Русский Туркестан. История, люди, нравы

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом . Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

; сравнительно небольшая группа их живет в Узбекисктане.

Предки дунган, в основном выходцы из различных районов Северного Китая , главным образом из провинций Шэньси, Ганьсу, а также из Синьцзяна и Маньчжурии, в разное время переселялись на территорию России. Но основная масса переселенцев прибыла в Россию в 1876 — 1883 гг., после поражения восстания мусульманского населения на северо-западе Китая против маньчжуро-китайского владычества (1862 — 1878). Принадлежность переселенцев к мусульманам-суннитам сближала их с новым этническим окружением, с населением Средней Азии.

В отличие от местного тюркоязычного континуума дунгане, прежде всего мужчины «производственного» возраста, были двуязычны, т. е. кроме родного знали и какой-либо из тюркских языков: уйгурский, казахский или киргизский. Родной язык переселенцев относится к хань-хуэйской ветви тибето-китайской языковой семьи. Разговорный и литературный язык дунган испытал значительное воздействие русского языка и языков «соседних» народов. Это влияние сказалось на лексике, фонетике и даже на грамматических формах языка дунган.

Состав именника и сам обряд наречения имени у дунган долгое время были предельно традиционными, т. е. консервативными в сохранении норм сравнительно далекого прошлого. Почетным именем считалось чжинмин, т. е. имя, которое давалось в соответствии с нормами ислама (от мин/мир ’имя’, чжин ’Священная книга’, ’Коран’). Поскольку этногенез дунган восходит не только к носителям ислама суннитской большой ветви (выходцам из различных районов Средней Азии, а частично и арабам), но также и к шиитам (иранцам и др.), в состав исходного списка антропонимов кроме общего набора коранических имен включены и имена пророка Мухаммада, его семьи и сподвижников, но также и священные имена первых халифов и их сподвижников. Наиболее популярны чжинмин, образованные от имени пророка, а среди женских — от имен Фатима, Хадиджа и др.

Казалось бы, возможности «вариации» по трем-пяти именам ничтожно малы. Но язык дунган обладает такой фонетической особенностью, как «трехтональность», и такой структурной чертой, как сохранение в качестве основы лексемы словослога, но сама лексема (слово) при этом, как правило, не моносиллабична (односложна), а двух-, трехсложна. Таким образом, и комбинации имяобразующих словослогов различной тональности довольно многочисленны. Кроме того, имяобразующим в каждой комбинации по принципу моносиллабичности становится не полное имя Мухаммад, а каждый из слоговых компонентов этого имени. Так, например, кроме полного имени Мухармэ (в тональности 2 — 1 — 3) от арабско-персидского антропонима Мухаммад образовано три десятка имен. От первого слога му (который может произноситься не только под 2-м, но и под 3-м тоном) образованы: Мумузы, Мумур, Мур, Мурдан, Мурданзы, Мува, Мувазы 1 . От второго слога ха (1-й тон) образованы имена: Хар, Хахазы, Хахар, Харва, Хавазы, Хава, Хавар, Хананзы, Хагэзы, Хагэр и др. От последнего слога мэ (3-й тон): Мэмэзы, Мэмэр, Мэдан, Мэр, Мэданзы, Мэвазы, Мэва, Мэгэзы, Мэхузы и др. Равным образом из арабо-иранского женского имени Фатима, кроме полного Фатьмэ и слегка измененного Фатмэ, образованы имена путем комбинации первого и третьего слогов (Фамэ, Фамэзы, Фамэр и др.), а также по первому из слогов (Фафар, Фафазы, Фава, Фажезы, Фажер и др.) или по третьему из слогов (Мэмэ, Мэмэзы, Мэмэр, Мэр, Мэжезы, Мэжер и др.). Производными от второго слога ты (чаще ту) почти не используются; редки и комбинации с ним, например, комбинации первого и второго слогов: Фатузы, Фатур.

Приведенные примеры свидетельствуют о наличии системы, в которой использованы: (а) принцип редупликации, т. е. удвоения слога (Мэмэ-р, Фафа-зы и др.); (б) оформление слога или его редуплицированной формы одним из следующих слогов-суффиксов -ва (полная разговорная форма вава) ’ребенок’, -зм ’сын’, -эр ’ребенок’, ’сын’, -чже (дунг. же) ’дочь’, ’девочка’ и др.; (в) семантизация суффикса при оформлении слога-основы имени или «приглушение семантики» (т. е. смыслового восприятия слога-основы с помощью той же «эризации» (т. е. введения эр в дунганской огласовке р). В отличие от ханьцев и хуэй дунгане в значительной мере сохранили смысловое восприятие слогов-суффиксов. Если слог зы ’сын’ можно встретить и при женском имени (например Мэмэзы), то на слог же ’дочь’ мужских имен нет. Семантизация слога-суффикса предельно выявляется в тех случаях, когда за суффикс принимается слог-основа имени, например ты в имени Фатымэ в форме ту от яту ’девочка’, ’рабыня’; и полное имя Фа-ту-р воспринимается как «девочка Фатимочка». Примером же «приглушения семантики» имени может служить форма Сарди (имени, первоначально данного в честь поэта Саади). Но на вопрос о причинах эризации имени Мурдан сейчас нет сколько-нибудь удовлетворительного ответа, а сами дунгане считают, что дело здесь в достижении благозвучия.

