Цыгане. Детские и юношеские игры в кочевых таборах

Приложение №2.

Конспект физкультурного занятия на основе русских народных игр

для детей старшего дошкольного возраста

«Учимся играть дружно».

Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие - не совсем обычное. Я хочу вас познакомить с русскими народными играми, в которые играли наши мамы и папы, дедушки и бабушки. Вы уже знаете русские народные песни и танцы. Вспомните и назовите. Также с детства вам много рассказывали и читали русских народных сказок. Какие вы помните? Молодцы!!! А сегодня я вас научу играть в русские народные игры. Почему же эти игры называют русскими народными, как вы думаете? Правильно! Потому что, как и в случае со сказками и песнями автор нам неизвестен, то есть мы не знаем точно, кто придумал ту или иную игру, вот и считаем, что они созданы народом. Но вы знакомы с некоторыми из них уже давно. Например: «Гуси- лебеди», « У медведя во бору», «Совушка». Да, ребята, это всё – русские народные игры.

А сейчас мы проведём разминку в виде игры «3-13-30».

На число 3- вы идёте шагом, на число 13- прыгаете на двух ногах вперёд, а на число 30- бежите лёгким бегом. 2-3 мин.

Строимся в 2 колонны. А теперь я вам расскажу правила игры «Ручеёк». Наши пары возьмутся за руки и поднимут их высоко над головой, образуя длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так раньше молодые парни и девушки играли, проявляя свои симпатии друг к другу.

Инструктор: А ещё раньше не было телевизоров, радио и компьютеров, но ребятам как- то нужно было себя развлекать и веселить, пока взрослые трудились в огороде и в поле. Вот на этот случай у них была игра «Бабка - Ёжка». Послушайте правила. Построим круг. В круг становится водящий - Бабка - Ёжка, в руках у него помело. Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит: - У меня нога болит.

Пошла она на улицу - Раздавила курицу. Пошла на базар - Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает. В конце игры мы посчитаем, кого же смогла «заколдовать» Бабка- Ёжка.

Инструктор: Ну, а какие же игры без «Жмурок». Выберем водящего считалочкой.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи - тебе водить!

Водящему завязываем глаза и раскручиваем его под стишок:

Кот, кот, где стоишь? –На мосту.

Что пьешь? - Квас. –

Лови мышей, а не нас!

Все разбегаются, а водящий старается их поймать. Играющие дразнят водящего: подбегают к нему близко, хлопают в ладоши, топают, кричат. Водящий, поймав игрока, должен на ощупь отгадать его. Первый пойманный и угаданный игрок теперь водит.

Инструктор: Давайте построимся в колонну. И последняя игра, с которой я вас познакомлю, называется «Летает - не летает». Когда я называю то, что летает, вы будете поднимать руки вверх, а когда то, что не летает- прячьте руки за спину. Кто ошибётся, тот выбывает из игры. А кто продержится до самого конца, тот будет считаться самым внимательным. Начали!

Инструктор: Ребята, вы все сегодня большие молодцы!!! Вам понравилось наше занятие? Какие русские народные игры мы с вами сегодня вспомнили? В какую игру вам понравилось больше всего играть? Хорошо. А теперь я предлагаю вам сесть в кружок, закрыть глаза и рассказать, какого цвета для вас было занятие? На этом наше занятие закончено!

Приложение №3

Конспект занятия-игры

«Первая встреча весны»

(народный календарный праздник Сретенье) для детей 6-7 лет

Данное мероприятие приурочено к масленичным гуляниям, проводится в масленичную неделю.

Цель – познакомить детей с народным праздником «Сретенье». Конечно, на современном этапе дети класса имеют представления о календарных праздниках, проводимых в обществе (Новый год, Рождество). Но календарь народных праздников, на основе времён года и месяцев – это новый материал для них. Поэтому занятие построено так, чтобы дать новые знания с опорой на имеющиеся знания о календаре, временах года, месяцах.

Задачи:

    Обучающие:

    углубить знание детей об особенностях времён года

    познакомить с народными играми, закличками, приговорками

    Развивающие:

    способствовать развитию мыслительных процессов: внимание, зрительно-слуховую память, воображение

    способствовать развитию умения у детей выстраивать свои суждения убедительно, доказательно, опираясь на личный опыт и знания

    Воспитательные:

    совершенствовать навыки общения в коллективе

    пробудить интерес к народным праздникам, играм, забавам

Материалы к занятию:

    4 обруча, символизирующие времена года

    Медальоны (на каждое время год: жёлтый, зелёный, красный, синий)

    CD диск «Русские традиционные колокольные звоны»

Ход занятия

1 этап - организационный

Цель данного этапа – привлечение детей к совместной деятельности: вызвать интерес и положительные эмоции к занятию. Этот этап включил в себя знакомство с детьми, привлечение детского внимания тематике занятия, мотивацию детской деятельности.

В зале в записи звучат колокольные звоны, дети заходят в зал. Их встречает Коляда (ведущая в народном костюме).

Коляда: «Здравствуйте, ребята

В гости к вам пришла.

И с собою принесла:

Лучик солнца золотой,

В поле цветик голубой,

Песню звонкую ручья,

В роще – трели соловья. (Звучат звуки природы в записи)

Приглашает и заводит детей в большой круг

Коляда:

« Меня зовут Коляда.

У меня есть брат календарь.

Календарь и Солнце послали меня к вам в гости.

Я хочу познакомиться с Вами, узнать ваши имена. В этом мне поможет весёлый бубен».

