Тема основная идея война и мир. Сюжет, идея и тема, герои романа-эпопеи «Война и мир

В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных пе-ремен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого «Война и мир» кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые - патриоты по сути - отдают жизнь во имя общей победы.

Автор говорит в своем романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти. Толстой использует прием антитезы для изоб-ражения как событий, так и героев романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия (союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через трудно-проходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий , чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга,-он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не могут забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Это простые русские мужики, одетые в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу.

«Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чув-ствуя, что шутка не удалась». Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой». Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по - настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в опасности». Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Лжепатриотом представлен в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аг-лицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифо-ньерочках. Таков и Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют по-требность собственного вклада и Даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

В , когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности «удесятерило» силы. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

В центре романа — эпохальное историческое событие — Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире — события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачива-ется спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого солдата. В романе более 589 персонажей, многие из которых имеют свою сюжетную линию. Основу романа образуют линии трех се-мей — Ростовых, Болконских, Курагиных.

Название романа имеет глубокий философский смысл. Слово «мир» обозначает не только состояние, противоположное вой-не, но и сообщество людей. В общей концепции романа мир отрицает войну. Сочетание «война и мир» — это и антитеза, и отношение общества к войне, это жизнь в ее универсальности.

Одной из граней жизни мира как общества являются духов-ные поиски лучших представителей дворянства — Андрея Бол-конского и Пьера Безухова. При всей несхожести натур и Бол-конский, и Безухов стремятся к общей цели: открыть смысл жизни человека.

Князь Андрей презирает свет с его бездушным эгоизмом, карьеризмом, извращенной нравственностью, но он сам до не-которых пор часть этого света. Он стремится к личной славе, его кумиром становится Наполеон. Болконский мечтает о своем «Ту-лоне», считая, что история творится усилиями отдельных вели-ких людей. Сражение под Аустерлицем разбивает его наполео-новские устремления. Князь Андрей, думавший, что от его лич-ных действий зависит исход событий, совершает подвиг. Он ни-чего не может изменить в общем ходе сражения. Битва под Ау-стерлицем вызывает тяжелый душевный кризис. Болконский понимает мелочность своих честолюбивых целей перед огром-ным потоком жизни, символизируемым «вечным небом».

Уединенная жизнь в своих имениях, государственная деятель-ность, любовь к Наташе — путь князя Андрея от Аустерлица к 1812 г. Это внешняя канва. Внутренний, духовный путь — это путь от эгоцентризма к жизни «для других». Болконский ощуща-ет потребность в понимании, но сам не всегда способен понять других: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе». Лишь страдание, через которое проходит Андрей, рождает понима-ние души другого человека. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует какую-то односторон-ность своих рассуждений, ему не хватает конкретности и дейст-венности такой любви.

Андрей Болконский проходит путь от честолюбивого, хотя и честного эгоиста, через скептицизм и отрицание света к любви и пониманию народа. Если бы князь Андрей остался жив, не исключено, что он был бы с декабристами — логика духовных поисков вела именно к действенной любви к народу.

Пьер Безухов проходит сложный путь познания жизни, пре-одоления наивности и освобождения от иллюзий. Непосредст-венный, способный глубоко чувствовать, Пьер вначале отдает-ся бесшабашной жизни светского бездельника и кутилы, же-нится на холодной красавице Элен. Постепенно он начинает понимать ложь и лицемерие светского общества.

Поиски нравственного усовершенствования приводят Пьера к масонам, которые призывали к объединению на началах брат-ской любви. В сложный «масонский» период Безухов ищет при-чины зла. Он, отказываясь от личных интересов, направляет свои силы на освобождение крестьян, учреждение больниц, школ. Желание «переродить» человеческую природу, сделать себя «со-вершенным» человеком и неумение осуществить это на практи-ке приводят к ипохондрии и тоске. Но Пьер преодолевает их. Он постоянно ищет в других «внутреннего человека», постоянно работают его мысль и душа. Понятие «внутренний человек» и «внешний человек» рождаются в сознании Пьера в период разоча-рования в масонстве. «Внутренний человек» — это «душа в жиз-ни», «внешний человек» — олицетворение «мертвенности» и «праха» души.

Важным этапом в духовных исканиях Пьера становится Боро-динское поле, где его пронзает «мысль народная». Безухов пони-мает, что историю творит народ, видит оптимизм и мудрость кре-стьян. Общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к внут-ренней гармонии: он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем са-мом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Пьер начинает понимать народ, затем критически анализировать окружающую жизнь. В эпилоге он — один из деятелей тайного об-щества, цель которого — борьба против социального зла.

