Осип шор - прототип остапа бендера. Осип Шор- прототип Остапа Бендера (2 фото)

Остап Бендер – кто он: собирательный образ, или прототип конкретного человека? Много лет считалось, что И. Ильф и Е. Петров собрали этого героя из нескольких человек, и тем самым кинули вызов образу жизни того времени.

После публикации романа, велись поиски прототипов героев «Двенадцати стульев» и для многих они были обнаружены, вот только протопит Остапа Бендера, найти не удавалось.

Б.Е. Галлонов предположил, что под этим образом предстал Митя Бендер, который являлся одесским приятелем Ильфа и Петрова. Другой писатель – Р.А.Александров в своей книге «Прогулки по литературной Одессе» предположил, что прототипом главного героя является Митя Агапов. Но эти версии оказались ошибочными.

На самом деле прототип был, и звали его – Осип Шор. Родился он 30 мая 1899 года в Никополе. После переезда родителей в Одессу, он стал жить на улице Полтавской победы в доме №78.

Поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, он не стал долго учиться, и в 1916 году едет в Санкт-Петербург не имея за душой не гроша, чтобы поступить в Технологический институт имени Николая I на механический факультет. Но, студентом он пробыл недолго. Осип был полон гениальных идей, которые в основном были связаны с мечтой найти курицу, которая бы несла ему золотые яйца.

И он ее нашел, в буквальном смысле слова. На сельскохозяйственной выставке была представлена курица без перьев. Много мясо заводчиков приезжали в Одессу, чтобы посетить научное общество, где один профессор читал лекцию о прогрессе в мясо производстве. Этим профессором был переодетый Остап Шор.

Новоиспеченная фирма «Идеальная курица» (чем не прототип «Рогам и копытам») оформила несколько контрактов с птицефабриками России на поставку птицы, но обещанный товар не был предоставлен. Хоть заводчики и пытались найти профессора, но нашли лишь курицу с запиской: «Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей».

Осип Шор смог провернуть еще несколько идей, благодаря которым имел почет не только среди уважаемых людей, но и в криминальном мире. Так, купцу Кутякину он помог избавиться от конкурента в винном бизнесе - купца Розенбаума. Бандиту Ваське Косому подбросил идею, как ограбить банк, переодевшись трубочистами.

Самую гениальную идею он выдал раввину Берштейну - продавать места в раю. Для большей убедительности была вывешена карта рая. Каждый желающий за деньги мог выбрать для себя идеальное место. Благодаря этому трюку раввин отремонтировал свой дом и синагогу.

Путешествуя девять месяцев из Москвы в Одессу Шор всячески выкручивался, чтобы выжить: представлялся гроссмейстером, не умея играть в шахматы, был художником, приходил в разные заведения и представлялся пожарным инспектором… И даже женился на полной женщине, которая в романе предстала, как мадам Грицацуева.

Вернувшись в Одессу, он становиться оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. За допросы с пристрастием получил клику «Борзый опер».

Мишка Япончик, который в то время бесчинствовал в Одессе, хотел пристрелить Осипа, но вместо этого недосчитался 4 своих сообщников. Бандиты нашли другой способ отомстить «борзому оперу» и убили его брата – поэта Анатолия Фиолетова. После этого он поклялся не брать в руки оружие, уволился и переехал в Петроград. В 1922 году попадает в тюрьму через драку. За его боевое прошлое Шора быстро отпускают. В 1934 году он переезжает в Челябинск, к другу - Василию Ильичеву. В 1937 году их арестовывают, но ему удается сбежать из НКВД! Он долго прячется в Ленинграде, а потом уезжает в Москву, к другу, автору «Трех толстяков» Юрию Олешину.

После войны Шор переезжает в Москву и до последнего трудится проводником поезда Москва – Ташкент. Семьи и детей у него не было. Дожил до 80 лет и умер в 1978 году.

Благодаря таланту И.Ильфа и Е.Петрова образ Осипа Шора, а также его человеческие качества были дополнены, а роман получил международную славу.

Остап Бендер – кто он: собирательный образ, или прототип конкретного человека? Много лет считалось, что И. Ильф и Е. Петров собрали этого героя из нескольких человек, и тем самым кинули вызов образу жизни того времени.

После публикации романа, велись поиски прототипов героев «Двенадцати стульев» и для многих они были обнаружены, вот только протопит Остапа Бендера, найти не удавалось.

Б.Е. Галлонов предположил, что под этим образом предстал Митя Бендер, который являлся одесским приятелем Ильфа и Петрова. Другой писатель – Р.А.Александров в своей книге «Прогулки по литературной Одессе» предположил, что прототипом главного героя является Митя Агапов. Но эти версии оказались ошибочными.

На самом деле прототип был, и звали его – Осип Шор. Родился он 30 мая 1899 года в Никополе. После переезда родителей в Одессу, он стал жить на улице Полтавской победы в доме №78.

Поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, он не стал долго учиться, и в 1916 году едет в Санкт-Петербург не имея за душой не гроша, чтобы поступить в Технологический институт имени Николая I на механический факультет. Но, студентом он пробыл недолго. Осип был полон гениальных идей, которые в основном были связаны с мечтой найти курицу, которая бы несла ему золотые яйца.

И он ее нашел, в буквальном смысле слова. На сельскохозяйственной выставке была представлена курица без перьев. Много мясо заводчиков приезжали в Одессу, чтобы посетить научное общество, где один профессор читал лекцию о прогрессе в мясо производстве. Этим профессором был переодетый Остап Шор.

Новоиспеченная фирма «Идеальная курица» (чем не прототип «Рогам и копытам») оформила несколько контрактов с птицефабриками России на поставку птицы, но обещанный товар не был предоставлен. Хоть заводчики и пытались найти профессора, но нашли лишь курицу с запиской: «Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей».

Осип Шор смог провернуть еще несколько идей, благодаря которым имел почет не только среди уважаемых людей, но и в криминальном мире. Так, купцу Кутякину он помог избавиться от конкурента в винном бизнесе - купца Розенбаума. Бандиту Ваське Косому подбросил идею, как ограбить банк, переодевшись трубочистами.

Самую гениальную идею он выдал раввину Берштейну - продавать места в раю. Для большей убедительности была вывешена карта рая. Каждый желающий за деньги мог выбрать для себя идеальное место. Благодаря этому трюку раввин отремонтировал свой дом и синагогу.

Путешествуя девять месяцев из Москвы в Одессу Шор всячески выкручивался, чтобы выжить: представлялся гроссмейстером, не умея играть в шахматы, был художником, приходил в разные заведения и представлялся пожарным инспектором… И даже женился на полной женщине, которая в романе предстала, как мадам Грицацуева.

Вернувшись в Одессу, он становиться оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. За допросы с пристрастием получил клику «Борзый опер».

Мишка Япончик, который в то время бесчинствовал в Одессе, хотел пристрелить Осипа, но вместо этого недосчитался 4 своих сообщников. Бандиты нашли другой способ отомстить «борзому оперу» и убили его брата – поэта Анатолия Фиолетова. После этого он поклялся не брать в руки оружие, уволился и переехал в Петроград. В 1922 году попадает в тюрьму через драку. За его боевое прошлое Шора быстро отпускают. В 1934 году он переезжает в Челябинск, к другу - Василию Ильичеву. В 1937 году их арестовывают, но ему удается сбежать из НКВД! Он долго прячется в Ленинграде, а потом уезжает в Москву, к другу, автору «Трех толстяков» Юрию Олешину.


Ранним весенним утром 1927 года со стороны Большой Никитской полустрелковым шагом к массивной двери подошел высокий человек средних лет в изящном костюме и лакированных штиблетах. Он посмотрел на медную табличку. На ней значилось: «Редакция газеты «Гудок».

Показав красную книжицу вахтеру, высокий человек поднялся на третий этаж и без стука вошел в комнату «4-й полосы». В прокуренной дешевыми папиросами комнате находились два молодых репортера.

Приветствую тружеников пера, - сказал вошедший.

Сюжет «12 стульев» писательскому тандему подсказал Валентин Катаев

Он сел на диван и закинул ногу на ногу.

Привет, Валюн, - именно так Евгений Петров называл своего старшего брата Валентина Катаева.
- Здравствуйте, Валентин, - кивнул второй репортер с грустными глазами. Его фамилия была Ильф.
- У меня есть к вам деловое предложение... К вам обоим, - заговорщически произнес Катаев и оглянулся по сторонам. - Я хочу, чтобы вы стали моими... литературными неграми.

Евгений Петров и Илья Ильф недоуменно переглянулись.

В последнее время Валентину Катаеву не давала покоя мысль о том, что он мог бы стать советским Дюма-отцом. Кто-то рассказал ему сплетню, что Дюма писал свои романы не сам, а нанимал начинающих писателей, давал им сюжет, они писали, а он редактировал. Валентин Петрович рассказал репортерам «Гудка» свой сюжет. История заключалась в том, что некий уездный предводитель дворянства Воробьянинов охотится за драгоценностями, зашитыми в один из двенадцати стульев. Ильфу и Петрову сюжет понравился. Авторитет Катаева гарантировал публикацию и, следовательно, гонорар. Без долгих размышлений новоявленные литературные негры в тот же день приступили к работе.

Свой первый роман Ильф и Петров начинали писать в качестве литературных негров

В качестве литературных героев решили максимально использовать всех своих знакомых. Литературные шаржи были сделаны на всех приятелей и друзей. Практически у каждого героя был свой прототип. Одного общего знакомого, некоего инспектора одесского уголовного розыска, они решили ввести в роман как эпизодическое лицо. Ему оставили его реальное имя - Остап. Что касается фамилии... Ильф дал ему фамилию своего соседа, владельца мясной лавки Бендера. Ильфу нравилось ее звучание. Однако по ходу работы этот самый Остап внезапно стал всюду вылезать, «расталкивая локтями остальных героев», и буквально через несколько глав превратился в главное действующее лицо. В результате, когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву для правки, в ней оказался совсем другой замысел. Катаев понял, что за короткий срок литературные негры превратились в настоящих писателей. Ситуация была, прямо скажем, неловкая. Валентин Петрович как человек чести отказался от редактирования чужой работы и учтиво снял свою фамилию с будущей обложки книги.

История о художнике-самозванце вошла в роман почти без изменений

Катаев вынужден был признать, что роман удался. Но за использование своей идеи он выдвинул два условия. Первое: где и когда бы ни издавался этот роман, на первой странице книги должно быть посвящение ему, Валентину Катаеву. Второе: как только роман будет издан, автор идеи получает от писателей золотой портсигар. Катаев предвидел, что роман будет иметь успех, и уже с удовольствием представлял портсигар, который он получит от благодарных авторов.

Прототип Остапа Бендера - инспектор уголовного розыска и авантюрист одессит Остап Шор

Позже авторы действительно подарили Катаеву портсигар. Но чтобы слишком уж не тратиться, они купили ему самый маленький, издевательски крохотный дамский портсигарчик. Однако факт есть факт: формально портсигарчик полностью отвечал условиям договора: он был золотой и он был портсигар. Ценивший юмор и шутку Катаев принял портсигар с улыбкой.

Так родился роман, а в нем незаконнорожденный герой по имени Остап Бендер. Невероятно, но факт: в 1935 году проводился опрос среди школьников СССР на тему «Кто твой самый любимый литературный герой?», предполагалось получить ответ - Павел Корчагин, но получили - Остап Бендер.



Естественно, когда в мире появляется великий человек, каждая нация спешит доказать, что он является именно ее сыном. Туманное происхождение Бендера спровоцировало массу таких притязаний. Серьезные арабские ученые неопровержимо доказали, что Бендер был сирийцем. Их узбекские коллеги успешно опровергли эту версию, блистательно доказав, что Остап был тюрком. Свои версии выдвигали немцы, евреи, грузины... Казалось, что окончательная и жирная точка в споре ученых мужей была поставлена в середине 1990-х, когда в редакцию газеты «Аргументы и факты» пришло письмо от Московской культурно-просветительной организации караимов, где утверждалось, что в качестве прототипа Бендера выступал караим Илья Леви-Майтоп, как и Остап, «сын турецкоподданного». Ан нет. На роль прототипа Бендера претендовали не только лучшие сыны нации, но и независимые кандидаты. Московский хулиган Яшка Штопор, петроградский денди 1920-х годов Остап Васильевич, известный художник Сандро Фазини и знаменитый одесский плут Миша Агатов...

Одесские кафе в 1920-е годы пустовали. Пиво отпускалось только членам профсоюза

А был ли вообще у великого комбинатора прототип? Конец XX века дал наконец долгожданную разгадку. Прототипом Остапа Бендера был Осип Вениаминович Шор. Для друзей и близких - Остап. Литературоведы и журналисты смогли найти не только человека, который послужил прототипом Бендера, но и проследить его судьбу, которая оказалась не менее удивительной, чем у его литературного собрата.



Остап Шор родился в самом конце XIX века на Канатной улице в Одессе в семье коммерсанта, владельца магазинов колониальных товаров. Остап был вторым ребенком в семье. Старший брат Натан, больше известный как поэт Анатолий Фиолетов, сыграл в жизни Остапа важную роль, но об этом чуть позже.

В 1901 году от сердечного приступа умер отец. Через несколько лет мать вышла замуж за удачливого петербургского купца Давида Рапопорта. От этого брака родилась девочка Эльза, ставшая впоследствии художницей киностудии имени Горького. Нежную любовь к Эльзе Остап и Натан пронесли через всю свою жизнь.


Шутки Остапа уже в ту пору носили характерные черты юмора Бендера. Эльза Давидовна Рапопорт вспоминала несколько забавных историй. Вот одна из них. Как-то раз Остап заговорщическим голосом спросил у сестры, не хочет ли она взглянуть на два трупа в коридоре квартиры. Маленькая девочка наотрез отказалась. Несколько дней Эльза только и думала, что о трупах в прихожей. Она боялась выходить на улицу, приходить с улицы, по вечерам девочку укладывали спать при свете... Расчеты Остапа оказались верны. Любопытство взяло верх. Эльза подошла к Остапу и попросила показать, где находятся трупы. Остап договорился с сестрой, что если она подарит ему фарфоровую копилку вместе с содержимым, то он готов исполнить свое обещание. Девочка кивнула. Через мгновение Остап вытащил из-за спины двух обезглавленных кур и помахал ими перед лицом сестры. Девочка от страха заплакала. Остап успокаивал сестричку, прижимая ее голову к груди вместе с фарфоровой копилкой. С восьми лет Остап заболел модной игрой в мяч, которую завезли в Одессу английские моряки. Пока все дети его возраста хотели быть мореплавателями, пиратами и музыкантами, Остап раньше всех понял, что хорошие деньги можно заработать, только став профессиональным футболистом. Именно футбол сблизил его с гениальным Юрием Олешей, будущим автором «Зависти» и «Трех толстяков». Дружба с ним продолжалась почти полвека.

В 1916 году Остап поступает в Петроградский политехнический институт, где его и застает октябрьский переворот. Домой в Одессу Остап добирался около года. Знакомился с людьми, попадал в переделки, влюблялся, убегал от преследователей. Многие эпизоды для своих романов Ильф и Петров почерпнули из историй, которые в последующие годы Остап Шор рассказывал своим друзьям. Особое впечатление на юного Ильфа произвели истории о пожарном инспекторе в доме для престарелых старушек и художнике-самозванце на пароходе - они вошли в роман целыми главами, с небольшими дополнениями.

В Одессе Остап вздохнул свободнее. Но все же Одесса была уже другой. События тех лет сильно изменили ее облик. Город предприимчивых дельцов, биржевых и корабельных маклеров, ловких жуликов, итальянской оперы, кафешантанов и остряков, где все вертелось как на карусели в Дюковском парке, превратился в карусель иного рода - кровавую. За первых три революционных года в городе сменилось четырнадцать властей. Австрийцы, немцы, французы, англичане, войска гетмана Старопадского, петлюровцы, гайдамаки, белая армия генерала Деникина, большевики, даже армия какого-то галицийского генерала Секира-Яхонтова... Бывали времена, когда в городе хозяйничали одновременно несколько властей и политических группировок. Так, на Пересыпи обосновались большевики. Территорию от вокзала до Аркадии заняли гайдамаки и петлюровцы. Центр был под властью интервентов и Белой гвардии. Молдаванкой же владела десятитысячная армия налетчиков Михаила Винницкого, больше известного под кличкой Мишка Япончик. У каждой власти были свои государственные границы, отмеченные бельевыми веревками с красными флажками, и, конечно, своя валюта. В портовый город прибывало много беженцев из других губерний Российской империи. Это создавало особую атмосферу и огромное поле деятельности для воров, шулеров, фармазонщиков и аферистов. Город задыхался от бандитизма. Одесситы были вынуждены объединяться в народные дружины по борьбе с уголовщиной. Наиболее отчаянным были присвоены звания инспекторов уголовного розыска.

Юрий Олеша был одним из самых близких друзей Остапа

Знавшие близко Остапа отзывались о нем как о человеке добром, импозантном, легковозбудимом правдолюбце с сильно развитым чувством юмора. Остап был умен, решителен, с молниеносной реакцией на сиюминутные события.

В апреле 1918 года Остап Шор стал инспектором Одесского уголовного розыска. Надо учесть, что рост у него был под сто девяносто и силой он обладал неимоверной. Остап Шор за короткий срок нанес ощутимый удар по банде Мишки Япончика: раскрыл дела об ограблении двух банков и мануфактуры, устраивал удачные засады и брал налетчиков с поличным.

Остап бежал, выпрыгнув из окна кабинета следователя

Сегодня трудно поверить, но два самых знаменитых прототипа литературных героев Остапа Бендера и Бени Крика люто ненавидели друг друга. Япончик считал Остапа своим личным врагом и прилюдно пообещал отомстить. Бандиты несколько раз пытались его убить. Однажды вечером они схватили Остапа на Ланжероновской улице, приставили к спине дуло револьвера, накинули на револьвер макинтош для маскировки и повели его на расстрел в портовые доки. Но надо знать Остапа. Проходя мимо кафе Фанкони, сыщик сумел затеять ссору с кем-то из биржевых маклеров за уличным столиком. Началась потасовка. Бандиты посчитали за благо ретироваться.

В первое время после революции власть в Одессе менялась чаще, чем времена года

Но все же они нанесли свой страшный удар. Хотели застрелить Остапа, но по ошибке введенные в заблуждение фамилией застрелили Натана, который через несколько дней должен был жениться на молодой поэтессе Зинаиде Шишовой. Молодые находились в мебельном салоне, где выбирали мебель для будущего дома. В Одессе существует история о том, что произошло дальше. Впервые ее рассказал Юрий Олеша Валентину Катаеву. Катаев упомянул о ней в своем биографическом романе «Алмазный мой венец». А одесситы придали истории образ легенды. Приводим ее полностью.

Три человека среднего возраста в канотье и костюмах английского сукна остановились перед мебельным магазином. Постояв немного у витрины, они по очереди переступили порог. Дальше все происходило быстро.

Господин Шор?
- Да.
- Привет от Мишки Япончика.

Четыре выстрела насчитал толстый лысеющий продавец двуспальных полосатых матрацев в мебельной мастерской господина Миркина на Дерибасовской, угол Екатерининской. На полу в мебельных стружках остался лежать молодой человек.

В Одесском оперном театре любили бывать как бандиты, так и чекисты

Остап на похоронах не был. Все эти дни он искал убийц. И нашел. Грозный, как ночной осенний шторм, в сером широком пиджаке, капитанке и толстом вязаном шарфе вокруг могучей шеи Остап остановился у старой рыбацкой халабуды на Второй Заливной, что на Пересыпи. Его усталые глаза цвета молодого бессарабского вина смотрели на сырое небо. Затем взгляд Остапа опустился к двери. Ударом ноги, словно центрфорвард «Черного моря», он выбил фанерную дверь и вошел в темный зоб полуподвала.

Натан был убит
за несколько дней до своей
свадьбы

Трое убийц сидели за грязным овальным желтым столом. Остап подошел к столу и положил на него свой маузер с полированной ручкой, выданный Одесской народной милицией. Это был знак того, что он хочет говорить. Стрелять чуть позже.

Рядом с маузером Остапа легли револьверы, финки и кастет.

Кто из вас, подлецов, убил моего брата? - спросил Остап, вытирая слезы бирюзовым платком.
- Я виноват, Остап, - сказал один из бандитов в тельняшке. - Порешил его вместо вас. Спутала фамилия. Видит бог, я плачу за ним, как за родным братом.
- Лучше бы ты, ублюдок, прострелил мне печень. Ты знаешь, кого убил?
- Тогда не знал. А теперь имею сведения - Натана Фиолетова, известного поэта, друга Багрицкого. Я прошу меня извинить. А не можешь простить, то бери свою пушку. Вот тебе моя грудь, и будем квиты.

Всю ночь Остап провел у бандитов. При свете огарков они пили ректификат, не разбавляя его водой. Читали стихи убитого поэта и плакали.

С первыми холодными лучами солнца Остап спрятал в деревянную кобуру маузер и беспрепятственно ушел...



Остап очень болезненно воспринял убийство брата. Он поклялся больше никогда не брать в руки оружия. Через некоторое время он уволился из уголовного розыска и уехал путешествовать по стране. В силу своего импульсивного и решительного характера Остап постоянно попадал в опасные передряги. Так, в 1922 году он оказался в Москве, а точнее, в Таганской тюрьме города Москвы. Угодил туда за драку с человеком, оскорбившим жену одного известного поэта. Но как только следователи узнали, что Остап был инспектором Одесского угро, он был сразу освобожден.


Остап остается в Москве. Часто появляется на литературных вечерах, где встречается со своими старыми знакомыми, земляками. К этому времени относится его знаменитая фраза: «Мой папа был турецкоподданным». Остап повторял ее часто, когда заходила речь о воинской обязанности (дети иностранных граждан освобождались от воинской повинности). Эта фраза в 20-х годах была крылатой в Одессе. Илья Ильф и Евгений Петров, чтобы подчеркнуть отношение Остапа Шора к уголовному розыску, вводят в роман ряд намеков и конкретных фраз Бендера, показывающих его профессиональным сыщиком. А в главе «И др.» Остап Бендер и вовсе составляет протокол с места происшествия. Причем самым профессиональным образом. «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием». А вот самая известная фраза о ключе от квартиры, где деньги лежат, принадлежала вовсе не Шору, а одному одесскому респектабельному бильярдисту.

1968 год.
Остап Шор надолго
пережил обоих авторов
романов о своих
похождениях

После выхода «12 стульев» и «Золотого теленка» Остап Шор разыскал авторов книг. Каково же было удивление Ильфа и Петрова, когда Остап потребовал в довольно наглой форме заплатить ему крупную сумму за списанного с него Бендера. Писатели стали оправдываться. Остап рассмеялся. Друзья засиделись до утра. По всей видимости, Шор рассказывал о своей жизни. Именно поэтому в знаменитых «Записных книжках» Ильфа появилась запись: «Остап мог бы и сейчас еще пройти всю страну, давая концерты граммофонных пластинок. И очень хорошо бы жил, имел бы жену и любовницу. Все это должно кончиться совершенно неожиданно - пожаром граммофона». Остап Шор дал новый толчок для соавторов. Ильф и Петров задумали третью часть о похождениях Остапа Бендера, где Бендер был бы прообразом сегодняшних диджеев. Но замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. Ильф надолго слег с туберкулезом.

В 1934 году Остап уехал в Челябинск помогать своему другу, директору тракторного завода. В 1937 году директора арестовывают сотрудники НКВД. Остап затевает с ними драку, что было, без сомнения, смелым поступком. Его арестовали, но он опять совершил нечто выдающееся. Выпрыгнул из окна кабинета следователя и сбежал. Но еще далеко до этих событий он сформулировал некоторые свои взгляды, которыми Ильф и Петров наделили и любимого героя. В частности, и для литературного персонажа, и для его прототипа характерна такая фраза: «У меня с советской властью возникли за последний год серьезные разногласия. Она хочет строить социализм, а я нет».

Ильф и Петров задумывали третью часть о похождениях Остапа Бендера

Во время Великой Отечественной войны Остап тщетно пытается пробиться к родственникам в блокадный Ленинград. В конце концов из-за всех мучений у него развилась экзема, которая переросла со временем в рак кожи. Больного Остапа эвакуируют в Ташкент. В эвакуации он работает проводником на товарных поездах.

Угол Ришельевской и Ланжероновской улиц, где Остап попал в лапы банды Мишки Япончика

После войны Остап Шор с семьей переезжает в Москву на Воздвиженку. Выходит на пенсию по инвалидности. Часто посещает хворающего Юрия Олешу в Лаврушинском переулке. После смерти друга его преследуют недуги, и Остап практически слепнет.

В 1978 году выходит биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец». В нем Катаев только намеком оговаривается, с кого списан Остап Бендер. Но Шор не хотел публично распространяться о своей жизни. Сказывался и возраст, и многочисленные удары судьбы. Он так и остался загадкой еще на два десятилетия.

В 1979 году Остап Шор умер. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище. Такова судьба этого человека, ставшего прототипом одного из самых популярных литературных персонажей.

Колосс на бронзовых ногах

Поначалу главный шахматист Калмыкии президент Кирсан Илюмжинов обещал открыть памятник Остапу непосредственно в Рио-де-Жанейро, но потом, видимо, решив не разбазаривать по миру культурные ценности, поставил его у себя под боком.

С 1999 года двухметровая фигура Бендера охраняет покой жителей шахматного городка Сити-Чесс (гостиничный комплекс на окраине Элисты, отгроханный к проведению Всемирной шахматной олимпиады). Власти Рио-де-Жанейро до сих пор рвут волосы от досады.


Если твои друзья бывали на Итальянской улице в Питере, ты уже мог видеть этот памятник на их красноглазых фотографиях. Редкий турист устоит перед соблазном присесть на стул мастера Гамбса перед объективом мыльницы. В Ленинграде сын турецкоподданного не появлялся.

Тем не менее в 2000 году с большой помпой памятник был открыт. Скульптор не смог остановиться на чем-то одном и кроме стула дал Бендеру папку с делом Корейко. Черты лица также пришлось поделить между Юрским и Мироновым.

БОНУС:

Источники фото: ИТАР-ТАСС; Ullstein / Vostock Photo; Everett Collection; Corbis / RPG; в/о «Совэкспорт-фильм»; PhotoXpress

, Российская империя

Оста́п (О́сип) Беньями́нович Шор (30 мая (1899-05-30 ) , Никополь - 6 ноября , Москва) - известный авантюрист, главный прототип Остапа Бендера и брат поэта Анатолия Фиолетова .

Биография

Осип Шор родился в Никополе (ныне - Днепропетровская область , Украина), в семье Беньямина Хаимовича Шора и Екатерины (Куни) Герцевны Бергер . Мать была дочерью одесского банкира, отец - владельцем магазина колониальных товаров, что давало семье большую прибыль. У Осипа был старший брат Натан и сестра Эльза (в будущем художник-постановщик Эльза Давыдовна Рапопорт, 1913-1998). В 1901 году отец умер от сердечного приступа и Екатерина вместе с детьми переехала жить в Одессу . Там они жили в доме № 78, который находился по улице Полтавской победы (ныне это ул. Канатная). Через несколько лет Екатерина Бергер вышла замуж за купца Давида Рапопорта из Санкт-Петербурга , а Осип и Натан остались жить у дедушки .

Братья любили читать приключенческую литературу и грезили кругосветным плаванием. Однако их деду это не слишком нравилось, поэтому он устроил их на работу к себе в лавку, где они должны были помогать ему в торговле, хозяйстве и даже в контрабанде . У деда дома часто собирались тогдашние криминальные авторитеты, бандиты и мошенники, что сильно повлияло на развитие Осипа. В 1906 году Осип поступил на учебу в мужскую гимназию Илиади (частная гимназия И. Р. Раппопорта, сегодня Одесская школа № 68). Его любимым предметом было правоведение и в будущем именно знания юриспруденции не раз помогали Осипу. Также Осип любил заниматься спортом и хорошо играл в футбол (при росте в 1 м 90 см Осип был одним из лучших нападающих), благодаря которому познакомился с будущим писателем Юрием Олешей , занимался классической борьбой и гиревым спортом . Спортивные достижения Осипа Шора высоко оценил известный тогда русский футболист и авиатор Сергей Уточкин , который предсказывал парню большое будущее.

Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину , поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф . Поступив на физико-математический факультет Новороссийского университета, вскоре бросил его. В 1916 году Осип, решив переехать к матери в Петроград , собственноручно написал заявление о поступлении на механический факультет , но гражданская война в России сделала учёбу невозможной. В городе начался голод, а сам Осип заболел бронхитом . Позже об этих событиях он вспоминал так:

Вернувшись в Одессу, оформился работать инспектором [ ] уголовного розыска, работал в Одесской ЧК . Вел борьбу с группировкой Мишки Япончика .

После того как по ошибке (одна из версий, которую, в частности, отстаивал Катаев) вместо Осипа убили его брата, поэта и также сотрудника уголовного розыска Натана Шора (Фиолетова) (когда Натан и его жена Зинаида Шишова выбирали мебель для их будущего дома), Шор уволился из уголовного розыска и в 1922 году переехал в Москву.

Шор был занятным рассказчиком с большим опытом авантюрных приключений, и рассказывал о своих похождениях известному писателю Валентину Катаеву , у которого зародилась идея описать его приключения. Своей идеей и рассказами о похождениях Шора Катаев поделился с неизвестными тогда журналистами Ильёй Ильфом и своим младшим братом Евгением Петровым , которым предложил совместно написать книгу - они в качестве литературных негров , готовящих за гонорар черновики и варианты, а Катаев, как маститый писатель - редактор и автор. Однако Ильф и Петров решили написать книгу самостоятельно по подсказанному Катаевым сюжету. Так появились знаменитые «Двенадцать стульев », роман, в значительной мере основанный на изложении похождений Осипа Шора. Роман приобрёл большую популярность и стал культовой книгой.

В 1934 году Осип Шор имел встречу с Ильфом и Петровым, после этого решил изменить жизнь и по объявлению в газете нашел работу на первом в стране тракторном заводе в Челябинске , куда и уехал из Москвы. Там он устроился рабочим. Как оказалось, директором завода работал одессит Ильичев, и вскоре Осип стал снабженцем . Но когда в 1937 г. работники НКВД пришли арестовывать директора прямо в его рабочем кабинете, Осип вступился за него и затеял с чекистами драку. Его арестовали, дали пять лет лагерей .

Эта версия получила критику в передаче «Не так» радиостанции «Эхо Москвы»:

Но на самом деле, значит, вот это липа точно. Дело в том, что Василий Иванович Ильичёв - фигура, ну, несравненно менее легендарная, но в силу своего положения неплохо задокументированная. Он действительно был директором. Более того он был первым директором Челябинского тракторного завода, но был он в строго определенный период. Он был его директором с середины 31-го по конец сентября 32-го года. Дальше он будет переведен как человек, видимо, достаточно успешно справившийся с этим заданием, он будет переведен с повышением в Москву. Он действительно будет арестован. И надо сказать, что я не знаю, за что конкретно, но дело в том, что Ильичёв еще в 20-е годы дважды подолгу находился за границей. Сначала он учился в Германии, Франции, США организации производства. То есть он один из неслучайных руководителей вот этих флагманов первых пятилеток, а тех, кого более или менее к этому готовили. А дальше, значит, уже в 30-е годы он тоже будет там по закупкам, по обмену опытом и так далее, и так далее. Это, конечно, было уже достаточным основанием, может быть, еще что-то. Но судьба его до поры до времени относительно хранила, потому что, видимо, он просидел достаточно недолго и… даже просидел не очень долго. Он был выпущен из тюрьмы то ли перед войной, то ли в начале войны, но вот в 42-м году он погиб от голода в Ленинграде во время блокады. Такая вот печальная судьба у этого человека.

Что же касается Осипа Шора. Есть документы в музее Челябинского тракторного завода о том, что он работал, сам Осип Шор, с 13 июня 31-го по 20 октября 32-го года в должности снабженца. Значит, вот запись о его увольнении - 20 октября 32-го года. За три недели до этого перестает быть директором Ильичёв и, видимо, уезжает в Москву. Вот похоже, что Шора взяли за… Ну, понимаете, что такое… Давайте вспомним, что такое снабженец на советском предприятии? Это человек изначально ушлый. Это человек, задача которого пробивать, выбивать, находить всякие схемы часто не вполне законные. Напомню, что этих снабженцев на предприятиях называли «толкачами». То есть они должны были подталкивать соответственно все вот эти сделки. А это еще начало 30-х годов, когда вообще собственно… Что такое законно, незаконно? Ещё законов-то не так уж много. Значит, снабженца, видимо, можно было посадить в любой момент. А, судя по тому, что Осип Шор, видимо, всё-таки обладал, конечно, безусловно, очень авантюрным характером, я думаю, что за ним водились достаточно значительные грехи.

Один из работников музея Челябинского тракторного завода говорит о том, что дело было уничтожено. Вот его личного дела нет, потому что, ну, там это документы, которые хранятся определенное время, а дальше… Они документы же не вечного хранения, личные дела работников. Но опись осталась. И вот что привлекло внимание этого сотрудника музея, что это дело было очень пухлым. В нем было 29 листов. В акте об уничтожении говорится: дело там работника такого, 29 листов. В то время как у обычных работников, обычно три-четыре-пять. Вот что это были за 29 листов? Выговоры? Поощрения? Объяснительные записки? Очень интересно. Очень жаль, что это дело исчезло, потому что, конечно, оно могло б кое на что пролить свет. И получил он 5 лет лишения свободы. За что? Ну, судя по всему, за какие-то махинации, причем, судя по всему, не хищения, потому что скорее всего получил бы побольше… Скорее всего это именно вот некий переход грани дозволенного, там совершение каких-то сделок от имени предприятия. Судя по всему, он отсидел этот срок. Мы не знаем дальше, что с ним происходило в 30-е годы.

Большинство исследователей сходятся в том, что Ильф и Петров «списали» Бендера с Осипа Беньяминовича Шора. Согласно метрической записи, он родился в Никополе в 1899 году, 30 мая, в семье купца 2-й гильдии. Жил в Одессе, где закончил частную мужскую гимназию Раппорта.(Раппопорта? — корр.) В 1917-м поступил на первый курс Петроградского технологического института, но почти не учился. В 1919-м подался на родину. До дома он добирался почти два года, с множеством приключений, о которых потом и рассказал авторам. Неизвестно, числились ли среди этих передряг истории с «бриллиантовыми» стульями и прочим, но внешность, характер и речь взяты у Осипа Шора, которого домашние и друзья к тому же звали Остапом. Валентин Катаев, его брат Евгений Петров, Илья Ильф и брат Остапа Натан Фиолетов, известный поэт-футурист, принадлежали к одному литературному кругу. Так что общение было довольно тесным. Катаев в книге «Алмазный мой венец» пишет: «Брат футуриста был Остап, внешность которого авторы сохранили в романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры. Он был блестящим оперативным работником».

Последнее обстоятельство может сбить с толку кого угодно: известно, что романный Остап уважал Уголовный кодекс (а в гимназии его прототип имел пятерку по законоведению), но, простите, не до такой же степени. Хотя, с другой стороны, ничего удивительного нет: жизнь одесского опера 20-х годов — весьма удачное приложение сил для такой натуры. Вернемся к Катаеву: «Бандиты поклялись его убить. Но по ошибке, введенные в заблуждение фамилией, выстрелили в печень футуристу… Но что же в это время делал брат убитого поэта Остап? То, что он делал, было невероятно. Он узнал, где скрываются убийцы, и один, в своем широком пиджаке, матросской тельняшке и капитанке на голове, страшный и могучий, вошел в подвал, где скрывались бандиты… И, войдя, положил на стол свое служебное оружие — пистолет маузер с деревянной ручкой. Это был знак того, что он хочет говорить, а не стрелять. Бандиты ответили вежливостью на вежливость…

— Кто из вас, подлецов, убил моего брата? — спросил он.

— Я его пришил по ошибке вместо вас, я здесь новый, и меня спутала фамилия, — ответил один из бандитов. Легенда гласит, что Остап, никогда в жизни не проливший ни одной слезы, вынул из наружного бокового кармана декоративный платочек и вытер глаза.

— Лучше бы ты, подонок, прострелил мне печень. Ты знаешь, кого ты убил?

— Тогда не знал. А теперь уже имею сведения: известного поэта, друга Птицелова (Эдуарда Багрицкого. — А.Г.). И я прошу меня извинить. А если не можете простить, то бери свою пушку, вот тебе моя грудь — и будем квиты.

Всю ночь Остап провел в хавире в гостях у бандитов. Они пили чистый ректификат, читали стихи убитого поэта, плакали и со скрежетом зубов целовались взасос».

Комментарии излишни. К тому же ничего подобного этому фантастическому эпизоду в романах нет. Представить великого комбинатора с маузером — невозможно. И все же — это он, великий комбинатор.

Место и время — два главных обстоятельства в описании человека. Читатели всех поколений безоговорочно дают Бендеру одесскую прописку, хотя у Ильфа и Петрова он появляется ниоткуда. Он еще больший «человек без паспорта», чем Паниковский (о том, по крайней мере, известно, что в Киеве до революции он «работал слепым»). Ни та, ни другая концессии, колеся по стране, даже и не заглядывают в Одессу. Но, спрашивается, откуда же еще может выйти человек в апельсиновых штиблетах, ироничный, подвижный, нагловатый, как не из прославленного Вавилона Российской Империи, где гремучая смесь рас, вер, языков и теплого моря порождала людей сверхоригинальных, даже пугающе оригинальных…

И 20-е годы, эпоха раннего нэпа, когда страна прошла только первый круг народоуничтожения. Кругом еще бурлило, но быт приобретал мирные черты. Эти годы стали золотым веком людей, живущих «не по правилам», — от авантюристов до налетчиков.

Могло ли быть иначе, когда все, что творилось в стране, было гигантской авантюрой. Это время людей с поддельным прошлым, с поддельным настоящим, время детей лейтенанта Шмидта. Даже в правительстве почти не имелось людей с настоящими фамилиями: Сталин, Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев, Ленин, наконец, — все фальшивые! Выдать себя за другого — естественно. Наверняка в практике (и биографии) опера Шора вариаций на данную тему было хоть отбавляй. А скандал, разразившийся летом 1925 года, напоминает нечто до боли знакомое. 8 августа в Гомельский губисполком явился некий гражданин — прилично одетый, в американских очках, с лицом восточного типа — и представился председателем ЦИК Узбекской ССР Файзулой Ходжаевым. Председателю губисполкома Егорову сказал, что едет из Крыма в Москву, но в поезде у него украли деньги и документы. Попросил 60 рублей, вместо паспорта предъявил справку, что он действительно Ходжаев, подписанную председателем ЦИК Крымской республики Ибрагимовым.

Высокопоставленному узбеку не только дали денег, но и принялись возить на пикники, в театры, на банкеты… Так бы Ходжаев и уехал после всех удовольствий, если б не бдительный милицейский начальник Хавнин, который отыскал старый журнал с портретами председателей всех ЦИК Союза. Сходства не наблюдалось. Псевдоходжаев оказался уроженцем Коканда и следовал из Тбилиси, где отбывал срок. Позже выяснилось, что подобным же образом он веселился в Ялте, Симферополе, Новороссийске, Харькове, Полтаве, Минске… Отмечают, что, поскольку авторы дали своему Остапу отчество Ибрагимович (по имени того, кто липовую справку подписал), а также вложили в его уста тост «За народное просвещение и ирригацию Узбекистана», то скандал 1925 года стал основой для создания детей лейтенанта Шмидта. Правда, Бендера «обломил» не милиционер, а собрат по жанру Шура Балаганов. Упомянутых детей, как известно, тридцать штук, они собирают конгрессы, заключают конвенции, что еще раз подтверждает: то было время «поддельных» людей.

Из статьи Александра ГРИГОРЕНКО «Заседание продолжается»