Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории. Начало истории человечества

Рассматривая развитие цивилизации, нельзя обойти такую тему, как происхождение человечества и его ранняя история. И, собственно, тут у нас есть два варианта. Первый - принимать ту версию, которую предлагает нам "официальная" наука, второй - записаться в ряды "альтернативщиков", сторонников альтернативной истории. Какой же вариант более верен и почему вообще нужно сомневаться в официальной версии?

Подробное рассмотрение ситуации в современной науке выходит за рамки этой части, это будет сделано позже. Тем не менее, можно совершенно чётко сказать, что те, кто занимаются наукой в своём большинстве, по сути, не более разумны, чем обыватели. Предлагаемая наукой кратина мира является не рациональной, а лишь рационализированной. Значительная часть тех методов, которые считаются научными, на самом деле иррациональны и нелогичны. Из основных иррациональностей современной западной науки (а вся она, по сути, построена на западной традиции), выделим 2 проблемы, имеющие особое значение для данной темы. Во-первых, зачастую, и даже как правило, за официальную, "достоверную" научную теорию принимается правдоподобная гипотеза, в пользу которой по сравнению с альтернативными версиями нет явных и строгих доказательств. Более того, даже если есть факты, свидетельства, противоречащие этой официальной гипотезе, они отбрасываются, замалчиваются, без всяких на то причин объявляются ошибками, фальсификациями и просто бредом. Во-вторых, при доведении "официальной" позиции науки до широких масс производится просто чудовищное редуцирование и упрощение вплоть до искажения той картины, которая есть у специалистов, работающих в данной области. Если специалисты знают об альтернативных версиях и трактовках тех или иных находок, знают о спорах вокруг них и доводах, приводящихся той или другой стороной, знают о неудобных фактах и т. п., то в популярных изложениях все эти особенности исчезают и спорная гипотеза, выдвинутая, например, на первый план авторитетом какого-то учёного, приобретает вид неоспоримо доказанной истины. В истории и археологии эти 2 проблемы проявляются очень сильно, а то, что очень сильное влияние на историю всегда оказывала политика и идеология, даёт достаточные основания для того, чтобы считать официальную версию истории, особенно древней, недостаточно достоверной. Да и не секрет, что западная историческая наука уже пережила массу "проколов" - например, в 19 в. многие историки считали сказками описанные в античных источниках Трою и Вавилон (пока не были раскопаны их руины), а теории происхождения человека в первой половине 20 в. строились во многом на находке черепа т. н. "пилтдаунского человека", впоследствии оказавшегося подделкой.

Конечно, в трудах многочисленных "альтернативных" историков проблем ещё больше. Более 90% их теорий - полная чушь, хотя они и могут поначалу произвести какое-то впечатление на неподготовленного читателя. Зачастую "альтернативщики" действуют куда более бредовыми методами, чем учёные - выдирают отдельные фрагменты из мифов, и произвольно интерпретируя их, выдают их за достоверные факты, притягивают за уши какие-то второстепенные искусственные доводы, напрочь игнорируя всё, что их версии противоречит и т. п. Есть и те, кто генерирует откровенный бред ради пиара. Почитав такие альтернативные горе-теории, вы узнаете и о том, что недавно на Земле была ядерная война, выбросившая в космос 7/8 атмосферы, и о том, что вся мировая история до 18 века сфальсифицирована, и о том, люди каменного века разговаривали и писали на современном русском языке. Однако есть и более адекватные "альтернативщики", уделяющие внимание довольно подробному изучению фактов и предоставляющие наглядные и достаточно убедительные доказательства в пользу ошибочности официальных теорий. Например, заслуживают внимания отчёты об экспедициях, организованных "лабораторией альтернативной истории ".

Так или иначе, для того, чтобы составить хоть отчасти претендующую на достоверность картину древней истории человечества, необходимо достаточно тщательное изучение и сопоставление фактов, свидетельств, глубокая проверка обоснованности тех или иных выводов и теорий.

Какова официальная версия происхождения человека и возникновения цивилизации? Предки человека - древние гоминиды жили в Африке. 6-7 млн. лет назад ветвь, ведущая к человеку, отделилась от ветви, ведущей к ближайшим современным "родственникам" Homo Sapiens - человекообразным обезьянам. Началась постепенная эволюция ко всё более развитым видам человека, при этом иногда от главной ветви отщеплялись тупиковые виды человека, впоследствии вымершие. В результате сокращения лесов и наступления саванны древние предки человека (дриопитеки) слезли с деревьев, освоили прямохождение, начали использовать примитивные орудия труда. Затем они научились использовать огонь, появилась речь, примитивные формы культуры. Современный вид - Homo Sapiens, согласно современным представлениям, появился в Африке примерно 100-200 тыс. лет назад. Долгое время наши предки жили охотой и собирательством, за это долгое время они из Африки расселились практически по всему миру, где, после окончания 10-12 тыс. лет назад последнего ледникового периода (сама интерпретация которого современной наукой также является спорной) в некоторых благоприятных для этого очагах (Египет, Междуречье, Индия и Китай, Мексика и Перу) перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, а затем в тех же очагах примерно 5-6 тыс. лет назад (3-4 тыс. лет днэ) возникли первые цивилизации.

А теперь рассмотрим спорные вопросы и проблемы этой официальной версии и доводы, говорящие в пользу другой версии.

1) Странность в происхождении человека.

Эволюционная версия выглядит довольно логичной. Несмотря на некоторую путаницу в определениях видов древних людей, современные антропологи готовы нарисовать примерную схему эволюции человека от ранних предков к современному виду:

Наиболее интересным является последний переход - от гейдельбергского человека к современному Homo Sapiens. На основании археологических данных оказалось затруднительно установить примерные обстоятельства, место и время подобного перехода. Долгое время соперничали 2 теории - теория происхождения Homo Sapiens в одном месте и последующего его расселения по всей планете (с вытеснением других видов древних людей, расселившихся ранее) и теория мультирегионального происхождения, согласно которой процесс "сапиентации", т. е. превращения архаичных форм в человека разумного произошёл независимо в разных регионах. Весомое слово в этом споре в пользу теории происхождения из одного центра сказали исследования ДНК современных людей. Из них следует, что, во-первых, генетическое разнообразие современных людей (несмотря на наличие разных рас) крайне мало и значительно уступает генетическому разнообразию среди конкретных видов тех же обезьян, несмотря на то, что численность популяции человека намного больше. А во-вторых, они приводят к выводу о существовании для всех людей на планете единственного общего предка по материнской линии (т. н. "митохондриальной Евы") и о том, что все современные Homo Sapiens произошли от очень и очень малой изначальной популяции людей, живших примерно 100-200 тыс. лет назад. Современная наука объясняет это "эффектом бутылочного горлышка" - некогда предки современных людей в результате какого-то природного катаклизма, эпидемии и т. п. почти вымерли, за исключением всего нескольких десятков человек, и от этих немногих выживших произошло всё современное человечество. Само по себе данное обстоятельство выглядит несколько странным, но помимо этого, оно даёт аргументы в руки сторонников альтернативной версии происхождения человека, а именно - в эволюцию нашего вида вмешались и сделали тот самый ключевой, заключительный шаг в переходе от не слишком разумного существа к настоящему человеку некие внешние силы, например, инопланетная цивилизация.

2) Мифология.

Комментируя мифы, учёные любят объяснять их содержание пустой фантазией. Конечно, вряд ли стоит призывать принимать всё описываемое в них за достоверные факты. Многие мифы очевидно "сказочны" и нереалистичны по своему содержанию. Понятно, что, например, волшебная корова, исполняющая желания, или река, превращающаяся в девушку, в "Махабхарате" - однозначно сказочные элементы и глупо пытаться эту сказку читать буквально. Тем не менее, если мыслить логически, даже описываемое в мифах откуда-то берётся. А если в мифах разных народов пусть разными словами, но говорится о похожих событиях, если там присутствуют специфические элементы, это должно наводить исследователей на определённые мысли. Списывать абсолютно всё на фантазию ненаучно.

