Взаимосвязь внутренней и внешней красоты. Проблема внутренней красоты человека

(пособие Н.А.Сениной, 2016, вариант 1)

С древних времён люди подмечали прекрасное. Художники изображали его на своих полотнах, поэты — в стихах, а философы и мыслители размышляли над загадкой истинной красоты. Люди веками пытались постичь эту тайну.

Так какую же красоту можно назвать настоящей ? Ответ на данный вопрос даёт Павел Васильев, размышляя над поставленной проблемой.

В современном мире у людей сложился стереотип, что красота — совокупность лишь внешних признаков. Однако это большое заблуждение. Существует ещё и внутренняя красота, имеющая не меньшее, а то и большее значение, чем внешняя. Недаром говорят, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Истинная красота — это совокупность как внешности, так и души. Об этом пишет автор данного текста: «Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.» Девушка прекрасна снаружи, но имеет изъяны внутри, так как её душа черства. Она ставит свои насущные проблемы выше истинных общечеловеческих ценностей, таких как помощь близкому. «Меня там ждут… — добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, — она выразительно посмотрела на меня…» При помощи такого контраста автор показывает её истинное уродство, перед которым меркнет внешность.

Таким образом, писатель полагает, что красота — это совокупность внешних и внутренних качеств. И я абсолютно с ним согласен.

Привлекательная внешность не всегда свидетельствует о богатом внутреннем мире. Элен Курагина в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» обладает необыкновенной красотой. Однако впоследствии выясняется, что это всего лишь яркая обёртка, за которой – пустота и духовное убожество. А Наташа Ростова и Марья Болконская не идеальны внешне, зато прекрасны внутри. Именно этим героини и привлекают людей. Приведённый пример доказывает, что душа иногда играет намного большее значение, нежели внешность.

Иногда духовная красота может затмить наружные изъяны. Так, в стихотворении Н. Заболоцкого говорится о некрасивой девочке, похожей на лягушонка. Внешне она не симпатичная, зато прекрасная своей внутренней самобытностью. Её живая и открытая душа поражает и привлекает автора. Таким образом, данный пример доказывает, что духовный мир человека может быть намного важнее его внешности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: истинная красота, это не только яркая обёртка, но и богатый внутренний мир. Ведь недаром говорят, что о книге не судят по её обложке.

Владислав Соболев

Аргументы к наиболее часто встречающимся проблемам:

1.Влияние природы на душу человека. Бережное отношение к природе:

1. В романе - эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь: её окрыляет увиденное. Она чиста и прекрасна.

Не только читатель любуется искренностью Наташа, но и сам автор ею восхищён.

2. Перу М.М.Пришвина принадлежит немало произведений, и все они посвящены природе. В сказке-быль "Кладовая солнца" автор высказал свои сокровенные мысли

О взаимоотношении человека и природы: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни". Только в гармонии с природой человек

Способен постичь смысл жизни.

3. В сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" главный герой призывал всех жить по правилу: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок-

И сразу же приведи в порядок свою планету". Если бы каждый житель Земли жил по этому правилу, то наша планета, наша природа была бы в полной безопасности.

4. У знаменитого поэта 20 века Эдуарда Асадова есть цикл стихов, посвящённый животным. Главными героями этого цикла являются медвежонок, гуси, тигры, орлы, комар и многие-многие другие братья наши меньшие.

Особенностью этих стихов является то, что все герои этих произведений наделены чувствами: они переживают, тоскуют, грустят, защищают ближних. Поэт говорит нам, что и животные имеют душу, и человек не имеет

Право распоряжаться судьбами других, пусть и животных, и об этом он говорит в "Стихах о рыжей дворняге":

Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце-чистейшей породы!

5. Главный герой произведения Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей! Егор Полушкин кажется странным, неприспособленным к жизни. И работы постоянной не имеет, и семью прокормить не может.

Даже простую канаву под канализацию выкопать прямо не может. Прораб лично верёвочки натянул. Егор работал с азартом, но прораб оказался недоволен, потому что вокруг муравейника канава делала аккуратную петлю. Не мог Егор нарушить жизнь простого мураша. Егора не понимали люди, а вот природа...принимала. И когда выпало ему великое счастье- стать лесником, душа Егора словно очнулась, проснулась от великого сна. И продолжит дело отца его сын, воспитанный на истинной любви к природе.

6. В.П.Астафьев: "Природа- не только источник жизни. Она и воспитатель души".

