Золотая баба. А была ли баба золотая

Любопытна и неодинакова судьба древних легенд: одни из них подтверждаются научными данными, другие, напротив, опровергаются и становятся только достоянием мифологии. Но некоторые легенды, неоднократно и, казалось бы, убедительно опровергнутые, живут по сей день.

Сотни лет разыскивали исследователи «Золотую бабу» — легендарного идола урало-сибирских народов. Над ее загадкой ломали голову многие (См. «Вокруг света» № 1 за 1960 год, статья Л. Лившиц и Л. Теплова «Золотая баба аримаспов».).

Мне довелось немало ездить в северных местах по роду своей профессии этнографа, изучать материальную культуру, обычаи, прежние верования хантов, манси, коми, ненцев. И, конечно, меня не мог не волновать вопрос: а существовала ли на самом деле Золотая баба или это лишь чей-то домысел, ставший легендой? Пришлось зарыться в старинные книги, и вот к каким выводам привели меня поиски.

Легенда о Золотой бабе, по всей видимости, родилась на Руси в XIV—XV веках — в ту пору, когда крепнущее Московское государство стало активно расширять свои владения на северо-восток. Московские служилые люди закрепили тогда за Русью земли по рекам Вычегде, Печоре, Каме; перевалили через Урал, проникли в бассейн великой Оби и наложили на тамошнее разноязычное население «государеву» дань.

Вслед за военными и торговыми людьми в эти земли потянулись и православные попы, усердно насаждавшие христианство среди местных «идолопоклонников». Впервые о Золотой бабе упоминает Софийская летопись под 1398 годом, рассказывая о деятельности одного из православных миссионеров — Стефана Пермского.

Нет основания подозревать летописца в том, что Золотую бабу он придумал. Видимо, на Руси уже ходили смутные рассказы об этом идоле «человецев незнаемых в восточной стороне». Но в то же время писатель конца XIV века Епифаний Премудрый, подробно и со знанием дела описавший дохристианские верования коми-пермичей, ни словом при этом не обмолвился о таком «чуде», как Золотая баба. По его словам, пермские идолы были деревянными, приношения же им делались различными предметами, главным образом пушниной (но иногда и вещами из драгоценных металлов).

Очень важно, что в дальнейшем ни один русский документ, за исключением послания митрополита Симона 1501 года, повторившего сообщение Софийской летописи, не содержит прямых свидетельств о Золотой бабе. А ведь, казалось бы, кому, как не русским, повествовать об этой диковинной фигуре. Вместе с тем рассказ о ней приобрел со временем большую известность в западноевропейской литературе XVI—XVII веков; редкий автор, говоря о Московии, не упоминает о «женщине из золота».

Начало было положено в 1517 году польским писателем М. Меховским, который, со слов русских военнопленных в Кракове, поведал Европе, что «за землею, называемой Вяткой, находится большой идол Злота баба... золотая женщина или старуха, окрестные народы чтят ее и поклоняются ей».

В 1516—1518 годах в России побывал С. Герберштейн — дипломат, автор известной книги «Записка о Московских делах». В ней он, в частности, ссылаясь на какую-то русскую рукопись, сообщил новые сведения о Золотой бабе... Оказывается, это божество находилось не за Вяткой, а «при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу».

По словам Герберштейна, «этот идол Золотая старуха есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ей внук. Кроме того, будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб».

Вот с этого-то, собственно, все и началось! Авторитет великого хитреца Герберштейна был настолько высок, а вера европейцев во всякие чудеса в России настолько прочной, что почти никто на Западе не усомнился в достоверности описания Золотой бабы. И она проделала поистине триумфальное шествие по книгам многих иностранных авторов.

Но обратимся к куда более скромному сообщению Сибирской (Кунгурской) летописи, относящемуся к периоду походов Ермака в бассейн среднего течения реки Оби.

