Собеседование при приеме на работу пример диалога. Типичные вопросы при приеме на работу

Первоклассные навыки общения необходимы для успешного собеседования. Представьте себя на месте работодателя, которому необходимо выбрать между двух кандидатов, что имеют схожий опыт работы по специальности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом один их кандидатов говорит четко, сжато и страстно, в то время как второй кандидат излагает свои мысли витиевато и безжизненно.

У кого из них больше шансов получить вакансию, на которую проводится собеседование? Из этого примера мы видим, что общение является одним из ключевых факторов для успешного прохождения собеседования.

Даже если у вас значительный стаж работы, грамотно составленное резюме, это не всегда является ключевым моментом для согласования вашей кандидатуры на рассматриваемую должность.

Общие моменты

Чтобы ваше собеседование прошло успешно, и вы получили работу в компании, необходимо заранее изучить правила первого собеседования.

Ваша профессиональная подготовка является весомым моментом для того, чтобы вы были приняты на работу. Идя на собеседование с работодателем, ни в коем случае не опаздывайте.

Заранее уточните, где находится компания. Лучше выйти из дома заранее, чтобы пробки или другие факторы не помешали вам появиться вовремя.

Работодатель оценит вашу пунктуальность. Это всегда производит благоприятное впечатление и послужит вам дополнительным плюсом.

Не старайтесь понравиться всем лицам, которые проводят с вами собеседование. Ваша честность и искренность будут лучшим качествами для создания о вас позитивного мнения.

Что это такое

Собеседование имеет достаточно обширное понятие. Собеседование является переговорами между работодателем и соискателем, во время которых представитель компании оценивает внешний вид кандидата, его умение держаться.

Как правило, это определение опыта сотрудника, соответствие его профессиональных параметров вакантной должности.

Собеседование может проходить в форме дружеской беседы, а иногда и в форме допроса. Какой характер примет беседа полностью зависит от людей, которые проводят отбор персонала.

Часто собеседование проходит в форме интервью, во время которого задается не только стандартизированный ряд вопросов.

Целью интервью — является понимание, насколько продуктивно человек сможет работать в созданном коллективе, станет ли он его частью или постоянно будут возникать конфликтные ситуации.

Часто отбор проходит в несколько этапов. Иногда соискателю предлагают пройти .

Какие бывают виды

Устраиваясь на работу, вы должны иметь представление о видах собеседования, чтобы заранее выбрать тактику поведения и подготовиться к предстоящим вопросам.

Наиболее часто при выборе персонала используют интервью с потенциальными сотрудниками.

Целью любого собеседования является оценка будущего персонала, насколько он подходит для осуществления предлагаемой работы, оценка уровня его профессиональных знаний и навыков, компетентность для решения основных рабочих вопросов.

Виды собеседования разделены на несколько типов по:

  • содержанию;
  • кругу лиц;
  • форме организации.
Собеседование по компетенции Во время, которого потенциальный сотрудник, информирует какой у него профессиональный опыт, наличие навыков, умений, какое он получил образование
Ситуационное Когда кандидат должен решить разные ситуационные задачи, по тем критериям, которые обозначил работодатель. Задачей собеседования является, определение способа мышления, а так же быстрота разрешения нестандартных рабочих ситуаций
Структурированное собеседование Является комплексным, во время которого производится не только оценка ответов, на задаваемые вопросы, но и учитывается внешний облик, грамотность, умение быстро реагировать на вопросы с подвохом
Стрессовое Данный вид собеседования применяется, как правило, при отборе руководителя, для проверки эффективности выполнения работы кандидата в стрессовых ситуациях

По кругу лиц собеседования разделены на:

По форме организации собеседования разделены на:

Правовые аспекты

Существует ряд правил оформления работников. После прохождения кандидатом собеседования, просят предоставить ряд документов:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета, если сотрудник военнообязанный или является лицом, подлежащим призыву в армию;
  • документ об образовании.

Организация не имеет право требовать от работника другие дополнительные документы, кроме вышеперечисленных ().

Но многие работодатели требуют представление ряда дополнительных документов. Например, документы, подтверждающие квалификацию работника, такие как свидетельство об обучении на курсах.

Признать данное требование противозаконным затруднительно. Так как работодатель может отказать в приеме на работу, из-за того, что эти документы были не представлены.

Мотивируя причину отказа необходимостью представления подтверждающих документов, для осуществления данной работы (ст. 65 ТК РФ).

Соискатель вынужден выполнить данное требование, для получения преимуществ, перед другими кандидатами.

Выполнение этих немногочисленных правил помогут компании и соискателю исключить многие ошибки, допускаемые при трудоустройстве.

Как проходить собеседование при приеме на работу

Определяет только, как оформить человека на рассматриваемую вакансию, не устанавливая при этом правила трудоустройства.

Как провести собеседование при приеме на работу? Опыт крупнейших компаний, включая западные, регламентирует процедуру трудоустройства.

При этом она нигде юридически не закреплена. Но благодаря широкому распространению приобрела характер стандартизированного метода.

Правила проведения собеседования следующие. Первым этапом является знакомство с документами рекрутера, получение информации о соискателе.

На основании представленных документов работодатель предварительно знакомится с человеком, который претендует на должность.

Оценка будущего сотрудника только на основании, предоставленных документов проводится поверхностно.

Дискриминационными моментами часто служит пол, наличие детей до 7 лет, состояние здоровья, наличие или отсутствие регистрации.

Государственные организации ориентируются при приеме на работу на личные рекомендации, полученные от коллег и знакомых.

Профессиональная подготовка является вторичным фактором. Коммерческие организации оценивают кандидатов, по критерию, кто принесет большую прибыль для их бизнеса.

Вторым этапом приема на работу является проведение собеседования, целью которого является не только профессиональная подготовка, но и оценка его нервной системы.

Так же требуется быстрота реакций, способности переносить эмоциональную и интеллектуальную перегрузки, быстроты переключения с одной задачи на другую, выдержки при нестандартных вопросах.

Этапы собеседования чаще всего строится следующим образом:

  • краткое освещение цели беседы;
  • освещение специализации предприятия;
  • рассказ о должности, на которую происходит отбор, обсуждение условий труда, предполагаемую заработную плату;
  • расширенный опрос о профессиональной квалификации, уточнение данных ;
  • ответы на вопросы, потенциального кандидата.

Третьим этапом является профессиональное тестирование. Опираясь на опыт в данном вопросе зарубежных работодателей, а также крупнейших российских компаний, исследование показало следующее.

Что проведение тестирования кандидатов, является важным моментом при выборе подходящей кандидатуры. Более мелкие организации используют только два вышеуказанных этапа отбора.

Они мотивируют это тем, что тестирование претендента необходимо проводить, опираясь на оценку психолога, содержать которого на постоянной основе в штате экономически не целесообразно.

Для организации эффективного собеседования необходимо помещение, где можно провести беседу не отвлекаясь на внешние факторы.

Так же у человека, который проводит интервью, должны быть:

  • список претендентов и протокол для занесения краткой информации о кандидате, полученной во время беседы;
  • список требований к потенциальному сотруднику;
  • должностная инструкция рассматриваемой вакансии;
  • набросок плана собеседования;
  • список вопросов;
  • формуляры для занесения ответа соискателей;
  • оборудованное помещение для проведения переговоров.

Что говорить потенциальному руководителю

Когда пройден первоначальный отбор и вас пригласили на беседу, не забывайте, что собеседование это общение равных индивидуумов, при этом каждый имеет свою позицию, интересы.

Собеседование при приеме на работу как речевой жанр, используемый в искусстве переговоров.

