Типы и виды календарей событий. Какие бывают календари

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.

Мы привыкли, что календарь, который используется сегодня – самый верный и удобный вариант летоисчисления. Ведь им пользуется большая часть мира, и все события мы привязываем лишь к его обозначениям. А ведь эта система была введена в обиход только в шестнадцатом веке. И ответственность за то, какой сейчас календарь, несет папа Григорий XIII. Это в годы его правления был введен стиль исчисления лет, названный григорианским.

Официальный календарь - григорианский

До него люди пытались скоординировать между собой смену времен года и длину солнечных дней. Кроме того, существовала определенная сложность в том, чтобы согласовать различные календари между собой, поскольку в каждом уголке мира время исчисляли по-своему.

Например, красноречив тот факт, что когда в России был принят юлианский календарь, начало года решено было считать 1 марта, тогда как в оригинале – 1 сентября. Более того, хоть этот календарь был предложен Юлием Цезарем еще в 45 году до н.э., в России он начал функционировать лишь в 988 году с введением христианства. Какой календарь в России сейчас? Такой же, как и во всем мире – григорианский.

И хоть сегодня григорианский календарь считается самым удобным и самым оптимальным, он тоже имеет ряд недостатков. Например, високосный год не обязательно будет каждым четвертым. В то время, когда был веден календарь, решено было не считать високосными года, которые оканчиваются на два нуля, а сотни не кратны четырем. Так легче было подогнать количество дней под реальное время. Недостатком его считается и то, что каждый год начинается с разного дня недели (хотя этот минус достаточно сомнительный).

В связи с этим, последние пару столетий ученые пытаются найти альтернативу григорианскому календарю. И, хоть предложений было достаточно, единственно верного и приемлемого не поступило.

Какой календарь лучше: солнечный или лунный

Чтобы полнее ответить на вопрос, какие существуют календари, стоит привести и повсеместную их классификацию. Все календари, которые известны человечеству, можно разделить на три общие категории. Это солнечные, лунные и солнечно-лунные.

Солнечный календарь привязан к полному обороту земли вокруг солнца – то есть к так называемому, тропическому году. Это значит, что за упомянутый цикл должна пройти полная смена сезонов. Официальный григорианский календарь – солнечный.

Лунный календарь привязан к лунному месяцу. То есть он основан на смене фаз луны, видимых с одной и той же точки. Обычно, длина лунного месяца колеблется, и представляет собой дробное число дней. Это приходится компенсировать добавлением суток.

Солнечно-лунный календарь берет во внимание одновременно тропический год и лунный месяц. Он учитывает количество дней в месяце, зависит от чередования фаз луны. Меняется также число лунных месяцев, которые «поместятся» в тропический год.

Каждый народ имеет свой календарь

Иногда народ не может перейти на общепринятый календарь, считая свой самым правильным. Какие есть календари в мире? Например, в Израиле, вместе с официальным григорианским календарем, используется еврейский. Израильский народ празднует праздники согласно своему календарю и даже пишет соответствующие даты в официальных документах. Этот календарь тоже прошел период становления, и в разные годы характеризовался разными особенностями.

В Японии в девятнадцатом веке, был официально введен григорианский календарь. Однако традиционный японский остался, и его система исчисления лет также как в Израиле используется народом.

Самый известный календарь, который не используется в настоящее время, пожалуй, календарь майя. Этот древний народ ухитрился так составить свою систему летоисчисления, что отголоски его стараний достигли современных людей. Ведь конец света, который мы пережили в 2012 году, был ошибочно «прочитан» и предсказан, благодаря этому календарю.

Чтобы ответить на вопрос, какие календари бывают, не хватит одной статьи. Мы не упомянули армянский календарь, ирландский, советский, эфиопский. Каждый из них особенный и интересен многими фактами, а не только названием и периодом исчисления.

Астрономия и календарь

Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его составлением испокон веков бились астрономы.

Кажется, считай сутки по смене дня и ночи, что проще. Но, в действительности, проблема измерения очень длительных промежутков времени, иначе говоря, создание календаря -исключительно сложна. И без наблюдения за небесными телами её не решить.

Если о некоторых единицах измерения люди, а затем учёные просто договорились (метр, килограмм), а многие другие являются производными от них, то единицы измерения времени дала природа. Сутки – это продолжительность одного оборота Земли вокруг оси. Лунный месяц – время, за которое происходит полный цикл смены лунных фаз. Год – продолжительность одного оборота Земли вокруг Солнца. Вроде бы всё просто. Так в чём же проблема?