2.Проблема неизбежности научного и технического прогресса. Проблема ответственности учёных за свои открытия:

1.Центральный образ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Е.Базаров занимается наукой, медициной, но, при этом, бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство.

"Нигилизм" Базарова, его стремление отвергать духовные ценности, приводит героя к мировоззренческому кризису и неизбежной смерти. Человек, занимающийся наукой обязан заботиться и

О своём духовном развитии.

3. Роль семьи в формировании личности:

1. В романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" одной из важнейших нравственных ценностей является роль семьи в формировании личности. В семье Ростовых

Взаимоотношения строились на искренности и доброте, доверии и честности, поэтому и дети- Наташа, Николай, Петя - стали по-настоящему хорошими людьми,

Способными на героические поступки во благо своей семьи, друзей, Родины.

В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль- безнравственные эгоисты.

2. В повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" наставления отца, его личный жизненный пример помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным,

Верным себе, долгу, любви. Именно нравственные принципы помогли Петру Гринёву спасти Машу Миронову.

3. В рассказе Ю.Яковлева "Он убил мою собаку" мальчик Сашка очень полюбил бродячую собаку. Она, как считал он, его понимала и была настоящим другом. Но родители Сашки

Не могли ни принять ни понять такой любви. И отец убил собаку, выстрелив ей в ухо. После этого Сашка "Просто отвечает на его вопросы" Почему взрослые не могут понять, что

Дети имеют право на свои чувства и свою привязанность. К сожалению, Сашке не повезло со своими родителями, они были слишком эгоистичны, чтобы понять своего сына.

4. Проблема отцов и детей:

1. В предисловии к своему произведению "Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери написал, что посвящает его взрослым:"Ведь взрослые сначала были детьми, только мало

Кто из них об этом помнит". Конечно, если бы взрослые помнили, что были когда-то детьми, то и проблем "отцов" и "детей" стало гораздо меньше.

2.Почету -то часто взрослые считают, что дети не реагируют на то, какие взаимоотношения царят между родителями. Анхель де Куатье в своём произведении "Маленькая принцесса"

Говорит о том, что ребёнок бывает заложником родительской лжи. Машенька неизлечимо больна раком от того, что родители постоянно лгут. Они не любят друг друга, и

Они сохраняют семью только ради дочери. Машенька же понимает это, она слышит их мысли и решает дать шанс родителям разобраться в себе. Это её драгоценный подарок. Для неё дороги оба: и мама,

И папа, она не сможет выбрать, а значит ей лучше уйти, умереть. Но как только родители начали говорить правду, пытаются разобраться в чувствах- Маша выздоравливать.

3. В стихотворении в прозе Тургенева "Воробей" мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки. Воробей не испугался животного больше и сильнее себя. Только от того, что он защищал свою семью.

5. Развитие и сохранение русского языка:

1. Чувство гордости за свой народ, свой язык проявилось в стихотворении в прозе И.С.Тургенева "Русский язык", в котором автор восторженно восклицает: "...ты один мне

Поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...Данное произведение является гимном русскому языку. Необходимо ответить, что язык

Литературных произведений самого И.С.Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный.

2. Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда "История государства Российского", в одной из публицистических статей определяет роль русского языка,

Сравнивая его с гордой, величественной рекой, которая "шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчивается". Русский язык-душа русского народа.

3. Слово. Какую огромную силу имеет всего лишь одно слово. Оно может ранить, заставить заплакать, простить, подарить надежду... К сожалению, далеко не каждый человек придаёт весомое значение своему слову. А ведь ещё наши предки

Говаривали: "Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь". Нам необходимо учиться управлять своими словами. Учиться у таких великих мастеров как И.С.Тургенев, И.Бунин. Известный поэт Э.Асадов призывает нас:

Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!

6. Проблема утраты духовных ценностей. Проблема нравственного выбора:

1. В рассказе Ю.Мамлеева "Прыжок в гроб" родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем.

Похороны- страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишённый сострадания, живущий только своими интересами. Умирает, заживо похороненная

Екатерина Петровна, но ещё раньше умерла её сестра с братом, умерли духовно, в тот момент, как только эта мысль пришла им в голову.

2. Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина "Татьяна Ларина" была верна своему супружескому долгу и данному слову. Она отвергает чувство тайно ею любимого Онегина.

Татьяна - олицетворение искренности и нравственной силы.

3. Судьба героя рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека" Андрея Соколова очень трагична. Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен,

Известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

Андрей имеет нравственный стержень.