Игра «Весёлый бубен» - под слова, которые пропевает Коляда, дети передают бубен по кругу, у кого он останется в руках – называют своё имя.

«Ты катись весёлый бубен, быстро, быстро по рукам

У кого в руках тот бубен, называет имя нам»

2 этап – основной

Цель этапа – дать новые знания с опорой на имеющиеся у детей через ведущие виды детской деятельности (игра, импровизация, соревнование)

Коляда: «Мой брат просил меня узнать у вас, что вы знаете о нём».

Дети отвечают…

Коляда: «Календарь учитывает время, смену времён года, чтобы в природе был порядок. Всем этим управляет солнце, поэтому он называется «солнечный календарь»

Коляда: «А сколько месяцев в году? Давайте построим круглый год (Коляда выдаёт медальоны, звучит песня «Вот и зимушка проходит»)

Коляда: «А сколько времён года вы знаете?»

Дети: «Четыре – зима, весна, лето и осень»

Коляда: «Много я загадок знаю, вам сегодня загадаю)

Кто время года отгадает, своё место занимает»

Загадки:

    Тройка – тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом, всё покрыла серебром.

    Пришла, улыбнулась, утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

    Оно за весною к нам в гости идёт.

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай.

Румяный, душистый испечь каравай.

    Пришла по лугам, по лесам и полям,

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима»

(дети разошлись под музыку по залу, находят своё место, по признакам времён года на обручах, кладут медальоны в центр обруча)

Физкультминутка: Игра «Тыр-мыр» . Дети встают парой лицом друг к другу, игра в ладоши под слова:

Тыр-мыр. Простодыр. На рубашкее 30 дыр

По иголочке возьмём и все дырочки зашьём

(щекотят друг друга)

Игра «Огурчики-помидорчики» . Дети встают парой лицом друг к другу, игра в ладоши под слова:

Огурчики-помидорчики

Ложки, плошки, поварёшки

Перевёртушки.

(поворачиваются прыжком на 360 градусов)

Коляда: «День сегодня необычный - называется «Сретенье» - значит встреча. Первая встреча Зимы с Весной.

Зима недаром злиться, прошла её пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора»

Коляда: «В давние времена люди верили, что солнцу нужно помогать на его пути. Давайте поможем солнцу. Чтобы ему помочь, мы поиграем в игру «Солнышко»

Дети становятся в круг, в середине ведущий – Солнышко. Дети идут по кругу говорят слова:

Гори, гори ярче

Лето будет жарче,

А зима теплее (подходят к солнышку)

А весна милее (отходят от солнышка)

После этих слов Солнышко догоняет детей. До кого дотронулось, тот «сгорел», садится на скамейку.

Коляда: Вот мы и позвали солнышко! За это я вам раздам по солнечному зайчику.

3 этап – заключительный

Цель этапа – закрепление и обобщение полученных знаний, релаксация.

Коляда: «Вот сколько солнечных зайчиков мы собрали. Хватит на маленькое весеннее солнышко. Я предлагаю сделать самим это солнце, встанем в хоровод.

Коляда: «Предлагаю вам игру, как бывало в старину»

Народная игра «Пришла матушка Весна» - в большом круге выбираются 2 человека – воротики, остальной круг проходит в них, на конец фразы воротики ловят детей.

Пришла матушка Весна, отворяй ворота

Первый Март прошёл, всех детей провёл.

А за ним Апрель, отворяй окна и дверь.

А уж как пришёл Май – сколько хошь теперь гуляй.

Коляда: «Что означает слово «Сретенье» и почему нужно было помочь солнцу? Трудно ли бы вам помогать солнцу?

Дети: отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Под колокольный звон дети выходят из зала.

Приложение №4

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В МИРЕ НАРОДНЫХ ИГР»

Материалы: макеты: кибитка цыганская, два коня, виноградный сад, сад подсолнухов, березка. Костюмы для взрослого; узбечка, украинка, цыганка.

Пособия; 3 дуги, 1 скамейка, 4 0бруча, цветной скотч. Физкультурный зал поделен на четыре зоны; 1- цыганский табор, 2­ восточная зона виноградник, 3- зона украинский сад с подсолнухами, 4- зона Россия - березовая роща.

От зоны к зоне проложены препятствия; дуги, скамейки, обручи, расклеены указатели разных цветов.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по разным странам. Скажите, на какой планете мы с вами живем?

Дети: Земля!

Педагог берет в руки глобус и начинает его крутить.

Педагог: Посмотрите, какая Земля большая, и сколько на ней много разных стран. Сегодня мы посетим три из них, а какие? Вы скоро узнаете. Ой, ребята под глобусом лежит какая-то бумага, на что это похоже? (разворачивает и показывает детям)

Дети: Это карта.

Педагог: Вот она нам и поможет найти дорогу к первой стране. Судя по местности, похоже на виноградники, а значит, мы движемся на восток. Дети идут по стрелочкам подлезают под дугами и когда подходят к месту звучит музыкальная композиция «Али-ба-ба» группа детей исполняют восточный танец.

Выходит узбечка и обращается к танцующим.

Узбечка: ой, мои красавицы я вижу гостей, встречаете, молодцы, ну бегите там торговцы новые костюмы привезли, выбирайте папа все оплатит. Здравствуйте ребята! кто вы такие и куда путь держите?

Дети: мы из России, пришли в вашу страну посмотреть, как вы живете и где лучше у вас или у нас?

