Странствия золотой бабы. А была ли баба золотая

5 220

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.

Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента - Золотой Бабой.
Отряд так и не вернулся…
Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».
В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за» Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.
Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.
Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».
Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.
Гипотезы, гипотезы, гипотезы
История происхождения Золотой Бабы столетиями волновала умы историков, географов и путешественников. В своем многотомном академическом труде «История Сибири» историк XVIII века Г. Миллер предполагает, что золотые языческие идолы изготавливались из разных материалов (золота, бронзы, кости, камня) многими народами Сибири, так как упоминания о них присутствуют у хантов, эвенков, якутов, бурятов и хакасов.
Уже в XX столетии в исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М. Алексеев сделал предположение, что Золотая Баба есть статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, получившей в китайском буддизме женский образ богини Гуаньинь. В подтверждение своей гипотезы он упоминает о статуях Гуаньинь в Тибете, которые имеют белую раковину, под воздействием ветра издающую необычные звуки.
Новосибирский историк Н. Успенский не без основания считает, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожженного города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину, к Северному Ледовитому океану. С тех времен античная статуя стала идолом северных народов.
Ряд же других исследователей выдвигают версию о том, что Золотая Баба есть не что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд, упорные язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золотого истукана на украшение строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Каменный пояс и схоронить священного идола для будущих потомков.
Некоторые из исследователей склоняются к мысли, что под Золотой Бабой следует понимать не изваяние женщины, выполненное из драгоценного металла, а самый обычный колокол, только гигантских размеров.
Инопланетный робот
Но, пожалуй, самой необычной является гипотеза, выдвигаемая рядом уфологов и утверждающая, что Золотая Баба на самом деле - объект внеземного происхождения, робот, изготовленный из неизвестного металла, внешне напоминающего золото, способный передвигаться и издавать звуки.
По мнению уфологов, этот объект мог быть оставлен представителями инопланетного разума в качестве некоего информационного автомата, который передавал «священные» знания представителям коренных народов Сибири, перемещаясь по ее огромной территории. Не случайно упоминания о Золотой Бабе встречаются в сказаниях практические всех коренных народностей Севера и Зауралья от верховий рек Камы, Вятки и Северной Двины до озера Байкал.
В подтверждение своей фантастической гипотезы уфологи ссылаются на легенды, связанные с небесной колесницей и спустившимся на ней Богом Солнца, который оставил на земле свою мудрую дочь. Когда же в священные земли пришли враги, дочь Бога Солнца превратилась в грозное изваяние, пугавшее своим страшным голосом незваных гостей.
Со временем, считают уфологи, механизм инопланетного робота вышел из строя и объект исчез под многовековыми наслоениями почвы. Однако и в наши дни есть шанс обнаружить этот таинственный объект, который, вполне возможно, посылает из-под земли на поверхность некие сигналы. Один из загадочных радиосигналов был зафиксирован в середине 70-х годов прошлого века во время геологоразведочных работ, проводившихся при помощи сверхчувствительной аппаратуры, установленной на вертолете, в районе города Салехард. Однако сигнал был настолько слаб, что установить место расположения его источника тогда не представилось возможным.
В середине 80-х годов группа томских ученых-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо- и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования исследования были прекращены.
До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте..

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место - плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол

Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.

По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, - Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс - Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах - могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба - мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».

По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.

Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.

Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.

Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба - робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.

На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори - там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, - Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.

Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.

Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?

На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…

Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…

Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».

Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.

Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.

Расследование гипотезы о том, что Иисус на самом деле мог быть жителем Ярославской губернии,



привели меня к неожиданному открытию, которое на первый взгляд совершенно никак не связано с интересующим вопросом. Однако это может оказаться не совсем так. Находка может быть связана и с историей сына Бога и с исчезнувшей цивилизацией Урала


Прелюбопытнейшую картину оставил нам Лукас Кранах (Отдых на пути в Египет). Столько в ней загадок, что в пору устраивать международный турнир по их отгадке, на подобие турниров по «собиранию кубика Рубика». Впрочем, творчество большинства художников 15-16 вв. одна сплошная головоломка.

Во первых, они все дружно писали сцены из жизни Иисуса, во вторых они, не сговариваясь «заблуждались» и изображали в Иудее европейские пейзажи, а иудеев вполне европейскими людьми. И в третьих - это климат. Как рождество, так и казнь Иисуса, изображены на фоне замёрзших рек и заснеженных лесов, полей и городов. Причём детали совершенно сбивают с толку, поскольку не соответствуют времени, которое якобы отражают. Т.е. ощущение того, что вся история с Рождением, смертью и Воскресением происходила при их жизни, в 16 веке, и не в какой-то там Палестине, даже не на юге континета, а на севере. Хвойная растительность, берёзы и рябины, явно указывают, что события происходили как минимум во Франции - Германии, а то и Скандинавии или даже России. Более поздним художникам уже объяснили как правильно нужно изображать живших в нулевом веке от рождества христова. А вот «тупые» средневековые художники упорно изображали на картинах библейских персонажей своими современниками. Всё бы ничего. Можно списать на моду. На пример наш Никас Сафронов тоже изображает знаменитых и богатых в рыцарских доспехах. Но я, полагаю, что дело тут совершенно не в этом. Ведь ветхозаветных персонажей никто не додумался изображать в рыцарских доспехах и верхом на конях. И интерес к ним возник уже к 19 веку. Почему? А вот бурный всплеск к новозаветной истории вспыхнул локально и в одно время. Несуразица очевидна. Это как если бы сейчас все художники, словно сговорившись, начали писать сцены из книжки Герберта Уэллса «Война миров». А вот если посмотреть на экран телевизора и потыкать пальцем в кнопочки на «лентяйке», то вы заметите поразительную вещь. В мире ничего не происходит, потому, что все новостные каналы всех стран и континентов вещают об одних и тех же событиях! Теперь понятно? По моему, очевидно, что художники, бродячие музыканты, циркачи и театры выполняли в средние века ту роль, которую сейчас выполняют СМИ. Письменные источники того времени в основной массе были уничтожены, а вместо них были созданы новые. А те немногие, что уцелели - были безжалостно переправлены. Сложнее с живописью и скульптурой. Править достаточно сложно, хотя и такое встречается. В основном, неугодное -уничтожалось. Так были переписаны почти все фрески, а некоторые просто закрашены. Самый же популярный метод - фальшивая датировка. Именно таким образом сочинения средневековых авторов были отнесены к античности. И не только средневековых, но и художники 19 века «состарились» почти мгновенно на тысячу лет. Именно поэтому сейчас миллионы туристов, стоят раззявив гамбургероприёмники, у произведений «античных» авторов, и «ренессансных» Рафаэля, Боттичелли и пр.
Это всё я рассказал лишь для того, чтоб стало понятно, как нужно относиться к «свидетельствам старины глубокой». Но вот творения Питера Брейгеля, как и Лукаса Кранаха, как то особняком стоят в общем ряду художников. Детали, изображённые на картинах, иногда ставят в тупик. Бывает так, что даже через несколько часов после просмотра, ловишь себя на мысли о том, что перед мысленным взором стоит фантом увиденного, и постепенно начинают приходить мысли о том, что же всё - таки так тебя поразило.
Долго нарпягал память, в попытках вспомнить, где я это уже видел? Наконец я понял, что именно мне показалось у Кранаха знакомым. Ну конечно! Карта Зигмунда фон Герберштейна! Там я видел «Марию» с младенцем и ребёнком постарше!

Точно. Как раз рядом с Лукоморьем изображена легендарная Золотая баба.
По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера

А в тексте самих «Записок» Герберштейна находились удивительные сведения: "За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Собственно Обдором и называли страну в районе реки Обь.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В1023г. варяги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двинеим удалось узнать местонахождение святилища Юмалыи тайно проникнуть в него. Поражённые скандинавы увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.


Юмала это Бог, которого мы называем Перуном. Коми и пермяки говорят - Йомал, Эстонцы - Юмал, самы - Юмбел, немцы - Доннер,
литовцы - Перкун, скандинавы - Тор, а в географии имя этого Бога отразилось в топониме ЯМАЛ. Вот какая интересная мозаика сложилась. А что же скандинавы называли Биармией (Бьярмланд)? Ответ прост - Пермь. Пытаясь разобраться с былинной географией я воспользовался картами средневековья и попытался наложить их на современную, и тут меня ждало великое потрясение. Я вновь вернулся туда, откуда начинал рассказ о слезах таинственной цивилизации северного Урала. Всё те же места, Вишера, Тулым, Кваркуш. Сколь не броди - вернёшся к стыку Екатеринбургской и Пермской губерний. И это не просто совпадение. Это не может быть простым совпадением! На карте мне удалось найти предположительное место, где Золотая баба была, если она не миф. А то, что за сказкой кроются реальные события, так это уже практически не ставится под вопрос. Александр Сергеевич Пушкин тоже слышал от Арины Родионовны рассказы о Золотой бабе. Именно они стали движущей силой при написании этого:

"У Лукоморья дуб зелёный
златая цепь на дубе том
и днём и ночью кот учёный

всё ходит по цепи кругом
идёт на право - песнь заводит
налево - сказку говорит."


Возможности отправиться к месту, которое мне показалось тем самым, где Герберштейн «разместил» таинственный артефакт у меня пока нет, поэтому воспользовался тем, что имеется. А именно программкой « Google » «Планета Земля».

Лечу над тайгой, и вдруг…. Посреди пармы высится необычный холм! Настоящий курган, который выглядит инородным в данной местности. Эдакий прыщ, пуп земли. Подобные образования мне не раз приходилось встречать на Колыме. Чтоб ясно себе представить как это выглядит на местности, высыпьте на лужайку ведро щебня. (Нет своей лужайки, Сгодится соседская, или газон во дворе.) Теперь мысленно увеличьте полученное примерно в сто тысяч раз и представление будет вполне реальным.

Кто в природе высыпает булыжники в одном месте - тайна. Но мест таких на планете достаточно.

Самое известное - Патомский кратер в Иркутской области. Но известность он получил исключительно благодаря своей необычной форме.

На самом деле таких тысячи.
Видели когда-нибудь горку земли, которую оставляет после себя крот? Уверяю, это очень похоже. Только вместо комков земли кто-то или что-то выдавливает на поверхность дроблёный камень.
Есть и ещё ассоциация. Например разрушенный в вдрызг монолит из базальта. Ну и нельзя исключать рукотворность таких объектов. Они вполне могут оказаться насыпными курганами. Только возникает вопрос: - Какова должна быть цель строителей, чтоб они не пожалели таких титанических усилий по переноске мелких камней (вес их редко достигает 50 кг.)? Если верить легенде про Тамерлана, который велел каждому воину принести по одному камню в определённое место, чтоб узнать, какова численность его войска, и предположить, что это был обычный для тех времён метод ведения статистики, и предположить, что найденный курган из «этой оперы», то тогда получится, что люди всей планеты пришли в одно место, и у каждого был обломок от одной базальтовой скалы. Не реально.
Но всё же, а вдруг под этим курганом, который находится в десятках километров от дорог, и ближайшего жилья? Может великая тайна Золотой бабы сокрыта в уральской тайге?

О Золотой бабе с древности ходит много легенд, её много раз описывали якобы очевидцы, её долго и упорно искали авантюристы всех мастей то в Европе, то в Сибири. По слухам, в последний раз её видели в 30-х годах прошлого столетия в тайном святилище казымских хантов в бассейне реки Оби, по другим источникам - тоже в Югории в 1961 г., но вот беда - найти так и не смогли! Да и была ли она на самом деле, а если была, то сохранилась ли до наших дней?

Считается, что Золотая баба - легендарный идол, которому поклонялись жители Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первое упоминание о ней содержится в скандинавских сагах: в 1023 году викинги напали на Биармию (норв. - Бьярмаланд), вёл их знаменитый Торер-Собака. Биармия нам тоже известна только по сагам, по одной из версий, она располагалась на территории Архангельской области в бассейне реки Северная Двина, по другой - на южном берегу Белого моря, откуда в бассейн Волги вёл Заволоцкий торговый путь. Биармия некоторыми историками отождествляется с Пермией.

На Двине викинги обнаружили святилище Юмалы (или славянского Перуна) - небесного божества грома, которому, как высшему божеству, приписывалось создание мира. В святилище находилась огромная деревянная статуя, на коленях у которой была серебряная чаша, наполненная серебряными монетами, перемешанными с землёй. На голове статуи была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями, на шее - ожерелье. Чем там кончилось дело у викингов, летописи умалчивают.