Заранее подготовить ответы невозможно, но существует ряд, наиболее часто используемых вопросов:

Вопросы Рекомендуемый ответ Нюансы ответа
Что вы можете рассказать о себе Я ответственен к поручаемым мне обязанностям, быстро воспринимаю информацию и дисциплинирован.
У меня присутствуют навыки и умения, для выполнения данной работы, так как она мне интересна
Это прекрасная возможность рассказать о себе. Компании всегда нужен сотрудник, кто хочет работать и в состоянии исполнять ее, кто ответственен, управляем, дисциплинирован, воспринимает критику, обладает умением воспринимать новое.
Нужно подготовиться к презентации, которая раскроет присутствие у вас вышеперечисленных умений. Следует показать свой интерес к данной вакансии
У вас есть вопросы Что включено в мой должностной функционал?
В связи, с чем освободилась данная вакансия
Данный вопрос могут задать одним из первых. Нужно предварительно составить перечень вопросов, чтобы можно было озвучить их работодателю. Прочитайте в интернете о компании, это облегчит вам задачу. Не задавайте больше трех вопросов
В связи, с чем вы решили выбрать работу в нашей компании Вашей компании присуще перспективное развитие.
Именно у вас я рассчитываю повысить свой профессиональный опыт
Обоснуйте свое желание работать в этой фирме наличием возможности получения карьерных перспектив
Поступали ли другие предложения о трудоустройстве Да Интерес другого работодателя существенно увеличит вашу ценность, как сотрудника
Назовите ваши сильные стороны Нужно перечислить те качества, что будут незаменимы при этой работе
Назовите, ваши слабые стороны Нужно перечислить ваши недостатки, но также озвучить свои сильные стороны
Какую должность вы хотите занять через пару лет Я не планирую менять работодателя и рассчитываю на карьерный рост
Ваши зарплатные ожидания Я не нахожу целесообразным говорить о заработной плате, не узнав условия работы.
Надеюсь, что ее размер будет на уровне среднестатистической зарплаты, получаемой у вас в компании

Как подготовится к диалогу

Результат собеседования напрямую зависит от того как вы подготовились к нему. Ознакомьтесь с историей фирмы.

Если вы владеете информацией, когда компания была организована, знаете историю ее развития, преимущество перед другими конкурентами, то это облегчит вам ответы на ряд вопросов.

Перед собеседованием отдохните, чтобы ваш изнеможенный вид не отпугнул работодателя. Чрезмерное волнение соискателя создает впечатление, что вы неуверенный человек и неспособны в дальнейшем разрешить сложные ситуации.

Видео: стресс-интервью при приеме на работу

Одеваясь на встречу, придерживайтесь делового стиля. Пусть это будет не дорогая одежда, но она должна быть опрятной и чистой.

Оденьтесь соответственно, если вы рассчитываете на высоко оплачиваемую . Женщине лучше не надевать провокационные юбки и излишне обнаженный верх.

Прейдите на встречу немного раньше. Чтобы работодатель вас не ждал, пунктуальность очень важна для положительного образа.

Существующий порядок проведения (план)

Основная цель собеседования заключается в оценке кандидата на будущую вакансию, чтобы определить насколько данный человек подходит для работы в вашей компании. Заранее подготовленный план для собеседования – необходимость, для успешной оценки кандидата.

Структура проведения встречи с соискателем может выглядеть следующим образом:

Встретьте соискателя, на рассматриваемую должность Помогите человеку расслабиться и почувствовать себя комфортно
Расскажите о цели собеседования И об условиях предстоящей работы
Необходимо делать пометки о каждом кандидате Чтобы в дальнейшем было легко вспомнить, о чем говорил каждый
Постарайтесь произвести оценку тех качеств, которыми обладает человек Пусть человек проникнется к вам доверием, так вы сможете получить больше полезной информации от собеседника
Предоставьте человеку Возможность выговориться
Проявите гибкость, вы можете получить полезную информацию Что позволит провести собеседование быстрее, отменив вопросы, которые предусмотрены вашим планом
Внимательно слушайте ответы собеседника Чтобы задать новый вопрос, для полного раскрытия информации
При беседе будьте дружелюбны Не допускайте снисходительного тона и панибратства
Пусть кандидат расскажет о своем видении решения типичной рабочей ситуаций Чтобы можно было оценить его профессиональные качества. Сообщите кандидату о заработной плате, отпуске и
При завершении собеседования уточните, есть ли у собеседника вопросы Необходимо проинформировать человека, когда можно будет узнать решение о результатах отбора
Не сообщайте решение о приеме или отказе на самом собеседовании Решение следует принять после собеседования со всеми кандидатами

Типичные ошибки во время беседы

  1. Вы опоздали на собеседование, и пришли в одежде, не соответствующей корпоративному стилю.
  2. Сильно приукрашаете свои достоинства и считаете, что недостатков у вас нет.
  3. Негативно отзываетесь о своем бывшем руководителе.
  4. В начале собеседования сразу интересуетесь размером заработной платы.
  5. Признаетесь, что вы ничего не знаете о сфере деятельности компании, куда пришли на собеседование.
  6. Общаетесь дерзким тоном.
  7. Вы излишне стеснительны.
  8. Вы появились на собеседование в неопрятном виде, постоянно жуете жевательную резинку.
  9. Вы делаете акцент на том, что получили несколько интересных предложений о трудоустройстве от других компаний и в настоящий момент выбираете наиболее выгодный для вас вариант.
  10. Прерываете собеседника, излагаете свои проблемы, хвастаетесь знакомством с влиятельными людьми, долго и витиевато отвечаете на каждый заданный вопрос.

Пример диалога с вероятным работодателем

Соискатель Работодатель
Здравствуйте Здравствуйте, Евгений
Меня заинтересовала ваша вакансия менеджера Да, вакансия есть
Не подскажите, название вашей компании и круг обязанностей У нас в объявлении всё указано
В объявлении говорится, что требуется менеджер, но не указано название компании, где она расположена и график работы. Можно эти моменты уточнить Фирма называется «Колибри». Мы расположены по адресу Семеновский проспект 5. График работы с 09-00 до 18-00 часов
Какая заработная плата на данной вакансии 10 % от реализуемой продукции
Я более 5 лет работаю менеджером и уверен, что справлюсь с данной работой. Когда я могу приехать к вам на собеседование Приезжайте завтра к девяти утра, возьмите с собой ваше резюме
Спасибо, завтра я обязательно приеду к данному времени До свидания
До свидания

Собираясь на собеседование, не одевайтесь пестро, чтобы не произвести впечатления легкомысленного человека. Мужчинам лучше избегать галстуков вызывающего цвета, он должен быть одного тона с обувью и носками.

К черным ботинкам не стоит надевать светлые брюки. Предварительно, сделайте маникюр, иначе их неопрятный вид бросится в глаза, что может навеять мысли о вашей неряшливости.

Если вам предложили закурить, воздержитесь. Скажите что курите, но пытаетесь бороться с вредной привычкой. Женщинам стоит подобрать косметику естественного тона.

Цвет вашего лака для ногтей должен соответствовать губной помаде. Воздержитесь от духов или используйте их очень сдержано.

Вы произведете благоприятное впечатление, если вы во время беседы проявляете:

  • настойчивость;
  • доброжелательность;
  • обаятельность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • инициативу.

Работодатели отдают предпочтение, если вы:

  • дружелюбны;
  • заботливы;
  • тактичны;
  • обладаете чувством юмора.

Нюансы при заполнении анкеты

В ряде организаций к составлению привлекают психолога, для выявления соискателя. Как правило, вопросы, разработанные психологом, служат для более глубокого понимания личности человека.

Эти вопросы касаются музыкального пристрастия, любимого жанра литературы и кинофильмов.

Так же соискателю предлагают ответить на ситуационные вопросы, интересуясь его выбором, что можно предпринять при смоделированной ситуации.

Если пригласили на второе (повторное)

Если вы успешно прошли первое собеседование, то вас приглашают на вторую беседу, для принятия окончательного решения о приеме на работу.

Его проводят, чтобы получить представление, сможете ли вы справиться с профессиональными обязанностями и найдете ли общий язык с коллегами по работе.

Если на первом собеседовании вы не общались с руководителем, то вас представят ему, проведут по компании. Вы сможете увидеть своих будущих колен по работе.

Не упустите, что требования к костюму и деловому стилю общения должны присутствовать и на втором собеседовании. Перед предстоящей беседой вспомните, какие ответы на вопросы вы давали, чтобы не попасть впросак.

Особенности заполнения протокола

Во время собеседования вся полученная информация о кандидате фиксируется в протоколе, который может вести секретарь или другой сотрудник.

После собеседования анализируются ответы кандидатов, и обсуждается каждая кандидатура. После этого подводятся итоги, которые фиксируют в протоколе.

Данный протокол по каждому кандидату со всеми предоставленными от него документами подшиваются в отдельную папку.

Если диалог с психологом

Для полной картины личности кандидата в крупных компаниях предусмотрена беседа с психологом, при этом испытуемый может даже не догадываться, кто с ним беседует.

Прохождение этого этапа собеседования предполагает разные методы оценки личности, кроме простого диалога.

Это могут быть стандартизированные тесты или тесты различной направленности, позволяющие определить:

  • профессиональную мотивацию;
  • способность командной работы;
  • конфликтность соискателя.

Напомним, что главная цель нашего ресурса — научить Вас быстро и без усилий находить интересную и высокооплачиваемую работу.

В предыдущей статье « » мы подробно разобрали все особенности и правила составления этого документа.

Как успешно пройти собеседование

При трудоустройстве каждый человек испытывает определенный стресс, вне зависимости от того сколько собеседований в жизни уже было, одно или десятки.

Потенциальная оценка собственных навыков, умений, да что там говорить, и внешности другими людьми, оказывается крайне стрессовой ситуацией.

Тем не менее есть достаточно простые правила, которые помогут справиться с собеседованием и получить желаемую должность.


Соискатели, владеющие информацией о потенциальном работодателе обладают преимуществом

Первое, что нужно сделать после получения приглашения – внимательно изучить информацию о компании в целом и о подразделении, в котором открыта вакансия.

Необходимо проштудировать все возможные источники – официальный сайт, отзывы о работе компании, вероятно, статьи, в которых упоминается имя фирмы (о крупных организациях как Сбербанк, Леруа Мерлен или МТС вы найдете массу информации в сети, но касаемо мелких фирм — придется немного потрудиться)

Так формируется картина, в которой должно быть четкое видение, чем занимается компания, какую репутацию имеет.

И, главное, нужно ответить на вопрос, видите ли вы себя, занявшим эту должность, что будете делать, какие знания и умения помогут вам выполнять обязанности, какими уникальными навыками вы наделены, чтобы делать это лучше других.

На собеседованиях первого уровня (с отделом кадров) очень любят спрашивать «Почему вы выбрали нашу компанию?».

Ответ должен быть готов заранее, если в него включить пару ярких, но не избитых фактов о компании, то однозначно можно получить хороший плюс.


Обязательно изучите собственное резюме заранее

С вероятностью 99,9% первым прозвучит вопрос – расскажите о себе. И это ваш звездный час.

Неумолимая статистика гласит, что впечатление о соискателе формируется в первые 3 минуты.

Если удалось их использовать, максимально заинтересовав интервьюера, то, можно сказать, что судьба решена, далее он неосознанно либо будет помогать своими высказываниями, либо, наоборот, топить.

Посему необходимо до собеседования взять собственное резюме и тщательно изучить его.

Далее, необходимо составить план, в который вы вносите данные о месте работы и выполняемом функционале, делая особый акцент на успехах и достижениях. Идеально по каждому месту работы записать себе пункты: выполнил, организовал, спроектировал. Лучше избегать банальных: работал, участвовал.

Естественно, работодателя интересует ваш профессиональный опыт, любые интересные жизненные факты, не связанные с работой в рассказ о себе включать не надо.

Опираясь на план, расскажите о себе перед зеркалом или потренируйтесь перед домашними. Рассказ должен быть четким, емким, информативным, но не затянутым.

Идеально 2-3 минуты структурированного монолога. Рассказ о себе должен быть «вкусным», цель рассказа заинтересовать собеседника и выгодно представить себя.

Закончить рассказ о себе следует информацией о причинах поиска новой работы.

Вопросы и ответы на собеседовании


будьте готовы и успех обязательно придет

Стоит также заранее подготовить типичные ответы, которые наверняка придется использовать во время диалога с работодателем:

1. Причины ухода с последнего места работы?

Как бы ни сложилась ситуация на последнем месте, ни в коем случае не нужно озвучивать негатив (плохие отношения с коллегами, низкая заработная плата, начальник самодур). Такие причины провоцируют думать о вас как о недалеком человеке.

Более приемлемым ответом будет информация о жажде развития, поиске новых горизонтов, желания попробовать себя в новой роли.

2. Сильные и слабые стороны

Как ни странно, но и на это часто можно услышать неразборчивое бормотание.

С сильными качествами следует быть осторожнее, не все они могут быть полезны на потенциальной должности, выберите 2-3 таких, которые смогут оригинально выделить вас на фоне других соискателей.

Отрицать наличие слабых сторон тоже неверный ход. Следует заранее подумать, как можно выгодно подать свои недостатки, для этого рекомендуется превратить их в достоинства. Например, необщительность для бухгалтера или аналитика не является недостатком, как и для менеджера готовность браться за несколько дел единовременно.

К тому же работодатель не ищет конкретных недостатков, этим он пытается определить вашу самооценку и готовность к самокритике.

3. Почему мы должны взять вас?

В ответе на подобные вопросы важно акцентировать ответ на умениях и навыках, которых нет у других соискателей, а также на готовности развиваться, внедрять в работу инновации, взаимодействовать с коллегами.

4. Кем вы будете через 3/5/10 лет?

Опять же, работодатель не ждет точного названия должности (хотя ее вполне можно назвать, если вы знаете, о чем говорите), а хочет видеть направление развития и умение человека планировать и ставить долгосрочные цели.

А также стоит быть готовым к неудобным, или как их называют, стрессовым вопросам. Их цель – увидеть живую реакцию человека. В качестве «толчка» могут быть использованы болевые точки, например, изъяны внешности («Если вы знаете, что в брюках выглядите полнее, зачем одели их на собеседование?»). На такого рода выпады следует реагировать спокойно и желательно с юмором.

А еще, если вы устраиваетесь на «продающую» должность могут попросить «продать ручку» — это типичный тест, используемый кадровиками, чтобы оценить способности продавать будущего работника.


По статистике, кадровики значительно выше ценят тех кандидатов, которые проявляют интерес во время интервью

Продумайте заранее, какие о чем вы хотите узнать у потенциального работодателя. Не стесняйтесь спрашивать про зарплату, штрафы, бонусы, льготы и отношения в коллективе. Обязательно спросите у руководителя, какие навыки и личные качества важны для заполнения вакансии.

Помните, что вы также оцениваете предложенные вам условия и имеете право полностью удовлетворить свое любопытство.

Соискатели, которые вообще ничего не спрашивают, считаются безынициативными.

Как одеться


Не забывайте, что «встречают по одежке»»»

Обязательно перед собеседованием желательно продумать внешний вид — гардероб, макияж, прическу.

Все эти элементы напрямую связаны с местом, на которое вы претендуете. Если вакансия предполагает работу с клиентами, то однозначно выбираем классический стиль, минимальный набор аксессуаров, приятный и аккуратный макияж, невысокий каблук.

Для закрытых от клиентских глаз местах часто нет дресс-кода, но желательно уточнить эту информацию заранее. Отсутствие официального стиля совершенно не предполагает мятой одежды или немытых волос.

Лишними окажутся яркие украшения, перстни, пирсинг.

У вас никогда не будет возможности произвести первое впечатление повторно.

Как вести себя


Строго соблюдайте правила поведения

В день собеседования нужно прибыть на место будущей работы заранее. Помните, что опоздавший соискатель еще до встречи получает жирный минус.

  1. Возьмите с собой распечатанное резюме, чтобы вам было проще говорить о себе, ручку, чтобы делать пометки.
  2. Постарайтесь расслабиться. Помните, что оценивают не только вас, но и вы компанию. Никто не обязывает вас работать на неприемлемых условиях, будьте уверены в своих словах.
  3. Улыбайтесь. Пусть разговор примет форму дружеской беседы, темой которой стали вы и ваша профессиональная деятельность.
  4. Избегайте закрытых поз, не перекрещивайте руки или ноги. Хорошо когда корпус тела чуть наклонен к собеседнику, ладони раскрыты, смотрят вверх. Смотрите в глаза человеку, если интервьюеров два, то переводите взгляд с одного на другого, но не слишком часто, не стоит блуждать глазами по потолку или столу.
  5. Отвечайте по существу, без воды и хождения вокруг да около. Если сразу не можете найти ответ, попросите пару секунд, чтобы сформулировать грамотный и структурированный ответ.

Ну и главное – будьте в хорошем настроении и работа мечты станет вашей! Если вас пригласили на встречу, значит, компания заинтересована в ваших способностях.

Ваша главная задача - произвести впечатление и убедить работодателя что именно вы наиболее подходящий кандидат на вакантную должность.

Если вы устраиваетесь на руководящую должность?

В принципе все требования остаются теми же. Но если вы претендуете на руководящую должность, то стоит проявить гармоничное сочетание вежливости и тактичности, а также показать твердость и решимость лидера — ведь именно эти качества в первую очередь важны для будущего начальника.

