Прекрасен этот мир о рассказать. Как прекрасен этот мир, посмотри! Поскольку вы здесь…

Многие неординарные личности притягивают внимание не только во время своей

жизни, но и после ее завершения. У настоявшего таланта нет срока давности. В этой статье пойдет речь именно о таком человеке - о народной певице времен Советского Союза.

Майя Кристалинская: биография

Кто она такая и как зарождался талант? Майя Владимировна Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 г. в Москве. Отец ее, Владимир Кристалинский, зарабатывал на жизнь, придумывая и создавая разного рода головоломки и шарады для печатных изданий. Но любовь к музыке и пению девочке привил подарок, сделанный её дядей (мужем сестры отца), который работал в музыкальном театре режиссером и подарил ей гармошку. Играть на этом инструменте она научилась самостоятельно.

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный

ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Расцвет деятельности

Уже в 1957 г. на Всемирном фестивале, который проводили в честь молодежи и студентов, Майя выступала с ансамблем «Первые шаги», руководителем которого был Ю. Саульский. Выступление певицы произвело впечатление на публику. Её даже называли «самородком из КБ» и стали приглашать петь на различные концерты. Хотя нашлись и те, кто был недоволен выступлением Кристалинской. В статье «музыкальные стиляги» ее сильно раскритиковали.

В музыкальных кругах Майя Кристалинская начала приобретать все большую популярность. Первые её гастроли прошли в Закавказье. Она успешно выступала в Ереване, Тбилиси, Баку. Публика принимала Кристалинскую очень восторженно. После гастролей Майе сделали предложение о выступлении с известными уже на тот момент джаз-оркестрами, руководителями которых были Эдди Рознер и После 1960 г. Кристалинская записала композицию героини Маши (стихи Г. Поженяна), которая называлась «Мы с тобой два берега…» что принесло ей еще большую известность.

Песни в исполнении Майи Кристалинской принесли ей небывалую популярность и всеобщую любовь. К ним относятся такие композиции: «Возможно», «Тишина», «Царевна-несмеяна», «В нашем городе дождь». А также очень известными были песни: «Скоро август», «Спасибо, аист», «Ах, Арбат» и многие другие. Вскоре девушка заслужила титул лучшей эстрадной певицы 1966 года. Кристалинская успешно исполняла песни и на английском языке: «Течет Волга», «Подмосковные вечера». И это еще не все! Композицию «Старый клен» она исполняла на польском языке.

Период застоя творчества

После выступления с песней «В нашем городе дождь» на «Голубом огоньке» (начало 70-х) руководство телеканала обвинило Майю в том, что она этим произведением пропагандирует печаль и грусть. Это привело к тому, что Кристалинскую практически перестали показывать на телевидении. Но причиной всему оказалось назначение председателем Гостелерадио С. Ляпина, после чего многие артисты оказались в таком же положении, как и Кристалинская. Гастрольную деятельность наша героиня не прекращала, не отчаивалась и в минуты застоя писала статьи в «Вечерней Москве», занималась переводом книги Марлен Дитрих «Размышления» на русский язык. Но, несмотря на это, в 1974 году Кристалинской был присвоен титул «Заслуженная артистка».

Личная жизнь

В 1957 году наша героиня - Майя Кристалинская - стала замужней дамой. Ее избранником был Аркадий Арканов, в то время работник медицины, который впоследствии стал известным писателем-сатириком. Познакомились они 30 апреля в Политехническом музее на Международном фестивале, который проводился в честь молодежи и студентов. И уже 9 мая Аркадий Арканов сделал Майе предложение, на которое она ответила своим согласием. июня 1957 г. состоялось бракосочетание Арканова и Кристалинской. Родителей мужа наша героиня впервые увидела на своей свадьбе. Жили супруги на съемной квартире.

Их брак продлился около года, после чего молодожены расстались. Причиной распада семьи послужили разные взгляды на жизнь. Уже во время брака Майя Кристалинская, биография, личная жизнь которой показывают нам, что девушка была целеустремленным человеком, уволилась из конструкторского бюро, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Болезнь

Когда Майе было 29 лет, у нее обнаружили опухоль лимфатических желез. Во время недуга в обществе постоянно появлялись слухи о кончине певицы, о её болезни раком, о самоубийстве. Но после длительного лечения Майя поправилась. О болезни напоминал лишь след на шее, который впоследствии ей пришлось тщательно скрывать косынкой.