В российских летописях первое упоминание о Золотой бабе содержится в Новгородской Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью миссионера Стефана Пермского. Стефан проповедовал христианство населению коми на Пермской земле, спорил с пермяцкими жрецами, а стрельцы тем временем разрушали древние святилища, и на их местах ставили церкви. В летописи сказано: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой бабе».

Затем прошёл слух, что Золотую бабу, спасая от христиан, шаманы перевезли в Сибирь. В конце XV века московские воеводы Семён Курбский и Пётр Ушатый во главе четырёхтысячной рати отправились за Урал в попытке найти Золотую Бабу. Они захватили и разграбили много югорских селений, обыскали немало потайных мест, но ничего не нашли.

Западноевропейские путешественники XVI века в книгах о Русском государстве тоже не обошли Золотую бабу стороной. Согласно «Сочинению о двух Сарматиях» (1517 г.) польского историка и географа Матвея Меховского (1457-1523 гг.), Золотая баба находится за Вяткой «при проникновении в Скифию», а другие авторы помещают её уже около устья Оби.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.), посол Австрии в Москве, в 1549 году опубликовал книгу «Записки о московитских делах», и на прилагаемой к книге карте Московии в районе Тюмени (Чинги-Тура) прямо указал местонахождение Золотой бабы вблизи устья Оби (SLATA ВАВА). Он описал Золотую бабу в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук. Прямо настоящая богиня рода!

А. Гваньини в 1578 году писал о вытесанном из камня истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (можно предположить, что он просто воспользовался описанием С. Герберштейна). Зато Д. Флетчер (1591 г.) написал о скале в нижнем течении Оби, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках. Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) в устье Оби имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI века, в частности, на карте Московии А. Дженкинсона от 1542 года, который на ней сделал такую надпись: «…Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол даёт вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются». Даже знаменитый фламандский картограф Герхард Меркатор у устья Оби на карте 1595 года написал Zolotaia baba.

Русские учёные XVIII века. Г. Ф. Миллер и И. И. Лепёхин выдвинули гипотезу, что Золотая баба - древнее божество коми, была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми. Зато известный русский этнограф, князь Н.С. Трубецкой полагал, что Золотая баба - это Калтась, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Торума, мать всего живого, богиня плодородия и судьбы.

В Европе о Золотой бабе несколько подзабыли, но в Западной Сибири до сих пор всерьёз верят в её существование. Согласно Сибирской Кунгурской летописи, Золотая Баба четыре века назад находилась в Демьянском городке в низовьях Иртыша (территория нынешнего Уватского района Тюменской области), но после взятия городка казаками Ермака под предводительством атамана Богдана Брязги (осень 1582 г.) она таинственно исчезла. Перебежчик сообщил атаману, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота, но так как идола не нашли, отряд бросился по его следам. В мае 1583 года на Оби в Белогорье казаки обнаружили мольбище Золотой бабы, но и там ничего не нашли, а возвращаясь из похода, казаки попали в засаду и все погибли. (По поверьям остяков, мольбище было защищено заклятьем, и всякий, кто нарушил покой Золотой бабы, должен умереть.) Спустя некоторое время пропавший идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша.

В Уватском краеведческом музее в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова воспроизведён жертвенник со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, покрытой настоящим золотом. Летописец, вероятнее всего, не видел идола, и с чьих слов его нарисовал - неизвестно, но в летописи она описана так: «Нага с сыном на стуле сидящая, приемлющая дары от своих».

В 1657 году на реке Конде был основан Кондинский монастырь для борьбы с язычеством. Монахи разыскивали и сжигали «шайтанов» - деревянных божков в мехах. Миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти Золотую бабу и уничтожить её. Он собрал много сведений о самом идоле и о тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба, и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Он узнал, что Золотая баба находится в районе р. Конды и с 1712 года в течение 9 лет активно за ней охотился. В конце концов, его убили люди, охранявшие святыню. После него в монастыре осталась неоконченная книга «Описание о народе остяцком».

Раз люди верят в Золотую бабу, то, разумеется, ищут её. В конце XIX века знаменитый русский художник Василий Кандинский (его предки когда-то княжили в бассейне реки Конды, откуда и пошла фамилия Кандинский), будучи ещё студентом, отправился в Западную Сибирь в Зырянский край, где предположительно поклонялись Золотой бабе. Множество зарисовок сделал во время своих поисков будущий художник: часовенки монгольского типа, древние курганы, деревянные скульптуры, но не было среди них Золотой бабы. Огорчённый неудачей художник написал в своём дневнике, что Золотая баба «совершенно не известна зырянам. Память о ней утрачена навсегда».

Печальная участь постигла других искателей приключений. Журналист Василий Дятлов в статье «Заклятье Золотой бабы» (Журнал «Итоги» за 2001 год) писал: «Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобъе на поиск золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооружённых всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. Та же участь постигла и отряд НКВД, который в 30-х годах был направлен на поиски золота для диктатуры пролетариата. Ни одному из бойцов не удалось вернуться из похода».

Но по сведениям этнографической экспедиции Института мировой литературы РАН, которая летом 1990 года побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, дело обстояло несколько иначе. В 1933 году органы НКВД арестовали шамана, который указал им путь к святилищу, но ханты, охранявшие святилище, оказали сотрудникам НКВД вооружённое сопротивление и четверо сотрудников погибли. В результате последовавших репрессий все взрослые мужчины-ханты были уничтожены, а старики, женщины и дети умерли зимой от голода, так как все ружья у них были конфискованы, и добывать себе пропитание они не могли.

Что касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Есть предположение, что её переплавили (если она была золотой). Однако в краеведческом музее Ханты-Мансийска хранятся экспонаты, поступившие из хранилища местного управления КГБ. Если Золотая Баба была не золотая, то не находится ли она и сейчас в каком-нибудь спецхранилище?

Итак, загадка Золотой бабы не разгадана до сих пор. Откуда она взялась? Что это за богиня? Где она сейчас находится? Может быть, будущее покажет…

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

ЗОЛОТАЯ БАБА — идол. Предположительно, из золота. Впоследствии — собирательный образ славянских богинь.

ДРУГИЕ ИМЕНА: Золотая Матерь. (Златая мать)

Был у финно-угорских племен идол — Золотая Баба, и чужаков к нему не допускали — убивали.

Древняя славянская богиня тишины и покоя, плодородия и здоровья, домашнего благополучия. Повивальные бабки, которые помогали при родах, считали ее своей заступницей; да и все женщины обращались к богине за советом.

Храм Бабы (Золотой Бабы), согласно преданиям, находился в стране Обдорской, в устье реки Обиго. На изображениях она на руках держит одного ребенка, а другого ведет за руку. Называли всех детей ее внуками.

Возле Золотой Бабы всегда лежали гусли и другие музыкальные инструменты, которые играли сами по себе – то тихо, то громче. По тем звукам жрецы предвидели будущее – Золотая Баба считалась доброй вестницей.

Чтили Бабу поголовно, никто не осмеливался пройти мимо идола богини, чтобы не пожертвовать. Даже если ничего не имел, клал в жертвенник нитку с одежды или волос с головы, кланялся до земли – просил у Золотой Бабы милости. Вообще, жертвовали Золотой Бабе куницы и соболя, одевали ее в меха.

Даже чужеземцы, которые имели своих богов, оставляли Золотой Бабе подарки, ибо она вела верной дорогой, не давала сбиться с пути и заблудиться.

Легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.
Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей.
О поклонении населения древнекоми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396 год). Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) М.Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов (С.Герберштейн, 1549 год; А.Гваньини, 1578 год; Д.Флетчер, 1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.
В описаниях идола Золотой бабы говорится об:
- о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук (С.Герберштейн);
- об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (А.Гваньини);
- о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д.Флетчер).
Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.
В работах русских учёных XVIII века. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба - древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.

Золотая Баба - супруга Велеса, которая также много раз приходит в мир, и ее история (повторяемая в разные эпохи) отлична от истории Златой Майи. Однако ведические и уральские легенды утверждают, что Белее и Дажьбог едины (Дажьбог -внук Велеса), это лики Всевышнего. И точно также Златая Майя и Золотая Баба едины. Матерь Мира имеет два рода ипостасей и проживает два рода сходных земных жизней. Нисхождения Ее к людям, волшебным народам и животным многоразличны. Но для всех Она - Единая Матерь.

…… В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола – Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе – «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото – огонь – женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.