Узбечка: ой! Конечно у нас. Я вас сейчас научу в наши игры играть, вы домой придете и друзей научите.

1-я игра: «Талерик»- корзина . Выбирается два водящих они берутся за руки и начинают догонять других, кого они поймали те встают к ним и в итоге получается длинная цепочка - большая корзина

. 2игра: «Зульфия» во время этих слов играющие идут по кругу по часовой стрелке, а Зульфия против.

Водящая:

Зульфия по садочку ходила.

Зульфия свой платочек уронила.

Зульфия ищет свой платочек,

заглянула под листочек,

там нашла она платочек.

После этих слов дети останавливаются, и тот ребенок, у чьих ног оказался платок, хватает его и догоняет водящего .

Узбечка: ну, что ребятки понравились вам наши игры?

Узбечка: и мне пора у меня много работ, но вы приходите еще, и мы снова поиграем.

Входит украинка, танцующие -дети уходят.

Украинка: Здоровеньки булл, люди добры! Кто вы такие и куда путь держите?

Дети: мы из России, пришли в вашу страну посмотреть как вы живете! Мы были в Узбекистане, нам очень понравилось, играли в игры. Вам они привет передавали.

Украинка: за привет отдельное спасибо! Наш народ тоже любит в игры играть, сейчас я и вас научу.

3 игра: «Хлибчик»

играющие стают парами друг за другом, ведущая впереди и говорит:

Пеку-пеку хлибчик!

А выпечешь?

А убежишь?

Посмотрю!

После этих слов последняя пара разбегается, каждый бежит в свою сторону водящий их ловит. Пойманный, становится в колонну, а другой встает водящим.

4игра: «Чаклун» (колдун)

дети встают в круг берут по одному кубику и кладут его перед собой. В центре колдун - плетет лапти. Дети бегая по кругу и говорят.

Лапти сплел?

Лапти сплел?

После этих слов водящий собирает кубики, а дети должны успеть взять кубик. Не успевшие выбывают из игры.

Украинка: как вы весело и здорово играли, расставаться с вами не охота больно веселые вы, ничего не поделаешь расставаться всегда жаль, но надо, счастливо вам ребятки, не забывайте нас приходите еще!

Дети обращаются к карте, и идут по красным стрелочкам прыгая через обручи. Попадают в цыганский табор, звучит музыка «Ромалы» дети танцуют цыганский танец. Выходит цыганка и обращается к цыганам.

Цыганка: а ну кыш ребятня, кыш - кыш мать без работы оставите. Ой, красавица, ай да лучезарная, светло окая, а позолоти ручку да я вам погадаю.

Педагог: да не за этим мы к вам пришли.

Цыганка: как не за этим? А зачем же еще? Ой, да яхонтовый ты мой, ай да ситцевый, а позолоти ручку.

Педагог: ну что ты все о деньгах!

Цыганка: а как же об этом не думать, ты видела, сколько их у меня.

Педагог: мы пришли в игры играть, а ты у нас деньги вымогаешь.

Цыганка: а! в игры играть, я вам сейчас расскажу.

5 игра: «Де-а каий» лошадки Дети встают парами по кругу, один лошадка другой наездник, все вместе скачут по кругу и произносят слова:

еду-еду на коне

По чудесной стороне

По цыгании зеленой

Цок, лошадка, цок гнедой,

Цок, подковой, цок, цок, цок.

После этих слов дети разбегаются, лошадки ловят только своих наездников .

6 игра: «Дэ жос кушма» мама и цыганята

Дети бегают по залу, водящий ловит детей, поймав одного, он пропускает его под ногами, тот пролезает и встает сзади и держится за водящего и так пока всех не перелови.

Цыганка: вот так я своих цыганят собираю в кибитку.

Педагог: ну вот не всегда же думаешь о деньгах, очень понравилось нам у тебя, а нам пора возвращаться домой. Дети держась друг за друга двигаются под веселую музыку, встают в сторонку. В это время исполняется русский Танец «Кадриль»

Педагог: ну вот и подошло к концу наше путешествие не заметно мы вернулись в Россию, ну, что ребята вам понравилось путешествовать? А игры которые вы узнали вы будете играть? Теперь самое время восстановить утраченные силы, и выпить витаминный напиток.

Дети под музыку друг за другом выходят из зала.

Приложение №5

Сценарий спортивного развлечения

«Праздник забытых игр»
в подготовительной к школе группе

Цели и задачи:

    Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;

    Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

    Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;

    Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

    Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.

Предварительная работа:

    Выпуск стенгазеты «Учимся играя»;

    Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;

    Разучивание считалок, жеребьевок, закличек;

    Изготовление атрибутов к народным играм;

Действующие лица: Скоморох, скоморошка, воспитатель, дети, родители.

Оформление зала: Зал украшен шарами. На центральной стене силуэты играющих детей в жмурки, с мячами, со скакалками.

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан) .

Скоморох: Здравствуйте родители! В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Скоморошка:

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах. Воспитатель заглядывает в зал.)

Воспитатель:

Ой, что это за честной народ здесь собрался?

Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

Скоморох:

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Скоморошка:

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Воспитатель:

Подождите скоморохи.

Нас на праздник пригласили

и совсем не пояснили,

что за праздник будет тут.

Объясненья гости ждут.

Скоморох: Праздник наш не простой, а народных игр и развлечений.

Ребенок: А разве бывает такой праздник?