В тесной связи с духовными поисками героев романа стоит вопрос о народе и роли личности в истории. Каждый положитель-ный герой, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой народа, нации.

Толстой писал, что главная мысль романа — «мысль народ-ная». По мнению писателя, история творится не отдельными личностями, а совокупной волей народа, нации. Из множества побудительных мотивов отдельных людей складывается дух на-ции в целом. От того, насколько силен дух народа, зависят исторические события.

Война 1812 г. показала решающую роль народа в истории. Перед угрозой порабощения вся нация обрела единую «общую жизнь». Независимо от социального положения все население подня-лось против французов. «Скрытой теплотой патриотизма» назы-вает Толстой чувство, определившее единство нации.

Писатель показывает два вида патриотизма. Один — это показ-ной патриотизм салона Анны Павловны Шерер, который выра-жался в том, что в свете перестали говорить по-французски, не смотрели спектакли французских драматургов. Понятно, что не этот лже-патриотизм определил исход войны. Толстой осмеивает и «ура»-патриотизм некоторых московских дворян, которые, взбудоражен-ные приездом царя, собирались «показать Европе».

«Скрытая теплота патриотизма» не нуждается в громких сло-вах. Она проявляется в поступках: купец Ферапонтов сжигает свой дом, чтоб не достался врагу; крестьяне не дают сена францу-зам; создаются партизанские отряды — большие и маленькие — дьячка, старостихи Василисы, поэта-гусара Дениса Давыдова; героически сражается батарея Тушина и рота Тимохина; Тол-стой изображает войну как войну народную, справедливую. За-щита Отечества стала объединяющей идеей и «дубина народной войны» поднялась со всей своей грозной и величественной си-лой и… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Впервые за всю историю наполеоновских войн «личный произвол Наполеона разбился о волю народа».

Толстой, признавая роль личности в истории, считает, что она только тогда способна определять историю, когда ее воля совпадает с волей народа. Эта концепция наиболее полно выра-зилась в антитезе Наполеон — Кутузов. Наполеон — «сверхчело-век» (так он считает), для которого важно «только то, что происходило в его душе», «…а все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Для Кутузова же первостепенно то, что в душах других.

Кутузов оценивает свои действия по нравственным критери-ям народа, по тому народному чувству, «которое он носил во всей чистоте и силе его». Для Наполеона критерий нравственно-сти — он сам: «…в его понятии все то, что он делал, было хоро-шо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это».

Личная воля Кутузова подчинена той общей жизни, которой жил весь народ в период войны. Умение уловить настроение на-рода — важная черта Кутузова. Кутузов понимает ход событий, правильно оценивает его, и это приносит конечную победу. Он человек волевой, что ярко демонстрирует решение оставить Москву после Бородинского сражения, чтобы сохранить рус-скую армию. Несмотря на сопротивление всего военного ру-ководства, Кутузов остается непреклонен и оказывается прав.

Наполеон выступает как агрессор, ради своих честолюбивых целей уничтожающий людей. Он жесток, деспотичен. Естествен-ности поведения Кутузова Толстой противопоставляет позерст-во Наполеона, произносящего напыщенные речи, принимаю-щего позы римских полководцев. Он примеривает на себя тогу всемирного властителя.

Толстой снижает человеческий облик Наполеона, но не ума-ляет его значения как полководца. Вместе с тем, сопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой пишет: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Материал с сайта

Толстой всех героев проверяет мерками народной морали, но в его изображении народ вовсе не однородная масса. Писа-тель отмечает два полярных типа русского национального ха-рактера. Один представлен взбунтовавшимися богучаровскими мужиками, другой — образом Платона Каратаева. Между ними ряд народных образов: Тихон Щербатый, старостиха Василиса, староста Дрон. Каждый представляет какой-то тип народного характера или отдельную черту.

Тихон Щербатый воплощает лучшие качества народа-созидателя. Он расторопный, смекалистый, хитрый, мастер на все руки. В мирное время такие люди незаменимы в хозяйстве. В вой-ну он проявляет отвагу, героизм. Его ненависть к врагу рождена беззаветной любовью к родине.

