Предсказания в искусстве — Гипермаркет знаний. Предсказание в искусстве

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы. Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир. Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Билет №11 (1)

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи ВозрожденияАльбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis- откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик»Борис Михайлович Кустодиев(1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой. В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза(1874-1954). Она создана в начале XXв. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художникАристарх Васильевич Лентулов(1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще не изобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.)

Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А.Дюрера «Апокалипсис».

Дайте свою трактовку идеи картины Б. Кустодиева «Большевик». Сравните картины Б. Кустодиева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина». Какой прием является типичным, характерным для стиля художника? Какие художественные образы он создает с помощью сходных выразительных средств?

Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин.

Рассмотрите картину К. Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня.

Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, композитор В.Овчинников). Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.

Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

Художественное мышление в авангарде науки

Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Гений эпохи ВозрожденияЛеонардо да Винчиуже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.

Французский писательОноре де Бальзак(1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писательЖюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.

Русский инженерЛев Сергеевич Термен(1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.

Художественно-творческое задание

Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства

Художественный образ стиль язык.. наука и искусство знание научное и знание художественное.. искусство рассказывает о красоте земли пейзаж поэтическая и музыкальная живопись..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость,

Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнавае

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре

Музыкальный портрет. Александр Невский
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случа

Роль искусства в сближении народов
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?
Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали из

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения - и картины, и музыкальные сочинения - создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами,

Застывшая музыка. Архитектурные памятники
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизн

Законы красоты
У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопени

Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для

Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художест

Храмовый синтез искусств
Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественн

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительно

Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазыва

Архитектура исторического города
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так

Архитектура современного города
Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщ

Специфика изображений в полиграфии
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плак

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет английск

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначе

Музыка в быту
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Массовые, общедоступные искусства
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали си

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«искусствО» 9 класс Урок №10 Учитель Делюкина Е.Б. Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. СПб 2012

2 слайд

Описание слайда:

Искусство предвосхищает будущее ПЛАН Зарождение основных видов искусства Предвосхищение будущих открытий Миф о Кассандре Открытия Леонардо да Винчи Изобретения и открытия в сказках, литературных произведениях, живописи Словарь терминов Предупреждения художников Домашнее задание

3 слайд

Описание слайда:

Первобытное искусство По представлениям ученых вид хомосапиенс, существенно не изменился за последние 150 тыс лет. Однако рисовать люди начали только около 35-30 тыс лет назад. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, найденные в пещерах Франции и Испании (Монтеспан, Ласко, Ла-Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон-де-Гом, Альтамира), а также в Африке на плато Тассилин-Анджер. Первобытные художники положили начало изобразительному искусству, предвосхищая создание великих шедевров будущего

4 слайд

Описание слайда:

Рисунки пустыни Наско, Перу Рисунки пустыни Наско были обнаружены сравнительно недавно. Они хорошо видны с борта самолета. Среди изображений мы можем видеть: животных, птиц, насекомых, космонавтов, взлетные полосы. Эти рисунки намного предвосхитили изобретения будущего. Кем и с какой целью они были выполнены до сих пор остается предметом горячих споров ученых

5 слайд

Описание слайда:

Искусство Древнего Египта В искусстве Древнего Египта появились и оформились основные виды искусств: архитектура, скульптура, живопись. В архитектуре можно выделить такие виды сооружений как: пандус, пирамида, пилоны. Изобретенные в Древнем Египте все эти формы используются архитекторами и по сей день. В живописи впервые были созданы каноны (правила изображения), что в дальнейшем широко применялось в иконописи

6 слайд

Описание слайда:

Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции дало миру такие шедевры литературного искусства, как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифы Древней Греции», в которых говорится о крылатых пегасах, крылатых сандалиях Гермеса, небесной колеснице Фаэтона и о многом другом

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Миф о Касандре Кассандра - в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, пожелавшего любви красавицы Кассандры (в "Илиаде" Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил. Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества. Кассандра первая узнала в пастухе по имени Парис, явившемся на спортивные состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с Еленой. В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не поверил. Елена и Кассандра

9 слайд

Описание слайда:

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) овладел Кассандрой.За это святотатство Одиссей призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Леонардо Да Винчи Гениальный художник и скульптор, автор всех значимых изобретений и открытий человечества, сделанных в XV веке. Леонардо да Винчи – Гений, неподвластный времени. Великий, загадочный, притягивающий.Такой далекий и такой современный. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Но главным образом Леонардо принадлежит к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. К открытиям Леонардо относятся: парашют, батискаф, дельтаплан, винт для поднятия воды, самоходный танк и многое другое

13 слайд

Описание слайда:

Предсказания в литературе Создатели произведений искусства и литературы обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. Достаточно вспомнить мифы, сказки, легенды. Произведения писателей-фантастов (Ж.Верна, Стругацкие, Р. Бредбери и др.) такие как «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру земли» и др. (Сбывшиеся предсказания: электрический стул, самолет, вертолет. Несбывшиеся предсказания: ядро Земли – холодное, подземный пролив под Суэтским каналом, земля на северном полюсе Земли)

14 слайд

Описание слайда:

Что помогает предугадывать будущее Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

15 слайд

Описание слайда:

Люди искусства Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей – людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются

16 слайд

Описание слайда:

Энергия искусства Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание авторов произведений, и людей, их воспринимающих

17 слайд

Описание слайда:

Предупреждение Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее

18 слайд

Описание слайда:

Любое художественное произведение устремлено в будущее. Задание: Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

19 слайд

Описание слайда:

Словарь терминов Иносказа́ние - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Аллегория (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

20 слайд

Описание слайда:

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Гравюры «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света)

21 слайд

Тема «Предсказания в искусстве»

Цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, репродукции картин Б. Кустодиева, А.Дюрера, П.Пикассо, музыкальная композиция Ч.Айвза, фрагмент фильма Андрей Рублев.

Ход урока

    Организационный момент

    Повторение изученного материала

Вот уже несколько уроков мы говорим и рассуждаем с вами на очень интересную и в тоже время сложную тему. Какую? Какие знания в этом вопросе вы уже получили? Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке и ответьте на вопрос: «Какие примеры в истории искусства, предсказывающие события будущего вам известны?»

Вспомнить:

    Жюль Верне романе «20 тысяч лье под водой»;

    Художнике Василии Кандинском;

    Винсенте Ван Гоге;

    А.Толстом «Гиперболоид инженера Гарина»;

    Иоганне-Себастьяне Бахе

Скажите, с какой целью мы рассматривали те примеры предсказания в искусстве, о которых вы только что вспомнили? Скажите, на какой вопрос, мы искали ответ на предыдущем уроке? Что этими примерами мы пытались доказать? Какую мысль сформулировать? (Что искусство не только воздействует на нашу эмоциональную сферу, но и дает порой даже научные знания.

    Постановка учебной задачи на урок.

Тема нашего урока «Предсказания в искусстве». Попробуйте сказать, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Мы продолжаем знакомство с произведениями искусства, которые так или иначе предугадывают события будущего или дают свое особое толкование тех событий, которые раскрываются в этих произведениях.

    Изучение нового материала

Любое художественное произведение устремлено в будущее, поэтому в истории можно найти множество примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: революциях, войнах и расколах. Такого рода пророчества в искусстве встречались неоднократно, в том числе и в художественных полотнах. Великие творцы могли использовать собственные произведения для предсказания в искусстве. Возможно, что именно в этом и состоит основная сила этого вида человеческой деятельности. Ребята, вспомните, мы об этом говорили, почему только творческие люди обладают таким даром? (у них особое хорошо развитое образное мышление, которое позволяет им домысливать недостающие данные).

4.1 . Знакомство с гравюрами А. Дюрера.

Ярким примером предсказания в искусстве можно считать творчество немецкого живописца и графика эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Им была создана серия гравюр.

Словарь терминов: гравюра (от франц. gravure) - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

Называлась эта серия гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Сделаны гравюры на дереве. Всего их 15, они иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова. Когда они были впервые опубликованы в 1498 году, получили широкое распространение и популярность как раз потому, что в это время было распространённым ожиданием конца света в 1500 году.

Бытует мнение, что художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Давайте рассмотрим ее, выскажем свое мнение и послушаем сообщение.

СЛАЙД 1.

Посмотрите внимательно на содержание гравюры. Какое впечатление она производит на вас? Какие эмоции вызывает? Что вы видите?

Как вы думаете, что могут символизировать эти всадник?

Почему у вас сложилось такое впечатление?

Сообщение учащегося

Гравюры Дюрера иллюстрируют откровение Иоанна Богослова. Гравюра «Четыре всадника» отражаю 6 главу. Вот краткие изречения из этой главы.

Вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Третье животное - конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый - Завоевание с венцом и луком; второй - Война с мечом; третий - Голод с весами; четвертый - Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Рассказ учителя

Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

4.2 Знакомство с творчеством Ф.Гойя

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Давайте снова обратимся к словарю

Офо́рт (фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - «крепкая вода»)- разновидность гравюры на металле; получение оттисков с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами

Предлагаю посмотреть офорты Гойя и затем высказать свое мнение и впечатления от увиденного.

СЛАЙДЫ 2-4

Анализ работ Гойя.

Какие ощущения у вас остались от просмотренных офортов?

Попробуйте предположить, какие события хотел отразить художник в этих работах? Почему вы так решили? Какие выразительные средства вам помогли прийти к этому выводу?

В серии офортов «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками. Народ восстал против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами. Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли, отсюда и названия- «Со здравым смыслом или без него?». С такой же яростью дрались женщины. «Они стали, как дикие звери», - говорит Гойя.

Страшной чередой проходят в офортах все ужасы войны: груды трупов, телеги с мертвецами, расстрел повстанцев и насилие над женщинами. «Я видел это!», «Невозможно видеть это!» - такими словами сопровождает Гойя два своих офорта.

4.3 Знакомство с творчеством П.Пикасо

Сегодня я хотела бы познакомить вас с картиной знаменитого испанского художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо. Чтоб мы немного отвлеклись от поднятой нами серьезной проблемы, предлагаю посмотреть на экран и прочитать полное имя Пабло Пикассо.

СЛАЙД 5

Имя Пикассо состоит из 16 имен, вместе с частицами из 22 слов.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́ (1881-1973)

СЛАЙД 6 Картина «Герника»

Посмотрите и выскажите ваше ощущение от картины

Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города - Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 г. добровольческое подразделение фашистов подвергли садистской ночной бомбардировке город Гернику. На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около 200-250 человек.

За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Руис Пикассо. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею.

Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.

Беседа по увиденным работам

Скажите, пожалуйста, ребята. Мы посмотрели ряд работ разных художников, проживающих в разных странах, в разные временные периоды. Есть ли что-то общее в этих работах?

Как вы думаете, почему эти работы рассматриваются в рамках этой темы. В чем заключается предсказания?

Почему эти картины будут актуальны и в будущем?

Все потому, что они показывают все ужасы войны, которая в любой исторический период является страшным событием и, независимо от времени, будет сопровождаться гибелью людей, голодом и горем. В этом и заключается предсказывающая роль искусства.

4.4 Знакомство с творчеством русских художников

А теперь я предлагаю обратиться к творчеству русских художников и посмотреть встречаются ли случае предсказания в русском искусстве.

Посмотрите на следующую картину

СЛАЙД 7 Кустодиев «Большевик»

Послушайте рассказ об этой картине (Легеза С.)

Б.М. Кустодиев известен как оригинальный бытописатель купеческой жизни. В советское время художник обратился к теме революции. События февральской революции 1917 года Кустодиев, прикованный к инвалидной коляске, мог наблюдать только из окна. Он писал о своих впечатлениях: «Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом… Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу – ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться».

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. Поэтому решает создать образ нового героя, который привел народ к победе над угнетателями.

В поисках средств выражения Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана наполнено несокрушимой волей, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что великан так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.

Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Сообщение учителя

Сегодня трудно переоценить подвиг Кустодиева, создавшего полотно такого содержания в тяжелом девятнадцатом году, в кольце блокады, в нужде и холоде... Вообще, ребята, необходимо сказать, что Кустодиев был человек очень любящим свою родину. До 20 лет жил только в городе, правда жизнь была трудной, он носил две пары носков, потому что у нижней паpы недоставало пальцев, а у веpхней пяток... И вот когда, будучи студентом, он отправился в русскую деревню изучать ее быт, он так полюбил деревню, что спустя 4 года когда он женился, вернулся в деревню. В то время он уже был очень востребован (мало у кого была такая стремительная карьера: вчера он еще носил комбиниpованные носки, сегодня он пишет поpтpеты людей, веpшивших судьбы России). Поэтому многие его соратники удивлялись, почему он запеp себя в такую глухомань. Борис Михайлович удивлялся в свою очеpедь: "Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим доpогим pазговаpиваю. Напpотив, я пеpеживаю тепеpь самую лучшую поpу моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят..."

Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Еще в 19 лет он обpонил в письме к матеpи: "Опять что-то ноет, как это у меня иногда бывает". Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось - боли в pуке и шее все усиливались и вскоре переросли в страдания. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли. Вpачи пpедпологают костный тубеpкулез. Отныне он носит жесткий коpсет от подбоpодка до поясницы. Лечится в швейцарской клинике, где ему ставят новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Опеpации не избежать. Пpавда, потом обещают полное выздоpовление. И в 37 лет он ложится на повтоpную опеpацию. У Боpиса Махайловича двой детей: тpетий сын Игоpек умеp в одиннадцать месяцев, и тогда по воспоминаниям дочеpи, " в волосах мамы появилась пеpвая седая пpядь: Опеpация на спинном мозге и по нынешним вpеменам не шутка, а уж тогда...

Общий наpкоз на 5 часов. Юлия Евстафьевна (жена) сидит в коpидоpе. Вpачи подбадpивают ее вpемя от вpемени, но слова и взгляды их уклончивы. В коpидоp выходит сам пpофессоp и сообщает: подтвеpждена опухоль спинного мозга, но чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Больной без сознания, поэтоме вам pешать, что сохpанить ему: pуки или ноги. Девушка, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках каpтин, уже потеpявшая сына мать и с тpагической железной неизбежностью теpяющая мужа, Юлия Евсафьевна говоpит: "Оставьте pуки. Художник - без pук, он жить не сможет..."

С тех пор борис Михайлович прикован к инвалидному креслу. Но и это не сломала его дух, он продолжает творить и создавать свои новые шедевры.

Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

Посмотрите еще одну картину художника Константина Федоровича Юона «Новая планета»

СЛАЙД 8 «Новая планета»

Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

Как вы думаете о чем она? -Что хотел нам сообщить художник?

Это произведение не просто изображает необычное явление – рождение новой планеты. К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Для него революция – это не просто переворот, произошедший в одном конкретном государстве. Нет. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету. У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты, как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Но тех, и других космический катаклизм не оставляет равнодушным.

Как вы думаете, почему мы с вами по-другому понимаем картину? Другой смысл вкладываем в нее?

Наверно потому, что для нашего времени события революции это уже история, а вот покорение космоса и вопросы, связанные с местом и судьбой нашей планеты во Вселенной являются актуальными, волнуют нас.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Послушайте небольшой фрагмент и попробуйте сказать о чем это произведение?

Вставить в слайд 8 музыкальный файл- во время звучания закрыть экран

Какие эмоции вызывает музыка? Какое состояние души передается в музыке? О чем может рассказывать это произведение?

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Сегодня мы познакомились с произведениями, отражающими социальные перемены в обществе, которые порой сопровождались трагедиями, кровопролитием и т.д

Поэтому предлагаю завершить наш урок разговором о чем –то более радостном, положительном.

Посмотрите на работы русского художника Аристарха Васильевича Лентулова

СЛАЙДЫ 9-11

В своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся и несущемся пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, Москвы. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: М. Глинки, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, В.Гаврилина, А. Петрова

К уроку девочки выполнили художественно-творческое задание и подготовили музыкально-литературную композицию «и несется над землею колокольный звон»

Литературно-музыкальная композиция

«И несется над землею колокольный звон»

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красота и гармонии.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

Необычайным, притягивающим. красивым и непривычным является облик храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он…

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.

Колокольня

Среди неба

Среди огнеликого

Чистым звоном твоим поклонись,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю православную Русь…

С древних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях,

Созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту родины.

(Звучит стихотворение на фоне музыки.)

Когда колокола торжественно звучат

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

Как будто песней погребальной,

Веселым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме. И хотя в 4-5 веках из православной традиции ушла инструментальная музыка, и отцы церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, колокола остались.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко набежала

Резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора. Ростовские звоны – замечательное творение русского национального эпоса. Их возникновение относится к 17 веку.

Самый большой колокол, отлит в 1688 году ростовским мастером Фролом Тереньтевым. Он весит 2000 пудов, отличается бархатистым звучанием и красивыми обертонами Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

(Звучит стихотворение на фоне музыки).

Люблю безмерно колокол церковный

И вновь, как тень, войду в холодный храм,

Чтобы живой воды мне встретить там

И вновь домой пойти походкой ровной.

Самым знаменитым колоколом в России является, конечно, Царь-колокол. Он весил более 200 тон. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И сейчас Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в зависимости от характера их звучания.

Русские мастера начали лить колокола в 12-13 веках. Для этого в огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5-10 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось: чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.

В России самая бедная церковь имела не менее трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.

В будничном звоне участвуют только средние колокола, а исполняет его один звонарь. А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских людей.

В родных полях вечерний тихий звон, -

Я так любил ему внимать когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон…

Вечерний звон… Не жди рассвета;

Но и в туманах декабря

Порой мне шлет улыбку лета

Похолодевшая заря…

Вечерний звон – душа поэта,

Благослови ты этот звон…

Он не похож на крики света,

Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон… И в отдаленье,

Сквозь гул тревоги городской,

Ты мне пророчишь вдохновенье

Или могилу и покой.

(Картина Левитана «Вечерний звон»).

Плачевный, скорбный, звук железный, неизменно-монотонный, тяжкий.

Но в жизни народа есть не только горестные дни, возвещаемые набатным или проводным звонами, но и праздники, которые сопровождаются красным и праздничным звонами.

Звучит звук колоколов .

Спасибо девочки

5.Итог урока

Давайте подведем итог нашего урока. Какова была тема урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Интересно ли вам было на уроке?

Спасибо за работу урок окончен.

15