Скоморох: Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

(Хоровод «Веночек». Двое ребят с венками берутся за руки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют «Посеяли девки лен». По окончании дети, которые держали ворота, надевают венок одному из участников, Все командуют: «Веночек, венок, спрячься в теремок!» Участник с венком убегает и прячет его. Все идут искать венок. Нашедший венок, забирает его себе) .

Скоморошка:

Ой, хорошо играли!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек ». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим) .

Скоморох:

Это кто еще такие

Яркие и расписные.

Платочками машут

И весело пляшут?

(Танец матрешек)

Скоморошка: А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Предлагаем вам, гости дорогие, поиграть в русскую народную игру «Волк и овцы».

Игра «Волк и овцы». Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен», где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: где будет «волчье логово». Дети хором произносят :

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая. - Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить») . «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.

Скоморох:

Много народных игр на свете.

С ними поближе познакомимся, дети.

(Игра «Городки» (упрощенный вариант) . Играющие делятся на две команды. Проводится черта, через которую они не должны переходить. В центре зала располагают «городки». Играющие с помощью биты должны попасть в цель и разбить их).

Скоморошка: А я когда был еще маленьким скоморошком, любил играть в веселые жмурки «Маша и Яша».

Скоморох: Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.

Скоморох объясняет правила игры и приглашает родителей и детей в игру.

«Маша и Яша» Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится.

Скоморошка:

А сейчас 1, 2, 3, 4, 5, будем «Барыню» плясать.

Топни правая нога, хлопни левая рука.

Руки в бок и поворот.

Пляшет барыню, народ.

(Родители и дети танцуют «Барыню») .

Воспитатель: Скоморохи, а в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Мы часто играем в игры других народов. Можем и вас научить.

Скоморох: Вот здорово! Хотим. Научите.

Воспитатель: Эта игра татарского народа. Называется «Хромая лиса».

Игра «Хромая лиса» В начале игры обозначается обручами «лисья нора», «дом», «курятник», и выбирается, кто из детей будет «хромой лисой» и «хозяином курятника». Все остальные дети становятся «курами».

«Хромая лиса» скачет на одной ноге из своей норы к «курятнику» мимо «дома», а «хозяин дома» спрашивает у нее, куда она собралась.

Лиса, лисонька хромая, куда ночью ковыляешь?

Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная!

А зачем к ней торопиться?

Моя шуба там за печкой.

А если шуба загорится?

Окуну я шубу в речку.

Вдруг умчит ее теченье?

Я заплачу с огорченья.

Лиса, лисонька хромая, как без шубы ты пойдешь?

Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь!

Хозяин «ложится спать» (закрывает глаза) , а плутовка-лиса залезает в «курятник» и начинает гоняться за «курами». При этом она должна прыгать на одной ноге, вставать на обе ноги сразу ей запрещено. «Куры» разбегаются от лисы врассыпную, но выбегать из «курятника» им строго запрещено.

Прыгая за «курами», «хромая лиса» стремится «осалить» кого-нибудь рукой. Игрок, которого лиса сумела коснуться, сам становится лисой в следующей игре.

Воспитатель: А в эту игру играют народы чувашской национальности «Луна или солнце» , Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же говорят, в чью команду он должен встать.

- Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Воспитатель: А давайте поиграем в мордовскую игру «Раю-раю»

Игра «Раю-Раю». Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела) . Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети - ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей .

Воспитатель: А знаете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но еще Башкирия богата своими играми. Представляем одну из игр «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши) , получается юрта.

Воспитатель: Марийские дети очень любят игру «Беляши» . Давайте поиграем в нее.

В зале шнурами проводят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Беляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником.

Музыкальная пауза.

(Звучат танцевальная мелодия, дети танцуют) .

Воспитатель: Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок:

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Скоморох: А в какие игры в детстве играли ваши маменьки и тятеньки? Давайте у них спросим.

Скоморошка: (опрашивает родителей)

Скоморох: А давайте в какую-нибудь из этих игр мы поиграем. (Приглашает родителя, он объясняет игру и все вместе играют в нее) .

«Пятнашки», «Испорченный телефон», «Чиж» и т. д.

Скоморошка: А теперь дружнее громче пусть похлопают ребята!

Скоморох: И для всех сегодня победителей пусть похлопают родители!

Воспитатель:

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце

Дайте, как цветку открыться.

Душу детскую щадите

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ребенок:

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором) .

На празднике были использованы народные мелодии «Барыня», «Валенки», «Кадриль», «Посеяли девки лен». Также были использованы танцевальные мелодии татарского, чувашского, мордовского, марийского, башкирского народов. Все игры сопровождались считалками:

1. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

2. Как за нашим за двором

Стоит чашка с творогом.

Прилетели две тетери,

Поклевали-улетели.

Поклевали-улетели,

На лугу зеленом

3. Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Капустку нашел,

Морковку нашел.

Сидит, грызет.

Хозяин идет!

4. Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем - водишь ты!

5. Тили - тели, птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить!

6. Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

7. - Заяц белый,

Куда бегал?

В лес дубовый!

Что там делал?

Лыки драл!

Куда клал?

Под колоду!

Кто украл?

Выйди вон!

8. Первинчики, другинчики,

Летали голубенчики

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Там яблоки, орешки,

Медок, сахарок.

Поди вон в уголок.

9. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела -

Нам велела.

А мы шишки

Таре - Маре

10. Тара - бара,

Домой пора -

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Приложение №6

Сценарий спортивного праздника

«Ярмарка народных игр»

Данный сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов.