Особое место в нравственно-философской концепции романа принадлежит Платону Каратаеву. В этом образе Толстой воплощает не только идеализируемое им патриархальное крестьянство, но и свою теорию «непротивления злу насилием». В облике и в характере Каратаева подчеркивается идея круглости, завершенности. Самое существенное в его характере — верность себе и неизменность своей постоянной душевной правде, которая заключена в «роевом» соз-нании Каратаева. Каратаев убежден в том, что все делается по Божь-ему закону и человек должен принимать мир таким, каков он есть, не сопротивляясь. Основным типом поведения Каратаева являются пассивность и созерцательность. Платон Каратаев может вселить надежду, поддержать в трудную минуту, но победа над Наполеоном была достигнута не такими Каратаевыми. Хотя Толстой давал образ Каратаева как положительный пример патриархально-христианской нравственности, объективно путь Каратаева — это пример высокого антипути.

В романе Толстого отразились многие нравственные, фило-софские, социальные проблемы времени и собственные проти-воречия писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • толстой тема и идея романа война и мир
  • отношение разных социальных групп к войне 1812г в романе толстого война и мир
  • герои и лже-герои в романе война и мир
  • война и мир положительные герои перечисление
  • положительный герой в понимании толстого война и мир

“Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто “книгой”. “Что такое “Война и мир “? – спрашивал писатель и отвечал: – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника”.

В этой связи Толстой совершенно справедливо вспоминал, что русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом самого смелого новаторства в области формы: “Начиная от “Мертвых душ” Гоголя и до “Мертвого дома” Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести”.

Действительно. традиционные жанровые дефиниции: роман семейно-бытовой, социально-психологический, философский, даже исторический и т. д. не охватывали всего богатства содержания “Войны и мира”, не передавали сути новаторства писателя. Л. Толстой совершил художественное открытие, потребовавшее новых жанровых рамок. М. Горький запомнил слова самого автора о своем произведении: “Без ложной скромности – это как Илиада”.

В определении жанровой природы “Войны и мира” до сих пор нет единства среди литературоведов; все же термин, на котором настаивает А. В. Чичерин: роман-эпопея, представляется наиболее предпочтительным. Впервые в истории русской литературы было создано произведение, сочетающее повествование о событиях общенационального значения и рассказ о личных судьбах людей, картины нравов, и широкую панораму европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изображение самого хода истории и философские рассуждения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и закономерность, роль личности в истории и т. д.

Главная идея произведения. его основная мысль есть, по словам самого писателя, “мысль народная”. Еще в раннем творчестве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношении дворянской интеллигенции и народа (военные рассказы, “Утро помещика”, “Казаки “). В “Войне и мире” он впервые художественно раскрыл великую роль народных масс в исторических событиях. Народ стал главным героем его эпопеи; народное сознание определило авторскую концепцию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения.

Название это многозначно. Мир можно воспринимать и как явление, противоположное войне, и как человеческое сообщество (крестьянский мир), и как вселенную. В любом случае это нечто противостоящее насилию и разрушению. Мыслью об общечеловеческом единении, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу проникнут весь роман-эпопея, отображающий народное мировосприятие.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. “Война и мир “: рождение замысла Первое свидетельство, которое позволяет говорить о времени начала работы Льва Толстого над своим самым...
  2. На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи...

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Главной темой романа "Война и мир" является изображение подви-

га русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в

своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих

только о своих корыстных целях.

Толстой использует прием антитезы для изображения как событий,

так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом

томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия

(союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение.

Идет война. В Австрии генерал Марк разбит под Ульмом. Авс-

трийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И

вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысяча-

ми солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам.

Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать со-

рокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно

было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор

подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сра-

жении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова

проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за

воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому ко-

мандиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше пре-

пекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше

превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе,

только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и по-

ведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным при-

казом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась

стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного

приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены.

Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего

дела себя, карьеру и личные интересы.

Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В гла-

вах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот

он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и

грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин.

"Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников

и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смуща-

ется, чувствуя, что шутка не удалась". Толстой делает все, чтобы капи-

тан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смеш-

ном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей спра-

ведливо скажет о нем: "Успехом дня мы обязаны более всего действию

этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой".

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется

в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все ка-

залось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг

побежали назад..., и в лесу показались русские стрелки. Это была рота

Тимохина. И только благодаря Тимохину, русские имели возможность возв-

ратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей

безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами

Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых

людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает прео-

долевать страх и выигрывать сражения.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за

родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы.

русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в

сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патрио-

тизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой

в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".