4. В рассказе Е.И.Носова "Кукла" поступок Акимыча, на первый взгляд, кажется совершенно непонятным: увидев куклу, над которой кто-то "цинично и жестоко глумился",

Хоронит как человека. Копает яму, как настоящую могилу, стелет охапку сена на днище ямы... Но его поступок кажется странным только на первый взгляд. Акимыч фронтовик и

Истерзанная кукла напоминает ему искалеченных людей, но главное в том, что сегодня мы видим истерзанную куклу- подобие человека-а завтра можем не заметить

И самого человека. Ведь равнодушие начинается с малого.

5. В романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые поступки отражаются

На его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. При всех "прелестях" жизни Дориан одинок: у него

Нет семью, любимого человека рядом, даже настоящих друзей. Его обуял страх, страх за свою тайну молодости и страх смерти. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим.

7. Проблема утраты связи с отчим домом, связи поколений:

1. В рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма" Настя живёт яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Она устраивает судьбы других людей,

Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. Оборвалась связь поколений, и эта утрата невосполнима.

2. Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" пренебрежительно относится к своим "старикам", отрицает их нравственные устои,

Не принимает их желание подольше побыть рядом со своим Енюшкой...и умирает от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает

Трагедию тех, кто оторвался от "почвы", от традиций своего народа. Только родной дом, родные люди способны принфть, научить и простить.

8.В жизни всегда есть место подвигу. Героями не рождаются, ими становятся, даже в мирное время:

1. Подвиг совершается не только в годы войны. Подвиг- это бескорыстный поступок ради и воимя других. Именно так поступил Данко, герой рассказа

М.Горького "Старуха Изергиль". Он освятил путь людям светом своего сердца. Люди вышли из непроходимых лесов. Данко погиб, спасая других.

9.Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих):

Только испытавший одиночество знает, что это такое. У М.Шолохова есть замечательный рассказ "Судьба человека". В нём повествуется

О трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Андрей Соколов знает, что такое одиночество. Однажды он встретил

Мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку

Силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

10.Проблема истинных и ложных ценностей. Проблема разрушающего влияния денег, нравственное падение:

1. Образ помещика Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности,

Без остатка поглощённый страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин

Просто потерял человеческий облик. Чичиков при первой встречи не мог понять, кто перед ним: "Мужик или баба".

2 . И.Бунин в рассказе "Господин из Сан-Франциско" показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его кумиром, смыслом жизни.

Но когда американский миллионер умирает и возвращается обратно в трюме, то оказывается, что подлинное счастье, истинный смысл жизни был совсем

Не в богатстве. Его помнили и почитали ровно столько, сколько он был жив, как только он умирает- о нём все забывают.

11. Проблема верности своим убеждениям:

1. Герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Петруша Гринёв остался верен своим убеждением несмотря на то, что это

Угрожала его жизни. Он не отказался от присяги, не отказался от своей любимой Маши Мироновой, за что и заслужил

Уважение у своего врага - Емельяна Пугачёва.

12. Роль книги в становлении личности. Проблема влияния книги на судьбу человека:

1. В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" главный герой Родион Раскольников совершает страшный грех: он разрешает

Себе убить человека ради теории. Возрождение Родиона Раскольникова, его раскаяние происходит благодаря Евангелие, которое

Впервые он увидел у Сони.

13. Проблема нравственного дол га:

1 . Один из героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" сказал, что у каждого человека есть своя звезда. Каждый человек

Стремится к своим идеалам, но основаны они должны быть на нравственных принципах.

2. В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял - не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. "Что могу, что могу..." - горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?

14.Проблема соотношения внутренней и внешней красоты:

1. В Рассказе А.П.Платонова "Юшка" рассказывается о помощнике кузнеца, который был совсем неприглядным, ребятишкам

Было позволительно обижать Юшку, взрослые им пугали. И только после его смерти односельчане узнали его имя, фамилию

И отчество, а главное, что этот человек воспитывал сироту, давал ей образование. И эта девушка стала врачом и лечит больных.

Так на вид совершенно неприметный человек имел очень доброе сердце. Внутренне Юшка прекрасен.

2. Иван Васильевич, герой рассказа Л.Н.Толстого "После бала" был влюблен в Вареньку Б. и восхищался её отцом- полковником.

Полковник был очень красив внешне: подтянут, строен, аккуратен, хорошо двигался и производил самые приятные впечатления.

