Шишкин иван иванович. Шишкин иван иванович Иван шишкин 1832 1898

Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович (1832-1898 гг.) - один из крупнейших русских живописцев-пейзажистов (см. живопись), а также рисовальщик, гравёр. С особым мастерством передавал величие, мощь и красоту русской природы, её широкие просторы. Большая часть работ Шишкина посвящена жизни леса. Главные произведения: "Полдень", "В окрестностях Москвы", "Рожь ", "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу ", "Дождь в дубовом лесу", "Корабельная роща ".

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в семье купца в г. Елабуга. Учился в 1-й Казанской гимназии, затем поступил в Московское училище живописи. Продолжил образование в Императорской Академии художеств. Ещё в период обучения в Академии получил несколько наград.

По результатам достижений в Академии был отправлен на обучение за границу - 1861 году в Мюнхен, а 1863 году в Цюрих, затем в Дюссельдорф. За картину, " " получает в Санкт-Петербурге звание академика. В 1866 году вернулся в Санкт-Петербург.

В 1870 году Шишкин способствует появлению в России "Товарищества передвижных художественных выставок" (см. Передвижники). В 1873 году получает звание профессора Академии за картину «Лесная глушь». Вел преподавательскую работу в учебной мастерской.

Личная жизнь художника была трагической. Ещё при жизни он потерял двух своих жен, и двоих сыновей. Художник полностью посвятил свою жизнь работе в мастерской. 8 (20) марта 1898, Иван Шишкин скончался, работая над новой картиной.

Картины Шишкина


1898 г.

1864—1865 гг.

1863 Весной едет в Цюрих, занимается в мастерской Р. Коллера.

1864 Побывал в Женеве, Париже, Брюсселе и Антверпене. Поселяется в Дюссельдорфе.

1865 В июне возвращается в Россию. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. С октября окончательно поселяется в Петербурге, сближается с членами Артели художников в Петербурге.

1866 Летом работает с натуры в селе Братцево под Москвой. Получает первую премию на конкурсе ОПХ. Знакомится с Ф.А. Васильевым.

1867 Участвует во Всемирной выставке в Париже. Летом вместе с Ф.А. Васильевым едет на этюды на Валаам. Исполняет картину «Рубка леса» (приобретена П.М. Третьяковым).

1868 Выходит первый альбом литографий. Летом живет с семьей Ф.А. Васильева в деревне Константиновка под Петербургом. В октябре венчается с Е.А. Васильевой.

И.И. Шишкин. Начало 1870-х. Фотография

И.И. Шишкин на этюдах. 1891. Фотография

1869 Рождение дочери Лидии. Исполняет картину «Полдень. В окрестностях Москвы» (приобретена П.М. Третьяковым). В этом и следующем годах участвует в подготовке литографированного альбома «Художественный автограф», издаваемого Артелью художников в Петербурге.

1870 Получает первую премию ОПХ. В октябре подписывает устав ТПХВ.

1871 Становится членом Общества русских аквафортистов. Участвует в I Передвижной художественной выставке ТПХВ. Рождение сына Владимира.

1872 Получает первую премию на конкурсе ОПХ за картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (приобретена П.М. Третьяковым).

1873 Получает звание профессора за картину «Лесная глушь». Печатает первый альбом офортов. Рождение сына Константина.

Участвует во Всемирной выставке в Вене. В декабре участвует совместно с И.Н. Крамским и Д.В. Григоровичем в организации посмертной выставки произведений Ф.А. Васильева.

1878 Выходит второй альбом офортов. Избран кандидатом в члены Правления ТПХВ. Участвует во Всемирной выставке в Париже. Исполняет и показывает на VI выставке ТПХВ картину «Рожь» (приобретена П.М. Третьяковым).

1879 Летом едет с А.Н. Шильдером и Е.Е. Волковым на этюды в Крым.

1881 Рождение дочери Ксении. Смерть О.А. Лагоды-Шишкиной.

1883 Исполняет картину «Среди долины ровныя...».

1884 Летом путешествует по Волге, оттуда едет в Елабугу.