Параллельно почетному имени (чжинмир) бытовало и сохранилось до наших дней щемир (от ще ’малый’, ’маленький’ и мир ’имя’), т. е. малое, или бытовое, имя. Существует несколько основных принципов образования щемир: (а) поименование девочек по названиям цветов, драгоценных камней, птиц и т. д. (Гуйхуар ’роза’, Шандан от шанданхуар ’лилия’, Хихуазы от хихуар ’мальва’ на токмакском диалекте, Хуби от хубый ’янтарь’, Санху или Саху от санху ’коралл’ и др. 2 ; (б) наречение ребенка именем по событию, с которым его рождение или обряд наречения имени совпадал по времени; например, в поселке Милянфан жил мужчина по имени Чисаньза, имя было дано ему в знак того, что он родился в год смерти своего семидесятитрехлетнего деда (чиши ’семьдесят’ и сан ’три’); (в) наречение ребенка в многодетной семье просто счетным именем, когда первенцы назывались соответственно полу (Чжынэр ’сын и Чжынже ’дочь’), а последующие дети по счету (Сыже ’четвертая дочь’ и т. д.); (г) использование в качестве имени смешанного «традиционно-бытового» комплекса, например, имя Мэхуар представляет собой сочетание «чжинмир (Фаты-мэ) + щемир хуа + р (эризация)».

В токмакско-каракунузской группе нередки были случаи наречения имени по названию дня недели (например, Паншар от панджшанбэ ’четверг’), но только по названиям «счастливых» дней, каковыми считались четверг, джума ’пятница’ и иханбэ ’суббота’. В этой же группе (см. пункт б) среди женских имен нередки были производные от наименований сезона или месяца рождения, например Лахуар букв, ’цветок декабря’, Чунчур от редуплицированного первого слога названия сезона — чунтян ’весна’. Мальчик, родившийся в период религиозного празднества Курбан-байрама (по-дунгански гурбанайд), мог получить имя Гурба (у киргизов — Курманбай).

В основе имени могло лежать название животного, под знаком которого родился ребенок 3 . Но из наименований животных имяобразующим фактически было только слово ху ’тигр’.

У дунган изображение тигра считалось оберегающим от злых чар и вредоносных существ. По-видимому, мальчик, которому в год тигра дано имя Хувар, был от рождения слабеньким. Но может быть, он был просто долгожданным первенцем, над которым по традиции совершали множество «оберегающих от бед» символических действий.

Известны случаи поименования детей уничижительным именем. Например, мальчику дано было имя Хигу ’черная собака’ или даже Жянбудый ’ненавистный’. При этом не было намерения обидеть ребенка; просто суеверные родители думали, что «нелюбимого» родителями ребенка нечистые силы тоже не «захотят взять» и оставят в покое.

К смешанной группе (см. пункт г) относят и социально значимые компоненты в соединении с имяобразующим словосло-гом чжинмир или щемир. Например, имя Хайтахун — это композиция из щемир (типа б) — Хаит и почетного титула (или ранга священнослужителя) — ахун. Но использование в качестве компонента имени социально значимых элементов у дунган более присуще родовому прозванию (и фамилии). Предки дунган, переселившись на территорию России, сохранили традиционные фамильные словослоги: Ян, Ион, Ли, Дан и др. Наиболее часто встречается фамилия Ма 4 . Но традиционная фамилия редко бывает односложной; чаще она двусложна, а еще чаще — многосложна. Нередко эта многослоговая композиция фамилии состоит из слога-основы и социально значимой дополнительной части (титула, названия должности и т. д.). Такова, например, хорошо известная фамилия Сушанло = су (тюрк.) ’вода’ + щанло — староста церковной двадцатки.

В списке имен у дунган и прежде появлялись имена, воспринятые от соседних народов, даваемые в честь любимого героя, известного поэта, популярного политического деятеля и т. д., например приведенное выше имя Саади. Участие дунган в установлении и упрочении советской власти в Средней Азии и особенно активное участие их в Великой Отечественной войне и хозяйственном строительстве в послевоенные времена стимулировали этот процесс. Можно отметить появление у дунган имен как русских , так и общеевропейских.

