Обряд захоронения у цыган. Традиции погребения умерших у цыган

Цыгане — это один из самых удивительных этносов, сохранивший свои традиции и уникальный уклад жизни. Несмотря на исповедование религии региона проживания, ромы сумели привнести особенности своей культуры во все жизненные аспекты. Одной из самых закрытых церемоний являются цыганские похороны, овеянные ареалом таинственности и магии.

Отношение к смерти как основа сложившихся традиций

На сегодняшний день по всему миру проживает более 10 миллионов цыган, отличающихся вероисповеданиями и обычаями. Но похороны практически у всех ветвей ромов проходят практически одинаково. Это связано с особенным восприятием смерти, для которого характерно:

  • Возведение культа умершего, которого провожают в другой мир с небывалыми почестями и гуляниями. Нередко похороны могут затянуться на несколько недель, так как с усопшим должны попрощаться все его родственники и близкие люди. Все это время тело находится в специальном шатре, где рядом с ним обязательно находится член семьи такого же пола, что и усопший. У ромов принято устанавливать на могилу огромный памятный монумент с выгравированным изображением умершего во весь рост.
  • Отвращение, приравнивание смерти к «грязным» событиям. Согласно традиции, умирать в общем шатре запрещается, так как в этом случае кровать и все окружающие вещи будут считаться нечистыми, их придется спалить или же закопать вместе с усопшим. В связи с этим могилы некоторых цыган обустраиваются как комнаты, в которых он жил. Туда помещаются не только любимые вещи, но и мебель, предметы интерьера, в окружении которых он умирал.

В большинстве случаев похороны у цыган больше напоминают гуляния с песнями и плясками. Это связано с верой, что после смерти душа покидает бренное тело и отправляется в лучший мир, в котором нет места страданиям.

Цыганские похороны до сих пор малоизучены, а общественности известна лишь малая часть из обычаев. Предлагает ознакомиться с некоторыми известными традициями:

  • У ромов запрещено повреждение целостности тела усопшего, так как согласно поверьям без них человек не сможет обрести покой в загробном мире. Разрешение спорных ситуаций осуществляется у барона, и только он может дать разрешение на проведение медицинской экспертизы. Но делается она с условием возврата в тело всех органов.
  • У кочующих племен умирающий человек перемещается в специальный шатер – «бендер». Рядом с ним разрешается находиться близким людям, но им нельзя грустить и плакать. До последнего вздоха умирающего они должны вести себя как обычно.
  • После смерти человек также омывается, но используется не обычная вода, а специальные травяные настои и отвары. При этом над усопшим читаются не молитвы, а заговоры.
  • Некоторые общины считают, что душа умирающего человека способна переселяться в другое тело. Поэтому ко рту подносят птицу, а после кончины выпускают ее на свободу.
  • Так как похороны должны проходить с размахом, родные начинают собирать на них деньги заблаговременно. Эта традиция чем-то похожа на сбор приданного для невесты.
  • Оседлые цыгане предпочитают заранее выкупать землю на кладбище, устраивая усопшим подземную комнату. Кочевые же хоронят умерших на безлюдном месте, например, в лесной чаще. Хорошим признаком считается наличие рядом с могилой куста ежевики, так как считается, что она защитит место захоронения от осквернения животными.
  • Не все ромы хоронят близких в гробах — некоторые предпочитают обматывать тело дорогими коврами.
  • Хоронят усопших в самой лучшей одежде, а на женщин надевается несколько ярких цыганских юбок.

После продолжительных похорон проводятся поминки, которые, как правило, также длятся насколько дней. Все это время гости угощаются, поют и пляшут, радуясь тому, что человек отправился в лучший мир.

Наверное, самыми интересными традициями среди многочисленного количества погребальных традиций различных народов остаются захоронения у цыган.

Причинами такой заинтересованности именно цыганскими обрядами среди ученых умов продиктованы самим кочевым способом жизни данного народа. Ведь в них не существует оседлой местности, а та часть цыган, которая стала вести оседлый способ жизни, заимствует традиции уже местного населения либо делится с ним своими определенными знаниями.

