Социальный портрет класса. Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Портрет человека" Творческий проект по изо портрет

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №15

Открытый городской конкурс социокультурных проектов

духовно- нравственного развития обучающихся муниципальных

образовательных учреждений Волгограда

«Восхождение к себе, к Другому, к миру»

Номинация «Художественно- эстетический проект»

ТЕМА ПРОЕКТА

« Портрет как зеркало души»

Выполнили:

Кадушкина Анастасия Валимовна

Колтакова Римма Арамовна

Искаков Эльдар Рафаильевич

учащиеся 9б класса

Руководитель проекта:

Бабаян Юлия Юрьевна,

учитель английского языка

1 квалификационной категории

Волгоград 2014

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3-6

ГЛАВА 1. Виды изобразительного искусства................................. 7-8

ГЛАВА 2. Жанры живописи............................................................. 8-11

2.1. Портрет как жанр живописи.................................................... 12- 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.

Искусство (от старославянского искоусити) – это художественное творчество в целом.

Существуют следующие виды искусства: изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино .

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство и люди, которые этим занимаются (Приложение 1, 2)

Художник – кто он?

Если рассмотреть слово художник именно как профессию, то здесь подразумевается человек, который зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством. Но творчество художника может не приносить дохода, занятие изобразительным искусством может быть просто хобби.

Первые художники – появились в Испании и Южной Франции в первобытных пещерах приблизительно 30 000 – 10 000 лет до н. э. Они наносили на стены цветные рисунки, не подозревая о появлении позже различных видов искусства. Причины появления художников возникли от потребности передавать информацию о быте, охоте и других социальных сферах жизни человека.

От этих первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и тысячелетий в тесной связи с развитием общества и особенно его духовной культуры, получает все большее и большее распространение и раскрывает свои практически неисчерпаемые творческие возможности.

Актуальность проекта

Наблюдения показывают, что мы часто затрудняемся в изображении человека, поэтому стараемся избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создаем его схематично. Исходя из этого, необходимо научиться рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побудило меня взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

Данная тема построена на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому сначала мне хотелось нарисовать портреты близких мне людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств на создаваемом образе.

Цель проекта :

Обогатить чувственный опыт через эстетическое восприятие портретной живописи, развивать творческие способности.

Задачи:

    Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях.

    Научиться давать эмоционально-личностную оценку произведению.

    Совершенствовать технические навыки изображения человека.

    Научиться понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

    Создать книжку "Портрет как зеркало души".

Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.

Этапы работы над проектом.

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовитель

ный этап

1. Сбор информации, подборка фотографий, посещение

Художественного салона.

2. Совершенствовать технические навыки изображения человека.

1.Читает рассказы и стихи с описанием внешности человека.

2. Оформляет выставку работ.

Формулирова

ние проблемы

2. Осознают и личностно воспринимают проблему

3. Принимают задачи проекта

2. Формулирует проблему.

Проблема: затруднения в изображении человека

Цель: нарисовать портрет мамы или близкого человека.

3. Формулирует задачи:

Узнать что такое портрет

Выбрать изобразительные материалы

Определить последовательность изображения

Систематиза

ция информации о портретной живописи

Диалоговые беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства»

Проводит беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства»

Практическая деятельность

1. Выбирают изобразительные материалы

2. Совместно составляют схему последовательности изображения погрудного портрета

3. Экспериментирование с красками в поисках цвета кожи человека

4. Рисование по с соблюдением выбранной последовательности

1. Предоставляет различные изобразительные материалы

2. Оказывает практическую помощь (по необходимости)

3. Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность

4. Организует работу

Оформление

Оформляют рамки для портретов близких людей.

Помогает в оформлении выставки работ

Презентация

1.Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности (книгу со своими работами)

Принимает участие в защите проекта

ГЛАВА 1 . Виды изобразительного искусства

Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента.

Подлинно прекрасные произведения изобразительного искусства оказывают огромное идейно-эмоцианальное воздействие на зрителя и его специфические особенности своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.

Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами изобразительного искусства являются:

    Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)

    Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

    Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)

    Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

    Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

    Архитектура (зодчество)

    Скульптура (высекание)

    Живопись (писать живо)

Затем появился еще один вид искусства

    Графика (рисунок)

скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

живопись , вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

графика (греч. graphikë, от gráphô - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...

декоративно-прикладное искусство , область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

ГЛАВА 2. Жанры живописи

В процессе становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. Если на картинах пещерных людей можно было увидеть только то, что их окружало, то со временем живопись становилась все более многогранной и приобретала широкий смысл.

Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

В современной живописи существуют следующие жанры:

Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. Древнейший – анималистический (от франц.Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций.

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих “Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москве “Симонов монастырь. Облака и золотые купола”, “Красная площадь”, вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написал в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев основоположник советского индустриального пейзажа.

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Исторический жанр , один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение.

Сказочно-мифологический жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственных жанров.

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим.

Жанры живописи могут сливаться и тесно взаимодействовать друг с другом. Некоторые жанры со временем теряют актуальность, а многие наоборот, продолжают развиваться вместе с жизнью.

2.1 Портрет как жанр живописи

Портрет (франц. portrait , от устаревшего portraire - изображать) - жанр искусства (изобразительного или литературного), целью которого является изображение человека, его внешний облик, а через него и внутренний мир.

В русском языке слову портрет соответствует слово «подобен». Под портретом подразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.

Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, и чаще всего используется как жанр живописи.

Необходимое требование, предъявляемое к каждому портрету – индивидуальное сходство . Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Портрет предполагает не только передачу внешнюю, но и выражение свойств, сути, души человека, а не только его внешности.

Портрет предполагает раскрытие личности – характера, психологии модели, то есть создание образа реального конкретного человека. В данном случае под словом образ мы понимаем художественное изображение, художественное претворение реального человека. Следовательно, портрет – это образ реального конкретного человека .

Существует множество разновидностей портрета. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадный портрет и камерный .

Как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост, а в камерном используется поясное , подгрудное , и оплечное изображения. В парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном чаще на нейтральном.

Главным, стержневым компонентом задуманного портретного образа является лицо . Точнее – выражение лица, а именно глаза. Очень часто сам портретист сочиняет выражение лица героя своего будущего произведения, синтезируя все впечатления, которые возникли у него в процессе изучения оригинала и одухотворяя их своим взглядом на мир.

Портретный образ есть результат взаимодействия портретиста и модели. Зритель, глядя на портрет, знакомится не только с изображенным человеком, но и с самим художником. Одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов будет выглядеть по-разному, понимание своего героя.

Художник может подчеркнуть свою близость с оригиналом или выявить критическое восприятие к нему. Эта «автопортретичность» присутствует в любом художественном образе, в любом портрете изначально. Необходимость и неизбежность творческого «я» портретиста любого задуманного им образа очевидны. Однако не только удачно задуманное лицо обеспечивает успех портретиста. Но и композиция играет в творческом замысле многих портретистов главную роль.

Под композицией портрета мы подразумеваем личности в окружающей среде, так и действенную связь основных его компонентов. Именно в действии – позе, жесте могут быть раскрыты многие существеннейшие оттенки характера и состояния изображаемого человека.

По количеству изображенных на одном холсте человек обычно выделяют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи, обычно это представители одного рода, портреты, сделанные после смерти называются ретроспективными. Иногда при классификации используется сословный принцип («купеческий» портрет).

От портрета, в первую очередь, требуется сходство с тем человеком, который на нем изображен. В одних случаях оно не выходит за пределы внешней похожести, в других раскрывает зрителю характер и внутренний мир портретируемого.

В особую группу выделяют автопортрет – это изображение художником самого себя.

Главная цель портрета - показать индивидуальные особенности данного человека. Один и тот же человек по-разному выглядит в портретах, написанных разными художниками, в зависимости от характера их творчества или от их отношения к портретируемому. Недаром ведь часто утверждают, что каждый портрет – это, прежде всего, портрет художника. Художник, работая над портретом, не только более или менее объективно характеризует того или иного человека, но обычно выражает также свое к нему отношение, стремясь внушить его и зрителю. По большей части не так-то просто бывает усмотреть в портрете отношение художника, ибо выступает оно обыкновенно в скрытой форме, в виде объективных свойств того, чей портрет оказывается перед зрителем. Иногда чувства художника выражены в портрете столь сильно, что они бросаются в глаза, даже вполне совпадая с объективной характеристикой.

Само собой разумеется, что на разных этапах развития искусства портрета ему предъявляли различные требования, и перед портретистами возникали разные задачи. Решение, которых определило особенности портретного жанра тех или иных эпох, школ, направлений.

Итак, специфика портрета заключается в его основных чертах. Именно специфичные свойства портрета отличают его от других жанров живописи. Под портретом подразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера, но в отличие, от графики или рисунка, в живописном портрете характерна лепка мазком, передача цветом, игра тона и контраста. Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, и чаще всего используется как жанр живописи. В этом и заключается специфика портрета как жанра живописи (Приложение 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы научились планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, аргументировать свое мнение, принимать решения, создавать «конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности, представлять созданное перед аудиторией, оценивать себя и других.