Программное содержание:

Образовательное направление:

Продолжать знакомить детей с играми разных народов;

Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Оздоровительное направление:

Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательное направление:

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Предварительная работа: знакомство с традициями, играми разных народов.

Музыкальный репертуар : танец “Русский перепляс” Русские наигрыши, обработка Г.Разоренного.

Оборудование: Бутафорские ворота с надписью “Ярмарка”, зонтик – “карусель”, стойки – 4 шт., шляпы – 2шт., большие платки – 2 шт., модуль-куб – 2 шт., лапти – 4 пары, галоши – 2 пары, погремушки по количеству болельщиков, цветы-муляжи - по кол-ву участников, обручи – 2 шт., музыкальный центр, СД записи с фонограммой песен, танцев разных народов, костюмы скоморохов.

Под музыкальное сопровождение в зал через ворота входят дети и их родители.

Филя:

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ.

Отворяют ворота,

Проходите, господа.

Участники проходят в ворота и становятся на свои места.

Входит Тит.

Филя: Здравствуй, Тит! Ты куда идешь?

Тит: Я иду на ярмарку.

Вот собрался народ

Скоро Ярмарка придет.

Разноцветными флажками!

Филя: Нет! Блины и калачи –

В теплой пусть сидят печи!

Наша ярмарка другая,

Мы – с народом поиграем!

Тит: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет)

Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!

Филя: Да что ты, Тит, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире. Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю в игры разных народов. Тит, интересно будет, повеселимся. Приглашаем на игру, карусель я заведу.

Скоморох Филя держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова, двигаются по тексту.

Подвижная игра “Карусель”.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Филя:

Мы, ребята, удалые,

Мы ребята озорные,

На ярмарку всех зовем,

Хоть ничего не продаем!

На ярмарку нашу пришли команды: “Веснушки” и “Капельки”.

А гости – боярыни (судьи), оценят сноровку, ловкость и быстроту участников.

Боярыня:

Мы желаем от души

Чтоб результаты ваши были хороши!

Чтоб не знали сегодня усталости,

И доставили всем много радости!

Приглашаем поиграть в русскую народную игру.

Посигутки”.

Команды садятся, вытянув ноги, на расстоянии одного метра друг от друга. По команде последний участник начинает перепрыгивать через ноги и садится впереди первого, вытянув ноги, и т. д., до линии финиша .

Филя:

Песни, игры, хороводы,

Не уйдут из моды,

Собирайся детвора,

Коль играть пришла пора.

Грузинская народная игра “Снятие шапки”.

Ставятся две стойки: первая 1метр от старта, вторая 5 метров. Первый бежит, снимает шапку со второй стойки, надевает на первую стойку, следующий с первой стойки на вторую и т.д.

Тит: Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в башкирскую народную игру “Юрта” .

Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок. Под музыку все подскоками, врассыпную, перемещаются по залу. По окончании музыки все быстро бегут к своим платкам и натягивают над головой, “строят” юрту.

Филя: Тит, а ты любишь загадки?

Тит: Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?

Загадки.

Растет в поле решето,

Черных зернышек полно.

(Подсолнух)

Филя:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный..

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

(Буратино)

Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…..

(Айболит)

Филя:

Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

(Теремок)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит.

(Ежик)

Филя:

Солнце печет, липа цветет,

Бабочки летают. Когда это бывает?

(Летом)

Филя:

Мы время свое проведем здесь чудесно,

Как дети играют смотреть интересно.

Тит: Поиграем в белорусскую народную игру.

Михасик”.

Ты, Михасик, не зевай,

Лапоточки обувай.

Команды оббегают лапти “ змейкой” в галошах до стойки, обратно по прямой.

Филя :

Приглашаем детвору,

На интересную игру!

Хантыйская народная игра “Олени и пастухи ”.

Каждому участнику дается кольцо (диаметр – 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо – “маут” на палку, которую держат скоморохи, на расстоянии 2.50-3 метра.

(Оценивается меткость).

На празднике нашем скучают ребята,

Выходите, посмелей.

И для вас одна игра,

Вам понравится она!

Игра с болельщиками “Быстро возьми!”

Мелом на полу чертится большой круг, в который кладутся погремушки вразброс. Болельщики становятся по кругу и под веселое музыкальное сопровождение подскоками начинают движение. Музыка выключается, все стараются ухватить погремушку и поднимают вверх. Кому не досталась погремушка, тот садится на свое место. В продолжении игры погремушки убираются скоморохами .

Филя: Поиграем в ненецкую народную игру “Оленьи упряжки”.

Ребенок в обруче “запряженный олень”, родитель – держится за обруч “каюр”. По сигналу упряжки бегут до стоек, оббегают и возвращаются обратно, передают обруч следующей паре и т.д.

Нам играть и петь не лень,

Мы б играли целый день.

Филя: Поиграем в украинскую народную игру “Сплети венок”.

На расстоянии 8-10 метров лежат обручи. Участники по очереди бегут к обручу и кладут цветочки вокруг него .

Филя: Тит, может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я?

Тит: Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”

На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.

Филя: Приглашаем, Вас, гости – боярыни, и вас, дорогие участники посмотреть русский народный перепляс в исполнении наших девочек!

Музыкальная пауза “Русский перепляс”.

Тит: А теперь послушаем наших гостей-боярынь, какая же команда оказалась самой быстрой, ловкой, сильной, шустрой?

Наступает час прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: “До свиданья!

До приятных, новых встреч!”

Филя:

Тут и ярмарки конец,

Кто играл, тот молодец!

Скоморохи вручают детям сладкие призы и прощаются с участниками.

Карточная игра с "роковой" пиковой дамой. В карточную игру цыганка играют вчетвером колодой в 36 карт. Допустимо и большее количество игроков, но тогда берут колоду из 52 карт.

Правила игры "цыганка"

Сдатчик выкладывает всю колоду кружком и посередине кладет вскрытым только козыря. Сдатчик и ходит первым, вынув наугад карту из выложенного им круга. То же делает и его сосед. Если он вынет старшую карту в масть, то, покрыв первую карту, берет взятку себе. Если же соседу сдатчика достанется младшая карта в масть или карта другой масти, то взятка достается сдатчику.

Даму пик (цыганку) нельзя крыть, и сама она ничего не кроет. После определения хозяина взятки следующий ход делает сосед к сидящему возле него игроку. Когда колода разобрана таким образом, наступает следующий этап розыгрыша: каждый игрок разворачивает свои карты веером (крапом вверх) и подает соседу. Тот вынимает карту, кладет ее закрытой на стол и, оценив свои карты, кроет или принимает данную карту.

Игра продолжается до тех пор, пока все карты не разойдутся. С пиковой дамы ходить нельзя. Цыганка переходит из рук в руки, пока, наконец, не остается одна на руках у одного из игроков.

Детская уловка: подавая карты для выбора, нужно старательно перемешать их за спиной и, подавая соседу, держать веер очень низко над столом, чтобы нельзя было подсмотреть карты.

А. М. Каламеэс, А. М. Тийк, М. Э. Хийемяэ

(Вступительный текст написан А. М. Тийком и М. Э. Хийемяэ, игры отобраны и переведены А. М. Каламеэсом, общая редакция текста осуществлена А. М. Каламеэсом и М. Э. Хийемяэ )

Эстония находится на северо-западе европейской части СССР, на побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Коренное население республики - эстонцы. Живут здесь также русские, украинцы, белорусы, финны и др.

Эстонские народные игры являются неотделимой частью всей культуры и быта народа. Особенно тесно они были связаны с традиционными праздниками народного календаря. На Иванов день проводились игры и состязания в силе и ловкости («Горелки», бег взапуски, бег в мешке, разные приемы борьбы, перетягивание палки, перетягивание пальцем, влезание на столб, метание дуги и др.). Много народных игр было приурочено ко времени смены года- с 21 декабря по 6 января. Существовал обычай играть в это время на внесенной в комнату соломе: «Игра в сапожника», «Цыганская борьба», «Ужение ерша», «Лисий силок», «Стрельба в тетерева», «Поворачивание судна», «Лизание меда», «Экзамен портного» и др. С постепенным исчезновением обычая устилать комнату соломой на рождество эти игры потеряли связь с календарным обрядом и стали проводиться все реже. Подвижные игры наряду с другими развлечениями организовывались также на свадьбах (игры беговые, силовые и на ловкость). Они не потеряли своего значения и на современных летних свадьбах.

Игры проходили на сельских выгонах и сельских дорогах, площадках у качелей, у корчмы. Они были любимым развлечением для пастухов на пастбище. Играла молодежь на посиделках и во время толок (коллективный обмолот снопов).

Местоположение Эстонии на перекрестке исконных путей распространения европейской культуры было благоприятным фактором для взаимного влияния народных игр прибалтийско-финских, балтийских, германских и славянских народов. Это одна из причин сходства многих эстонских игр с играми других народов. Примером может служить игра «Метание колеса» («Раттавискаминэ»), которая была одной из наиболее популярных в Эстонии, но столь же широкое распространение имеет (под разными названиями) и среди латышей, литовцев, была известна в Белоруссии, на Украине, в Мордовии. (Описание этой игры дано под названием «Рипка» в разделе «Литва».)

Среди эстонских народных игр важное место занимают подвижные игры. О соотношении их с играми других типов можно судить исходя из материалов эстонских фольклорных архивов, где 2/3 из общего числа записанных игр являются подвижными или близкими к подвижным по своему содержанию.

Именно народные подвижные игры послужили исходным материалом для разработки игровых средств физического воспитания в Эстонии. При сравнении игр, включенных в программы начальных классов, с народными подвижными играми обнаруживается немало общего между ними. Особенно много в программу введено игр с бегом («Салки», «Волк и овцы», «Поезд», «День и ночь» и др.). Народные игры встречаются также среди игр с прыжками, с мячом.

Во внеклассных и внешкольных занятиях используются игры более спортивного характера («Народный мяч», «Лапта» и др.). По этим играм проводятся межклассные и межшкольные соревнования.

Наиболее простые народные игры используются в дошкольных детских учреждениях (в детских садах и яслях), а также в школах на переменах между уроками, на экскурсиях в сельские местности и т. д. (с целью отдыха и развлечения). Само собой разумеется, что усвоенные в школе игры переносятся детьми во дворы, на игровые площадки у домов. Чем меньше возраст детей, тем чаще встречаются в их игровом репертуаре сюжеты народных игр. С увеличением возраста детей их игровые интересы все больше переключаются на спорт.

В детских коллективах распространены народные игры, развивающие преимущественно быстроту и ловкость; у взрослых же на первом месте игры и физические упражнения, развивающие силу (перетягивание каната и палки, борьба, поднимание гирь и т. д.).

Собирание фольклора, включая народные игры, началось в Эстонии во второй половине XIX в., причем благодаря энергии организатора этого дела Якоба Хурта (1839-1907 гг.) к данной работе примкнули 1400 местных добровольных собирателей. В материалах, собранных Я. Хуртом и видным исследователем эстонского фольклора проф. М. И. Эйзеном (1857-1934 гг.), опиравшимся на 1500 местных добровольных собирателей, широко представлены народные игры. Значительные результаты дало соревнование по собиранию народных игр, проведенное в 1934-1935 гг. в период существования Эстонского фольклорного архива. Составителем вопросника для собирателей был Р. Я. Вийдалепп. Соревнование предназначалось для местных взрослых собирателей и школьников. Архив получил около 15000 описаний игр. К 1937 г. в фонде архива насчитывалось 17706 описаний народных игр.

В Советской Эстонии продолжается изучение народных игр, начатое прогрессивными деятелями прошлого. В помощь собирателям издается специальный бюллетень «Собиратель народных преданий» и распространяются вопросники. В последние годы проводилась в школах работа по записи игр, которой на местах руководили учителя. В республиканских газетах печаталась программа по изучению игр. Организатором изучения игр стал фольклорный отдел Литературного музея им. Ф. Р. Крейцвальда Академии наук Эстонской ССР. В настоящее время картотеки музея содержат более 21500 тематически систематизированных описаний народных игр.

Виктория Сахно

Физическое развитие ребенка является приоритетным направлением весь дошкольный период. И, несмотря на все многообразие форм физической активности, которые предлагают ребенку взрослые, будь то зарядка, физкультминутки или занятия в , подвижные игры остаются самыми любимыми и востребованными у детей.

Особенно популярными являются народные подвижные игры , благодаря которым дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают силу, ловкость и выносливость. У каждого народа подвижные игры свои, но мы предлагаем вам поиграть в самые интересные из них.

Палка-кидалка (башкирская игра)

Чертят на земле круг (диаметр 1,5 м), в центр кладут палку и выбирают водящего. Один из игроков бросает палку за пределы круга. Водящий убегает за палкой и возвращает ее в круг, в то время как остальные игроки разбегаются и прячутся.

Только когда палка оказалась в круге, водящему разрешено идти на поиски. Как только он найдет спрятавшегося игрока, то должен назвать его имя, и они вместе бегут к кругу за палкой. Если первым добегает до палки игрок, то он выбрасывает палку и снова прячется, а водящий бежит за палкой, возвращает ее в круг и опять приступает к поискам.

Если первый пришел водящий, то игрок берется в плен, и его сможет спасти только другой найденный игрок, который первым добежит до палки и назовет имя пленника. Игра заканчивается, когда все игроки найдены, а водящим становится игрок, которого нашли первым.

Ягнята и волк (бурятская игра)

Дети с помощью считалки выбирают, кто будет волком и овцой, а все остальные становятся ягнятами. Ягнята выстраиваются за мамой «паровозиком». Овца с ягнятами подходит к волку, и между ними происходит диалог:

— Что делаешь, волк?

— Сижу, вас поджидаю.

— А зачем?

— Чтобы съесть вас!

На последних словах волк бросается к ягнятам и пытается поймать самого последнего, а овца преграждает ему путь. Ягнята уворачиваются от волка, держась друг за друга и следуя поворотам овцы. При этом волк не может отталкивать овцу. Игра оканчивается, когда все ягнята будут пойманы.

Лиса и сокол (якутская игра)

Из группы детей с помощью считалки выбирают сокола и лису, а другие игроки – соколята. Соколята выстраиваются за соколом, и он учит детей летать: бежит, расставив руки и выполняя ими различные движения, увлекает детей за собой. Соколята летят, точно повторяя движения. По сигналу ведущего выскакивает лиса и пытается поймать соколят, а они, услышав сигнал, присаживаются на корточки, чтобы стать «невидимыми». Лиса может ловить только детей, не успевших присесть.

Рыбки (чувашская игра)

На асфальте чертят две линии, расстояние между которыми составляет 10 – 12 м, и с помощью считалки выбирают акулу. Дети делятся на 2 команды рыбок, каждая из которых выстраивается в шеренгу за противоположными линиями (в домиках), при этом акула плавает между линиями (по морю). По сигналу рыбки перебегают из одного домика в другой, а акула их салит. Проигрывает команда рыб, у которой осалили больше рыбешек, чем у другой.

Одежда (литовская игра)

Дети становятся в круг на расстоянии 1 метра друг от друга и очерчивают кругом свое место. Считалкой выбирается ведущий, который становится в центр круга. Игроки распределяют названия одежды между собой (одно название может принадлежать нескольким игрокам). Ведущий говорит: «Мне нужен пиджак» и все пиджаки, обежав круг, становятся возле него. То же повторяется с другими видами одежды.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Однажды ведущий говорит, что ему нужна вся одежда, и тогда они все вместе бегут по кругу, пока ведущий не станет на один из кружков. В тот же момент игроки должны занять свободные места. Кому не хватило места, становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не побывал на месте ведущего.

4 стихии (армянская игра)

Дети становятся в круг, а ведущий при этом находится с мячом в центре. Из центра он бросает мяч любому игроку, называя одну из стихий. На слово «Вода» задача игрока поймать мяч и назвать какую-нибудь рыбу, на стихию «Воздух» — любую птицу, на «Земля» — . На стихию «Огонь» мяч нужно отбить и всем игрокам повернуться вокруг себя, помахивая руками. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Посадка картошки (белорусская игра)

Игроки делятся на две одинаковые команды, у каждой из которых есть сумка с 5 картофелинами (камнями). На расстоянии 15 метров от расположения команд (отмечается линией) чертят по 5 кругов, в которые игроки будут сажать картофель.

По сигналу ведущего, первые игроки бегут сажать картофель, раскладывая камни в «лунки», после чего возвращаются назад и передают пустую сумку второму участнику. Он в свою очередь бежит, собирает картофель в сумку и передает третьему игроку и т.д. При этом выходить за линию без сумки нельзя. Выигрывает команда, игроки которой сумеют быстрее всех посадить/собрать картофель.

Вызов (кубинская игра)

Необходимо начертить круг диаметром около 10 м. Игроки становятся за линией, а в центре ведущий. Он бьет мячом о землю три раза и после этого подбрасывает высоко вверх мяч, выкрикивая имя любого игрока. Тот, чье имя назвали, вбегает в круг, ловит мяч и старается осалить ведущего или другого игрока. За ведущего начисляется 2 очка, за другого игрока 1 очко. Выигрывает тот, кто сумеет набрать большее количество очков.

Ночной сторож (болгарская игра)

Выбирают двух игроков (сторожей), завязывают им глаза и ставят на расстоянии 1 метра лицом к лицу. Остальные игроки – это лисы, которые хотят пролезть в «курятник» между двух сторожей. Изначально игроки располагаются вдалеке от сторожей, потом один игрок направляется в «курятник», в то время как другие игроки отвлекают сторожей, издавая различные звуки: свист, щелчки, имитация ветра и др., чтобы сторожа не поймали вора. Кто пробрался в курятник, тот и выиграл.

Утконосы (австралийская игра)

Для этой игры необходимо сделать приманку: к палочке привязывают веревку длиной до 1 м, на конце которой прикрепляют «рыбку». В оригинальной игре рыбку вырезали из дерева, но можно сделать и из любого бросового материала.

Все игроки – это утконосы, которые ходят в пределах обозначенного круга (диаметром 10 м) и пытаются поймать чужую приманку, наступив на нее. В то же время следят за тем, чтобы их приманку не словили. Тот, чью приманку поймали, выбывает из игры. В конечном счете выигрывает внимательный и ловкий утконос.

Слепая корова (немецкая игра)

Дети, используя считалку, выбирают водящего и завязывают ему глаза. Остальные игроки разбегаются от «слепой коровы», которая пытается их поймать, помогая ей при этом обнаружить свое местоположение хлопками. После того, как игрока поймали, корова должна узнать его и назвать по имени. Если игрока узнали, то он становится «слепой коровой», если нет, то его отпускают, и игра продолжается.

Бодающийся бычок (датская игра)

Для этой народной понадобится короткий кнут (палка) и веревка. Дети выбирают пастуха и бычка. Пастух привязывает к ноге быка веревку и садится с кнутом его пасти. Другие игроки находятся в 4-5 м от них.

По сигналу игроки подбегают к быку и дразнят его, пытаясь ухватиться за веревку которой привязан бык. Бычок при этом злится и старается схватить игрока, а пастух отгоняет обидчика легкими ударами кнута по ногам игрока. Тот, к кому дотронулся бык или пастух, выбывают из игры. При этом пастуху нельзя сходить с места, а быку — вырываться в погоне за дразнящими. Конечная цель — это веревка, кто за нее схватится — сам станет пастухом.

Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» в этом видео:

Веселых и интересных вам игр!

Сценарий общешкольного спортивного мероприятия

Праздник народных игр

28.12.2015 года

Цели и задачи:

Популяризация народных игр среди школьников и их родителей;

Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;

Разучивание считалок, жеребьевок,

Изготовление атрибутов к народным играм;

Действующие лица: Скоморох, скоморошка, дети, родители.

Оформление зала: Зал оформлен с интерером «деревня скоморошкино».

Ход праздника

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан).

Скоморох.

Здравствуйте родители!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Скоморошка.

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах.

Скоморох.

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Скоморошка.

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Общий выход: скоморохов всех группы девчонок «веночек» и гостей «папуасов».

Скоморох.

Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Ребенок.

А разве бывает такой праздник?

Скоморох.

Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

Танец «Веночек». (выступают девочки в русском народом костюме).

Скоморошка.

Ой, хорошо танцевали!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).

Много нас разных:задорных, веселых,

Светлых, и темных, красивых и проворных.

Сколько же вместе дорог будет пройдено.

Край у нас общий и общая Родина.

И чтобы Россия могла процветать

душою и сердцем должны мы понять

Что мир от отцов нам достался в наследство

Все дети планеты давайте дружить.

И землю родную беречь и любить.

Скоморошка.

А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость.

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и народ.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у н ас у всех одна.

Представляет цыганскую народную игру девчонки с цыганским танцем «босоногая девчонка».

А теперь поиграем в цыганскую народную игру «Бояре»

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта не вкратце,

Дайте, как цветку открыться

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите.

Ни родитель, ни учите

Дайте детству наиграться,

Насмеяться наскакаться.

Ребята! А хотите побывать на необитаемом острове и поиграть с папуасами? Тогда закройте глаза и не открывайте без команды.

Танец «папуасы»

А сейчас поиграем в папуасскую народную игру « сантики,сантикилимпопо». А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок.

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Насмеяться, наскакаться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ребенок.

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором).