Особняк безбородко на почтамтской. Бронзовый и гостеприимный дворец александра андреевича безбородко

Александр Андреевич Безбородко – необычный человек, который, обладая феноменальной памятью и выдающимися способностями дипломата, смог повысить свою значимость при дворе, сделав карьеру от обычного подателя прошений до назначения его канцлером Российской Империи. Еще до вступления в должность главы Почтового ведомства, в 1781 году Безбородко приобрел и объединил 2 участка с находившимися на них строениями. Над проектом перестройки двух зданий в одно работал Дж. Кваренги. До наших дней в сохранности дошли чертежи интерьеров и проект фасада (со стороны Почтамтской ул.). Особой отличительной чертой этого поместья было то, что тут же размещались картинные галереи – А. Безбородко часто пользовался любой возможностью, чтобы украсить свой дом редкими произведениями искусства.

История

Александр Андреевич Безбородко при императрице возглавлял Почтовый департамент. И судьба распорядилась так, что часть его дворца родственники сначала сдавали внаем (1809-1815 г), а в другой части проживали сами. До 1825 года дом передавался от одного родственника к другому, делился между ними, а после его решили продать. Сторговались о цене только к 1829 году, и дом благополучно отошел Почтовому департаменту за 350 тысяч рублей.

После продажи все интерьеры дома были переделаны и потеряны для истории. Остались только письма самого А. Безбородко, где он в подробностях описывает интерьеры, и записи Реймерса (автор сочинений о Санкт-Петербурге).

С 1924 года в здание переезжает Музей Народной Связи, а с 1935 года постройка охраняется государством и признается как памятник архитектуры.

Дворец сегодня

Сегодня бывший дворец канцлера Безбородко является Центральным музеем связи им. А. С. Попова, полная реконструкция которого была завершена в 2003 году (с 2001 года музей находится на государственном финансировании).

Залы первого этажа радуют гостей 2-мя атриумами, в одном из которых проводятся выставки, семинары и конференции, во втором действуют постоянные экспозиции («Мобильная связь», «Эволюция технологий», «Связь с внеземными цивилизациями» и др.).

Второй этаж порадует гостей Большим парадным залом и Залом временных выставок, Аванзалом, а также залами с экспонатами, которые посвящены истории и развитию всех видов связи, от телеграфной до космической, а также радио и телевидению. Посетив музей, гости узнают о том, что:

  • он на третьем месте среди всех музеев мира, имеющих научно-техническую направленность;
  • в нем хранятся первые экземпляры спутника связи "Луч-15" и радиоприемника А.С. Попова;
  • здесь расположен один из важных экспонатов – государственная коллекция знаков почтовой оплаты РФ, являющаяся бесценной для любого филателиста в мире.

Музей существует много лет и до сих пор радует своих посетителей инновационными «фишками». Здесь работает почтовое отделение, интернет-центр, научно-техническая библиотека. Есть возможность ознакомиться с экспонатами и даже поработать с ними. Например, на втором ярусе выставочного зала «Радиосвязь. Середина ХХ века» находится радиостанция, на которой в любой вторник с 14.00 до 17.00 проводятся сеансы радиосвязи с позывными.

Что посмотреть

Оплачивая разовое посещение без экскурсии, вы можете самостоятельно осмотреть различные залы с экспонатами, почитать информацию о них. Экскурсионные программы рассчитаны на большое количество человек и на разные возрастные категории. Для самых маленьких в музее проводятся интерактивные тематические занятия, а для школьников – тематические экскурсии.

Стоимость групповых экскурсий, на которые необходима предварительная запись, составит до 3500 рублей. Разовое посещение музея будет стоить 200 рублей для взрослого, 100 рублей льготные посетители (студенты, пенсионеры, школьники), дошкольникам вход бесплатный.

И взрослые, и дети могут поучаствовать в занимательном квесте «Связист». Сложность квеста разделена по возрастам. Стоимость участия: 5000 рублей для взрослых, для детей – 7000 рублей. Цена указана без учета входного билета в музей на каждого присутствующего.

Время работы музея: ежедневно с 10:30 до 18:00. Касса перестает работать за час до закрытия – в 17:00. Дворец не работает по воскресеньям и понедельникам (выходные дни), а также в последний четверг каждого месяца.

Как добраться:

Добраться до музея можно от ст. метро «Спасская», «Адмиралтейская» или «Садовая». Дворец расположен в исторической части города, в самом центре, вблизи Исаакиевского собора по адресу Почтамтский переулок, 4 (или Почтамтская улица, 7). Ближайшие остановки наземного транспорта: «Исаакиевская площадь» (автобусы № 10, 70, маршрутное такси № 252), «Почтамтский переулок» (троллейбусы № 5, 22), «ДК Связи» (автобусы № 3, 22, 27).

Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А.С. Попова, расположенное на Почтамтской улице под № 7, является памятником архитектуры последней четверти XVIII века.

Оно было построено по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).

Благодаря феноменальной памяти и исключительным дипломатическим способностям, он сделал головокружительную карьеру от «подателя прошений» до канцлера Российской империи.

С 1784 г. - граф, с 1797 - светлейший князь и канцлер. С 1782 г. до последних дней своей жизни А.А. Безбородко возглавлял почтовое ведомство.

В 1781 г. А. Безбородко приобретает в Адмиралтейской части города два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, а второй дом - наследникам танцовщика Императорского двора Афанасия Яковлевича Топоркова.

Перестройка здания была поручена архитектору Джакомо Кваренги.

В 1783 г. строительство уже велось. Подтверждение этому находим у Н. Григоровича, в его монографии «Канцлер князь Безбородко», где, в частности, говорится, что в 1783 г. по мысли Н.А. Львова Безбородко заказал Левицкому для своего дома, который отстраивался, портрет императрицы.

Сохранился проект фасада со стороны Почтамтской улицы и чертежи интерьеров здания. Судя по этим документам, дом Топоркова был перестроен и увеличен в длину по улице на 2 оси (первоначально их было 11), дворовые флигели расширяются, соединяются с домом и застраиваются по всему периметру восточного двора. Главный дом увеличивается на один этаж, дворовые флигели - на два и все здание становится трехэтажным.

Второе здание после перестройки домов Топоркова и подворья имело 7 осей первоначального обьема и, будучи надстроенным на 1 этаж, сохранило основные членения бывшего дома подворья Курского монастыря.

Фасад углового дома был решен в одинаковых декоративных приемах с главным зданием и составлял с ним одну композицию, из чего можно предположить, что автором этого дома также является Кваренги.

Документы о перестройке зданий подворья Курского монастыря не обнаружены, но перестройка второй половины дома скорее всего проходила в 1790-е гг. Дело в том, что в 1792 г. Безбородко приобретает большое количество картин. В письме к графу С. Воронцову от 11 июля 1795г. он сообщает: «случай разорений французских благоприятствовал мне достать несколько отличных штук... словом с моим жарким старанием, с помощью приятелей и с пособием до 100 тысяч издержанных мною менее 3-х лет составил я хорошую коллекцию... от сего вышел другой расход, что я должен был построить большую картинную галерею.» Галерея разместилась в западном флигеле, выходившем лицевым фасадом в переулок.

Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании. Были построены аванзал в северном флигеле, в западном, кроме галереи - танцевальный зал. Меняют облик парадные комнаты восточной половины дома: Парадная спальня, Красная гостиная, (бывший кабинет), Голубая гостиная, обыкновенная спальня.

В письме к Николаю Львову из СПб от 9 февраля 1798 г. Безбородко пишет: «В здешнем моем доме вы найдете много нового, например, бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери, два их величества портреты.

Голубая гостиная с портретом покойной государыни превратилась в голубую бархатную, к портрету ее сделана новая великолепная рама, а на столе стоит пьедестал с медалями ее царствования, и... держит на себе чашу по вашему рисунку составленную славным Бунцелем. Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов (Имеются в виду картины французского художника XVIII в. Клода Верне).

Завершающим аккордом в истории строительства стало возведение Большого Парадного зала, которое относится к 1797-1799 гг.

Известно, что в октябре 1797 г. Безбородко покупает у Томилова по двум купчим участок, одна из которых датируется 5 октября, другая - 8 октября. Конечно же, покупка связана с целью расширения строительства дворца, но если это так, то строительство Большого Парадного зала начинается не ранее октября 1797 г. В письме к А. Львову в феврале 1798 г., где он описывает перемены, произошедшие в доме, хозяин ничего не сообщает о строительстве Парадного зала.

Купчая на продажу дома графа Г.Г. Кушелева
Почтовому департаменту от 6 февраля 1829 г.

Дворец поражал посетителей своим великолепием. Вот как описывает в 1803 г. свои впечатления о дворце, его хозяине и его сокровищах Г.С. Реймерс - автор сочинений о Санкт-Петербурге - в книге «Санкт-Петербург в конце своего первого столетия»: «Этот дом с четырьмя стоящими у входа колоннами из полированного гранита с бронзовыми базами и капителями и мраморным балконом над ними с бронзовыми перилами, предстающий перед нашим взором, задней стороной выходит на Б. Исаакиевскую улицу. Он принадлежал умершему в 1799 г. выдающемуся государственному канцлеру А.А. Безбородко. При громадных средствах, имея возможность приобретать все, что представляет нового, почти ежедневно для богатых людей никогда не исчезающая роскошь, покойный князь обладал большим вкусом и имел склонность представлять с подобающей важностью сильного и знаменитого вельможу, соответствующего своему положению, которое он занимал в России. Дом его служил тому явным доказательством. Чем больше приобретал он силы и значения по службе, чем больше, вследствие подарков от государей увеличивались его доходы, тем больше увеличивал и украшал он свое жилище».

И далее он продолжает: «По свойству построек видно, как возникали один салон за другим, одна галерея за другою. Особенно красивы столовая и танцевальный зал и просто великолепен Большой Парадный зал, с колоннами под мрамор, превосходно исполненный по проекту архитектора Кваренги. По обоим узким концам этого зала стоят две большие мраморные, изготовленные в Риме вазы с барельефными фигурами выдающейся работы. По обеим длинным сторонам находятся возвышающиеся почти до потолка две значительные этажерки, которые сверху донизу заполнены японским и китайским фарфором. Дворец Безбородко также выглядит удивительным благодаря множеству богато украшенной мебели, которая раньше блистала в королевской Франции и тамошних первых дворцах до революции и до ужасных времен, последовавших за нею, которую (мебель) князь приобрел за большую сумму. Так здесь можно увидеть мебель и комнатные украшения, бюро, жирандоли, бронзовые фигуры для украшения столов, урны, шелковые тамбурные занавески и шелковые чехлы для кресел, которые прежде находились в Кабинете Малого Трианона несчастной Марии Антуанетты, это прекрасная мебель и люстры из горного хрусталя из Пале Рояля герцога Орлеанского в Париже, богатые и очень редкие, отделанные инкрустацией из черепахи и желтой медью бюро Шарля Буле, прекрасные бронзовые статуи Гудона и вместе с ними выделяющиеся необычными размерами, сделанные в Севре под Парижем вазы из голубого фарфора с прекрасной отделкой из бронзы и белого бисквита...»

Со времени покупки дома Александр Андреевич пользовался всяким удобным случаем, чтобы приобрести какое-нибудь редкое произведение искусства. Академия художеств 14 мая 1794 г. оценила деятельность Безбородко как поощрителя искусств избранием его в «почетные художеств любители за любовь и почтение к достохвальным художествам», как сказано в «пергаментной грамоте», полученной им на это звание от Академии.

В 1799 г. Александр Безбородко умирает. У дома появляется новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко, к этому времени, граф, сенатор, член Госсовета. Его семья состояла из трех детей - сына Андрея и двух дочерей: Любови и Клеопатры. Сын Андрей умрет в юношеском возрасте. Старшая дочь Любовь выйдет замуж за графа Григория Кушелева, который был вице-президентом адмиралтейств-коллегии. У Кушелевых было два сына: Григорий Григорьевич, впоследствии директор артиллерийского департамента военного Канцлер министерства, и Александр Григорьевич, получивший в 1816 г. разрешение присоединить к своей фамилии фамилию своего знаменитого деда по матери Александра Безбородко (впоследствии он стал государственным контролером).

Сын его, Григорий Александрович, основал журнал «Русское слово» и «Шахматный листок», написал «Очерки и рассказы» (СПб, 1857 г., под псевдонимом Грицько Григоренко).

Младшая дочь Ильи Андреевича Клеопатра вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского.

В Записках князя А.В. Кочубея говорится о том, что в 1809 г. дом графа Безбородко «особенно оживился... с того времени в доме графа стали давать балы в огромном зеркальном зале, смежном с красною гостиною «Мария Антуанет». Это было связано с выходом в свет младшей дочери графа Клеопатры.

Часть дома уже с 1809 г. сдается внаем. В нем жили министры А.Б. Куракин, Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын.

3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, особняк перешел к его вдове Анне Ивановне Безбородко, в девичестве Ширяевой.

После смерти Анны Ивановны, последовавшей 27 июля 1824 г., дом по наследству и по «полюбовному разделу» между полковницей княгиней Клеопатрой Ильиничной Лобановой-Ростовской, (в девичестве Безбородко), и сыновьями старшей дочери Ильи Андреевича Безбородко Любови Ильиничны Кушелевой - графом Александром Григорьевичем и графом Григорием Григорьевичем Кушелевыми - достался последнему.

В 1825г. наследники пожелали продать его Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. Когда главноначальствующий над почтовым департаментом Александр Николаевич Голицын доложил об этом императору Александру I, тот велел «торговать» дом, но « сторговались» только в 1829 г. за 350 тысяч рублей.

В связи с покупкой здания Почтовым департаментом в 1829 г. была изменена отделка всех интерьеров, на устроение дома в 1829 г. было потрачено 81034 руб. 32 коп. Основные перестройки здания проводились архитекторами Василием Глинкой и Альбертом Кавосом в 1837 г., что было связано с приспособлением Парадного зала под церковь. По проекту А. Кавоса были также перестроены Угловой зал между аванзалом и Бывшей картинной галереей, и на этом месте устроена лестница.

В 1845 г. были произведены новые переделки в церковном зале, что связано с 50-летием основания церкви, автором которой был архитектор Таманский.

На 1870 г. пришлись дальнейшие переделки фасадов и интерьеров здания по проекту архитектора Н. Любимова. С тех пор до конца двадцатого века отделка фасадов оставалась практически без изменений.

Начиная с 1829 г. здание принадлежало ведомству связи, после переезда в 1918 г. Наркомпочтеля в Москву освободившиеся помещения были переданы вновь образованному Главному управлению Северо-Западного округа.

Церковь Двенадцати апостолов оставалась на своем прежнем месте и продолжала действовать до декабря 1922 г.

А 20 октября 1924 г. в Красной газете появилось объявление: «С сего числа Музей Народной Связи приступил к подготовительным работам по перевозке Музея в новое помещение в дом 7 по улице Союза Связи (б. Почтамтская).»

С 1935 г. дворец как памятник архитектуры находится под охраной государства.

В 1938 г. поднимался вопрос о капитальном ремонте здания, но помешала Великая отечественная война. Во время войны дворец сильно пострадал от артобстрелов, но был довольно быстро отремонтирован, уже в 1950 г. часть экспозиции была открыта для посетителей. Бывший Церковный зал (ранее Большой Парадный) стал Советским.

В 1974 г. здание было закрыто на капитальный ремонт по аварийному состоянию.

Пережив за эти почти 80 лет обитания во дворце Великого канцлера периоды спадов и подъемов, Центральный музей связи им. А.С. Попова объявляет о завершении капитального ремонта дворца и приглашает посетителей на открытие новой экспозиции.

Фото - Mary, 2012.

Дворец А. А. Безбородко - Центральный музей связи им. А. С. Попова

Почтамтский пер., 4 - Почтамтская ул., 7

Пам. арх. (федер.)

Дом Курского Знаменского монастыря и

Дом А. Я. Топоркова

Дворец Безбородко русский классицизм

1780-1790-е - арх. Джакомо Кваренги - частично сохранены старые дома

Дом Почтового ведомства неоренессанс

1829 - арх. Глинка Василий Алексеевич, Кавос Альберт Катаринович - изменение интерьеров

1837 - арх. Кавос Альберт Катаринович - перестройка углового зала дворца

1870 - арх. Любимов Николай Андреевич - переделка фасадов и интерьеров

1870-е - арх. Кавос Цезарь Альбертович, арх. Любимов Николай Андреевич - перестройка ( . С. 149, 200)

Дворец канцлера Безбородко

Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А. С. Попова (Почтамтская ул., 7), является памятником архитектуры последней четверти XVIII века. Оно было построено для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).

В 1781 г. А. А. Безбородко, возглавлявший в числе др. учреждений и Почтовый департамент, приобрел 2 каменных дома близ Почтамта - подворье Курского Знаменского монастыря на углу Выгрузного пер. (пер. Подбельского) и смежный с ним дом "танцовальщика" Топоркова, построенный в 1756 г. Безбородко объединил дома и создал дворец, сравнительно скромный по внешнему облику, но великолепно отделанный внутри. При перестройке домов были сохранены их стены и частично внутренняя планировка. Чертежи домов утрачены, но ясное представление о них дает аксонометрический план Пб. 1760-х гг.

В 1829 г. здание приобретено Почтовым ведомством. В 1870-х гг. фасады дворца, решенные в формах русского классицизма, получили новую декоративную обработку в характере Ренессанса, значительно изменившую первоначальный облик. От старой композиции сохранились центральный портик из 4 гранитных колонн и размещение оконных проемов.

Церковь Двунадесяти апостолов при Министерстве почт и телеграфов.

После постройки Почтамта, директор почт граф А. А. Безбородко разрешил устроить в своем близлежащем особняке церковь для почтовых служащих, которая была освящена 26 февраля 1795 г. и разместилась на верхнем этаже дворцового флигеля. Здесь церковь пробыла три года, а потом была перенесена в дом. стоящий на другой стороне Почтамтской ул., заняв в нем выходивший во двор третий этаж. В 1813 г. образа для этой церкви написал А. И. Аванов.

После покупки в казну дворца Безбородко храм вернулся в него, но уже в бывший танцевальный зал с хорами, который арх. В. А. Глинка, не меняя общей отделки, приспособил для богослужений. Зал оформлен коринфскими колоннами искусственного мрамора с золочеными капителями, монохромными библейскими сценами. Потолок богато расписан. Храм был освящен 15 февраля 1830 г. Через пятнадцать лет при очередном ремонте иконостас в нем заменили на ампирный, в два яруса. Образа были написаны академиком П. М. Шамшиным, В. К. Сазоновым, П. Т. Бориспольцем. 30 нобря 1845 г. состоялось новое освящение после ремонта. В 1911 г. в церкви был проведен последний реставрационный ремонт. Живопись реставрировал А. А. Гуджиари.

Центральный музей связи им. А. С. Попова (1924)

Залы первого этажа.

Атриум 1. В зале проводяься выставки, конференции и другие мероприятия. Центральный экспонат - гражданский спутник связи "Луч-15".

Атриум 2. "Услуги современной связи". Темы экспозиций "Эволюция технологий", "Цифровые телефонные станции", "Технологии транспотных сетей и доступа", "Мобильная связь", "Космическая связь", "Связь с внеземными цивилизациями".

Сокровищница знаков почтовой оплаты. Представлены коллекции знаков почтовой оплаты России с 1743 по 1923 гг, почтовые марки, письма и почтовые карточки, подготовительные материалы к их изданию, включая рисунки известных художников.

Залы второго этажа.

1. Почтовая связь. В экспозиции представлены коллекции почтовых ящиков, почтовых принадлежностей XVIII -XIX вв., макеты почтового транспорта XVIII -XХ вв. форма и оружие почтовых служащих, средства автоматизации обработки почтовой корреспонденции.

2. Исторический зал. В центре исторического зала расположен макет "Почтовый квартал Санкт-Петербурга". В зале на большом видеоэкране демонстрируются исторические видеосюжеты, созданные на основе документальных материалов музея, а также фильмы о истории связи.

3. Физические основы электросвязи. Научно-позновательная экспозиция объясняет ключевые физические явления, применяемые в электросвязи. Их можно самостоятельно изучить с помощью интерактивных экспонатов. Коллекция подлинных лабораторных приборов соседствует с макетами и их интерактивными аналогами.

4. Телеграфная и телефонная связь. В экспозиции демонстрируются редкие и наиболее распространенные в России телеграфные и телефонные аппараты XVIII -XX вв., первые телефонные коммутаторы ручного обслуживания.

5. Радиосвязь. А. С. Попов. Экспозиция посвящена жизни и деятельности выдающегося русского физика и электротехника Александра Степановича Попова (1859-1906), изобретателя радиосвязи. ПРедставлены подлинные приборы, которые А. С. Попов использовал в своей научной деятельности.

6. Радиосвязь. Конец XIX в.. Экспозиция рассказывает о начале промышленного производства радиоаппаратуры в разных странах. В зале находится действующий макет первого в мире радиоприемника А. С. Попова.

7. Радиосвязь начала ХХ в. В зале представлена радиоаппаратура, выпускавшаяся российскими радиотехническими предприятиями, а также Нижегородской лабораторией. В отдельной витрине представлена эволюция радиоламп, внедрение которых в 1930-х гг. стало прорывом в радиоделе.

8. Радиосвязь. Середина ХХ в. В зале представлена радиоаппаратура, применявшаяся в народном хозяйстве, армии, авиации и на флоте в 1930 - 1970 гг. Действующая любительская радиостанция с позывными RK1A расположена на втором ярусе.

9. Мобильная связь. Экспозиция отражает основные этапы истории мобильной связи в России, начиная с 1960-х гг. В зале представлены элементы профессиональной системы подвижной связи "Алтай", пейджеры, мобильные телефоны 1990 - 2000 гг.

10. Радиовещание. В экспозиции представлены коллекции детекторных, ламповых и транзисторных радиоприемников, громкоговорители, приборы звукозаписи и звуковоспроизведения. Мультимедмйные устройства позвояют послушать архивные звукозаписи: как звучали грммофон и фонограф и радиопередачи.