Итак, получив знания о жанрах портрета, его видах и особенностях я научилась давать эмоционально- личностную оценку произведению, понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете, понимать истинную красоту, которая, не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.

Целью работы было создание книжки, знакомящей с моими работами (Приложение 3). Она достигнута. Думаю, что у одноклассников и сверстников появится интерес к изобразительному искусству.

Материалы работы могут быть использованы учителями на уроках изобразительного искусства, МХК и во внеклассной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка-Пресс, 1997

2.Бесчастнов М.В. Черно-белая графика. М.: Владос, 2002

3.Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990

4. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание . - М., 1986. - В. 20.

5. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163-172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351.

6. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета . - М., 1928.

7.Ельшевская Г.В. Иллюстрация (сборник статей и публикаций). М.: Советский художник, 1988

8.Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

9.Лещинский А.А. Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003

10.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1987

11.Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973

12.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982

13.Фаворский В.А. Реализм в детском рисунке. В сб.: Искусство детей. Л., 1935

14.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986

Приложение 1

Диалог с художником.

Познакомившись с работами волгоградских художников мы отправились к ним в мастерские, чтобы увидеть как работают мастера своего дела и задать интересующие нас вопросы.

Леонтьев Максим Олегович: « Совпало хобби с профессией, профессия в профессии».

- Во сколько лет вы в первый раз взяли кисть в руки?

Очень рано. С детства у меня была любовь к природе, рано начал рисовать чтобы выразить красоту природы, лет с 6 точно, может раньше.

Сначала интересовался декоративно прикладным искусством. Последние несколько лет я начал заниматься работой пастелью, давно об этом мечтал, планы были далеко идущие, но всему свое время. Я познакомился с данной техникой, еще, когда учился в Пензенском художественном училище. Самое главное в ней то, что она позволяет передать свое состояние, отношение к природе, к различным местам. Даже камыши, казалось бы что в них красивого, с ними связано болото, что-то неинтересное, у меня есть работы – снег и камыши – теплые работы...

- Давно ли Вы занимаетесь педагогической деятельностью?

Можно сказать давно.

Дважды участвовал на выставках, грамоты и дипломы.

- Почему вы продолжаете работать в Волгограде?

Мне здесь очень нравится. Много красивых мест.

Своих учеников – интересными заданиями, я считаю, что если задания скучные, то и скучно учиться, поэтому это мой главный принцип, если ученик ничего не делает, то ему или не интересно, или не понятно, я стараюсь вникать в саму причину. Всегда ребятам помогаю достигнуть конечного результата, а это важно не только в работе, но и в жизни. И задания ставлю по возможности.

- Кем вы мечтали стать в детства?

В детстве, если честно я хотел стать только художником, про преподавателя я даже не думал и многие мои знакомые тоже не думали, что буду преподавателем. Совпало хобби с профессией, профессия в профессии.

- Что вам именно нравиться в Вашей профессии-хобби?

Создавать красивые вещи. Вот я сделал какую-либо вещь и думаю, неужели это я сделал эту красоту, а потом появляется момент критики и думаешь, что можно было бы дополнить или сделать по другому.

- Привлекает ли вас другая техника работы?

Другая, да, я бы мечтал заняться ковкой, но для этого нет возможности, но и не за всем можно успеть.

Для того чтобы учить ребят нужно самому уметь многое, чтобы не просто рассказать, а показать.

Для ребят мои работы пастелью были сюрпризом.

- Какому направлению деятельности уделяете больше внимания резьбе по дереву или рисованию?

Это сложный вопрос, мы все живые и живем мы интересом. Работаю декоративно-прикладным искусством, надоедает, занимаюсь постелью, здесь результат виден сразу. Чередуется одно с другим, предпочтение одинаковое.

Приложение 2

Макшанцев Борис Николаевич : « Работу надо делать, а не любить. Любите, что делаете и делаете, что любите».

- Во сколько лет вы впервые взяли кисть в руки?

Я даже не помню, сколько было лет, рано еще до школы, может в 2 года, а может в 5 лет, точно не могу сказать.

- В какой технике вы работаете?

В справочнике написано художник-график, а техника графическая - она очень обширная, ведь натюрморт акварельный он тоже графикой является.

- Давно ли у Вы занимаетесь педагогической деятельностью?

Со школьной скамьи – у меня на уроках рисования многие перересовывали, а потом я помогал многим, я считаю, что это тоже работа.

- Что вам именно нравится в Вашей профессии?

Художник это не профессия,что-то привлекло, я даже и не задумывался над этим.