А дело в том, что все три единицы зависят от совершенно разных природных явлений и не укладываются одна в другую целое число раз.

Лунный календарь

Начало новых суток и нового года определить трудно. А вот начало лунного месяца просто, достаточно посмотреть на Луну. Начало нового месяца определялось древними из наблюдений первого появления узкого серпа после новолуния. Поэтому древние цивилизации пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени.

Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем 29 с половиной суток. Лунные месяцы были приняты разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 суток. Целое число лунных месяцев (12 месяцев) насчитывало 354 суток, а продолжительность солнечного года – полных 365 суток. Лунный год оказался короче солнечного на 11 суток, и их необходимо было привести в соответствие. Если этого не сделать, то начало года по лунному календарю со временем будет перемещаться по временам года. (зима, осень, лето, весна). К такому календарю невозможно привязать ни ведение сезонных работ, ни проведение ритуальных мероприятий, связанных с солнечным годовым циклом.

В разные времена эта задача решалась по-разному. Но подход к решению проблемы был един: в определённые годы в лунный календарь вставляли дополнительный месяц. Наиболее лучшее сближение лунного и солнечного календарей даёт 19-летний цикл, при котором в течение 19 солнечных лет по определённой системе в лунный календарь добавляются 7 дополнительных лунных месяцев. Длительность 19 солнечных лет отличается от длительности 235 лунных месяцев всего на 2 часа.

Для практического использования лунный календарь не очень-то удобен. Но в мусульманских странах он принят и в наши дни.

Солнечный календарь

Солнечный календарь появился позднее лунного, в Древнем Египте, там, где очень регулярны ежегодные разливы Нила. Египтяне заметили – начало разливов Нила близко совпадает с появлением над горизонтом самой яркой звезды – Сириус, по-египетски Сотис. Наблюдая Сотис, египтяте определили продолжительность солнечного года, равную полным 365 суткам. Год они поделили на 12 одинаковых месяцев по 30 суток в каждом. А пять лишних дней каждого года объявлялись праздниками в честь богов.

Но точная продолжительность солнечного года – 365.24…. суток. Каждые 4 года неучтённые 0.24 суток накапливались почти в полные сутки. Каждый период из четырёх лет наступал на сутки раньше, чем предыдущий. Жрецы знали, как можно исправить календарь, но не делали этого. Они считали благом, что Восход Сотис приходится попеременно на все 12 месяцев. Начало солнечного года, определённое по восходу звезды Сотис и начало года по календарю совпадали через 1460 лет. Такой день и такой год торжественно отмечались.

Календарь в древнем Риме

В древнем Риме календарь отличался редкостной путаницей. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего, фебруариуса, содержали счастливое нечётное число дней – либо 29, либо 31. В фебруариусе насчитывалось 28 дней. Всего в календарном году получалось 355 дней, на 10 дней меньше, чем следовало бы. Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов, членов верховной касты жрецов. Понтифики ликвидировали неувязки в календаре своей властью, добавляя в календарь дополнительные дни по своему разумению. Решения понтификов доводили до общего сведения глашатаи, которые объявляли о появлении дополнительных месяцев и начале новых лет. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по ссудам, вступление в должности консулов и трибунов, даты праздников и другие события. Внося тем либо иным образом изменения в календарь, понтифики могли ускорить или отсрочить такие события.

Введение юлианского календаря

Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астронома Созигена он произвёл реформу календаря, придав ему тот самый вид, в котором календарь и сохранился до наших дней. Новый римский календарь получил название юлианского. Юлианский календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э Год по юлианскому календарю содержал 365 дней, каждый четвёртый год был високосным. В такие годы в февраль добавлялся дополнительный день. Таким образом, средняя продолжительность юлианского года составляла 365 дней и 6 часов. Это близко к продолжительности года астрономического (365 дней, 5 часов, 48 минут, 46,1….. секунд), но всё же на 11 минут отличается от него.

Принятие юлианского календаря христианским миром

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования его во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой её фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. За начало летоисчисления был принят год провозглашения Диоклетиана римским императором, 284 год по принятому ныне летоисчислению. День весеннего равноденствия по принятому календарю пришёлся на 21 марта. От этого дня рассчитывается дата главного христианского праздника – Пасхи.

Введение летоисчисления от рождества Христова

В 248 году эры Диоклетиана настоятель римского монастыря Дионисий Малый поставил вопрос, почему христиане ведут летоисчисление от воцарения яростного гонителя христиан. Каким-то образом он определил, что 248 год эры Диоклетиана соответствует 532 году от рождества Христова. Предложение вести счёт годам от рождества Христова сначала не привлекло к себе внимания. Лишь в ХVII веке началось внедрение такого летоисчисления во всём католическом мире. Наконец, в ХVIII веке дионисиево летоисчисление переняли учёные, и его употребление стало повсеместным. Годы стали считать от рождества Христова. Это и есть «наша эра».

Григорианский календарь

Юлианский год больше солнечного астрономического года на 11 минут. За 128 лет юлианский календарь на сутки отстаёт от природы. В ХVI веке за период, прошедший со времени Никейского собора день весеннего равноденствия отступил на 11 марта. В 1582 году папа римский Григорий ХIII утвердил проект календарной реформы. За 400 лет пропускаются 3 високосных года. Из «вековых» лет с двумя нулями на конце следует считать високосными лишь те, первые цифры которых без остатка делятся на 4. Следовательно, 2000 год високосный, а 2100 год високосным считаться не будет. Новый календарь получил название григорианского. Согласно декрету Григория ХIII вслед за 4 октября 1582 года наступило сразу 15 октября. В 1583 году день весеннего равноденствия снова пришёлся на 21марта. Григорианский календарь или новый стиль тоже имеет погрешность. Григорианский год на 26 секунд длиннее, чем следовало. Но смещение в одни сутки накопятся лишь за 3000 лет.

По каким календарям в России жили

На Руси в допетровское время был принят юлианский календарь со счётом лет по византийскому образцу «от сотворения мира». Пётр 1 ввёл в России старый стиль, юлианский календарь со счётом лет «от рождества Христова». Новый стиль или григорианский календарь был введён в нашей стране только в 1918 году. При этом вслед за 31 января насупило сразу 14 февраля. Только с этого времени даты происходящих событий по российскому календарю и по календарю западных стран стали совпадать.

Существуют самые различные виды календарей, а само это слово происходит от античного calendarium (с латыни - долговая книжка), по которой должники в Древнем Риме платили в день календ полагающиеся проценты. Вообще, календарь - это система вычислений промежутков времени, основывающаяся на периодике движения Луны и Солнца, именно отсюда и произошли практически все виды календарей.

Разделение

Достаточно давно вышли из употребления как солнечные, так и лунные расчёты промежутков времени, оставшись только в распоряжении ревностных садоводов. Впрочем, их постоянно используют в конфессионных целях, откуда и происходит непрекращающееся несогласие служителей разных культов о способах счисления. Сегодня виды календарей различаются, скорее, по оформлению списка дней года, где они разделены на месяцы и недели с указанием будних и праздничных дней.

Оформление может быть самым разным. Все пользуются либо настольным вариантом, либо перекидным, либо настенным. Все виды календарей в современном мире - это справочные периодические издания, где последовательно перечисляются дни, недели, месяцы текущего года, нередко с сопутствующими сведениями самого разного характера.

Весьма часто на каждой странице где-нибудь сбоку указывается положение Солнца или Луны в данный день, но эту информацию предоставляют далеко не все виды календарей.

Даты

У каждого народа с незапамятных времён были собственные способы датирования происходивших событий. Многие древние календари ведут отсчёт времени от сотворения мира. Например, у евреев мир возник в 3761 году до нашей эры, а вот александрийский календарь обозначил эту дату двадцать пятым мая 5493 года до нашей эры. Для римлян время началось с легендарного дня основания своей столицы в 753 году до нашей эры, а парфяне начали свои записи и расчёты, когда на троне воцарился первый царь.

Очень занимательно изучать древние календари, многие из которых являются памятниками истории. У египтян с каждой династией фараонов начинался новый отсчёт времени. Все мировые религии основывали собственный календарь: григорианский календарь показывает 7525 год от сотворения мира, исламский - всего лишь 1438, согласно буддийскому - человечество уже более двух с половиной тысяч лет живёт в эре Нирваны, а календарь бахаи, наверное, самый юный, там сегодня всего 174 год. Изобретение календаря с развитием каждой цивилизации было неминуемым.