Напомним вам, что вы можете посмотреть каталог с ценами и купить памятник в Минске . Быстрое изготовление, гарантия, рассрочка, установка по всей Беларуси.

Цыгане в достаточно гармоничный образ смогли сочетать в своей культуре и мировоззрении 2 погребальные традиции. С одной стороны, они почитают умерших, обожествляют их и могут даже создавать из них культ, а с другой - могут пренебрежительно относиться к смерти и называть все, что с ней связано, «грязным».

Каждый цыган считает своим долгом организовать для своих родных или родственников пышные и богатые похороны. Бывает, что человек даже всю собственную жизнь старается откладывать что-то, чтобы похоронить родственников в склепе, вместе с предметами, которыми они пользовались, а также учредить достойные надмогильные плиты, установить памятники из гранита , на которых будут высечены как нужные даты, так и большие фотографии умерших. Когда-то цыгане не складывали вещи умершего в могилу, а смело пользовались ими в быту, но сегодня они кладут с усопшим и все его вещи, поскольку они, особенно плохие, могут навредить и другому живущему человеку.

Похороны у цыган могут длиться достаточно долго. От нескольких дней до нескольких недель, пока все желающие не простятся с умершим. Само прощание также имеет интересный характер. Как известно, православные цыгане верят, что душа человека пребывает вместе с телом 40 дней. Поэтому, когда они приходят в шатер, то обязательно разговаривают с усопшим, могут даже угощать чаркой вина. Но у мусульманских цыган такая традиция не прижилась, или случается достаточно редко.

Цыгане щедры как на сам похоронный обряд, так и на поминальные церемонии после него. Цыганские поминки могут продолжаться еще 2 дня после похорон. Даже когда родственники умершего скажут об их окончании, никто из гостей не расходится, а сами поминки начинают носить характер обычных цыганских гуляний.

В случае с кочевыми цыганами, нужно отметить, что они соблюдают такие же традиции, но в очень частых случаях просто не имеют возможности делать такие пышные церемонии. Тогда они выкапывают яму на том кладбище, мимо которого, в данной момент проходят, или в той местности, где они временно остановились.

Сейчас на Земле проживает чуть более 10 млн. цыган, людей с интересными необычными устоями, которых можно встретить в любой части света, в любой стране, однако их традиции, как и языки - отличаются. Что касается религиозных верований, чаще всего они исповедуют религию, распространенную в той местности, где они проживают, поэтому есть цыгане-мусульмане, православные, иудеи.

Цыганские обычаи

У цыган есть свои традиции, которым они следуют, когда происходят те или иные события, а особенно если речь идет о смерти, подготовке усопшего к погребению и цыганских похоронах.

Как рассказывала в своем интервью потомственная цыганка Жанна из Минска (она второй раз замужем и имеет 3 детей), только у цыган, поселившихся на территории некоторых прибалтийских стран (Литва, Латвия) и скандинавских (Финляндия), поминки длятся 2-3 дня и проходят «с веселыми песнями и плясками», чем сильно отличаются от скорбных традиций, распространенных во всем мире.

В данном случае такое странное на первый взгляд поведение объясняется следующим: племена ромалэ веруют в то, что с физической смертью наступает избавление умершего от боли, страданий, проблем, одним словом - земных мучений, и он переходит в лучший мир.

Цыгане, проживающие во Франции, верили, что душа умирающего человека в момент смерти может переселиться в другое существо, поэтому ко рту умирающего подносили птичку, которую потом отпускали на волю.

Чужих тут нет

Чаще всего цыганские традиции сокрыты от посторонних глаз, а мы очень мало знаем об этой народности. Сами представители нации их не афишируют и не допускают «чужих». Поэтому вся известная нам информация о похоронах цыган собрана «по крупицам», рассказана теми людьми, которые присутствовали при захоронении (соседи, знакомые) или подготовке к нему (работники моргов, кладбищ).