Типичное собеседование состоит из нескольких ступеней. Сначала потенциальный работодатель изучает , скорее всего свяжется с вами по телефону, задаст общие вопросы в интересующих сферах.

Если после первой встречи ваша кандидатура произвела положительное впечатление, то последует приглашение на очное интервью со специалистом, который проводит профессиональное тестирование.

Обязательно посмотрите видео Марии Кравчук, в котором она простым и доступным языком рассказывает о прохождении собеседования при приеме на работу

Его задача - определить уровень вашей квалификации и оценить соответствие предъявляемым требованиям.

После этого предстоит беседа с руководителем фирмы или кадровой службы. Если все пройдет успешно, то последуют обсуждения наличия и условий , формы и уровня оплаты, соцпакета и т.д.

Стоит помнить о том, что в процессе интервью вы тоже имеете право уточнять интересующие моменты, ведь это, по сути, диалог между работодателем и будущим работником.

Это самое подходящее время, чтобы до мелочей узнать интересующие вас моменты: перспективы карьерного роста, обустройство рабочего места и т.п.



Также проявление заинтересованности положительно скажется на оценке вас работодателем.

Интервью обычно проводят опытные специалисты по персоналу, поэтому лучшим советом для вас будет быть искренним и оставаться самим собой.

По скайпу

Если вам предстоит разговор по Skype, то следует учесть некоторые моменты:

  • обеспечьте тишину: заранее уберите домашних животных, детей, выключите звук на телефоне и домофон — вас ничто не должно отвлекать
  • выберите подходящий фон: лучше однотонные светлые обои. Вряд ли вы произведете впечатление при трудоустройстве в серьезный банк если будете вести беседу на фоне плаката Мерлина Мэнсона
  • Оденьтесь соответствующе
  • Отрегулируйте положение камеры

Со службой безопасности

Одним из этапов трудоустройства может быть интервью со специалистом службы безопасности или даже на полиграфе (например, если вы поступаете на службу в органы внутренних дел). Здесь важно справиться со стрессом- будьте спокойным, последовательным и честным — ведь в основном все СБ -шники это бывшие сотрудники МВД, которые вышли на пенсию, и они очень хорошо понимают, когда их пытаются обмануть.

Что делать, если предстоит пройти интервью на английском?

Вообще-то это отдельная тема! Если вы в совершенстве знаете язык, то проблем с этим не должно возникнуть, но если вы не уверены в себе, то предлагаем несколько рекомендаций по прохождению собеседования на английском (например при устройстве в США):

  1. Возьмите список вопросов из этой статьи на русском и переведите их
  2. Проанализируйте разные варианты их формулировки и выпишите их по-порядку
  3. Введите их в Google переводчик и нажмите на значок микрофона, так вы сможете их прослушать с хорошим произношением и привыкнуть к этим фразам
  4. Также стоит предварительно составить примеры ответов и выучить их наизусть
  5. Во время разговора произносите все естественно, чтобы не выглядело как рассказ стихотворения.

Основные причины отказа

К главным причинам отказа относятся:

  1. Не соответствующий (вульгарный, неряшливый) внешний вид.
  2. Попытка продемонстрировать свое превосходство во всем
  3. Плохая дикция
  4. Отсутствие планов, целей, неуверенность.
  5. Большое количество требований и условий
  6. Несоблюдение делового этикета
  7. Проявление апатии, незаинтересованность, отсутствие энтузиазма
  8. Скрытность, агрессивность.

Надеюсь мы смогли понятно рассказать о том, как успешно пройти собеседование при приеме на работу и что не стоит делать ни в коем случае. В следующей статье мы расскажем о дальнейших шагах — написании и прохождении на новом месте.


Мы вновь возвращаемся на собеседование Ольги Поповой в компанию «Дейтер» с Виктором, который задает следующий вопрос:

Ольга: Одной из моих сильных сторон является работать по На последнем месте работы я делала все отчеты и презентации согласно дедлайну. В работе я придерживаюсь принципа Парето 80/20, что помогает мне выполнять свои обязанности и задачи, поставленные руководителем в срок. Другой моей сильной стороной является то, что я — . В компании «Трестер» мой регион «Центр», в который я вхожу, участвовал в конкурсе, призом в котором была поездка на Кипр.

Мы должны были вместе с руководителем продумать стратегию развития продаж на полгода, разработать промо-программы и промо-акции, чтобы добиться выполнения плана продаж на 110 %. Я, как член команды, предложила новую тактику продаж, которую поддержали остальные коллеги. Мы вместе сделали презентацию для того, чтобы представить ее всей компании. Она понравилась руководителям, но мало того, эта стратегия сработала, и мы перевыполнили план продаж на 13 %, который в итоге составил 123 %. Только благодаря совместной работе, мы смогли этого достигнуть.

Виктор: Ваши результаты, действительно, впечатляют.

Ольга: Я плохо разбираюсь в программах по созданию отчетов, так как у каждой компании свои особенности, но мне очень нравится учиться и узнавать что-то новое и мне совсем не жалко потратить свое личное время, чтобы овладеть новыми навыками. На последнем месте работы я была незнакома с одной из таких программ, но всего за две недели я ее освоила, выделяя на это свое свободное время и смогла обучать других сотрудников, как ею пользоваться.

Виктор: Почему Вы думаете,

Ольга: У меня есть подходящее образование в этой области. Я закончила МЭСИ по специальности «Маркетинг». Мой опыт работы в продажах составляет 10 лет в трех крупных компаниях, в каждой из которых я занимала разные позиции, начиная с мерчендайзера и заканчивая менеджером по работе с ключевыми клиентами. Я обладаю специальными навыками, необходимыми для этой работы: я владею основными техниками продаж и презентации, умею работать в команде, знаю, как и проводить переговоры с партнерами. Учитывая все вышесказанное, я могу смело заявить, что мои знания и квалификация подходят для должности регионального менеджера по продажам.
Виктор:

Такие вопросы, как считает Ольга, бесполезны и отнимают время от по-настоящему важных и стоящих вопросов. «Никто не может сказать, что с ним будет завтра, а работодатель хочет услышать, что со мной будет через пять лет. Я же не предсказательница!» — так рассуждала Ольга, когда готовилась к собеседованию, просматривая в Интернете самые популярные вопросы на собеседовании. Она, конечно, понимала, зачем задает работодатель такой вопрос – узнать, каковы амбиции человека, насколько он целеустремлен и проактивен. Ольга заготовила ответ на такой вопрос:

Ольга: Через пять лет я вижу себя в компании «Дрейтер», занимающей вашу должность — дивизионного менеджера, тогда как Вы стали к этому времени директором по продажам.

Виктор: Хм.. Любопытно.

Виктор немного растерялся от такого неожиданного и сбивающего с толку ответа. Он даже немного разозлился и решил спровоцировать Ольгу следующим утверждением, ожидая увидеть замешательство на ее лице.

Виктор: Я не уверен, что Вы подходите для данной работы, — сказал Виктор безразличным и не терпящим возражений голосом.
Однако, Оля была готова и к такому роду вопроса, поэтому он не застал ее врасплох.

Ольга: Почему Вы так считаете? – спросила Оля Виктора естественно и непринужденно.
Виктор не ожидал такого поворота событий, поэтому ему пришлось на несколько секунд задуматься и в итоге, он признался:
— Вы слишком самоуверенная и напористая в своих ответах.

Ольга: Я считаю, что такие качества в менеджере по продажам жизненно необходимы. Это часть профессии менеджера, который должен быть уверен в себе и в своем продукте, который он предлагает купить клиенту. Качества, которые Вы перечислили — «самоуверенная и напористая» и отнесли к недостаткам, на самом деле в нашей области считаются достоинствами, без которых невозможно показать высоких результатов по продажам.

Тем не менее Виктор не сдавался и попробовал еще раз задать вопрос из
— Почему я должен нанять внешнего кандидата, тогда как мог бы предложить работу кому-то внутри компании?

Ольга: Да, конечно, Вы могли бы предложить эту должность одному из ваших внутренних кандидатов, которым я не сомневаюсь, Вы устраивали собеседования. И это было бы намного дешевле для компании и в каком-то смысле даже надежнее, так как этот работник замотивирован и хорошо зарекомендовал себя. Однако, ни один из них не подошел на эту должность, иначе, я не сидела бы здесь сейчас. Исходя из этого, я делаю вывод, что данная вакансия не может быть закрыта внутренним сотрудником. Наняв меня, продажи бытовой техники в Вашей компании из разных категорий начнут расти, благодаря моим знаниям и навыкам, полученным на последних местах работы, которые я с радостью применю для получения высоких показателей. Я привнесу в компанию легкую и непринужденную обстановку, а также массу идей для улучшения выполнения планов продаж и повышения эффективности производства.

