Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность. Техника Trompe-l’oeil — создаем оптическую иллюзию в саду Зеркала в ландшафтном дизайне в саду и их фото

→ Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность

14 января 2013 г.

Их называют «три провансальские сестры» - аббатства Сенанк, Тороне и Сильвакан. Три монастыря, три жемчужины романской архитектуры в драгоценном ожерелье Прованс-Альпы-Лазурный берег. Лишь один из них и поныне остается действующим монастырем ордена цистерцианцев – аббатство Сенанк. Расположенный в узком каньоне монастырь – место уединенной молитвы и размышлений. Окрестности монастыря славятся своими лавандовыми полями, монахи занимаются выращиванием лаванды и содержат пасеку.

К чему этот экскурс? Попытки найти образ Прованса, понять его душу, привели и меня к выводу, который сделала одна замечательная мастерица: Прованс – это фактура и цвет . Я сделала панно, на котором изобразила такой собирательный образ монастырской галереи, и назвала его «Вид на лавандовые поля с галереи аббатства Сенанк». Это прежде всего попытка передать фактуру и цвет Прованса, как я их себе представляю. Цвет темной охры и терракота – охряные карьеры Прованса. Цвет лаванды – лавандовые поля Прованса (хотя для меня Прованс – не только лаванда!). Различные оттенки зеленого – виноградники на холмах Прованса. Охристо-красная листва – бархатная осень Прованса.

Чтобы было понятнее, что именно меня вдохновило, я позволю себе показать две фотографии аббатства





Ну, а теперь постараюсь показать процесс создания панно - вам судить, что получилось

1. Материалы

Салфеточный мотив - 1/2 салфетки

Фасадная фактурная краска белая

Краски акриловые - сиена жженная, сиена натуральная, лазурь берлинская, белая, красная, охра, оксид хрома, умбра натуральная

Заготовка - панно размер 40 на 50 см, рама - деревянная

Грунт Gesso

Лак-спрей матовый

Клей для салфетки

Кисти синтетические и белка

Малярный скотч

Еще нужно сказать несколько слов о том, что такое тромплей . В буквальном переводе это означает "обман зрения". Это набор приемов, создающих зрительные иллюзии. Например, на плоской поверхности - создание объемного изображения. Таким образом можно расширить пространство маленького помещения, создав иллюзию окна или террасы. В своей работе я постаралась, насколько сумела, создать такое объемное изображение - галерею и вид на лавандовое поле. В тромплее очень важно правильно применить правила художественной перспективы.

Итак, у меня была половинка салфетки



2. Шаг второй

Я расчерчиваю панно, намечая точку схода (это место, напротив которого находится зритель), передний и средний план. Исходя из расположения вспомогательных линий набрасываю колонны и плитку на полу галереи. Да, чуть не забыла - предварительно грунтую панно там, где будет изображение



3. Шаг третий

Все вспомогательные линии стираю ластиком - остается вот такой эскиз



4. Шаг четвертый

Наклеиваю салфетку на том месте, где у меня две центральные арки. Для удобства наклеивания салфетку разрываю пополам



5. Шаг пятый

Подрисовываю небо над салфеткой и прорисовываю плитку на полу. Салфеточный мотив растягиваю - рисую красками пейзаж в двух крайних арках, как на салфетке







6. Шаг шестой.

Малярным скотчем заклеиваю границы колонн, арок и балюстраду





7. Шаг седьмой

Наношу фасадную фактурную краску на арки, колонны, балюстраду



8. Шаг восьмой

После того, как первый слой фактурной краски высохнет (оставляю на ночь), вновь заклеиваю малярным скотчем фасад и основание колонн и наношу второй слой фасадной краски в соответствии с архитектурой колонн - так я хочу усилить ощущение объемного изображения



Появился дополнительный объем


9. Шаг девятый

Теперь начинаю работать красками - здесь особенно комментировать нечего, просто покажу фотографии



Добавляю тени, высветляю колонны и арки. Тени от колонн изображаю на плиточном полу





Добавляю коричневого тона плитке на полу



Изображаю обнажившуюся кладку колонн, трещины на штукатурке



На колоннах я хочу нарисовать какое-нибудь вьющееся растение - например, плющ. Намечаю плети плюща - работаю беличьей тонкой кисточкой


Рисую листву оксидом хрома, высветляя кончики листьев белым там, где на них падает солнце



На ветку плюща присела бабочка - небольшое романтическое отступление от аскетичного облика монастырской галереи



10. Шаг десятый.