Причины

Каждому народу календари нужны были для разных целей. Например, египтяне обозначили конечными точками промежуток между восходами Сириуса, потому что как раз в это время ежегодно разливался Нил-кормилец. Нужно было точно высчитать уборку урожая, иначе река уберёт, а также и время сева, когда великий поток схлынет, оставляя после себя живительный ил. И египтяне очень хорошо справились с такой задачей: изобретение календаря им удалось на славу. Учёные всего мира отмечают удивительную точность древнеегипетских вычислений.

А Древняя Русь вела календарь по всем четырём годовым сезонам, широко используя и солнечный, и лунный календарь. Это было не так уж просто: каждые девятнадцать лет нужно было включить в общий ход ещё семь месяцев дополнительно. Однако уже в самой седой древности русские имели седмицу - семидневную неделю - задолго до того, как им рассказали о трудах Господа по сотворению мира. В 988 году установилось христианство, и счёт пошёл от сотворения Адама, по-византийски, хотя Русь упорно делала всё по-своему, и даже византийский календарь действовал здесь с некоторыми отклонениями от основного счисления. Например, византийцы праздновали новый год 1 сентября, а русские по привычке - 1 марта. Больше нигде такие "специальные" календари не применялись.

Системы счисления

При переводе определённой даты из одного летоисчисления в другое достаточно легко запутаться. И вообще, время - самая удивительная субстанция, его невозможно почувствовать - понюхать, потрогать. Это четвёртое измерение физического трёхмерного мира.

Есть сегодня физики-теоретики, которые изучают теорию струн, они уверены что время вообще не существует. Однако надо же каким-нибудь образом отмечать наше рождение, рост, взросление, старость, уход из этого мира. Планета у нас очень маленькая, но единого календаря и единой системы исчисления времени пока нет.

Лунный календарь

Лунный год солнечному не равен, к годичному движению нашей звезды не привязан, поэтому и календарь, составленный по фазам Луны, довольно сильно смещается относительно солнечного: за год набегает почти одиннадцать дней, а за тридцать четыре солнечных года набегает один лунный излишком. Зато смены фаз Луны наблюдать значительно легче, это вообще является одним из наиболее легко наблюдаемых явлений, именно поэтому лунный календарь был всегда чрезвычайно популярен.

Однако у Луны очень и очень сложная орбита, и движение это влияет на составление календаря, а потому его недостатки со временем перестали пользоваться снисходительностью людей. Все земледельческие работы обычно привязываются к сменам сезонов, которыми ведает не Луна, а Солнце. И за редким исключением (например, исламский календарь) лунные неизбежно заменялись солнечными или лунно-солнечными. Тем более, при всё более развивающихся коммуникациях довольно сложно было пользоваться лунным календарём: в разных широтах и в разное время года время Луны меняется, а потому жители разных стран не могли выдерживать конкретные сроки договоров.

Лунно-солнечный календарь

Началом месяца в таком виде календарей является, как и в лунном, неомения, то есть первое появление при заходящем Солнце тоненького серпа народившейся Луны. Синодический месяц длится двадцать девять с половиной дней, а тропический год - триста шестьдесят пять с четвертью суток. Значит, месяцев в тропическом году 12,36.

Таким образом, лунно-солнечный годовой календарь состоял из двенадцати месяцев (обычный) или тринадцати. Календарный год никак не может быть равен тропическому, поэтому необходима вставка дополнительных месяцев, что испокон и делали люди в Древней Руси.

Солнечный календарь

Тоже достаточно сложное вычисление, поскольку тропический год не равен календарному. Однако солнечный календарь наиболее приближен к тому, которым мы сегодня пользуемся. Здесь так же в обычном году триста шестьдесят пять суток, а в високосном - триста шестьдесят шесть, и, чтобы приблизить продолжительность календарного года к тропическому, вставка високосов всегда происходила.

Юлианский календарь вставлял дополнительный день каждые четыре года. Таким образом, за четыреста лет должно прибавиться сто високосных дней. Тем не менее ошибки есть и в этом исчислении. Средняя продолжительность года получается несколько больше тропического, накапливая за сто двадцать восемь лет один лишний день, смещая дату весеннего равноденствия.

Китай

Самый древний из известных на Земле (шестнадцатый век до нашей эры) - китайский календарь эпохи Шан. А вообще, уже тогда в Китае летоисчисление шло не одним-единственным способом. Солнечный - для сельскохозяйственных работ, а солнечно-лунный для остальных нужд, причём, он тоже был в двух вариантах. Первый - Ся, назван по имени первой династии, в Восточной Азии и теперь чрезвычайно популярен. Он отсчитывал год с весны. Второй - Чжуань, названный именем первого предка династии Цинь. Он отсчитывал новый год по осени.