Вторая попытка

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою дарила своей племяннице Марьяне.

Последний год жизни

Брак Кристалинской и Барклая длился 20 лет (до 19 июня 1984 г.). Ровно до тех пор, пока её супруг не умер. После этого Майя Кристалинская столкнулась с болезнями. У нее начали отказывать ноги и руки. Затем пропала речь. И ровно через год, 19 июня 1985 г. умерла и сама Кристалинская. Но до сих пор слушатель помнит прекрасное исполнение певицы. Нельзя забыть душевные переливы музыки и чистый голос нашей героини. Музыка тех лет затрагивает струны нашей души, волнует или успокаивает, заставляет даже иногда плакать. Но она никого не оставляет равнодушным.

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве, в семье Владимира и Валентины Кристалинских. Отец родом из Могилева, слеповидящий человек, по профессии массовик-затейник. В 16 лет, в год получения паспорта, перед Майей Кристалинской встал вопрос: какую национальность выбрать? Стать еврейкой по отцу? Или русской по матери? Она выбрала еврейство…

Из лексикона певиц второй половины ХХ века я выделяю одну: Майю Кристалинскую. И не только потому, что она была прекрасной исполнительницей, но исключительно по личному мотиву: она родилась в 1932 году. И, стало быть, является членом созданного мною виртуального «Клуба 1932». О многих звездах, мировых и русских (моих ровесниках), я написал книгу «Клуб 1932» (изд. «Радуга», 2000). В нее по каким-то мистическим причинам Майя Кристалинская не попала. Исправляю допущенную оплошность.
Итак, Майя Кристалинская — моя ровесница. Она родилась 24 февраля 1932 года, а 2 марта появился на свет я: разница всего в неделю. Родилась Майя в Москве в семье Владимира и Валентины Кристалинских. Отец родом из Могилева, слеповидящий человек, по профессии массовик-затейник, вел в «Пионерской правде» отдел кроссвордов и головоломок. Мать — сибирячка, особых талантов не имела, разве что была хорошей женой, пекла пироги и отменно лепила пельмени.
В 16 лет, в год получения паспорта, перед Майей Кристалинской встал вопрос: какую национальность выбрать? Стать еврейкой по отцу? Или русской по матери? Она выбрала 5-й пункт, который в дальнейшем ей только мешал. Еще один момент. Майя — это повторное имя, так ее назвали в память первой родившейся дочери, которая умерла в возрасте двух лет. Продублированный ребенок?..
Детство и школьные годы Майи прошли, как и у всех ее поколения: сначала мирная жизнь, потом война. Первый раз она блеснула в далеком феврале 1940 года, когда в газете «Московский комсомолец» появилось фото с подписью: «Участники детского кружка художественной самодеятельности 634-й школы Ростокинского района г. Москвы… Слева — ученица 1-го класса «А» Майя Кристалинская». Почему ее выделили? Из-за симпатичной мордашки? Задорно вздернутого носика? Нет. Она лихо сыграла на пятиклавишной гармошке песни «Во поле березонька стояла» и «Светит месяц». И благодаря этому попала на районный смотр.
Тут надо сказать, что Майя ни в детстве, ни в юности не получила никакого образования. Всего лишь самоучка. Многое для себя как будущей певицы она почерпнула из оперных спектаклей Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Этот театр стал ее консерваторией. Прибавим к этому еще одно увлечение — вязание. В трудную пору оно очень спасало Майю Владимировну.
Второй выбор встал перед ней, когда она получила аттестат зрелости, надо было решать, в какой институт поступать (кадровики внимательно изучали ее 5-й пункт). И поступила в авиационный, в МАИ. Майя, МАИ — в этом сочетании что-то было. «Будем летать на самолетах?» — спросила Майю ее верная подруга со школьных лет, которая решила поступать в МАИ вместе с ней, Валя Котелкина. Вместо ответа Майя пропела: «Первым делом, первым делом — самолеты, / Ну, а девушки, а девушки — потом…»
Кристалинская и Котелкина окончили МАИ и получили диплом инженеров-экономистов. После окончания института подруг распределили в Новосибирск, на авиационный завод, куда они поехали с энтузиазмом романтиков тех лет: «Мы прощаемся с Москвой, / Перед нами путь большой…»
В реальности путь оказался предельно коротким. Девушки побывали в цехах, увидели там беспорядок, грязь, услышали мат-перемат и, ужаснувшись, уехали (а точнее, удрали) обратно в Москву. По тем временам это было дезертирство и грозило судом. И тогда не стало бы знаменитой певицы Майи Кристалинской… Но Б-г хранил подружек. На их жизненном пути оказались хорошие добрые люди в авиационном главке, и вскоре они, Майя и Валя, получили работу в Москве, в конструкторском бюро Александра Яковлева (прославленные самолеты «Яки»!).