На раме я размечаю кирпичную кладку.



11. Шаг одиннадцатый.

Окрашиваю раму, вставляю панно. Изображение закрепляю матовым лаком-спреем. Фотографирую результат



Добавляю немного антуража - лаванда в металлическом кувшине будет совсем не лишней







Ну вот, собственно, и все. Надеюсь, вам пригодится эта небольшая демонстрация в творчестве. Удачи!

Как много существует дизайнерских идей для ландшафта, которые хочется воплотить в жизнь! В этом плане повезло владельцам крупных земельных наделов – им разрешено почти все. Разбить аллею в регулярном стиле – не проблема, высадить цветущий луг за стенами дома – тоже. «Явно на моем маленьком участке всей этой красоты не видать», — подумаете вы. И будете неправы! Конечно, настоящую аллею разместить на небольшом клочке земли между огородными грядками и садовыми деревьями проблематично, но ведь можно создать полную оптическую иллюзию ее присутствия. Тогда вы будете любоваться этой красотой каждый день – как только выйдете во двор своего участка.

На самом деле, существует множество способов создания оптических иллюзий, но мы остановимся на одной из наиболее ярких техник, первооткрывателями которой были древние римляне. Речь идет о старинном искусстве Trompe-l’oeil (тромплей), что в переводе с французского означает «обман зрения».

Что это вообще такое и зачем это нужно?

Trompe-l’oeil – это реалистичные картины-обманки, с помощью которых создаются иллюзии полного присутствия в пространстве того, чего на самом деле нет. Вспомните рисунок очага на холсте, который увидел Буратино в каморке папы Карло – это и был тромплей, обманувший деревянного человека, решившего сунуть свой нос в котелок. В саду Trompe-l’oeil используется в виде изображений перспектив, якобы открывающихся за несуществующими окнами, скульптурных элементов, визуально встроенных в стены построек. Одним словом, с помощью этой техники на вашем участке могут появиться любые предметы или растительные композиции, со стороны практически неотличимые от настоящих.

За дверью находится иллюзорное пространство — Trompe-l’oeil

Какие цели преследует Trompe-l’oeil?

Главной задачей искусства тромплей является визуальное расширение пространства, которое будет особенно заметно на небольших, ограниченных глухими заборами, участках. Нарисованные на стенах ниши, через которые видны бесконечные поля и сады, «раскрывают» замкнутое пространство и визуально увеличивают его. Ну и конечно, не стоит забывать, что такие картины-обманки делают ландшафтный дизайн любого участка интереснее. Различные двери и окна, за которыми открываются новые, живописные горизонты, придают пространству необыкновенную загадочность.

Как создается иллюзия?

Рисунок в стиле тромплей должен быть максимально реалистичным, поэтому самостоятельно экспериментировать с написанием пейзажей не следует. Найдите профессионального художника или фотографа, который владеет приемами этого искусства – только тогда вы получите нужный эффект реализма.

Техника тромплей должна выполняться тем человеком, который в этом что-то понимает

Кроме этого, при создании произведения Trompe-l’oeil следует учитывать угол зрения смотрящего на иллюзорный объект и игру света. «Обманка» становится визуальной реальностью чаще всего с определенного угла зрения. Именно поэтому так важно не просто создать интересную композицию, но и разместить ее так, чтобы иллюзия действительно работала. Просмотрите композицию с разных сторон, возможно где-то придется ограничить угол зрения. В этих местах будет необходимо разместить отвлекающие объекты – опоры с вьющимися растениями, деревья, статуи и т.д.