Современный Китай пользуется и григорианским, но лунный календарь не забыт. Для всех традиционных праздников даты определяет китайский календарь Луны. Например, Праздник Весны - восточный новый год - по лунному исчислению переменный, наступает во второе новолуние от зимнего солнцестояния (в промежуток между 21 января и 21 февраля).

Апокалипсис?

Нельзя умолчать в статье о видах календарей об одном из самых знаменитых - это календарь майя. Популярность знания этих древнейших цивилизаций началась не так давно, мы во многом должны быть обязаны романисту и мистику, автору интереснейших романов на эту тему, - Фрэнку Уотерсу. Теперь практически каждый человек на земле знает об ушедших давным-давно, но оставивших в изобилии малопонятные следы жителях Америки. "Книга о Хопи" - основная, наиболее углублённо рассматривающая этот календарь. Философия ацтеков и майя о наступлении шестой и последней эпохе сознания - весьма необычна по мировоззрению.

Автор предположил, что окончание календаря предупреждает о преображении сознания людей во всём мире. Но люди весьма упростили эти сведения, которые автор привёл в книге, и приготовились к неминуемому апокалипсису, который индейцы предначертали с конкретной датой в 2012 году. Кстати, и календарь именно на этой дате закончился. Видимо, памятники майя ещё не до конца расшифрованы, и дата определена неверно, иначе как могло человечество этот роковой день пережить?

Учёные

Исследователи так и говорят: древний артефакт не так прост, как можно было подумать. Информация, которая в нём заложена, вполне возможно, что им даже не принадлежит. Она гораздо, гораздо старше. Этот код пытаются расшифровать учёные всего мира. Да и практически любой календарь является отдельной математической системой и может являться закодированным посланием, как уверяет всех известный математик Пахомов, всё более будоража общественное мнение.

Математические законы могут представить календарь как числовую матрицу, которая будет расшифровывать разнообразные послания из разнообразных древних календарей. Так утверждает этот учёный, и многие коллеги с ним соглашаются. Вполне возможно, что календари - это послания со скрытыми знаниями, которые предки сохранили для нас.

Календарь-плакат

Офисные и производственные помещения, а также и обычные жилые дома и квартиры очень часто украшает не живопись, а красивый современный постер. Широко распространён такой календарь-плакат потому, что его производство имеет довольно низкую себестоимость и изготавливается не только быстро, но и на вкус покупателя. Это классика сочетания красивой фотографии или слайда и красиво оформленной календарной сетки на весь год - экономично, удобно, красиво, уже очень много лет весьма востребовано.

Изображения возможны самые разные, поскольку слайдотека может пополняться бесконечно. Календарь-плакат бывает лакированным или ламинированным. Типографии в настоящий момент имеют мощнейшую полиграфическую базу, и, если над изображением поработает настоящий дизайнер, это изделие вполне может сравниться по эмоциональному воздействию с самым высоким искусством.

Перекидной календарь

Такое изделие тоже обычно располагается на стене, но это ещё более интересный вид печатной продукции. Его тематическое оформление вкупе с очень часто использующимся сопроводительным текстом - не просто полезная в хозяйстве вещь, это ещё и прекрасный подарок.

Дизайн индивидуальный, печать качественная. Обычно перекидной календарь состоит из шести или двенадцати листов. В первом случае печать будет двухсторонней, а во втором - односторонней. Кроме того, практически всегда присутствуют обложка и подложка. Это наиболее престижный из всех видов календарей. Выполнен он форматом А2 или А3 - крупно, красочно и ярко. Листы зажаты пружиной или специальными скрепками.

Настольный календарь

Это более скромно выполненное напоминание о быстро уходящем времени, тем не менее многими выгодными преимуществами такой календарь всё-таки обладает. Его формат позволяет быть всегда перед глазами, строго информативным, компактным, доступным любому зрению по сравнению с карманным календариком или телефонным.

Настольный календарь, выполненный "домиком", легко раскладывается и складывается, а настольный перекидной может служить одновременно органайзером. Он удобен в поездках, к тому же многие полиграфические фирмы снабжают его высокими эстетическими качествами.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!