Но, увидев его после бала, в момент, когда он отдавал приказания о наказании беглого солдата, уже не казался столь

Красивым. Внутреннее уродство затмило внешнюю красоту и...погасило любовь к Вареньке.

3. У К.Г.Паустовского есть произведение под названием "Золотая роза". В нём рассказывается история парижского мусорщика Жанна Шамета.

Когда-то он служил солдатам, затем заботился о дочери командира Сюзанне. Через много лет они вновь встретились, Сюзанна была несчастна и Шамет

Решил подарить ей золотую розу на счастье. Много лет он собирал золотую пыль и сумел отлить золотую розу. Жаль об этом не узнала Сюзанна.

И сделать это совершенно бескорыстно.

4. Именно в классической литературе мы встречаем немало примеров, когда настоящими героями, носителями истинных нравственных ценностей становятся те, кто не обладал

Безупречными внешними данными, отличной фигурой. Ведь в жизни человеку необходимо взаимопонимание, поступки. Вот и в сказке-шутке Э.Асадова "Девушка и лесовик"

Мы убеждаемся в том, что душевная красота намного привлекательнее внешней: Леший,леший// А вроде, пожалуй,не так и плох!/

15. Проблема поиска смысла жизни (счастья в жизни). вера в свои силы:

1. Летчику Алексею Маресьеву из повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке" только вера в свои силы и мужество

Помогли выжить в сложнейшей ситуации и впоследствии вновь вернуться в свою эскадрилью. Он доказал всем,

Что надо до конца верить в себя, не плыть по течению судьбы.

2. В рассказе В.Г.Короленко "Парадокс" Ян Залуский не имел от рождения рук, но зарабатывал на пропитание не

Только себе, но и вполне здоровым родственникам.При этом не жалел денег и для нищих. Он считал, что

"человек создан для счастья, как птица для полёта". Ян нашёл свой смысл в жизни.

3. Образ Обломова из одноимённого романа И.Гончарова-это образ человека, который только хотел. Он хотел

Изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось

Сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. Человек не должен

Только хотеть, человек должен верить в свои силы и действовать, тогда и придёт успех.

4. Есть поэты, которых помнят, любят, носят в своих сердцах целые поколения. К таким поэтам относится Эдуард Асадов.Его светлая поэзия помогает понять, что есть жизнь и что главное в этой жизни.Стихи он писал всюду. Эдуард Константинович Асадов-

Участник Великой Отечественной войны. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года он был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась..., но только не для Асадова. Что потом? Литературный институт имени Горького. Учёба, работа,

Семья, поклонники и много стихов, воспевающих любовь, жизнь, доброту, милосердие. Ни это ли для всех нас является примером подражания и восхищения?!

5. Что такое счастье? На эту тему можно рассуждать бесконечно, потому что категория счастья для каждого своя: кто-то счастлив в семье, а кто-то в работе. Кому-то для счастья нужны миллионы, а кто-то считает, что "не в деньгах счастье". Наиболее

Верную формулу счастья, по-моему, вывел знаменитый поэт Э.К.Асадов:

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

6. У Михаила Александровича Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че-ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата Андрея Соколова, ко-торый во время Великой Отечественной войны потерял всех родных. Однажды он встре-тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по-ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

16.Роль музыки в жизни человека:

1. Главный герой повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант" Петрусь родился слепым. Только через музыку он познавал жизнь.

И именно музыка помогла ему выжить, стать по-настоящему талантливым пианистом. И главное- создать семью.

Музыка одержала победу, потому что сын Петруся родился совершенно здоровым.

2. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то-нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы-шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста-ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

17.Проблема сохранения исторической памяти (культуры):

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёв рассказывает о том, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван

Чугунный памятник на могиле Богратиона. в конце 60-х в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить.

18.Проблема взаимоотношения власти и личности:

1. В романе Е Замятина "Мы" говорится о том, как Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом, отобрав

Даже имя. "Нумера" живут по общему распорядку, достаточно рационально, но... бунт неизбежен, потому что каждый человек- это личность.

Герои романа Е.Замятина уходят за Зелёную стену, они хотят быть свободными.

2. Судьба известного писателя А.И.Солженицына совершила резкий поворот в годы Великой Отечественной войны:командуя батареей, он пишет письмо своему другу, в котором

высказывает критические замечания в адрес Сталина.И...арест на 8 лет, лагерь, поселение, реабилитация лишь в 1957 году и "нутряная Россия". Власть не могла позволить

личности себя критиковать. Для власти судьба одной личности ничего не значила.