Часто в рисунках Trompe-l’oeil наблюдается эффект продолжения линий реального объекта, расположенного возле стены. Со стороны трудно различить, где заканчиваются настоящие ветви дерева и начинаются нарисованные. Также картина может до мельчайших деталей копировать каменную или кирпичную кладку стены, на которой она размещена. Таким образом происходит слияние произведения Trompe-l’oeil с настоящими объектами и создание целостной ландшафтной композиции.

Нарисованная лошадь заскакивает на настоящий газон!

Помните, что любой, даже самый искусный рисунок, все же остается рисунком и при ближайшем рассмотрении это видно. Поэтому не рекомендуется размещать иллюзорные «обманки» слишком близко к предполагаемым местам их рассмотрения. Часто их устанавливают в конце садовой тропинки или аллеи – тогда обман раскроется только тогда, когда зритель вплотную подойдет к картине.

Дверь в конце аллеи — всего лишь «обманка»

Идеи в стиле тромплей и примеры реализации

Изображенный на глухой стене пейзаж раскрывает пространство внутри дома и превращает его в открытую террасу с колоннами. Этот прием переворачивает наше восприятие и заставляет верить, что стены не существует.

Пригодятся иллюзорные объекты и в том случае, если на участке существуют некрасивые хозяйственные строения. Любые гаражи, старые сараи, трансформаторные будки можно украсить реалистичной картиной и превратить в интересный ландшафтный объект. Особенно эффектно такая настенная живопись будет смотреться в тандеме с растениями, перголами, трельяжами, каменными россыпями и другими декоративными элементами.

Если на стене выложить очертания окна из кирпичей и заполнить его картиной с изображением прованского пейзажа, то издалека будет казаться, что стена вашего дома граничит с южными районами Франции.

Реалистичность картин в стиле тромплей эффектно дополняют различные арочные и решетчатые деревянные конструкции. Деревянная арка создает полное ощущение, что дорожка не заканчивается возле стены, а продолжается и ведет вглубь сада.

А для такого огорода найдется место даже на самом маленьком участке!

Удивительная техника Trompe-l’oeil поможет вам сделать такой участок, какой вы только захотите и разместить там все, что душе угодно. Ну и что, что это будет всего лишь иллюзия! Красота вашего участка, его оригинальность и самобытность будут целиком настоящими!

Техника "Тромплей" (правильно - "Тромплёй " от французского "trompe-l"œil " - "обман зрения") использовалась художниками с давних времён для создания очень интересного декоративного эффекта - иллюзии трёхмерного пространства , образа, не существующего в реальности .

Это очень древняя декоративная техника. Одни из первых упоминаний о ней найдены в древнегреческих рукописях. Также и древнеримские художники использовали этот приём, чтобы создавать оптические иллюзии для расширения жилого пространства, чтобы маленькая комната или узкий выглядели просторнее или выше, чем была на самом деле. Для этого на стене рисовали обманки - светлое окно на глухой стене, дверь или патио (внутренний дворик). Также техника тромплей помогала преобразить различные предметы и превратить их в интересный декоративный объект.

Современные художники тоже часто используют этот приём, чаще всего - на стенах и на мебели.

Но есть и более масштабные работы! Очень необычно смотрятся такие картины на стенах домов или на тротуарах.

Возможности применения тромплея поистине безграничны

Технику тромплей можно сочетать с традиционным и художественным декупажем и создавать прекрасно декорированные вещи, несмотря на то, что вы не являетесь мастером живописи. Конечно, украсить огромную по площади поверхность будет достаточно трудно, но мебель или стену в комнате - это нам вполне по силам!

Декупаж в технике тромплей используют для декора самых разных объектов и предметов: стен, дверей, мебели, подносов, блюд и пр.

Работа сразу в двух техниках - декупажа и тромплея - весьма увлекательное занятие. Для работы может использоваться любая декупажная бумага: рисовая бумага для декупажа или классические декупажные карты с изображениями цветов, предметов, птиц, насекомых. Надо только вырезать их аккуратно, чётко по контуру, наклеить на поверхность и с помощью подрисовки теней придать картинке трёхмерность, видимость объёма. Также можно использовать распечатки.

Многие ведущие зарубежные производители печатают и с картинками, специально предназначенными для создания "обманок". На них изображены различные канцелярские принадлежности, конверты, кружевные салфетки, ювелирные украшения, горшки с цветами, полки с книгами или посудой и пр. Такие картинки для декупажа очень облегчают работу в технике тромплей. Ниже показаны образцы , от и :

Если Вы делаете на столе или подносе, то достаточно создать фон, наклеить картинки, подрисовать и растушевать тени.

Если тромплей с декупажем вы решили сочетать для декора на вертикальной поверхности (на стене, на стенке шкафа и пр.), то для того, чтобы обманка смотрелась достоверно, придётся учитывать некоторые законы художественной перспективы.

С помощью нескольких иллюстраций мы покажем наглядно, как можно легко создать трёхмерное изображение .

1) На подготовленной к декорированию поверхности наметьте три параллельные горизонтальные линии (Рис. 1): линия горизонта (А),средний план (В) и передний план (С). Расстояние между линиями зависит от точки зрения наблюдателя, расположение точки зрения - от местоположения наблюдателя.

Линия горизонта всегда должна располагаться на уровне глаз наблюдателя. Всегда надо помнить, что чем ниже точка зрения, тем дальше друг от друга располагаются линии среднего и переднего плана. По мере подъёма точки зрения расстояние между ними сокращается.

Теперь определите точку схода (Х), в которой будут соединяться все лучи перспективы. В нашем примере точка схода совпадает с точкой зрения (мы вроде как смотрим из правого нижнего угла в сторону верхнего левого).

2) Рассмотрим пример, где нам надо изобразить комнату или глубокую нишу (Рис. 2): две стены и пол (D). Для того, чтобы начать формировать перспективу, проведите линии, которые соединяться в точке схода (Х). Красной линией на рисунке обозначена граница между стеной и полом. Из точки пересечения этой линии с линией среднего плана нарисуйте вертикальную линию (на рисунке она тоже показана красным цветом). Высоту вертикального луча выбираете вы сами, в зависимости от того, какой величины будет создаваемое вами трёхмерное пространство.

Вот мы уже и построили дальнюю стену комнаты.

Линии перспективы, расположенные на участке пола (отмечены голубым цветом), можно использовать для того, чтобы нарисовать паркет (паркетные доски). Далее, если вы хотите изобразить на стенах окна, подоконники, то нужно это делать, обязательно соблюдая координаты, заданные стенами. Очень важно, чтобы лучи перспективы всегда попадали в точку схода (Х).

3) Если вместо досок на полу вы хотите изобразить плитку, то в этом случае надо провести на участке пола дополнительно и горизонтальные линии. Как это правильно сделать - на Рис. 3. Для того, чтобы правильно определить места пересечения этих горизонтальных линий с уже обозначенными лучами перспективы (голубые линии), проведите диагональ из точки Е (внизу справа) в крайнюю левую точку F на среднем плане.

А теперь - проведите параллельные горизонтальные линии через все точки, полученные в результате пересечения лучей перспективы с диагональной линией EF. Разметка плитки готова!

Но следует учесть, что правильно изобразить напольные плитки достаточно трудно, для этого нужно обладать определённым мастерством. Поэтому лучше выбрать вариант пола из досок или изобразить покрытие из каменной плитки неправильной формы (как в средневековых зАмках). Это не только поможет создать иллюзию старины, но и скроет ошибки рисования. К тому же, очень правильная имитация напольного покрытия может и будет свидетельствовать о профессионализме рисовальщика, однако выглядеть будет очень холодно и академично. Такую правильность будет трудно совместить с элементами декупажа.