Вы знаете, что у цыган вскрытие является табу? Поэтому когда несчастные случаи заканчиваются летальным исходом, прибывшие на место родственники препятствуют тому, чтобы судебно-медицинская экспертиза забирала тело в морг. Бывает, окончательное решение по этому спорному вопросу, когда вступают в противоречия культурные традиции и закон, принимается на уровне местных властей и цыганских баронов.

Вот еще несколько моментов, которые поведала русская девушка, присутствовавшая на цыганских похоронах. Она рассказала, что вплоть до погребения усопшего не оставляют одного; с ним рядом постоянно находятся родственники или знакомые того же пола, что и умерший.

«Когда все было готово, усопшего, тело которого располагалось на ковре, опустили в могилу без гроба, хотя предварительно его обмывали и оплакивали точно по христианским обычаям, с той лишь разницей, что над умершим читались не молитвы, а своеобразные заговоры», - поведала очевидица. Однако в наше время, а тем более в городах, случаи захоронения без гроба - большая редкость.

Легенды становятся ближе

Англичанин-полуцыган Рэймонд Бакленд (впоследствии он эмигрировал в США), который с детства увлекался оккультными науками и магией, написал книгу о тайнах цыганской жизни и традициях. Описанные там события в основном относятся к концу XIX века. Вот некоторые примеры.

Как бы ни звучало дико, но умирая, человек перемещался из вардо (его дом на колесах) в специально сооруженный шалаш (на их языке - бендеры). Ни один уважающий цыган не станет умирать в постели в доме.

В шалаше-бендерах собирались родственники, разговаривали, ели, пили, вели себя, как обычно. Когда момент смерти был близок, умирающего начинали подготавливать к переходу в другой мир. Он сам лично, если был в состоянии, из последних сил помогал обмыть себя специальными травяными отварами, после чего на него надевали новую одежду; если умирала женщина, на нее надевались многочисленные цыганские юбки (чаще всего их пять).

В момент отхода, начинались плач и рыдания, которые спустя какое-то время перерастали в грустное пение.

Кремация со всем нажитым имуществом

Вплоть до середины прошлого века, когда умирал глава семьи, его клали в вардо и сжигали вместе со всем имуществом. Сейчас эта традиция изжила себя, но до сих пор покойному чавела в гроб кладут его любимые вещи: например, курительную трубку, вилку с ножом, бубен, гитару и пр.

Если местность позволяет, умершего рома хоронят в укромном месте (лесу или степи) и не оставляют никаких опознавательных знаков, за исключением куста ежевики, который, по преданиям, оберегает место погребения от осквернения животными. После смерти стараются не упоминать имя усопшего, чтобы не потревожить его, а тем более не вызвать из мира мертвых.

Одни цыгане верят в перевоплощение души и считают, что она трижды возвращается на землю с интервалом в 500 лет; другие - в загробную жизнь; третьи - в то, что после смерти наступает бесконечная жизн. Но все они всегда точно следуют ритуалам, связанным со смертью и похоронами цыган.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

П.п.с. Тут в комментах тема поста разворачивается:)

Цыгане являются самым крупным этническим меньшинством в Европе с преобладанием преимущественно индийских корней. Эти народные группы проживают среди населения разных стран и подразделяются на шесть крупных ветвей, имеющих собственное название.

По этой причине не обошлось без влияния европейских государств на культурные особенности каждой из них. Однако в религии и обычаях рома по-прежнему остаются общие черты, объединяющие этнос. Особенно это касается погребальных традиций, известных своим размахом, отчего ответ на вопрос "как хоронят цыгане своих усопших" для многих представляет острый интерес.

Закон и культура

Культурные обычаи некоторых цыганских племён часто приводят к разногласиям с законами на территории, где кочует или живёт табор. Это связано со строгим табу на повреждение целостности тела усопшего, и корни такого запрета следует искать в магических поверьях.

Русские, прибалтийские и скандинавские представители данного этноса придерживаются мнения, что человек не способен обрести покой без таких внутренних органов, как мозг и сердце, потому выступают против судебно-медицинской экспертизы.

Такая позиция вынуждает получать свидетельство о смерти в обход органов правопорядка. Если дело принимает слишком серьёзный оборот, разрешением проблемы занимается цыганский барон. В этом случае, если последний сочтёт споры с законом бесполезными, умерший отправится на СМЭ, но с условием: после осмотра внутренние органы должны быть возвращены в тело покойного.

Цыганские обычаи и традиции

Бытует мнение, что лишь у трёх ответвлений данного этноса принято устраивать роскошные похороны. Однако единичные случаи допускают исключения в зависимости от традиций, сформировавшихся в отдельном таборе или общине. Из устоявшихся можно выделить всего две: стойкое отвращение к смерти и возведение некоторого культа умершего.

Цыганские похороны у прибалтийских, русских и скандинавских племён длятся по 2-3 дня, при этом сопровождаются "песнями и плясками". Такие непривычные обычаи объясняются верованиями рома: считается, что со смертью физического тела человек становится свободным от всех мирских проблем и печалей, переходя в лучший мир, лишенный страданий.

При этом умирающего от болезни никогда не оставляют одного. В кочевых племенах он перемещается в специальный шатёр - "бендер", где с ним до последнего остаются близкие. При этом до самого момента смерти родные должны вести себя как обычно: есть, пить, смеяться и даже петь.

Ни один цыган никогда не позволит себе остаться умирать в общем шатре или доме, поскольку своей смертью он сделает это место грязным, непригодным для дальнейшего проживания. Из-за этого личные вещи усопшего, также запачканные скверной, ранее раздавали нищим у церквей, а в последние десятилетия опускают под землю вместе с покойным, расставляя их словно в комнате.

Одним словом, так, как хоронят цыгане, сегодня не делает этого никто. Например, вместо молитв над усопшим читают заговоры и по возможности опускают тело в могилу без гроба.

Подготовка к похоронам

Некоторые ответвления рома примечательны заблаговременной подготовкой к погребению: она выражается в создании накоплений уже с детства, чтобы позже суметь обеспечить себе достойные похороны. Например, часто имеет место предварительная покупка места на кладбище, где хоронят цыган.

В остальном же процесс приготовления тела к погребению зависит от религии самого племени. Похоронные обряды православных рома большей частью состоят из соблюдения христианских традиций: тело также обмывают и оплакивают с той лишь разницей, что для омовения используются травяные отвары, а молитвы заменяются заговорами.

Как хоронят цыгане

Во многих регионах похороны рома проходят пышно, особенно если умирает цыганский барон. В Молдове в 1998 году местного булибаши предали земле только на 14 день, чтобы все, кто хотел с ним попрощаться, смогли прибыть, параллельно с этим выстраивая богато отделанный склеп со специальными нишами. Они нужны для того, чтобы поместить вместе с умершим предметы его быта и любимый алкоголь.

В этом похороны русских, прибалтийских и скандинавских ветвей рома похожи. Они различаются лишь общим размахом, зависящим от статуса усопшего, и количеством дней, отведённых на подготовку.

Цыганские захоронения

Итак, мы уже практически рассмотрели вопрос о том, как хоронят цыгане своих усопших. Заметим еще, что процесс во многом зависит от места погребения.

Кочевые племена не имеют средств для покупки места на кладбище, потому отошедшего в мир иной предают земле в безлюдном нехожем уголке, вроде лесной чащи или степи под кустом ежевики. Согласно преданию, это растение защищает могилу от осквернения животными. Вещи же покойного зачастую просто сжигаются.

Прочие оседлые представители этноса хоронят своих близких, как все: на кладбищах. Крупные цыганские поселения располагают собственным погостом на выкупленной земле.

Заключение

Чтобы с уверенностью утверждать о погребальных обычаях цыган, следует лично присутствовать на похоронах или быть вхожим в табор. Это объясняется тем, что рома с особой тщательностью оберегают свои традиции, потому многое, что известно на сегодняшний день, является слухами или рассказами свидетелей.

Более того, не допускается распространение даже тех обычаев, значение которых позабыто цыганами. Возможно, причиной тому является неукоснительное исполнение всех требуемых ритуалов, связанных со смертью и похоронами.