19.Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей:

1. Профессор Преображенский, герой повести М.А.Булгакова "Собачье сердце", задумывает своеобразное соревнование с природой.

Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческих органов.

В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, Полиграф Полиграфович Шариков,

Наглое и опасное для человечества. Учёный должен понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным

Вторжением в жизнь.

Как научиться обращать внимание на красоту вокруг нас?

Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»

По мнению академика Д.С. Лихачева, жизнь есть не что иное, как дыхание. Пока человек дышит – он жив. Отсутствие дыхания символизирует смерть. Дмитрий Сергеевич акцентирует наше внимание на внутренней нравственной стесненности и ограниченности. Он сравнивает ее с атмосферой душной комнаты. Мелочные заботы и суета заполняют наше сердце, определяют отношение к жизни и формируют мировоззрение. Стоит только проститься с этим, глубоко выдохнуть весь этот мусор вовне, освободить внутреннее пространство, и пустота тут же заполнится совершенно иными ценностями и наполнится истинной красотой. Если рассматривать жизнь, как самую большую ценность, все вокруг изменится до неузнаваемости в один момент. Мы начнем воспринимать красоту мира в ее неожиданной гармонии и неповторимости.

Внешняя красота и внутренний мир – грани соприкосновения .

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой в своем великом произведении «Война и мир» знакомит нас с двумя совершенно противоположными персонажами. Элен – символ внешней безупречности и блеска. Она безумно красива в своей женской привлекательности, и настолько же пуста внутри. При всей картинности внешнего облика, Элен своим эгоизмом и исключительной беспринципностью, кроме чувства гадливости и нравственного отторжения, не вызывает ничего. Ее девиз – удовлетворение собственных прихотей и желаний любой ценой. Все окружающие рассматриваются героиней, лишь как инструмент достижения собственных целей и решения личных задач. Княжна Мария, напротив, сияет своей внутренней красотой и нравственной глубиной. События 1812-го года обнажают внутренние противоречия Элен. Ее ничтожество и порочность проступает наружу и предстает перед читателем во всей своей неприглядности и оглушительном цинизме. На фоне разворачивающейся национальной трагедии, героиня пытается решить свои личные проблемы, ради чего даже меняет веру. Она олицетворяет атмосферу светского общества начала 19-го века и строго следует его законам и принципам. Смерть Элен представлена автором как вполне закономерное следствие – духовно она умерла гораздо раньше, чем перестало биться ее сердце. Лев Николаевич даже не посчитал нужным посвятить читателя в подробности ее ухода из жизни, и ограничился лишь отрывочными скандальными слухами, связанными с этим событием.

Внешняя красота и внутренний мир – что первично?

В своем романе М.Ю. Лермонтов поднимает вопрос соотношения внешней привлекательности и внутренней глубины, на примере неприметного доктора Вернера. Судя по описаниям его внешности Печориным, этого человека нельзя было отнести к категории «красавцев». В нем не было ровным счетом ничего, на что можно бы было обратить внимание. Вернер был низок ростом, имел ноги разной длины и очень слабое здоровье. Его худосочную фигуру венчала огромная голова с неровным черепом и маленькими невыразительными глазами. По признанию Печорина, при первом знакомстве, внешний вид Вернера не мог вызвать у собеседника никакого интереса — он скорее производил неприятное гнетуще-отталкивающее впечатление. И насколько менялось отношение к этому человеку при более тесном общении с ним. Вернер обладал поразительной внутренней глубиной, высоким интеллектом, душевной чистотой, безупречной нравственной организацией и очень сильным характером. По мнению автора, такую красоту нужно учиться видеть и понимать. Именно она в полной мере характеризует человека, и никакие изъяны внешности не могут перечеркнуть глубину его внутреннего мира и красоту сердца.

Характер человека и его внешность – какая связь?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом же произведении М.Ю. Лермонтов знакомит нас с размышлениями Печорина о влиянии характера человека на его внешность. Давая оценку окружающим его людям, главный герой приходит к выводу, что внешность человека является зеркальным отражением его духовного мира. По его мнению, глаза отражают как в зеркале душу собеседника. Проницательная выразительность глаз Бэлы, пронизывает душу собеседника до самых глубин. Казбич испепеляющим «огненным» взглядом отражает свой дикий нрав. Это же касается и брата Бэлы. Когда он заводит речь о лошадях, его взгляд наполняется неповторимым блеском, а глаза сверкают, как раскаленные угли. Бархатно-обволакивающий взгляд Мери в полной мере отражают ее внутреннюю сущность – ее глаза прекрасны и выразительны. Печорин приходит к выводу, что между внешностью человека и его духовным миром существует странная и неоспоримая связь. Следуя его логике, изъяны внешнего облика свидетельствуют об утрате человеком частицы своей души.

В чем важность внутренней красоты человека, и в каком соотношении она находится с его внешним обликом?

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», юный герой попадает на нашу планету и приходит в восторг от обнаруженного обилия прекрасных роз. Он долго любуется ими, но приходит к заключению, что внешнее сходство земных роз с тем цветком, который он вырастил и оставил дома, не делают их такими же, как его любимая роза — они внутренне пусты. Юный почитатель земной флоры неожиданно начинает понимать, что все самое важное, глазами увидеть невозможно, а внешняя привлекательность и схожесть – это всего лишь оболочка. Внутреннее же содержание взгляду недоступно, его можно ощутить только сердцем. То есть человека определяет не внешность, а красота души.

Что первично — внешний блеск или внутреннее содержание?

О. Генри «Мишурный блecк»

Тауэрс Чендлер, герой небольшой повести О. Генри «Мишурный блecк» регулярно, раз в два месяца, пытался возвыситься в глазах окружающих, представляя себя состоятельным аристократом. Эта затея продвигалась довольно успешно, пока судьба не свела его с Мэриан. Тауэрс по отработанной схеме обольщал девушку рассказами о своем несметном состоянии, но не учел того, что богатство не всегда является определяющим фактором проявления интереса. В конце рассказа, Мэриан в беседе со своей сестрой подробно описывает человека, которого она могла бы полюбить. Становится понятно, что речь идет о Тауэрсе Чендлере, только не о том, которым он желал себя представить, а о том, кем он был без всей этой мишуры. Вывод прост – не всегда внешний лоск является полноценным отражением внутреннего мира.

Отражает ли внешность человека его внутренний мир?

Д. Гранина «Листопад»

Этой же темы касается и Даниил Гранин в своей автобиографической повести «Листопад». Он описывает свою встречу со Стивеном Хокингом. Будучи парализованным и навсегда прикованным к постели, этот человек удивил и поразил писателя до глубины души. После окончания Оксфорда, у Стивена начались проблемы со здоровьем, результатом чего стал полный паралич. Первое впечатление от встречи с беспомощным собеседником в определенный момент развеялось без остатка. Перед ним в инвалидном кресле сидел гениальный астрофизик, добившийся всех своих регалий, уже находясь в таком плачевном состоянии. Несмотря на то, что общаться с окружающими он мог только с помощью специального приспособления, ученый активно читал лекции студентам и участвовал практически во всех научных семинарах по астрофизике. Даниил Гранин после этой встречи пишет о нем: «оказывается, мы не имеем ни малейшего понятия о том, на что способны наши ум и воля».

  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности.
  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика.
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу.

Аргументы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир” . В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание – княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина – глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир» . Человека делает прекрасным гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты. В романе Л.Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не обладали внешней красотой. Автор хотел донести до читателя мысль о том, что физическая привлекательность с годами исчезает, а внутренняя красота остаётся в человеке навсегда. Толстой постоянно напоминает о внешних недостатках Кутузова, но тем сильнее проявляется его внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армией - это олицетворение «добра, простоты и правды». Поддерживая Андрея Болконского в трудный для него момент, связанный со смертью отца, Кутузов находит нужные слова: «…помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь, а я тебе отец».

3. Л.Н.Толстой «Война и мир» . Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

4. А.Платонов «Юшка» . Внутренняя культура – это истинная ценность. Такова основная мысль рассказа А.Платонова «Юшка». Главный герой – это простой, безобидный человек, который не ответит на хамство хамством, не огрубевший в чёрством мире, а противостоящий своей доброте. Всю жизнь Юшку били, оскорбляли и обижали. Но он никогда не проявлял злобы к людям, старик видел в издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Жил он любовью к природе, людям, а особенно любовью к Даше, к сироте, которую он вырастил, выучил в Москве, отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучала его долгое время. Но, к сожалению, было уже поздно. Юшка умер. И только после смерти люди поняли, каким человеком был старик и как он много для них начил.

5. А.И. Солженицын “Матренин двор” . У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание – ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена – человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.