Теперь рассмотрим примеры построения трёхмерного изображения на любой поверхности.

4) Как и ранее, определяем местонахождение точки зрения . Если она в центре, то нужно нарисовать три стены и пол (Рис. 4а), если сбоку, то - две стены и пол (Рис. 4b).

5) Теперь красками закрасьте заднюю стенку , а затем - боковые или одну боковую. Для работы мы предлагаем , так как они обладают хорошими кроющими свойствами и позволяют исправлять ошибки в трудных местах рисунка - в углах и на местах стыковки стен.

После того, как краски высохнут, можно нанести ещё один красочный слой, чтобы спрятать предыдущие этапы работы (нарисованную разметку).

Для рисования идеально прямых линии лучше всего использовать острую круглую кисть.

6) Чтобы картинка смотрелась реалистичней, советуем выбирать различные оттенки цвета для разных стен .

На стенах можно дополнительно нарисовать полоски или узоры (если нужно имитировать обои).

7) Приступим к декору пола. Для начала нужно покрасить его равномерно одним слоем краски. Потом карандашом нарисовать линии напольного покрытия - досок или плитки (как сделать - см. выше).

Затем более тёмной краской, с помощью круглой острой кисти прорисуйте разделительные линии. Совсем не обязательно делать их идеально прямыми и непрерывными, пусть у нас будут старинные, видавшие виды полы). Для реалистичности пусть каждая плитка или доска отличается по оттенку и по равномерности окраски от других плиток или досок. Можно также дорисовать трещинки и выбоины, чтобы "состарить" пол.

8) Далее можно нарисовать окно на боковой стене, соблюдая при этом правила перспективы . Советуем для начала сделать набросок лёгким прикосновением грифеля карандаша, а уже потом использовать кисти и акриловые краски.

9) Теперь можно приступить непосредственно к декупажу - вырезанию и наклеиванию картинок с изображением мебели, цветов в горшочках и прочих предметов интерьера для заполнения трёхмерного пространства.

10) В заключение можете дорисовать различные детали - занавески на буфете, веточки и листика на комнатных растениях, а также - тени.

Светотени играют важную роль в создании имитации трёхмерного пространства в стиле тромплей. При подрисове и растушёвке теней вокруг предметов (наклеенных аппликаций) следует учитывать, что по мере удаления от источника света тени становятся прозрачнее, по мере приближения - гуще. Избегайте рисовать чёткие тени в удалении от предмета . Но длинные тени рисовать очень трудно. Если у вас ещё нет достаточного опыта, то лучше рисуйте размытые тени без чёткого контура вблизи предмета. Такие тени всегда производят более достоверное впечатление, чем просто неправильные изображения. При растушёвке теней вам очень пригодится и дающий возможность растушёвывать их равномерно и делать плавные переходы и перетекания цвета.

Прежде чем начать рисовать тени, надо рассмотреть вырезанные аппликации. Бывает, что на них уже обозначены участки со светотенью и размещать их следует с учётом направления света.

Для изображения тени от предметов, находящихся на столе или полке, надо прежде всего определиться, с какой стороны будет источник света и рисовать тени в противоположном направлении.

Также при наклеивании аппликаций не забывайте, что предметы визуально уменьшаются по мере удаления от наблюдателя, а фигуры на переднем плане всегда выглядят крупнее.

11) После того, как краска высохла, остаётся покрыть всю работу защитным лаком.

Тромлей или обман зрения – технический прием и направление в современной живописи, основанное на эффектах оптических иллюзий. Цель обманки – создать эффект пространства и объема на плоской поверхности или на нескольких поверхностях, которые под определенным углом рассмотрения складываются в трехмерные картины.