Наибольшей точностью и достоверностью в этом повествовании отличается рассказ о походе в 1582 году Богдана Брязги «с товарищами» вниз. по Иртышу до Оби. Исследователи полагают, что первоначальная запись об этом походе была сделана кем-то из его участников.

Для нашей темы важен тот отрывок, где говорится о появлении отряда Брязги в Белогорье — важнейшем религиозном центре хантов на левом берегу Оби. Вот он полностью: «ту бо у них молбище болшее богыни древней, нага с сыном на стуле седящая, приемлюще дары от своих, и дающе ей статки во всяком промысле; а иже кто по обету не даст, мучит и томит; а кто принесет жалеючи к ней, тот пред нею пад умрет, имяще бо жрение (молебствия с жертвоприношениями) и съезд великий. Егда же вниде им слухи приезд Богдана, велела спрятаться и всем бежати, и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни».

Далее белогорское божество упоминается дважды. После гибели Ермака один из его панцирей ханты «отдаша в приклад белогорскому шайтану». А когда ханты осадили городок, построенный русскими при устье Иртыша, то принесли с собой «болшего белогорского болвана», надеясь на его помощь. Казаки выстрелили из пушки, «и кумира их с древом на многие части раздробиша».

Как видно, Белогорский идол-женщина «помогал» среднеобским хантам во всех случаях жизни; поэтому ему полагались богатые приношения, в том числе и панцирь грозного Ермака. Это божество тщательно оберегали, а когда появились казаки Брязги, то «многое собрание кумирское» — видимо, само изображение и все, что было принесена ему в жертву, — оказалось спрятанным.

Описание «богыни древней с сыном» чрезвычайно напоминает то, что иностранцы со слов русских людей, бывавших в Сибири, сообщали о Золотой бабе. Однако русский летописец ни словом не обмолвился, что белогорское божество — золотое.

В конце XVI века появилось сочинение «О государстве Российском», написанное английским послом при московском дворе Д. Флетчером. В нем имеются сведения и о Сибири, тем более ценные, что составлены они из рассказов очевидцев. И Флетчер начисто отвергал версию о Золотой бабе как «пустую басню».


Возражения были серьезными: «Только в области Обдорской, со стороны моря, близ устья большой реки Оби, есть скала, которая от природы (впрочем, отчасти с помощью воображения) имеет вид женщины в лохмотьях, с ребенком; на руках». Далее он сообщает, что на этом месте обыкновенно собираются обдорские ненцы по причине его удобства для рыбной ловли и действительно иногда (по своему обычаю) колдуют и гадают о хорошем или дурном успехе своих путешествий, рыбной ловле, охоте и т. п.»

Сведения, сообщаемые Флетчером, во многом совпадают с более поздними и совершенно достоверными фактами, собранными в 1771 году в районе Обдорска замечательным русским путешественником и ученым В. Ф. Зуевым. По его словам, главнейшее для идолослужения место у обских хантов и ненцев имеется подле Воксарских юрт, 70 верст ниже Обдорска... «Там имеются два болвана, один в мужском, другой в женском платье одеты. Оба по остяцкому (хантскому) манеру с особенным великолепием убраны разными материями и шубами украшены; платье окладено разными медными и железными из блях фигурами, всяких животных изображающими, на голове же имеют по серебряному венцу».

За сто лет до того, в 1675 году, по Сибири проехал Н. Спафарий — глава русского посольства в Китае. Для него сибирская администрация специально собирала различные сведения о местных народах. И вот что Спафарий писал впоследствии:
«А около Березова есть капища идольские остяцкие, и про них пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакож де золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же».

Итак, большинство наиболее добросовестных исследователей утверждает, что идолы северных народов не были золотыми.

Что же все-таки послужило основанием для так прочно удержавшейся легенды?

Интересно, что священное место хантов, указанное Спафарием, географически совпадает с теми Кылтысянскими юртами, где находилась Калтащ — важнейшее женское божество хантов и манси.

Но, может быть, это и есть настоящее имя Золотой бабы? Как бы ее ни расписывали различные авторы, все они сходились в одном — данное божество было великой матерью, наставницей и покровительницей приобских охотников и рыболовов.

А ведь такое божество ханты и манси и называли по имени Калтащ, Калтащ эква (женщина Калтащ), Калтащ сянь (мать Калтащ). Она представлялась как «мать земли» и прародительница многих родов хантов и манси. От ее воли будто бы зависели рождение, вся жизнь и смерть любого человека.

Этнограф К. Д. Носилов — один из защитников существования Золотой бабы, — путешествовавший в начале XX века записал рассказ старика манси о серебряной фигурке мансийского божества.

Так вот, по его словам, «серебряная баба помогает сильно бабам; и промыслам тоже помогает; кто ей жертвует, тот лучше всех промышляет». Это описание целиком совпадает с тем, что рассказывали о Калтащ.

Простодушные ханты и манси полагали, что Калтащ давала детям душу в утробе матери, а при рождении каждому ребенку вписывала насечками на особой деревянной палочке — фетише его последующий жизненный путь.

Калтащ имела сына, известного под разными именами: Мир сусне хум (за народом смотрящий человек), Эква пырищ (сынок матери), Ун-урт (большой богатырь).


Как же ханты и манси представляли свою Калтащ? По К.Д. Носилову, кондинский старик рисовал ее золотой или серебряной женщиной, но по другим записям, скажем В.Н. Чернецова, «старики говорят, что она всего три личины (заяц, гусь и береза) имеет». Вот вам и Золотая баба! В одной из песен-заклинаний, обращенных к Калтащ, она характе-ризуется как «летний заяц, нежная женщина; осенний заяц, нежная женщина...» Головку зайца обские угры вырезали на рукоятках женских весел, на концах крюков, поддерживавших крышу, на бытовых предметах.

Часто Калтащ представляли и в образе гусыни, сидящей в гнезде: «В хорошем образе золотого (!) гуся садится», «В счастливом гнезде из тонкого шелка сидит, в богатом гнезде из тонкого сукна сидит».

Калтащ могла быть и березой, точнее, деревянным — обязательно березовым — изображением. Как тут не вспомнить свидетельства Кунгурской летописи о том, что при осаде казацкого городка при устье Иртыша «остяки в утрии ж принесоша с собою болшего белогорского болвана, и поставища под древо березу, и молясь и жряху»!

Не случайно березовый идол разлетелся на куски, будучи пораженным из малой казацкой пушки.

Но почему ее все-таки назвали «Золотою бабой»? Объяснение может быть двояким. Хотя в стране хантов и манси золота не добывали, но некоторые золотые и серебряные изделия они получали от южных соседей скифо-сарматов, в свою очередь, связанных со Средней Азией и Ираном. Не удивительно, что обско-угорское название золота «сарни» — иранского происхождения.

Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы.

Украшением многих наших музеев являются золотые и серебряные кувшины, блюда, тарелки, нередко с изображениями реальных и диковинных зверей, доставленные с древних капищ хантов и манси. Все эти вещи изготовлены не в Западной Сибири, а в Средней Азии, Иране, на Кавказе и имеют солидный возраст — от нескольких сот до полутора-двух тысяч лет.

Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.

Вот именно этот-то, говоря словами Кунгурской летописи, «приклад» и породил, видимо, легенду о Золотой бабе.

С другой стороны, в обско-угорской мифологии постоянно фигурирует золото как признак необычайности, знатности, счастья и удачи. Калтащ сидела «золотым гусем» в гнезде, богатырские доспехи Мир сусне хума были «золотыми»; выражение «у меня вырастет золотой рог» в былинном эпосе иртышских хантов означало: «я буду счастлив».