Виктор: У Вас есть ко мне какие-нибудь вопросы?

Ольга знала, что этот вопрос сигнал – собеседование подошло к концу. Она понимала, что ей нужно задать пару вопросов Виктору и не упустила этой возможности:
— Какой Вы руководитель?
— Что Вы имеете в виду? – Виктор был ошеломлен таким вопросом. Ему еще ни разу не задавали такой вопрос.
— Какой стиль руководства Вы используете в работе?
— Не могу сказать, что я приверженец одного стиля. Скорее это комбинация демократического и авторитарного стилей.
— Какая Ваша самая главная черта?
Виктор: Такое ощущение, что Вы задаете мне блиц-вопросы, которые к работе не имеют никакого отношения.
Ольга: Вовсе нет. Они имеют самое непосредственное отношение. Вы ведь знаете, что человек устраивается в компанию, а работает на руководителя. Поэтому, какая Ваша самая главная черта?
Немного задумавшись, Виктор ответил:
— Моя главная черта – результативность. И предвосхищая Ваш следующий вопрос, именно результативность я ценю в людях.
-Вы не угадали мой следующий вопрос. Однако, хорошая попытка была. – с улыбкой на лице сказала Оля.- Мой последний вопрос звучит так: какие Ваши увлечения?
Виктор не ожидал такого последнего вопроса. По правде сказать, он, вообще, не ожидал ничего подобного.
— Я увлекаюсь дайвингом. Если можно так сказать, дайвинг — моя страсть. Вы удовлетворены моими ответами? – с сарказмом в голосе спросил Виктор.

Улыбнувшись Ольге и посмотрев на часы, Виктор произнес следующее:
— Что ж, боюсь, пришло время заканчивать собеседование. Было приятно с Вами познакомиться, Ольга. О нашем решении Вы узнаете через Наталью, HR-менеджера. Она с Вами свяжется в ближайшее время.
— Когда конкретно Вы планируете принять решение, подхожу я Вам или нет?
Оля заранее решила, что задаст такой вопрос, потому что не хочет оставаться в неведении неопределенное время. Это было рискованно, но она взвесила все «за» и «против» и пришла к заключению, что лучше спросить, чем потом жалеть, что не спросила.
— До конца следующей недели. Мы хотим закрыть эту вакансию, как можно скорее, потому что у нас через неделю конференция, на которой бы я хотел уже представить нового сотрудника руководству компании. Вам нужно будет отрабатывать две недели?
— Нет, не думаю.
— Тогда ждите звонка от Натальи. До свидания.
— Спасибо Вам, Виктор, за такое собеседование. Это одно из самых сложных и трудных интервью, через которое мне когда-либо приходилось проходить.
— Вы на удивление хорошо справились со сложными вопросами.
— Спасибо. До свидания.
— До свидания.

«Да, никогда я еще не испытывала такой стресс на собеседовании. Я изо всех сил старалась скрыть и не показать свою нервозность. Надеюсь, у меня это получилось. Fingers crossed!»

Такие мысли крутились в голове у Ольги, пока она ехала в лифте. Нельзя сказать, что она была слишком измучена, скорее ее накрыла сильная усталость вместе с предвкушением чего-то хорошего. На ресепшен она позвонила Наталье, HR -менеджеру, чтобы сообщить, что собеседование закончилось. Они говорили по телефону, так как Наталья была занята.

  • Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 свое собеседование? — поинтересовалась Наталья.
  • Я думаю, что на 8. Немного в начале я была закрепощена, растеряна, а потом пришла в себя и интервью уже шло более-менее предсказуемо.
  • Наверное, Виктор, как обычно, использовал свою тактику молчания и игнорирования кандидата?
  • Да, именно так и было. Я впервые с таким столкнулась, поэтому и не знала, как себя вести и реагировать на это.
  • Да, Виктору нравится показывать безразличие – не замечать человека. Он таким образом проверяет кандидата на Я рада, что интервью состоялось. Я Вам позвоню, чтобы сообщить решение компании на следующей неделе.
  • Хорошо. Договорились. Буду ждать Вашего звонка. До свидания, Наталья.
  • До свидания, Ольга. Хорошего дня.

Часы показывали 14:10. Оля вышла на улицу и полной грудью вздохнула. Она не была уверена, что получит эту работу, но что-то ей подсказывало, что Виктор заинтересован в том, чтобы она у них работала и его последний вопрос: «Вам нужно будет отрабатывать две недели?» было тому доказательство.

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

Коуч-консультант по поиску работы и построению карьеры. Единственный в России тренер-интервьюер, который готовит к прохождению всех видов собеседований. Эксперт по написанию резюме. Автор книг: "Я боюсь собеседований!", "Сразить наповал #Резюме", "Сразить наповал #Сопроводительное письмо".

( , прочие) при трудоустройстве.

Все разновидности интервью и собеседования смотрите в видео.

Как подготовиться?

Рекомендации для подготовки к собеседованию для работодателя

Чтобы осуществить подбор персонала на собеседовании, который будет успешен в данной должности, нужно очень четко понимать, что будет входить в его обязанности и какими качествами, личными и профессиональными, нужно обладать, чтобы с ними справляться .

Лучше всего, документально оформить критерии должности (например, коммуникабельность, стрессоустойчивость и т.д.), причем среди них выделить те, которые жестко необходимы и те, которые желательны. Узкое место данной работы – это выделить слишком много жестких критериев.

Данная работа больше всего принесет результатов, если выполнять ее не единолично, а, например, в паре менеджер по персоналу и руководитель.

И только после этого этапа стоит составить вопросник, шаблон собеседования , в котором на проверку каждого критерия приводятся по 2-3 вопроса, которые позволят прояснить, обладает кандидат нужными компетенциями, качествами или нет.

От проницательности и внимательности рекрутера зависит, заметит ли он среди потока кандидатов подходящего или нет. Чтобы собеседование с соискателем было эффективным, предлагаем соблюдать следующие :

  1. Будьте вежливы и тактичны . Даже если позиция требует проверки стрессоустойчивости, а значит, вам обязательно придется на какой-то момент вывести соискателя из зоны комфорта, желательно после данной проверки объяснить, что это было , и дальше продолжить беседу в доброжелательной манере.
  2. Внимательно слушайте кандидата – в ваших интересах не пропустить подходящего кандидата, даже если по каким-то вашим личным предпочтениям он вам не понравился. Старайтесь всегда оставаться объективным.
  3. Проходя собеседования, обязательно четко проговорите требования к вакансии , в этот момент особенно внимательно следите за невербальными сигналами кандидата.
  4. Как бы это не прозвучало, но вам тоже следует понравится кандидату . Вы – лицо компании, от вас зависит, утвердится кандидат в своей заинтересованности работать у вас или нет.

Например, про главные достижения нужно сказать что-то действительно важное и лучше в цифрах. Может быть такая речь на собеседовании, пример: «стал лучшим продавцом года, побив предыдущий рекорд в 5 000 000 руб».

Вопросы для риэлтора:

  1. Опишите ваш самый трудный реализованный проект?
  2. Расскажите, как вы решили проблему… на прежнем месте работы?
  3. В каких условиях вы можете наиболее эффективно выполнять работу?

Вопросы для менеджера по продажам:

  1. Каким Вы представляете свой обычный рабочий день?
  2. Сколько Вам необходимо зарабатывать, начиная с первого дня работы?
  3. Как вы собираетесь искать новых клиентов?

Вопросы для IT-специалиста:

  1. Назовите две-три тенденции, которые актуальны для IT-сферы, и как с вашей точки зрения они влияют на вашу профессию?
  2. Расскажите о том, как вы себя чувствовали, когда вас просили сделать что-то, чего вы никогда не делали.

В основном собеседование для IT специалистов проводят .

Вопросы для интернет-маркетолога:

  1. Почему вы занимаетесь интернет-маркетингом?
  2. Посоветуйте какую-нибудь из рассылок, которая вам особенно нравится.
  3. Какую последнюю книгу прочитали?

Все они построены на одних и тех же принципах, которые просто нужно уяснить. Попрактикуйтесь в интернете . Рекомендуем использовать те тесты, где есть объяснения к правильным ответам.