- Какие у вас есть достижения в работе?

Если работа участвует в выставке, то это уже достижение. Также большое количество дипломов и грамот.

- Почему вы продолжаете работать в Волгограде?

Привлекают пейзажи Волгограда и Волгоградского района.

- Чем вы заинтересовываете своих учеников?

Сюда приходят дети, которых уже признали художниками, а когда здесь рисуют, возникает соревнование, другим просто нравится рисовать.

- Привлекает ли вас другая техника работы?

Конечно есть, резьба по дереву.

- Кем вы мечтали стать в детстве?

Я особенно не мечтал, когда-то хотел стать летчиком в 3 классе, а в 10 решил стать художником, оно перевесело.

Сколько лет вы уже работает е?

Приложение 3

Книга "Портрет как зеркало души"

Приложение 4

Схема- паутинка портрета

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Участники проекта: Дети подготовительной группы компенсирующего назначения (ОНР).

Цель: Познакомить детей с портретной живописью Задачи: Формировать у детей интерес к живописному портрету и такому его жанру, как автопортрет. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ. Познакомить с некоторыми средствами выразительности портрета: рисунок, колорит, композиция. Обучить детей техническим приёмам изображения портрета. Обогащать детско – родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми. Развивать творческое воображение детей. Стимулировать творчество детей к импровизации с различными материалами.

Проблема: Поможем Незнайке научиться рисовать портрет Предполагаемый результат: Создание альбома «Давайте познакомимся» * Выставка «Необычный портрет»

Алгоритм осуществления проекта: Подготовительный этап Подбор наглядного иллюстративного материала; Взаимодействие с семьёй – выполнение совместных творческих заданий «Необычный портрет» (из разных материалов).

Мероприятия: Основной этап:

Постановка проблемы – чтение рассказа Н.Носова «Как Незнайка был художником»

Художественный салон: Знакомство с портретом

Просмотр мультимедийных презентаций: * «Если видишь на картине…» * «Виды портретов»

Развлечение «Давайте поиграем» (с использованием художественно-развивающих игр) «Фоторобот»

«Узнай портрет по пиктограмме»

«Кто быстрее определит настроение героя»

Фотовыставка «Смотрите, это я»

« В мастерской художника» (учимся рисовать автопортрет)

Создание альбома «Давайте познакомимся»

Домашнее задание: «Необычный автопортрет» и Презентация автопортретов

Автопортрет Жени Сорокина (выполнен с помощью мукосоли)

Автопортрет Джавы Аншукова (выполнен с помощью гороха и пластилина)

Автопортрет Сережи Недоступова (выполнен с помощью пластилина)

Автопортрет Дениса Капустина (выполнен с помощью аппликации)

Автопортрет Владика Кулешова (выполнен с помощью простого карандаша)

Автопортрет Сёмы Журавлёва (выполнен в технике граттаж)

Автопортрет Ромы Сенчукова (выполнен с помощью мятой бумаги)

Автопортрет Сони Сынковой (выполнен с помощью акварели)

Автопортрет Кати Пахарь (выполнен с помощью пластилина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки"

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки". Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Художествееное творчество"Для подготовительной к школе группы....

Презентация "Жанры живописи.Портрет."

В доступной форме знакомим дошкольников с жанрами живописи,подробно рассказываем о жанре портрет....

http://www.o-detstve.ru Презентация проекта «Портрет» Автор: Хлебникова Татьяна Федоровна МАДОУ Центр развития ребенка д/с № 2 «Ромашка» г. Данков Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продукт проекта Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Изучение себя через портрет» обусловлен Выбор цели необходимостью привлечь внимание детей к своему внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Для этого были поставлены следующие задачи: - расширить и углубить знания детей о портрете, знакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.); -знакомить детей с разными техниками выполнения портрета; -учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник; -обогатить чувственный багаж детей; -стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность; -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки; - научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику; - учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения; - учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение. - развивать речь через описание созданных работ. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Создание творческой группы: Педагог по ИЗО Музыкальный руководитель, Воспитатель группы, где проводится проект, Педагог по физвоспитанию, Психолог, Родители. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Составление плана реализации проекта: Постановка задач перед специалистами и родителями Предложения специалистов и родителей вариантов проработки темы через совместную деятельность Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 План реализации проекта: http://www.o-detstve.ru Образовательная область Познание Формы работы Фантазийный портрет «Друг с другой планеты», «Мы все такие разные» (черные, белые, красные). Коммуника ция Составление творческих рассказов по теме «Моя любимая мама», «Мой любимый Результат Знания о расовых различиях. Умение создавать фантазийный образ. Творческий рассказ воспитатель», «Фоторобот». Чтение художествен ной литературы Чтение и обсуждение народных сказок («Снегурочка», «Гуси лебеди» и др.) Понятия добро - зло http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Художественное творчество Живой портрет, живой натюрморт Описательный рассказ, календарики Художественное творчество Рисование по темам «Мой любимый воспитатель», «Моя любимая мама», Лепка «Мое любимое животное», «Мой любимый друг», «Я себя рисую» Выставка портретов в Составление композиций «Портрет из овощей», «Игрушка из морковки», «Оживим овощи», «Вкусные портреты» Выставка поделок, книга «Как овощи спешили в детский сад» Труд разных техниках Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Физическая культура Загадки «Угадай, кого я показываю движением», игра «Любимое движение героя» Пластический этюд Социализация «Психологический портрет» Альбом рисунков «Наша группа» Музыка «Музыкальный портрет», «Сказочные портреты в музыке» Умение воспринимать музыкальный образ Работа с родителями Беседа «Как выглядела мама маленькой», «Портрет из семейного архива» Выставка работ для родителей Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продуктивный этап «Мы такие разные» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о планете Земля. 3. Рассматривание альбомов, открыток, картин с людьми разных рас 4. Выявление характерных признаков людей с разным цветом кожи. 5. Самостоятельное рисование детей. 6. Итог. Составление композиции «Все мы живем на Земле». Материалы: акварель, листы бумаги, кисточки, ножницы, баночка с водой, клей. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи понравившихся предметов и костюмов. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: предметы необходимы для составления портрета, различные костюмы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Мой любимый воспитатель» Содержание: 1. Орг. момент. 2. Беседа «Угадай жанр картины». 3. Индивидуальная деятельность детей по созданию портрета в технике барельеф на картоне. 4. Подведению итогов. Составление общей выставки «Я человек». Материалы: картон, цветной пластилин. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Портрет из овощей» Содержание. «Дети из овощей составляют забавные фигурки, составляют сказку «Как овощи в детский сад спешили».Затем составляют кадры из нее и фотографируют. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой натюрморт» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о натюрморте. 3. Показ беседы «Я составлю натюрморт». 4. Индивидуальная работа детей по составлению натюрморта из понравившихся предметов и драпировок. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов натюрморта. 6. Задание на дом – придумать название своему натюрморту. Материалы: предметы необходимы для составления натюрморта, ткани различных цветов. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Я себя рисую» Содержание. Дети получают свой контур во весь рост на сложенном пополам в две длинны.Все работают в парах по очереди, помогая друг другу, сначала маркером, затем красками.(раскрашиваю себя и свою одежду)По окончанию делается выставка свои для портретов для родителей. Материалы. Обои, маркеры, краски(гуашь, акварель), пастель, кисти Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Объемный портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи кусочков белой бумаги и клея ПВА. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: листы белого мелованного картона или плотной бумаги, клей ПВА, гуашь, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Экскурсия в мастерскую художника». Задачи: закрепить ранее полученные умения и навыки, учить детей новым техникам (графика по зеркалу, и отпечаток со стекла), дать возможность самим изучить выставку в мастерской и рассказать другим. Материалы: Картины разных жанров и техник, зеркала, рамки, маркеры, краски, валик, листы, этюдник, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Итоги реализации: Результат - новые знания, навыки, умения; умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент и характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, обогащение своего чувственного опыта Продукт – выставки, альбом, книга, поделки, рисунки, этюды, рассказы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Результаты проектной деятельности по линиям развития ребенка в контексте ФГТ Физическое у детей сформировались навыки рационального дыхания, координация движения, сформировался навык осмысленной моторики Познавательноречевое воспитанники приобрели знания о различных портретах и техниках их исполнения; научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи –эпитеты, сравнения, метафоры Художественноэстетическое научились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляют инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментируют с различными материалами, создавая образы Социальноличностное детей сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства, к различным его жанрам; сформировалась любознательность,познавательный интерес к красоте окружающего мира, творческие способности, ручная умелость Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Спасибо за внимание! Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014


Педагогический проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
Актуальность:
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Цель проекта:
Познакомить детей с жанром портрета.
Задачи:
1.Дать знания о различных жанрах живописи; о профессии художника-портретиста.
2.Развивать интерес детей к портретной живописи.
3.Развивать эстетическое отношение при восприятии эмоционального состояния человека, внешнего облика, мимики, позы.
4.Продолжать экспериментирование с различными материалами в изображении портрета.
5.Использовать совместное творчество детей и родителей для углубления знаний об искусстве портрета.
6.Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания произведений портретного жанра, понимания какие художественные средства используются художником.
7.Учить детей создавать образ человека в портретах в разных художественных техниках.
Вид проекта:
творческий, долгосрочный, групповой
Гипотеза:
Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию различных технических навыков и развитию эстетического отношения к жанру портрета, способна привести к созданию более ярких, выразительных образов.
Адресация:
Проект реализуется в рамках раздела программы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Объект исследования
работы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Создание выразительного образа в портрете человека в разных изобразительных техниках.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня выразительности в изображении портретов,
- развитие творческих способностей и навыков детей,
- создание портретов.
Педагогический мониторинг.
Первичная диагностика выявила, что работа над портретом выявила некоторые затруднения со стороны детей:
- недостаточны знания детей о портрете, как жанре искусства;
- сложность в выявлении и использовании средств художественной выразительности;
- недостаточный уровень овладения техническими навыками.
План работы с детьми.
Тема,

деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет».
-Уточнить и углубить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-познакомить с разнообразием портретов;
-дать знания о профессии художника-портретиста;
-учить детей поэтапному рассматриванию портрета;
-учить определять эмоциональное состояние изображённых людей;
-познакомить со средствами художественной выразительности. -знакомство с художниками-портретистами и их творчеством;
-учить выделять жанровые особенности портрета, отличать от других жанров изобразительного искусства;
-посещение выставки портретов, выполненных учащимися художественной школы;
-использование обучающих пособий:
«Составь портрет»,
«Фоторобот». Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах;
-дид. игра «Найди портрет»;
«Зеркало» Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изодеятельности;

Дидактич. игры:
«Волшебники»;
«Что забыл художник?»
Подбор фотографий детей для оформления альбома «Фотопортрет».
Составление рассказа «Мой портрет»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Автопортрет».
-Обобщать и углублять знания детей о жанре портрета;
-познакомить с разновидностью портрета – автопортрет;
-показать роль мимики в определении эмоционального состояния человека;
-развивать самостоятельность в выборе формата листа расположения изображения. -Рассматривание автопортретов художников, писателей и детей, выпускников детского сада;
-использование дид.игр:
«Составь портрет»,
«Найди эмоцию»,
«Угадай по описанию»;
-закрепить навыки рисования цветными какрндашами. -Рассматривание своего отражения в зеркале, определение особенностей своего внешнего вида;
-дид.игры«Море волнуется»;
«Узнай эмоцию»;
«Фоторобот»;
-обыгрывание эмоциональных этюдов. Рассматривание альбома «Фотопортрет»;
Дид.игры«Составь портрет»,
«Волшебники»,
«Водяной».
Родителям предлагается нарисовать автопортрет, а детям предлагается узнать на портретах своих родителей.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет моего папы».
-Развивать интерес к портретной живописи;
-экспериментирование с различными изобразительными средствами для передачи выразительного образа;
-воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к защитникам Отечества, любви к своим близким. -Составление рассказов на тему: «Мой папа» и «Мой папа в армии служил» (с использованием фотографий);
-Знакомство с позой и жестом, как средством выразительности при изображении портретов;
-самостоятельность выбора изобразительных материалов их комбинация;
-закрепление знаний о родах войск.
Чтение произведений об армии и защитниках Отечества;
Рассказы пап на тему «Как я в армии служил» Рассматривание тематических альбомов: «Военная техника», «Наши защитники»;
Рисование военной техники по трафаретам, изготовление из бросового материала. Подбор фотографий на тему «Мой папа в армии служил»;
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мы с мамой улыбаемся».
-Учить создавать выразительные образы в парном портрете;
-воспитывать любовь и уважение к женщине-матери;
-закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. -Рассматривание женских портретов, определение средств выразительности, используемых художником для передачи выразительности образа;
-закрепление законов портретного жанра;
-Чтение произведений по данной тематике;
-знакомство с парным портретом;
-закрепление умения рисовать восковыми мелками. Беседы на темы:
«Легко ли быть мамой?»;
«Мамы всякие нужны».
Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям. Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера);
Дидактич.игры
«Составь портрет»;
«Подбери картинки»;
«Волшебники»;
«Профессии».
Разучивание стихов о маме;
Проведение праздника «Лучше мамы не найти», посвящённого
8 марта.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мой любимый сказочный герой».
-Учить создавать образы сказочных героев;
-закреплять умения смешивать цвета для получения оттенков, сочетать тёплые и холодные цвета;
-развивать творческое воображение. -Чтение сказок по желанию детей;
- рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
-викторина «В гостях у сказки»;
-закрепление умений рисования акварельными красками;
-использование различных материалов для выразительности в передаче сказочных образов.
Составление рассказов-загадок «Узнай героя сказки»;
Дид. игра «Фантазёры»;
«Узнай сказку»,
«Волшебный сундучок». Наст. Игра «Путешествие по сказкам», «Волшебники»,
«Что перепутал художник?»;
Театрализация знакомых сказок с использованием различных видов театра. Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра;
Подбор книг со сказками и иллюстрациям для «Книжного уголка»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мои эмоции».
-Продолжать формировать знания детей об эмоциях человека, о способах их выражения и роли в жизни человека;
-учить передавать эмоции в портрете.
-Рассматривание портретов людей с разными эмоциональными состояниями;
-изменение мимики лица при передаче эмоций;
-закрепление знаний об эмоциях человека;
-использование пособия «Мир эмоций» Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния,
Подбор карточек с отражением данных эмоций.
Этюды на выражение эмоциональных состояний.
Дид. игры:
«Зеркальное отражение»,
«Угадай эмоцию»,
«Скажи с заданным настроением» Дид. игра
«Волшебники»,
«Наши эмоции»,
«Дорисуй портрет»;
Оформление рамок для портретов. Подбор фотографий детей для альбома «Наши эмоции»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Пластилиновый портрет».
-Закреплять знания детей о портрете;
-закреплять умение изображать лицо человека, соблюдая элементарные пропорции;
-воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности;
-экспериментирование с различными материалами. -рассматривание портретов, ранее нарисованных детьми;
-обобщение знаний детей о жанре портрета;
- продолжать развивать умения детей выполнять изображение в технике пластилинографии. -рассматривание портретов, обсуждение эмоционального состояния героев,
-игры:
«Зеркало»,
«Узнай по описанию»,
«Назови эмоцию»
Игры
«Что перепутал художник?»
«Составь портрет»,
«Дорисуй портрет»
Экспериментирование с различными материалами.
Рассматривание портретов в альбомах и книгах. Оформление материала для родительского уголка на тему:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты
«Портрет моего друга».
-Обобщить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-развивать самостоятельность в выборе материала, размера листа, способа изображения;
-воспитывать бережное отношение к дружбе и друзьям. -Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе;
-составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»; Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, составление рассказов по ним.
Беседы по картинкам по пособию «Что такое дружба?»
Игры: «Угадай по описанию»,
«Зеркало». Изготовление из бросового материала поделок на тему:
«Сюрприз для друга» Занятие для детей и родителей
«Давайте дружбой дорожить»,
Оформление выставки
«Портрет моего друга.
Выводы.
В результате диагностик были получены следующие результаты по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с жанром портрета»:
Первичная диагностика: высокий уровень – 5% (1 чел.)
Средний уровень – 70%(14 чел.)
Низкий уровень – 25%(5 чел.)
Повторная диагностика: высокий уровень – 25%(5 чел.)
Средний уровень – 65%(13 чел.)
Низкий уровень –10%(2 чел.)
На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать выразительные образы в портретах. Спланированная работа педагога и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
Знания детей о портрете, как жанре художественного искусства, расширились, восприятие портретной живописи стало более глубоким и осмысленным. Дети научились воспринимать эмоциональное состояние человека на портрете по мимике, позе и жестам.
Портреты, нарисованные детьми, стали более детализированы, появилась схожесть с обликом реального человека.
У детей повысился интерес к жанру портрета.
Приложение № 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе.
Тема: Фоторобот.
Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.
Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот» Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать,
Только ничего не знает
Этот маленький …
^ Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.
Колокольчик, позвони!
В страну искусства позови!
Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?
Д: ответы детей.
Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?
Д: -Пейзажи.
Н: -Верно!
В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?
^ Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.
В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?
Д: ответы детей.
В: - Где надо расположить картину, которую сняли?
^ Д: -Среди натюрмортов.
В: -Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?
Д: - Нет.
В: - А это что за группа картин?
Д: -Портреты.
В: -Что такое портрет?
Д: ответы детей
2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».
^ Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.
В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?
^ Д: -У Незнайки было разное настроение.
В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?
Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.3. Физминутка.
Незнайка стать художником мечтал,
Поэтому он всюду рисовал.
Ручкой на листе вот так (показ)
Кистью на холсте вот так (показ)
Карандашиком на парте
И мелками на асфальте.
Сапогами на снегу,
Коньками он чертил на льду.
На песочке прутиком,
На дощечке гвоздиком.
^ В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)
Д: - брови; губы; уши; нос…
4. Дидактическая игра «Фоторобот» (пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)
^ Цель: обучение последовательному описанию лица человека.
В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?
Д: -Губы и брови
В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.
Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.
5. Итог занятия
Приложение №2
Алгоритм ознакомления с портретом старших дошкольников.
Что вы чувствуете, когда видите этот портрет?
Как вы думаете, какое настроение передано в портрете? Почему вы так решили?
С помощью чего художник смог передать такое настроение?
Сколько человек изображено на портрете?
Кто изображён на портрете?
Что в этом портрете вам кажется самым ярким? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на этот портрет?
Что в портрете главное? Что второстепенное?
Каким вам кажется этот портрет(тёплым или холодным,светлым или тёмным, ярким или бледным)? Для чего художник сделал его таким?
Какие цвета и оттенки чаще использует художник?
Герой изображён в полный рост или нет?
В какой позе изображён герой?
На каком фоне изображён герой?
Какие материалы использованы художником?
Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
Как вы думаете как называется это произведение?
Понравилось ли вам это произведение? Чем?

Проект на тему:

Портрет слова надежда.

Выполнила ученица 8 «б» класса

БОУ СОШ №14

Пыжикова Валерия.

Г. Новочеркасск.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Толковый словарь Ожегова.

Надежда 2. - вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного
Пример: Есть надежда на выздоровление. В надежде на благоприятный исх- тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие
Пример: Сын - н. семьи.
***
од
(испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подает надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретет необходимые или ценные качества).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

1) Ожидание чего-либо благоприятного, в сочетании с уверенностью в его
осуществлении.
2) То, на что можно
надеяться, опереться, положиться; оплот.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного,
благоприятного. Есть надежда на выздоровление. В надежде на благоприятный исход
(испытывая надежду на что-н.).
Питать надежду (надеяться на что-н.). Подает
надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретет
необходимые или
ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).
2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын - н. семьи. * Вся надежда на кого (что) (разг.) помочь, выручить может только кто
(что). Опаздываю, вся надежда на такси.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

тщетная надежда

порождать надежду оправдать надежды

ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Происходит от православной формы *na-dedi̯a, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. надежа , ст.-слав. надежда ( др.-греч. ἐλπίς ); прост. русск. надёжа , белор. надзёжа , болг. наде́жда , устар. польск. nadziewać «надевать на себя». Из *na-dedi̯a от на- и děti ( деть ), от праслав. формы *dedi̯ǫ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. дѣти , дѣѭ, стар.деждѫ, русск. деть , дену, укр. дíти, дíну, болг. дя́на «кладу», сербохорв. дjе̏не̑м, дjе̏ти, словенск. dė́nem, dė́ti, чешск. ději, dít «деть», словацк. diať , польск. dzieję, dziać «делать, девать», в.-луж. dźeć «прясть, ткать», н.-луж. źaś — то же. Праслав.*dedi̯ǫ восходит к праиндоевр. *d h eh -

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Надежда - эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого события и предвосхищающее вероятность его свершения.

Надежда - психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Надежда - это состояние души, - доверие жизни и ожидание от нее только приятных сюрпризов.

Надежда - это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

Надежда - это добродетель, общая для всех религий и тесно связанная с понятием веры; утратить надежду означает пошатнуться и в вере.

Надежда - это самый оптимистичный способ понимания мира.

СОЧЕТАЕМОСТЬ.

С лово «надежда» сочетается с прилагательными.

Например:

. большая надежда

. великая надежда

. истовая надежда

. огромная надежда

. страстная надежда

. твердая надежда

И т.п.

Также слово надежда сочетается с сущ.

Например:

надежда на такси

вся надежда на сестру

надежда на пятерку

остров надежды

И т.п.

ИСКУССТВОВЕДЧИСКАЯ СТРАНИЦА.

в котором используется слово надежда:

Промелькнул за годом год,
И за цепью дней минувших
Улетел надежд блеснувших
Лучезарный хоровод…

Также это слово присутствует в стихотворении Окуджава Булата Шалвовича:

Надежда, белою рукою

сыграй мне что-нибудь такое,

чтоб краска схлынула с лица,

как будто кони от крыльца.

Сыграй мне что-нибудь такое,

чтоб ни печали, ни покоя,

ни нот, ни клавиш и ни рук...

И ещё во многих других книгах и стихотворениях присутствует это замечательное слово надежда.

НАДЕЖДЫ СБЫВАЮТСЯ!

НАДЕЖДА, КАК ЛУЧ СОЛНЦА ПРОБИВАЮЩИЙСЯ ЧЕРЕЗ ТУЧИ.

СВЕТ НАДЕЖДЫ!