Вот и все, что можно сказать о Золотой бабе. С некоторой грустью расстаюсь я со своей «героиней». Поиск привел к крушению мифа. Что же, истина дороже заблуждений, в какие бы блестящие одежды они ни были облачены.

Л. Лашук

Рисунки А. Зефирова

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-Нер. Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. И это название неслучайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая – льва, третья – умудренного старца с поднятой рукой.

Семь застывших великанов

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп – это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями. Некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера – Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного» .

Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Великая Биармия

В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.

Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.

Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят... издалека приходят, подарки принося... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово» . Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.

Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.

Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

Откуда же появилось у манси такое странное божество? Оно так нехарактерно для обычаев этого народа, что, кажется, упало к ним прямо с неба. Большинство ученых считают, что Золотая баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как «золотая женщина».

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и «христианского» происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.

Охота на Золотую бабу

Завладеть Золотой бабой пытались давно.

В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях» .

Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.

Границы Московской Руси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. Такой же путь был и у Золотой Бабы. Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.

В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.

Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит» .

Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.

Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую» . Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.

Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша» .

Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.

В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.

Хозяйка Медной горы

Верховную богиню угров знали под разными именами: Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли и другие. Верховный бог Нуми-Торум был ей братом и мужем. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница.

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Фольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее имя Золотая Баба. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок. Горняцкая Золотая Баба, как и белогорская богиня, не любила жадных и криводушных.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье и звали ее Малахитница. Но все это означает, что идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой.

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Среди угорских древностей много изделий из меди. На Урале часто встречаются следы давних горных разработок и металлургического производства. Ими, например, было испещрено Гумешевское медное месторождение. Гумешки находятся близ истоков реки Чусовой. Первые рудокопы появились здесь 35 веков назад. Именно в районе Гумешек протекали главные события бажовских сказов.

Русские горняки связывали своих подземных покровителей с эпохой «старых людей», среди которых были те же угры. Поэтому в тождестве подземных властелинов сказов и угорских богов нет ничего удивительного.

О том, что мы на верном пути, говорит свидетельство Юлия Лета. Этот итальянский историк XV века знал о медных статуях угров, живших близ Ледовитого океана. Лет полагал, что угры были в составе варварской армии Алариха и захватили скульптуры при разграблении Рима. Русские сказы дали нам путеводную нить, которая ведет к еще одной хозяйке медных гор. Как это ни странно, но при этом мы попадаем в места, удаленные от Урала на тысячи километров.

У живущих на Лене якутов есть мифы – олонхо. В них говорится о многих богах. Но особым могуществом наделяется Дьэс Эмэгэт («медная баба»). Медная идолица была богиней племени адьяраев. Эпические якуты то враждовали с адьяраями, то вели с ними мирную торговлю.

Страна адьяраев лежала на берегу Ледовитого океана на крайних западных пределах известного якутам мира. Правили в ней Дьэс Эмэгэт и кузнец Кюэттэнни. Географические ориентиры и имя кузнеца ведут нас к кетам. Кеты славились редким на Севере кузнечным мастерством. Кузнецы в древности были одновременно и рудознатцами, и металлургами. Сейчас кетов осталось совсем немного. Живут они в низовьях Енисея. Раньше кетоязычные племена были известны на обширных пространствах.

Из всех групп якутов только одна обитает у берегов Северного Ледовитого океана. Это так называемые долганы, занимающие значительную часть Таймырского полуострова. В прошлом долганы и кеты соседствовали. Именно от долган сведения о племени медной идолицы попали к остальным якутам. Кеты говорят на языке, не похожем на угорский. Но до революции их прозывали остяками, как и угров. Следовательно, несмотря на языковые различия, в культуре и тех, и других было много общего.

Судя по названиям норильских рек и озер на их берегах жили как кеты, так и ханты. Якуты всех их звали адьяраями. Интерес кузнецов-адьяраев к этому району не случаен. Здесь сосредоточены богатейшие медно-никелевые месторождения, а рядом с ними – запасы необходимого для плавки руды угля. Причем кое-где руды и уголь выходят на поверхность.