Тоже самое с психологическими тестами – пройдите несколько в интернете (определение типа личности, конфликтности, наличие позитивного мышления и т.д.).

Результаты

Если первый этап собеседования пройден удачно, то кандидат либо сразу в рамках этой же встречи попадает на собеседование к руководителю, либо идет домой и ждет приглашения на этот этап. «Вы нам не подходите» — редко говорят кандидату, даже если это стало понятно рекрутеру в первые минуты встречи . Обычно рекрутер задает несколько вопросов, чтобы выдержать дипломатичные минут 20, и соискателя отпускают со словами: «мы вам позвоним».

Как вы понимаете, в последнем случае, не перезвонят. Так что эти универсальные фразы для собеседования насчет будущего звонка могут означать и успешное прохождение, и отрицательный , и то, что решение еще не принято. Подтверждение принятия на работу – это трудовой договор или штамп в трудовой книге.

Что можно сделать соискателю? Уточните, в течение какого срока ждать, чтобы знать конкретный срок и меньше мучиться. Руководитель на правах последнего звена в цепочке собеседований может сразу на встрече сказать, что соискатель ему подходит, но часто он тоже выдерживает паузу, чтобы принять взвешенное решение.

Подведем итоги успешного собеседования:

  1. Чтобы собеседование о приеме на работу действительно помогло выявить лучшего кандидата, необходима тщательная подготовка с обеих сторон. Соискателю рекомендуем быть готовым по 3м фронтам: внешне, морально и информационно.
  2. Собеседование для работодателя также требует подготовки. Представителю работодателя рекомендуем иметь банк вопросов, которые позволяют определить, обладает ли кандидат нужными качествами или нет.
  3. Соискателю следует иметь представление о том, какие вопросы ему могут задать и знать, как правильно на них ответить.
  4. На собеседовании рекрутеру стоит быть доброжелательным, а кандидату сохранять спокойствие и быть уверенным и заинтересованным.

Предлагаем также посмотреть образец собеседования при приеме на работу и узнать, как правильно отвечать на вопросы работодателя.

Теперь вы знаете все о собеседовании. Успехов вам!

В данном обзоре речь пойдет не только о чем следует спрашивать на собеседовании, но и с какой целью это нужно делать, какие личностные и профессиональные компетенции это помогает раскрыть и на какие детали следует обращать внимание при проведении собеседовании при приеме на работу, примеры вопросов. Напомним, что вопросы - это инструмент, который в умелых руках, при четко поставленной задаче и правильной интерпретации результатов, примененный в корректно выстроенной атмосфере может дать хороший результат. Равно как и не дать ничего, если у нас есть просто умные вопросы.

Первое о чем нужно помнить при организации правильного собеседования при приеме на работу - это о создании благоприятной атмосферы на собеседовании. Обычно кандидаты немного, но нервничают перед ним. Задание рекрутер - разрядить обстановку, чем больше кандидат расслабится - тем больше вероятность того, что достоверность его ответов будет максимально правдивая и вы получите объективную картину о человеке. Для этого нужно задать пару вопросов о погоде, легко ли кандидат нашел офис компании, предложить чай/кофе/воду, указать место, где можно оставить верхнюю одежду. Ведите себя доброжелательно и вежливо.

1. Расскажите, пожалуйста, нам о себе (как о профессионале который может справляться с данной работой).

Цель вопроса - оценить навыки самопрезентации кандидата, понять мотивацию / приоритеты и определить, что движет кандидатом - нацеленность на результат или на процесс. С точки зрения структуры презентации можно увидеть, как выстроено изложение, какие сделаны акценты, есть ли логика. Что же касается нацеленности на результат, так важной в сбытовых подразделениях, уделяется ли внимание кандидата формальной, процессной стороне - был, ходил, учился, делал или есть фокус на результатах - достиг, вывел, получил, добился.

Когда собеседование началось, это первый вопрос, который задают. Уточнение, указанное в скобках я обычно добавляю кандидатам, которые проходят собеседование на должность, где очень важно иметь развитые навыки самопрезентации (менеджеры по продажам, топы). Здесь нужно обратить внимание на то, как человек строит свой рассказ, есть ли там цифры и данные подтверждающие его профессиональные навыки и достижения. Обращайте внимание на жестикуляцию, чтобы потом сопоставлять ее с тем, которая будет при ответах на другие вопросы. Темп, интонация речи также имеют значение, если кандидат говорит слишком быстро, это может быть показателем того, что он нервничает. Тогда вы намеренно сделайте темп своей речи более медленным -это поможет снять нервозность у кандидата.

2. Расскажите о своих обязанностях на предыдущих местах работы.

Цель вопроса: с одной стороны сопоставить информацию в резюме и прояснить ключевые функции, с другой стороны - опять же оценить фокус и приоритеты кандидата, что было особенно важно для него, какую планку он себе ставил, как видел технологию решения указанных задач. Ну и, конечно же, косвенно оценить отношение кандидата - что из перечисленного доставляет ему радость, а что скорее напрягает. Ведь эта сторона обеспечивает внимание к работе и при наличии трудностей - движение к цели без снижения энтузиазма.

Если этот аспект прописан детально в резюме кандидата, то вопрос можно построить следующим образом: вы указали в своем резюме что…, расскажите, пожалуйста, как именно вы это делали. При ответе кандидата целесообразно будет задавать уточняющие вопросы: а как вам этого удалось достичь, как вы осуществляли этот процесс, как выявили проблемы при выполнении этого задания, как были реализованы ваши идеи и т.д. Ответ на этот вопрос поможет сопоставить насколько должностные обязанности, которые выполнял кандидат, совпадают с теми, которые предполагает должность в вашей компании, соответственно в зависимости от этого, сколько новых функций ему придется осваивать на новом месте работы.

3. Расскажите, пожалуйста, какими вашими достижениями вы особенно гордитесь?

Цель вопроса: оценить структуру мотивации кандидата, понять его "планку" в работе, уровень требовательности к себе (в зависимости от должности может быть важно - это были какие-то естественные события или прорывы, выполненные с подачи кандидата, например, для должности руководителя). Ну и конечно, понять были ли достижения, могут ли они быть четко определены и в каких терминах, сопоставимы ли они с уровнем новой должности или нет. Ключевое по структуре мотивации понять - что именно в работе привлекает кандидата, ведь именно об этом он будет говорить, именно таким языком. Важен ли ему результат или процесс, достижение высот или избегание неудач, ценит ли он работу в команде или только свой вклад и т.д.

4. Приведите пример особенно сложной задачи, которую вам удолось решить. Опишите ситуацию.

Цель вопроса: определить отношение к препятствиям и типовые механизмы саморегуляции кандидата - как справляется с нагрузкой, как принимает решения, как при этом взаимодействует с окружающими и главное - локус контроля. Принимает ли ответственность на себя или склонен принимать на себя роль "жертвы", с которой событий случаются. Также, здесь имеет значение уровень трудностей и их тип - эти данные важно сопоставить с ситуацией на новом месте, так как при невысокой позиции этот фактор может иметь решающее значение. Если трудностей новых и незнакомых будет много, среда гибкая, системы адаптации или возможностей обучения, контроля нет, уровень самостоятельности позиции высок - то они могут войти в диссонанс с профилем кандидата вплоть до увольнения по собственному желанию.

Также, здесь интересным моментом для оценки и сопоставления является собственно выбранный эпизод. Многие придумывают ситуации и / или свои подвиги в ней и хорошим проверочным вопросом здесь будет просьба получить контакты тех, кто мог бы рассказать роль кандидата в ситуации. По эмоциональной реакции на вопрос вы можете определить, насколько кандидат серьезно отнесся к кейсу.

5. По какой причине вы ушли с прежнего места работы?

Цель вопроса: во-первых, способность конструктивно оценивать негативные и сложные события, а во-вторых, проверить сообразительность и общую зрелость кандидата, ведь этому вопросу сотня лет и принцип его оценки уже всем давно понятен. Зрелый кандидат конечно будет к нему готов, а готовый ответ должен быть корректный и конструктивный. Если это не так - это серьезный показатель, свидетельствующий нам либо о низкой культуре кандидата либо о низкой мотивации получить какую-либо работу.

Тревожным показателем является, если кандидат в качестве причины ухода озвучивает конфликт с коллективом или руководством компании. Это как правило свидетельствует о высоком уровне конфликтности кандидата. Как и то, что он негативно отзывается о руководителе, коллегах или компаниях, где он работал. Конечно, возможно там все плохо было в действительности, но надо помнить, то озвучена точка зрения только кандидата, и у нас нет объективной картины того, что происходило на самом деле. А негативная оценка - есть. И это уже определенный показатель. Полученная информация от кандидата имеет ценность, если вы готовы будете ее сверить с тем, что скажут в компании.

6. Что сказали бы о вас бывший руководитель / коллеги / подчиненные?

Цель вопроса: получить данные для сопоставления - с одной стороны, с другой - это хороший проективный вопрос, позволяющий получить информацию о том, что думает о себе кандидат, как оценивает он себя сам и что для него важно в собственно оценке, за что он себя уважает или не любит сам.

Второй важный аспект - в каких терминах кандидат будет рассказывать, в каком эмоциональном состоянии он будет. Будет ли воодушевлен, так как ему есть чем гордиться и вспомнив о бывших коллегах ему будет приятно рассказать о себе от их лица или скорее он будет подавлен, что покажет неоднозначность ситуации в прошлой компании. Этот вопрос довольно сложен и неоднозначен при предъявлении его на собеседовании при приеме на работу, не рекомендуется рекрутерам-новичкам.

7. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах. Усилить вопрос можно вот так - за что вы себя особенно уважаете?

Цель вопроса: помогает выявить как ментальную, так и эмоциональную зрелость кандидата. Все понимают, что идеальных сотрудников, как и идеальных людей не существует и основное задание этого вопроса открыть насколько самокритично относится и насколько искренен он может быть. Поскольку множество источников предлагают свою помощь кандидатам в подготовке к собеседованию и учат как правильно отвечать на подобного рода вопросы, то здесь также можно проверить насколько он может креативно интерпретировать информацию, полученную из разных источников.

Важный момент - совпадет ли то, что кажется сильным кандидату с теми компетенциями, которые важны для выполнения работы, на которую вы его рассматриваете. Понятно, что первый пласт полученного ответа может быть довольно формальным. Хорошим проясняющим вопросом может быть - расскажите о ситуации, в которой это проявилось в наилучшем виде, сработало на вас. Кто в ней участвовал, что этому предшествовало. Именно такие вопросы позволяют вернуть спонтанность диалогу и оценить искренний настрой и оценку себя и ситуации кандидатом.

8. Каково ваше отношение к жизни?

Цель вопроса: прояснить отношение к жизни опять таки через призму "активность-пассивность", "процесс-результат", "я-другие", "достижение-избегание". Этот философский вопрос как нельзя точнее продемонстрируют жизненную позицию кандидата. Особенно это важно при собеседовании на руководящие должности.

Человек с активной жизненной позицией обязательно скажет, что жизнь это не только сплошные удовольствия, а трудность в ней встречается тоже достаточно, но важно при этом уметь справится с ними и продолжать свой путь дальше. Конечно, формулировки будут разными, но основной посыл должен быть таким. Если же человек при ответе жалуется, выражает недовольство, то скорее всего жизненная позиция такого человека пассивная, он еще до начала действия уже ожидает поражение и неудачу. Обратите внимание на невербальные знаки, которые будут присутствовать при ответе кандидата. Они подскажут вам насколько правдив и подготовлен ответ.

Интересным здесь также является дополнительный вопрос - подскажите, какими тремя важными правилами вы руководствуетесь в жизни? Или - какова ваша формула успеха? Данные дополнительные вопросы также хороши на собеседовании при приеме на работу руководителей, так как они позволяют увидеть более детально позицию кандидата по отношению к делу, к окружению к успеху, к собственным способностям, к тому ресурсу, который ставится во главу угла. Важны опять же не только сами ответы, но их конструкция и терминология. Их степень подготовленности. Задумывался ли об этом кандидат ранее? Есть ли готовые ответы?

9. Что такое удача/поражение в вашем понимании?

Цель вопроса: этот вопрос очень эффективно использовать для выявления мотивации кандидата и то, насколько его жизненные цели совпадают с целями на данной должности. Попросите кандидата привести пример самой крупной удачи и поражения. Здесь важно будет оценить степень влияния кандидата на обе ситуации и как он сам оценивает эту степень влияния. В подобных вопросах хорошо просматривается локус контроля и способность брать на себя ответственность. Могло ли быть по другому в случае с поражением? Почему получилось именно так?

В случае с крупной удачей - велик ли вклад самого кандидата, есть ли он? Ценит ли он ситуации с приложением собственных усилий или скорее интересуется случаями "халявы"? Это также немаловажно для оценки кандидатов на должности с важным результирующим вектором.

10. Почему вы считаете, что подходите на данную должность? В чем ваше преимущество перед другими кандидатами?

Цель вопроса: самый подходящий момент для кандидата, чтобы продемонстрировать свои сильные стороны, а также то, как он умеет убеждать, свои навыки самопрезентации. О том, что кандидат не уверен в своих силах будут свидетельствовать слабые аргументы, обобщенные ответы, формальные и автобиографические данные.

Здесь важный момент - насколько кандидат хорошо понял профайл позиции и то, какие конкурентные преимущества ожидает от кандидата сама компания. Насколько он готов эту информация преломить для себя и выстроить свои сильные стороны в соответствии с ними. Может ли он выделить главное, что от него будет требоваться на данной позиции? Как он понимает слово "преимущество"? Что именно считает своим преимуществом? Насколько зрело может выстроить ответ на этот вопрос, при том, что он не знает, каких кандидатов вы уже видели и насколько сильны они. В зависимости от того, что вы хотите увидеть этот вопрос способен дать богатую пищу для размышления.

11. Как вы себя представляете через 3-5 лет?

Цель вопроса: оценить навыки планирования, их реалистичность, отношение к планированию, опять таки - локус контроля и готовность брать на себя ответственность за свою жизнь. Общеизвестен тот факт, что только человек, который умеет ставить перед собой цели, планировать свое будущее способен добиваться желаемых результатов и готов проявлять инициативу. Поэтому, если человек четко представляет свою профессиональную карьеру, то он привык планировать и следует намеченному, чтобы достичь цели.

Хорошие дополнительные вопросы, позволяющие подготовиться к базовому вопросу - чем вы пользуетесь для планирования? Какими инструментами? Как часто планируете? Как вы это делаете? Как выбираете цели и расставляете приоритеты? Что помогает вам в этом процессе?

12. Подумайте и назовите сложности, с которыми вы можете столкнуться на новом месте работы. Какие задачи вы поставите перед собой и будете решать на протяжении первого месяца работы в нашей компании?

Цель вопроса: определить представление кандидата о работе и сложные для него моменты исходя из его прошлого опыта. Уместно будет также дать реально существующую проблему на этой должности в вашей компании и предложить кандидату решить ее. Важно для этого самому предварительно наметить пункты решения этой проблемы, если вы не можете сделать это самостоятельно - посоветуйтесь с руководителем подразделения, куда вы ищете сотрудника.

Здесь важно сопоставить логику решения и логику использования ресурсов, которая привычна для кандидата и которая принята у вас в компании. Например, кандидат привык, что на любую ситуацию есть инструкция, если в вашей компании это не так - это может быть проблемой для кандидата. Или вы ищете руководителя который будет играющим тренером в команде и сам будет ездить к ключевым клиентам, решать операционные вопросы, а кандидат привык только управлять. Погружение в типичные проблемы компании позволит вам выяснить то, как привык действовать кандидат и подходит ли эта модель вам, является ли она успешной в вашей компании.

13. Расскажите о своих планах на этой позиции в нашей компании.

Цель вопроса: хороший сотрудник всегда планирует свою деятельность, определение заданий - первый пункт в его списке задач в начале работы над новым проектом. Кроме этого ответ на данный вопрос поможет определить навыки стратегического мышления кандидата. При оценке ответа на этот вопрос следует ориентироваться на то, какие основные составные своей стратегии он выделил, какие цели изначально поставил, у кого он будет спрашивать совета для достижения, поставленных перед собой задач, как он будет налаживать общение внутри команды, по каким показателям будет определять успешность выполнения заданий.

14. Опишите пять качеств вашего идеального руководителя.

Цель вопроса: прояснить мотивацию кандидата, что для него важно в оценке его деятельности, в том, как он видит управление собой, что он приемлет и не приемлет, и насколько это подходит вам. Данный вопрос также хорошо показывает сообразительность и корректность кандидата. Будет ли он сдержан в оценках и сравнениях с прошлым опытом, будет ли конструктивен.

Важный момент - что поставит во главу угла? Почему именно это? Если кандидат не выделит что-то самое важное сам - задайте уточняющий вопрос. С каким прежним опытом связана именно такая расстановка приоритетов и т.д.

15. Как по вашему мнению будет развиваться ваша профессия и сфера деятельности в целом (хороший вопрос при подборе инженеров , ит-специалиста или иных работников высокотехнологичных отраслей).

Цель вопроса: понять осведомленность и степень интереса к работе. При ответе на этот вопрос высококлассный специалист назовет как минимум 5 путей развития в ближайшие 3-5 лет в зависимости от процессов, которые будут происходить в бизнес-среде. Важно при этом учитывать то, насколько кандидат знаком с новыми трендами в этой сфере, можно даже попросить назвать несколько и спросить, над чем лично ему стоит поработать, чтобы соответствовать им. Это очень поможет подготовить эффективное собеседование при приеме на работу.

Важно также и как кандидат оперирует данными - важна ли ему точность, осторожен ли он в оценках или приблизителен, позитивен прогноз или негативен - все это дает почву прояснить его интересы в данной профессии и его способы оценки тех или иных сложностей, с которыми он сталкивается и будет сталкиваться на работе каждый день.

16. Что вы делаете для того, чтобы поддерживать свои профессиональные знания и умения? Как развиваете себя профессионально? Что планируете сделать для своего профессионального роста в ближайшее время? Что вы будете делать, если нужно будет адаптироваться к изменениям в вашей сфере?

Цель вопроса: оценить не только то, насколько кандидат занимается своим профессиональным ростом, но и насколько он склонен к обучению и развитию. Видит ли он ценность в этом, понимает ли направления развития, определяет ли для себя какие-то важные этапы роста. Ставит ли он свое профессиональное развитие в зависимость от компании-работодателя или видит в этом свою ответственность?

Профессионал способен будет оценить содержательную сторону того, насколько план развития ценен сам по себе. Рекрутер же может увидеть за этим вопросом логику и мотивацию.

17. Случалось ли вам когда-нибудь работать с теми, кто вам неприятен?

Цель вопроса: оценить конфликтность, категоричность / гибкость кандидата, его зрелость в оценках, культуру и способы взаимодействия, контактность. Косвенно мы поймем, что кандидату не нравится в самом себе. Ведь раздражают и являются неприятными нам люди, которые похожи на нас. Во-первых, здесь важно понять, как кандидат оценит саму постановку вопроса. По сути, все люди не могут быть приятными и нормальный человек признает, что с неприятными людьми так или иначе приходится сталкиваться. Далее - категоричность. Попытается ли кандидат защитить свое право на наличие неприятных людей тем, что их огрехи действительно очень сильны? Попытается ли привлечь рекрутера на свою сторону.

18. Опишите идеальную компанию для работы.

Цель вопроса: проанализировав ответ у вас будет набор тех мотиваторов, которые самые важные для него. Ориентируясь на них, вы можете сопоставить их с тем, сможет ли он удовлетворить свои запросы в вашей компании.

Хорошо бы проверить, насколько социально желательным будет ответ кандидата, не скажет ли он вам то, что вы хотите услышать. Сделать это можно, уточнив, как все устроено и работает в этой компании и почему именно так. Кто будет в первую очередь не доволен такой ситуацией. а кто рад? В этом вопросе можно увидеть настоящую проекцию реальных мотиваторов кандидата.

Цель вопроса: проверка рекомендаций. Обязательно зафиксируйте, имя, телефон и должность рекомендателя. Проверка рекомендации поможет вам не только убедиться в профессионализме кандидата, но и уровень его конфликтности. Тот факт, что кандидат не может предоставить свои рекомендации с последних мест работы - должен вас насторожить.

Посмотрите, будут ли оговорки и условия. Кого в первую очередь вам передадут. Будут ли там первые лица и собственники компаний или только линейные руководители и коллеги?

20. Что вы знаете о нашей компании?

Цель вопроса: оценить заинтересованность кандидата в вакансии. Заинтересованный кандидат обязательно до собеседования посмотрит информацию о компании, обратит внимание на особенности корпоративной культуры, длительность пребывания компании на рынке, чем она отличается от других в своем секторе.

21. Что вас привлекает именно в работе в нашей компании?

Цель вопроса: перепроверить мотивацию кандидата.

Хороший вопрос для того, чтобы перепроверить мотивацию кандидата, особенно при подборе руководителей и его общую информированность о будущем месте работы, также и то, насколько сильно он хочет работать у вас. Попросите расставить в порядке убывания приоритетов. Уточните, что самое главное для кандидата.

22. Опишите какой-нибудь случай, когда вы не смогли разобраться в задаче с первого раза.

Цель вопроса: оценить умение быть открытым, спокойно обсуждать возникшие сложности, не скрывая свои небольшие промахи, уметь показать себя тем не менее способным и достойным кандидатом.

Интересным для оценки также является выбранная ситуация. С чем именно возникла проблема? Правильно ли кандидат диагностирует, что именно произошло? Почему возник сбой? Кто виноват? Что нужно было сделать иначе? Если бы подобная ситуация повторилась, то как бы кандидат поступил?

23. Какие три последние книги по вашему направлению оказали на вас наибольшее влияние?

Цель вопроса: косвенная проверка мотивации кандидата к самообразованию. Важно понять, читает ли кандидат, интересуется ли информацией / новостями о своей сфере деятельности. Какой именно? Какие выводы извлекает? Что интересует из прочитанного? Много ли читает кандидат?

Важный вопрос при оценке руководителей в динамично развивающихся секторах, либо сферах, где быстро меняется законодательство, например, в бухгалтерии. Возможно, это были не книги, а журналы или статьи - обсудите то, что заинтересовало кандидата.

24. Какой ваш жизненный опыт оказал на вас наибольшее влияние?

Цель вопроса: оценка ценностей кандидата. Что на самом деле важно для него, какие важные выводы он готов сформулировать на собеседовании.

Важна и проективная сторона. Что за ситуация оказала влияние? Негативная или позитивная? Какую роль играл кандидат? Какие стратегии выбирал? Какие стратегии проявили себя наиболее успешным образом? Чем закончилась ситуация? Почему именно эта ситуация оказала наибольшее влияние?

25. Как вы принимаете важные решения? Опишите технологию

Цель вопроса: оценка системы принятия решения. Насколько она сложная, есть ли в ней ложные ограничения, склонен ли кандидат к риску или осторожности, завышению своих возможностей или недооценке себя. Все это особенно важно для оценки руководителей, которые часто принимают важные решения, связанные с деятельностью подразделений и компании в целом.

Попросите кандидата привести ряд примеров, когда им принимались непростые решения и выделить ряд этапов в этом процессе, назвать их. Этот вопрос также позволяет выявить общую склонность / отношение кандидата к планированию и анализу, качество этих процессов.

26. Есть ли у вас какие-то вопросы?

Цель вопроса: дополнительная возможность узнать о том, что по-настоящему волнует кандидата. Если вопросов нет - это не очень хороший признак, который говорит нам о незаинтересованности в работе и довольно формальном подходе. Заинтересованный кандидат обязательно предъявит вам свои вопросы. ведь ему важно собрать всю возможную информацию для принятия взвешенного решения.

Если кандидат спрашивает только о формальных моментах, сроках выплаты зарплаты и премиальных, длительности отпуска, перерывах на обед - это показывает уровень его включенности в работу, формальный, к сожалению. При найме на руководящую позицию по идее хорошие кандидаты должны задавать вам больше вопросов по существу самой деятельности, о стратегии и принципах управления подразделением.

В заключение хочу добавить, что многие считают, что некоторые вопросы уже моральны устарели и их не следует использовать на собеседовании. Но я придерживаюсь другой точки зрения, собеседование даже при приеме на работу от слова беседа, беседовать. Поэтому изначально, даже слишком часто повторяющиеся вопросы скорее всего будут создавать общий фон разговора, показывать уровень воспитанности, толерантности кандидата, его стрессоустойчивость. Реплики: ой, на каждом собеседовании одно и тоже, указывают на элементарное неуважение кандидата к вашей работе и его невоспитанность. Если это личная встреча, я провожу формальное собеседование на протяжении 10 минут и прощаюсь с кандидатом. Нужно уважать труд другого и нет смысла изобретать велосипед, там, где все уже отлажено и работает.