Совершенно новым для дунган явлением было возникновение в их антропонимии отчества. Если раньше у дунган, как и у других народов Средней Азии, отмечено употребление имени отца в качестве фамилии сына, то теперь мы имеем типичное «уважительное» имя отца — отчество. Таковы имена Харки Исмаилович Юсупов, Арса Нурович Быйджангуйди и др. Оформление отчеств идет по образцу русских имен, так как русский язык широко распространен у дунган бывшего СССР.

1 В отличие от хуэй КНР, часть которых воспринимает Мурдан и Мурданзы как одно имя, а почти все хуэй — Мува и Мувазы тоже как одно имя, дунгане различают здесь четыре разных имени.
2 Последнее имя может служить доказательством сознательного выбора имени по его смыслу: девушка, которой было дано имя Саху, горевала, что у нее «такое плохое имя», потому что она думала, что оно означает саху ’лейка для поливания цветов’.
3 У многих народов Азии календарь лет строится по 60-летнему циклу, в составе которого пять раз повторяются циклы лет, обозначаемых по названию одного из 12 животных: мышь, бык, тигр и т. д.
4 Существует даже поговорка, что если соберутся вместе десять человек, то среди них девять окажутся по фамилии Ма.

Основная часть народа дунгане проживает в южных областях Казахстана, в Киргизии и в Узбекистане. Китаеязычные собратья дунганов живущих на западе Китая их количество доходит почти до 10-ти миллионов людей, придерживаются они Ислама. Хуэйцзу являются дальними предками дунганов, было время, когда эти самые предки, в компании с уйгурами переселились в Российскую империю в конце 19-го века, причиной тому было поражения восстания дунган на северо-западе Китая. Восстания было широких масштабов и в исторических источниках известен под названием «Антицинское восстание».

Советская власть во времена Среднеазиатской национально-государственного размежевания в 1924 году, этнонимом для китаеязычных мусульман стало слово «дунгане».
Для Китайцев это название было иным. В провинции Синьцзянь оно стало приобрело распространение среди народов, которые были перелесены из других провинций в качестве военных поселенцев.
Одним профессором Синьцзянского университета, которого величают, как Хай Фэн, выдвинул свою теорию о том, что слово дунгань имеет китайские корни, так как имеет созвучие со словом «тунькэнь», что значит на китайском языке «военные поселки расположенных на пограничных зон». Есть неофициальная версия, где этноним «дунгане» имеет тюркское происхождение.

Происхождение дунган

Браки созданные арабами и иранцами, во времена торговых ремесел дали в будущем развития этногенеза нации под названием - хуэй, ныне проживающие на островах Хайнань, и в поселениях как Юньнани и Гуандуне. Хуэй были аналогичны к дунганами, так как у них была общая одна религия. Этим они и имели отличие от китайцев в свое время. Они были мусульманами суннитского толка. Но китайцам они были ближе, дальше будут приведены примеры этого.

Сливание дунганского народа с китайцами не приносили никакого успеха на протяжении веков. Истовая вера в духовные ценности ислама являлись главной мотивацией для выживаемости дунганского этноса, так как именно данная религия формировала основу дунганского этноса в каком-то роде как народ.
Схожие к дунганам народом на территории Китая были хуэй.

Смешанные браки арабов и иранцев, во времена торговых ремесел дали в будущем развития этногенеза нации хуэй, ныне проживающие на островах Хайнань, и в поселениях как Юньнани и Гуандуне. Хуэй были аналогичные с дунганами, так как у них была общая одна религия. Этим они и имели отличие от китайцев в свое время. Они были мусульманами суннитского толка.
Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего было, их не считаемое количество.
Также способствовали выживанию нации хуэй такие факторы как: неопределённое географическое расположение и очень сильное различие во внешнем облике.
С одной стороны, можно сказать, что китайцы не были информированы местонахождением с большими скоплением мусульманских общин в КНР, которую можно было бы разбить, и в какой-то степени ослабить.
Главной причине выживаемости представителей ислама на земле китайцев, можно отнести их адекватное поведение в обществе, и их главной задачей была, не заниматься распространением данной религии на территории КНР. В случае нарушений этих простых правил китайских властей, в конце могло бы привести к тому, что нарушители теряли свое право на жизнь.
В отличьях от дунганов, община Хуэй были больше схоже с китайцами по языку и по многим другим характеристикам. В Китае Хуэй имеет свой автономный район с названием Нинся-Хуэй, что давало им еще статус национального меньшинства в стране Автономный район это как зависимая республика к какой-либо стране.