1886 Выходит третий альбом офортов. Летом в Сестрорецке пишет «Сосны, освещенные солнцем» (приобретена П.М. Третьяковым).

1887 Едет на этюды в Вологодскую губернию. Исполняет картину «Дубовая роща».

1889 Исполняет картину «Утро в сосновом лесу» (приобретена П.М. Третьяковым).

1890 Едет на этюды в Тверскую губернию к истокам Волги. Работает над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова. Исполняет картину «Зима».

1891, 26 ноября в залах Академии художеств открывается персональная ретроспективная выставка этюдов, рисунков, гравюр. Исполняет картину «На Севере диком...».

1892 В мае - июне работает на этюдах в Беловежской Пуще.

1893, 10 января открывается выставка этюдов, созданных в прошедшем году, и выходит альбом «Новые этюды И.И. Шишкина». Назначен профессором - руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.

1894 Осенью начинает преподавать в Академии художеств.

Группа передвижников. И.И. Шишкин - крайний справа. 1870-е. Фотография

И.И. Шишкин в мастерской. Конец 1890-х. Фотография

1895 Осенью в связи с болезнью освобожден от должности профессора - руководителя пейзажной мастерской.

1897, 1 ноября вновь утвержден в должности профессора - руководителя пейзажной мастерской Академии художеств.

1898 Завершил картину «Корабельная роща». 8 (20) марта скончался в своей мастерской в Петербурге.

Принятые сокращения

МУЖВ Московское училище живописи и ваяния

ОПХ Общество поощрения художников

ТПХВ Товарищество передвижных художественных выставок

ПТ Государственная Третьяковская галерея, Москва

ГРМ Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Библиография

Булгаков Ф.И. Альбом русской живописи. Картины и рисунки профессора И.И. Шишкина. СПб., 1892.

Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа: Очерки по истории русской живописи второй половины XIX века. М., 1952. Вып. 1.

Федоров-Давыдов А.А. И.И. Шишкин. М„ 1952.

Дульский П.М. Иван Иванович Шишкин. 1832-1898. Казань, 1955.

Пикулев И.И. Иван Иванович Шишкин. 1832-1898. М.. 1955.

Савинов А.Н. И.И. Шишкин // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века. М., 1962.

Новоуспенский Н.Н. Иван Иванович Шишкин. 150 лет со дня рождения. Альбом. Л., 1982.

Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. (Мир художника) // Сост. и вступ. ст. И.И. Шуваловой. Л., 1978.

Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. СПб., 1993.

Мании В.С. Иван Шишкин. М., 2000.

ЧуракГ.С. Иван Шишкин (Художник в Государственной Третьяковской галерее). М„ 2007.

Иван Иванович Шишкин. 1832-1898. К 175-летию со дня рождения художника. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 2007.

Благодарности

Издательство выражает благодарность музеям, галереям, коллекционерам и учреждениям за помощь в подготовке этой книги.

История русского искусства второй половины XIX века прочно связана с именем Ивана Ивановича Шишкина - выдающегося живописца, замечательного рисовальщика и гравера, 175-летие которого отмечалось в 2007 году. В своих произведениях художник воспевает величие и красоту родной природы, бескрайние просторы ее полей, золотящиеся нивы, могучие дубравы, лесные чащи. Шишкин был искренне убежден в том, что нет ничего прекраснее подлинных мотивов природы, что они не нуждаются в приукрашивании или идеализации. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества, но за ней стояло безграничное увлечение художника прекрасным и вечным ликом природы. Для Шишкина характерно точное воспроизведение природы, и одновременно он стремился перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации, к поэтическому осмыслению мотива. Шишкин принадлежит к числу самых известных русских художников, он среди тех, чье творчество составляет основу национальной школы живописи.

«Он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновней преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим».

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Рожь Сосновый бор Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.

Н.Н. Мамонтова

Иван Шишкин 1832 - 1898

Издательство АРТ-РОДНИК Москва 2010

Малая серия искусств

На авантитуле: Полдень. Окрестности Москвы. Братцево Этюд. 1866 фрагмент

На фронтисписе: Автопортрет. 1886

Травленый штрих, пропечатывание, мягкий лак 24,3 х 17,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Главный редактор Т.И. Хлебнова

Редактор Н.Н. Романова

Художник Н.Г. ДРЕНИЧЕВА

Технический редактор И.Г. Алексеева

Обработка иллюстраций Е.Н. Семенова

Компьютерная верстка В.П. Ермаковой

Корректор Л.И. Гордеева


Вид в окрестностях Петербурга. 1856 Фрагмент


На обложке:

Прогулка в лесу. 1869 Фрагмент

На клапане:

И.Н. КРАМСКОЙ

Портрет И.И. Шишкина. 1880

Холст, масло. 114 х 84 см

Начало. Елабуга

Старинный, основанный в XVI веке город Елабуга привольно расположился на берегу полноводной Камы. Эти места, относившиеся прежде к Вятской губернии, в древности были перекрестком исторических движений этносов, цивилизаций, языков и религий. Утихшие к XIX веку ветра истории оставили Елабугу в отдалении от столичных центров наедине с древними памятниками архитектуры, курганами, городищами и с необъятным миром живописной природы. Здесь и суждено было родиться художнику, который сумел глубоко прочувствовать и запечатлеть в своих произведениях не только образ родных елабужских ландшафтов, но вслед за тем и всей русской природы.

13 (25) января 1832 года в семье купца Ивана Васильевича Шишкина родился младший сын, которого тоже назвали Иваном. В середине века И.В. Шишкин (1792-1872) был одним из самых значительных представителей елабужского общества, несмотря на то, что удача в купеческих делах ему не сопутствовала. Он торговал хлебом, но со временем из купцов 2-й гильдии вынужден был перейти в 3-ю гильдию, а позже вообще выписался из купечества в мещанское сословие. Его многочисленная семья, состоящая из двух сыновей и четырех дочерей, была совсем небогата, но Иван Васильевич наполнил свою жизнь иным содержанием. В городе он считался ученым человеком, много времени уделял общественной деятельности и несколько лет занимал должность городского головы. Увлечения и интересы И.В. Шишкина были весьма разнообразны. Так, он разработал и ввел в действие водопроводную систему в Елабуге, устраивал мельницы и написал «Практическое руководство к построению разных мельниц».

Автопортрет. 1854

Бумага, карандаш. 13,3 х 9,6 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Однако подлинным, почти профессиональным увлечением Ивана Васильевича были история и археология. Шишкина привлекали памятники древней Волжско-Камской Болгарии, он принимал участие в археологических раскопках. Близ города были обнаружены остатки укрепленного поселения под названием Чёртово городище. И.В. Шишкин заинтересовался этим памятником, в 1855 году обследовал его, а в 1867-м, в основном на личные средства, отреставрировал башню Чёртова городища. Много лет занимаясь елабужскими древностями, он написал и издал в 1871 году в Москве книгу «История города Елабуги». С именем И.В. Шишкина было связано крупное археологическое событие тех лет - открытие и организация раскопок древнего Ананьинского могильника близ Елабуги. По этому поводу он состоял в переписке и в научных контактах с археологом К.И. Невоструевым, высоко оценившим изыскания Шишкина-старшего. В 1872 году Иван Васильевич был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Сведения о своей жизни И.В. Шишкин оставил в автобиографических записках 1867 года, сохранившихся в рукописи до нашего времени1.

Жатва. 1850-е

Холст, масло. 45 х 69 см

Дом-музей И.И. Шишкина, Елабуга


Таким образом, за спиной сына, будущего художника, вырастает фигура отца, представителя русского провинциального купечества с его самобытной тягой к просвещению. Человек недюжинного ума и широких интересов, И.В. Шишкин, конечно, оказал большое влияние на младшего сына. Отец поощрял его раннее увлечение рисованием, в котором отражался, прежде всего, естественный интерес мальчика к окружающему миру.

Иван Васильевич привил сыну интерес к старине, любовь к чтению, причем к чтению серьезному. Тяга к научному знанию, которая впоследствии послужит его искусству, зародилась в художнике Шишкине от отца, который в ответ на вопросы сына давал ему для чтения книги и статьи в журналах, имеющие в том числе и научный характер. Не случайно среди записей в юношеских дневниках художника есть такая: «Гений искусства зреет в глубине науки»2.

Одним из важных событий в жизни Ивана Васильевича стало его знакомство с М.Е. Салтыковым-Щедриным, высланным в Вятку в 1848 году «за вредный образ мыслей». Об этой встрече отец впоследствии рассказывал сыну в письмах, когда, будучи уже в Академии, молодой Шишкин зачитывался сочинениями великого писателя.

Желая дать сыну хорошее образование, Иван Васильевич отправил его в 1844 году учиться в Казань, в Первую мужскую гимназию. Здесь Иван Шишкин жил обычной гимназической жизнью, в которой было место и кулачным боям, и разговорам об искусстве. В гимназии ему удалось найти друга-единомышленника на долгие годы - Александра Гине, который в скором будущем станет соучеником Шишкина по Московскому училищу живописи и ваяния и пейзажному классу Академии художеств.

Учение Шишкина в Казани продолжалось до 1848 года, когда, приехав летом домой, он сообщил родным, что в гимназию не вернется. Ведь продолжение гимназического образования связывалось в сознании юного Шишкина с карьерой чиновника, чего он для себя никак не желал.

Последующие три года в семье шла тайная и явная борьба. Мать Дарья Романовна, брат Николай, сестры, готовившиеся к замужеству, не очень понимали перспективы увлечения Ивана рисованием и не одобряли углубленных художественных занятий, пытаясь ввести его в привычную, практическую жизнь. Однако Ванечка, как его называли домашние, оказался к ней совершенно непригоден, не желал вникать в коммерческие дела семьи и упорно вел свою линию.

Да и в обыденной жизни небольшого купеческого города ему не хотелось участвовать - ни семейные торжества, ни визиты, ни знакомства его не привлекали. В нем уже формировалась та замкнутость, которая впоследствии будет нередко проявляться в его характере.

Вид в окрестностях Петербурга. 1856

Холст, масло. 66,5 х 96 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Дарья Романовна, судя по отрывочным воспоминаниям, сердилась на младшего сына за его упорство, была в отчаянии от его стремления уйти к книгам или листам бумаги для рисования. Поэтому Ивану часто приходилось рисовать по ночам со свечкой в своей комнате на втором этаже отцовского дома. Впоследствии художник вспоминал: «Мать всплакнула однажды с неподдельным ужасом, молитвенно поднимая руки к образам: "Господи, да неужели же мой сын будет маляром!"»3. Почему матушка так сокрушалась, становится понятным, если обратиться к наброскам Шишкина к автобиографии.

В самом начале он пишет: «Елабуга, первые впечатления, краски от ворот...», явно указывая на обстоятельства, при которых произошло первое знакомство будущего художника с кистями и красками4.

Но нельзя не признать, что провинциальная купеческая среда, с которой связан своим происхождением художник, в чем-то отложила существенный отпечаток на его характер, вкусы, нрав и привычки. Он был человеком практического склада, верным слову, дорожил семейными и дружескими связями, чуждался праздности и развлечений, ценил простые радости. С юности был тружеником - но только в одной избранной для себя области, в искусстве.

Окрестности Елабуги - вот что было для Шишкина истинной радостью и источником переживаний. Красота прикамских лесов, любовь к родной суровой и величественной природе в конечном итоге определили его обращение к пейзажу. Он открыл для себя ни с чем не сравнимое удовольствие бродить по лесу, наблюдая его скрытую жизнь, красоту отдельных деталей и целостной структуры лесного мира. Это навсегда станет важнейшей частью его жизни и творчества.

За четыре года, проведенных в Елабуге, у Шишкина было время, чтобы понять себя и укрепиться в своих намерениях. В это время начинали утверждаться его взгляды на жизнь и искусство, которые сохранились на всю жизнь. Первые рисунки Шишкина погибли в пожаре, случившемся в 1850 году, когда сильно пострадал отцовский дом, и его пришлось отстраивать заново. Сохранилось всего несколько ранних произведений Шишкина, датированных 1849 годом Это акварель «Развалины башни Чёртова городища в Елабуге» и несколько автопортретов, исполненных тушью, в частности «Автопортрет (при свече)».

Иван Шишкин 1832-1898

Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее. Любовь к родной природе, способность в обыденном увидеть прекрасное, возможность, как выразился Крамской, «стать самому лучше, добрее, здоровее».

«На севере диком»

Лев Толстой недооценивал пейзаж, как таковой. Безжалостно громил пейзажистов, скопом зачисляя их в толпу людей, творящих «искусство ради искусства». Случается, и гении ошибаются. В ответ на подобные обвинения Репин приводил в пример творчество двух великих пейзажистов – Васильева и Шишкина.

Пейзаж нам дорог вовсе не потому, что фотографически верно отражает природу, утверждал Репин. Он доносит до нас глубоко личное отношение художника к природе, его понимание красоты.

Васильев, безусловно, «поэт» пейзажа. Его учитель Шишкин – неторопливый исследователь, «прозаик» русской природы.

На портрете работы Крамского изображен крепкий, бородатый человек в широкополой шляпе. Он стоит опираясь на длинную палку и всматривается куда-то вдаль… Через плечо перекинут небольшой походный этюдник. Он весь в предощущении начала работы… Это художник Иван Шишкин.

Каждое полотно Шишкина поражало друзей очевидным глубоким знанием изображаемого, любовью к русской природе. Каждая картина – неспешное повествование.

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии

Художник родился и вырос в Елабуге, стоящей на реке Каме, в самом сердце дремучих северных лесов Вятской губернии. Жизнь леса в сознании мальчика была насыщена поэтическими легендами: непроходимые чащобы, клады, спрятанные разбойниками, сундуки, качающиеся на железных цепях…

Чуть повзрослев, юноша научился видеть кипучую жизнь леса, скрытую от невнимательных глаз, подмечать изменения, происходящие при смене времен года, при переходе из одного состояния в другое.

Как и большинство пенсионеров Академии художеств, Шишкин должен был совершенствовать свое образование за границей. Но он не поехал ни во Францию, ни в Италию. С большой неохотой посетил Германию, но дал резко отрицательную оценку немецкой школе живописи. «Черствее и безвкуснее живописи здесь я ничего не видел», – писал художник из Дрездена. И стал добиваться разрешения вернуться на родину раньше срока.

«Если говорят про иного мастера, что он съел собаку, то про Шишкина можно сказать, он съел медведя, да не одного…» – писали в одной журнальной рецензии о его картине «Сосновый бор».

Простота и красота. Смолистый, задумчивый красавец – сосновый лес. Достаточно постоять пару минут перед полотном и… тут же услышишь явственный степенный шум, почувствуешь смолистый аромат царственных деревьев.

Утро в сосновом лесу

Было бы несправедливо упрекать художника в сухости, протокольности и натурализме. Даже сами названия некоторых картин – «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», – являясь стихотворными строками, свидетельствуют о прямо противоположном подходе, о нежности, с которой художник писал природу.

Дождь в дубовом лесу

«Среди долины ровныя…»

Пожалуй, нет в русской пейзажной живописи более яркого полотна, отражающего широту и приволье русских просторов, чем картина «Рожь». Словно волнующееся море, шумит и колышется на полотне необъятное ржаное поле. Только в самой середине нехотя расступилось оно для пыльной дороги. Впрочем, где-то у одиноких сосен дороги уже нет. Море ржи поглотило ее. Сосны, оставшиеся от когда-то могучего бора, как великаны-сторожа, застыли посреди этой теплой и голубой бесконечности.

Полотно создает образ преображенной природы. За ним стоит человек-творец, человек-созидатель. На шестой выставке передвижников картина «Рожь» была явным лидером среди других полотен.

Иван Шишкин вместе с Саврасовым и Васильевым совершили переворот в пейзажной живописи, сравнимый с тем, что было сделано в литературе Пушкиным, Гоголем и Тургеневым.

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Акмеист леса Шишкин Иван ШишкинУтро в сосновом лесу,1889Холст, масло. 139 х 213 смГосударственная Третьяковскаягалерея, МоскваИз всех сюжетов для вышивания крестиком наибольшей популярностью пользуется “Утро в сосновом лесу” – картина, которую молва перекрестила в “Три

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Антонио Гауди автора Бассегода Нонель Хуан

Дом Кальвет. 1898-1900 Второй доходный дом был спроектирован и построен Гауди для фабрикантов тканей по соседству с монашеским колледжем - в том районе Барселоны, который по сей день именуется кварталом фабрикантов. Нежилой первый этаж занят конторскими помещениями,

Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

Орта де Сан Хуан, лето 1898 г В Барселоне Пабло встречается с молодым талантливым художником по имени Мануэль Палларес, вместе с которым он позднее, в 1900 году, организует выставку. Семья Паллареса жила в деревушке, где каменные дома гнездились вокруг массивных, обожженных

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Передвижная выставка. 1898 Наступивший 1898 год начался, как и 1897, хорошо. На Периодической выставке в Москве Великий Князь Сергей Александрович приобрел вариант моей картины «Христова невеста», написанный еще в 1887 году. В начале февраля я выехал в Петербург, где выставлял

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Эдуард Мане (1832–1883) В 1863 году император Наполеон III организовал Салон Отверженных, где экспонировались работы, представленные для участия в Салоне, но по тем или иным причинам отвергнутые жюри. Среди них оказались картины Мане «Викторина Мёран в костюме эспада», «Молодой

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич

Александр Осипович Орловский (1777–1832) Поляк по происхождению, Александр Орловский большую часть своей жизни провел в России, поэтому его искусство отразило особенности культуры обеих стран. Орловский был замечательным живописцем, карикатуристом, графиком. С одинаковым

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Павел Петрович Чистяков (1832–1919) Чистяков, почти всю свою жизнь работавший над исторической композицией «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», в 1870 году писал: «Маленькие Боткины говорят, что я, когда 70 лет буду, и все еще не кончу Мессалины. А что,

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Из писем 1898 года H. Н. Дубовской - Е. М. Хруслову, 1 января 1898 года:«На Ваш вопрос относительно Николая Александровича Ярошенко могу сообщить Вам утешительные сведения… Вид у него прекрасный - я бы сказал, что такой хороший вид у него редко и раньше бывал; но голос он

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Эдуар Мане (1832–1883) Флейтист 1866. Музей д’Орсе, ПарижДля картины позировал музыкант из оркестра Национальной гвардии. Считается, что лицо юноши воспроизводит портретные черты сына художника, Леона.Здесь Мане использует стилистику японских гравюр, ставших образцом для

Из книги автора

Из книги автора

Александр Алексеевич Златов 1810–1832 Златов был крепостным человеком помещицы Н. М. Змеевой из Кашинского уезда. В 1826 году Златов стал учеником А. Г. Венецианова, который помог ему получить вольную. Златов жил на квартире у Венецианова в Петербурге вместе с другими

Из книги автора

Пукирев Василий Владимирович (1832–1890) Неравный брак Пукирев выставил на суд «общественного внимания» типичную жизненную ситуацию в России того времени. Композиция строится по принципу выхваченного кадра, благодаря чему возникает эффект присутствия зрителя

Из книги автора

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года В центре композиции из синевато-холодного тревожного полумрака вспышкой света выхвачены две фигуры. Сцену убийства можно легко вообразить во временном развитии. Вначале была вспышка царского гнева: опрокинулось кресло,

Из книги автора

Шишкин Иван Иванович (1832–1898) Сосны, освещенные солнцем Этюд, написанный в Сестрорецке, – шедевр пленэрной живописи Шишкина. «Вырисовывая» кистью смолистые стволы сосен, художник «вдруг» переходит на волшебную маэстрию мелкого подвижного мазка: передает отдельными