Культ Золотой Бабы сопровождали музыкальные инструменты. Приуральский манси Самбиндалов так передавал местные предания: «Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал» . Манси не читал исторических сочинений. Между тем задолго до него Александр Гваньини (1578 г.) писал: «Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного» .

Об этих же трубных звуках знал Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в начале XVI века. В якутских олонхо медная идолица выглядит так:

На спине крутясь,
Одержимо вертясь,
Вскрикивая,
Подпрыгивая,
Как сверчок, звенеть начала.

Исследователи олонхо отмечали, что в песнях идолицы явственно слышится колокольный звон. Они даже отождествляли ее с колоколом.

Путешественники начала XVII века видели в районе Норильска огни и чувствовали запах серы, обычно сопровождающий плавку сульфидных руд. При этом они слышали колокольный звон. Следовательно, в царстве медной идолицы действительно были колокола, и данные олонхо точны. На Урале Золотую Бабу сопровождала роговая музыка, а на Енисее – колокольные перезвоны и звук трещотки.

Кеты на Севере были пришельцами. Их прародина лежала в Южной Сибири. Но и угры переселились в Приобье и Восточную Европу из Южной Сибири. Некогда оба народа соседствовали, что и объясняет их общие черты. Главный очаг медного производства Южной Сибири лежал в Минусинской котловине. Отсюда должна была начать свой путь на Север Хозяйка Медной горы.

Египтянка

Рассказ Герберштейна о Золотой Бабе долго ставил ученых в тупик. Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Получается, что внутри неродившегося ребенка есть еще одно дитя. Столь маловероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает еще одно лицо. Перед нами мифологический образ.

Вроде бы тайны Золотой Бабы исчерпались. Древним металлургам не составляло особого труда изготовить медный идол. Фигурки Золотой Бабы местного производства, конечно же, существовали. Но сам знаменитый кумир был сделан совсем в другие времена, далеко от России.

Сохранилось несколько рисунков и словесных портретов Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстает то в одежде, то без нее.

Золотая Баба – верховное угорское божество. Но историки предполагают, что статуя первоначально изображала какую-то иную богиню. Мнения на этот счет существуют самые разные: Богородица, славянская Золотая Майя, Будда, Гуаньинь и т. д.

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это изображение зеленоглазого Осириса.

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно так же и уральская богиня – богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде. Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был ее культ на Севере. В свое время богиня изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. Основанием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.

Говорящие земляные кошки находились в свите Хозяйки Медной горы. В уральских сказах кошка Исиды предстает то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то домашней Муренки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Даренку самоцветами.

В одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. На ногах у них – золотые лапоточки. Лапоточки увеличивались в размерах по мере движения их хозяев. Перед нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, катящем солнце по небу.

Исиду сами египтяне – звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть – «река Исиды». По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Земляную кошку знали в Сысерти, чье название произошло от систра. Некогда здесь было капище, в котором хранился музыкальный зверек богини.

Осирис, он же Золотой человек, в рассказах западноевропейцев выглядит как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Бажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горняков.

Перед нами вновь Исида, но теперь уже золотая. Значит, имя Золотая Баба родилось не на пустом месте. Вначале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую Исиды и все иные ее изображения.

О том, что Золотая Баба – Исида, знал Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских скульптур в Сибири.

Сибирские славяне

Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес, то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это правильное объяснение сочли невероятным и придумали иные.

Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.

О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.

Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.

Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.

Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые".

Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.

Наследие Матери богов

Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.

О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.

Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.

Сидит Золотая Баба среди своей бесценной казны. За столетия дорогие соболя и заморские ткани превратились в прах. Но уцелело главное – память о Великой Славянке, давшей жизнь роду людей и богов. В своем обновленном облике Богородицы ласково глядит она на нас со стен православных храмов.

Инопланетный след

Не прошли мимо удивительной Золотой бабы, совершенно не похожей на остальных идолов, грубо вырубленных шаманами из дерева, и уфологи. Они знали, что удивительному идолу поклонялись, да и сейчас поклоняются, народы ханты и манси. Металлическая Золотая баба как будто упала с неба. А может быть, действительно упала?

Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Несколько историй от оленеводов манси неизвестных, С.Ермакову, подтверждают его гипотезу.

На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что рассказал о ней кинооператору М. За-платкину, снимавшему кинокартину о каменных идолах Мань-Пупу-Нера, проводник-манси Петр: «Давно-давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотой баба. Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос» .

Немного севернее горы Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой также связаны легенды о страшном крике Золотой бабы – Койп. О ней я уже рассказывал в начале статьи. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище Золотой бабы. У подножия горы лежит совершенно круглое озеро. Такого больше нет на Северном Урале. На его берегу можно увидеть покрытые лишайниками глыбы, в которых при небольшом воображении можно угадать остатки святилища.

Перегоняющие летом стада оленеводы-манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, как будто вырубленной руками людей, гранитной глыбе.

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой бабы, есть еще одно место, также, может быть, связанное со страшными криками. Только произошло это последнее событие уже в наше время. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Северного Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников похода, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин, приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Станислав Ермаков сделал предположение, что Золотая баба-робот, брошенная инопланетянами, могла не только говорить, но и двигаться. Что же и когда сделало робот неподвижным? На этот вопрос может ответить один любопытный эпизод, содержащийся в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу Биармии. Все, у кого было золото и товар для мены, получили хороший барыш. По окончании торга с полным грузом дорогого пушного товара викинги спустились по Двине и, выйдя в открытое море, стали держать совет.

Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться и, если посчастливится, овладеть собранными там сокровищами. Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько могли унести. Сложили их в свое платье.

Добрались они и до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее биармийского бога висела драгоценная золотая цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой".

Отрубить голову литой статуи викинг, пожалуй, не смог бы. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем металла. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробиться к кораблям, побросав собранные около Золотой бабы сокровища.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби,верховья Иртыша в районе. Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если считать, что на Отортене "кричала" Золотая баба. Охота за ней продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.

Древняя богиня тишины и покоя, домашнего благополучия. Повитухи, повивальные бабки, помогающие молодушкам разрешиться от бремени, почитали ее своей покровительницей, да и всякая женщина не пренебрегала ее советом.

Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обиго (то есть Оби). Впрочем, слишком частое упоминание этой богини доказывает, что поклонялись ей во всех славянских землях. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками, отчего она и получила имя Бабы.

Один из этих внуков был, между прочим, сам Святовид. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой - то тихонько, то погромче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю - и тем надеялся ее умилостивить.

Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути. Знак того, что жертва принята Бабой благосклонно, - падающая звезда. Золотая Баба была также главной среди Рожаниц - богинь судьбы, которые есть у каждого человека, а потом и повивальных бабок, которые помогают разрешиться от бремени. Когда появлялся на свет ребенок, Золотая Баба незримо связывала ему ножки, требуя от отца выкупа. Если повивальных бабок хорошо награждали (т.е. жертвовали таким образом Рожаницам и самой Золотой Бабе), то ребенок рос здоровым и счастливым, а если нет, мог остаться хромым.
Чехи называли Золотую Бабу Альжбетой, и она была богиней материнского чрева.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей.

Предания о Золотой Бабе

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.

В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.

Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.

Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента - Золотой Бабой.

Отряд так и не вернулся

Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».

Slata Baba на карте Московии Герберштейна (1549 г)

В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».

Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за" Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.

Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.

Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».

Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.

Почерневшая от времени двухметровая Кызымская богиня, или как ее называют, Золотая баба, наводит страх на реставраторов, так много с ее именем связано тайн, загадок, трагедий. Всяк потревоживший ее покой должен быть готов попрощаться с жизнью и здоровьем.

По преданию, "постоянным местом жительства" Казымской богини являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Ханты и манси верят, что Казымская богиня - иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой - определяет судьбу человека.

С XVI века велись поиски Золотой бабы, а в этом поселке статуя была обнаружена только в 1961 году. Сколько несчастий случилось за время поисков - не перечесть. Пропадали конные отряды, завязнув в болотной топи, гибли десятки вооруженных людей, а местные жители объясняли мистические события гневом потревоженной богини.

Исследователям, обнаружившим статую в 1961 году, тоже пришлось несладко. Один за другим они буквально таяли на глазах, скоропостижно умирая. Однако, согласно поверью, бригада обнаружила не золотую, а деревянную статую, покрытую серебром. «Юильский идол» снова оказался вне досягаемости. Ханты и манси убеждены в том, что статую подменили, и настоящую спрятали на небольшом незаметном острове в окрестностях Юильска, который через некоторое время от резкого подъема уровня воды оказался полностью затопленным.

Как и большинству мифических северных персонажей, Казымской богине приписывают способность к перевоплощению. Считается, что она может являться людям в облике зайца, кошки, лебедя, лягушки, вороны, бабочки. Но существует описание и ее человеческого облика: "Она имеет вид старухи в собольей ягушке (накидке), покрытой шелковым платком".

В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен - на фото лишь один из ее образов.

О Золотой бабе есть упоминания и у иностранных ученых. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи — Древний Рим. Бытует также версия, что Золотая Баба - это скульптурный образ Мадонны, однако тут мнения ученых разделяются: одни считают, что из церквей такие образы (которые, кстати вырезались из дерева, что вполне соответствует находке 1961 года) никогда не вывозились, а другие придерживаются противоположного мнения. Более того, ряд исследователей убеждены, что статуя Золотой Бабы не была принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) — жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения... Сколько их было, и сколько их еще будет. Много вопросов, еще больше ответов. Однако никому до сих пор не удалось получить однозначный ответ на вопрос: Какая она, Золотая баба? Зачем пришла в этот мир и куда ушла? Да и ушла ли?

До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте.

И тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

В описаниях идола Золотой бабы говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук (С. Герберштейн);
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (А. Гваньини);
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

Главный герой романа Александра Бушкова «След пираньи » (1996), Кирилл Мазур , в попытках выбраться из тайги со своей американской напарницей случайно набредает на пещеру, где хранится Золотая Баба. После недолгих размышлений Мазур решает оставить легендарную статую на месте, однако, все равно едва не становится жертвой стражников статуи.

Вокруг мифа о Золотой бабе крутится значительная часть повествования исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы ». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры » рассказывает о ликвидации остатков кулацко-эсеровской банды, ведущей охоту за «Сорни най», во время борьбы за установление Советской власти в Западной Сибири.

В приключенческой повести Юрия Курочкина «Легенда о Золотой бабе», автор использует литературный сюжет как средство исторического исследования легенд о Золотой бабе, привлекая богатый краеведческий материал.

В романе Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» дается мистическая трактовка гибели туристической группы Дятлова , ставшей жертвой охоты грозной богини.

В кино

В музейных экспозициях

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвящённая легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи , знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги . В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведенной в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.

Библиография

Научная литература

  • Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. XIII-XVIII вв. - 2-е изд. - Иркутск, 1941.
  • Соколова З. П. Ардви Сура Анахита иранцев и «Злата Баба» финно-угров // Советская археология . - . - № 3.
  • Золотая баба // Северная энциклопедия. - М.: Европейские издания, 2004. - С. 303-304.
  • Мароши В. В. // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. - Вып. 3. - Т. 2. - Екатеринбург: Издательский дом «Союз писателей», 2007. - С. 266-278.
  • Бурыкин А. А. Золотая баба - идол или топоним? // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний… - Материалы Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск, 19-21 мая 2010 г. - Томск: Аграф-Пресс, 2010. - 506 с. - С. 54-56.

Научно-популярная и популярная литература

  • Золотая баба // Республика Коми. Энциклопедия. - Т.1. - Сыктывкар, 1997. - С. 464.
  • Ионина Н. А. Странствия Золотой бабы // Ионина Н. А. 100 великих сокровищ. - М.: Вече, 2000.
  • Вслед за Великой Богиней: легенда о Золотой Бабе: Сборник. - М.: Вече, 2007.

Художественная литература

  • Курочкин Юрий . Легенда о Золотой бабе: Повесть / [Худож. Н. Казанцева]. - 2-е изд., доп. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство , 1968. - 156 с. - (Уральская библиотека: приключения, фантастика, путешествия). - 50000 экз.
  • Шесталов Юван . Тайна Сорни-най. - М., 1976.
  • Сергей Плеханов . Золотая баба - 1985 (повесть, экранизирована в 1987 году).
  • Иванов Алексей . Сердце Пармы . Роман-легенда. - М.: Пальмира , 2003.
  • Дворцов Василий Terra Обдория // Москва . - 2005.
  • Кирьянова Анна . Охота Сорни-Най :
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 6.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 7.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 8.

См. также

Напишите отзыв о статье "Золотая баба"

Отрывок, характеризующий Золотая баба

Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

ЗОЛОТАЯ БАБА — идол. Предположительно, из золота. Впоследствии — собирательный образ славянских богинь.

ДРУГИЕ ИМЕНА: Золотая Матерь. (Златая мать)

Был у финно-угорских племен идол — Золотая Баба, и чужаков к нему не допускали — убивали.

Древняя славянская богиня тишины и покоя, плодородия и здоровья, домашнего благополучия. Повивальные бабки, которые помогали при родах, считали ее своей заступницей; да и все женщины обращались к богине за советом.

Храм Бабы (Золотой Бабы), согласно преданиям, находился в стране Обдорской, в устье реки Обиго. На изображениях она на руках держит одного ребенка, а другого ведет за руку. Называли всех детей ее внуками.

Возле Золотой Бабы всегда лежали гусли и другие музыкальные инструменты, которые играли сами по себе – то тихо, то громче. По тем звукам жрецы предвидели будущее – Золотая Баба считалась доброй вестницей.

Чтили Бабу поголовно, никто не осмеливался пройти мимо идола богини, чтобы не пожертвовать. Даже если ничего не имел, клал в жертвенник нитку с одежды или волос с головы, кланялся до земли – просил у Золотой Бабы милости. Вообще, жертвовали Золотой Бабе куницы и соболя, одевали ее в меха.

Даже чужеземцы, которые имели своих богов, оставляли Золотой Бабе подарки, ибо она вела верной дорогой, не давала сбиться с пути и заблудиться.

Легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.
Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей.
О поклонении населения древнекоми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396 год). Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) М.Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов (С.Герберштейн, 1549 год; А.Гваньини, 1578 год; Д.Флетчер, 1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.
В описаниях идола Золотой бабы говорится об:
- о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук (С.Герберштейн);
- об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (А.Гваньини);
- о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д.Флетчер).
Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.
В работах русских учёных XVIII века. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба - древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.

Золотая Баба - супруга Велеса, которая также много раз приходит в мир, и ее история (повторяемая в разные эпохи) отлична от истории Златой Майи. Однако ведические и уральские легенды утверждают, что Белее и Дажьбог едины (Дажьбог -внук Велеса), это лики Всевышнего. И точно также Златая Майя и Золотая Баба едины. Матерь Мира имеет два рода ипостасей и проживает два рода сходных земных жизней. Нисхождения Ее к людям, волшебным народам и животным многоразличны. Но для всех Она - Единая Матерь.

…… В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола – Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе – «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото – огонь – женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.