Три года отработала Майя Кристалинская в КБ Яковлева как инженер-расчетчик и уволилась по собственному желанию. Из авиации — на эстраду. Такой резкий разворот. Почти пике. В какой-то степени на нее повлияли музыкальный фильм «Возраст любви» и пение Лолиты Торес. Кристалинская тут же выучила эти песни и распевала их: «Коимбра — любимый наш город» и «Фадо, фадилья — любимый танец мой, / фадо, фадилья — танцуем под луной…» Пела по-испански и по-русски.
Тут следует отметить, что Кристалинской никогда не приходило в голову стать певицей. Она просто любила петь. Еще будучи школьницей, она со своей подругой Котелкиной уезжала в Серебряный Бор, и там они вволю пели песни на два голоса. А в институте Майя часто пела на студенческих вечерах и в самодеятельных концертах, в составе агитбригады.
Работая инженером, Майя начала петь в хоре ЦДРИ — в хоре московской молодежи, организованном горкомом комсомола. Как -кто-то написал: в хор «была принята щупленькая, очень скромно одетая, обаятельная девушка с красивым грудным голосом — Майя Кристалинская».
Хор исполнял разные песни: и «Святое ленинское знамя», и «Песню о волжском богатыре», и «Санта Лючию». В первом ряду в хоре стояли девушки в белых блузках, все как на подбор.
Из хора Кристалинская вскоре ушла. Как сказала одна из руководительниц коллектива, в хоре Майя может затеряться, голос не хоровой, а камерный… Кристалинская перешла в ансамбль ЦДРИ, который возглавлял Юрий Саульский. Ансамбль выступал на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, завоевал 3-е место и вместе с тем был подвергнут критике: «музыкальные стиляги». Но публика неизменно хорошо принимала ансамбль.
«Хабанера» из «Кармен» была любимой арией Кристалинской, и, возможно, пишет Анисим Гиммерверт в книге «Майя Кристалинская», Хабанера было прозвищем певицы в ансамбле. Программа коллектива называлась «Первый шаг». За ним последовали другие. Некоторое время Майя Кристалинская выступала с оркестром Олега Лундстрема. Гастролировала по стране. Но Лундстрем отдал предпочтение джазовой певице Гюли Чохели, и Кристалинской пришлось искать новый коллектив. Выбор состоял между оркестрами Утесова, Цфасмана, Минха, Ренского и Рознера. Она выбрала оркестр Эдди Рознера и заменила в нем ушедшую Ирину Бржевскую. Это произошло зимой 1960 года.
Кристалинская пела у Рознера и, можно сказать, конкурировала с Ниной Дордой и ее шлягером «Мой Вася». Остро был необходим свой шлягер, им стала песня из фильма «Жажда» — «Мы с тобой два берега»: «Ночь была с ливнями / И трава в росе. / Про меня «счастливая» / Говорили все. / И сама я верила / Сердцу вопреки: / Мы с тобой два берега у одной реки».
Пластинка с песней «Мы с тобой два берега» была выпущена невиданным тиражом — 7 миллионов экземпляров. Были популярны и другие песни, которые пела Кристалинская во многих фильмах, но, к сожалению, сама Майя ни разу не снялась в кино. Кристалинская демонстрировала прекрасный вокал, душевную тонкость, владела массой нюансов, проникновением в текст и человеческую психологию. Она не пропевала слова, а вникала в них. Певица записала более 100 песен на радио, среди них такие популярные, как «Аист», «В нашем городе дождь», «Девчонки танцуют на палубе», «Усть-Илим», «Царевна Несмеяна», «Текстильный городок». Когда-то их распевала вся страна…
Все это исполнялось в приятной, ненавязчивой, раздумчивой манере. «Сгусток сердечного тепла и нежности», — как кто-то отметил. И еще назовем песни: «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Я тебя подожду».
Период с 1960 по 1970 год проходил под знаком Майи Кристалинской, она была, пожалуй, популярнее, чем певшие в то время Великанова, Сикора, Пьеха. Хотя в 1962 году на Всероссийском конкурсе артистов эстрады ее отметили только 3-й премией — это было явное недоброжелательство и чьи-то происки.
Известный импресарио, владелец парижской «Олимпии» Бруно Кокатрикс однажды сказал: «Вы думаете, трудно найти молодых людей, которые умеют петь? Их тысячи! Но дайте мне личность». Майя Кристалинская была именно личностью.
Режиссер Мария Мульяж вспоминала: «Я счастлива, что судьба свела меня с человеком, щедро наделенным генетической интеллигентностью и врожденным благородством. Она была неординарным, разносторонним человеком, эрудированным, образованным, любящим и понимающим искусство». Кристалинская не пропускала ни одной выставки живописи. Обожала Левитана, Моне и Ван Гога. Зачитывалась поэзией, особенно выделяла Пастернака, Блока и Ахматову. Ходила на спектакли Художественного театра.