А мифы говорят не в пользу официальной версии. Мифы народов мира не говорят о том, что люди произошли от не слишком разумных предков и самостоятельно овладели теми или иными достижениями. Напротив, все как один мифы народов мира говорят о том, что человек сотворён некими богами, а также о том, что именно боги научили его основным технологиям древности, принесли в дар культурные растения и научили их выращивать. А ещё мифы рассказывают о том, какими чудесными способностями обладали боги и те люди, которым они часть своего могущества иногда передавали. И если в одних мифах об этом рассказывается иносказательно и с примешиванием большой доли сказочных элементов, то в других - достаточно конкретно и недвусмысленно. Например, не имеют никакого логического объяснения в рамках официальной версии мифы африканского племени догонов, в которых рассказывается о прилёте на Землю богов в далёком прошлом. При этом в пользу правдоподобности мифа говорят присутствующие в нём сведения астрономического характера, которые совпадают с последними открытиями современных астрономов и уж точно никак не могли быть самостоятельно открыты первобытным племенем. Полны описаниями богов и их деяний древнеиндийские мифы, при этом в них столько упоминаний о "виманах" - летающих аппаратах и они описаны настолько подробно, что очень сложно списать это на простую фантазию. В "Истории Египта" Манефона, которая считается одним из наиболее ценных источников по истории Древнего Египта, правителям-фараонам, согласно утверждению автора, предшествует длительный период правления богов и полубогов, причём это период продолжался 12 тыс. лет. Однако признавая реальность описанных в этом труде фараонов, предшествующий период современные историки считают простой выдумкой.

3) Строения и артефакты прошлого.

Материальные свидетельства присутствия на Земле тех, кто обладал высокими технологиями, превышающими возможности современной цивилизации, на виду. Простое знакомство с египетскими пирамидами, например, приводит к однозначному выводу, что их постройка лежала далеко за пределами возможностей цивилизации бронзового века. Ни масштабы строительства, ни огромные размеры каменных блоков, ни удивительное качество их обработки никоим образом не согласуются с официальной версией. Более того, попытка построить при помощи древних технологий (которые, как считается, применялись при строительстве пирамиды) небольшую пирамиду, подобную пирамиде Хеопса, предпринятая в 1978 г. японскими исследователями, закончилась неудачей.

Часть пирамиды Джосера, наглядно показывающая разницу в технологии - видимо, использовав древние блоки в основании пирамиды, достраивали её древние египтяне самостоятельно

Баальбек - даже сегодня никто бы не смог строить здания из таких блоков

И таких "невозможных" сооружений в разных частях мира ещё много: пирамиды в Мексике, крепости в Перу, храм в Баальбеке и т. д. и т. п. Более того, не вписывающиеся в официальную версию истории, но при этом совершенно достоверные артефакты и памятники древности (что, впрочем, не мешает официальной науке всё равно пытаться их отрицать и объявлять подделками) совсем не исчерпываются огромными постройками. Среди них, например, камни Ики, фигурки Акамбаро, карта Пири Рейса, саккарская коллекция и пр.

Подробное рассмотрение теории палеоконтакта и реконструкция действительных событий древней истории человечества выходит за рамки данной концепции. Тем не менее, сегодня накоплено уже достаточно фактов, ставящих под сомнение официальную версию. Вероятно, непосредственное вмешательство внеземных цивилизаций в развитие человечества действительно имело место, и "запуск" человеческой цивилизации, а возможно, и само появление вида Homo Sapiens является результатом данного вмешательства. Тем не менее, примерно 5-6 тыс. лет назад или раньше внеземные цивилизации прекратили прямое вмешательство и предоставили человечеству возможность развиваться самостоятельно.

Материалы для дополнительного ознакомления:

ВВЕДЕНИЕ.

История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.

Глубина длительной доистории - всеобщей основы, - по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени - времени письменной документации - случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.

Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.

В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Целью книги Ясперс хотел содействовать углублению нашего сознания современности.

Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе.

С другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими.

Но свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это - последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы все-таки можем.

Первая часть

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ

По широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. История человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время. То, что у нас вообще есть история; что история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня; что продолжительность этой истории до настоящего момента сравнительно очень невелика, - все это заставляет нас задать ряд вопросов. Откуда это? Куда это ведет? Что это означает? Человек издавна создавал для себя картину мира: сначала в виде мифов, затем калейдоскопа божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, еще позже - данного в откровении целостного понимания истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и страшного суда. Принципиально иным становится историческое сознание с того момента, как начинает опираться на эмпирические данные. Сегодня реальный горизонт истории необычайно расширился. Библейское ограничение во времени - 6000-летнее существование мира - устранено. Исследователи ищут в прошлом следы исторических событий, документы и памятники былых времен. Эмпирическая картина истории может свестись к простому выявлению отдельных закономерностей и нескончаемомуописанию множества событий: одно и то же повторяется, в различном обнаруживается подобное; существуют различные структуры политической власти в типичной последовательности их форм, существует также их исторические взаимопересечение; в сфере духовного существует равномерное чередование стилей и сглаживание неравномерностей длительности.

Но можно стремиться и к сознанию единой обобщающей картины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурных сфер и их развитие; они рассматриваются отдельно и во взаимодействии; постигается их общность в постановке смысловых проблем и возможность их взаимопонимания; и наконец, разрабатывается некое смысловое единство, в котором все это многообразие обретает свое место (Гегель)

Ясперс считал, что каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальным воззрениям, превращающим историю в некое единство. Эти воззрения могут быть некритичными, более того, неосознанными и поэтому непроверенными. В историческом мышлении они обычно являются само собой разумеющимися предпосылками.

История есть там, где живут люди. Мировая история охватывает во времени и пространстве весь земной шар. По своему пространственному распределению она упорядочивается географически (Гельмольт). История была повсюду. Благодаря вычленению в истории целостных культур вновь стали уделять внимание соотношению рангов и структур

Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов, культуры рассматриваются как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец. Культуры не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу. Шпенглер насчитывает 8, Тойнби - 21 культуру. Шпенглер определяет время существования культуры в тысячу лет, Тойнби не считает, что оно может быть точно определено.

Оригинальную всеохватывающую картину исторического развития дал в нашу эпоху Альфред Вебер. Его концепция универсальной истории, культурная социология, остается по существу очень открытой, несмотря на склонность делать предметом познания культуру как целостность. Тонкая историческая интуиция и безошибочное чутье в определении ранга духовных творений позволяют ему нарисовать процесс исторического развития, не возводя в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой. В его концепции представлен всемирно-исторический процесс, который он разделяет на первичные культуры, вторичные культуры первой и второй ступени и доводит до истории западноевропейской экспансии, идущей с 1500 г.

Карл Ясперс уверен что человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов. Наше существование ограничено ими. В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и к цели.

Ясперс писал: “Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию Его. Вначале, у истоков, откровение бытия было непосредственной данностью. Грехопадение открыло перед нами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика, направленная на временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии мы вступаем в сферу гармонического созвучия душ, в царство вечных духов, где мы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании.

К истории относится все то, что, во-первых, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном, процессе человеческой истории и, во-вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия.

Карл Ясперс ввел понятие осевого времени. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Но христианская вера - это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину.

Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным,что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории Ясперс относит, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

1. Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других *. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратусгра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда *. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была еще жива и действенна, ее явления прояснялись и она тем самым преображалась.

Известный антрополог и популяционный генетик Алан Темплтон привел веские доводы против теор ии, считавшейся общепризнанной последние 20 лет. Новые генетические данные показывают, что древнее евразийское человечество не было вытеснено сапиенсами, вышедшими из Африки 80-100 тыс. лет назад, а смешалось с ними. В наших жилах течет кровь евразийских архантропов , а возможно, и неандертальцев.

Факты, с которыми все согласны

Прародиной человечества была Африка, в этом сейчас не сомневается никто. Примерно 1,9 млн лет назад наши далекие предки - ранние архантропы, носители галечной (олдовайской) культур ы, впервые вышли за пределы родного континента, о чем свидетельствуют, в частности, недавние находки в Грузии . Архантропы широко расселились по Южной Азии. 800-600 тыс. лет назад состоялась вторая евразийская экспансия выходцев из Африки, на этот раз осуществленная более продвинутыми представителями рода человеческого (Homo antecessor и ему подобные, носители сложившейся ранее в Африке ашельской культур ы).

Европейские и западноазиатские популяции этих людей спустя несколько сот тысячелетий стали неандертальцами, а в Африке тем временем их дальние родичи эволюционировали в «анатомически современного человека» - Homo sapiens . Примерно 100 тыс. лет назад небольшая группа сапиенсов вышла из Африки и постепенно заселила Азию, Австралию и Европу. Всё это - вполне достоверные факты. Специалисты спорят о другом: смешались ли представители «последней волны» с древним евразийским человечеством или полностью вытеснили его?

Митохондриальная Ева и Игрек-Хромосомный Адам в африканском Эдеме

В течение двадцати последних лет решительный перевес был на стороне второй точки зрения. Главным аргументом были результаты анализа митохондриальной ДНК (мтДНК) современных людей, в меньшей степени - Y-хромосомы. На основе полиморфизма нуклеотидных последовательностей мтДНК было реконструировано эволюционное древо этой части человеческого геном а, ветви которого, если двигаться по ним сверху вниз (вспять во времени), сходились в одну точку во времени и пространстве: Африка, около 150 тыс. лет назад. Так появилась в научной печати и в СМИ «митохондриальная Ева» (митохондрии передаются по материнской линии), а вслед за ней аналогичным образом возник и «Y-хромосомный Адам» (Y-хромосома есть только у мужчин и передается от отца к сыну), живший примерно в то же время и в том же месте.

Эти результаты были восприняты общественностью очень бурно, и, как водится, мало кто понял их истинный смысл . На самом деле, как справедливо отмечает Алан Темплтон, ничего удивительного нет ни в Адаме, ни в Еве. Любые гомологичные участки ДНК где-нибудь в прошлом неизбежно сходятся в одну точку, то есть в одну предковую молекулу ДНК. И эта точка вовсе не обязательно совпадает с моментом возникновения вида. Более того, если брать разные гомологичные участки ДНК, каждый из них даст свою, отличную от других «точку схождения». Приблизительное совпадение результатов по мтДНК и Y-хромосоме - не более чем случайность, отчасти объясняющаяся тем, что оба этих участка геном а имеют общее свойство: они присутствуют в каждой клетке лишь в одном экземпляре (в отличие от большинства других участков геном а, которые присутствуют в двух экземплярах). Есть еще Х-хромосома, занимающая промежуточное положение: у женщин она присутствует в двух экземплярах, у мужчин в одном.

Темплтон показал, что ожидаемое время схождения эволюционного древа, построенного для отдельного участка ДНК, в одну точку, зависит от того, в скольких экземплярах присутствует данный участок в клетках. Быстрее всего должны сходиться как раз мтДНК и Y-хромосома (что и наблюдается, они сходятся примерно 150 тыс. лет назад). Это не значит, что именно тогда и появился H. sapiens , это значит лишь, что эти участки геном а не годятся для реконструкции более давних событий. Участки, локализованные на Х-хромосоме, сходятся в более далеком прошлом (до 2 млн лет); все остальные участки - в еще более глубокой древности, некоторые даже еще до того, как разделились эволюционные линии человека и шимпанзе.

История мтДНК - еще не история человечества

Каким образом по мтДНК или другому участку геном а можно сделать вывод о выходе наших предков из Африки в какое-то определенное время? Это возможно в том случае, если вскоре после данного события у кого-то из переселенцев возникла мутация в изучаемом участке ДНК, которая затем в ходе экспансии размножилась. И тогда современный генетик увидит, что частота встречаемости данной мутации у внеафриканского населения, к примеру, 10%, а в Африке ее нет. Время возникновения мутации определяется на основе других, позднее возникших мутаций, по методу «молекулярных часов». Ну а если вскоре после выхода из Африки в данном участке геном а никакой мутации не возникло? Тогда, разумеется, ничего не выйдет: этот участок геном а просто не сохранит следов интересующей нас экспансии.

Одним словом, Темплтон убедительно показал (и с этим большинство биологов, кстати, согласны) что по одному-единственному участку геном а (например, по мтДНК) нельзя делать окончательные выводы об эволюции и истории расселения человечества. Для таких выводов необходим комплексный анализ многих разных участков геном а.

Человечество всегда было единым

Именно этим и занимается Темплтон. В 2002 году он уже опубликовал свои результаты, основанные на изучении 12 участков ДНК (кроме мтДНК и Y-хромосомы в анализ было включено еще 10 участков). Критики тогда указали на недостаточный размер выборок, низкую точность и прочие возможные методолог ические огрехи. На этот раз Темплтон довел число проанализированных участков человеческого геном а до 25. Результаты не изменились, напротив, они стали гораздо более четкими и убедительными.

Состоят они в следующем. Разные участки ДНК сохранили следы разных событий в истории человечества. Общая картина удивительно точно совпадает с той, которая реконструируется по данным археологии. Три участка ДНК сохранили следы древнейшей волны выхода из Африки около 1,9 млн лет назад. Это означает, что в наших жилах течет кровь древних азиатских архантропов! Семь участков ДНК свидетельствуют о втором исходе из Африки около 0,65 млн лет назад (ашельская экспансия). Представители этой волны - тоже наши прямые предки. Наконец, еще пять участков ДНК (в том числе мтДНК и Y-хромосома) подтверждают третий исход из Африки около 100 тыс. лет назад.

Более того, данные Темплтона показывают, что обмен генами между евразийскими и африканскими популяциями наших предков практически никогда не прекращался, хоть и был сильно затруднен большими расстояниями. Получается, что древнее человечество вовсе не было совокупностью изолированных популяций (рас, подвидов, видов...) - оно было относительно единым на протяжении двух последних миллионов лет!

Неандертальский вопрос

МтДНК неандертальцев сильно отличается от нашей, а другие участки геном а выделить из ископаемых костей пока не удается. Однако, по мнению Темплтона, это вовсе не доказывает, что наши предки не скрещивались с неандертальцами и что в современных людях нет и толики неандертальской крови. Могла происходить, к примеру, однонаправленная гибридизация (женщины-сапиенсы могли рожать детей от неандертальских мужчин) - в этом случае мтДНК ничего не может нам сказать. Подобные примеры, когда гены одного народа передавались другому только через мужчин, известны из более поздней истории человечества.

На основе своих данных Темплтон рассчитал вероятность того, что теор ия полного вытеснения сапиенсами всех древних жителей Евразии все-таки верна. Вероятность оказалась равной 10 –17 . Меньше не бывает. Исследователь считает, что эта теор ия им не просто опровергнута - она уничтожена.

Осталось подождать контраргументов противной стороны.

История человечества берет свое начало более миллиона лет назад. Благодаря археологическим раскопкам ученые смогли установить, что зарождение человеческой расы произошло в Африке - именно там были обнаружены останки первобытных людей.

Что такое археология

Современное общество так никогда и не узнало бы, как выглядели и жили наши далекие предки, если бы не археология. Это наука о древности, которая изучает историю человеческого общества по найденным человеческим останкам и предметам быта.

Археологи регулярно проводят раскопки, извлекая из недр земли бытовые предметы, личные вещи и кости людей, которые жили сотни, тысячи лет назад.

В 1924 году в ходе археологических раскопок в пустыне Калахари в Южной Африке были обнаружены останки австралопитека - южного человека, который стал прародителем современного человека. Впоследствии останки австралопитеков были найдены в Центральной и Восточной Африке. Поэтому принято считать, что колыбелью всего человечества является африканский континент.

Рис. 1. Останки австралопитека.

Самым первым периодом истории человечества является эпоха первобытной истории - именно тогда происходило зарождение человеческой расы.

Первобытный человек

Древнейший человек мало чем походил на современного: гораздо больше сходства он имел с большой обезьяной. Однако он уже не принадлежал приматам, поскольку обладал следующими особенностями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Передвижение не на четырех конечностях, а на двух ногах. Прямохождение - важнейшее отличие древнего человека от животных.
  • Длинные руками было удобно выполнять незатейливую работу: собирать ягоды, рыть землю, хватать, стучать.
  • Размер мозга был больше, чем у обезьян, но гораздо меньше, чем у современных людей.

Рис. 2. Древнейший человек.

Сильные эмоции древнейшие люди выражали при помощи отрывистых звуков, поскольку речь еще не была развита. Питались они только тем, что находили.

Первобытный мир

Первобытные люди собирались в небольшие коллективы, ведь одному было крайне сложно выжить в условиях дикой природы. Поскольку они жили в теплых регионах земного шара, то не было нужды заботиться об одежде. Однако первобытные люди все же научились строить примитивные жилища, которые спасали их от палящих солнечных лучей, дождя, хищников.

Первыми орудиями труда древнейших людей были их сильные руки и зубы, а также камни и сломанные сучья деревьев. Со временем они научились делать простейшее орудие из подручных средств: палок, рогов и костей животных, камней.

Главным занятием древнейших людей была добыча пропитания: рыбная ловля и охота, требовавшая ловкости, выносливости и большой физической силы. Женщины занимались собирательством съедобных растений и ягод. Между племенами существовал обмен одних товаров на другие.

Огромное влияние на развитие человечества оказало умение добывать и использовать огонь. Благодаря этому древние люди существенно улучшили свою жизнь: огонь обеспечил им тепло, надежную защиту от диких животных, улучшил качество пищи.

Свои знания древние люди передавали потомкам при помощи наскальной живописи. При помощи примитивных фигурок они изображали окружающий мир, важные периоды своей жизни: сцены охоты, стычек с враждующими племенами.

Рис. 3. Наскальная живопись

Первобытная история длилась не одну сотню лет. За это время древние люди смогли расселиться практически по всему земному шару и заселить все материки, кроме суровой Антарктиды.

Что мы узнали?

При изучении темы «Начало истории человечества» мы узнали, каковы были особенности внешнего вида и поведения древнейшего человека. Выяснили, как жили наши далекие предки, как происходило развитие самой первой - первобытной – эпохи в истории человечества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 333.

Согласно разным свидетельствам и исследованиям, приблизительно три миллиона лет назад (хотя альтернативная история человечества называет и другие цифры) человек вышел из мира животных. Около 35 тысяч лет назад началось формирование современных людей. Спустя тридцать тысячелетий стали складываться цивилизации в разных частях мира.

Если бы история человечества была приравнена к суткам, то с момента формирования классов и государств до нашего времени, по мнению ученых, прошло бы всего 4 минуты.

Первобытнообщинный строй был самым продолжительным этапом. Длился он порядка миллиона лет. При этом необходимо отметить, что точное время, когда началась история человечества, назвать весьма затруднительно. Верхняя же граница (завершающий этап) первобытнообщинного строя колеблется в разных пределах в зависимости от континента. Так, например, классы в Африке и Азии начали формироваться на рубеже 4-3 в. до н. э., в Америке - 1 в. до н. э.

Как началась история человечества, почему где и когда это случилось, остается загадкой. К сожалению, никаких памятников тех эпох нет.

Человечества разными учеными осуществляется по-разному.

Еще древнеримские и древнекитайские философы знали о существовании трех (медного), каменного и железного. В 19-м - начале 20-го веков эта археологическая периодизация получила научную разработку. В результате ученые типологизировали стадии и эпохи этих периодов.

Продолжался в несколько раз дольше, чем вся последующая история человечества. Разделение на этапы внутри этой эпохи основывается на усложнении и изменении форм каменных орудий.

Каменный век начался с палеолита (древнекаменного), в котором, в свою очередь, ученые выделяют стадию нижнего (раннего), среднего и верхнего (позднего) палеолита.

Завершается каменный век неолитом (новокаменным веком). В конце этого периода появляются первые медные орудия. Это указывает на формирование особого этапа - энеолита (халколита).

Структура внутренней периодизации последующих веков (новокаменного, железного и бронзового) представлена разными исследователями по-разному. Достаточно сильно отличаются и определяемые культуры внутри самих стадий.

Археологическая периодизация основывается всецело на технологических аспектах и при этом не дает представления о формировании производства в целом. В настоящее время система разделения на стадии носит не столько глобальный, сколько региональный характер.

Некоторая ограниченность целей присутствует в палеоантропологической периодизации первобытного строя. Основывается она на принципе биологической эволюции людей. Согласно этой системе разделения на стадии развития исследователи говорят о существовании древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа), а также ископаемого современного (неоантропа) человека. Несмотря на некоторые спорные моменты, палеоантропологическая система разделения развития людей на этапы тесно перекликается с археологической системой.

Вместе с этим, указанные специальные периодизации человеческой истории не сравнятся по важности с общей системой разделения прошлого людей. Разработка направления историко-материального понимания развития человека впервые серьезно была начата Морганом (американским этнографом). В соответствии с установившимся в 18-м веке разделением всего процесса на эпохи цивилизации, варварства и дикости, учитывая показатели уровня развития производства "средств к жизни", американский этнограф выделил в каждой указанной эпохе высшую, среднюю и низшую ступень. Впоследствии Энгельс, высоко оценив эту периодизацию, обобщил ее.