Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и, при содействии Цветкова, не торгуясь приобрел участок на набережной, выходящий на площадь.

Дом-ларец.

Фрагмент фасада.

Инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов родился в Казани в 1857 году и окончил институт в Санкт-Петербурге, профессию по тем временам получив перспективную и доходную – в начале XX века Россия занимала второе место в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63000 верст. В отличие от Цветкова, выстроившего особняк, Перцов задумался о доходном доме и объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри конкурса были самые именитые архитекторы и художники – В.М.Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель и другие. Первая премия была присуждена молодому А.В. Васнецову, но в итоге сам Перцов остановился на проекте С.В. Малютина, занявшего второе место. Дом был построен в течение одиннадцати месяцев, что совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии.

Майолика.

Как и у всех доходных домов (в отличие от особняков) , при великолепной отделке фасада и торца здания, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир проста и незатейлива.

Одновременно со строительством дома Петр Николаевич занимался постройкой первой в России «народной» железной дороги на Северном Кавказе, чьи акции бы распространялись исключительно среди местного населения. Противником проекта был министр финансов Коковцев, лоббировавший интересы монополиста – Владикавказской железной дороги. «Народную концессию» спас молодой Путилов, который внес в казну два миллиона золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая только что построенный дом. Номинальной владелицей дома (о чем свидетельствует табличка на здании) была жена Перцова – Зинаида Алексеевна. Она же, по вполне понятным всем женщинам причинам, категорически воспротивилась альтруистической идее мужа, и только поддержка двух взрослых сыновей позволила Перцову осуществить свой проект. К счастью, довольно успешно – в 1910 году дом был освобожден от залога.

Фрагменты отделки дома.

Петр Николаевич прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя и выступал в защиту церкви от нападок новой власти, в результате чего в 1922 году проходит в качестве обвиняемого в процессе «церковников». Будучи приговорен к 5 годам тюремного заключения, Петр Николаевич все-таки выходит на свободу в 1923 году, но из дома его выселили и уже навсегда.

А дом перешел к слугам народа. Вот что пишет в своих мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида Петровна: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!"

В 1898 году Иван Евменьевич Цвет­ков, известный коллекционер, приобретает здесь у мещан Квасниковых «пустопорож­нее место». Участок предназначался для строительства здания галереи, где предпо­лагалось разместить обширную коллекцию произведений русских художников, которую Цветков собирал с 1881 года.

Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненно­го в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В.М.Васнецов. Строительство особняка в 1899-1901 годах осуществили архитектор В.Н.Башкиров и инженер-архитектор Б.Н.Шнауберт. По оценочной описи значились двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.

Силуэт двухэтажной каменной постройки определила высокая кровля-епанча с метал­лическим гребнем. В декоре краснокирпичных фасадов применены стилизованные приемы узорочья XVII века. Парадный вход акцентирован объемом балкона и килем венчающего кокошника, врезанного в крышу. Резная парадная дверь фланкиро­вана настенными светильниками-фонарями. Парапет балкона украшен ширинками. Центральное окно первого этажа оформлено колонками и завершением в виде разорванного фронтончика, высокие окна второго этажа колончатыми наличника­ми с килевидными кокошниками. Здание опоясано фризом, состоящим из ширинок с изразцовыми вставками и пояса поребри­ка под ним. Углы постройки декорированы лопатками с ширинками, в которых также помещены изразцы. Со стороны двора к особняку примыкает открытое крыльцо на пузатых колонках с перекинутыми между ними арками и килевидным зонтом. В объем крыльца включена лестница, ведущая на высокий первый этаж. Декоративное решение дворового и бокового фасадов идентично главному фасаду. Полихромные изразцы с растительными узорами, скорее всего, были изготовлены фабрикой Товари­щества М.С.Кузнецова. Документального подтверждения этому нет, однако сравни­тельный анализ с кузнецовскими изразцами особняка Н.В.Игумнова (Большая Якиманка, д. 43, стр. 1, 2, 3) не оставляет сомнений в их общем происхождении.

В 1909 году И.Е.Цветков передал свою коллекцию в дар Москве, с условием пожиз­ненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Нико­лая II. Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года. Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и рас­пределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.

Реставрация особняка была ориентирова­на на максимальное воссоздание утраченных элементов фасадов, соответствующих первоначальному авторскому замыслу. Проект учитывал опыт реставрации комплекса зданий дома Игумнова на Большой Якиманке.

Позднее покрытие основного объема кровли и кровли козырька крыльца дворового фасада из оцинкованного листа было заменено на черепицу из цинк-титана. Также из цинк-титана были выполнены резной подзор свеса кровли, водосточные воронки и трубы. По архивным фотографиям воссоздано утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Воссозданы столярные заполнения внешней нитки окон, окон люкарен, а также деревянные въездные ворота.

Восстановлен исторический облик элементов архитектурного оформления - наличников, колонок, фронтончиков. Согласно проекту реставрации они были выкрашены в белый цвет. Восполнены утраты изразцового фриза. Металлические решетки на окнах цокольного этажа воссоздавались по образцу сохранившихся решеток на главном фасаде. Площадки крылец главного и дворового фасадов были воссозданы из натурального камня.

В 2016 году памятник стал лауреатом премии "Московская реставрация" в номинациях - "За лучший проект реставрации и приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Вконтакте

Является объектом культурного наследия федерального значения.

История

Когда к 1898 году коллекция Цветкова перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке (дом 5), он решил построить для размещения в нём галереи работ русских художников новый дом.

Осенью 1898 года И. Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей «пустопорожнее место» на берегу на Пречистенской набережной. Он сам составил план будущего дома с точным расположением комнат. Проект попросил сделать Виктора Васнецова.

Позже он вспоминал:

«Внешний же вид, все 4 фасада сделаны по рисункам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской»

Васнецов подошел к проекту очень ответственно: столяры дважды делали маленькие модели дома. Строился он два с лишним года, и все это время Васнецов внимательно следил за строительством.

неизвестен , Public Domain

Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году строительство, которое обошлось Цветкову в 96 тысяч рублей, было завершено. Дом получился в виде сказочного терема. Вот как описывала дом жена И. Репина:

«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат - все приспособлено для нее… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».

Н. Нордман-Северова

Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры - точная копия новгородских паникадил времен Ивана Грозного. Прямо над лестницей висело большое полотно В. Перова «Ловля рыбы бреднем». В залах размещались рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К. Брюллова, А. Лосенко, П. Федотова, В. Маковского, И. Левитана, И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова.

В мае 1909 года Цветков передал свою коллекцию и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. В 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур.

После революции галерея была национализирована и 17 августа 1917 года открыта для свободного доступа посетителей.

NVO , CC BY-SA 3.0

В 1917-1925 годах Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей. В 1926 году была присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков. В 1926 году в Государственную Третьяковскую галерею поступили личный архив и библиотека Цветкова.

Затем часть коллекции рисунков и часть собрания живописи (свыше 100 картин) оставили в Государственной Третьяковской галереи, а свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям России.

Фотогалерея


Полезная информация

Особняк Цветкова

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Пречистенская набережная дом 29

Современность

В годы Второй мировой войны, в марте 1942 года для прёма частей авиаполка «Нормандия - Неман» в Москву прибыл генерал Эрнест Пети. Генералу и его помощнику по вопросам авиации капитану Альберу Мирле был выделен особняк Цветкова для создания «Военной миссии».

В настоящее время хозяин особняка - военный атташе Франции. Теперь это обычные жилые апартаменты. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвященная истории «Нормандии - Неман»: фотографии летчиков - Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля.

Мемориальные доски

На доме в настоящее время находятся:

  • мемориальная доска с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в России в борьбе с фашизмом. Под этой доской расположена другая, на которой высечено: «Вы жили недолго, но ярко».
  • В 1995 году к 150-летию со дня рождения создателя коллекции и галереи на фасаде особняка была установлена мемориальная доска в честь И. Е. Цветкова.