Возрождение ислама в Китае началось с приходом к власти Дэна Сяопина. Он ввел китайских патриархов в 1979 году. Китай начал восстанавливать хорошие отношение с народом который придерживался ислама, это способствовало к улучшению отношении хуэй и дунган с китайским государством. В итоге, исламским лицом китайского мира, стали дунгане и хуэй.

Стоит отметить, что Дунгане имели очень хороший опыт в земледелии, также считались удачливыми торговцами. Во времена их переселения в основном страны Центральной Азии. Многие вынужденно оставляли свое имущество и пожитки.

В формировании этого российского народа религия сыграла определяющую роль. Потомки арабов и китайцев, дунгане были глубоко верующими мусульманами – и это посреди конфуцианско-даосистского Китая! Благодаря Российской империи дунгане спаслись от истребления.

Оставшиеся

Основным местом проживания дунган являются бывшие среднеазиатские республики СССР - Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В России, по данным переписи 2010 года, насчитывается более 1600 представителей этого народа. Ближайшие родственники дунган – хуэйцзу – живут на их общей исторической родине - в Китае, который почти все дунгане покинули еще во второй половине XIX века.

О происхождении и появлении в Китае дунган есть несколько легенд. Наиболее романтичная гласит, что однажды китайскому императору приснилось чудище, которое пыталось его убить. Победить его смог только юноша в зеленых одеждах. В этой фигуре толкователи увидели символ ислама, который должен был защитить императора и его страну от врагов. Тогда правитель пригласил три тысячи арабских воинов, а чтобы удержать их, женил на прекрасных китаянках. Массовая свадьба прошла по канонам ислама, но с учетом местных традиций, а от этих браков и пошли дунгане.

Более суровая версия легенды уверяет, что арабские воины сами пришли на китайскую землю и взяли самых красивых девушек, пользуясь тем, что никто не в силах их остановить. Впрочем, как бы ни оценивали авторы легенд родство с чужаками-арабами, сам его факт признают все.

Однозначной версии нет и у происхождения названия народа. Одни исследователи считают, что оно связано с тюркским словом "турган" - "оставшийся". Другие уверены: оно появилось, когда дунгане переселялись в Россию и рассказывали, что пришли с востока, а это, якобы, на одном из китайских диалектов звучит как "дунган". В любом случае это имя народ получил уже в Средней Азии. Сами дунгане употребляли самоназвание "хой-хой" - "мусульманин". Так же их называли и китайцы.

Дефицит невест

Путь дунган в Российскую империю был связан с трагическими событиями. В 1862 – 1877 году этот народ поднял восстание, которое было жестко подавлено китайскими властями. Спасаясь от истребления, они бежали под покровительство России. Из исторических документов известно, что китайские власти требовали от российских выдать беглецов, но получили отказ. Русские, как всегда, встали на защиту несчастных и обездоленных людей.

Впрочем, на новом месте не обошлось без проблем и недопонимания. Например, дунганам запретили заключать браки в раннем возрасте (в Китае они могли создавать семьи браки начиная с 10 лет), а мужчинам – носить длинную китайскую косу. Этим запретам дунгане сопротивлялись с присущей им резкостью и вспыльчивостью, могли оружием угрожать. Российская империя получила весьма эмоциональных и не очень законопослушных подданных.

Однако, как бы ни упорствовали дунгане, на новом месте им пришлось частично изменить свой уклад жизни. Они действительно стали жениться позже. Но связано это было не только с требованиями властей, сколько с демографической ситуацией. В среднеазиатских землях, куда они переселились, женщин было меньше, чем мужчин, и размер выкупа за невесту существенно вырос. Собрать такую сумму быстро мог не каждый. Из-за этого дунгане стали жениться не только на своих, но и на местных девушках и сокрушались, что "русская" свадьба обходится им гораздо дороже.

По старинным обычаям

Свадебный обряд у дунган проходит по старинным обычаям. Ему всегда предшествовали сватовство, обмен подарками, девичник и оплакивание невесты. Во время самого торжества за девушку требовали выкуп, проходили различные ритуальные игры и борьба. Почти до середины ХХ века дунгане практиковали и умыкание невесты. Допускалось многоженство, впрочем, как и развод (правда, по уважительной причине).

В дунганской семье женщина пользовалась авторитетом и ходила с открытым лицом. Незамужние женщины могли и вовсе не покрывать голову. Девочки обучались грамоте наравне с мальчиками, изучали ислам, арабский алфавит. Детей с малых лет учили во всем беспрекословно подчиняться взрослым. Старший мужчина – несомненный глава семьи.

В целом дунгане отличаются любовью к чистоте и порядку. Они ревностно соблюдают правила гигиены, употребляют в пищу много овощей, так что их можно смело назвать приверженцами здорового образа жизни. Еще в XIX веке исследователи отмечали, что дунгане отличаются от соседей крепким здоровьем и долголетием.

Объединяющий лагман

Еще одна отличительная черта народа, замеченная всеми этнографами, - это особый пиетет по отношению к пище. Дунгане любят и готовить, и есть. С пищей у них связано множество традиций и обрядов.

Так, кандидатуру невесты будущая свекровь утвердит только тогда, когда убедится в ее умении готовить. На четвертый день после свадьбы к молодоженам отправляются родители супруги с подарками – четырьмя связками лапши, мясом и овощами. Из всего этого сразу же надо приготовить лагман. Считается, что для дунганской женщины одна из самых страшных оскорблений - назвать ее плохой кухаркой и хозяйкой.

Еду дунгане готовят только в отдельном помещении – "жуэфон". Там необходимо соблюдать едва ли не хирургическую чистоту. Немытую посуду ни в коем случае не откладывают на утро: ее сравнивают с покойником, которого не похоронили и оставили дома.

Основа дунганской кухни – лапша, рис, мясо и овощи. Только теста существует шесть основных видов, которые также делятся на подвиды. Дунгане очень любят чай и начинают с него любой прием пищи, а заканчивают супом. Громко стучать палочками или звенеть ложками во время еды строго запрещается: это может отпугнуть богатство. Хозяин дома не может встать из-за стола первым, а гость – отказаться от еды, попробовав ее. А еще дунгане хранят сладости, принесенные с праздников: по поверьям, они привлекают в дом счастье.

Едва ли не культовым блюдом для дунган является лагман. Они утверждают, что именно их народ сделал это кушанье популярным на весь свет, а его название происходит от дунганского слова "люмян" или "ламян" - "растянутое тесто". Одна из любимых легенд этого народа – как раз о повялении лагмана: три случайно встретившихся голодных путника просто бросили в вок то, что было у каждого – муку, сушеное мясо, редьку и специи. Получившееся блюдо якобы так понравилось приходившему мимо вельможе, что он наградил их. С тех пор путники были друзьями, не знающими бедности.

Сегодня дунгане готовят лагман и в будни, и в праздники, и он снова объединяет их за одним общим столом.

Мария Андреева

Дунгане являются потомками хуэйцзу, относящимся к китайскому этносу. Проживает этот народ на территории Средней Азии. Он имеет схожие с другими азиатскими народами традиции, уклад жизни. Однако есть и некоторые различия. Характерным отличием дунган от китайцев является то, что они исповедуют ислам.

Численность

Дунгане являются немногочисленной этногруппой, по сравнению с китайцами. Их насчитывается около 115 000 человек.

Где живут

Ареал расселения дунган распределяется таким образом:

  • Киргизия: 60 000;
  • Казахстан: 51 000;
  • Россия: 1 600.

Также некоторая часть дунган находится на территории Узбекистана.

Язык

Дунганский язык относится к китайской ветви сино-тибетской языковой семьи. Письменность сначала велась на основе арабских символов, затем - на латинице, позднее - кириллице.

Религия

Вероисповедание дунган - ислам суннитского толка. Это очень набожные люди, читающие Коран. Однако религиозных фанатиков среди них нет.

Дунганская мечеть

Название

Этноним «дунгане» имеет несколько версий происхождения. По одной из них, термин является трансформированным тюркским словом «турган», что означает «оставшийся». Легенды говорят о том, что дунгане произошли от потомков Тамерлана, оставшихся жить в Китае. Китайские исследователи рассматривают версию о происхождении термина от китайского «тунькэнь». Он обозначал жителей граничащих с Китаем земель, говорящих на их языке.

Внешность

Дунгане имеют все признаки монголоидной расы. У них округлые лица с узким разрезом глаз и пухлыми губами. Присутствует эпикантус. Нос у большей части представителей этноса несколько длиннее и крупнее, чем у китайцев. По сравнению с последними, они имеют более мускулистые, крепкие фигуры. У мужчин присутствует растительность на лице и теле. Ранее был обычай носить бороду и усы. Кожа смуглая, как у всех азиатов. Волосы черные, прямые, девушки заплетают их в косы. В целом народ довольно привлекательный.


История

Этногенез дунган довольно сложен. В формировании народа приняли участие тюркские народы, арабы монголы, китайцы. Известно предание, по которому китайский император позвал арабских воинов для защиты его страны от врагов. Для того, чтобы они остались жить на его земле, он дал им прекрасных китайских девушек. Те основали с ними семьи, от которых и пошли дунгане. Этой версии придерживается большинство историков, считая дунган потомками от браков персов и арабов с китайскими женщинами. Есть мнение, что на формирование этноса повлияла монгольская династия Юань. Население немонгольского происхождения называли «сэмужэнь» - люди с цветными глазами. К ним относили всех потомков от смешанных браков. Из этой группы монголы вербовали людей для управления китайскими подданными. Это объясняет, почему впоследствии среди дунган стало много торговцев, банкиров, управленцев. Сэмужэнь исповедовали ислам. После окончания правления Юань китайский император учредил закон, по которому монгольское население было обязано брать в жены китаянок. Так среди них распространился китайский язык. Однако попытка ассимиляции китайцами не удалась, так как ислам был величайшей духовной ценностью для дунган.

Известно, что народ хуэй (китайское название дунган) участвовал в восстаниях, происходивших при правлении династии Цин (середина 1800-х годов). Спасаясь от истребления, многие представители народа бежали на территорию Российской империи. Они расселились по Казахстану и Киргизии. Китайский император потребовал выдать беженцев, но получил отказ. Принятие российского подданства послужило причиной некоторого недопонимания. Власти запретили ранние браки, которые были приняты у дунган, а также обычай иметь длинные волосы у мужчин. Дунгане имеют много общего с культурой китайцев, однако их самосознание остается самобытным.


Жизнь

Традиционно дунгане занимались земледелием, садоводством. Среди сельских жителей широко распространено огородничество, выращивание домашних животных. Важную отрасль сельского хозяйства издавна занимало рисоводство. Применялись системы орошения полей, распределения воды по прорытым каналам. Выращивались пшеница, ячмень, просо, фасоль, кукуруза. Культивировали груши, яблони, абрикосы. Рис сеяли вручную, после всхода семян участок пропалывали. Рисовые поля заливались водой. Поле делилось на несколько участков, разделенных межами. Рис, пшеницу молотили на водяных мельницах. В качестве технических культур выращивали кунжут, лен, хлопок. Из них отжимали масло. Лен, хлопок шли на изготовление тканей. Существовали такие ремесла, как:

  1. Кузнечное дело.
  2. Производство ковров.
  3. Гончарство.
  4. Ткачество, шелководство.
  5. Вышивка.
  6. Изготовление ювелирных изделий.

Важную роль играло шелководство, хлопководство. С давних времен дунганам были знакомы ткачество, способы изготовления шелковых тканей, атласа, поплина, батиста. Материалы окрашивали вручную растительными веществами. После этого путем набивки или штамповки наносили рисунок. Из хлопковых тканей делали нательное белье, подкладочную ткань. Для нарядной одежды использовался шелк, атлас, сатин. Высокоразвитым видом ремесла является гончарное дело. Мастера изготавливали посуду, вазы, сосуды для вина, покрытые цветной глазурью. Существовало множество гончарных школ разных направлений. У каждого мастера имелся свой художественный стиль. Преобладающими мотивами являлись рисунки птиц, животных, цветов. Популярными были изображения граната, персиков, цветов яблони. Мастера также занимались гравировкой посуды, резьбой, штамповкой.


Ювелирные мастера изготавливали украшения из золота, серебра с применением драгоценных камней. Использовались такие камни, как: рубин, бирюза, изумруд. Широко применялись жемчуг, кораллы. Наблюдалось разделение труда по отдельным видам украшений. Например, существовали мастера по кольцам, серьгам, браслетам. По заказу богатых людей изготавливали украшения для конских сбруй, военного снаряжения. Камнями отделывали эфесы холодного оружия, ножны. Изготавливалось множество видов женских ювелирных изделий: нагрудные пелерины, подвески на голову, уши, нос, вставки для женских кос, объемные ожерелья. Драгоценные камни поставлялись из Индии, Ирана, России.

Традиции

Брачные союзы у дунган ранее заключались по выбору родителей. Существовали ранние браки, что характерно для азиатов. Девушек за мужчин другой веры замуж не выдают. Но мужчина-дунган может жениться на женщине другого вероисповедания. Их дети воспитываются как мусульмане. Свадебный обряд начинается со сватовства, затем договариваются о размере калыма. Невесте обеспечивают богатое приданое. На свадьбе гуляют не только родственники, но и все селение. Число гостей нередко достигает 500 человек. Свадьба длится 3 дня. Для невесты устраивают девичник, где она прощается с родными. Затем едут в дом жениха. Там молодым дарят подарки, поздравляют, танцуют, угощаются праздничной едой. Современные дунгане отмечают свадьбу с муллой, а затем регистрируются в ЗАГСе по российской традиции.
Дунгане отмечают традиционные мусульманские праздники. Это:

  1. Рамадан. Это священный для мусульман месяц, в течение которого соблюдается пост. Он начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца. Мусульмане считают этот период временем служения Аллаху.
  2. Ураза-байрам. Праздник прекращения поста, отмечается в конце Рамадана.
  3. Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения. Посвящен пророку Ибрахиму, который остался верен религиозным убеждениям. Самый главный и любимый мусульманский праздник.
  4. Навруз. Этот праздник не имеет отношения к мусульманским обычаям, но его отмечают многие азиатские народы. Это новый год по астрономическому солнечному календарю. Его отмечают в день весеннего равноденствия.

Одежда

Национальный костюм дунган напоминает китайскую одежду. Основные элементы мужского костюма: белая бязевая рубашка без воротника, холщовые шаровары. Рубахи имеют свободный покрой, длинные прямые рукава без манжет. Их носят навыпуск. Поверх надевают кафтан прямого фасона, у которого также отсутствует воротник. В холодное время года носили стеганые ватой халаты с отложным воротником. Халат имеет широкую полочку, застегивающуюся на боковую застежку. Одежду подпоясывали широким поясом, который завязывали сзади. Головным убором служили небольшие шапочки с круглой тульей типа тюбетейки.

Женская одежда более разнообразна. Девушки так же носили костюмы, состоящие из шаровар и короткой рубахи с широкими рукавами. Застежку делали сбоку. Низ рукавов, воротник обрабатывали цветными лентами. Наверх надевается безрукавка с глубоким вырезом. Также среди дунган распространены платья в китайском стиле прямого кроя с воротничком-стойкой. Они имеют узкие рукава. Застежка традиционно делается по косой. Край полочки обрабатывают тесьмой или гарусом. Несмотря на простой крой, платья очень женственны, подчеркивают изящность женской фигуры. Другой вид платьев имеет халатообразный крой. Это просторная одежда с широкими рукавами без воротника. Края полочек отделывают широкими лентами контрастного цвета. Платье имеет широкий запах, застегивается на навесные петли.

Нарядную одежду шили из шелка, атласа, богато украшали вышивкой. Распространены зооморфные, растительные узоры: птицы, сидящие на ветках, уточки, гранаты, виноград, пионы, лотосы. Это символы богатства, долголетия, любви, верности. Особенно много вышивки на одежде и обуви невесты. Она вся покрыта символикой, отражающей счастливую жизнь, благополучие. На праздники поверх платья надевают наплечное украшение типа пелерины. Она состоит из нескольких десятков декоративных элементов, украшенных вышивкой и стразами. Пелерина покрывает всю грудь и плечи девушки, наверху доходит до шеи. Праздничную обувь шьют из шелковых тканей на подкладе. Сапожки украшают аппликацией, цветными узорами. Голову украшают обручем с подвесками, цветами.


Еда

Издавна основным продуктом питания дунган был рис. Также в рационе имеется большое количество овощей, присутствует мясо, мучные изделия. Однако рис все равно остается особым, самым важным продуктом дунганской кухни. Зачастую его готовят без соли, отварив на пару. Рис кладут в пиалы, в середину стола ставят гарнир из овощей, отварное мясо. Из овощей готовят острые закуски наподобие китайских. Традиционными видами овощей являются: морковь, свекла, репа, капуста. Во 2-ой половине 19 века кухня обогатилась такими продуктами, как сладкий перец, картофель, баклажаны, томаты. Дунганская кухня применяет большое количество специй, так же как и китайская. Широко используются лук, чеснок, перец чили, укроп, сельдерей, кориандр, имбирь, зира.

Для приготовления мясных блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. В качестве маринада и добавки к блюдам используется дунганский уксус. Он имеет темный оттенок, обладает резким запахом. К рису и мясным блюдам подаются мучные изделия. Дунганская кухня различает 6 основных видов теста. Одни замешивают на соленой воде с добавлением соды, другие - на животном жире. Из теста готовят лапшу, пирожки, чебуреки, а также хворост, другие сладости. Популярные блюда дунганской кухни:

  1. Лагман. Это густой жирный суп с мясом, овощами, лапшой. Существует множество вариаций его приготовления. Ингредиенты варят в большом казане на открытом огне. Для классического лагмана все нарезают крупными кусками.
  2. Мампар. Разновидность супа с клецками. Блюдо состоит из бульона с картофелем, морковью, луком, в который кладут кусочки теста.
  3. Острые баклажаны. Молодые баклажаны отваривают до мягкости, заправляют уксусом, красным перцем, оливковым маслом.
  4. Хошаны. Мучные изделия, по внешнему виду напоминают манты во фритюре. Готовятся из 2-х видов теста. Пресное смешивают с дрожжевым, начиняют рубленым бараньим мясом и салом. Обжаривают в масле.
  5. Фунчоза с овощами. Морковь, огурцы, сладкий перец режут соломкой, смешивают с оливковым маслом, лимонным соком, карри, соевым соусом. К ингредиентам добавляется рисовая лапша. Добавляют чеснок, кинзу, сверху посыпают кунжутом.
  6. Алкогольные напитки у дунган запрещены, это диктуется законами ислама. Важная роль отводится чаю. Различные сорта чая пьют с орехами, имбирем, сухофруктами, финиками. Существует азиатский рецепт чая с солью и молоком.


Имена

Вследствие того, что на этногенез дунган сильно повлияли арабские, тюркские, монгольские народы, среди этого этноса распространено большое количество имен разнообразного происхождения. Традиционными для мусульман являются имена пророка Мухаммеда и его приближенных. Также в ходу имена арабских халифов. Немало заимствований пришло уйгурских, китайских языков. Особенностью дунганского языка является то, что он обладает многотональностью. При этом лексическая система строится на повторяемости слогов. Эти черты языка дают возможность формировать большое количество имен на основе одного исходного. При формировании производного имени используются такие правила:

  • удвоение отдельных слогов;
  • присоединение суффикса к слову: -зы, -чже, эр. К примеру, Мэмэр обозначает мужское имя;
  • смягчение имени с помощью суффикса. Например, женское имя Фатур переводится как Фатимочка.

От каждого исходного имени образовывалось 20-30 производных. Поэтому сейчас наблюдается сильное многообразие современных имен. К примеру, от антропонима Мухаммед образованы такие имена, как: Мур, Мумузы, Мурданзы, Хава, Хагэр, Мэр. Из женского Фатима сложились такие имена, как: Фафар, Фамэр, Мэжезы, Мэмэ, Фатур.

Различают почетное имя и малое, или бытовое. Первое называется «чжинмин». Оно дается человеку по исламским нормам и представляет собой основное имя. Малое называется «щемир», так называют члена семьи в быту. Примеры образования щемир:

  1. Имя дается в честь события, произошедшего во временном отрезке, совпадающем с рождением ребенка: рождение или смерть его родственников, внутрисемейные происшествия, религиозные праздники.
  2. Мальчикам могут присваивать черты характера, девочкам - названия растений, животных, драгоценных камней (Санху - коралл, Шандан - лилия).
  3. Имянаречение по счету каждого родившегося ребенка - второй, третий, четвертый. При этом первого называли просто «сын» или «дочь».
  4. Присвоение имени по названию дня недели, в который родился ребенок (если он появлялся на свет с четверга по субботу, так как эти дни считаются счастливыми).

Иногда ребенку давали негативное имя (плохая черта характера, обозначение животного, считавшегося злым, некрасивым). Это делалось для того, чтобы отпугнуть злых духов. Число дунганских фамилий не настолько большое. Их предки принесли популярные китайские фамилии: Ли, Дан, Ма. Однако такое воспроизведение встречается редко. Чаще бывают 2-3-сложные фамилии. Часто они состоят из корня, к которому добавляется титул или должность. У современных дунган могут быть русские, европейские имена.


Известные люди

  1. Абдужалил Юнусов. Мастер спорта СССР по видам борьбы самбо, дзюдо, чемпион Спартакиады народов СССР 1983 года, признан лучшим дзюдоистом Киргизии.
  2. Майя Манеза. Тяжелоатлетка, выступающая за сборную Казахстана. Родилась в Киргизии, долгое время жила в Китае. 2 раза становилась чемпионкой мира, также она является чемпионкой Казахстана, Азиатских игр 2010 года.
  3. Зульфия Чиншало. Молодая спортсменка, заслуженный мастер спорта Казахстана. 2 раза завоевывала титул чемпиона мира по тяжелой атлетике. Также она чемпионка Казахстана, серебряный призер Азиатских игр 2010 года и Олимпийских юношеских игр в Сингапуре. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая молодая спортсменка за всю историю чемпионатов.

Знаменитым дунганским писателем является Шиваза Ясыр. Он участвовал в Великой Отечественной войне, награжден орденами и медалями. Написал несколько романов, множество стихов о людях военного времени. Манзус Ванахун является Героем Советского союза за участие в сражении на Курской дуге в годы ВОВ.

Характер

Путешественники и исследователи описают характер дунган как смелый, решительный. Мужчины вспыльчивы, могут бурно выяснять отношения. Китайцы считают их злыми и мстительными. Возможно, это следствие многолетней вражды между этими двумя народами. Дунгане отличаются выносливостью, упорством. У них есть стремление к цели, из их среды выходят хорошие бизнесмены, управленцы. Они очень общительные люди, любящие веселье, шумные компании.