История развития

Впервые обманки использовали во времена Древнего Рима и Греции. Наиболее распространенные иллюзии – реалистичное изображение окна, алькова, двери, атриума на плоской поверхности стены. Обман зрения использовали с целью визуально расширить пространство комнаты. Верх искусства при использовании техники «тромплей» — создание максимально правдоподобной иллюзии. Одним из величайших представителей направления в Греции был Зевксис. Реалистичные обманки на стенах не позволяли усомниться в существовании изображенного предмета, даже при внимательном рассмотрении с близкого расстояния.

Я хочу затронуть тему живописного приёма под названием Тромплей (Тромплей (фр. trompe-l"il, «обман зрения» ) — это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.) В последнее время стало модным понятие 3D, однако кроме самого названия (не учитывая современных технологий) в принципе ничего не изменилось. Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград. Зевскис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в заблуждение Зевксиса.


Действительно, не избалованному обывателю средневековья это творчество казалось чем то запредельным и мистическим, поэтому служители культа сразу взяли себе это на вооружение. Много работ древних мастеров и по сегодняшний день радуют глаз и поражают наше воображение. С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto ins, сверху дальше в переводе с итальянского.

Потолочные фрески работы Андреа
Мантеньяв Камере дельи Спози в мантуанском Палаццо Дукале

Особое место хочу уделить итальянскому живописцу и архитектору представителю барокко Андреа дель Поццо (1642-1709 гг). Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681-1702), затем в Вене. Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и
светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной
архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором
(фрески в римских церквах Сан-Франческо ин Мондови, 1676-1679, и Сант-Иньяцио в Риме, 1685-1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704-1707).Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и роспись Святого Игнатия. Шедевр его таланта — потолок церкви Святого Игнатия Лойолы в Вечном
городе. Храм освятили в 1662 году, но на строительство купола у ордена иезуитов не хватило денег. Выгоднее оказалось пригласить брата-иезуита Поццо, чтобы тот на полотне диаметром 17 метров создал умопомрачительную иллюзию свода несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнатия. В пол чудо-храма вмонтирован белый камень, означающий место, с которого иллюзия на фальшпотолке лучше просматривается.








Купол Иезуитской церкви в Вене
работы художника Андреа Поццо (1703)


Вот ещё несколько примеров неординарных работ


Убегающая критика, Пер Боррель дель
Касо, 1874


Reverse Side of a Painting,
1670,


Edward Collier


Paolo Veronese, 1560-1561

Antonello da Messina, Salvator Mundi,
1465

William Michael Harnett, The Faithful
Colt, 1890

Henry Fuseli, 1750
А вот прекрасный примет реалистичной скульптуры

Мраморный бюст с прозрачной
вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда

Один из авторов этого стиля — Хогстратен Самуэл Ван, голландский художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен рисовал
картины в стиле тромплей и изготовлял так называемые «волшебные ящики» — коробки с нарисованным внутри на их стенках вещами, с альковами и анфиладами комнат, видимых в дверные проемы. Один из таких ящиков сейчас находится в Лондонской национальной галерее.

Сегодня этот эффект особенно любят в знаменитой компании
Cappellini — например, они выпустили кресло с «рассыпанным» по нему содержимым дамской сумочки, которое так и хочется сдвинуть в сторону, прежде чем сесть.Дизайнер и модельер Пол Смит придумал легкие современные белые стулья для столовой, на каждом из которых есть следы «пиршества» —пятна, кусочки блюда, «забытые вилки» с намотанными на них спагетти.


Одно из достоинств приема — то, что он относительно недорог и позволяет скрыть любые дефекты и неровности. Длинные коридоры и «слепые» комнаты без окон с его помощью превращаются в просторные холлы и терассы, залитые солнечным светом.


В роли тромплея в твоей квартире могут выступать и обыкновенные фотообои, зрительно раздвигающие пространство — например, с фальшивым окном или дверью в сад, либо с изображением, например, солидной библиотеки со старинными кожаными фолиантами.