В своей профессии никогда не работала локтями, никого не отталкивала, ей все равно было, выступать на концерте первой или последней. Да и своим пением она никого не копировала, никому не подражала, она была сама естественность, именно Майя Кристалинская — и никто другой. Однако жизнь не очень ее баловала. И не то, что она получила звание заслуженной артистки РСФСР лишь в 42 года, а скорее то, что не очень складывалось личное счастье.
Неудачный брак с Аркадием Аркановым. Неудачное увлечение одним из известных журналистов, после чего она долгие годы была одинокой. Затем встретился хороший человек — архитектор и дизайнер Эдуард Барклай, который не пропускал ни одного ее концерта и заваливал букетами красных роз. Майя вышла за Барклая замуж, но счастье было недолгим: Эдуард умер…
Но самое ужасное другое: в расцвете своего таланта, в 29 лет, Майя Кристалинская тяжело заболела. Злокачественная опухоль лимфатических желез. Пришлось делать облучение. Врач Иосиф Кассирский сделал все, чтобы отодвинуть от Кристалинской смертельную угрозу, но, тем не менее, почти два десятилетия артистка находилась под дамокловым мечом страха за свою жизнь.
В 1970 году руководитель Гостелерадио Сергей Лапин начал гонение на евреев-артистов (снова всплыл
5-й пункт анкеты). Путь на телеэкран и радиоэфир был закрыт и для Майи Кристалинской. Десять лет звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. А тем временем песни Кристалинской, несмотря на запреты, неслись по стране: «В нашем городе дождь, / Он идет днем и ночью, / Слов моих ты не ждешь. / Я люблю тебя молча…»
Критики бушевали: какой дождь, какое ненастье в наше распрекрасное время расцвета социализма! Досталось и автору музыки Эдуарду Колмановскому: «Из-под его пера выходят иногда сочинения с оттенком пошлости. В известной мере это ощутимо и в песне «В нашем городе дождь»». Пошлость и пессимизм — никуда не годится! А думаете, знаменитая «Нежность» прошла на ура? «Опустела без тебя земля… / Как мне несколько часов прожить? / Так же падает в садах листва, / И куда-то все спешат такси… / Только пусто на земле / Одной без тебя, / А ты… ты летишь, / И тебе дарят звезды / Свою нежность…» А дальше у поэта Николая Добронравова идут слова: «Так же пусто было на земле, / И когда летал Экзюпери…»
Когда песня прослушивалась в Доме звукозаписи, Добронравова многие спрашивали: «Коля, ну зачем тебе этот Экзюпери? Что, своих летчиков у нас нет? Ведь был замечательный летчик-испытатель Бахчиванджи… Убери ты этого иностранца из песни…»
Курьез? Но такими курьезами полна советская эстрада. Экзюпери все же остался, и песня, замечательная песня Александры Пахмутовой и прекрасное исполнение Майи Кристалинской, вошла в золотой фонд отечественных песен.
Майина опала прошла, но коварный недуг подтачивал здоровье. Плюс возраст. Кристалинская пополнела, лицо округлилось. Но петь она не бросила. Более того, со сцены иногда читала стихи. И перевела на русский язык книгу воспоминаний Марлен Дитрих «Размышления». Да и самой ей было о чем размышлять. Ползли различные слухи о ней. Григорий Горин в «Юности» опубликовал заметку «А правда ли?» о слухах о якобы смерти Кристалинской. Концовка была такой: «Живая!!! У меня отлегло от сердца… С концерта ушел. Чего же концерт слушать, когда ничего не случилось?!»
Слухи дошли до Валентины Котелкиной. Ее спросили: «Умерла? Где похоронили?!» Котелкина не выдержала и ответила со злостью: «В Кремлевской стене!»
А тем временем жизнь Кристалинской катилась к финишу. В июне 1984 года неожиданно умер муж Майи Эдуард Барклай, как говорится, на ровном месте. Не болел, и вдруг… 19 июня были похороны, а через день Кристалинской пришлось вновь прийти в ЦДРИ на прощание с Клавдией Шульженко. Жить оставалось Майе Владимировне только год.
19 июня 1985 года Майи Кристалинской не стало. Она прожила 53 года. Ее похоронили на Донском кладбище. На мраморной стеле выбита надпись: «Ты не ушла, / Ты просто вышла, / Вернешься / И опять споешь…»
Грустит «Старый клен». Тихо звучат слова «Нежности». Ну а «Девчонки танцуют на палубе». Нет, пожалуй, с палубы времен Кристалинской они перешли в клубы и бары, где больше стриптиза, чем песен. Что делать? Изменилось время. И «В нашем городе» не дождь, а бушует кризис. Сплошная безнадежность. А так не хватает «Нежности» и Майи Кристалинской…
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия

На ее могиле есть эпитафия: "Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь". И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено в пантеон самых ярких звезд нашей эстрады.


В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей. Она-то и станет знаменитой певицей.

Ее отец зарабатывал на жизнь тем, что сочинял и создавал головоломки и шарады для различных изданий. Муж его сестры работал режиссером в музыкальном театре, он-то и подарил маленькой Майе гармошку, на которой она самостоятельно выучилась играть. А еще она любила петь.

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И.Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела "Друзей-однополчан", "Синий платочек" и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, активно участвовала в студенческой самодеятельности.

Отработав после института на авиационном заводе в Новосибирске, Майя вернулась в Москву и стала трудиться в конструкторском бюро Яковлева, продолжая участвовать в самодеятельности на этот раз в эстрадном ансамбле ЦДРИ (Центрального Дома работников искусств). И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Выступления Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Очень благосклонно коллегами и весьма злобно партийной публицистикой. В статье "Музыкальные стиляги" ансамблю, с которым выступала Майя, сильно досталось. Однако, как говориться, ход истории не остановишь.

В 1957 году певица вышла замуж за одного из своих поклонников молодого медика Аркадия Арканова, ставшего впоследствии известным писателем-сатириком. Но брак их оказался недолгим уже через год они разошлись. Слишком многое в ее и его судьбе в это время резко менялось.

Кристалинская уже получала известность в музыкальных кругах, совмещая работу в конструкторском бюро с выступлениями на эстраде. Госконцерт предложил ей гастроли по Закавказью: Баку, Тбилиси, Ереван. Горячая южная публика приняла певицу с восторгом. Она получает в столице предложение стать профессиональной артисткой и вскоре выступает с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера.

Города и публика сменяли друг друга, одна за другой выходили пластинки. Песни "Тишина", "Царевна-несмеяна", "Возможно", "В нашем городе дождь", "У тебя такие глаза", "Спасибо, аист", "Скоро август" и десятки других в исполнении Кристалинской обожала вся страна. Певица одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы "Ах, Арбат", звучавшую до этого только в магнитофонных записях. Пластинка с песенкой "Два берега" разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров в стране, где проигрыватель был далеко не в каждом доме. Огромный успех выпал на долю и своеобразного музыкального сериала о мальчике и девочке с одного двора, который открывался песенкой Кобзона "А у нас во дворе" и заканчивался меланхоличной песней Кристалинской "И все сбылось, и не сбылось". Широкое признание получила после выхода кинофильма "Жажда", в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. В 1966 телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. Записала несколько песен на английском языке: Подмосковные вечера Соловьева-Седого, Течет Волга М. Фрадкина, на польском Старый клен А. Пахмутовой и Москвичи А. Эшпая. Сотрудничала со многими известными композиторами А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня Нежность (А. Пахмутова, Н. Добронравов). В 1974 певице присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 60-х, с окончанием "оттепели", становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни "В нашем городе дождь" на новогоднем "Голубом огоньке" руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное это болезнь, которая открылась у Майи в середине 60-х: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в "Вечерней Москве", перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих "Размышления". Появился любящий муж архитектор Эдуард Барклай. И вдруг все резко пошло к концу. Летом 1984 года Барклай скоропостижно скончался. У Майи ухудшилась речь, стали отказывать руки и ноги. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Майя Владимировна Кристалинская умерла в больнице 19 июня 1985 года. На ее могиле есть эпитафия: "Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь". И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено в пантеон самых ярких звезд нашей эстрады.

МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ: «ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ»

– необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как будто бы разговаривала с вами, и эта ее манера притягивала слушателей. Она была для них родной и знакомой. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Казалось, Майю Кристалинскую обожал весь Советский Союз. А авторы песен и не предполагали, каким невероятным успехом они будут пользоваться, какая долгая и счастливая судьба их ожидает. Например, «Нежность» исполняли многие: , Гвердцители, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской .

Юная артистка Майя Кристалинская

В конце 1920-х годов в семье сочинителя головоломок и шарад, которые печатались в различных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И когда 1932 года снова родилась девочка, родители ее тоже назвали Майей. Они тогда и предположить не могли, какие испытания ждут их дочь впереди.

Возможно, судьбу будущей певицы определил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. Сначала девочка самостоятельно выучилась играть, а потом и запела, аккомпанируя себе, «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Отец Владимир Григорьевич, кроме того, что сочинял головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. Туда ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи, да еще какой – на всю жизнь! Обе любили петь. В школе выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам . Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: не положено громко петь у Кремля, где за светящимся окошком не спит самый мудрый человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, чтобы рассмотреть певицу…

И даже после этого Майя о карьере артистки даже не помышляла. Когда штудировала «Справочник для поступающих в вузы», бросилась в глаза аббревиатура МАИ (Московский авиационный институт). Может, это судьба? Майя – МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно – лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», – пугала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она – по матери русская, по отцу еврейка – советовалась с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Добрая и мудрая Валя, больше всех на свете любившая маму и Майю, конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге этот «выбор»! Да и как было предположить, что в 1960-х годах новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, надолго отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам еврейской национальности. Но это позже…

Институт они окончили в 1955 году. Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им даже не предложили места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось отталкивающим – грязный цех, матерящиеся женщины. И в головах девчонок созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гражданку Майю Кристалинскую и Котелкину, которые самовольно оставили место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве – в бюро генерального конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не очень поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о способной девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Майи Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Однако 8 августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» – Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского – был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была явно заказанная, как потом выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не играл.

Майя Кристалинская и Арканов

Аркадий Арканов

Конечно, последовали выводы: Саульского и весь оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя… Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором участвовали те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них – джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся молодой Аркадий Арканов. Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами тоже, как выразился позже Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей – этого мало», – убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день выборов, и он ехал к своим родителям – голосовать по месту прописки. «Когда ты придешь?» – спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», – ответил он и сдержал слово.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, когда миновали три обязательных года. Теперь она уже чувствовала себя профессиональной певицей, ездила на гастроли сначала с оркестром Лундстрема, потом с оркестром Эдди Рознера по всему Союзу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» – лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» – поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Вернешься – и опять споешь

с Эдуардом Барклайем

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное – это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство.

Детей из-за болезни иметь не могла, но с мужем жили интересно и дружно. Летом 1984-го, в день, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне плохо». Для нее самой опустела земля. Ушел из жизни супруг Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Ровно через год, в день похорон мужа, 1985 года, Майя Владимировна умерла.

Она успела многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской есть надпись: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь».

ФАКТЫ

Однажды ей и Гелене Великановой предложили концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова согласилась с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал, по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла простить чужого успеха и «отомстила», проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

«Эхом нашей юности» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. Однажды известный пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где в качестве примера «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету, Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с яростью разломала о колено и выбросила осколки в окно.

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения певицы.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена